Научная статья на тему 'СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1625
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КНР / СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КНР / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАНИЯ / ШКОЛЬНИКИ / ПРАВИЛА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хоу Молань

В статье рассматривается система школьного образования в Китайской Народной Республике (КНР). Важно отметить, действующая образовательная система Китая была принята в годы создания КНР. Тем временем, Министерство образования КНР разрабатывает законопроекты в области образования. Данные меры необходимы для обеспечения высококачественного базового образования в стране. Таким образом, в КНР наблюдается модернизация системы образования. Установлено, структура школьного образования КНР состоит из трех ступеней: начального, среднего и старшего. Дети начинают свое обучение в возрасте шести лет и заканчивают среднюю школу в восемнадцать лет. Академический период продолжается с сентября по июль. Система оценок в КНР состоит из бальной системы. Выявили особенностью системы школьного образования КНР является обязательное девятилетнее обучение. Благодаря модернизации системы образования был сокращен уровень безграмотности населения и разрыв в образовании КНР. При этом современная система школьного образования ориентирована на качественное и доступное образование. В то же время повышенное внимание в развитии системы школьного образования КНР способствует развитию человеческого капитала в стране. Высокий уровень человеческого капитала приводит к экономическому процветанию страны. Богатая страна залог качественной жизни, благополучия и безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL EDUCATION SYSTEM IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

The article deals with the system of school education in the People's Republic of China (PRC). It is important to note that the current educational system of China was adopted during the years of the founding of the PRC. Meanwhile, the Ministry of Education of the People's Republic of China is developing bills in the field of education. These measures are necessary to ensure high quality basic education in the country. Thus, the modernization of the education system is observed in the PRC. It has been established that the structure of school education in the PRC consists of three levels: primary, secondary and senior. Children begin their education at the age of six and graduate from high school at eighteen. The academic period lasts from September to July. The grading system in the PRC consists of a point system. Revealed a feature of the school system of the PRC is a mandatory nine-year education. Thanks to the modernization of the education system, the illiteracy rate of the population and the educational gap in the PRC have been reduced. At the same time, the modern system of school education is focused on quality and affordable education. At the same time, increased attention in the development of the PRC school system contributes to the development of human capital in the country. A high level of human capital leads to the economic prosperity of the country. A rich country is a guarantee of quality life, prosperity and security.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

Педагогика

УДК 373

аспирант Хоу Молань

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (г. Санкт-Петербург)

ОТСТЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Аннотация. В статье рассматривается система школьного образования в Китайской Народной Республике (КНР). Важно отметить, действующая образовательная система Китая была принята в годы создания КНР. Тем временем, Министерство образования КНР разрабатывает законопроекты в области образования. Данные меры необходимы для обеспечения высококачественного базового образования в стране. Таким образом, в КНР наблюдается модернизация системы образования. Установлено, структура школьного образования КНР состоит из трех ступеней: начального, среднего и старшего. Дети начинают свое обучение в возрасте шести лет и заканчивают среднюю школу в восемнадцать лет. Академический период продолжается с сентября по июль. Система оценок в КНР состоит из бальной системы. Выявили особенностью системы школьного образования КНР является обязательное девятилетнее обучение. Благодаря модернизации системы образования был сокращен уровень безграмотности населения и разрыв в образовании КНР. При этом современная система школьного образования ориентирована на качественное и доступное образование. В то же время повышенное внимание в развитии системы школьного образования КНР способствует развитию человеческого капитала в стране. Высокий уровень человеческого капитала приводит к экономическому процветанию страны. Богатая страна залог качественной жизни, благополучия и безопасности.

Ключевые слова: школьное образование КНР, структура образовательной системы КНР, человеческий капитал, специфика образования, школьники, правила школьной жизни.

Annotation. The article deals with the system of school education in the People's Republic of China (PRC). It is important to note that the current educational system of China was adopted during the years of the founding of the PRC. Meanwhile, the Ministry of Education of the People's Republic of China is developing bills in the field of education. These measures are necessary to ensure high quality basic education in the country. Thus, the modernization of the education system is observed in the PRC. It has been established that the structure of school education in the PRC consists of three levels: primary, secondary and senior. Children begin their education at the age of six and graduate from high school at eighteen. The academic period lasts from September to July. The grading system in the PRC consists of a point system. Revealed a feature of the school system of the PRC is a mandatory nine-year education. Thanks to the modernization of the education system, the illiteracy rate of the population and the educational gap in the PRC have been reduced. At the same time, the modern system of school education is focused on quality and affordable education. At the same time, increased attention in the development of the PRC school system contributes to the development of human capital in the country. A high level of human capital leads to the economic prosperity of the country. A rich country is a guarantee of quality life, prosperity and security.

