Научная статья на тему 'Обучение биологии в старших школах КНР: история и современность'

Обучение биологии в старших школах КНР: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
обучение биологии / учебная программа / учебник / экспериментальноисследовательская деятельность. / biology teaching / curriculum / textbook / experimental research activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вэй Жуи, Теремов Александр Валентинович

Статья посвящена обучению биологии в старших школах КНР с момента образования государства и по сегодняшний день. Проанализированы программы и учебники, являющиеся основой учебного предмета. Рассмотрена преемственность содержания биологического образования, увеличение глубины и широты биологических знаний, развитие деятельностной составляющей биологического образования. Отмечены особенности организации образовательного процесса по биологии в современных условиях изменения взаимоотношений учителя и учеников, дифференциации и личностной ориентации образования, насыщенности учебного материала практическими заданиями. Показано, что дальнейшее развитие обучения биологии в старших школах КНР связано с усилением внимания к личности ученика, с распространением экспериментально-исследовательской деятельности по учебному предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вэй Жуи, Теремов Александр Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOLOGY TEACHING IN HIGH SCHOOLS OF CHINA (PRC): HISTORY AND MODERN SITUATION

The article deals with teaching biology in high schools of People’s Republic of China, from the moment of the formation of the state to the present day. Programs and textbooks, which form the basis of the academic subject, are analyzed. The continuity of the content of biological education, the increase in the depth and breadth of biological knowledge, the development of the biological education activity component are considered. The peculiarities of the organization of the educational process in biology under current conditions of changing relationship between teachers and students, the differentiation and personal orientation of education, the richness of the educational material with practical tasks are noted. It is shown that the further development of the teaching of biology in high schools of the People’s Republic of China is connected with the attention strengthening to the personality of the student and with the spread of experimental research activity on the subject.

Текст научной работы на тему «Обучение биологии в старших школах КНР: история и современность»

1УДК 372.857 ББК 74.262.8

ОБУЧЕНИЕ БИОЛОГИИ В СТАРШИХ ШКОЛАХ КНР: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Вэй Жуй, А. В. Теремов

Аннотация. Статья посвящена обучению биологии в старших школах КНР с момента образования государства и по сегодняшний день. Проанализированы программы и учебники, являющиеся основой учебного предмета. Рассмотрена преемственность содержания биологического образования, увеличение глубины и широты биологических знаний, развитие деятельностной составляющей биологического образования. Отмечены особенности организации образовательного процесса по биологии в современных условиях изменения взаимоотношений учителя и учеников, дифференциации и личностной ориентации образования, насыщенности учебного материала практическими заданиями. Показано, что дальнейшее развитие обучения биологии в старших школах КНР связано с усилением внимания к личности ученика, с распространением экспериментально-исследовательской деятельности по учебному предмету.

Ключевые слова: обучение биологии, учебная программа, учебник, экспериментально-исследовательская деятельность.

BIOLOGY TEACHING IN HIGH SCHOOLS OF CHINA (PRC): HISTORY AND MODERN SITUATION

Wej Guj, A. V. Teremov

Abstract. The article deals with teaching biology in high, schools of People's Republic of China, from the moment of the formation of the state to the present clay. Programs and textbooks, which form the basis of the academ ic subject, are analyzed. The continuity of the content of biological education, the increase in the depth and breadth of biological knowledge, the development of the biological education activity component are considered. The peculiarities of the organization of the educational process in biology under current conditions of changing relationship between teachers and students, the differentiation and personal orientation of education, the richness of the educational material with practical tasks are noted. It is shown that the further development of the teaching of biology in high schools of the People's Republic of China, is connected, with the attention, strengthening to the personality of the student and. with the spread, of experimental research, activity on, the subject.

Keywords: biology teaching, curriculum, textbook, experimental research, activity.

