О.Е. Гришин, М.В. Авдеева, Л.С.М. Махди
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ
Аннотация
В статье анализируются современные реалии энергетической политики Европейского союза (ЕС) в контексте проводимой политики в сфере альтернативных источников и существующей экологической повестки. То, какое место уделяется экологии в энергетической политике ЕС, влияет не только на энергетическую стратегию стран-членов, но и на формирование энергетической политики во всем мире. В последние годы особое место в энергетическом векторе ЕС занимают климатические изменения. В настоящее время Европейская комиссия (ЕК) стремится создать Энергетический союз, направленный на то, чтобы обеспечить Европу безопасной, доступной и благоприятной для климата энергией. Чтобы достичь этого, некоторые предлагают компромисс, включающий эффективность использования ископаемого топлива и включение различных видов энергии в энергетический баланс, в то время как другие выступают за более преобразующие меры. В статье рассмотрено то, какое место альтернативные источники энергии занимают в энергетической политике ЕС. Продемонстрированы последствия ужесточения экологического законодательства и усиления мер управления в сфере энергетической политики ЕС по продвижению использования экологических видов топлива среди стран-членов. Обозначены векторы диверсификации поставщиков основных энергоносителей в Европе. Проанализированы этапы европейской стратегии развития возобновляе-
O. Grishin, M. Avdeeva, L. Mahdi
ENERGY POLICY OF THE EUROPEAN UNION REGARDING THE USE OF ALTERNATIVE ENERGY SOURCES
Abstract
The article analyses the current realities of the EU energy policy in the field of alternative sources of power and the existing environmental agenda. The place that ecology takes in the EU energy policy affects not only the energy strategy of the member states, but also the formation of energy policy around the world. In recent years, climate change has occupied a special place in the EU energy vector. The European Commission (EC) is currently seeking to create an Energy Union aimed at providing Europe with safe, affordable and climate-friendly energy. In order to achieve this, some offer a compromise that includes fossil fuel efficiency and the inclusion of different types of energy in the energy balance, while others advocate more transformative measures. This article discusses the place that alternative energy sources occupy in the EU energy policy. There are demonstrated the consequences of toughening environmental legislation and strengthening management measures in the EU energy policy to promote the use of environmental fuels among member countries. The vectors of diversification of major energy suppliers in Europe are indicated in this article. The stages of the European renewable energy development strategy are analyzed. Attention is focused on the "green" movement, which plays a significant role in European political life. It is stated that the increased attention to alternative energy also re-
мых видов энергии. Акцентировано внимание на движении «зеленых», которое играет значительную роль в европейской политической жизни. Констатируется, что повышенная заинтересованность в альтернативной энергетике также отражает европейскую поддержку экологической модернизации, а также решению проблем на уровне населения. Показано отношение стран к различным видам энергии в контексте экологических последствий от их применения.
Ключевые слова:
энергетическая политика, энергетика, энергетическая стратегия, изменение климата, Европейский союз, возобновляемые источники энергии.
flects European support for environmental modernization, as well as solving problems at the level of the population of EU countries. Politics of countries towards different types of energy in the context of the environmental consequences of their use is demonstrated by authors. It is concluded that, thanks to the effective development in the field of the use of renewable energy sources at the supranational level.
Key words:
energy policy, energy, energy strategy, climate change, EU, renewable energy, alternative energy.
Насущность исследования энергетической политики ряда государств и надгосударственных образований обусловлено ее влиянием на мировые политико-экономические процессы, дестабилизацией политической обстановки в ряде регионов, обострением геополитических конфликтов [3, с.35; 8, с. 96; 17, с. 614]. Р.В. Тодорова полагает, что «Бесспорна значимость энергетического сектора, который в большей степени определяет и влияет, как правило, на основные аспекты внешней и внутренней политики государств. В связи с этим можно интерпретировать и рассматривать сферу энергетики как «палку о двух концах», которая может оказать влияние на разрешение глубоких межгосударственных конфликтов, а также может усугубить уже существующие или вызвать новые кризисные ситуации, которые со своей стороны способны превратиться в политические или экономические кризисы» [18, с. 159]. Анализ энергетической политики как фактора международных отношений является важной политологической задачей.
Теоретической основой исследования энергетической политики Европейского союза составили подходы отраженные в публикациях А.Е. Алексеева, И.Ю. Новицкого, В.Н. Женжебира, Т.С. Пшава, М.В. Даду-гина [1], Т.Г. Гедич [2], А.А. Макарова, Л.М. Григорьева, Т.А. Митро-вой [15], Т.Е. Мигалевой, Л.Л. Разумновой, А.К. Пакина [11], И.Г. Пашков-ской [14], С.Б. Савельевой, М.В. Ульченко [16], Е.С. Устинович, М.В. Куликова, О.С. Барнышевского [20]. В этих работах отражены энергетические стратегии некоторых европейских стран, проанализированы современные
реалии энергетической политики ЕС, рассмотрены экологические аспекты реализации энергетической политики некоторых стран-членов ЕС.
