Научная статья на тему 'Государственно-правовое воздействие на экономику в РФ'

Государственно-правовое воздействие на экономику в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4904
537
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВО ПРИНУЖДЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ / STATE REGULATION / THE COMPULSION RIGHT / TAX SYSTEM / LEGAL FASTENING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шматкова Е. М.

В данной статье рассматриваются проблемы государственного воздействия на современную российскую экономику с точки зрения права, разъясняются такие понятия как «государство», «право», «экономика»; обосновывается их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-LEGAL INFLUENCE ON ECONOMY IN THE RUSSIAN FEDERATION

In this article problems of the state influence on modern Russian economy from the point of view of the law are considered, such concepts as «state», «law», «economy» are explained; their close interrelation and interconditionality is proved.

Текст научной работы на тему «Государственно-правовое воздействие на экономику в РФ»

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭКОНОМИКУ В РФ

Е. М. ШМАТКОВА

В данной статье рассматриваются проблемы государственного воздействия на современную российскую экономику с точки зрения права, разъясняются такие понятия как «государство», «право», «экономика»; обосновывается их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность.

Ключевые слова: государственное регулирование, право принуждения, налоговая система, правовое закрепление.

Вопрос о месте и роли государства в современной экономике является одним из центральных как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики. С другой стороны, ряд научных школ обосновывает необходимость активного вмешательства государства в рыночные процессы. Дать однозначный ответ на вопрос об оптимальных масштабах государственного регулирования очень сложно. В истории разных стран были периоды превалирования как первой, так и второй точки зрения [4].

Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство - это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и, как правило, облекается в законодательную форму. С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство опреде-

ленных видов товаров и услуг (в том числе рыночных) [8].

Как объект государственно-правового воздействия экономика - сложное и развивающееся явление.

Экономика представляет собой систему отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Цикл экономических отношений начинается с производства материальных благ и завершается их потреблением. Отношения, связанные с распределением и обменом произведенной продукции, носят промежуточный характер. Становление экономических отношений породило новые институционные формы их закрепления, стабилизации, развития. Государство и право - это социально-политические институты, вызванные к жизни экономикой, потребностями ее развития и регулирования.

Более тесные связи экономика имеет с правом, поэтому вначале рассмотрим воздействие права на экономику.

В первую очередь необходимо подчеркнуть, что право есть наиболее адекватная форма экономических отношений. Последние могут нормально функционировать только и исключительно в правовой форме. Все иные формы (традиционная, религиозно-нравственная, директивно-государственная) не являются оптимальными, поскольку не отвечают потребностям рыночной экономики, искажают или попросту отвергают рыночные начала как безнравственные, анархические, противоречащие духу народа и т. п. Таким образом, право - это не нечто внешнее для экономики. Право - естественная форма экономических отношений.

Экономические отношения, как и любые иные социальные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной форме. Как уже отмечалось, нормативные формы разнообразны, но среди них только правовая (это показывает исторический опыт) в наибольшей степени отвечает сущности экономических отношений, их рыночной природе [6].

Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности. При этом в сфере экономики главным объектом собственности выступает труд человека. В этой связи вещи, деньги, ценные бумаги и другие объекты экономического оборота имеют ценность не сами по себе, а как носители или знаки, символы определенной стоимости, воплощенного в них труда. Вещи как объекты права собственности вторичны, они носители овеществленного труда, придающего им стоимость. И самое главное: обмен трудовой деятельностью, результатами труда (вещами, деньгами и т. д.) осуществляется на основе частного права между равноправными собственниками. Вмешательство государства в данные отношения может быть позитивным, если посредством такого вмешательства защищаются нарушенные права одной из сторон, и негативным, если при этом ограничивается свобода собственника, т. е. его права.

Право есть способ саморегулирования экономики. Экономика как производство товаров и услуг имеет объективное содержание. Это содержание определено, с одной стороны, характером потребностей населения, а с другой - уровнем развития техники, производительности труда, природными условиями. Однако как, каким образом отдельный производитель получает информацию о том, что необходимо производить? Подобные вопросы не возникают в условиях традиционного, натурального хозяйства, свойственного феодализму. Не нужна здесь и регулирующая функция права. В условиях рыночной экономики ситуация иная. Цена на рынке товаров и услуг регулируется соотношением спроса и предложения. Но для этого все собственники должны быть свободны юридически, т. е. должны самостоятельно решать, что производить, в каком количестве, по какой цене продавать. Юридическая свобода - необходимое условие для выявления экономической необходимости. Она дает возможность производителю слышать сигналы рынка и учитывать их. Производитель сам регулирует экономические аспекты своей деятельности и делает это по праву и благодаря праву, с помощью которого его свобода закреплена и защищена.

