Научная статья на тему 'Методы и формы подготовки учителя к творчеству в процессе повышения квалификации'

Методы и формы подготовки учителя к творчеству в процессе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВУ. PEDAGOGICAL CREATIVITY / METHODS AND MODES OF STUDY TO CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юревич Светлана Николаевна

Автор статьи раскрывает методический и организационный аспекты подготовки учителя к творчеству в процессе повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юревич Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods and Forms of Preparing Teachers to Creativity in the Process of Improvement of Professional Skill

The author of article opens methodical and organizational aspects of preparation of the teacher to creativity in the course of improvement of professional skill.

Текст научной работы на тему «Методы и формы подготовки учителя к творчеству в процессе повышения квалификации»

Гипотезы, дискуссии, размышления

УДК 378.091.398 ББК 74.584(2)738.8

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К ТВОРЧЕСТВУ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Юревич С. Н.

Аннотация. Автор статьи раскрывает методический и организационный аспекты подготовки учителя к творчеству в процессе повышения квалификации.

The author of article opens methodical and organizational aspects of preparation of the teacher to creativity in the course of improvement of professional skill.

Ключевые слова: педагогическое творчество, методы и формы обучения творчеству.

Pedagogical creativity, methods and modes of study to creativity.

В период реформирования общества уточняются цели, содержание, интенсифицируются формы и методы повышения квалификации специалистов. В своей статье мы рассмотрим методический и организационный аспекты подготовки учителя к профессионально-творческой деятельности во внутришкольной системе повышения квалификации.

Проблема методов обучения творчеству является предметом исследования многих зарубежных и отечественных ученых (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Р. Бельман, Х. Лайтко, Б. Фогараси, Г. Клаус, М. Бур и др.).

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что авторами описаны методы решения различных интеллектуальных задач, многие из которых направлены на развитие творческих способностей личности. Это логические методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т. д.

Сегодня ученые предлагают новые логические методы. Так, предложен метод составления древа целей как графическое изображение связи между целями и средствами их достижения (А. П.Устюжанин, Ю. Ф.Утюмов). Правильно построенное «древо целей» позволяет представить полную картину взаимосвязи событий вплоть до перечня конкретных задач.

Разработан метод внеконтекстных операций с понятиями, который развивает понятийное, абстрактное, научное мышление (В. И. Журавлев, А. А. Елизаров).

Исследованию возможностей и специфических особенностей активных и интенсивных методов при обучении взрослых бизнесу, маркетингу, практической психологии, педагогике посвящены работы зарубежных и отечественных педагогов (В. А. Андреев, А. А. Балаев,

Н. В. Борисова, В. А. Булавин, А. А. Вербицкий, Г. Лозанов, Н. Д. Никандров, Г. П. Пана-рина, А. А. Соловьева, Л. А. Толкачева, А. Huczynski и др.).

В педагогике описаны эвристические методы, которые разработаны с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления в целях развития интуитивных процедур деятельности обучаемых в решении творческих задач: мозговой штурм, метод эвристических вопросов, метод многомерных матриц, метод инверсии, метод синек-тики и другие (В. И. Андреев).

В системе повышения профессиональнопедагогической квалификации рассматриваются такие методы как моделирование, микроисследование, проектный метод, метод аперцеп-ции-интеракции, анализ конкретных ситуаций, Т-группа, метод активизации самообразования, деловые, ролевые, инновационные, организационно-деятельностные игры и другие, которые взаимосвязывают теорию с практикой, стимулируют творческую активность учителя (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова, Ю. Н. Ку-люткин, О. Д. Полонская, В. Г. Рындак, А. А. Соловьева, Г. С. Сухобская и др.).

