И. И. Зыкин
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
В статье рассмотрен механизм регулирования сферы общественного питания, определена роль государства в рыночной экономике.
Ключевые слова: государственное регулирование, сфера общественного питания, механизм регулирования.
Субъектом государственного регулирования сферы общественного питания выступают государство, общественные организации, законодательные органы, объектом - экономические, организационные и управленческие отношения в сфере общественного питания на уровне субъектов хозяйствования в виде предприятий питания. Между субъектом и объектом существует прямая и обратная связь, регулирование которой можно представить в виде целостной и функционирующей сис-темы1. С помощью прямой связи осуществляется целенаправленное воздействие государства на объект. В свою очередь обратная связь, проявляющаяся в реструктуризации, модернизации ранее реализованных технических решений предприятий, оказывает влияние на экономику страны. Наличие прямой и обратной связи составляет систему механизма регулирования.
Система государственного регулирования сферы общественного питания имеет свои цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи.
Государственное регулирование проявляется с помощью системы методов регулирования прямого и косвенного воздействия. К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил оказания услуг, лицензирование, установление минимальных размеров уставного фонда предприятий питания, управление государственной собственностью, стратегическое планирование.
Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов (замораживание или допуск в опре-
1 См.: Караваев Г., Пахомов С. Государственно-частное партнерство в современной России // Экономика мегаполисов и регионов. - 2008. - № 1 (19).
деленных размерах роста цен и заработной платы, ограничение изменений показателей в кредитно-денежной системе и др.).
Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.
Правовые методы государственного регулирования общественного питания призваны обеспечить прочную правовую основу деятельности предприятий питания.
Государство осуществляет свое регулирование на основе нормативно-правовых актов, устанавливающих структуру органов государственного регулирования сферы услуг, правовое положение предприятий общественного питания, порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров, правовую охрану собственности, порядок разрешения споров предприятий питания, правила оказания услуг, защиту прав потребителей, формирование и порядок регулирования некоторых вопросов контрактной системы, вопросы, связанные с этической стороной организации питания, и т. д.
Государственное регулирование предприятий питания основывается на положениях Конституции Российской Федерации - высшем юридическом акте государства. Все нормативно-правовые акты, имеющие отношение к регулированию общественного питания, должны соответствовать конституционным началам и принципам.
Применительно к функционированию предприятий питания законодательство РФ следует подразделить на общее (предусматривающее государственное регулирование отдельных сторон экономики) и специальное (воздействие государства на сферу общественного питания).
К законодательным актам общего регулирования следует отнести в первую очередь Гражданский кодекс РФ, который ставит государственное регулирование рыночных отношений в четкие правовые рамки.
Специальное нормативно-правовое регулирование общественного питания содержится в указах президента РФ, постановлениях правительства РФ, актах федеральных министерств и ведомств, изданных во исполнение федеральных законов, а также постановлениях, нормативно-правовых актах, инструкциях органов государственной власти субъектов РФ. Законодательный уровень регулирования общественного питания в определенной мере представлен законами Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» с изменениями и дополнениями от 9 января 1996 г.; от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»; от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»; от 7 января 1999 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Фе-
деральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции»; от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и др.
Федеральный закон «О рекламе» регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы в сфере услуг. Он направлен на формирование целостной системы регулирования рекламной деятельности в интересах развития цивилизованных рыночных отношений, поддержания добросовестной конкуренции, защиты прав потребителей.
Закон «О защите прав потребителей» предоставляет право субъектам РФ устанавливать собственные положения в области защиты прав потребителей, не противоречащие основному законодательству.
На защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и осуществление контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области направлен федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции».
Следует отметить, что принятые федеральные законы и постановления нередко трудно внедрять в практику. Иногда один закон, принятый как дополнение к другому, может противоречить ему.
Необходимо отметить, что правовое обеспечение деятельности предприятий питания в настоящее время не имеет единого нормативно-правового акта на уровне закона, который охватывал бы сложный комплекс отношений в этой сфере.
Кроме этого, важную роль в сфере потребительского рынка играет контрольно-регулирующая функция системы государственного регулирования.
В рыночной экономике роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы установить «правила игры», определять стратегические направления развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации деятельности предприятий.
Само понятие «механизм», происходящее от греческого шееЬапе -машина, означает систему, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции в условиях рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального дохода. Система организационно-экономических отношений охватывает отношения, складывающиеся в процессе организации интегрирован-
ного труда, отношения по обмену деятельностью и отношения управления.
Принципы механизма регулирования сферы общественного питания необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. В качестве социальных приоритетов государственного регулирования общественного питания можно считать:
□ формирование потребительского рынка;
□ обеспечение устойчивости функционирования предприятий питания как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;
□ изменение стратегии научно-технического, информационного развития;
□ осуществление комплексной системы мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирование благоприятных условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования.
Немаловажной общей функцией механизма регулирования является стратегическое планирование. Иногда экономисты называют ее планово-прогнозной. «Стратегическое планирование, - как отмечал экономист В. Леонтьев, - направлено на получение внутренне согласованных описаний различных состояний, в которых экономика может оказаться после применения альтернативных комбинаций различных мер экономической политики»1.
Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики.
Функции государственного регулирования сферы общественного питания тесно связаны с формами (инструментами) ее регулирования: институциональной, программной, денежно-кредитной, налоговой, ценовой и др.
Интегрирующими регуляторами в общественном питании выступают договорные институты. Роль отдельных институтов рассмотрена обстоятельно Дж. К. Лафтой2.
Необходимой формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов, Концепция развития общественного питания,
1 Леонтьев В. Межотраслевая экономика. - М. : Экономика, 1997. - С. 20-21.
2 См.: Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации : учебное пособие. - М. : Русская деловая литература, 1999.
Комплексная программа научно-технического прогресса ЦЧЭР на 1991-2010 годы, программа приватизации и др.
В государственном регулировании рыночной экономики наиболее важны два аспекта. Первый аспект - регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Он осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.
Второй аспект - это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.
Практика осуществления экономических реформ в России показала несостоятельность теории невмешательства государства в экономику, недопустимости государственного регулирования рыночных отношений. Надежды на то, что рыночные инструменты сами отрегулируют все экономические связи и взаимодействия и выведут экономику на мировой уровень развития, не оправдались. Россияне пока не получили от проводимых экономических реформ тех результатов, которых ожидали. В известной мере это можно рассматривать как следствие недостаточного государственного регулирования различных социально-экономических процессов.
В системе государственного регулирования общественного питания среди общих функций важнейшей можно считать создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования. Как известно, рыночная экономика объективно предполагает высокую эффективность управления благодаря компетентному использованию ее законов, принципов, методов.
Осуществляемый в современных условиях страны переход от административно-плановых методов к экономическим применительно к рыночным отношениям повлек резкое увеличение объема законодательных установок, предназначенных для регулирования сферы общественного питания.
Экономисты в государственном регулировании в качестве главных составляющих на первое место ставят социально-экономические отношения, поскольку именно от них зависит эффективность функционирования государства, что в свою очередь отражается на качестве жизни населения в целом.
Следующей общей функцией является децентрализованное управление объектами сферы общественного питания.
Реализация этой функции направлена на проведение региональной политики по удовлетворению потребностей населения в питании, участие в инвестиционных проектах и программах социально-экономического развития регионов, государственное регулирование социально-экономического развития по территориальным субъектам хозяйствования, предупреждение банкротства.
Важное значение в условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования. Объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войн, инвалидов, многодетных семей и т. д.).
Для развивающегося общества со смешанной экономикой характерны социальная ориентированность экономики, рост уровня жизни различных социальных слоев и групп, выполнение государством функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.
В целях поддержания приоритетных, социально значимых направлений, программ применяются налоговые льготы, имеющие целевой характер (например, для развития и поддержки социальных предприятий питания).
В современной теории и практике управления выделяют два уровня налогообложения: уровень Федерации и уровень субъектов. В этой связи механизм налогообложения предусматривает увязку координационных и субординационных отношений субъектов налогообложения этих уровней.
Стратегия налогового регулирования зависит от политической ситуации в стране, системы управления экономикой и системы управления налогообложением, экономической системы государства, экономической сущности налогового регулирования, закономерностей его влияния на различные сферы социальных факторов.
Безусловно, государственное регулирование сферы общественного питания необходимо. Но для обеспечения более правильного экономического развития важно, чтобы правительство определило оптимальное соотношение между государственным и рыночным регулированием экономики. Только в этом случае будут преодолены недостатки методов и моделей управления.
Список литературы
1. Информационные материалы о деятельности Департамента науки и промышленной политики за 2007 год и мероприятиях, намеченных на 2008 год / Правительство Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы. - М., 2008.
2. Караваев Г., Пахомов С. Государственно-частное партнерство в современной России // Экономика мегаполисов и регионов. - 2008. -№ 1 (19).
3. Ким А., Курлеева О. Бюджет Москвы // Финанс. - 2006. - № 48
(185).
4. Лазькова Л. Налоги в системе бюджетного регулирования города Москвы : интервью / Правительство Москвы, Департамент финансов города Москвы. - М., 2008.
5. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации : учебное пособие. - М. : Русская деловая литература, 1999.
6. Леонтьев В. Межотраслевая экономика. - М. : Экономика,
1997.
7. Львов Д. Определение основных направлений стратегического развития Москвы на период до 2025 года : научный отчет о выполнении научно-исследовательской работы. - М., 2007.
8. Материалы для подготовки городского хозяйственно-экономического актива / Правительство Москвы, Департамент финансов города Москвы. - М., 2008.
9. Московский статистический ежегодник, 2007. Экономика Москвы в 1992-2006 гг. : статистический сборник / Мосгорстат. - М., 2007.
10. Оглоблина М. Программно-целевой метод как средство развития экономики Москвы на долгосрочную перспективу // Экономика мегаполисов и регионов. - 2007. - № 5.
11. Основы экономики столичного мегаполиса / РАЕН, РМА, Институт региональных экономических исследований. - М. : Экономика, 2006.
12. Экономика переходного периода : учебное пособие / под ред. В. В. Радаева и др. - М. : Изд-во МГУ, 1995.