Научная статья на тему 'Методы и формы обучения студентов'

Методы и формы обучения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19731
1937
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / METHODS AND FORMS OF TRAINING / ПРИЕМЫ / TECHNIQUES / ФУНКЦИИ / FUNCTIONS / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко О.И., Волков М.А., Приставка А.С.

В статье представлена классификация методов и форм обучения. Особое внимание авторами статьи уделено выбору метода обучения преподавателем. Раскрываются структурные элементы, правила подготовки и организации учебного занятия. Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию методов и форм обучения. Она представляет интерес для преподавателей, аспирантов, соискателей, научных сотрудников. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-педагогических семинаров в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND FORMS OF STUDENTS’ EDUCATION

The article presents a classification of methods and forms of education. The authors pay special attention to the choice of the educational method for the teacher. The structural elements, the rules for the preparation and organization of the educational lesson are revealed. The article is carried out in line with modern requirements to improve the methods and forms of education. The article is of interest to teachers, postgraduate students, advanced students in the military academies, scientific associates, future bachelors and postgraduates. The given material can be used in the scientific-pedagogic seminars in the institutes of higher education.

Текст научной работы на тему «Методы и формы обучения студентов»

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

О.И. Шевченко, канд. пед. наук М.А. Волков, канд. техн. наук, доцент А.С. Приставка, сотрудник

Академия Федеральной службы охран Российской Федерации (Россия, г. Орел)

Аннотация. В статье представлена классификация методов и форм обучения. Особое внимание авторами статьи уделено выбору метода обучения преподавателем. Раскрываются структурные элементы, правила подготовки и организации учебного занятия. Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию методов и форм обучения. Она представляет интерес для преподавателей, аспирантов, соискателей, научных сотрудников. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-педагогических семинаров в вузах. Ключевые слова: методы и формы обучения, приемы, функции, технология.

В настоящее время существует огромное множество методов, форм, приемов и правил обучения, позволяющих реализовывать различные учебные программы с ориентацией на личностные особенности обучающихся и их индивидуальные способности. Однако их число постоянно растет, появляется новые возможности и способы для модернизации процесса обучения. Многообразие этих возможностей позволяет преподавателям находить подходы к каждому обучающемуся так, чтобы каждый из них смог освоить предлагаемый материал и достичь максимальных результатов в его изучении. Актуаль-

ность данной темы очевидна, так как развитие процесса обучения требует исследования новых возможностей методов и форм работы для преподавателей.

Методы обучения - это способы совместной деятельности преподавателя и обучающихся, направленные на решение задач обучения (рис. 1). Прием -это составная часть или отдельная сторона метода. В процессе обучения методы и приемы применяются в различных сочетаниях. Один и тот же способ деятельности обучающихся в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других - как прием обучения.

Методы обучения

Рис. 1. Классификация методов обучения

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обу-

чаемыми проблемы и указать пути их решения.

Рассказ - это устное образное, последовательное изложение небольшого по объему материала. К рассказу обыч-

но предъявляется ряд следующих педагогически требований: идейно-нравственная направленность преподавания, содержание исключительно достоверных и научно проверенных факты, достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений, четкая логика изложения, эмоциональность, простой и доступный язык изложения, отражение элементов личной оценки и отношения преподавателя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение - это словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Использование метода объяснения требует последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств, использования сравнения, сопоставления, аналогии, привлечение ярких примеров, безукоризненной логики изложения.

Беседа - это диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит обучающихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Метод беседы имеет следующие преимущества: активизирует обучающихся, развивает их память и речь, делает открытыми их знания, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством. Недостатки метода: требует много времени, содержит элемент риска (обучающийся может дать неправильный ответ, который воспринимается другими обучающимися и фиксируется в их памяти).

Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнение других лиц.