Экологическое законодательство и управление в сфере энергетической политики являются краеугольным камнем глобальных усилий Европейского союза (ЕС) по продвижению использования экологических видов топлива среди своих стран-членов. Изначально ЕС возник на основе Европейского сообщества угля и стали, что априори говорит о значительном месте энергетического законодательства в структуре организации. Далее в европейских кругах стала обсуждаться идея устойчивости в энергетическом векторе ЕС, что привело к принятию в 2005 году на заседании Европейского Совета концепции комплексной европейской энергетической политики, включавшей в себя устойчивость [19; 28].
В настоящее время Европейская комиссия (ЕК) активно выдвигает идею создания Энергетического Союза [23]. Также большое внимание уделяется климатическим изменениям, которые вызываются большими объемами выбросов углекислого газа из-за продолжающегося активного использования ископаемого топлива. Данная ситуация в свою очередь привела к проблеме так называемой климатической миграции, когда большое количество людей вынуждено покинуть свое изначальное место жительства по причине невыносимых экологических условий.
Одним из самых важных документов ЕС в области альтернативных источников энергии и экологической политики является «A policy framework for climate and energy in the period from 2020 to 2030», принятый ЕК в 2014 году [23]. В данном документе отражена стратегия ЕС по обеспечению энергетической безопасности, которая включает как развитие возобновляемых видов энергии (ВИЭ) (до 2020 года планируется достижение двадцатипроцентного уровня ВИЭ в энергетическом балансе ЕС), так и диверсификацию поставщиков основных энергоносителей. Все страны ЕС также должны позаботиться о том, чтобы к 2020 году не менее 10% их транспортного топлива поступало из возобновляемых источников [31].
В приведенной ниже статистике, указана информация о доле энергии из возобновляемых источников в 2017 году для каждой из стран ЕС (в % от общего конечного потребления энергии) [25].
Рис. 1. Доля использования источников возобновляемой энергии в странах-членах ЕС на 2017 год
ec.europa.eu/eurostatl Источник: Eurostat. Renewable energy statistics.
Учитывая официальную статистику, изначальное производство энергии из альтернативных источников в 28 странах ЕС было равно 226,8 миллионам тонн нефти. С 2007 по 2017 гг. количество произведенной альтернативной энергии увеличилось на 64% [25].
Среди альтернативных источников наиболее популярными и используемыми были дерево и другие виды твердого биотоплива, которые вместе составили 42% всей произведенной энергии из альтернативных источников в 2017 году [25]. Следующими идут энергия ветра (13,8%) и гидроэнергетика (11,4%).
В декабре 2018 года вступила в силу пересмотренная директива по возобновляемым источникам энергии 2018/2001/ЕС, являющаяся частью пакета «Чистая энергия для всех европейцев», направленного на то, чтобы сделать ЕС глобальным лидером в области возобновляемых источников энергии и, в более широком смысле, помочь ЕС реализовать его обя-
зательства по сокращению выбросов парниковых газов в соответствии с Парижским соглашением [33]. Данная директива устанавливает новый обязательный целевой показатель для возобновляемых источников энергии в ЕС на 2030 год, по крайней мере, в 32% [33].
В соответствии с новым Положением о государственном управлении, которое также является частью пакета «Чистая энергия для всех европейцев», страны ЕС должны составить 10-летний Национальный энергетический и климатический план на 2021-2030 гг., в котором указано, как они будут соответствовать новым целям на 2030 год по возобновляемым источникам энергии и повышению энергоэффективности [24]. Государства-члены должны быть готовыми представить окончательные планы Европейской комиссии к 31 декабря 2019 года.
Большинство других новых элементов новой директивы должны быть перенесены в национальное законодательство государствами -членами к 30 июня 2021 года [2 4].
В 2019 году некоторые страны ЕС такие, как Болгария, Хорватия, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Италия, Венгрия, Литва, Румыния и Швеция уже достигли или близки к достижению своих целей в области возобновляемых источников энергии на 2020 год [7, с. 84-91; 13, с. 1-12; 33].
Несмотря на то, что ЕС предъявляет строгие требования к своим странам в сфере достижения целей энергетической политики [6, с. 131 -133], особенно сейчас, когда движение «зеленых» играет значительную роль как в европейской политической жизни, так и в обществе [5, с. 5866], есть с государства, которые активно используют уголь в ущерб достигнутым показателям использования альтернативных источников энергии. Ярким примером является Польша, которая из-за смены правительства может потерять уже достигнутый прогресс в области альтернативной энергетики. Более 80% электроэнергии страны производится из угля или бурого угля [29]. К 2017 году на долю возобновляемых источников энергии приходилось 14% выработки электроэнергии, в основном за счет энергии ветра. Общее потребление энергии из возобновляемых источников в 2016 году составило 11,3%, в основном из биомассы [29]. Национальный план действий по возобновляемым источникам энергии обязывает страну к 2020 году производить не менее 15% используемой энергии из возобновляемых источников [33]. Польша столкнется с серьезными трудностями в достижении своей цели.