Итак, право не просто воздействует на экономику, оно - имманентная ее часть. Более того, есть основания считать, что становление права как регулятивной системы завершается с появлением развитой рыночной экономики. Это произошло в Европе в XIX в. и выразилось в формировании англосаксонской и романо-германской правовых систем [2].

Воздействие государства на экономику имеет иной характер. Если право воздействует на экономику, так сказать, изнутри, являясь оптимальной формой экономики и единственно возможной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает внешние условия ее функционирования.

Во-первых, государство выполняет функцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны.

Во-вторых, оно обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее единство и стабильность общества - также необходимая предпосылка нормального функционирования и развития экономики.

В-третьих, государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивающие целостность экономической системы страны. Например, с незапамятных времен государство берет на себя заботу о денежном обращении, имеет бюджет, осуществляет финансирование образования, культуры и др.

В-четвертых, с усложнением в ходе исторического развития экономических связей государство все более активно вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствовать негативным тенденциям, возникающим в рыночной экономике. Так, в развитых странах Запада государственное регулирование в сфере экономики признается полезным и необходимым [3]. В данном случае речь идет не просто о государственном, а о государственно-правовом воздействии на экономику с использованием публичного права. Направления такого воздействия многообразны: борьба с монополизмом, контроль за качеством продукции с точки зрения ее безопасности для жизни и здоровья потребителей, соблюдение экологических требований в процессе производства и т. д.

Когда воздействие государства на экономику чрезмерно, оно становится негативным, ибо ме-

шает ее свободному функционированию и развитию. Крайним проявлением такого воздействия является огосударствление экономики, при котором государство делается основным собственником на средства производства и берет управление хозяйством на себя. Порочность подобной системы состоит в следующем.

Во-первых, государство «отключает» действие автоматических механизмов согласования спроса и предложения товаров и услуг, т. е. интересов потребителя и производителя. В условиях рыночной системы предприниматель производит то, что нужно потребителю. В противном случае он разорится. Другими словами, потребитель диктует, что и сколько необходимо произвести. Государство-собственник забирает эту функцию себе, осуществляя планирование производства. Мнение государственных чиновников о том, что нужно обществу, потребителю, становится определяющим для производителя. Коллективный разум чиновников госаппарата, не соответствующий коллективному желанию потребителей, порождает диспропорции в общественном хозяйстве, т. е. производство никому ненужной продукции и дефицит того, что необходимо.

Во-вторых, огосударствление экономики порождает отсутствие экономической ответственности предприятий, заводов, фабрик. Экономические результаты для них не имеют особого значения, ибо у рентабельных предприятий государство забирает прибыль, а убыточным предоставляет необходимое финансирование. Ни одно предприятие не может обанкротиться. Обанкротиться может только государство в целом. Однако, если страна богата природными ресурсами, дойти до этой черты не так просто.

Государство - организация, которая лишь тратит, ничего не производя. Конечно, оно выполняет полезные функции, без осуществления которых общество не может обойтись. Затраты на них - это, так сказать, нормальная стоимость государственных услуг. Но государство, используя свою силу, может возложить на общество и чрезмерную дань, и тогда затраты ложатся тяжким бременем на экономику, сдерживают ее развитие. Наиболее типичными чрезмерными затратами выступают милитаризация экономики, содержание огромной армии, большого аппарата чиновников и т. д. Индикаторами непомерных государственных расходов являются прямые и косвенные налоги, грабящие население и душащие экономику, быстрый рост инфляции и другие негативные явления.

В-третьих, чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишней адми-

нистративной заурегулированности экономических отношений. Это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата, к возникновению теневой экономики.

Господствующее положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них - возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем: производства вооружений, освоения целинных земель, строительства новых городов, ведения гигантских промышленных строек, реализации космических проектов и т. д. Но теневой стороной подобных «достижений» становятся снижение жизненного уровня населения, отсутствие демократии, бесправие отдельного человека, пренебрежительное отношение к экологии и др. Следовательно, для осуществления дальнейшего экономического развития необходимо создание и функционирование правового государства.

При этом в рамках правового государства как субъекта воздействия на экономику главную роль играет экономическая функция гражданского права, которая обусловлена, по сути, самой природой предмета этой отрасли - экономической жизнедеятельностью общества. После изучения специальной литературы, рассматривающей эволюцию и генезис гражданского права, можно сделать следующий вывод: именно для реализации этой функции и возникло такое правовое явление, которое позднее получило название «гражданское право». Однако сами термины «гражданское право» и тем более «экономическая функция гражданского права» в их сегодняшнем понимании возникли гораздо позднее и, очевидно, с разницей в несколько веков. Прав поэтому В. Ф. Яковлев, который утверждает, что формулировка имущественных отношений, составляющих основу предмета гражданского права как товарно-денежных, приводит к сужению действительного предмета отрасли, поскольку оставляет за пределами последнего отношения собственности в их статике [5]. Без преувеличения можно говорить о том, что современное российское гражданское право является правовым фундаментом отечественной экономики.

