Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РОССИЯ / ГЕРМАНИЯ / США

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Велиев Вюсал

В статье исследуются иструменты и методы государственного управления топливно-энергетическим комплексом. Анализируются существующие системы государственного регулирования топливно-энергетического комплекса в передовых энергетических странах, таких как США и Германия. Результаты исследования позволяют сделать вывод об опыте развития государственного управления топливно-энергетическим комплексом в США и Германии с целью применения положительного опыта в развитии энергетической политики Российской Федерации. На сегодняшний день топливно-энергетический комплекс России играет основополагающую роль в социально-экономической, внешней и внутренней политике. Являясь локомотивом социально-экономического развития государства, ТЭК формирует значительный процент поступлений валютных средств от экспорта продукции, выступает крупнейшим заказчиком товаров, услуг и высоких технологий, способствует укреплению позиций России в условиях высокой волатильности рынков нефти и газа в мире, особенно в условиях пандемии коронавируса. Энергетика представляет собой современную высокотехнологичную, наукоемкую отрасль, тесно связанную с формируемой Правительством РФ энергетической политикой. Поэтому очень важно выстраивать правильную стратегию развития ТЭК на долгосрочную перспективу применяя не только передовой Российский опыт, но и используя адаптированный к Российским реалиям опыт зарубежных стран, которые так же постоянно совершенствуют систему государственного управления ТЭК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF POLITICAL PARTY DIGITALIZATION IN SOCIAL NETWORKS: REGIONAL ASPECT (ON THE EXAMPLE OF THE TAMBOV REGION)

The subject of the study is public administration tools and methods implemented in fuel and energy industry. The purpose of the article is to analyze the existing systems of state regulation of the fuel and energy industry of advanced energy states, such as the United States of America and Germany and apply it to the Russian Federation. Theoretical and methodological basis of the research consists of the work of Russian authors, Russian and foreign legal acts, state programs and strategies. The results of the study will allow to understand the experience of the development of state management of the fuel and energy industry in the United States and Germany in order to apply positive experience in the development of the energy policy of the Russian Federation. Fuel and energy are fundamentals for social-economic, foreign and domestic policy. Being the locomotive of the socio-economic development of the state, the fuel and energy sector generates a significant percentage of foreign exchange earnings from the export of products, acts as the largest customer of goods, services and high technologies, contributes to strengthening Russia's position in the conditions of high volatility of oil and gas markets in the world, especially in the conditions of the coronavirus pandemic. The energy sector is a modern high-tech, knowledge-intensive industry, closely related to the energy policy formed by the Government of the Russian Federation. Therefore, it is very important to build the right strategy for the development of the fuel and energy sector for the long term, applying not only the best Russian experience, but also using the experience of foreign countries adapted to Russian realities, which are also constantly improving the system of state management of the fuel and energy sector.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ»

СТАТЬИ

В. Велиев

ПРИМЕНЕНИЕ

МЕЖДУНАРОДНОГО

ОПЫТА

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ

Аннотация

В статье исследуются иструменты и методы государственного управления топливно-энергетическим комплексом. Анализируются существующие системы государственного регулирования топливно-энергетического комплекса в передовых энергетических странах, таких как США и Германия.

Результаты исследования позволяют сделать вывод об опыте развития государственного управления топливно-энергетическим комплексом в США и Германии с целью применения положительного опыта в развитии энергетической политики Российской Федерации. На сегодняшний день топливно-энергетический комплекс России играет основополагающую роль в социально-экономической, внешней и внутренней политике. Являясь локомотивом социально-экономического развития государства, ТЭК формирует значительный процент поступлений валютных средств от экспорта продукции, выступает крупнейшим заказчиком товаров, услуг и высоких технологий, способствует укреплению позиций России в условиях высокой вола-тильности рынков нефти и газа в мире, особенно в условиях пандемии коронави-руса.