Сегодня средняя школа в КНР состоит из двух ступеней - неполной и старшей. Средняя школа второй ступени -это полная средняя школа, или старшие школы, которые бывают разного типа: академические, профессионально-технические, гуманитарные и др. Возраст школьников, поступающих на вторую ступень школы, - 15-16 лет. Обучение в старших школах профильное и длится от 2 до 4 лет - в зависимости от выбранного профиля. Учебный предмет «Биология» является обязательным для профессионально-технического профиля обучения. Это направление общеобразовательной подготовки отличается глубиной и широтой охвата изучаемых старшеклассниками биологических знаний, задачами формирования умений и навыков практической работы с различными биологическими объектами в лабораторных и полевых условиях.

За последние 60 лет в образовательной системе КНР произошли существенные изменения. Эксперты отмечают значительный рост общего уровня грамотности населения с критически низкого (более 80% китайцев были абсолютно безграмотны) до высоких результатов, которые, например, были продемонстрированы старшеклассниками в ходе проведенного в 2012 г. Международного исследования естественнонаучной грамотности PISA (Program for International Student Assessment) [1]. На сегодняшний день в КНР свыше 500 тыс. школ, где обучаются сотни миллионов школьников. Развитие этой самой большой в мире образовательной системы представляет несомненный интерес для научного исследования проблем школьного биологического образования.

Конечная цель биологического образования в старших школах КНР обозначена как подготовка старшеклассников к сдаче выпускного государственного экзамена для поступления в университет, так называемого «Гао-као» (аналог нашего ЕГЭ). Для ее достижения школьникам необходимо овладеть теоретическими биологическими знаниями, а также

приобрести практические умения и навыки, связанные с проведением исследований различных биологических объектов: растений, животных, бактерий, дрожжей и др.

Основу изучения учебного предмета составляет его программа. В 1949 г. сразу после образования КНР единая программа биологии для школ отсутствовала, а было несколько адаптированных вариантов, что было связано с крайне низким уровнем общеобразовательной подготовки школьников и огромными различиями, существовавшими между сельскими и городскими школами. В 1952 г. на основе программы по биологии, принятой в СССР, вышел нормативный документ Госкомитета просвещения КНР - «Учебная программа биологии для школ». Ее главной особенностью стала направленность содержания биологического образования на общее ознакомление школьников с широко распространенными в природе Китая растениями и животными. В 1956 г. эта программа была дополнена изучением основ сельскохозяйственного труда, то есть обучение биологии в старшей школе приобрело практическую направленность, обусловленную задачами экономического развития страны.

В 1963 г. произошла реформа образовательной системы КНР и была опубликована базовая «Учебная программа биологии для школ с полным рабочим днем». Согласно ей в содержание биологического образования был включен не только морфолого-анатомический описательный материал, но и основы социального дарвинизма, очерки по физиологии культурных растений и сельскохозяйственных животных, что было связано с задачей «перестройки природы человеком», поставленной Коммунистической партией Китая и правительством страны. Эта расширенная программа учебного предмета «Биология» обеспечивала формирование научно-материалистического мировоззрения школьников, осуществляла более тесную связь теоретических биологических знаний с производительным сельскохозяйствен-

ным трудом, способствовала ознакомлению обучаемых с достижениями китайских ученых-селекционеров, растениеводов и животноводов по обеспечению населения продуктами сельского хозяйства [2].

В 1978 г. базовая учебная программа была дополнена другим нормативным документом - «Санитарной учебной программой биологии в школах». Она определила на два десятилетия не только уровень и объем биологических знаний, но и общие принципы отбора учебного материала к урокам, единые требования к использованию методов и средств обучения, критерии оценивания учебной работы школьников. В 1985 г. для улучшения качества преподавания биологии в старших школах были утверждены два варианта учебного материала: базовый и повышенный, а также выпущены учебники А и Б, которые образовательные учреждения стали выбирать по своему усмотрению.

В 1996 г. Министерство образования КНР провело экспериментальную проверку эффективности действующей учебной программы по биологии, по результатам которой в нее были внесены изменения. Они коснулись насыщенности содержания учебного материала научными знаниями из разных областей биологии, соединения научной теории с практикой, внедрением методов так называемого «натурального воспитания» школьников средствами непосредственно самой живой природы. Изменения в учебной программе, прежде всего, затронули вопросы дифференциации процесса обучения биологии, связанные с разным уровнем материально-технического оснащения предметных кабинетов в городских и сельских школах, с сильно различающейся по разным типам старших школ и в разных провинциях страны успеваемостью старшеклассников.