Лекция как метод обучения представляет собой последовательное изложение преподавателем темы или проблемы, при котором раскрываются теоретические положения, законы, сообщаются факты, события и дается анализ

их, раскрываются связи между ними. Это самый экономичный путь получения информации обучающимися, так как в лекции педагог может сообщить научные знания в обобщенном виде, почерпнутые из многих источников и которых еще нет в учебниках.

Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основными из них являются конспектирование, составление плана текста, тестирование, цитирование, аннотирование, рецензирование, составление справки и составление формально-логической модели.

Самостоятельная работа - это важный и нужный этап в организации занятия, и ее необходимо продумывать наиболее тщательно. Лучше всего дать сначала ряд опорных вопросов. При выборе вида самостоятельной работы надо подходить к обучающимся дифференцированию, учитывая их возможности.

Семинар - это один из эффективных методов проведения занятий. Семинарские занятия обеспечивают: решение, углубление, закрепление знаний, полученных на лекции и в результате самостоятельной работы, формирование и развитие навыков творческого подхода к овладению знаниями и самостоятельному изложению их перед аудиторией, развитие активности обучающихся в обсуждении вопросов и проблем, поставленных на обсуждение семинарского занятия, семинарам присуща также функция контроля знаний.

Экскурсия - это один из методов приобретения знаний, является составной частью процесса обучения. Учебно-познавательные экскурсии могут быть обзорно-ознакомительные, тематические и проводятся они, как правило, коллективно под руководством преподавателя или специалиста-экскурсовода.

Наглядные методы обучения - это такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные

методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Метод иллюстраций предполагает показ обучающимся иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и др.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Методы практического обучения основаны на практической деятельности обучающихся. Этими методами формируются практические умения и навыки.

Упражнение - это повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах процесса обучения. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста обучающихся. Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. По степени самостоятельности обучающихся при выполнении упражнений выделяют: воспроизводящие упражнения и тренировочные упражнения.

Творческие работы обучающихся являются важным средством развития их способностей, формирования навыков целенаправленной самостоятельной работы, расширения и углубления знаний, умения использовать их при выполнении конкретных задач. К творческим работам обучающихся относятся: написание рефератов, сочинений, рецензий, разработка курсовых и дипломных проектов, выполнение рисунков, эскизов и различного рода других творческих заданий.

Лабораторные работы - это проведение обучающимися по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, то есть это изучение обучающимися ка-

ких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Практическое занятие - это основной вид учебных занятий, направленный на формирование учебных и профессиональных практических умений и навыков.

Методы проблемного обучения

предполагают создание проблемных ситуаций, то есть таких условий или такой обстановки, при которых необходимость процессов активного мышления, познавательной самостоятельности обучающихся, нахождение новых неизвестных еще способов и приемов выполнения задания, объяснения еще непознанных явлений, событий, процессов.

Сообщающее изложение с элементами проблемности предполагает создание единичных проблемных ситуаций незначительной сложности. Преподаватель создает проблемные ситуации лишь на определенных этапах занятия, с тем, чтобы вызвать интерес обучающихся к изучаемому вопросу, сконцентрировать их внимание на своих словах и действиях. Проблемы решаются по ходу изложения нового материала самим преподавателем.

Суть метода познавательного проблемного изложения состоит в том, что преподаватель, создавая проблемные, ситуаций, ставит конкретные учебно-познавательные проблемы и сам в процессе изложения материала осуществляет показательное решение поставленных проблем. Здесь на личном примере преподаватель показывает обучающимся, какими приемами и в какой логической последовательности следует решать проблемы, возникшие при данной ситуации.

При диалогическом проблемном изложении преподаватель создает проблемную ситуацию. Решение проблемы идет совместными усилиями преподавателя и обучающихся. Наиболее активная роль обучающихся проявляется на тех этапах решения проблемы, где требуется применение уже известных им знаний. Этот метод создает довольно широкие возможности для активной

творческой деятельности обучающихся, обеспечивает тесную обратную связь в обучении, обучающийся привыкает высказывать свои мнения вслух, доказывать и отстаивать их, что, как нельзя лучше, воспитывает активность его жизненной позиции.

