Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСПОДДЕРЖКИ ВИЭ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСПОДДЕРЖКИ ВИЭ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИЭ / источники энергии / возобновляемая энергия / государственное регулирование / инструменты господдержки.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родыгина Наталья Юрьевна, Руданец Вадим Стефанович

В современном мире возобновляемые источники энергии– это важный элемент в решении проблемы изменения климата и обеспечения энергетической безопасности. В то же время, развитие ВИЭ требует значительных инвестиций и поддержки со стороны государства. Россия следует этой тенденции и использует различные методы регулирования и инструменты поддержки, такие как налоговые льготы, государственные субсидии и др. Однако применение и эффективность отдельных механизмов зависит от конкретных условий на энергетическом рынке и государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСПОДДЕРЖКИ ВИЭ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

О©4 ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-7-69-76 РОДЫГИНА Наталья Юрьевна,

NIION: 2018-0076-7/23-500 д-р. экон. наук, профессор,

MOSURED: 77/27-023-2023-7-500 профессор кафедры международной

торговлии внешней торговли РФ, Всероссийская академия внешней торговли при Министерстве экономического развития Российской Федерации. Россия, г. Москва, e-mail: rodygina.natalia@yandex.ru

РУДАНЕЦ Вадим Стефанович,

аспирант кафедры международной торговли и внешней торговли РФ, Всероссийская академия внешней торговли при Министерстве экономического развития Российской Федерации,

Россия, г. Москва, e-mail: vsrudanets@gmail.com

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСПОДДЕРЖКИ ВИЭ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация. В современном мире возобновляемые источники энергии- это важный элемент в решении проблемы изменения климата и обеспечения энергетической безопасности. В то же время, развитие ВИЭ требует значительных инвестиций и поддержки со стороны государства. Россия следует этой тенденции и использует различные методы регулирования и инструменты поддержки, такие как налоговые льготы, государственные субсидии и др. Однако применение и эффективность отдельных механизмов зависит от конкретных условий на энергетическом рынке и государственной политики.

Ключевые слова: ВИЭ, источники энергии, возобновляемая энергия, государственное регулирование, инструменты господдержки.

RODIGINA Natalya Yurievna,

doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of the International and Foreign Trade of the Russian Federation, Russian Foreign Trade Academy of Ministry of Economic Development of the Russian Federation

Russia, Moscow

RUDANETS Vadim Stefanovich,

postgraduate Student of the Department of the International and Foreign Trade of the Russian Federation, Russian Foreign Trade Academy of Ministry of Economic Development of the Russian Federation

Russia, Moscow

STATE REGULATION METHODS AND INSTRUMENTS FOR RES SUPPORT IN RUSSIA AND ABROAD

Annotation. In the modern world, renewable energy sources are an important element in solving the problem of climate change and ensuring energy security. At the same time, the development of RES requires significant investment and government support. Russia follows this trend and uses

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

various methods of regulation and support instruments, such as tax incentives, government subsidies, etc. However, the application and effectiveness of individual mechanisms depends on the specific conditions in the energy market and government policy.

Key words; RES, energy sources, renewable energy, state regulation, state support instruments.

Переход к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) является одним из ключевых тенденций в современной энергетике. Переход к ВИЭ имеет множество преимуществ, включая снижение загрязнения окружающей среды, уменьшение зависимости от импорта энергоресурсов и экономические выгоды. Сфера ВИЭ требует создания развитой и сбалансированной системы методов и инструментов регулирования со стороны государств, которые будут отличаться в зависимости от ряда факторов

Большой интерес представляет рассмотрение данной проблематики в страновом разрезе, с целью изучения положительного опыта зарубежных стран и использования его в условиях современной России.

Политика России направлена на стимулирование использования альтернативных источников энергии в экономике. Правительство РФ установило, что к 2024 году потребление энергии из возобновляемых источников будет составлять 4,5% от энергетического сектора.

На законодательном уровне этот сектор регулируется следующими законами:

1. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 N 35-Ф3

2. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1172 «Об утверждении правил оптового рынка электрической энергии и мощности»

3. Постановление Правительства РФ от 28 мая 2013 г. N 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности»

4. Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2009 N 1-р «Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2024 года»

5. Постановление Правительства РФ от 03.06.2008 N 426 «О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии».