Key words: school education of the PRC, the structure of the educational system of the PRC, human capital, the specifics of education, schoolchildren, the rules of school life.

Введение. Действующая образовательная система Китая была принята в годы создания Китайской народной республики (КНР). Следует отметить, до начала образования КНР только пятая часть китайского населения умели писать и читать. Поэтому политика государства была нацелена на ликвидацию безграмотности населения. К 2011 г. КНР целиком воплотил запланированную цель в распространении девятилетнего обязательного образования, а также устранения неграмотности среди молодого и взрослого населения. По методологии UNESCO уровень неграмотности взрослого населения снизился с 80% в 1949 г. до 1% в 2018 г. [1, С. 4].

Реализована государственная образовательная политика на различных уровнях, например, План действий по омоложению в области образования на 2003-2007 г. (2004 г.), Руководящие принципы Среднесрочного и долгосрочного плана для Реформа образования и развитие 2010-2020 гг. (2010 г.), Решение об ускорении образования для меньшинств (2015 г.), Рекомендации по внедрению всестороннего продвижения университетов мирового уровня и дисциплин мирового уровня (2017 г.), Мнения о повышении всестороннего потенциала развития талантов путем ускорения создания высококачественного высшего образования (2018 г.) и Десять руководящих принципов профессионального поведения преподавателей в новую эпоху (2018 г.).

Постоянные политические усилия последних нескольких десятилетий позволили КНР стать мировым лидером в сфере образования. Согласно международному исследованию Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) дети в возрасте 15 лет из самых экономически развитых регионов Китая (Пекин, Шанхай, Цзянсу и Чжэцзян) превосходят своих ровесников из США и Западной Европы в знаниях по ключевым школьным предметам: математике, чтении и естественных науках [2, С. 17].

В период пандемии Covid-19 в КНР образовательный процесс был переведен на дистанционный формат. Так, в школах появились микроклассы, прямые трансляции QQ (сервис мгновенного обмена сообщения в Китае, где qq - вариации на аббревиатуру gg - good game), SPOC (small private online coarse - небольшие закрытые онлайн-курсы), Education Cube (платформа для оптимизации и автоматизации процесса международной мобильности студентов), ФШЖ^ MOOC (Massive Open Online Courses - массовые открытые онлайн-курсы), а также «облачные классы» которые позволили получать знания в полной мере [3].

Министерство образования КНР разрабатывает законопроект для обеспечения высококачественного базового образования в стране. Перемены касаются в снижении количества домашнего задания и внеклассного обучения. Важно отметить, у первых и вторых классов полностью отменяться письменные экзамены, а учащиеся других классов будут сдавать один итоговый экзамен в завершении семестра.

Таким образом, благодаря модернизации системы образования был сокращен уровень безграмотности населения и разрыв в образовании КНР. Принятая система образования ориентирована в предоставление полного образования среди населения.

Мерой для снижения распространения вируса Covid-19 в образовательном процессе обучение осуществлялось с помощью дистанционных технологий (цифровых платформ).

Изложение основного материала статьи. В соответствии Закона об образовании КНР (ст. 17) в Китае существуют следующие виды образования: дошкольное, начальное, среднее и высшее [4, С. 2]. Ключевой национальной инициативой является закон о девятилетнем обязательном образовании, которое полностью финансируется Государством. Данный закон принят в 1986 г. и направлен на обеспечение правовых императивов, гарантирующих права человека на обучение и

образование для китайских детей. В 2006 г. в закон были внесены поправки и дополнения, в результате чего к 2016 г. в 218 900 школ было зачислено 145,35 миллиона учащихся [5, С. 1].

Базовое образование состоит из дошкольного, начального и среднего образования. В 6 лет дети поступают в начальную школу. Обучение на первой и старшей ступенях начальной школы продолжается по три года на каждой ступени. Переход в среднюю школу составляет 12 лет и продолжительность равна три года.

Таблица 1

Структура школьного образования КНР

Учебная ступень Возраст учащихся

Начальная школа 6-12 лет

Средняя школа 12-15 лет

Старшая школа 15-18 лет

По завершении средней школы ученик может продолжить обучение в средней школе или пойти получать профессиональное образование. Важно отметить, обучение в средней школе является платным.

Академический период в КНР продолжается с сентября по июль. Ученики посещают школу пять дней в неделю. Занятия начинаются с 7:30 или 8:00 утра и заканчиваются около 17:00 вечера. Продолжительность урока составляет 40 минут с 10-15-минутным перерывом между занятиями. Летние каникулы - в июле и августе, а зимние - в январе или феврале. Система оценок в КНР имеет следующую классификацию А, В, С, D и F.