Организационные формы научно-методической работы современной школы достаточно подробно представлены в работах А. Д. Демин-цева, Л. И. Дудиной, М. М. Поташника, Т. И. Шамовой, В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева,

А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянова, О. Д. Полонской и других. В этих исследованиях особое

Юревич С- Н

Методы и формы подготовки учителя ^творчеству в процессе повышения квалификации

внимание ученые уделяют таким формам как проблемная лекция, теоретические и проблемные семинары и практикумы, школа инновационного опыта, научно-практическая конференция, педагогические чтения, творческие отчеты учителя, индивидуальная работа с учителем, наставничество, творческая группа, проблемная лаборатория, школа молодого учителя и др.

Использование разнообразных организационных форм и методов при подготовке учителя к профессиональному творчеству обеспечивает его творческую активность в профессиональной деятельности, возможность самореализации, способствует развитию творческих способностей. В то же время ученые подчеркивают, что чрезмерное увлечение различными формами и методами, как и их однообразие, рождает полудеятельность или деятельностную дистрофию (Е. С. Заир-Бек, И. Я. Ланина,

В. Оконь и др.).

Наше исследование показало, что систематизацию организационных форм и методов необходимо проводить с опорой на ведущий вид деятельности учителя в процессе его подготовки к профессионально-творческой деятельности.

В психолого-педагогической литературе рассматриваются различные виды деятельности обучаемого. Поскольку мы исследуем систему подготовки учителя к профессиональному творчеству в рамках современной школы, то нас, в первую очередь, интересуют специально организованные, управляемые виды деятельности. В системе высшего образования к таким видам относят учебно-познавательную деятельность студента, научно-исследовательскую и производственную практику (О. А. Абдуллина, С. И. Архангельский, А. А. Вербицкий, И. А. Колесникова, Н. В. Кузьмина, В. А. Сла-стенин, Н. М. Яковлева и др.). В системе повышения профессиональной квалификации (специально организованное обучение учителей на базе ИПКРО и педагогических вузов) учеными выделяется учебно-познавательная деятельность теоретического и практического характера (Ю. А. Веселов, В. Г. Воронова, В. Б. Гарай, В. И. Маслов и др.). В условиях инновационной школы (в процессе управления научно-методической работой в школе-гимназии) выделяют познавательную, тематическую и обобщающую деятельность педагогического коллектива (Л. И. Дудина).

В нашем исследовании мы выделили три вида деятельности, которые обеспечивают поэтапное овладение учителем опытом профессионального творчества: познавательную, исследовательскую и информационно-обобща-ющую. Заметим, что выделенные нами виды деятельности нельзя рассматривать как взаимодействие равноценных компонентов, каждый из которых вносит как бы равный «вклад» в образование нового качества - готовности учителя к профессионально-творческой деятельности - на всех этапах подготовки. Более того, в педагогике доказано, что в интегративном «конгломерате» существует ведущий, лидирующий компонент, который детерминирует процесс в целом. Следовательно, необходимо выделить лидирующий компонент деятельности на каждом этапе подготовки и, исходя из этого, отобрать соответствующие методы и формы организации деятельности учителей. Наш эксперимент показал, что на первом этапе подготовки учителя к профессионально-творческой деятельности лидирующим компонентом выступает познавательная деятельность, на втором этапе -исследовательская деятельность, на третьем -обобщающе-информационная.

В ходе специально организованной познавательной деятельности учителя включаются в изучение новых педагогических идей, теорий и технологий, знакомятся с новейшими достижениями педагогической науки и передовым педагогическим опытом, современными педагогическими проблемами в сфере образования, учатся выявлять актуальные педагогические проблемы, анализировать и критически оценивать различные точки зрения на решение той или иной педагогической проблемы, конкретной задачи, моделировать профессиональные действия по предложенным технологиям, проводить самоанализ и самооценку своей профессиональной деятельности. В процессе познавательной деятельности у учителя формируются теоретические, методические и технологические знания, совершенствуются профессиональные умения, формируются такие профессионально-творческие умения как умение увидеть педагогическую проблему, умение осуществить поиск идеи решения педагогической проблемы, умение использовать предложенные технологические решения в своей профессио-

Гипотезы, дискуссии, размышления ЧИППКРО

нальной деятельности, умение осуществить рефлексию профессиональной деятельности.