Энергетической стратегией до 2030 года является снижение доли котельных в производстве тепла в системах теплоснабжения за счёт повышения энергоэффективности и широкого использования ВИЭ. Для этого правительство стремится увеличить инвестиции в сферу ВИЭ в России путём предоставления господдержки: заключение долгосрочного инвестиционного договора о предоставлении мощности (ДПМ - речь пойдет ниже), перекрестное субсидирование, льготные кредиты, т.е. организации могут рассчитывать на получение льготного кредита в размере 100% стоимости приобретённого оборудования, используемого для создания объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности.

Основные предпосылки энергетического перехода и устойчивого развития:

Экономические Социальные Экологические

• в некоторых случаях более эффективное производство электроэнергии • инновации и развитие технологий и инфраструктуры • устойчивый экономический рост • ответственное производство и потребление • более здоровая и чистая среда для жизни • недорогостоящая и доступная энергетика • комфортные и устойчивые рабочие места • чистая пища и вода • новые виды топлива • снижение выбросов • чистая энергия • чистая окружающая среда • сохранение экосистем • борьба с изменением климата

Инструменты поддержки развития возобнов- 1) Обязательства в области возобновляемой

ляемой энергетики в мире: энергетики

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

Обязательства по возобновляемым источникам энергии — это законодательные требования к производству определенной доли энергии из возобновляемых источников.

2) Цели в области возобновляемой энергетики - перспективные целевые показатели по мощности или выработке электроэнергии на основе ВИЭ.

3) Трансферты и субсидии

Трансферты и субсидии - это меры прямой и

косвенной финансовой поддержки производителей и иных лиц, участвующих в производстве возобновляемой энергии.

4) Фиксированные льготные тарифы

Фиксированные льготные тарифы — это

инструменты, разработанные с целью стимулирования генерации энергии из ВИЭ путем гарантирования закупки энергии, произведенной из возобновляемых источников, на основе долгосрочных контрактов, где цена закупки устанавливается

в зависимости от суммы затрат. В такой схеме на электроэнергию, произведенную с использованием солнечных панелей и прочих видов ВИЭ, может быть установлена более высокая цена, чем на энергию, извлекаемую из горючих ископаемых. Льготные тарифы зачастую снижаются в целях стимулирования инноваций, направленных на сокращение издержек производства в секторе возобновляемой энергетики. Льготный тариф это один из наиболее распространенных инструментов стимулирования развития возобновляемой энергетики.

Попытки стимулирования развития энергии из возобновляемых источников в России предпринимались, начиная с 2007 года. Однако полноценный механизм стимулирования инвестиций в эту отрасль был разработан и использован только в 2013 году (Постановление Правительства РФ № 449 от 28.05.2013 г.).

Целевые показатели объемов ввода установленной мощности генерирующих объектов по видам возобновляемых источников энергии. Источник: распоряжение Правительства РФ 1-р (в редакции распоряжения Правительства РФ № 1081-р от 18 апреля 2020 г.)

Чтобы стимулировать финансирование отрасли энергетики из альтернативных источников, инвесторам предоставляется право на заключение договоров на продажу мощности (ДПМ) ВИЭ, гарантирующих в течение 15 лет оплату установленной мощности. Победившие на кон-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

курсе проекты получают право на заключение ДПМ, по которому инвестор обязан обеспечить строительство электростанции с критериями, указанными в заявке.

Ожидается, что к 2025 году общая выработка электроэнергии ВИЭ превысит 12 млрд кВт/ч, что, тем не менее, будет составлять не больше 1% от потребления электроэнергии. Иными словами, целевой показатель в размере 4,5 %, установленный Правительством РФ еще в 2009 году, к 2024 году достигнуть не удастся.

2010 2019 2020 2025

Текущая и целевая доля ВИЭ в общем потреблении э/э РФ. Источник: НП «Совет рынка» (перечень квалифицированных генерирующих объектов ВИЭ), СО ЕЭС, АРВЭ.

По состоянию на конец первого квартала 2020 года введены в эксплуатацию и вырабатывают электроэнергию пять ветропарков совокупной мощностью 364 МВт, которые были построены благодаря усилиям ПАО «Фортум» (35 МВт) и Фонда развития ветроэнергетики (248 МВт).