Таблица 2

Система оценок в КНР

Классификация Процент Значение

А 100-85% Отлично

В 84-75% Хорошо

С 74-61% Среднее

D 60% Удовлетворительно

F 59% > Неудовлетворительно

Начальная школа в КНР. В возрасте шести лет дети начинают обучение в начальной школе. В целом, 60% отведенного времени обучения посвящено китайскому языку и математике, также называемой «большой двойкой». Кроме того, детей обучают музыке, искусству, морали, обществу и природе, а также проводят практические занятия.

Некоторые школы также начинают преподавать иностранные языки ближе к концу начальной школы и добавляют к этому факультативные занятия. Фактически, конкурентоспособность образовательной системы в КНР начинается очень рано, поэтому родители отправляют своих детей на различные внеклассные мероприятия, для всестороннего развития детей.

После завершения начального образования учащиеся должны сдать обязательные экзамены, проверяющие их знания китайского языка и математики.

Средняя школа в КНР. В возрасте от 12 до 15 лет дети ходят в среднюю школу в КНР. Государственные школы часто делятся на младшие средние школы (эквивалент средней школы) и старшие средние школы (эквивалент средней школы), каждая из которых рассчитана на три года.

После окончания неполной средней школы ученики могут выбрать, хотят ли они посещать обычную старшую среднюю школу, профессионально-техническое училище или профессиональное училище. И хотя затраты на обучение в неполной средней школе обычно минимальны, плата за последующее образование значительно возрастает.

Для многих студентов возможность позволить себе высшее образование - не единственная проблема, с которой они сталкиваются. Где бы они ни решили продолжить свое образование, учащиеся должны сдавать вступительные экзамены в Чжункао - старшие классы средней школы. Затем, в зависимости от набранных баллов, они могут выбрать следующее учебное заведение, в которое они хотят поступить. Обычно на этом этапе не бывает большого конкурса, если только ученик не решает подавать документы в более престижные школы страны.

Расписания в вышеупомянутых школах аналогичны начальным школам (с 8:00 до 17:00), однако дни обычно длиннее.

Гаокао - самый сложный выпускной экзамен в старшей школе. Вступительный государственный экзамен «гаокао» был официально введен в 1952 г., после образования КНР. Однако текущий формат экзамен «гаокао» принял лишь в 1959 г. Спустя время, имеющийся процедура сдачи экзамена подвергалась осуждениям по причине ущемления интересов рабочего класса. В 1966 г. в период культурного переворота экзамен был отменен. Взамен практиковалась система рекомендаций.

Главная цель старших классов средней школы - это подготовить своих учеников к высшему образованию. Фактически, качество средней школы часто измеряется количеством студентов, которых они отправляют в колледж. Это во многом связано с ограниченным количеством мест в университетах Китая и большим количеством поступающих.

Этот девятичасовой экзамен, который нужно сдать за три дня, очень сложен, и только 40% студентов сдают его с первого раза. Экзамен проверяет навыки и знания студентов китайского, математики, иностранного языка и некоторых других факультативных предметов. По их результатам они будут приняты в ведущие университеты, обычные университеты или учреждения, действующие на провинциальном уровне.

Каждый ученик оценивается на основе результатов тестов и успеваемости, и эти рейтинги помещают учеников в класс с другими сверстниками, имеющими аналогичные рейтинги. Как и во многих других школах Китая, учащиеся каждого класса остаются неизменными на протяжении всех трех лет средней школы, если только их оценки существенно не изменятся, что позволит им перейти в другой класс (с более высоким или более низким рейтингом). Поскольку они проводят так много времени в школе и со своими одноклассниками в течение трех лет, каждый день от восхода до захода солнца, ученики, как правило, создают тесные связи и дружеские отношения со своими одноклассниками.

Выводы. Данный момент времени, в КНР идет активная модернизация образовательной политики. Действующая образовательная структура КНР состоит из трех уровней: дошкольного, начального и среднего образования. Дети начинают свое обучение в возрасте 6 лет и заканчивают среднюю школу в 18 лет.

В стране существует обязательное бесплатное девятилетнее школьное образование. Академический период продолжается с сентября по июль. Система оценок в КНР состоит из бальной системы.

Самым важным экзаменом школьников старшей школы является «гаокао» который проверяет знания китайского, математики, иностранного языка и некоторых других факультативных предметов. По их результатам они будут приняты высшие учебные заведения. Можно сделать вывод, что повышенное внимание в развитии системы школьного образования КНР способствует развитию человеческого капитала в стране. В результате, школьное образование КНР является мировым лидером.

Литература:

1. Гуйжэнь, Ю. Столетний план. Образование прежде всего: обзор реформы и развития образования после XVI Всекитайского съезда партии / Ю. Гуйжэнь // Народное издательство. - 2012. - 11 с.

2. ОЭСР: сайт. - 2021. - URL: https://www.oecd.org/pisa/PISA%202018%20Insights%20and%20Interpretations%20FINAL%20PDF.pdf (дата обращения: 10.12.2021).