Энергетика представляет собой современную высокотехнологичную, наукоемкую отрасль, тесно связанную с формируемой Правительством РФ энергетической политикой. Поэтому очень важно

V. Veliev

SOME FEATURES OF POLITICAL PARTY DIGITALIZATION IN SOCIAL NETWORKS: REGIONAL ASPECT (ON THE EXAMPLE OF THE TAMBOV REGION)

Abstract

The subject of the study is public administration tools and methods implemented in fuel and energy industry. The purpose of the article is to analyze the existing systems of state regulation of the fuel and energy industry of advanced energy states, such as the United States of America and Germany and apply it to the Russian Federation.

Theoretical and methodological basis of the research consists of the work of Russian authors, Russian and foreign legal acts, state programs and strategies. The results of the study will allow to understand the experience of the development of state management of the fuel and energy industry in the United States and Germany in order to apply positive experience in the development of the energy policy of the Russian Federation. Fuel and energy are fundamentals for social-economic, foreign and domestic policy. Being the locomotive of the socioeconomic development of the state, the fuel and energy sector generates a significant percentage of foreign exchange earnings from the export of products, acts as the largest customer of goods, services and high technologies, contributes to strengthening Russia's position in the conditions of high volatility of oil and gas markets in the world, especially in the conditions of the coronavirus pandemic. The energy sector is a modern high-tech, knowledge-intensive industry,

выстраивать правильную стратегию развития ТЭК на долгосрочную перспективу применяя не только передовой Российский опыт, но и используя адаптированный к Российским реалиям опыт зарубежных стран, которые так же постоянно совершенствуют систему государственного управления ТЭК.

closely related to the energy policy formed by the Government of the Russian Federation. Therefore, it is very important to build the right strategy for the development of the fuel and energy sector for the long term, applying not only the best Russian experience, but also using the experience of foreign countries adapted to Russian realities, which are also constantly improving the system of state management of the fuel and energy sector.

Ключевые слова:

политика, энергетическая политика, энергетическая безопасность, Россия, Германия, США.

Key words:

politics, energy policy, energy security, public policy, Russian Federation, Germany, USA.

Эффективно функционирующий и развивающийся топливно-энергетический комплекс является одной и важных составляющих в экономическом и социально-политическом развитии государства. В статье проанализирована международная практика государственного регулирования ТЭК в таких странах, как США и Германия, а также рассмотрены возможности ее применения в Российской Федерации.

Основной целью государственного регулирования рыночной экономики является создание предпосылок для развития экономики внутри страны. Более того, рыночная экономика требует государственного регулирования и внедрения организационных механизмов, которые обеспечат объединение в целостную систему нескольких отраслей и субъектов государства. Изучение международного опыта государственного регулирования топливно-энергетического комплекса даёт возможность систематизировать уже имеющуюся практику развитых стран для того, чтобы выделить основные тенденции развития отрасли в мире и выявить новые возможности обеспечения экономического и социально-политического роста государства за счёт применения ресурсов топливно-энергетического комплекса.

Ведущими целями государственного регулирования топливно-энергетического комплекса являются обеспечение его высокой конкурентоспособности на мировом рынке, а также плодотворным функционированием, безопасным природопользованием и обеспечением высокого уровня доходов в бюджет. Всё вышеперечисленное требует усиленной модернизации всех энергетических мощностей для обеспечения высокой энергетической безопасности.

PolitBook - 2021 - 2

Цель исследования - анализ международного опыта институциональных преобразований в энергетической сфере в результате изменения энергетической политики. Объект исследования: топливно-энергетические комплексы развитых зарубежных стран, предмет исследования: инструменты и методы государственного регулирования топливно-энергетическим комплексом.

Рост и развитие национальной экономики невозможны без качественного развития в сфере топливно-энергетического комплекса, функционирующего в условиях нестабильной геополитической обстановки.

В развитых странах Запада успешно функционируют системы государственного управления энергетическими системами на основе рыночного регулирования и принципов добросовестной конкуренции.

