УДК 373.1
Павлова А.А.
студентка магистратуры кафедры теории и практики начального образования, Московский педагогический государственный университет
(г. Москва, Россия)
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аннотация: в работе рассматриваются основные формы и методы обучения в китайской средней школе.
Ключевые слова: педагогика, формы обучения, методы обучения, Китай, функциональная грамотность, гаокао.
На сегодняшний день Россия и Китай - это центры современного мира. Партнёрские отношения находятся в самой тесной взаимосвязи за всю историю существования стран. Взаимовыгодное партнёрство распространено на самые крупные сферы жизнедеятельности государства - экономическую, промышленную, медицинскую и, в том числе, научно-образовательную.
Правительства обеих стран осознают, какое значение имеет качественное образование в общественном прогрессе, экономическом развитии и национальном процветании. И в России, и в Китае на сегодняшний день повышение качества образования поставлены на уровень национальных стратегий [1, с. 7].
Примером успешного внедрения философии «познавательной потребности» является Китай. Образовательная повестка среди граждан страны заключается в том, что получение высшего образования - это путёвка к интересной работе и достойной жизни, поэтому начиная с самых младших
лет, у детей формируется понимание того, что хорошее образование - это их личная жизненно-важная задача.
В Китае существует несколько форм обучения в средних школах. Одна из наиболее распространенных форм - это обычная дневная школа, где ученики посещают занятия с утра до вечера. Обучение в средней школе Китая характеризуется большой нагрузкой. В связи с этим, учебный день разделён на 2 части: с 8 до 11:30 дети изучают основные предметы, которые имеются в учебном расписании каждый день: математику, китайский и иностранный языки. С 12:00 до 14:00 у детей отдых и перерыв на обед и на сон, после которого продолжаются занятия по второстепенным предметам: труд, физкультура, рисование, музыка.
С первого дня обучения в средней школе на ребёнка заводится электронный «дневник общего развития», в котором фиксируются успехи, неудачи, склонности и особенности поведения ученика. По окончанию школы на основании этого дневника составляется психологический портрет ребёнка, который играет решающую роль для его дальнейшей учебной или профессиональной ориентации [2, с. 340].
Обучение в средней школе Китая подчинено концепции «функциональной грамотности». Данный термин впервые появился в марте 2014 года «в документах о всеобъемлющем углублении реформы программ обучения и реализации фундаментальных задач по воспитанию высокоморальных людей». Функциональная грамотность - способность применять приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
В средней школе обучение ведётся по предметам. Школьный предмет -это путь школьного образования. Учебная программа по конкретному предмету направлена не только на усвоение предметного содержания, но и на формирование у учащегося определённых личностных качеств и умений.
Согласно концепции «функциональной грамотности», курс по какому-либо предмету включает в себя приобретение следующих ключевых компетенций: базовые знания по предмету, базовые навыки, основные идеи и основные виды деятельности. Данные ключевые компетенции являются четырьмя основами, на базе которых происходит дальнейшее более углубленное обучение и развитие, а также способствуют повышению способностей находить, решать и анализировать проблемы с предметной (математической, физической, биологической и так далее) точки зрения («4 навыка»). Для этого используют все известные и доступные формы и методы обучения. Формы обучения, применяемые в средних школах Китая: урок-лекция, лабораторный урок, проверочный урок, комбинированный урок, факультативные занятия, домашняя работа, экскурсии, внеклассная работа и дистанционное обучение.
В рамках концепции функциональной грамотности используются следующие методы обучения:
1. Словесные: изложение, рассказ, беседа, объяснение. Направлены на получение школьниками научных знаний. Педагог передаёт знания о научных фактах, природных явлениях, о способах расчетов и так далее.
2. Наглядные методы обучения включают в себя использование наглядных пособий, графиков, схем, плакатов, моделей, демонстрационные материалы. Использование таких методов обучает детей оперировать приобретенными знаниями.
3. Практические: упражнения, лабораторные работы. Позволяют применить теоретические знания на практике, формируют умение оперировать приобретенными знаниями.
Помимо стандартных методов обучения в школах Китая применяют:
1. «Метод обучения Цзян Чжаочэня грамоте рифмованным текстом». Метод учитывает особенности детской психики, позволяя не просто изучать иероглифы, а изучать их вместе с текстом. Тексты представлены в виде
рифмованной формы, содержат естественное, общественное, гуманитарное, моральное и другие виды знаний.
2. «Метод ситуации и эмоции». Стимулирует чувства и эмоции обучающихся и активизирует их познавательную деятельность.
3. Метод «пробования». Метод обучения заключающийся в самостоятельном поиске ответа на поставленный педагогом вопрос.
Огромное внимание уделяется патриотическому и социалистическому воспитанию. В 80% школ каждый понедельник проводится торжественное поднятие флага в присутствии всех учеников. Присутствуют пионерско-комсомольские традиции. Так, в 3-ем классе детей принимают в пионеры, а в 7-ом классе они становятся комсомольцами. Таким образом, среди детей культивируется чувство патриотизма и приучение к мысли о том, что они будущие граждане своей страны и будут обязаны внести свой весомый вклад в процветание Родины [3, с. 55].
Учебный год начинается 1 сентября и поделён на 2 семестра итоги, которых проставляются в табеле. Оценивание проводится по 100-бальной системе.
На время каникул дети получает объёмное домашнее задание, выполнение которого является обязательным.
Образовательная система Китая характеризуется высокой конкурентоспособностью, поэтому китайцы стремятся к тому, чтобы их дети посещали как можно больше внеклассных, дополнительных, факультативных занятий.
После окончания средней школы старшей ступени для школьников Китая проводится Единый государственный экзамен - гаокао. Данный экзамен является одновременно и выпускным из средней школы и вступительным в любой ВУЗ Китая.
Таким образом, рассматривая формы и методы обучения в средней школе Китая, можно сделать вывод о том, что с детства детей приучают к труду и умению применять теоретические знания на практике. Уже начиная
со средней школы, дети обучаются по выбранным предметам, которые необходимы для дальнейшего обучения в ВУЗе, что позволяет познакомиться с дисциплиной более углубленно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Борисенков В.П. Россия - Китай. Образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв. М. РАо. 2007. С. 678;
2. Антиповский А. А., Боревская Н. Е., Франчук Н. В. Политика в области науки и образования в КНР (1949-1980). М.: Наука. 1980. С. 340;
3. Боревская Н.Е. Государство и школа. Опыт Китая на пороге III тысячелетия. М.: Наука. 2003. С. 410
Pavlova A.A.
Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia)
METHODS AND FORMS OF SECONDARY SCHOOL EDUCATION BASED ON EXAMPLE OF PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA
Abstract: the paper examines the main forms and methods of teaching in a Chinese secondary school.
Keywords: pedagogy, forms of education, teaching methods, China, functional literacy,
Gaokao.