3. Хесслер, П. Как Китай контролировал коронавирус. Преподавание и обучение в провинции Сычуань во время пандемии / П. Хесслер // The New Yorker: сайт: [сайт], 2020. - URL: https://www.newyorker.com/magazine/2020/08/17/how-china-controller-the Coronavirus (дата обращения: 10.12.2021).

4. Китайская Народная Республика. Законы. Об обязательном образовании Китайской Народной Республики [принят Постоянным комитетом 12-го созыва ВСНП 27 дек. 2015 г.]. - КНР, 2015. - 103 с.

5. Министерство образования КНР. - 2021. - URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_fztjgb/201807/t20180719_343508.html (дата обращения: 10.12.2021).

6. Гурулева, Т.Л. Система образования в Китайской Народной Республике: структура и основные направления развития / Т.Л. Гурулева // Высшее образование в России. - 2017. - № 7 (214). - С. 152-164.

7. Основные тенденции развития системы педагогического образования в китайской народной республике на современном этапе / А. Лубков, 0. Морозова, Ч. Чжан, А. Юдин // Наука и школа. - 2021. - № 4. - С. 43-56.

8. Кузнецова, В.В. Сельское образование в Китае: курс на расширение возможностей / В.В Кузнецова, О.А. Машкина // Образовательная политика. - 2021. - №1(85). - С. 100-111.

9. Шаодун, Ш. Динамика и проблемы развития системы образования в КНР / Ш. Шаодун // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2021. - №1. - С. 161-174.

10. Пищерская, Е.Н. О переходе на дистанционное обучение в Китае в период пандемии коронавируса / Е.Н. Пищерская, Е.М. Рокицкая, В.П. Филиппова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - №3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30923 (дата обращения: 15.12.2021).

Педагогика

УДК 378.146

кандидат педагогических наук, доцент Ческидова Ирина Борисовна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассмотрены возможности подготовки студентов педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности. Оценка результатов художественно-творческой деятельности детей является важной составляющей работы педагога. В статье проанализированы взгляды на данную проблему ведущих современных российских педагогов и психологов. При оценке уровня художественного развития ребенка необходимо учитывать его индивидуальные особенности, склонности и потенциал. В начальной школе при оценке достижения планируемых результатов рекомендуется давать и оценивать итоговое задание по предмету. Также немаловажным является формирование у младших школьников действий оценки и самооценки. Особенности оценивания учебных и творческих работ детей создают необходимость подготовки студентов в данном направлении. В статье приведены результаты анкетирования студентов выпускного курса, работающих в начальной школе, выявлены сложности в работе начинающего педагога. Отмечена необходимость формирования навыков оценки результатов художественно-творческой деятельности обучающихся. Формированию навыков оценки и самооценки работ способствует разработка студентами критериев оценки работ, среди которых качество, оригинальность, возможность использования в работе с детьми. Показ фрагмента урока на практическом занятии с последующим самоанализом и самооценкой способствует формированию данных навыков. Проведение выставок, просмотров работ с последующим анализом и обсуждением дает возможность студенту получить навыки оценивания результатов художественно-творческой деятельности. Просмотр презентаций и видеороликов на практических занятиях формирует навык оценивания визуальной информации. Используя полученный опыт на практике, будущий педагог сможет осуществлять и корректировать деятельность учителя и обучающихся. Приобретение студентами педагогического вуза опыта работы в данном направлении будет способствовать их успешной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: оценка, самооценка, критерии, изобразительная деятельность, обучающиеся.

Annotation. The article considers the possibilities of preparing students of a pedagogical university for future professional activity. Evaluation of the results of artistic and creative activity of children is an important component of the teacher's work. The article analyzes the views of leading modern Russian teachers and psychologists on this problem. When assessing the level of artistic development of a child, it is necessary to take into account his individual characteristics, inclinations and potential. In primary school, when evaluating the achievement of planned results, it is recommended to give and evaluate the final task on the subject. Also important is the formation of assessment and self-assessment actions in younger schoolchildren. The peculiarities of evaluating educational and creative works of children create the need to prepare students in this direction. The article presents the results of a survey of graduate students working in elementary school, the difficulties in the work of a novice teacher are revealed. The need for the formation of skills for evaluating the results of artistic and creative activity of students is noted. The development of work evaluation criteria by students, including quality, originality, and the possibility of use in working with children, contributes to the formation of skills for evaluating and self-evaluating works. Showing a fragment of a lesson in a practical lesson with subsequent introspection and self-assessment contributes to the formation of these skills. Holding exhibitions, viewing works with subsequent analysis and discussion gives the student the opportunity to gain skills in evaluating the results of artistic and creative activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.