Государственное управление топливно-энергетическим комплексом четко выверено и опирается на следующие системообразующие элементы: долгосрочная государственная энергетическая политика, включающая цели и задачи; законодательные и нормативные акты; параметры топливно-энергетического баланса; государственные институты и ведомства.

В США Конгресс утверждает Национальную энергетическую политику, в которой обозначаются цели и задачи энергетической политики, основные параметры топливно-энергетического баланса, планируются меры их достижения и контроля соответствующими государственными институтами.

Каждый президент США на период своего пребывания в Белом Доме руководствуется Стратегией национальной безопасности, которая включает стратегическую энергетическую политику на президентский цикл. Четырехлетний Стратегический план энергетической безопасности дополняется соответствующими инструментами и методами, на которые делается особый акцент. Федеральный центр оказывает регионам поддержку на программной основе через систему грантов, техническую помощь и другие механизмы при обязательном привлечении частных компаний.

Отличительными особенностями стратегической энергетической политики США являются: сочетание методов централизованного управления бюджетными расходами и рыночных механизмов государственных закупок и поддержки стратегических инициатив субфедерального уровня; увязывание бюджетного планирования с результатами оценок реализации программ; активный мониторинг исполнения годовых планов; планирование отраслевого развития по принципу «снизу - вверх» с обязательным участием компаний частного секто-

ра; обязательные процедуры парламентского и общественного обсуждения плановых проектировок; обязательный отчет о выполнении плана.

Национальная энергетическая политика США осуществляется с помощью законодательства и нормативных актов на всех уровнях государственного управления, включая действия федеральных штатов и местных органов власти. В сферу планирования и контроля государственных органов управления входят вопросы, связанные с производством, распределением и потреблением электроэнергии, выработанной из различных источников энергии, включая уголь, нефть, природный и сланцевый газ, а также возобновляемые источники энергии - солнечную, ветровую, малых гидроэлектростанций, приливную, атомную и прочие.

В реализацию Национальной энергетической политики США вовлечены все стейкхолдеры, включая рядовых граждан, выборные должностные лица штатов и федеральных органов власти, чиновники правительственных учреждений, общественные советы и заинтересованные группы на федеральном уровне и уровне штатов, корпорации, аналитические центры и прочие участники гражданского общества.

На энергетическую политику США значительное влияние оказал энергетический кризис 1970-х гг., когда арабские члены Организации стран-экспортеров нефти - OPEC (от английского "The Organization of the Petroleum Exporting Countries") в ответ на поддержку агрессии Израиля в Палестине наложили запрет на экспорт в США и сократили добычу нефти. Эти меры привели к резкому росту цен на топливо в США.

Национальная энергетическая политика США, начиная с середины 1970-х годов, направлена на достижение трех основных целей: обеспечение надежного снабжения энергией; снижение расходов на электроэнергию на достаточно низком уровне для удовлетворения потребностей растущей экономики; защита окружающей среды при производстве и потреблении электроэнергии.

Новая энергетическая политика подкреплялась на законодательном уровне. Так, в 1975 году Конгресс США принял закон об энергетической политике и сохранении энергетических ресурсов (Energy Policy and Conservation Act). На основании этого закона был установлен государственный контроль за ценами на нефть до 1979 года, были введены процедуры по оценке энергетической эффективности, был создан федеральный стратегический нефтяной резерв. Также были установлены стандарты экономии ав-

томобильного топлива, запрещался экспорт сырой нефти, за исключением отдельных видов нефтепродукции.

Жесткие меры по энергоэффективности принесли свои результаты буквально через несколько лет: стали производиться потребляющие меньше электроэнергии телевизоры, холодильники, кондиционеры, стиральные машины, лампы освещения и другие.

