Применение информационных технологий для повышения мотивации обучающихся и качества обучения с учетом требований профессиональных стандартов в образовательном процессе Гердт О. Е.
Гердт Ольга Евгеньевна / Gerdt Olga Evgenyevna — студент, кафедра теоретической физики и информационных технологий в образовании, специальность: информационные технологии в образовании, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена повышением мотивации обучающихся и качества обучения через использование в образовательном процессе инновационных технологий. Ключевые слова: информационные технологии, мотивация, ФГОС.
Сегодня, в век новых современных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Изменения в образовательном процессе просто необходимы, традиционный подход остается в прошлом. Перед современным педагогом стоит большая задача - воспитать, подготовить специалиста, конкурентоспособного на рынке труда. Повышение качества есть неотъемлемая часть данной задачи и существенным механизмом является инновационные технологии с пересмотром построения образовательного процесса. Основной проблемой в новой модели обучения может стать дополнительное обучение педагогов. Преподавателям, чтобы обладать свежими педагогическими технологиями, инновационными знаниями, идеями, необходимо приобретать новые навыки и обучаться на протяжении жизни. Овладев инновационными компетенциями, педагог служит направляющим механизмом к источникам информации, обучение происходит посредством осуществления какой-либо конкретной деятельности. Оценка результатов осуществляется для выработки дальнейшей стратегии обучения и выявления возможных направлений с учетом индивидуальных способностей.
Стратегическая цель государственной политики в области образования: повышение доступности качественного образования, соответствие образования требованиям инновационного и социально ориентированного развития страны, соответствие образования современным потребностям общества и каждого гражданина.
Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности. В свою очередь, для реализации нового образовательного стандарта необходима специально организованная деятельность по его введению в образовательную практику, создание системы научно-методического сопровождения, повышения квалификации и подготовки педагогических кадров. Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами.
С моей точки зрения, инновационный образовательный процесс имеет особый характер -происходит освоение нового опыта. Особенности инновационного образования: образовательный процесс имеет рабочий характер; образование выступает как средство, инструмент позитивного прохождения кризисных ситуаций индивидуального и/или коллективного субъекта (ситуации жизненного, профессионального, производственного, организационного кризиса).
Использование на уроках инновационных технологий на базе средств ИКТ изменяет отношение обучающихся к обучению, позитивно влияет на мотивацию, способствует развитию мышления. В качестве интерактивного оборудования сегодня широко используются в образовательном процессе интерактивные доски, планшеты, пульты, тренажеры, беспроводные клавиатура и мышь, наушники и многое другое.
Из собственного опыта могу сказать, что применение информационных технологий на уроках помогает перейти от стихийного к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий, расширению рамок образовательного процесса, повышению его практической направленности, Творчески решить проблемы преподавания учебных дисциплин, способствующие познавательному интересу к предмету, всячески стимулировать познавательную деятельность студентов, сегодня можно применив инновационные технологии. Растет мотивация студентов, что способствует активизации их познавательной деятельности, вследствие, эффективно развиваются ключевые компетентности [1, с. 38].
Для того чтобы выстроить инновационную образовательную практику необходимо разработать концептуальный инструментарий образовательного процесса как трансформацию целостного опыта. Инновационная образовательная практика воздействует на профессиональное мышление, имеет высокий потенциал, перспективу развития образования в целом. С твердой уверенностью можно сказать, что
применение инновационных технологий в образовательном процессе существенно расширяет возможность по модернизации подготовки будущих специалистов, востребованных на рынке труда.
Литература
1. Агапова О. И., Джонс J. I. А., Ушаков А. С. Проект новой модели обучения для информационного общества // Информатика и образование, 1996. № 1.
2. Актов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика, 1996. № 2.
3. Трофимов В. В. Информационные технологии, 2007.
Методы и формы производственного обучения Отабаев И. А.
Отабаев Искандар Абдуганиевич / Otabayev lskandar Abduganiyevich - самостоятельный соискатель, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров системы среднего специального, профессионального образования, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье приведены место и значение, методы и формы производственного обучения в профессиональных колледжах.
Ключевые слова: производственного обучения, методы и формы обучения, знаний, умений и навыков, производительный труд, технические средства обучения, мотивация, контрольные работы, этап урока, передовых методов труда.
Необходимым педагогическим условием эффективной реализации структур и содержания профессиональной подготовки являются выбор, и использование, а в условиях непрерывной многоуровневой подготовки и постоянное изменение методического аппарата активного учения и научения, основу которого составляют методы и формы обучения (производственного обучения).
В дидактической литературе под методами обучения понимают совместные способы работы обучающего и обучаемого, с помощью которых достигается усвоение знаний, умений и навыков, овладение практической деятельностью [2, с. 5], обеспечение решения задач обучения [10, с. 133]; под методами производственного обучения - способы совместной работы мастера и учащихся, усвоение умений и навыков, овладение практической деятельностью [2, с. 29; 10, с. 54; 11, с. 35]. Иногда метод производственного обучения трактуется как «совокупность способов и приемов ...» [1, с. 41], при этом методический прием выступает как элемент метода [10, с. 71] или наименьшая структурная единица способа обучения [11, с. 117]. Под формами понимают компоненты обучения или производственного обучения [5, с. 71], не совсем точно - «способы организационного построения учебного процесса, а также структуру занятий» [4, с. 65].
Существующие классификации примерно 70 и 50 называемых разными авторами методов соответственно обучения и производственного обучения объединяют по 8 основным признакам [1, 2, 3, 4, 5, 10, 11]:
по форме подачи информации: словесные; наглядные и практические; из них, по О. Ф. Федоровой: логические, организационные и технические;
- по деятельности обучающего: рассказ; беседа; объяснение; эксперимент; производительный труд; технические средства обучения; демонстрация наглядных пособий и практических работ; лекция;
- по деятельности обучаемых: слушание; осмысливание; участие в беседе, работа с литературой; упражнения; наблюдение; деловые игры; письменное инструктирование; лабораторно-практические работы;
- по стимуляции и мотивации учебно-производственной деятельности: программированное обучение; интерес к учению; мотивация долга и ответственности;
- по организации и осуществлению учебно-производственной деятельности, степени самостоятельности и активности учащихся: персептивные; логические (индуктивные, дедуктивные, диалогические, синтетические); гностические, включая репродуктивные, исследовательские, частично-поисковые, проблемно-поисковые. Для производственного обучения называют дополнительно: эвристические, проблемные, объяснительно-иллюстративные, а по Н. И. Думченко - репродуктивные (копирующие), адаптивные (с элементами самостоятельного поиска), системно-моделирующие (с умениями под руководством и самостоятельными);
- по контролю и самоконтролю: лабораторно-практические; с устным опросом; письменные; для производственного обучения - пробные и контрольные работы;