Научная статья на тему 'Система форм совместной учебной деятельности как средство формирования самостоятельности студентов, специализирующихся в области полимерных и композиционных материалов'

Система форм совместной учебной деятельности как средство формирования самостоятельности студентов, специализирующихся в области полимерных и композиционных материалов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМА СОВМЕСТНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ЦИКЛЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (ИНЖЕНЕРНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ / THE HIGHER PROFESSIONAL (ENGINEERING) FORMATION / INDEPENDENCE / INFORMATIVE INDEPENDENCE / THE FORM OF JOINT EDUCATIONAL ACTIVITY / A TEACHING AND EDUCATIONAL SITUATION / INTERACTION CYCLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загайнова Е. В., Иванов В. Г.

В предлагаемой статье рассмотрен один из современных подходов к организации процесса обучения психологии и педагогике студентов инженерного вуза, основой которого является система форм совместной учебной деятельности преподавателя и обучающихся, разворачивающихся в определенной последовательности: от максимальной помощи преподавателя студентам в решении репродуктивных и продуктивных задач до полной их самостоятельности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n offered article one of modern approaches to the organisation of process of training of psychology and pedagogics of students of the engineering high school which basis is the system of forms of joint educational activity of the teacher and trained, developed in certain sequence is considered: from the maximum help of the teacher to students in the decision of reproductive and productive problems to their full independence.

Текст научной работы на тему «Система форм совместной учебной деятельности как средство формирования самостоятельности студентов, специализирующихся в области полимерных и композиционных материалов»

Е. В. Загайнова, В. Г. Иванов

СИСТЕМА ФОРМ СОВМЕСТНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ПОЛИМЕРНЫХ И КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Ключевые слова: самостоятельность, познавательная самостоятельность, форма

совместной учебной деятельности, учебно-воспитательная ситуация, циклы взаимодействия, высшее профессиональное (инженерное) образование.

В предлагаемой статье рассмотрен один из современных подходов к организации процесса обучения психологии и педагогике студентов инженерного вуза, основой которого является система форм совместной учебной деятельности преподавателя и обучающихся, разворачивающихся в определенной последовательности: от максимальной помощи преподавателя студентам в решении репродуктивных и продуктивных задач до полной их самостоятельности.

Keywords: independence, informative independence, the form of joint educational activity, a teaching and educational situation, interaction cycles, the higher professional (engineering)

formation.

In offered article one of modern approaches to the organisation of process of training of psychology and pedagogics of students of the engineering high school which basis is the system of forms of joint educational activity of the teacher and trained, developed in certain sequence is considered: from the maximum help of the teacher to students in the decision of reproductive and productive problems to their full independence.

Начало нового столетия характеризуется стремительным развитием информационных и коммуникационных технологий, что привело к техническим и социальным изменениям. Человечество вступило в фазу глобальной информатизации. Изменившиеся условия настоятельно требуют реализации концепции непрерывного образования, которое невозможно без наличия у человека стремления к самообразованию. В книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филипп С.Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, подчеркивает, что на вопрос: «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Профессиональная деятельность специалиста в условиях современного рынка требует самостоятельности мышления и принятия эффективных управленческих решений. Реализация указанной цели предполагает, что в современной высшей профессиональной школе учебный процесс должен приобретать характер самостоятельного труда обучающихся. В этих условиях самостоятельная работа должна рассматриваться как свободная, внутренне мотивированная деятельность, развивающая творческий потенциал, личностную самостоятельность и ответственность студентов.