С 1977 года в США начало функционировать министерство энергетики. В 1978 году был принят целый пакет законов о национальной энергетике (National Energy Act), включающий закон о национальной политике в области энергосбережения, закон об электростанциях и промышленном использовании топлива, закон о регулировании коммунальных услуг, закон об энергетическом налоге и закон о политике в области природного газа. В соответствии с этими законами вместо добровольных стандартов 1975 года были установлены обязательные государственные минимальные стандарты энергоэффективности. В 1980 году был принят очередной пакет законов об энергетической безопасности, включавший в себя шесть законов: о корпорации синтетического топлива США, об энергии биомассы и спиртовых топливах, о возобновляемых источниках энергии, о солнечной энергии и энергосбережении, о банке солнечной энергии и энергосбережения, о геотермальной энергии и о преобразовании тепловой энергии океана. На реализацию этих законов были направлены 88 млрд долларов США.

За короткий срок, за счет разработки и использования энергосберегающих технологий и внедрения альтернативных возобновляемых источников энергии, США удалось добиться снижения энергопотребления.

В соответствии с законом 1992 года об энергетической политике (Energy Policy Act), были приняты еще более жесткие требования к снижению расходов на электроэнергию и поставлена задача к 2020 году снизить уровень энергопотребления на 20%.

В результате принятых мер на федеральном уровне, по расчетам американских специалистов, потребление энергии на единицу валового внутреннего продукта США в период 1970-2006 годов сократилось более чем в 2 раза - с 17,99 до 8,75 тыс. BTU (британская термическая единица от английского British Thermal Unit, представляющая собой единицу измерения тепловой энергии).

В 2000 году был принят закон о национальной экологической политике, в соответствии с которым был сформирован вектор долгосрочного экологического развития энергетики. Меры федерального правительства по содействию

использованию возобновляемых источников энергии включают гарантии по кредитам, налоговые льготы и федеральные гранты для стимулирования выработки электроэнергии из приемлемых возобновляемых источников энергии, таких как ветер, солнце, вода и другие.

В 2010 году успешно стартовала сланцевая революция, позволившая США превратиться к концу 2019 года в чистого нетто-экспортера нефти и нефтепродуктов. И это при том, что в 2005 году США импортировали около 60% всей потребляемой нефти. Вместе с тем относительно высокая себестоимость производства сланцевой нефти в США не позволяет наладить большой экспорт сланцевых нефти и газа.

США активно развивают производство электроэнергии из возобновляемых источников. За десятилетие с 2010 по 2019 гг. США инвестировали 356 млрд долл. в создание экологичных мощностей, занимая второе место в мире. Лидером является Китай с суммой инвестиций 758 млрд. долл. На третьем месте - Япония, вложившая 202 млрд. долл Европа в целом инвестировала в мощности ВИЭ 698 млрд долл., из которых Германия вложила 179 млрд долл., Великобритания - 122 млрд долл.

В настоящее время Европейская комиссия создает Энергетический союз для обеспечения Европы доступной и экологически безопасной энергией, а Германия соответственно выступает локомотивом энергетической политики Евросоюза.

Плановые цифры и прогнозные параметры топливно-энергетического баланса Германии утверждаются в форме закона. В Евросоюзе применяются директивы, за исполнением которых надзирают наднациональные органы управления. Государственная программа Energiewende была принята в Германии в 2010 году. Она предполагает последовательный переход к низкоуглеродному, экологически безопасному, надежному и доступному энергоснабжению.

Как известно, человечество многие годы не задумывалось о проблеме ограниченности природных ресурсов. Главной целью непрерывного производства и безудержного роста потребления человечества выступало получение экономической выгоды на основе экономического роста. После доклада «Пределы роста» Римскому клубу в 1972 году человечество стало задумываться о последствиях такого «рачительного» хозяйствования.

Мировая общественность по достоинству оценила шведские инновации в области экологии, выбрав Стокгольм местом проведения Первой всемирной конференции по окружающей среде в 1972 году. Термин «устойчивое разви-

тие» впервые прозвучал именно на этой конференции. В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию - в результате национальные и международные организации приняли на себя обязательства по решению проблем окружающей среды и развития.