В 2003 г. Министерство образования КНР разработало «Нормы обучения биологии в школе». Основная их цель состояла в повышении биологической культуры обучаемых и в

оказании им помощи в усвоении современных биологических знаний из области молекулярной биологии, клеточной, генной и хромосомной инженерии. Особое внимание в «Нормах...» было уделено учету интересов и способностей учеников, формированию у них стремления учиться в течение всей жизни. В 2016 г. этот документ был обновлен. Согласно новому варианту, который действует по настоящее время, школьники должны через изучение биологии осознать ту роль, которую эта наука вносит в прогресс человечества и повышение качества жизни общества. Кроме того, биологические знания важны для понимания законов живой природы, позволяющих человеку разумно планировать свои действия в отношении ее объектов. Обновленные «Нормы.» призваны помочь старшеклассникам брать за себя социальную ответственность за поведение в природе, принимать активное участие в деле ее охраны, мотивировать на продолжение биологического образования в учреждениях среднего специального образования, высших учебных заведениях [3].

Программа учебного предмета реализована в учебниках. Сейчас в КНР учебники биологии для школ утверждаются Министерством образования на основе правил, сформулированных в «Нормах обучения биологии в школе (исправленный вариант)». Кроме того, учебники, прошедшие государственную экспертизу, выбираются из нескольких вариантов заведующими образовательными отделами в разных провинциях страны в соответствии с имеющимися на местах учительскими кадрами и материально-техническим оснащением школ.

Печатный учебник - самое распространенное в КНР средство обучения, так как в некоторых школах, особенно расположенных в горных областях и сельской местности, оснащение компьютерами недостаточное, а сигнал Интернета не принимается. Учебники выпускаются несколькими издательствами и, несмотря на единые требования к их содержанию, довольно существенно отличаются друг

от друга по используемым подходам в подаче учебного материала.

Чаще всего школы выбирают учебники издательства «Жэйминь чубаньгше» (сокращенно «Жэньцзо Бань»), в которых учебный материал дается в соответствии с проблемным изложением учебной информации. Так, по всем разделам школьной биологии авторы предлагают ученикам вопросы и задания, сопровождающие основной текст и побуждающие творчески мыслить, получать знания не в готовом виде, а в результате практических работ с биологическими объектами, чтения справочной литературы, посещения сайтов Интернета, то есть таких познавательных действий, которые способствуют решению поставленной проблемы. Например, при изучении растительной тканевой культуры школьникам дается задание найти ответ на вопрос: «Почему питательную среду для тканевой культуры необходимо стерилизовать?» В ходе проведенного биологического эксперимента с проростками кресс-салата школьники выясняют следующее: 1) паразитические бактерии и грибы конкурируют с развивающимися молодыми растениями за питательные вещества окружающей среды; 2) бактерии и грибы постоянно паразитируют в растениях, что может привести к их гибели; 3) паразитические бактерии и грибы могут стать причиной изменения генов растений, отвечающих за нормальный рост и развитие. Полученный таким образом ответ позволяет ученикам осмысленно подойти к дальнейшему изучению учебного материала, обосновать необходимость применяемых действий и процедур при выращивании культуры растительной ткани.

Далее при изучении биотехнологии школьникам предлагается выяснить, почему хлебцы (традиционное блюдо китайской кухни) зачастую бывают кислыми и как можно улучшить этот нежелательный вкус. Ответ ученики находят, экспериментируя с мукой и хлебными дрожжами. Дрожжи превращают сахар, содержащийся в муке, в спирт, воду и углекислый газ.

Чем дольше будет происходить процесс спиртового брожения в тесте, тем больше будет образовываться углекислого газа, придающего ему кислый вкус. Для уменьшения кислотности, то есть проведения химической реакции кислотно-щелочной нейтрализации, в тесто необходимо добавить некоторое количество питьевой соды. Так в ходе эксперимента школьники учатся объяснять биологические явления с точки зрения химии и использовать эти знания в повседневной жизни.