В течение последнего десятилетия возобновляемые источники энергии сначала получили поддержку из-за изменений в законодательстве энергетического рынка, таких как схемы внутренней поддержки и введение европейских правил конкуренции [4; 10]. Но с 2012 года крупные энергетические компании активно выступают против альтернативной энергетики, откладывая принятие закона о возобновляемых источниках энергии [29]. С 2015 года новое правительство уделяет приоритетное внимание национальной энергетической безопасности, нежели поддержанию конкуренции. Инвестиции в возобновляемые источники энергии уступили место поддержанию нынешней энергетической базы. Несколько политических шагов в сторону возобновляемых источников энергии -программа зеленых сертификатов и поддержка потребителей, которые также генерируют электроэнергию, - были отменены [28]. Субсидии для небольших проектов были существенно сокращены. Аукционная система для возобновляемых источников энергии заменила предыдущую схему поддержки. Условия работы производителей ветровой энергии на суше были изменены до такой степени, что новые энергетические сооружения фактически заблокированы, а многие старые операторы обанкротились или находятся в зоне экономического риска.
Между тем крупные энергетические компании начали требовать большей государственной поддержки в обмен на стабилизацию энергосистемы. Правительство изменило политику нетто-учета. В результате операторы сетей получили дополнительную прибыль за счет владельцев небольших установок возобновляемой энергии. Национальный фонд охраны окружающей среды и управления водными ресурсами создал «Е -КитШаШг», программу поддержки существующих электростанций для адаптации к требованиям директив ЕС по охране воздуха [24].
Уголь - как бурый, так и битуминозный - является основным не возобновляемым ископаемым топливом в Польше. Поскольку добыча становится все более дорогой, государственная поддержка крупных энергетических компаний косвенно субсидирует добычу угля. В целом средний польский гражданин платил около 446 евро в год в виде субсидий на уголь и внешних издержек угледобывающего сектора и производства электроэнергии на основе угля в период 1990-2016 гг. [29]. Польша ищет замену углю. Загрязнение воздуха наносит самый распространенный вред и самый большой ущерб имиджу угля. Польские города имеют одну из
худших ситуаций со смогом в Европе. Это происходит главным образом из-за неэффективных отопительных приборов, некачественного сжигания угля, сжигания бытовых отходов в бытовых печах и - в больших городах - значительного количества дизельных транспортных средств на дорогах. Однако эта проблема все чаще признается. Малопольское и Силезское воеводство - две сильно пострадавшие провинции на юге Польши, которые запретили сжигание низкосортного угля [29].
Хотя это может показаться странным в настоящее время, ни климат, ни другие экологические проблемы не заставили европейские государства обратить внимание на потенциал альтернативных источников энергии в 1970-х гг. [27]. Это был вопрос энергетической безопасности и зависимости от импорта. В своей резолюции от 1974 года Европейский совет указал, что инвестиции в исследования и разработки должны дать возможность «новым источникам энергии» заменить «традиционные источники» в долгосрочной перспективе [27]. Однако в то время приоритет отдавался усилению эксплуатации угля и ядерной энергии. Но из-за катастрофы в Чернобыле и надвигающейся угрозы изменения климата возобновляемые источники энергии оказались в центре внимания. В резолюции 1986 года Совет подчеркнул необходимость «оптимизировать эксплуатацию этих источников энергии в Сообществе», и в то же время он призвал государства-члены к тесному сотрудничеству в этой области путем проведения «более тесного обмена информацией о развитии использования новых и возобновляемых источников энергии посредством согласованных действий и, при необходимости, обеспечения координации на уровне Сообщества» [28]. Другими словами - политика в этой области с самого начала воспринималась как желательная и потенциально приносящая си-нергетические выгоды.
Повышенное внимание к альтернативной энергетике также отражает европейскую поддержку экологической модернизации, а также решению проблем на уровне населения. Например, в июне 2015 года нидерландский суд обязал государство сократить выбросы на 25% в течение пяти лет, чтобы защитить своих граждан от изменения климата в первом в мире иске о гражданской ответственности за климат [21]. Частично в ответ на давление, исходящее со стороны населения и экологических движений, ЕС пытается увеличить к 2050 году возобновляемые источники энергии с 55 до 75% [31].
К альтернативным источникам энергии, в направлении которых работает ЕС, также относится биотопливо. Органическое вещество, из которого состоят растения, называется биомассой. Биомасса получается из органических материалов, таких как деревья, растения, а также сельскохозяйственные и городские отходы [22]. Ее можно использовать для отопления, выработки электроэнергии, транспортного топлива и химикатов. Другим источником энергии из биомассы является сжигание смешанных отходов, которое широко используется в ЕС [28].
Существуют серьезные побочные эффекты большинства из этих якобы «зеленых» источников энергии. Все виды биогенерируемой энергии включают сжигание растительного или водорослевого вещества из «топливных лесов», которые конкурируют с сельскохозяйственными угодьями для производства продуктов питания [22]. Плантации, используемые для производства биотоплива, занимают все большую долю изначально биологически разнообразных мест обитания. Биотопливо вырабатывает С02 при сжигании. Также имеет место процесс, который включает посадку культур для производства биотоплива, внесение удобрений, сбор урожая, обработку и т.д. - все эти активность по итогу приводят к выделению значительного количества С02. Биотопливо также требует постоянных поставок древесины, которую иногда невозможно будет возобновить в течение 100 лет.
Сжигание мусора для производства энергии может показаться «зеленым» методом. В действительности, процесс превращения отходов в энергию способствуют деградации окружающей среды, буквально тратя впустую ценные ресурсы, усугубляя нехватку сырья. Это также предотвращает эффективную переработку мусора из-за конкуренции за высококалорийное вторичное сырье.