В 2000 году в Париже в штабе ЮНЕСКО была принята Хартия Земли, миссией которой является переход к устойчивому развитию и формирование мирового сообщества, основанного на общих этических нормах. Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию определяет концепцию устойчивого развития, как «развитие, обеспечивающее удовлетворение потребностей нынешнего поколения и не подрывающее при этом возможности удовлетворения потребностей будущих поколений». Следовательно, возможно такое развитие общества, при котором не разрушается природная среда, улучшается экология, а условия и качество жизни человека прогрессируют.

Концепция устойчивого развития предполагает рассматривать вопросы экономического, экологического и социального характера в тесной взаимосвязи. Это означает, что устойчиво должны развиваться такие отрасли, как экономическая система, окружающая природная среда и само общество.

В период мирового энергетического кризиса в 1970-е гг., в Германии активно стали строиться атомные электростанции. Однако Чернобыльская авария и другие инциденты заставили правительство Германии начать искать альтернативные источники энергии. В 2000 г. правительство заключило с владельцами АЭС «атомный консенсус», согласно которому все действующие в Германии атомные электростанции подлежат закрытию до 2022 года без права открытия новых. А закон о регулируемом прекращении использования ядерной энергетики для промышленного производства электроэнергии (Gesetz zur geordneten Beendigung der Kernenergienutzung zur gewerblichen Erzeugung von Elektrizität) закрепил решение правительства Германии отказаться от использования атомных электростанций.

Германия также планирует постепенно отказаться от угольных электростанций к 2038 году. В настоящее время уголь остается крупнейшим источником производства электроэнергии в Германии и при этом на его долю приходится 40% энергетических выбросов углекислого газа. Между тем, доля угля в производстве тепла и электроэнергии неуклонно снижалась в течение десятилетия с 45% в 2008 году до 38% в 2018 году.

В целом же, из диаграммы «Общее потребление энергии по источникам» видно, что в 2019 году доля потребления ископаемого топлива в энергетике все еще довольно велика - 41% нефть, более чистый природный газ занимает 24%, а уголь в общем потреблении составляет 3%. Потребление перерабатываемой энергии составляет 7% от общего потребления. Эти цифры дают понимание того, что так или иначе, несмотря на постоянно снижающуюся долю ископаемых в производстве и потреблении энергии, переход на «зеленую энергетику» происходит не теми темпами, которые ожидаются наднациональными властями Евросоюза, хотя конечно ее развитие входит в повестку дня внутренней политики еще с 70-х годов ХХ века. Как результат такой политики топливно-энергетический кризис 2021 года.

В 1974 году было создано Федеральное агентство окружающей среды Германии, и начиная с 1986 года началось активное развитие ветряной и солнечной энергетики. Переработка биомассы и гидроэнергетика развиваются в сравнительно меньшей степени.

После принятия закона о подаче электроэнергии из возобновляемых источников энергии в 1991 году, было создано Министерство экологии, охраны окружающей среды и ядерной безопасности, был введен так называемый «зеленый» тариф. Одновременно появился эко-налог на экологически опасные источники энергии. В результате потребление ископаемое топливо сокращается и все больше граждан пересаживается с индивидуального на общественный транспорт.

В 2000 году, на основе нового закона о возобновляемых источниках энергии, была создана концепция «энергетического поворота». Была закреплена приоритетная роль возобновляемой энергии с гарантированным льготным тарифом на 20 лет для производителей зеленой электроэнергии. При этом операторы электросетей по закону обязаны закупать электроэнергию у владельцев солнечных панелей и ветровых парков. Кроме того, закон гарантирует, что инвестиции на внедрение технологий по выработке энергии из альтернативных источников будут компенсированы.