В учебниках «Жэньцзо Бань» особое внимание уделено вопросам экологии. Проблемы сохранения окружающей природной среды и ее защиты от загрязнения достаточно остро стоят в КНР. Государство тратит огромные средства для их решения. Однако успешность этой работы во многом зависит от будущих поколений китайцев, так как для этого требуется довольно значительное время и понимание ее необходимости. Поэтому подготовленность выпускников старших школ к решению экологических проблем является одной из приоритетных задач развития образовательной системы КНР. Авторы учебника предлагают школьникам оценить значение национального проекта «Три лесозащитные полосы в Китае». В результате чтения статей учебника и анализа справочных материалов школьники выясняют, что проект предусматривает борьбу с деградацией почв и опустыниванием, задействует труд множества специалистов лесного хозяйства. Его реализация в Северо-Восточных районах КНР впервые значительно уменьшила проблему выноса плодородной почвы в Мировой океан, угрозы летучих песков для центральных территорий страны и потери пресной воды. Это способствовало значительному улучшению природных условий для занятий земледелием и повысило выход продукции агроживотноводческого комплекса. Причем школьники имеют возможность сравнить экономический эффект, полученный от вложения в реализацию этого проекта, и ущерб, связанный с деградацией почв,

разрушения плодородного слоя и опустыниванием земель.

Учебники издательства «Цзянсу-Фэнхуан» (сокращенно «Суцзо Бань») отличаются иллюстрациями, сопровождающими текст. Яркие рисунки и красочные фотографии привлекают внимание читателей. Изображения подкреплены краткими комментариями, которые позволяют лучше разобраться в сущности биологических понятий. Простота и ясность изложения учебного материала способствуют учебной работе с текстом учебников. Наиболее востребованы эти учебные книги в старших школах, имеющих гуманитарную направленность.

Учебники издательства Пекинского педагогического университета (сокращенно «Вэй-шида Бань») отличаются повышенным уровнем сложности. Их выбирают старшие школы, аккредитованные при университетах. Учатся по этим учебникам те старшеклассники, которые уже выбрали направления для дальнейшей профессиональной деятельности, связанной с биологией, медициной, сельским и лесным хозяйством, и намерены продолжить образование в высших учебных заведениях. Направляя учеников к изучению новых знаний, авторы учебников «Вэйшида Бань» уделяют особое внимание организации экспериментально-исследовательской деятельности, способности планировать и закладывать биологические опыты, проводить полевые наблюдения за биологическими объектами и процессами, что позволяет подготовленным читателям значительно расширить свой биологический кругозор, подготовиться к изучению биологии на профессиональном уровне.

Сельские малокомплектные школы чаще всего выбирают учебники недавно образованного детского издательства «Хэбэй Бань». Эти учебники отличаются ярким национальным колоритом, например, в них много иллюстраций, выполненных в традиционной технике китайской миниатюры, на которых отражены будни крестьянского труда. Кроме того, для выполнения практических работ, предло-

женных авторами этих учебников, не требуется специальное лабораторное оборудование, а можно вполне обойтись распространенными в быту посудой и материалами. Каждая глава учебника издательства «Хэбэй Бань» начинается статьей «Развитие науки», которая вводит школьников в сущность рассматриваемых биологических вопросов, а завершается глава рубрикой «Чтение и анализ», содержащей дополнительные материалы, позволяющие сформировать у школьников умение аналитически мыслить и структурировать знания.