В парадигме «отходы в энергию» не учитывается высокая питательная ценность отходов или опасные последствия их сжигания для получения дешевого топлива [28]. В процессе сжигания вырабатывается истощаемое сырье, а также энергия, необходимая для добычи природных ресурсов и превращения их в потребляемые продукты. При таком подходе не только теряются ценные питательные вещества, но и создается агрессивный сдерживающий фактор для повторного использования материалов.
Хотя ядерная энергия считается чистой энергией, ее включение в список возобновляемых источников энергии является предметом серьез-
ных дискуссий из-за ядерных отходов, а также потому, что она оказалась небезопасной. После ядерной аварии на Фукусиме в 2011 году Германия навсегда остановила 8 из своих 17 реакторов [28].
Гидроэнергетика основывается на использовании гидроэлектрической технологии или плотины. Гидроэлектроэнергия, вырабатываемая плотинами, вызывает разрушение природных систем, влияя на речную среду, рыболовство и сушу. Сама плотина блокирует миграцию рыбы, которая в некоторых случаях полностью отделяет нерестовые места от зон обитания [27].
Дамба также задерживает отложения, которые имеют решающее значение для поддержания физических процессов и мест обитания вниз по течению. Таким образом, большинство из этих «возобновляемых источников энергии» либо небезопасны, либо следуют траектории «от колыбели до могилы» и не отвечают долгосрочным целям устойчивого развития [28]. В отличие от «европейского экологического безумия» в отношении биотоплива, энергия ветра и солнца была предложена как наиболее безопасная, чистая и устойчивая энергия, особенно если учитывать побочные эффекты, риски для окружающей среды и здоровья людей.
В свою очередь энергия ветра становится весьма востребованным источником электричества в странах ЕС. В 2017 году выработка электроэнергии из возобновляемых источников составила более четверти (30,7%) общего валового потребления электроэнергии в ЕС-28 [25].
Правила в Директиве 2009/28/ЕС предписывают, что электроэнергия, вырабатываемая гидроэнергией и ветровой энергией, должна быть нормализована для учета годовых изменений погоды (гидроэнергетика была нормализована в течение последних 15 лет и энергия ветра в течение последних 5 лет) [23]. Рост выработки электроэнергии из возобновляемых источников энергии в период с 2007 по 2017 гг. в значительной степени отражает рост использования трех основных возобновляемых источников энергии в ЕС, главным образом ветровой энергии, а также солнечной энергии и твердого биотоплива (включая возобновляемые отходы). В 2017 году гидроэлектростанция была впервые заменена ветровой энергией как единственным крупнейшим источником выработки электроэнергии из возобновляемых источников в ЕС-28 [29]. Действительно, количество электроэнергии, вырабатываемой на гидроэлектростанциях, было относительно похоже на показатели десятилетней давности в то вре-
мя, как количество электроэнергии, вырабатываемой в ЕС-28 от солнечных батарей и ветряных турбин, было в 31,6 раза и в 3,5 раза больше, чем в 2007 году [25]. В результате доля энергии ветра и солнечной энергии в общем количестве электроэнергии, произведенной из возобновляемых источников энергии, выросло до 37,2% и 12,3% в 2017 году соответственно [25]. Рост количества электроэнергии, произведенной из солнечной энергии, был значительным: оно выросло с 3,8 ТВт/ч в 2007 году, достигнув уровня 119,5 ТВт/ч в 2017 году [25].
Однако, так же как биотопливо и гидроэнергетика, производство энергии из ветра имеет свои социо-экологические последствия. Более подробно риски, которые связаны с более широким внедрением данного вида энергии, описаны в докладе «Технологическая дорожная карта: энергия ветра», опубликованном Международным энергетическим агентством в 2013 году. Авторы доклада предполагают, что использование энергии ветра может достичь показателя в 18% к 2050 году среди мирового производства электроэнергии [30]. Для сравнения, в настоящий момент времени он составляет 2,6% [25]. Однако существуют значительные помехи для дальнейшей имплементации энергии ветра. Первый аргумент против этого концентрируется на том, что производство энергии из ветра по стоимости значительно превышает использование аналогов в виде нефти, угля, природного газа и атомной энергии. Данная ситуация означает, что производство ветровой энергии требует дополнительной финансовой поддержки от государства и введения конкурентоспособных тарифов. Некоторые решения уже были введены в Великобритании, которые предоставили потребителям возможность получить деньги от своего поставщика энергии, если они установили технологию производства электроэнергии с помощью ветряной турбины [21]. Потребителям платят за электроэнергию, которую они сами производят, и за любой излишек электричества, который они экспортировали в сеть.
Более того, из официальных источников ЕС следует, что производство электроэнергии на ветряных мельницах, расположенных в прибрежных зонах, по себестоимости дешевле угля, газа и атомной энергии [21]. В данном случае учтены факторы влияния ветряных генераторов энергии на качество воздуха, вреда человеку и изменения климата, которые значительно уступают тем, что наносятся от использования традиционных источников энергии.