Эвристический или частично-поисковый метод применяется тогда, когда преподаватель ставит цель обучить студентов отдельным элементам самостоятельного решения проблемы, организовать и вести силами обучающихся частичный поиск новых знаний.

Исследовательский метод имеет мало отличий от эвристического. Оба метода с точки зрения построения их со-

держания идентичны. Как и эвристический, так и исследовательский методы предполагают постановку учебных проблем и проблемных зада, управление преподавателем учебно-познавательной деятельностью обучающихся, которые в том и другом случае усваивают новые знания, в основном, путем решения учебных проблем [1, 2].

Выбор метода обучения зависит от ряда факторов (рис. 2).

Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности преподавателя и обучающегося, осуществляемой в определенном порядке (рис. 3).

Выбор метода обучения зависит от:

обшдх целей образования, воспитания и развития студентов и ведущих установок современной дидактики; особенностей изучаемого предмета;

особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов; цели, задач и содержания материала конкретного урока; времени, отведенного на изучение того или иного материала; возрастных особенностей студентов;

уровня подготовленности студентов (образованности, воспитанности и развития); материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

возможностей и особенности преподавателя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств

Рис. 2. Выбор метода обучения

Классификация форм обучения

По количеству обучающихся

Массовые

Групповые

Индивидуальные

По месту учебы

Аудиторные Внеаудиторные

По продолжительности

Классический урок -45 минут

Пара - 90 минут

Рис. 3. Классификация форм обучения

Культурологический феномен, созданный педагогической мыслью - учебное занятие (урок) - это законченный в смысловом, организационном и временном отношении этап процесса обучения. Именно занятия составляют в вузе основу целостного образователь-

ного процесса. Дадим характеристику занятию. Современное занятие - это:

1. Открытие истины, поиск истины и ее осмысление.

2. Часть жизни обучающегося и проживание ее должно совершаться на

уровне высокой общечеловеческой культуры.

3. Личностно-ориентированный подход.

4. Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений.

5. Полоролевое воспитание.

6. Организация групповой деятельности.

7. Гармоничное занятие.

Рассмотрим основные структурные

элементы, различное сочетание которых характеризует и различные разновидности занятий.

1. Первый элемент - организационная часть. Обычно в организационную часть входят приветствие обучающихся, проверка готовности их к занятию, материально-техническое обеспечение занятия, выявление отсутствующих, объявление темы, учебных вопросов и целей, которые ставит преподаватель на этом занятии перед обучающимися, значения занятия для обучающихся и его актуальности, доведение плана работы. Цель организационной части - создать рабочую обстановку на занятии.

2. Второй элемент - проверка домашнего задания, которая проводится разными методами в зависимости от поставленной цели.

3. Третий элемент - устная проверка знаний обучающихся (экспресс-опрос), которая обычно проводится разными методами (индивидуальный, фронтальный или комбинированный опрос).

4. Четвертый элемент - основная часть - доведение основного материала, которое осуществляется или на основе сообщения преподавателем, или путем самостоятельной его проработки обучаю щимися.

5. Пятый элемент - задание на самостоятельную работу. В эту часть занятия входит объяснение сущности домашнего задания и, если нужно, методики его выполнения.

6. Шестой элемент - закрепление нового материала.

7. Седьмой элемент - заключительная часть, которое должно проходить организованно. Она включает напоминание темы, целей и учебных вопросов занятия, оценка преподавателем степени достижения целей занятия, которые им были поставлены вначале занятия, объявление оценок по результатам работы обучающихся на занятии.

Правила подготовки и организации занятия. Для того чтобы успешно спланировать и провести занятие, необходимо наряду с выполнением общих требований к процессу обучения в целом руководствоваться и конкретными правилами организации занятия: определить цели занятия (цели обучения - это идеальное (мысленное) предвосхищение его конечных результатов, т. е. того, к чему должны стремиться преподаватель и обучающиеся); подготовить содержание учебно-методического материала с учетом уровня облученности, выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения; определить структуру занятия, спланировать и осуществить структурирование процессов преподавания.