Наиболее существенные изменения в обучении биологии в старших школах КНР произошли в классно-урочной системе занятий, или, как говорят китайские учителя, связаны с «аудиторным методом» преподавания. Причина этого кроется в том, что функции учителя в современном Китае изменились. Прекрасной китайской национальной традицией является уважение к учителю, большое внимание уделяется развитию учительского корпуса и непрерывному повышению социального статуса учителя. Но веяния времени, которые коснулись и Китая, потребовали изменений во взаимоотношениях учителя и учеников, перевода их из ранга диктатуры и абсолютного подчинения в сферу наставничества и доброго дружеского отношения. Такое положение диктует пересмотр жестких требований программ и учебных планов. В соответствии с «Нормами.» старшие школы в КНР сами могут составлять учебные планы, в которых учебный предмет «Биология» изучается в разном объеме учебных часов (обычно от 2 до 4 уроков в неделю), при разной наполняемости учебного курса практическими и исследовательскими работами. Однако все теоретические и практические занятия по биологии в старших школах разного типа должны быть завершены к концу первого семестра 12-го класса («Гао Сань»). Во втором семестре происходит повторение пройденного учебного материала и подготовка старшеклассников к сдаче выпускного государственного экзамена для поступления в университет.

Обязательный курс биологии для старших школ КНР дополнен факультативным курсом. Его содержание представлено в трех учебниках, посвященных вопросам биотехнологии -современной междисциплинарной области знаний, лежащей на пересечении молекулярной биологии, генетики, селекции и технологии производства сельскохозяйственной продукции, лекарственных препаратов, биологически активных добавок и др. Вместе с тем каждый факультативный учебник вполне автономен и построен по единому плану: название темы, сущность изучаемой проблемы, примененные для решения проблемы науч -ные методы, сформулированные теоретические знания, полученные практические результаты, значение решения проблемы для народного хозяйства КНР.

Факультативные учебники призваны расширить биологические знания и обеспечить их прикладную направленность, стимулировать познавательный интерес школьников. Так, главы первого факультативного учебника «Биотехнология и практика» посвящены микробиологии, клеточным технологиям выращивания сельскохозяйственных культур, применению ферментов в пищевой и фармацевтической промышленности, исследованию роли нуклеиновых кислот в искусственном биосинтезе белка. Как пример практикума по биотехнологическому направлению можно перечислить следующие темы предлагаемых старшеклассникам лабораторных работ: «Изготовление фруктового вина и уксуса», «Выращивание бактерий на питательных средах в лабораторных условиях», «Исследование роли бактерий в разложении мочевины в почве», «Выращивание хризантем», «Исследование роли пектиназы в производстве сока», «Эффект стирального порошка с ферментом», «Стабилизация клеток дрожжей», «Извлечение дезоксинуклеопротеида», «Извлечение и разделение гемоглобина», «Извлечение растительного масла», «Извлечение каротина» и др. Практикум по биотехнологии дополнен приложениями, в которых приведе-

ны правила безопасности в биологической лаборатории; международная система единиц, используемых в биологических исследованиях; рецепт стандартной питательной среды для выращивания культуры бактерий; способы стерилизации питательной среды и лабораторного оборудования; химические бактериостати-ческие агенты и др.

Второй факультативный учебник «Биологическая наука и техника» посвящен роли биологических знаний в развитии современной медицины, сельского хозяйства и промышленности, защите окружающей среды, пропаганде рационального использования биологических ресурсов. В главе «Биологическая наука и здоровье» рассматриваются основные направления современной медицины, рациональное использование антибиотиков, генетическая диагностика и раннее лечение заболеваний, технология генетических чипов и разработка новых лекарств, трансплантация органов человека, репродуктивное здоровье и технологии экстракорпорального оплодотворения. Глава «Биологическая наука и сельское хозяйство» посвящена «зеленой революции» в сельском хозяйстве; безопасности, связанной с выращиванием генетически измененных организмов; принципам и методам профилактики болезней культурных растений и сельскохозяйственных животных; производству экологически чистых продуктов питания. В главе «Биологическая наука и промышленность» приведены сведения из истории производства лекарств, вакцин, препаратов моноклональных антител, использования для этих целей различных биологических агентов. Завершает второй факультативный учебник глава «Биологическая наука и окружающая среда», в которой дана оценка роли биологии для «устойчивого развития», рассмотрены меры профилактики биологического загрязнения окружающей среды, обсуждаются принципы рационального использования биологических ресурсов, пропагандируется «зеленое потребление». В качестве прак-

тикума старшеклассникам предлагается выполнить лабораторные работы на темы: «Контрольная техника размножения в сельском хозяйстве», «Контроль заболеваний животных», «Объекты сельского хозяйства», «Классификация зеленой продукции».