Как отмечается в обзоре Standard & Poor's Global Ratings, Россия на данный момент пока еще отстает от стран ЕС в области развития ВИЭ: доля российской возобновляемой энергетики не превышает 0,5% от общей выработки, несмотря на наличие локализованных производств комплектующих и развитие проектов. Планируется, что в РФ к 2035 году будет построено около 11,6 ГВт электростанций, работающих на ВИЭ, что составляет не менее 5% от мощности всех существующих в стране электростанций. Более того, Россия является участником важных международных соглашений - Киотского протокола и Парижского соглашения, и помимо этого она участвует в ОЭСР.

Особого внимания заслуживает положительный опыт Франции в сфере ВИЭ. Так, Многолетняя энергетическая программа (PPE) (La programmation pluriannuelle de l'énergie) отражает руководящие принципы энергетической политики. Энергетический кодекс, в частности, предусматривает увеличение доли возобновляемых источников энергии до более чем 33% от валового конечного потребления в 2030 году.

Ветряные турбины преобразуют энергию ветра в электрическую энергию, которая в этом смысле является полностью возобновляемой и по определению является прерывистым и неконтролируемым источником энергии, т.е. непредсказуемым, поскольку она зависит от уровня ветра (в общем, ветряная турбина начинает вырабатывать энергию при ветре 15 км/ч и работает на полную мощность при ветре 40-50 км/ч).

Морские ветровые турбины работают по тому же принципу, что и наземные ветряные турбины. Они могут быть установлены на морском дне (наземные ветрогенераторы) или на плавучей базе, которая сама закреплена на морском дне (плавучие ветрогенераторы). Однако они отличаются от наземных ветряных турбин по нескольким параметрам: ветер в море сильнее и постояннее, чем на суше, поэтому морские ветряные турбины имеют большую мощность, чем их наземные аналоги. Наконец, морские ветряные турбины в два-три раза мощнее наземных, что означает, что на одну турбину можно произвести больше электроэнергии. Большие морские пространства позволяют устанавливать крупномасштабные ветряные электростанции, состоящие из нескольких десятков турбин, но их установка должна осуществляться при согласовании различных видов морского использования.

Солнечная энергия может быть использована для производства тепла или электричества посредством различных процессов сбора: фотоэлектрического, теплового и термодинамического. Во Франции наиболее широко используется фотоэлектрическая солнечная энергия.

Фотоэлектрические элементы улавливают солнечный свет и преобразуют его в электричество. Как и энергия ветра, это полностью возобновляемый источник энергии. Однако он может производить продукцию только в течение дня, что создает проблемы для удовлетворения пикового потребления энергии, особенно в конце дня около 8 часов вечера, и поэтому требует разработки гибких решений.

Энергия биомассы позволяет производить электричество за счет тепла, выделяемого при сжигании растительной и животной массы (древесины, растений, сельскохозяйственных отходов, органических бытовых отходов, навоза животных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

и т.д.) или биогаза, образующегося при их ферментации.

Древесная энергия относится к использованию древесины и изделий из нее в качестве источника энергии. Можно производить электроэнергию путем сжигания биомассы, как на обычной тепловой электростанции. Однако в настоящее время подавляющее большинство древесных энергоресурсов используется в качестве бытового дровяного отопления, в основном в виде бревен. Это источник энергии, который считается возобновляемым при условии устойчивого управления лесами.

Также существует два вида газа: природный газ, который, как и нефть, является ископаемым источником энергии, и биогаз, который является возобновляемым. Эти газы различаются по способу образования, но химически эквивалентны и поэтому могут предоставлять одни и те же услуги: источник тепла, выработка электроэнергии или даже альтернативное топливо.

Три основных способа производства биогаза

- метанизация соответствует разложению органических веществ, в частности, сельскохозяйственных и пищевых отходов, биоотходов и т.д. ;

- пирогазификация - еще один процесс получения метана из органических веществ;

- Power-to-Gas позволяет преобразовывать электроэнергию из возобновляемых источников энергии в газ (метан), тем самым предлагая решение для хранения электроэнергии.

Биотопливо - топливо, произведенное из биомассы, которое дополняет или заменяет ископаемое топливо. Некоторые, известные как обычные, производятся из сельскохозяйственных ресурсов, а другие, известные как передовые, производятся из сырья, не конкурируя с использованием продуктов питания.

Термин «геотермальная энергия» охватывает множество принципиально разных технологий, все из которых используют тепло земной коры. Неглубокая геотермальная энергия (от 5 до 10 метров) использует концепцию теплового насоса для производства тепла, учитывая, что земля остается с примерно постоянной температурой круглый год. Вторая технология, известная как глубинная геотермальная энергия, ищет тепло в земле гораздо глубже. Поскольку средняя температура земной коры увеличивается с глубиной, в среднем на 3°С каждые 100 м, этот ресурс может быть использован для снабжения тепловых сетей [6].