Самостоятельность - важнейшее качество личности, выражающееся в направленности мышления и деятельности на малую зависимость от руководителя или других людей. Еще в трудах немецкого философа И.Канта прослеживается идея развития

важного для прогресса науки и общества качества личности - самостоятельного мышления и действия. Он выдвинул положение о том, что в обучении и учении будет полезнее овладение не готовыми источниками, а «методом самостоятельного размышления и умозаключения». С психологической точки зрения под самостоятельностью учения понимают достижение личностью такого уровня саморегуляции учения и других форм деятельности и отношений в процессе усвоения знаний, который обеспечивает развитие личности. Расширяя знания, приобретая новые навыки и умения, обучающийся может внутренне существенно изменяться, развивать свои способности, убеждения, черты характера и поведения. В зарубежных исследованиях термин «самостоятельность» рассматривается по трем направлениям. Одни учёные понимают под самостоятельностью «независимость» обучающихся. Обучающимся предоставляются учебные материалы, которые они могут использовать по своему усмотрению. Это значит, что обучающиеся, получив «пакет материалов», могут использовать их в отсутствии преподавателя. Для других ученых - самостоятельность означает «активное осознание ответственности самим обучающимся». В отличие от первой точки зрения обучающийся рассматривается не как пассивный и всё понимающий объект, который послушно выполняет учебную программу, а как активный участник этого процесса. Он способен самостоятельно или вместе с другими обучающимися принимать решения, касающиеся процесса обучения. При данной форме обучения в процессе формулировки целей, разработки содержания, выбора методов обучения принимают участие и обучающиеся, и преподаватели. Для третьей группы исследователей самостоятельность означает «способность к обучению». В этом случае понятие «самостоятельность» описывает не характеристику учебного процесса, а в большей степени - свойство обучающихся. Самостоятельным можно назвать обучающегося, который «способен учиться». Однако это не означает, что обучающийся абсолютно самостоятельно управляет своим учением. По мнению Генри Холека, последние две точки зрения соответствуют понятию «самостоятельность», так как в них речь идёт об «ответственности обучающихся» и о «способности учиться».

Отечественные учёные предлагают различные варианты определения самостоятельности, они различают внутренние и внешние признаки самостоятельности, и выделяют следующие основные этапы развития самостоятельности: 1 этап - задание по образцу (подражание); 2 этап - обучающиеся способны выполнять часть работы самостоятельно, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самостоятельности); 3 этап - выполнение задания самостоятельно в иных ситуациях (полная самостоятельность). В контексте непрерывного профессионального образования значимой является познавательная самостоятельность, рассматриваемая как качество личности обучающегося, которое формируется на основе осознания личной потребности в непрерывном профессиональном самосовершенствовании; характеризуется внутренним стремлением и способностью человека без посторонней помощи приобретать знания из разных источников, овладевать способами деятельности, определять цели и осуществлять эффективный самоконтроль деятельности [4]. Проблема «познавательной самостоятельности» становится одной из наиболее разработанных в отечественной педагогике (С.И. Архангельский, Н.В.Кузьмина, П.И.Пидкасистый, В.А.Сластенин, Т.И.Шамова и др.).

Самостоятельность мы понимаем как самоактивность, при которой ранее достигнутые уровни развития становятся базой для осуществления более высоких ее проявлений. Предпосылкой к формированию самостоятельности является совместная учебная деятельность преподавателя и обучающихся, под которой понимается особый тип социально организованных взаимодействий и взаимоотношений субъектов учебного

процесса, обеспечивающий трансформацию всех компонентов структуры индивидуальной познавательной деятельности посредством создания общности смыслов, целей, способов достижения результата и формирования саморегуляции индивидуальной деятельности с помощью изменяющихся форм сотрудничества между всеми участниками процесса обучения. Знание только тогда становится истинным достижением человека, когда оно проходит сквозь призму личного отношения к нему, приобретает «личностный смысл» (А.Н.Леонтьев). В сущности, студент учится постольку, поскольку учит себя сам, и поскольку преподаватель сумел организовать его самостоятельную познавательную деятельность. Еще немецкий педагог А.Дистервег сформулировал правило: «Плохой учитель дает истину в готовом виде, а хороший - побуждает учеников искать ее

самостоятельно». В этом случае особенностью современного процесса обучения

становится то, что преподаватель организует со студентами ситуации продуктивных взаимодействий и совместной творческой деятельности, направленной на актуализацию имеющегося у студентов опыта и создания зоны перспективного развития [2]. Под учебновоспитательной ситуацией, по мнению В.Я.Ляудис, понимается тот или иной тип взаимосвязи преподавателя и обучающихся, в структуре которого выделяются центральные динамизирующие факторы: с одной стороны, система учебных