Название третьего факультативного учебника по биологии необычно - «Современная биотехника». В его начале приводится обращение к школьникам «Биологическая технология создает прекрасное будущее», в котором показаны перспективы развития основных направлений биотехнологии в ХХ1 в. Глава «Генная инженерия» содержит информацию об истории развития биологических теорий и техник, обеспечивших успех этого направления биотехнологии, основных операционных этапах создания рекомбинантных плазмид, вкладе китайских ученых в метод PCR, достижений в области создания генетических чипов, искусственного биосинтеза белка и др. В главе «Клеточная инженерия» показан долгий путь развития клеточных технологий, практическое применение клеточной инженерии в растениеводстве при выращивании овощных и декоративных культур; «волшебная» роль регуляторов роста и дифференциации клеток; техника ядерной трансплантации у животных, получения от животных клеток гибридом, производящих моноклональные антитела. Глава «Эмбрион-инжиниринг» посвящена вопросам клонирования животных, применению искусственного оплодотворения и регуляции пола у млекопитающих в животноводстве, моральным проблемам и безопасности методов биотехнологии, перспективам развития биоинжиниринга для различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Особое внимание в третьем факультативном учебнике уделено оценке достижений биотехнологии, которые рассмотрены с точки зрения «за» и «против», что показывает всю их сложность, неоднозначность, слабую предсказуемость возможных последствий для человека и окружающей среды. Такая форма подачи учебного материала

дает возможность учителю организовать в классе дискуссию по этим проблемам, способствует осмыслению школьниками приобретаемых биологических знаний, формированию нравственной позиции.

Таким образом, наиболее существенные изменения в обучении биологии в старших школах КНР связаны с увеличением роли экспериментально-исследовательской деятельности старшеклассников [4]. За ее организацию отвечают биологические кафедры, которые имеются в каждой школе. Так как всегда есть ученики с разным уровнем обученности и понимания учебного материала, а также учителя с разной методической подготовкой, биологические кафедры составляют совместные планы экспериментально-исследовательской деятельности на один семестр. Учителя могут вносить в них коррективы и использовать по своему усмотрению. Особое внимание уделяется соблюдению сроков выполнения школьниками исследовательских работ, их публичной защите на региональных, общенациональных и международных ученических конкурсах, педагогическому мастерству педагогов, руководящими такой деятельностью, а также распространению педагогического опыта коллективов лучших школ по всей стране.

После реформы системы школьного образования в КНР и перевода ее старшей ступени на экспериментально-исследовательскую основу учебная деятельность по биологии изменилась. Например, раньше учителя использовали рассказ и объяснение, как основные методы обучения, а сейчас им приходится довольно подробно разбираться вместе с учениками в физико-химической сущности изучаемых биологических объектов и процессов. Это несколько изменило отношение к учебному материалу как со стороны учителя, так и учеников: больше внимание стало уделяться абстрактным знаниям, рассмотрению биологических объектов и процессов, как принято говорить в учительской среде Китая, «с точки зрения молекулы». Отвлеченность учебного

материала по некоторым вопросам биологии привела к тому, что многие учителя все чаще высказываются о необходимости возврата к традиционной системе обучения биологии и зарекомендовавшим себя с положительной стороны исследованиям, проводимым непосредственно руками, в результате чего развиваются необходимые практические умения и навыки работы с типовым лабораторным оборудованием кабинета биологии и современной научной аппаратурой.

Важное звено в организации классно-урочной деятельности по учебному предмету - оценивание учебных достижений школьников. Оценки помогают учителям управлять образовательным процессом, нацеливать его на диагностируемый результат, а также осуществлять коррекцию своей педагогической деятельности. Для учеников оценка, с одной стороны, является конечным итогом учебной работы, а с другой - стимулирует продолжение учебы, выступает фактором поддержания интереса к изучаемому учебному материалу.