Несмотря на свое сравнительно небольшое влияние на окружающую среду, использование энергии ветра связано с такими негативными явлениями, как шумовое загрязнение (производится лопастями ветряных мельниц), визуальный эффект и гибель птиц и летучих мышей, влетающих в лопасти. Также в зависимости от вида генераторов энергии ветра, которые могут быть установлены в прибрежных районах (оффшорные или морские) и в дали от них (наземные). Самый большой недостаток морского ветропарка — это стоимость. Береговые ветряные электростанции, как правило, требуют больших затрат в строительстве и обслуживании, и из-за их труднодоступных мест они подвержены повреждениям от очень высокоскоростных ветров во время штормов или ураганов [30]. Влияние же морских ветровых электростанций на морских обитателей и птиц еще не до конца изучено. Оффшорные ветряные электростанции, которые построены ближе к береговой линии (обычно в пределах 42 км), могут быть непопулярны среди жителей, поскольку это может повлиять на стоимость недвижимости и туризм [30].
Одна из самых больших проблем наземных ветряных электростанций заключается в том, что они портят ландшафт с визуальной точки зрения. Также они не производят энергию круглый год из-за низкой скорости ветра или из-за физических препятствий, таких как здания или холмы [30]. Шум, создаваемый ветряными турбинами, можно сравнить с шумом газонокосилки, часто вызывающим шумовое загрязнение для близлежащих населенных пунктов.
Следующей по значимости и развитию в странах ЕС идет использование солнечной энергии.
Рис. №2. Рост использования солнечной энергии в ЕС-28 и по всей Европе
12
11.00
EU 20 Total Europe
2017 | 2013
Источник: SolarPower Europe 2019
Европейский союз установил около 8,0 ГВт солнечных энергосистем в 2018 году; это на 36% больше, чем в прошлом году, по сравнению с 5,9 ГВт, подключенными к сети в ЕС-28 в 2017 году, согласно оценке SolarPower Europe, ассоциации по изучению сектора солнечной энергетики в Европе [32]. Солнечные установки в Европе в целом выросли примерно на 20% до 11,0 ГВт в 2018 году по сравнению с 9,2 ГВт годом ранее [32].
Крупнейшим европейским рынком солнечной энергии в 2018 году стала Германия с 2,96 ГВт новых мощностей, подключенных к сети, что на 68% больше, чем 1,76 ГВт в 2017 году [29]. За ней последовала Турция, доминирующий европейский рынок солнечной энергии по сравнению с предыдущим годом (1,64 ГВт в год). Нидерланды заняли 3 -е место по величине рынка солнечной энергии в 2018 году [29]. Страна прибавила
около 1,4 ГВт по сравнению с 0,77 ГВт в 2017 году и в настоящее время впервые входит в «клуб солнечного гигаватта».
Быстрый технологический прогресс, сокращение затрат и относительно короткие сроки разработки проектов являются одними из ключевых факторов роста солнечной фотоэлектрической энергии за последние 10 лет в странах ЕС. После пиковых лет, 2011 и 2012, рынок замедлился из-за увеличения налогов на самопотребление и новой политики, сокращающей финансовую поддержку [32]. В результате, темпы установки солнечных фотоэлектрических систем также замедлились с 2011 года.
В целях поддержки развития альтернативных источников энергии в целом и солнечной энергии в частности, на европейском рынке электроэнергии произошел ряд изменений. Пересмотренные руководящие принципы по охране окружающей среды и энергетики от 2014 года установили публичные торги в системе электроснабжения как новую норму для объектов средней и высокой мощности (установки> 500 кВт) с 1 января 2016 года [32]. С 1 января 2017 года руководящие принципы требуют от государств-членов проводить прозрачные, технологически нейтральные тендеры для всех проектов в области возобновляемых источников энергии, при этом допускаются определенные исключения для мощностей менее 1 МВт (6 МВт в случае энергии ветра). Эти меры направлены на то, чтобы дать государствам-членам больший контроль над своими рынками и ценами, взимаемыми с потребителей. В то же время гарантированная поддержка, связанная с производством, стала предпочтительным вариантом для поощрения небольших установок фотоэлектрических панелей (а также других небольших переменных возобновляемых источников энергии). Это отвечает потребностям потребителей как минимум на ближайшие несколько лет, так как рынок производства электроэнергии во многих государствах-членах смещается от системы относительно стабильного и непрерывного централизованного снабжения к системе с большим количеством децентрализованных малых возобновляемых источников, используемых потребителями для собственного потребления и продажи на рынке [9; 12; 26].
Таким образом, благодаря успешным шагам в сфере использования источников возобновляемой энергии на наднациональном уровне, ЕС стал перспективной площадкой для дальнейшего развития данного сектора энергетики, в особенности в контексте солнечной и ветровой энергии.
Так же, как и для энергетической политики в сфере углеводородного сырья, альтернативная энергетика стран ЕС регулируется основными положения Лиссабонского договора, который положил начало существования ЕС как консолидированного актора в реализации целей энергетической политики и безопасности. Однако на практике решение вопросов энергетической политики в настоящий момент времени зависит во многом от проводимого курса конкретного государства-члена ЕС, а прогресс на наднациональном уровне требует добровольного сотрудничества. В то время, как ряд стран делают значительные успехи в сфере внедрения, субсидирования и развития альтернативных источников энергии для реализации как целей экологической политики, так и пунктов энергетической безопасности ЕС (Германия, Нидерланды, Великобритания), некоторые, в силу финансовой выгоды, доступности углеводородного сырья и национального интереса в целом, теряют завоеванные ранее позиции в использовании альтернативных источников энергии (Польша). Подобные случаи являются значительным препятствием для осуществления общей энергетической и экологической политики для стран ЕС, однако, учитывая успех партии «зеленых» на недавних выборах в Европарламент, которые получили 70 мест, можно ожидать дальнейшего законодательного развития европейской альтернативной энергетики.