Для существования полноценной экономической системы нужны общеизвестные, справедливые и единые для всех правила ведения дел в жизни общества. Безусловно, экономическая жизнь не остановится и без этих правил. Однако качество экономики, степень ее развития, темпы

экономического роста существенно замедлятся. Правовой риск предпринимательской деятельности возрастет настолько, что интерес к занятиям многими видами деятельности существенно снизится либо пропадет вовсе. Наличие же адекватной для своего времени системы гражданского права, напротив, способно оказать существенное стимулирующее влияние на возникновение, поддержание и развитие предпринимательства.

Не стоит также забывать и том, что наибольшее прямое влияние на экономику оказывает налоговое право. Налоговое право является наиболее бурно развивающейся составной частью российской системы права. Это объясняется спецификой социально-экономических реалий сегодняшней России [7].

Проанализировав разные подходы к определению категории налогового права [1], можно синтезировать следующее определение: налоговое право - межотраслевой (комплексный) правовой институт (состоящий из норм финансового, административного, конституционного, муниципального и гражданского права), регулирующий общественные отношения в системе налогообложения и сборов (представляющей собой упорядоченную совокупность властных отношений по установлению и введению налогов и сборов, отношений по взиманию налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действия (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения) методом правового регулирования, представляющим собой синтез финансово-отраслевого и административноотраслевого методов (с преобладанием последнего) посредством функционирования специфичного административно-правового режима в системе налогообложения и сборов; необходимого для упорядочения деятельности системы налогообложения и сборов и ликвидации (случайных или преднамеренных) отклонений ее от нормы; направленного на совершенствование (в случае необходимости) и упорядочение государственного управления в системе налогообложения и сборов. А именно налоги являются основным источником пополнения бюджетов всех уровней в РФ, следовательно, от объема их поступлений зависят качественные и количественные характеристики государственных расходов, напрямую влияющих на состояние экономики страны и определяющих развитие отраслей народного хозяйства в целом. Для физических и юридических лиц как субъектов экономической деятельности наиболее важ-

ным является вопрос налоговой нагрузки, или бремени, определяющий, какую долю своего дохода (или количество денежных средств) должен отдать хозяйствующий субъект государству в форме налогов, сборов и иных обязательных платежей. Таким образом, влияние налогов и налогового права как системы норм на экономику сложно переоценить.

Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что в современном российском обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Таким образом, получившая правовое закрепление научно обоснованная налоговая система, которая отражает сформированные в этой сфере как общие закономерности, так и особенности конкретной страны, оказывает позитивное воздействие на развитие экономики, расширяет сферу деловой активности населения. Если говорить о совершенствовании механизма правового регулирования налогообложения в условиях рыночной экономики, то оно достигается посредством развития конституционных основ налогообложения, установления все более четких условий взимания налогов и иных обязательных платежей, реализации правовых мер по осуществлению налогово-бюджетного федерализма.

Подводя итог рассмотрению данной проблемы, следует особо отметить тот факт, что в начале XXI столетия человечество стоит перед проблемой, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной и экологичной. Такая трансформация экономики возможна лишь при позитивном воздействии на нее государства и права в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека, и функционирует правовое государство.

Литература

1. Артемов Н. И., Ашмарина Е. М. Правовые основы налогообложения в РФ. М., 2003.

2. Бродский Г. М. Право и экономика. СПб., 2007.

3. Горецкий И. В. Налоги в экономической стратегии государства // Финансы. 2009. № 8. С. 32-50.

4. Лоскутова М. В. Экономический рост как объект государственного регулирования экономики // Сб. тр. каф. эконом. теории и истории. Тамбов, 2007. Вып. 2.

5. Рыднина М. Н., Василевский Е. Г., Голосов В. В. [и др.]. История экономических учений: учебник. М., 2005.

6. Степичева О. А., Енгалычев Р. М. Механизмы государственного регулирования теневых экономических отношений в России. Тамбов, 2007.

7. Яковлев В. Ф. Имущественные отношения в гражданском праве. М., 2001.

8. URL: http://www.vuzlib.net

* * *

STATE-LEGAL INFLUENCE ON ECONOMY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Ye. M. Shmatkova

In this article problems of the state influence on modem Russian economy from the point of view of the law are considered, such concepts as «state», «law», «economy» are explained; their close interrelation and interconditionality is proved.

Key words: state regulation, the compulsion right, tax system, legal fastening.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.