Возобновляемые источники энергии составляют 13,0% от потребления первичной энергии и 19,3% от валового конечного потребления энергии во Франции в 2021 году. Эти доли постоянно растут на протяжении последних десяти лет. Значительный рост первичного производства возоб-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

новляемой энергии с 2005 года (+85%) в основном обусловлен развитием биотоплива, тепловых насосов и ветровой энергии.

К числу лидеров развития ВИЭ смело можно отнести Испанию. Остановимся, прежде всего, на рассмотрении методов государственного регулирования в сфере ВИЭ. Испанская электроэнергетическая система претерпела несколько значительных реформ за последние несколько лет. С одной стороны, изменения произошли для того, чтобы соответствовать требованиям Третьего энергопакета Евросоюза.

С другой стороны, национальное регулирование было сосредоточено на попытках устранить или сократить тарифный дефицит Испании, т.е. дисбаланс между стоимостью производства энергии и доходами. Дефицит был вызван в основном низкими тарифами, предложенным большим группам потребителей по политическим мотивам, которые не были достаточными для покрытия затрат на производство электроэнергии.

Национальная комиссия по рынкам и антимонопольному регулированию ^СМС), новый регулирующий орган, заменил Испанскую комиссию по энергетике. Функции регулятора направлены на обеспечение эффективной конкуренции на рынке электроэнергии, ее объективности и прозрачности в интересах всех пользователей и потребителей. Закон об электроэнергетике устанавливает правовую основу в Испании и, наряду с Королевским указом 1955/2000, составляет основу регулирования электроэнергетического сектора Испании.

С момента открытия рынка электроэнергии для конкуренции, утвержденного Законом 54/1997 от 27 ноября 1997 г., который был заменен новым Законом 24/2013 от 26 декабря 2013 г. (Закон об электроэнергетике), электроэнергетическая отрасль была разделена на четыре отдельные виды деятельности (генерация, передача, распределение и снабжение).

С 7 октября 2013 года NCMC является регулирующим органом для энергетических систем. Он был создан в соответствии с Законом 3/2013 от 4 июня, а его органический статут был утвержден Королевским указом 657/2013 от 30 августа. NCMC объединила существующую Национальную антимонопольную комиссию и различные действующие в настоящее время органы по надзору за рынком, включая роль Национальной комиссии по энергетике (CNE). Фактически, NCMC взял на себя все полномочия CNE, такие как выпуск годовых отчетов. Это приводит к тому, что регулирующие и антимонопольные функции возлагаются на один орган. NCMC состоит из четырех управлений по следующим направлениям: антимонопольное законодательство, телекоммуникации и аудиовизуальная промышленность,

энергетика и транспорт и почтовая промышленность [16].

В ответ на геополитический кризис 2022 года ЕвроСоюз представил план по устранению зависимости от российского газа до 2030 года под названием "REPowerEU". План основан на двух столпах: диверсификация поставок газа за счет роста импорта сжиженного природного газа (СПГ) и увеличения трубопроводного газа не от российских поставщиков. Кроме того, в рамках инициативы было предложено попытаться быстрее сократить использование ископаемого топлива, увеличивая использование возобновляемых источников энергии и электрификацию, и повысить энергоэффективность Испания географически играет большую роль в качестве реципиента СПГ, доставляемого в Европу по морю, а также через ее территорию проходят важные газопроводы из Африки.

Следует отметить, что положительный опыт государственного регулирования и использования разнообразных инструментов господдержки в сфере ВИЭ Германии заслуживают особого внимания. Нормативную базу Германии по регулированию и стимулированию ВИЭ взяли за основу многие страны Европы.

Германия впервые начала продвигать возобновляемую электроэнергию с использованием зеленых тарифов с Закона о подаче электроэнергии (Stromeinspeisungsgesetz или StrEG) 1991 г. Закон обязывал сетевые компании подключать все возобновляемые электростанции, предоставлять им приоритет и платить им гарантированный зеленый тариф.

Закон о возобновляемых источниках энергии вступил в силу 1 января 2017 года. Правительство считало, что новая аукционная система позволит контролировать расходы. Что касается энергии ветра, новые правила призваны поощрять установки в местах с сильными ветрами по всей Германии.