Ведущими методами подготовки учителя к творчеству на данном этапе выступают: метод проблемного изложения знаний, моделирование и анализ педагогических ситуаций, ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры, анализ и самоанализ педагогической деятельности, тренинг, микроисследование, методы самопознания, метод внеконтекстных операций, дискуссия, диспут.

Познавательная деятельность предполагает включение учителей в такие формы подготовки как: теоретические лекции, проблемные семинары и практикумы, школа молодого учителя, школа инновационного опыта, индивидуальные методические консультации, групповые методические консультации, самообразование.

В ходе исследовательской деятельности учителя овладевают теорией творчества и технологией научно-педагогического исследования, включаются в модернизацию, рационализацию известных методик, технологий, осуществляют конструктивное соединение элементов ранее известных методик, порождая новую технологию, а также в разработку новых педагогических идей и технологий с последующей их апробацией применительно к условиям данного образовательного учреждения. В процессе исследовательской деятельности у учителя формируются методологические знания, совершенствуются теоретические, методические и технологические знания, идет дальнейшее овладение профессионально-творческими умениями, такими как умение разработать стратегию решения педагогической проблемы, умение ее реализовать в реальных педагогических условиях, умение выявить соответствие полученного результата поставленной цели, умение осуществить рефлексию на каждом этапе деятельности, умение применять общенаучные и частнонаучные методы исследования и их комплекс.

Формированию названных умений способствуют эвристические методы: мозговой

штурм, метод многомерных матриц, метод инверсии, метод фокальных объектов, синектика, метод личной аналогии, метод организованных стратегий, метод упорядоченного поиска, метод ликвидации тупиковых ситуаций, метод составления древа целей, а также теоретические и

эмпирические методы, социологические и психологические методики, математические методы, методы анализа и самоанализа.

Формами, в которых наиболее успешно организуется исследовательская деятельность учителя, являются: научно-практические семинары, работа над индивидуальной методической темой, работа над научно-исследовательской темой, проблемная (инновационная) группа, творческая лаборатория.

Обобщающе-информационная деятель-

ность направлена на включение учителя в самоанализ и самооценку, научную интерпретацию и представление своих достижений в профессиональной деятельности, анализ и оценку инновационного опыта своих коллег, его систематизацию и внедрение в практику педагогической деятельности.

В ходе обобщающе-информационной деятельности у учителя совершенствуются методологические знания и формируются две группы профессионально-творческих умений: умение осуществлять рефлексию профессионально-творческой деятельности и умение теоретически интерпретировать и научно оформлять результаты творческих достижений в профессиональной деятельности. Этому способствуют методы анализа, оценки и обобщения инноваций, методы интерпретации творческих достижений, методы научного оформления инноваций, методы представления инноваций, методы педагогического общения.

Единый методический день, проведение открытых и показательных занятий, методический и инновационный бюллетень, выставка методических разработок, фестиваль педагогических идей, творческий отчет учителя, педагогические чтения, экспертный совет, научнопрактическая конференция, научно-методический совет, итоговый проблемно-стратегический педсовет, сборник научных трудов, -все эти формы характерны для обобщающе-информационной деятельности учителя в процессе его подготовки к творчеству. Таким образом, мы предлагаем три взаимосвязанных блока методов и форм, структурированных по принципу соответствия содержательным видам деятельности учителя.

Одно из основных условий формирования готовности учителя к творчеству - это целостное включение учителей в профессионально-

Юревич С- Н

Методы и формы подготовки учителя к,творчеству в процессе повышения квалификации

творческую деятельность на всех этапах подготовки. Значимым направлением целостного включения учителя в профессиональное творчество является интеграция педагогической теории и практики. Методически данная проблема отражает выбор схемы взаимосвязи теории с практикой. Наш эксперимент продемонстрировал необходимость использования двух схем: 1) теория - практика - теория; 2) практика - теория - практика - теория.