взаимодействий преподавателя со студентами; с другой стороны, характер

структурирования системы задач различной психологической сложности, объективирующих предметное содержание учебной дисциплины. В структуре совместной учебной деятельности выделяются циклы взаимодействия как ее элементарные единицы, включающие обмен актами, например, преподаватель начинает действие, студенты его продолжают; преподаватель формулирует проблему, студенты дают варианты ее решения. Средством достижения целей совместной учебной деятельности выступают система форм взаимодействия преподавателя и студентов, студентов с другими студентами, а также система совместно решаемых репродуктивных и продуктивных задач. Эти формы взаимодействия разворачиваются в определенной последовательности: от максимальной помощи преподавателя студентам к последовательному нарастанию собственной активности студентов вплоть до полной самостоятельности (В.Я.Ляудис). Рассмотрим формы совместной учебной деятельности преподавателя и студентов - будущих инженеров, а также систему репродуктивных и продуктивных задач на примере изучения темы «Категория «личность»».

1. Введение в деятельность. На начальной стадии учебного процесса преподаватель в ходе проведения лекции и практического занятия актуализирует значимость психологопедагогического знания в деятельности инженера. Профессиональная деятельность предъявляет инженеру требование непрерывного творчества на своем поле - поле решения задач, поставленных перед ним вышестоящим руководителем. Поэтому при трудоустройстве выпускников инженерных вузов большинство предприятий исходит из того, что наличие одного только технического образования не отвечает требованиям, предъявляемым к инженерам; необходима достаточная дополнительная административная, организационная подготовка, в ходе которой значимость приобретает формирование внутренней готовности обучающегося к любым изменениям ситуации и необходимости решать множество задач в затрудненных условиях; умения руководить подчиненными; способности самоуправления; стремления к непрерывному пополнению знаний. Только эффективно управляя собой, инженер может наладить доброжелательные личные отношения с подчиненными и должным образом построить межличностные взаимоотношения людей при их совместной профессиональной деятельности. Указанные требования профессии инженера - любить новое, хорошо применять старое, быть гибким с

другими и жестко себя контролировать - могут обнаружить внутреннее несоответствие личностных возможностей инженера его профессиональной роли и выступить источником одной из форм конфликта [1]. Психолого-педагогическая подготовка будущего инженера призвана сыграть значимую роль в процессе формирования указанных личностных качеств. Она включает в себя не только способы общения, но и методы формирования корпоративного духа, чувства патриотизма к компании, в которой человек трудится, преданности ее целям. Подобные изменения в обучении, несомненно, повышают уровень профессионализма будущего специалиста. Указанная форма сотрудничества обеспечивает личную включенность обучающегося в новые учебные задачи на основе актуализации смыслов и целей, адекватных формируемой деятельности; создание единого смыслового поля (начальное смысло- и целеобразование).

2. Разделенные (между преподавателем и обучающимся) действия. Студенты заранее читают тему «Категория «личность»» по рекомендуемому учебнику. Им необходимо составить терминологический словарь к теме предполагаемого практического занятия, дать научное определение каждому понятию. Преподаватель на занятии контролирует выполненное студентами задание. Этап 1. Теоретическое информирование, включающее приветствие, информирование о теме и цели занятия. Цель: актуализация основных определений по теме. Преподавателем подчеркивается важность знаний структурных элементов Я-концепции, адекватной их оценки и необходимость их в будущей профессиональной деятельности. Этап 2. Закрепление знаний о структуре Я-концепции. Цель: закрепление знаний о структуре Я-концепции и функциях ее элементов. Примером может служить написание сочинения на тему «Психологический портрет личности». В сочинении студент должен написать о своих психических особенностях по плану: 1) «я» - реальный; 2) «я» - идеальный; 3) «я» - в глазах других людей. Студентам предлагается также выполнить задание: изобразить на листе себя (Я - реальное, Я -идеальное, Я - глазами других). В ходе обсуждения затрагиваются вопросы: «Чем отличается идеальный образ от реального? Как формируют Я-концепцию мнения других людей? Данное упражнение подразумевает определенную степень самораскрытия. Опыт его проведения в студенческих группах показывает, что студенты воспринимают обсуждение Я-концепции как возможность самопознания и самосовершенствования и охотно принимают в нем участие. Указанная форма сотрудничества вовлекает обучающегося в посильное осуществление операционально-исполнительной стороны решения и в выполнение некоторых доступных для обучающегося действий, необходимых для достижения результата - получение продукта деятельности. Участие преподавателя в регуляции всех компонентов деятельности максимальное.

