Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
педагогика / формы обучения / методы обучения / Китай / функциональная грамотность / гаокао / pedagogy / forms of education / teaching methods / China / functional literacy / Gaokao

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова А.А.

В работе рассматриваются основные формы и методы обучения в китайской средней школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND FORMS OF SECONDARY SCHOOL EDUCATION BASED ON EXAMPLE OF PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

The paper examines the main forms and methods of teaching in a Chinese secondary school.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

УДК 373.1

Павлова А.А.

студентка магистратуры кафедры теории и практики начального образования, Московский педагогический государственный университет

(г. Москва, Россия)

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация: в работе рассматриваются основные формы и методы обучения в китайской средней школе.

Ключевые слова: педагогика, формы обучения, методы обучения, Китай, функциональная грамотность, гаокао.

На сегодняшний день Россия и Китай - это центры современного мира. Партнёрские отношения находятся в самой тесной взаимосвязи за всю историю существования стран. Взаимовыгодное партнёрство распространено на самые крупные сферы жизнедеятельности государства - экономическую, промышленную, медицинскую и, в том числе, научно-образовательную.

Правительства обеих стран осознают, какое значение имеет качественное образование в общественном прогрессе, экономическом развитии и национальном процветании. И в России, и в Китае на сегодняшний день повышение качества образования поставлены на уровень национальных стратегий [1, с. 7].

Примером успешного внедрения философии «познавательной потребности» является Китай. Образовательная повестка среди граждан страны заключается в том, что получение высшего образования - это путёвка к интересной работе и достойной жизни, поэтому начиная с самых младших

лет, у детей формируется понимание того, что хорошее образование - это их личная жизненно-важная задача.

В Китае существует несколько форм обучения в средних школах. Одна из наиболее распространенных форм - это обычная дневная школа, где ученики посещают занятия с утра до вечера. Обучение в средней школе Китая характеризуется большой нагрузкой. В связи с этим, учебный день разделён на 2 части: с 8 до 11:30 дети изучают основные предметы, которые имеются в учебном расписании каждый день: математику, китайский и иностранный языки. С 12:00 до 14:00 у детей отдых и перерыв на обед и на сон, после которого продолжаются занятия по второстепенным предметам: труд, физкультура, рисование, музыка.

С первого дня обучения в средней школе на ребёнка заводится электронный «дневник общего развития», в котором фиксируются успехи, неудачи, склонности и особенности поведения ученика. По окончанию школы на основании этого дневника составляется психологический портрет ребёнка, который играет решающую роль для его дальнейшей учебной или профессиональной ориентации [2, с. 340].

Обучение в средней школе Китая подчинено концепции «функциональной грамотности». Данный термин впервые появился в марте 2014 года «в документах о всеобъемлющем углублении реформы программ обучения и реализации фундаментальных задач по воспитанию высокоморальных людей». Функциональная грамотность - способность применять приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

В средней школе обучение ведётся по предметам. Школьный предмет -это путь школьного образования. Учебная программа по конкретному предмету направлена не только на усвоение предметного содержания, но и на формирование у учащегося определённых личностных качеств и умений.

Согласно концепции «функциональной грамотности», курс по какому-либо предмету включает в себя приобретение следующих ключевых компетенций: базовые знания по предмету, базовые навыки, основные идеи и основные виды деятельности. Данные ключевые компетенции являются четырьмя основами, на базе которых происходит дальнейшее более углубленное обучение и развитие, а также способствуют повышению способностей находить, решать и анализировать проблемы с предметной (математической, физической, биологической и так далее) точки зрения («4 навыка»). Для этого используют все известные и доступные формы и методы обучения. Формы обучения, применяемые в средних школах Китая: урок-лекция, лабораторный урок, проверочный урок, комбинированный урок, факультативные занятия, домашняя работа, экскурсии, внеклассная работа и дистанционное обучение.

В рамках концепции функциональной грамотности используются следующие методы обучения:

1. Словесные: изложение, рассказ, беседа, объяснение. Направлены на получение школьниками научных знаний. Педагог передаёт знания о научных фактах, природных явлениях, о способах расчетов и так далее.

2. Наглядные методы обучения включают в себя использование наглядных пособий, графиков, схем, плакатов, моделей, демонстрационные материалы. Использование таких методов обучает детей оперировать приобретенными знаниями.

3. Практические: упражнения, лабораторные работы. Позволяют применить теоретические знания на практике, формируют умение оперировать приобретенными знаниями.

Помимо стандартных методов обучения в школах Китая применяют:

1. «Метод обучения Цзян Чжаочэня грамоте рифмованным текстом». Метод учитывает особенности детской психики, позволяя не просто изучать иероглифы, а изучать их вместе с текстом. Тексты представлены в виде

рифмованной формы, содержат естественное, общественное, гуманитарное, моральное и другие виды знаний.

2. «Метод ситуации и эмоции». Стимулирует чувства и эмоции обучающихся и активизирует их познавательную деятельность.

3. Метод «пробования». Метод обучения заключающийся в самостоятельном поиске ответа на поставленный педагогом вопрос.

Огромное внимание уделяется патриотическому и социалистическому воспитанию. В 80% школ каждый понедельник проводится торжественное поднятие флага в присутствии всех учеников. Присутствуют пионерско-комсомольские традиции. Так, в 3-ем классе детей принимают в пионеры, а в 7-ом классе они становятся комсомольцами. Таким образом, среди детей культивируется чувство патриотизма и приучение к мысли о том, что они будущие граждане своей страны и будут обязаны внести свой весомый вклад в процветание Родины [3, с. 55].

Учебный год начинается 1 сентября и поделён на 2 семестра итоги, которых проставляются в табеле. Оценивание проводится по 100-бальной системе.

На время каникул дети получает объёмное домашнее задание, выполнение которого является обязательным.

Образовательная система Китая характеризуется высокой конкурентоспособностью, поэтому китайцы стремятся к тому, чтобы их дети посещали как можно больше внеклассных, дополнительных, факультативных занятий.

После окончания средней школы старшей ступени для школьников Китая проводится Единый государственный экзамен - гаокао. Данный экзамен является одновременно и выпускным из средней школы и вступительным в любой ВУЗ Китая.

Таким образом, рассматривая формы и методы обучения в средней школе Китая, можно сделать вывод о том, что с детства детей приучают к труду и умению применять теоретические знания на практике. Уже начиная

со средней школы, дети обучаются по выбранным предметам, которые необходимы для дальнейшего обучения в ВУЗе, что позволяет познакомиться с дисциплиной более углубленно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Борисенков В.П. Россия - Китай. Образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв. М. РАо. 2007. С. 678;

2. Антиповский А. А., Боревская Н. Е., Франчук Н. В. Политика в области науки и образования в КНР (1949-1980). М.: Наука. 1980. С. 340;

3. Боревская Н.Е. Государство и школа. Опыт Китая на пороге III тысячелетия. М.: Наука. 2003. С. 410

Pavlova A.A.

Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia)

METHODS AND FORMS OF SECONDARY SCHOOL EDUCATION BASED ON EXAMPLE OF PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

Abstract: the paper examines the main forms and methods of teaching in a Chinese secondary school.

Keywords: pedagogy, forms of education, teaching methods, China, functional literacy,

Gaokao.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.