Особенностью включения учителей в профессионально-творческую деятельность по первой схеме является то, что им предлагалась педагогическая проблема. Исходя из этого, последовательность действий была следующей:

1) «теория» - теоретическое рассмотрение педагогической проблемы (лекции, семинары, конференции, консультации, самостоятельная работа с педагогической литературой и т. д.);

2) «практика» - разработка модели решения педагогической проблемы с последующей апробацией в реальной педагогической практике и корректировкой (практические занятия, консультации, индивидуальная работа, открытые уроки и т. д.);

3) «теория» - теоретическое осмысление полученных результатов, их интерпретация и научное оформление (самостоятельная работа, научно-практические семинары и конференции, творческие отчеты, экспертный совет, выставка работ и т. д.).

Особенность второй схемы состоит в том, что учителям педагогическая проблема не предъявлялась, а выявлялась и формулировалась самостоятельно. Поэтому первым этапом включения учителей в профессиональнотворческую деятельность выступала «практика». На данном этапе деятельность учителя была направлена на наблюдение, анализ и оценку реальной педагогической действительности с целью самостоятельного выявления педагогических проблем, которые возникают в современном педагогическом процессе. Основными формами включения учителя в деятельность на данном этапе выступали следующие: посещение занятий коллег, самостоятельная работа по

анализу и оценке своей профессиональной деятельности и выявлению возникших педагогических проблем, практические занятия по осмыслению (анализу и оценке) организации педагогического процесса коллегами и выявлению обобщенных педагогических проблем, требующих решения. Следующий этап (теория) был связан с коллективной формулировкой педагогической проблемы (центральной задачи). Третий (практический) этап предполагал: разработку путем коллективных поисков «ориентировочной» основы действий по решению центральной задачи; самостоятельную работу учителя по построению модели действий на основе общей схемы «ориентировочной» основы действий; самостоятельную работу учителя по реализации разработанного алгоритма решения задачи, а также контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ выполненного задания, корректировку профессиональной деятельности.

Наш эксперимент показал, что первая схема «теория - практика - теория» наиболее эффективна на первом этапе подготовки учителя к профессионально-творческой деятельности, вторая «практика - теория - практика - теория» - на втором и третьем этапах. Таким образом, конструируя методику формирования готовности учителя к профессионально-педагогическому творчеству, мы основывались на том, что творчество есть деятельность интеллектуального плана, поэтому подготовка к ней должна основываться на теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.). Открытость, вариативность и динамичность структурной организации процесса подготовки учителя к профессионально-творческой деятельности обеспечивается гибким использованием названных форм и методов, а также последовательным включением учителя в деятельность познавательного, исследовательского и информационно-обобща-ющего характера на каждом этапе подготовки, исходя из уровня владения опытом профессионального творчества.

Литература

1. Клементьевская, Е. А. Система работы с одарёнными и высокомотивированными детьми. Сотрудничество учителя и ученика [Текст] / Е. А. Клементьевская // Исследова-

Гипотезы, дискуссии, размышления ЧИППКРО

тельская работа школьников. - 2009. - № 2. -

С.33-47.

2. Левит, М. В. Образование одаренных в гимназическом образовательном пространстве / М. В. Левит, В. В. Глебкин // Завуч. - 2009. -№ 8. - С. 34-44.

3. Макарова, О. Г. Управление развитием работы с одаренными школьниками в многопрофильной гимназии на основе системноцелевого подхода [Текст] / О. Г. Макарова // Профильная школа. - 2007. - № 6. - С. 45-53.

4. Моргун, В. Традиции и перспективы педагогики одаренности «неодаренных» [Текст] / В. Моргун, М. Мутафова // Школьные технологии. - 2009. - № 2. - С. 20-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.