3. Имитируемые действия. Предлагаемая форма сотрудничества может использоваться в ходе проведения лекции вдвоем. Лекцию по названной теме читают преподаватель и студент. Они заранее готовятся. Студент оказывается в роли преподавателя и подражает ему. Помещение людей в «фиктивные, имитирующие реальные» ситуации с целью обучения или получения оценки проделанной работы в исследованиях английских и французских ученых получило название симуляций, что нашло широкое распространение в европейских вузах. Это обучение действием или в действии. Слушатели помимо ведения конспекта лекции должны осуществить резюмирование лекции, что продвигает обучающихся к совместному анализу лекции, к еще большей инициативе в ориентировочно-исследовательской и операционноисполнительской сферах, ведущих к достижению продуктивного результата.

4. Поддержание действия. В ходе практического занятия предусмотрена подготовка студентами доклада и его защита. Обучающемуся необходимо подготовиться

по одному выбранному вопросу темы в соответствии с рекомендованной литературой. Большое значение в учебном процессе приобретает правильная работа с книгой. Обучающимся предлагаются параметры рецензирования заслушиваемого доклада: 1) содержательность, последовательность, полнота изложения; 2) емкость мысли, умение выделять и освещать главное; 3) наличие примеров и их убедительность; 4) четкость обобщений; 5) оригинальность и самостоятельность суждений; 6) ссылки на научные выводы, закономерности; 7) умение правильно пользоваться конспектом (не читать); 8) ориентация в использованном перечне литературы. Предложенный преподавателем алгоритм рецензирования расширяет инициативу обучающихся, включая сферу контроля, оценки процессов и результатов решения, и ставит перед выбором выдвигаемых преподавателем целей и определением смыслов продуктивных задач. Участие преподавателя ограничивается лишь поощрением и помощью в некоторых операциях контроля. Поддержание действия как форма сотрудничества может быть использована и при выполнении студентами практических работ во внеаудиторное время по инструкции (на основании раздаточного материала): №1. «Определение свойств темперамента»; №2. «Акцентуации характера»; №3. «Исследование тревожности».

5. Саморегулируемые действия. Студентам дается домашнее задание по составлению программы самосовершенствования личностных качеств. Предлагаемая форма сотрудничества направлена на достижение обучающимися взаимо- и самоконтроля по отношениям ко всем компонентам деятельности, связанной с решением задач, включая и целеполагание, однако в рамках заданного ранее преподавателем спектра задач. Участие преподавателя ограничивается также лишь поощрением, консультированием и помощью в некоторых операциях контроля.

6. Самопобуждаемые действия. В ходе практического занятия анализируются фазы становления человеческой личности. Обучающийся выдвигает цель: сравнить фазы, их последовательность и содержание с личным опытом; попробовать развить представления, изложенные в тексте преподавателем. Выдвижение, обсуждение и принятие обучающимися новой цели, осознанное целеполагание приводит к большему нарастанию уровня самостоятельности и самоорганизации учения.