После изучения зарубежной практики государственной помощи возобновляемой энергетики было отмечено, что наиболее действенными инструментами оказались субсидии, скидки и гранты, покрывающие первоначальные капитальные вложения в области возобновляемых источников энергии, а также налоговые льготы для тех, кто использует ВИЭ. Наконец, налоговые льготы и прямые платежи за каждую единицу произведенной электроэнергии также были эффективными методами.

Также внимания заслуживает и опыт интеграции ВИЭ в Китае. Китай является одним из ведущих стран мира по производству и внедрению возобновляемых источников энергии. В настоящее время Китай является лидером по

установке солнечных и ветроэлектростанций. Как правительственные, так и частные инвесторы активно вкладываются в развитие ВИЭ.

Китайское правительство активно поддерживает развитие ВИЭ, создавая специальные программы и политики. Одна из таких программ -это «Зеленая карта» (Green Card), которая предоставляет финансовую поддержку для установки технологий ВИЭ. Кроме того, правительство Китая устанавливает квоты на производство энергии из возобновляемых источников, что обязывает энергетические компании увеличивать долю использования ВИЭ.

В Китае также существует система фиксированных тарифов на производство энергии из ВИЭ. Эта система позволяет производителям энергии получать гарантированный доход на протяжении всего срока действия контракта. Это способствует увеличению инвестиций в ВИЭ и стимулирует развитие этой отрасли.

Китай активно развивает инфраструктуру для производства ВИЭ. В стране созданы специальные зоны, где инвесторы могут строить солнечные и ветроэлектростанции. Кроме того, правительство Китая предоставляет льготы на налоги и земельные участки для компаний, которые инвестируют в производство ВИЭ.

В Китае также разрабатываются новые технологии для производства ВИЭ. Например, были созданы солнечные батареи, которые могут генерировать энергию даже при низкой освещенности. Также в Китае разрабатываются новые технологии для производства ветряных турбин, которые могут работать при низкой скорости ветра.

Следует также рассмотреть положительный опыт США в развитие ВИЭ. Государством предпринимаются меры по привлечению инвестиций, стимулированию спроса, контроля за использованием ВИЭ:

Закон «Об энергетической политике» 2005 года предусматривает налоговые льготы и займы в области производства различных видов энергии, устанавливает приоритет возобновляемым источникам энергии и вопросам энергетической эффективности.

США проводят полноценную политику перехода к ВИЭ, которая затрагивает все институты: как государственные, так и частные.

В ближайшие годы предстоит решение следующих задач в рамках достижения целей сбалансированности современного институциона-лизма: совершенствование регулирующих процедур, снижение количества судебных споров, реформация всех институтов, которые и будут в дальнейшем определять «правила игры» в электроэнергетике как виде экономической деятельности.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

В США производство и установка возобновляемых источников энергии является одной из приоритетных задач правительства. Развитие этой отрасли стимулируется созданием специальных программ и политик, а также предоставлением льгот на налоги и земельные участки для компаний, инвестирующих в производство ВИЭ.

Один из методов регулирования ВИЭ в США - это система фиксированных тарифов на производство энергии из ВИЭ. Кроме того, в США существует программа налоговых льгот для компаний, которые инвестируют в производство ВИЭ. Компании могут получить налоговый кредит на сумму до 30% от стоимости инвестиций в ВИЭ. Это позволяет компаниям снизить свои затраты на производство энергии и стимулирует развитие этой отрасли.

Существуют и другие инструменты поддержки ВИЭ в США. Например, программа Renewable Portfolio Standards (RPS) требует от поставщиков электроэнергии использовать определенный процент возобновляемых источников энергии в своей производственной мощности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, в США существует программа Net Energy Metering (NEM), которая позволяет владельцам солнечных батарей получать кредиты за избыток произведенной ими энергии, которую они могут использовать в другое время. Это позволяет снизить затраты на производство энергии и стимулирует развитие солнечной энергетики.

Кроме того, в США разрабатываются новые технологии для производства ВИЭ, что способствует дальнейшему развитию этой отрасли. Инструменты поддержки ВИЭ включают создание специальных зон, разработку новых технологий, инфраструктуру для производства ВИЭ, а также программы налоговых льгот и фиксированных тарифов на производство энергии из ВИЭ. Компания Tesla является примером успешной компании, которая активно инвестирует в развитие ВИЭ и внедряет новые технологии в своем производстве. В целом, развитие ВИЭ в США является приоритетной задачей правительства и стимулирует экономический рост и снижение загрязнения окружающей среды.