Системные свойства занятия. Если обратиться к истории занятия, то можно увидеть, что вначале на занятии формировали только знания, в дальнейшем оно становится все более развивающим и воспитывающим. Занятие стало включать три цели: обучение, развитие и воспитание. Можно выделить также стимулирующую, побуждающую и др. Однако главная функция занятия должна состоять в развитии индивидуальности и формировании личности обучающегося, отдельных их качеств в единстве. Поэтому основной функцией занятия должна стать интегративная функция.

Технология занятия. Занятие - культурологический феномен, возделанный человеческими усилиями. Как явление культурологического порядка оно видоизменялся, обретая свою историю существования, а значит, свои взлеты и падения.

Содержание дидактической структуры занятия:

1. Актуализация опорных знаний.

2. Формирование новых понятий и способов действий.

3. Применение - формирование умений и навыков.

Общие требования к занятию в соответствие с функциями обучения конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях к занятию (рис. 4).

Требования к занятию

Дидактические требования

" Четкое определение

образовательных целей и задач -Учет принципов обучения

Оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей Опора на достигнутый уровень -Сочетание видов, методов и форм обучения Сочетание коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности -Установление межпредметных связей

Тщательная подготовка, прогнозирование и планирование каждого занятия

Воспитательные требования

Постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала

Формирование жизненно необходимых качеств -самостоятельности, усидчивости, ответственности, воспитание на общечеловеческих ценностях Внимание к личности обучающегося

Развивающие требования

Формирование и развитие положительных мотивов, интересов, творческой инициативы и активности обучающихся

Занятия на «опережающем» уровне Проектирование «зоны ближайшего развития»

Прогнозирование «скачков» в развитии

Оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в развитии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Требования к занятию

Таким образом, современный уровень системы образования требует от преподавателя постоянного совершенствования не только собственного уровня знаний и общеинтеллектуального развития, но и модернизации методики преподавания, внедрения новых форм и методов в учебный процесс. Овладение активными методами - это от начала и до конца творческий процесс, предполагающий серьезное отношение

к изучению педагогики и психологии и вскрытых педагогической психологией парадоксов обучения. Это готовность занять уязвимую позицию, идти на риск, стремление избавиться от стереотипов. Каждый из методов предъявляет особые требования к личности преподавателя. Основной установкой педагогики в этом отношении является тезис о необходимости соответствия метода и личности преподавателя [3 с. 76].

Библиографический список

1. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 с.

2. Князева В.В. Педагогика / В.В. Князева. - Москва: Вузовская книга, 2016. -872 с.

3. Шевченко О.И., Науменко Д.А. Использование педагогических технологий в образовательном процессе с обучающимися в вузе // Интеграция науки и практики в современных условиях: сборник материалов XI Междкнар.научн.-практич. конф. (19 февраля 2018 г.). - Москва: Изд-во «Перо», 2018. - С. 72-77.

METHODS AND FORMS OF STUDENTS' EDUCATION

O.I. Shevchenko, candidate of pedagogical science

M.A Volkov, candidate of technical science, associate professor

A.S. Pristavka, staffer

Federal guard service academy of the Russian Federation (Russia, Orel)

Abstract. The article presents a classification of methods and forms of education. The authors pay special attention to the choice of the educational method for the teacher. The structural elements, the rules for the preparation and organization of the educational lesson are revealed. The article is carried out in line with modern requirements to improve the methods and forms of education. The article is of interest to teachers, postgraduate students, advanced students in the military academies, scientific associates, future bachelors and postgraduates. The given material can be used in the scientific-pedagogic seminars in the institutes of higher education.

Keywords: methods and forms of training, techniques, functions, technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.