Литература
1. Алексеев А.Е., Новицкий И.Ю., Женжебир В.Н., Пшава Т.С., Даду-гин М.В. Энергетическая безопасность в Европейском союзе: проблемы «зависимости» и развития // Интернет-журнал «Науковедение». Том 7. №6. 2015. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/35EVN615.pdf (дата обращения 10.11.2019).
2. Гедич Т.Г. Конкуренция СПГ и российского трубопроводного газа на рынке Европы // Архивариус. 2016. №9(13).
3. Глобальная энергетическая трансформация: экономика и политика. Под ред. С.В. Жукова. М.: ИМЭМО РАН, 2018.
4. Доманов А.О. Энергетическая политика ЕС. Сентябрь-Ноябрь 2018 г. // Европейский Союз: факты и комментарии. 2019. №94.
5. Друэ М.В. «Энергетический поворот» в Германии: трансформация из формы социально-политических движений во второй половине XX века в основу государственной политики в области энергетики в начале XXI
века // Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 25. №3.
6. Дуплей Г.Я., Русанова Г.В. Диверсификация рынка природного газа ЕС и международные бизнес-процессы // XXIV междунар. науч.-практич. конф. МЦНС «Наука и просвещение». Пенза, 2019.
7. Зубович М. Инициатива «трех морей»: перспективы развития энергетического сектора в рамках хорватской внешней политики // Проблемы постсоветского пространства. 2019. Т. 6. №1.
8. Койбаев Б.Г. Мировой нефтегазовый сектор в начале XXI в.: геополитические условия, основные акторы, социальные миссии // Вестник СОГУ имени К.Л. Хетагурова. 2019. №1.
9. Кужелева К.С., Грачев Б.А. Энергетическая политика ЕС в области ВИЭ, энергоэффективности и внедрения новых ресурсосберегающих технологий // Региональная энергетика: безопасность и эффективность. 2018. №1.
10. Малек Т. Эволюция энергетической политики России и стран Евросоюза в условиях глобализации: автореф. ... к. полит. н. Москва: РУДН, 2011.
11. Мигалева Т.Е., Разумнова Л.Л., Пакин А.К. Конкуренция на Европейском рынке газа // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. №12(94).
12. Павлов Э.Л. Корпоративная социальная ответственность в электроэнергетике Европы // Российское предпринимательство. 2019. Т. 20. №1.
13. Пашковская И.Г. Первые итоги исполнения внутренней энергетической политики Европейского союза: новые тренды в развитии энергетик государств-членов ЕС // Тренды и управление. 2019. №1.
14. Пашковская И.Г. Энергетическая политика Евросоюза по сланцевому газу и другим необычным видам ископаемого топлива // Мировая экономика и международные отношения. Издательство: Российская академия наук. 2016. Том 60. №4.
15. Прогноз развития энергетики мира и России 2016 / под ред. А.А. Макарова, Л.М. Григорьева, Т.А. Митровой. Москва: ИНЭИ РАН-АЦ при Правительстве РФ, 2016.
16. Савельева С.Б., Ульченко М.В. Перспективы поставок СПГ и сланцевого газа в Европу из США // Север и Арктика в новой парадигме
мирового развития. Лузинские чтения - 2016. Апатиты: Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина ФИЦ «Кольский научный центр РАН. 2016.
17. Симония Н.А. Энергетическое измерение мировой политики // Современная политическая наука: методология. Научное издание. Отв. ред. О.В. Гаман-Голутвина, А.И. Никитин. Москва, 2019.
18. Тодорова Р.В. Энергетическая политика Балканского региона: специфика, проблемы и перспективы // Politbook. 2019. №2.
19. Тулупова Е.О., Демидова Т.К. Обеспечение права на благоприятную окружающую среду в рамках энергетической политики: опыт Германии // Евразийский юридический журнал. 2019. №2(129).
20. Устинович Е.С., Куликов М.В., Барнышевский О.С. Энергетический диалог Российской Федерации и Европейского союза: проблемы и перспективы // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2019. Т. 9. №3.
21. Energy atlas. Energy atlas 2018 - Facts and figures about renewa-bles in Europe. Heinrich Bo ll Foundation, Berlin, Germany, Friends of the Earth Europe, European Renewable Energies Federation, Green European Foundation, Luxembourg, 2018. URL: https://www.europeangashub.com/wp-content/uploads/2018/05/energyatlas2018_facts-and-figures-renewables-europe.pdf.pdf (дата обращения 27.09.2019).
22. Europe's renewable energy policy is built on burning American trees // VOX: Internet newspaper. 2019. URL: https://www.vox.com/science-and-health/2019/3/4/18216045/renewable-energy-wood-pellets-biomass (дата обращения 27.09.2019).
23. European Commission, International Renewable Energy Agency. Renewable Energy Prospects for the European Union // International Renewable Energy Agency: official web-site. 2018. URL: https://www.irena.org/-/media/Files/IRENA/Agency/Publication/2018/Feb/IRENA_REmap_EU_2018.p df (дата обращения 10.09.2019).