7. Самоорганизуемые действия. Мы приведем пример упражнения из цикла внеаудиторных групповых занятий по тренингу общения, личностному развитию, социальной адаптации. Упражнение «Реклама» - одно из эффективных упражнений в создании атмосферы сотрудничества, совместного творчества при работе в команде. Представьте, что каждый из вас - член закрытого элитарного клуба. Раз в году двери клуба открываются для всех. В этот день вы можете попытаться ввести в круг членов клуба своего друга. Из зала вы выбираете любого человека, которого будете рекламировать. Вам предстоит подготовиться и дать своему товарищу такую рекомендацию, чтобы ни один из старожилов клуба не смог проголосовать против приема новичка. Студенты самостоятельно организуют работу в команде и думают над тем, как в театрализованной форме представить перед старожилами клуба достоинства товарища.

Приведем пример упражнения «Отвечай за себя!». Смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать на свою смекалку, инициативу, силы. Любой контакт между участниками запрещен: ни разговоров, ни знаков, ни хватания за руки, ни возмущенного шипения. Работаем молча, максимум -взгляд в сторону партнеров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне: прошу группу построиться в круг; выстроиться в шеренгу по росту; образовать два круга; выстроиться в три шеренги с равным количеством участников; образовать три квадрата; образовать четыре треугольника; изобразить живую скульптуру «Звезда». Указанное

упражнение требует высокой степени самоорганизации. Подобная форма взаимодействия направлена на выдвижение новых способов и стратегий конструктивного сотрудничества, расширение спектра общения и межличностных отношений между всеми участниками, активное изменение позиций участников во взаимодействиях.

8. Партнерство. В ходе зачетного занятия принимает участие приглашенный преподавателем студент, обучающийся по дополнительной профессиональной программе «Психология». Студент выполняет роль преподавателя-советника, то есть специалиста, имеющего углубленные знания в психологической сфере деятельности; наблюдает за студентами - будущими инженерами; при необходимости помогает советом; напоминает; совместно со студентами обсуждает и корректирует результаты их самостоятельной деятельности. В процессе такого партнерства осуществляется переход к качественно новым отношениям с преподавателем и сверстниками на основе самоорганизации всех компонентов в структуре творческой деятельности и взаимодействий - организационноисполнительских, контрольно-оценочных, интеллектуально-коммуникативных и мотивационно-смысловых.

Таким образом, самостоятельная работа студентов выступает тем полем деятельности, в рамках которого реализуется их способность самостоятельно решать репродуктивные и продуктивные задачи в ходе взаимодействия всех участников учебного процесса. Происходит движение деятельности от подражательной - исполнительской к поисковой - исследовательской (творческой). В качестве приоритетной стратегии взаимодействия выбираются формы совместной учебной деятельности преподавателя и студентов, основным показателем которой является «угасающая помощь» со стороны преподавателя и нарастание уровня самостоятельности и самоорганизации обучающихся. Нами выделены уровни развития самостоятельности студентов: репродуктивный

(воспроизводящий) и продуктивный (эвристический и исследовательский (творческий)). В подобных учебно-воспитательных ситуациях становление творческой личности происходит не только на полюсе обучающихся; учебное сотрудничество столь же продуктивно и для личности преподавателя [2]. Изменения процесса обучения способствуют новому восприятию основ научного знания, а значит, стимулируют творческую мысль, выходящую далеко за пределы учебной дисциплины.

Литература

1. Грановская, Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии / Р.М.Грановская. - СПб.: Речь, 2006. - 416с.

2. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии / В.Я.Ляудис. - СПб.: Лидер, 2007. - 192с.

3. Мещерякова, Е.В. Педагогическое взаимодействие в образовательном пространстве: методологические основы профессиональной подготовки учителя / Е.В.Мещерякова. - Волгоград: Перемена, 2001. - 50с.

4. Надеева, Н.В. Формирование познавательной самостоятельности студентов педагогического колледжа как основа повышения качества профессиональной подготовки. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Н.В.Надеева. - Казань, 2003. - 20с.

5. Чудинский, Р.М. Развитие учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента. Автореф. дисс. ... доктора пед. наук / Р.М. Чудинский. - Москва, 2009. - 45с.

© Е. В. ЗягяйновяН - канд. пед. наук, доцент каф. ПиМ ВПО КГТУ; В. Г. Иванов - д-р пед. наук, профессор, зав. каф. ПиМ ВПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.