Вместе с тем зеленая энергетика, несмотря на целый ряд позитивных аспектов, породила немало проблем. К примеру, так называемый парадокс Energiewende не в состоянии объяснить почему развитие зеленой энергетики не способно снизить показатель по выбросу углекислого газа до ключевого показателя 40%, едва достигнув 30%. Другая существенная проблема связана с политикой снижения выбросов углекислого газа путем закрытия шахт по добыче

бурого угля и увольнением многочисленной армии шахтеров. Возникают вопросы по переквалификации и трудоустройству высвобождающейся рабочей силы.

Большой пласт проблем связан с нестабильностью функционирования ветряной и солнечной энергетики. На сегодняшний день, ветровые и солнечные электростанции способны обеспечивать более 35% ежегодного потребления электроэнергии Германии за счет функционирующих более 30 тысяч ветряных турбин мощностью до 60 ГВт и около 1,7 млн солнечных установок мощностью 46 ГВт. Достичь доли возобновляемых источников в общем потреблении электроэнергии Германии в 35% планировалось в 2020 году, а 80% - к 2050 году. Фактически уровень 35% был преодолен на 2 года раньше и в настоящее время практически достиг 60%.

Когда стоят солнечные, ветренные дни, производители зеленой элек-тронергии вынуждены продавать излишки своей энергии по демпинговым ценам. Когда в пасмурные и безветренные дни выработка электроэнергии падает практически до нуля, а мощности угольных, газовых и атомных электростанций становится недостаточно, тогда Германия вынуждена импортировать электроэнергию из Франции, Швеции и других соседних стран. Следовательно, на сегодняшний день «зеленая» энергетика Германии подрывает стабильность и устойчивость европейского рынка электроэнергии. Для повышения стабильности и устойчивости функционирования энергетической системы, Германии необходимо содержать резервные источники электроэнергии на случай неблагоприятных дней. Но в благоприятные дни резервные источники электроэнергии будут простаивать, что экономически нецелесообразно.

Хорошей альтернативой резервным источникам электроэнергии становятся аккумуляторные станции, которые, благодаря удешевлению технологий, объединяются с ветрогенераторами или солнечными батареями. Большую известность и эффективность продемонстрировала модульная литий-ионная аккумуляторная батарея Hornsdale Power Reserve от компании Tesla Powerpack суммарной емкостью 129 МВт/час. Батарея установлена в Южной Австралии в 2017 году за 100 дней, ее мощностей достаточно для снабжения электроэнергией более чем 30 тысяч среднестатистических жилых домов. Правительство Австралии решило увеличить мощность батареи на 50%. Австралия намерена ввести в эксплуатацию 711 мВт генерирующих мощностей, работающих на возобновляемых источниках, которые будут совмещены с аккумуляторными электростанциями. Компания Tesla Powerpack намерена и дальше развивать свою деятельность и уже подала заявку на лицензию в Великобритании.

В соответствии с директивой по возобновляемым источникам энергии 2018/2001/ЕС, являющаяся частью пакета «Чистая энергия для всех европейцев», на 2030 год установлен новый обязательный целевой показатель в 32% для возобновляемых источников энергии для стран Евросоюза.

Новое Положение о государственном регулировании в рамках пакета «Чистая энергия для всех европейцев» обязывает страны Евросоюза составить 10-летний Национальный энергетический и климатический план на 2021-2030 годы с указанием сроков соответствия новым целям на 2030 год по возобновляемым источникам энергии и повышению энергоэффективности.

Многие страны Евросоюза, включая Болгарию, Венгрию, Германию, Данию, Италию, Литву, Румынию, Финляндию, Хорватию, Чехию, Швецию, Эстонию уже в 2019 году достигли или близки к достижению своих целей в области возобновляемых источников энергии на 2020 год.

При этом в некоторых странах превалируют такие альтернативные источники энергии, как торрефицированные пеллеты, или биоуголь, произеденные из натуральных древесных отходов. В настоящее время в Европе функционируют более 300 угольных электростанций. Выбросы от сжигания угля должны быть доведены до нуля к 2031 году в соответствии с директивой Евросоюза о снижении уровня использования угля в качестве источника энергии. Поэтому более эффективные торрефицированные пеллеты являются идеальным заменителем угля на угольных электростанциях без их переоснащения.