Подводя итоги, следует отметить, что возобновляемые источники энергии - один из важнейших факторов, влияющих на энергетическую безопасность стран и на проблему глобального изменения климата. Развитие ВИЭ требует значительных инвестиций и поддержки со стороны государства.

В России существуют различные методы государственного регулирования и инструмен ты господдержки: ДПМ, перекрестное субсидирование, льготные кредиты, развивается направление «зеленых сертификатов».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

Однако, по сравнению с другими странами, уровень государственной поддержки в России остаётся относительно низким. В то же время, в некоторых странах, таких как Китай, государство использует более сложные инструменты господдержки (зелёные сертификаты и системы закупок по гарантированной цене). Эффективность таких механизмов зависит от конкретных условий на рынке электроэнергии и правительственной политики.

В заключение, следует подчеркнуть важность государственной поддержки для развития возобновляемых источников энергии. Поскольку Россия и многие другие страны активно стремятся увеличить долю ВИЭ в общем объёме производства электроэнергии, необходимо использовать различные комбинации методов государственного регулирования и инструментов господдержки.

Список литературы:

[1] Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 N 35-Ф3 (Дата обращения 16.01.2023).

[2] Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1172 «Об утверждении правил оптового рынка электрической энергии и мощности» (Дата обращения 16.01.2023).

[3] Постановление Правительства РФ от 28 мая 2013 г. N 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности» (Дата обращения 16.01.2023).

[4] Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2009 N 1-р «Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2024 года» (Дата обращения 16.01.2023).

[5] Сайт Министерства энергетического перехода Франции. Статья "Возобновляемая энергия". URL: https://www.ecologie.gouv.fr/ener-gies-renouvelables (Дата обращения 16.01.2023).

[6] MDPI. Статья: «Spanish Photovoltaic Solar Energy: Institutional Change, Financial Effects, and the Business Sector» URL: https://www.mdpi. com/2071-1050/12/5/1892 (Дата обращения: 16.12.2022).

[7] MDPI. Энергетический переход во Франции. URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/14/10/5818 (Дата обращения 16.01.2023).

[8] Policy pathways for Spain's energy transition. URL: https://www.realinstitutoelcano.org/en/ analyses/policy-pathways-for-spains-energy-transi-tion/ (Дата обращения: 16.12.2022).

[9] Santandertrade. SPANISH FOREIGN TRADE IN FIGURES. URL: https://santandertrade.

com/en/portal/analyse-ma rkets/spain/foreign-trade-in-figures (Дата обращения: 15.12.2022).

[10] Spain 2021. Energy Policy Review. Отчёт Международного энергетического агенства. URL:https://www.iea.org/reports/spain-2021?utm_ source=SendGrid&utm_medium=Email&utm_cam-paign=IEA newsletters (Дата обращения:

15.12.2022)

[11] Возобновляемые источники энергии -законодательство ЕС и соответствующие административные и экономические инструменты. Интерактивный семинар «Возобновляемые источники энергии в Центральной Азии: возможные маломасштабные и среднемасштабные решения». URL: https://vk.com/doc209538129_6548307mhas h=75iQXNpemgoqifUhFhE67RhELGpI0pBZfv7ZkrVl ns0&dl=GL6KpI4G47IPMVbQ2CyOYkhEGi6jILOjQT CJvteysPL. (Дата обращения: 15.12.2022).

[12] Международная ассоциация институциональных исследований (МАИИ). Лекция "Инсти-туционализм". URL: http://institutional.narod.ru/ history1/ch8.htm (Дата обращения 16.01.2023).

[13] Сайт «Германия. Факты, Экономика» -[Электронный ресурс], Режим доступа: http://www. tatsachen-ueber-deutschland. de/index. php? L=7 (Дата обращения 16.01.2023)

[14] Сайт Фонда им. Фридриха Эберта, Экономическая и социальная политика, - [Электронный ресурс], Режим доступа: http://fesmos.ru/ publications/ (Дата обращения 16.01.2023).

[15] Статья: ELECTRICITY LAW AND REGULATION IN SPAIN. CMS. URL: https://cms.law/en/ int/expert-guides/cms-expert-guide-to-electricity/ spain (Дата обращения: 15.12.2022).