24. European Commission. Renewable energy directive. URL: https://ec.europa.eu/energy/en/topics/renewable-energy/renewable-energy-directive/overview (дата обращения 02.09.2019).
25. Eurostat. Renewable energy statistics. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-
explained/index.php/Renewable_energy_statistics (дата обращения 25.09.2019).
26. FAQ: renewable energy // IEA (International Energy Agency). URL: http://www.iea.org/aboutus/faqs/renewableenergy/ (дата обращения 20.09.2019).
27. Knill C., Liefferink D. The Establishment of EU Environmental Policy. In: Jordan A.J., Adelle C. (eds) Environmental Policy in the European Union: Contexts, Actors and Policy Dynamics. Earthscan, London and Sterling, VA, 2012.
28. Kopnina H. Energy Policy in European Union: Renewable energy and the risks of subversion. Governance and Security Issues of the European Union: Challenges for the Future. Ed. by De Zwaan, J., Lak, M. and Makinwa, A., Williams, P. TMS Asser Press/Springer, 2016.
29. Luxembourg: Publications Office of the European Union. Renewable energy in Europe - 2018: recent growth and knock-on effects // European environment agency: official web-site. URL: https://www.eea.europa.eu/publications/renewable-energy-in-europe-2018 (дата обращения 14.09.2019).
30. Offshore and Onshore Wind Farms: What Are the Pros And Cons? // NES Global talent. URL: https://www.nesgt.com/blog/2019/07/offshore-and-onshore-wind-farms (дата обращения 03.09.2019).
31. Renewable energy // European Parliament: official web-site. URL: http://www.europarl.europa.eu/factsheets/en/sheet/70/renewable-energy (дата обращения 29.09.2019).
32. SolarPower Europe. EU Solar Market Grows 36% in 2018 // SolarPower Europe: official web-site of commercial organization. 2018. URL: http://www.solarpowereurope.org/eu-solar-market-grows-36-in-2018/ (дата обращения 19.09.2019).
33. These 11 EU states already meet their 2020 renewable energy targets // World economic forum. URL: https://www.weforum.org/agenda/2019/02/these-11-eu-states-already-meet-their-2020-renewable-energy-targets/ (дата обращения 07.09.2019).
References
1. Alekseev A.E., Novitskii I.Yu., Zhenzhebir V.N., Pshava T.S., Dadugin M.V. Energeticheskaya bezopasnost' v Evropeiskom soyuze: problemy «zavisimosti» i razvitiya. Internet-zhurnal «Naukovedenie». Tom 7. №6. 2015. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/35EVN615.pdf (data obrashcheniya 10.11.2019).
2. Gedich T.G. Konkurentsiya SPG i rossiiskogo truboprovodnogo gaza na rynke Evropy. Arkhivarius. 2016. №9(13).
3. Global'naya energeticheskaya transformatsiya: ekonomika i politika. Pod red. S.V. Zhukova. M.: IMEMO RAN, 2018.
4. Domanov A.O. Energeticheskaya politika ES. Sentyabr'-Noyabr' 2018 g. Evropeiskii Soyuz: fakty i kommentarii. 2019. №94.
5. Drue M.V. «Energeticheskii povorot» v Germanii: transformatsiya iz formy sotsial'no-politicheskikh dvizhenii vo vtoroi polovine XX veka v osnovu gosudarstvennoi politiki v oblasti energetiki v nachale XXI veka. Vestnik Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. T. 25. №3.
6. Duplei G.Ya., Rusanova G.V. Diversifikatsiya rynka prirodnogo gaza ES i mezhdunarodnye biznes-protsessy. XXIV mezhdunar. nauch.-praktich. konf. MTsNS «Nauka i prosveshchenie». Penza, 2019.
7. Zubovich M. Initsiativa «trekh morei»: perspektivy razvitiya energeticheskogo sektora v ramkakh khorvatskoi vneshnei politiki. Pro-blemy postsovetskogo prostranstva. 2019. T. 6. №1.
8. Koibaev B.G. Mirovoi neftegazovyi sektor v nachale XXI v.: geo-politicheskie usloviya, osnovnye aktory, sotsial'nye missii. Vestnik SOGU imeni K.L. Khetagurova. 2019. №1.
9. Kuzheleva K.S., Grachev B.A. Energeticheskaya politika ES v oblasti VIE, energoeffektivnosti i vnedreniya novykh resursosberegayushchikh tekh-nologii. Regional'naya energetika: bezopasnost' i effektivnost'. 2018. №1.
10. Malek T. Evolyutsiya energeticheskoi politiki Rossii i stran Ev-rosoyuza v usloviyakh globalizatsii: avtoref. ... k. polit. n. Moskva: RUDN, 2011.
11. Migaleva T.E., Razumnova L.L., Pakin A.K. Konkurentsiya na Evropeiskom rynke gaza. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elek-tronnyi nauchnyi zhurnal. 2016. №12(94).
12. Pavlov E.L. Korporativnaya sotsial'naya otvetstvennost' v elektroenergetike Evropy. Rossiiskoe predprinimatel'stvo. 2019. T. 20. №1.
13. Pashkovskaya I.G. Pervye itogi ispolneniya vnutrennei energeticheskoi politiki Evropeiskogo soyuza: novye trendy v razvitii energetik gosudarstv-chlenov ES. Trendy i upravlenie. 2019. №1.