При всем огромном внимании к возобновляемым источникам энергии, которое уделяется в Евросоюзе, достижении своих ближайших целей в области возобновляемых источников энергии, странам ЕС, видимо, не удастся полностью заменить ими природные источники, прежде всего природный газ. В текущем, 2021 году, при незаполненных в Европе подземных газохранилищах возникнут сложности при прохождении осенне-зимнего сезона. Уже сегодня цена на газ в Европе выросла более чем в несколько раз, достигая уровня более 1500 долларов за 1 тыс куб. метров. Негативную роль в этом играет политика Евросоюза, еврочиновников в Брюсселе, направленная на сдерживание снабжения газом Европы из России.

С начала XXI века в мировой энергетике начался процесс смены технологического уклада, а совершенствование государственного управления отраслями ТЭК базируется на нескольких постулатах, которые сохранятся, как минимум, еще не один десяток лет.

PolitBook - 2021 - 2

Сегодня развитые страны мира создают эффективно функционирующие системы государственного управления топливно-энергетическими ресурсами. Российская Федерация также не остается в стороне от этого процесса. Органы государственной власти, надзорные органы и органы исполнительной власти Российской Федерации, опираясь на Доктрину энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 года №216 и Энергетическую стратегию России на период до 2030 года, учли последние тенденции мирового сообщества в развитии ТЭК. Согласно этим документам, энергетика Российской Федерации должна ориентироваться на инновационные методы управления энергетикой, которые обеспечат опережающее развитие энергетической отрасли. Основными системообразующими элементами системы выступают долгосрочная государственная энергетическая политика, включающая цели и задачи, закрепленные законодательными и нормативными актами. Энергетическая политика опирается на конкретные параметры и показатели топливно-энергетического баланса, а на выполнение политики выделяются бюджетные денежные средства. Государственное управление и контроль за исполнением осуществляют государственные институты и ведомства с широкой поддержкой всех участников энергетического рынка.

Стратегической целью государственного регулирования ТЭК в России должно быть развитие человеческого капитала. Это означает улучшение качества жизни путем бесперебойного и устойчивого обеспечения электроэнергией и теплом всех населенных пунктов, независимо от удаленности места жительства, что является непременным условием для прекращения оттока местного населения в другие регионы России. Так как ТЭК не имеет возможности устойчивого развития только посредством рыночных механизмов в силу нестабильного состояния рынка и экономических санкций, то необходимо реализовывать государственные механизмы регулирования устойчивого развития, которые будут контролировать хозяйствующие субъекты.

Государственное регулирование устойчивого развития ТЭК, по нашему мнению, должно соответствовать следующим особенностям: устойчивое развития ТЭК напрямую связано с рыночным механизмом, однако, в силу внешних угроз, государству необходимо активно мониторить отрасли топливно-энергетического комплекса; более того, государство обязано определить стратегию развития топливно-энергетического комплекса с помощью реализации государственных программ развития, что сгладит негативное воздействие

рыночного механизма; участие государства в регулировке устойчивого развития ТЭК должно быть основано на реформе системы образования цен на внутреннем рынке энергоресурсов; рационально было бы увеличить капитальные расходы бюджета, которые должны быть направлены на развитие топливно-энергетического комплекса посредством повышения объема инвестиций.

Литература

1. Energy policy // Министерство энергетики США: официальный сайт. 2021. URL: https://www.energy.gov/management/office-management/ opera-tional-management/history/doe-history-timeline/timeline-events-1 (дата обращения 17.01.2021).

2. Germany 2020 - Energy Policy Review // BMWI. 2021. URL: https://www.bmwi.de/Redaktion/DE/Downloads/G/germany-2020-energy-policy-review.pdf?_blob=publicationFile&v=4 (дата обращения 17.01.2021).