Изменения коснулись организационно-процессуальной стороны выставления оценок. Согласно принятым сейчас в КНР «Нормам обучения биологии в школе (исправленный вариант)», конечная цель оценок - совместное развитие обучаемых и обучающего. Учителю следует обращать внимание не только на управленческую функцию оценки, но и учитывать ее воспитательное воздействие. Низкая оценка может стимулировать сильного ученика к учебе, а для слабого она не играет такой роли и может навсегда отбить у него стремление к знаниям. В «Нормах...» особо подчеркиваются разные стороны процедуры оценивания - не только познавательной сферы личности, но и ее отношения к изучаемому учебному материалу, эмоционального настроя на работу, общеучебные и специальные умения и навыки, связанные с использованием знаний на практике.

В отличие от прежней системы оценивания (ориентированной в основном на успевае-

мость класса, школы и др.), сейчас оцениваются разные виды учебной работы конкретного ученика: выполнение домашнего задания, устный ответ на вопрос, письменная проверочная работа, доклад по результатам проведенного исследования, внеклассная работа, промежуточный и переходный экзамены и др. Такая многоплановость оценок позволяет лучше учитывать индивидуальные особенности школьников, выбирать наиболее оптимальные виды и способы контроля. Возросла также роль самооценки старшеклассниками своих учебных достижений. Учитель предоставляет на уроках и во внеурочной деятельности им такую возможность, предлагая различные формы «мягкого» контроля, поощряя инициативность и самостоятельность, обеспечивая психологический комфорт на уроках. Как сказано в «Нормах...», учителю следует стремиться зажечь в каждом ученике искорку познания, а не наполнять его готовыми знаниями, как пустой сосуд. Такие рекомендации способствуют формированию у старшеклассников навыков самостоятельной работы, совершенствуют заложенные самой природой познавательные способности и развивают разные стороны личности, важные для достижения успеха в учебе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Programme for International Student Assessment. - URL: http://www.pisa.oecd. org/2 (дата обращения: 10.09.2018).

2. п

ЩММЙМ.М«^. 2003 (12):10_13 [Ван Маньшоу, Жэнь Яньган. Развитие критериев и учебной программы преподавания биологии в старших школах // Методика биологии. - 2003. - № 12. - С. 10-13].

[Министерство образования КНР. Критерии преподавания биологии в старших школах. - Пекин: Жэйминь чубаньгше, 2018. - 85 с.].

4.

[Чжао Люхуа. Обсуждение особенностей и понятие экспериментально-исследовательских занятий по биологии в старших школах // Изучение новой концепции. -2014. - Вып. 3. - C. 183].

REFERENCES

Programme for International Student Assessment. Available at: http://www.pisa. oecd.org/2 (accessed: 10.09.2018).

5. Van Manshou, Gen Jangan. Razvitie kriteriev i uchebnoj programmi prepoda-vaniya biologii v starshikh skolakh. Meto-dika biologii. 2003, No. 12, pp. 10-13.

6. Ministerstvo obrazovaniya KNR. Kriterii prepodavaniya biologii v starshikh skolakh. Pekin: Genmin chubangshe, 2018. 85 p.

7. Chgao Lukhua. Obsugdenie osobennosteij i ponytie experementalno-issledovatel-skikh zanyatij po biologii v starshikh skolakh. Izuchenie novoy koncepcii. 2014, Iss. 3. 183 p.

Вэй Жуй (Китай), аспирант Кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий Института биологии и химии Московского педагогического государственного университета e-mail: 179030360@qq.com

Wej Guj (China), Post-Graduate Student, Natural science and Communication technologies Department, Institute of Biology and Chemistry, Moscow Pedagogical State University e-mail: 179030360@qq.com

Теремов Александр Валентинович, доктор педагогических наук, доцент, профессор Кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий Института биологии и химии Московского педагогического государственного университета e-mail: biologii.metodika@yandex.ru

Teremov Aleksandr V., ScD in Education, Associate Professor, Professor, Natural science and Communication technologies Department, Institute of Biology and Chemistry, Moscow Pedagogical State University e-mail: biologii.metodika@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.09.2018 The article was received on 18.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.