[16] Энергетическая и экономическая теория: обзор. Жак Персебуа. В журнале "Revue d'économie politique 2001/6" (Vol. 111), стр. 815860.

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon «Ob elektroenergetike» ot 26.03.2003 N 35-FZ (Data obrashcheniya

16.01.2023).

[2] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27 deka-brya 2010 g. № 1172 «Ob utverzhdenii pravil optovogo rynka elektricheskoj energii i moshchnosti» (Data obrashcheniya 16.01.2023).

[3] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28 maya 2013 g. N 449 «O mekhanizme stimulirovaniya ispol'zovaniya vozobnovlyaemyh istochnikov energii na optovom rynke elektricheskoj energii i moshchnosti» (Data obrashcheniya 16.01.2023).

[4] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 08.01.2009 N 1-r «Ob osnovnyh napravleniyah gosu-darstvennoj politiki v sfere povysheniya energetich-eskoj effektivnosti elektroenergetiki na osnove ispol'zovaniya vozobnovlyaemyh istochnikov energii

na period do 2024 goda» (Data obrashcheniya 16.01.2023).

[5] Sait Ministerstva energeticheskogo perek-hoda Francii. Stat'ya "Vozobnovlyaemaya energiya". URL: https://www.ecologie.gouv.fr/energies-renouve-lables (Data obrashcheniya 16.01.2023).

[6] MDPI. Stat'ya: «Spanish Photovoltaic Solar Energy: Institutional Change, Financial Effects, and the Business Sector» URL: https://www.mdpi. com/2071-1050/12/5/1892 (Data obrashcheniya: 16.12.2022).

[7] MDPI. Energeticheskij perekhod vo Francii. URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/14/10/5818 (Data obrashcheniya 16.01.2023).

[8] Policy pathways for Spain's energy transition. URL: https://www.realinstitutoelcano.org/en/ analyses/policy-pathways-for-spains-energy-transi-tion/ (Data obrashcheniya: 16.12.2022).

[9] Santandertrade. SPANISH FOREIGN TRADE IN FIGURES. URL: https://santandertrade. com/en/portal/analyse-markets/spain/foreign-trade-in-figures (Data obrashcheniya: 15.12.2022).

[10] Spain 2021. Energy Policy Review. Otch-yot Mezhdunarodnogo energeticheskogo agenstva. URL:https://www.iea.org/reports/spain-2021?utm_ source=SendGrid&utm_medium=Email&utm_cam-paign=IEA newsletters (Data obrashcheniya: 15.12.2022)

[11] Vozobnovlyaemye istochniki energii -zakonodatel'stvo ES i sootvetstvuyushchie adminis-trativnye i ekonomicheskie instrumenty. Interaktivnyj seminar «Vozobnovlyaemye istochniki energii v Cen-tral'noj Azii: vozmozhnye malomasshtabnye i sred-nemasshtabnye resheniya». URL: https://vk.com/ doc209538129_654830711?hash=75iQXNpemgoqi-fUhFhE67RhELGpI0pBZfv7ZkrVlns0&dl=GL6KpI-4G47IPMVbQ2CyOYkhEGi6jILOjQTCJvteysPL. (Data obrashcheniya: 15.12.2022).

[12] Mezhdunarodnaya associaciya institucion-al'nyh issledovanij (MAII). Lekciya "Institucionalizm". URL: http://institutional.narod.ru/history1/ch8.htm (Data obrashcheniya 16.01.2023).

[13] Sajt «Germaniya. Fakty, Ekonomika» -[Elektronnyj resurs], Rezhim dostupa: http://www. tatsachen-ueber-deutschland. de/index. php? L=7 (Data obrashcheniya 16.01.2023)

[14] Sajt Fonda im. Fridriha Eberta, Ekonomich-eskaya i social'naya politika, - [Elektronnyj resurs], Rezhim dostupa: http://fesmos.ru/publications/ (Data obrashcheniya 16.01.2023).

[15] Stat'ya: ELECTRICITY LAW AND REGULATION IN SPAIN. CMS. URL: https://cms.law/en/ i nt/expert-guides/cms-expert-guide-to-electricity/ spain (Data obrashcheniya: 15.12.2022).

[16] Energeticheskaya i ekonomicheskaya teor-iya: obzor. ZHak Persebua. V zhurnale "Revue d'économie politique 2001/6" (Vol. 111), str. 815-860.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.