3. IEA (2019), World Energy Balances 2019, www.iea.org/statistics/. (дата обращения 17.01.2021).

4. Гришин О.Е., Авдеева М.В., Махди Л.С.М. Энергетическая политика Европейского Союза в отношении применения альтернативных источников энергии // PolitBook. 2019. №4.

5. Десятилетие инвестиций в ВИЭ, во главе с солнечной энергетикой, превысило отметку 2,5 триллиона долларов // ООН. Программа по окружающей среде. 2020. URL: https://www.unenvironment.org/ ru/novosti-i-istorii/press-release/desyatiletie-investiciy-v-vie-vo-glave-s-solnechnoy-energetikoy (дата обращения 17.01.2021).

6. Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2019 г. №216: 2019. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/44252/print (дата обращения 17.01.2021).

7. Когда кончится американская «сланцевая революция» // Взгляд. URL: https://vz.ru/economy/2020/1/4/1016804.html (дата обращения 17.01.2021).

8. Устойчивое развитие // ООН. 2021. URL: https://www.un.org/ru/ga/president/65/issues/sustdev.shtml (дата обращения 17.01.2021).

9. Энергетическая политика ФРГ: АЭС vs ВИЭ // РСМД. 2021. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/ europeanpolicy/ energeticheskaya-politika-frg-aes-vs-vie/ (дата обращения 17.01.2021).

10. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. URL: https://minenergo.gov.ru/node/1026. (дата обращения 17.01.2021).

References

1. Energy policy // Ministerstvo energetiki SShA: ofitsial'nyi sait. 2021. URL: https://www.energy.gov/management/office-management/ operational-management/history/doe-history-timeline/timeline-events-1 (data obrashcheniya 17.01.2021).

2. Germany 2020 - Energy Policy Review // BMWI. 2021. URL: https://www.bmwi.de/Redaktion/DE/ Downloads/ G/germany-2020-energy-policy-review.pdf?_blob=publicationFile&v=4 (data obrashcheniya 17.01.2021).

3. IEA (2019), World Energy Balances 2019. URL: www.iea.org/statistics/. (data obrashcheniya 17.01.2021).

4. Grishin O.E., Avdeeva M.V., Makhdi L.S.M. Energeticheskaya politika Evropeiskogo Soyuza v otnoshenii primeneniya al'ternativnykh istochnikov energii // PolitBook. 2019. №4.

5. Desyatiletie investitsii v VIE, vo glave s solnechnoi energetikoi, prevysilo otmetku 2,5 trilliona dollarov // OON. Programma po okruzhayushchei srede. 2020. URL: https://www.unenvironment.org/ ru/novosti-i-istorii/press-release/desyatiletie-investiciy-v-vie-vo-glave-s-solnechnoy-energetikoy (data obrashcheniya 17.01.2021).

6. Doktrina energeticheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii. Utv. Ukazom Prezidenta RF ot 13 maya 2019 g. №216: 2019. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/44252/print (data obrashcheniya 17.01.2021).

7. Kogda konchitsya amerikanskaya «slantsevaya revolyutsiya» // Vzglyad: sait. URL: https://vz.ru/economy/2020/1/4/1016804.html (data obrashcheniya 17.01.2021).

8. Ustoichivoe razvitie // OON: ofitsial'nyi sait. 2021. URL: https://www.un.org/ru/ga/president/65/issues/sustdev.shtml (data obra-shcheniya 17.01.2021).

9. Energeticheskaya politika FRG: AES vs VIE // RSMD. 2021. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/ europeanpolicy/ energeticheskaya-politika-frg-aes-vs-vie/ (data obrashcheniya 17.01.2021).

10. Energeticheskaya strategiya Rossii na period do 2030 goda. URL: https://minenergo.gov.ru/node/1026. (data obrashcheniya 17.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.