14. Pashkovskaya I.G. Energeticheskaya politika Evrosoyuza po slantsevomu gazu i drugim neobychnym vidam iskopaemogo topliva. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. Izdatel'stvo: Rossiiskaya aka-demiya nauk. 2016. Tom 60. №4.
15. Prognoz razvitiya energetiki mira i Rossii 2016 / pod red. A.A. Makarova, L.M. Grigor'eva, T.A. Mitrovoi. Moskva: INEI RAN-ATs pri Pravitel'stve RF, 2016.
16. Savel'eva S.B., Ul'chenko M.V. Perspektivy postavok SPG i slantsevogo gaza v Evropu iz SShA. Sever i Arktika v novoi paradigme mirovogo razvitiya. Luzinskie chteniya - 2016. Apatity: Institut ekonomicheskikh problem im. G.P. Luzina FITs «Kol'skii nauchnyi tsentr RAN. 2016.
17. Simoniya N.A. Energeticheskoe izmerenie mirovoi politiki. Sovremennaya politicheskaya nauka: metodologiya. Nauchnoe izdanie. Otv. red. O.V. Gaman-Golutvina, A.I. Nikitin. Moskva, 2019.
18. Todorova R.V. Energeticheskaya politika Balkanskogo regiona: spetsifika, problemy i perspektivy. Politbook. 2019. №2.
19. Tulupova E.O., Demidova T.K. Obespechenie prava na blagopriyatnuyu okruzhayushchuyu sredu v ramkakh energeticheskoi politiki: opyt Germanii. Evraziiskii yuridicheskii zhurnal. 2019. №2(129).
20. Ustinovich E.S., Kulikov M.V., Barnyshevskii O.S. Energeticheskii dialog Rossiiskoi Federatsii i Evropeiskogo soyuza: problemy i perspektivy. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya i pravo. 2019. T. 9. №3.
21. Energy atlas. Energy atlas 2018 - Facts and figures about renewables in Europe. Heinrich Boll Foundation, Berlin, Germany, Friends of the Earth Europe, European Renewable Energies Federation, Green European Foundation, Luxembourg, 2018. URL: https://www.europeangashub.com/wp-content/uploads/2018/05/energyatlas2018_facts-and-figures-renewables-europe.pdf.pdf (data obrashcheniya 27.09.2019).
22. Europe's renewable energy policy is built on burning American trees. VOX: Internet newspaper. 2019. URL: https://www.vox.com/science-and-health/2019/3/4/18216045/renewable-energy-wood-pellets-biomass (data obrashcheniya 27.09.2019).
23. European Commission, International Renewable Energy Agency. Renewable Energy Prospects for the European Union. International Renew-able Energy Agency: official web-site. 2018. URL: https://www.irena.org/-/media/Files/IRENA/Agency/Publication/2018/Feb/IRENA_REmap_EU_2018.pdf (data obrashcheniya 10.09.2019).
24. European Commission. Renewable energy directive. URL: https://ec.europa.eu/energy/en/topics/renewable-energy/renewable-energy-directive/overview (data obrashcheniya 02.09.2019).
25. Eurostat. Renewable energy statistics. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-
explained/index.php/Renewable_energy_statistics (data obrashcheniya 25.09.2019).
26. FAQ: renewable energy. IEA (International Energy Agency). URL: http://www.iea.org/aboutus/faqs/renewableenergy/ (data obrashcheniya 20.09.2019).
27. Knill C., Liefferink D. The Establishment of EU Environmental Policy. In: Jordan A.J., Adelle C. (eds) Environmental Policy in the European Union: Contexts, Actors and Policy Dynamics. Earthscan, London and Sterling, VA, 2012.
28. Kopnina H. Energy Policy in European Union: Renewable energy and the risks of subversion. Governance and Security Issues of the European Un-ion: Challenges for the Future. Ed. by De Zwaan, J., Lak, M. and Makinwa, A., Williams, P. TMS Asser Press/Springer, 2016.
29. Luxembourg: Publications Office of the European Union. Renewable energy in Europe - 2018: recent growth and knock-on effects. European environment agency: official web-site. URL: https://www.eea.europa.eu/publications/renewable-energy-in-europe-2018 (data obrashcheniya 14.09.2019).
30. Offshore and Onshore Wind Farms: What Are the Pros And Cons? NES Global talent. URL: https://www.nesgt.com/blog/2019/07/offshore-and-onshore-wind-farms (data obrashcheniya 03.09.2019).
31. Renewable energy. European Parliament: official web-site. URL: http://www.europarl.europa.eu/factsheets/en/sheet/70/renewable-energy (data obrashcheniya 29.09.2019).
32. SolarPower Europe. EU Solar Market Grows 36% in 2018. SolarPower Europe: official web-site of commercial organization. 2018. URL: http://www.solarpowereurope.org/eu-solar-market-grows-36-in-2018/ (data obrashcheniya 19.09.2019).
33. These 11 EU states already meet their 2020 renewable energy targets. World economic forum. URL: https://www.weforum.org/agenda/2019/02/these-11-eu-states-already-meet-their-2020-renewable-energy-targets/ (data obrashcheniya 07.09.2019).