Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАСТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧСЕКОГО СПЕКТРА НА УРОКАХ СБО'

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАСТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧСЕКОГО СПЕКТРА НА УРОКАХ СБО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С. М. Лосева

В статье рассматриваются особенности формирования жизненных компетенций у детей с РАС в процессе обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам на уроках социально-бытовой ориентировки. Раскрываются эффективные методы формирования жизненных компетенций, владение которыми необходимо для самостоятельной повседневной жизни ребѐнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the specificity of development of social competences in children with autism spectrum disorders in a process of studying the adapted educational basic programmes in social orientation classes. Also covered are the effective methods for development of social competences required for child's independent everyday life.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАСТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧСЕКОГО СПЕКТРА НА УРОКАХ СБО»

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАСТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧСЕКОГО

СПЕКТРА НА УРОКАХ СБО

С. М. Лосева

канд. пед. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии, Ленинградский государственный университет имени А.С.

Пушкина,

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности формирования жизненных компетенций у детей с РАС в процессе обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам на уроках социально-бытовой ориентировки. Раскрываются эффективные методы формирования жизненных компетенций, владение которыми необходимо для самостоятельной повседневной жизни ребёнка.

ABSTRACT

The article considers the specificity of development of social competences in children with autism spectrum disorders in a process of studying the adapted educational basic programmes in social orientation classes. Also covered are the effective methods for development of social competences required for child's independent everyday life.

Расстройство аутистического спектра (РАС) является достаточно распространённой и социально значимой проблемой, касающейся самых разных детей. Это расстройство развития выражается качественными нарушениями в сфере коммуникации, социального взаимодействия, а также склонностью к стереотипному поведению [2, с.6]. Важное значение для повышения качества жизни рёбенка с РАС приобретают так называемые жизненные навыки или жизненные компетенции.

Для индивидуализации образовательной деятельности обучающихся с РАС в ФГОС НОО для детей с ОВЗ предложены варианты адаптированных общеобразовательных программ в зависимости от особых образовательных

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

потребностей, сочетающие предметные (академические) и жизненные компетентности [4].

Овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено в основном на обеспечение будущей реализации ученика с РАС, а формируемая жизненная компетенция нацелена на овладение знаниями, умениями и навыками уже необходимыми ребенку в настоящем и способствует развитию отношений с окружением для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования.

Формирование жизненных компетенций у детей с РАС в ходе обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам осуществляется в процессе коррекционного курса "Социально-бытовая ориентировка" (СБО).

Социально-бытовая ориентировка это специальные коррекционные занятия, направленные на формирование у детей знаний, умений и навыков способствующих их подготовке к самостоятельной жизнедеятельности.

Одной из основных форм организации обучения в школе является - урок. Любой урок имеет особенности, отличающие его от другого, исходя из конкретных задач и содержания.

• Целью уроков СБО является максимально возможная в условиях образовательного учреждения практическая подготовка детей с аутизмом к самостоятельной жизнедеятельности.

• Задачей в работе по данному направлению является формирование социально бытовых навыков и умений у детей для дальнейшего интегрирования в общество.

Перед началом обучения педагогу необходимо выяснить насколько дети владеют соответствующим навыком. Это можно сделать различными способами, выбор которых определяется уровнем развития детей. Так же необходимо определить степень и продолжительность общения, опираясь на состояние ребенка, установить «Лимит» взаимодействия. Организовать место, пространство и время обучения.

Наличие кабинета СБО и правильная его организация в значительной мере способствует подготовке учащихся к самостоятельной жизни. Кабинет должен быть оборудован и разделён на зоны в соответствии с темами программы и правилами безопасности. Своевременная модернизация кабинета с учётом современных требований.

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

Коррекционный курс "Социально-бытовая ориентировка" включает следующие блоки: навыки ухода за собой; навыки поддержания порядка и ухода за собственными вещами: игрушками, учебными принадлежностями; навыки подготовки принадлежностей к уроку или занятию; навыки поведения в общественных местах (магазин, магазин самообслуживания, торговый автомат), в учреждениях сферы услуг; навыки приготовления пищи; навыки ухода за домом; навыки пользования транспортом, поведения в общественном транспорте; навыки использования средств связи (телефона, электронной почты, почты) и др.

Наиболее эффективные методы формирования жизненных компетенций, с помощью которых возможно формирование различных необходимых ребёнку навыков это [1, с.16].:

• визуальное расписание (алгоритмизация);

• социальные истории;

• видеомоделирование;

• кейс-метод;

• генерализация.

Важным критерием выбора вида визуального расписания является его оптимальность. Расписание не должно вызывать затруднений для понимания ребенка, и нацелено на повышение самостоятельности. Расписание может содержать алгоритм выработки конкретного навыка, нести информацию о предстоящем событии в контексте режима дня.

Визуальные расписания бывают нескольких видов:

1. Предметное расписание. Последовательность действий выстраивается при помощи предметов, которые используются ребёнком в процессе его деятельности.

2. Расписание с использованием картинок. Вначале обычно используются фотографии объектов далее переходят к картинкам, затем пиктограммам и символам. Рисунки или фотографии располагаются в вертикальную или горизонтальную линию, отражая требуемую последовательность.

3. Расписание с использованием текста. Это могут быть картинки, фотографии подписанные одним словом или предложением иногда используют расписание в виде органайзера.

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

Достаточно простым методом обучения являются социальные истории. Они строятся исходя из целей обучения (навыков, которые нужно сформировать) и учитывают индивидуальные особенности ребёнка, его интересы и потребности. Основная задача объяснить ученику как вести себя в различных социальных ситуациях и взаимодействовать с окружающими. Желательно когда история составлена дополнить её фотографиями, рисунками, пиктограммами, которые значимы для ребенка и помогут ему запомнить историю. Для составления социальных историй используются описательные, директивные, контролирующие и перспективные предложения. Чтобы социальная история не носила характера инструкций нужно ограничивать количество директивных и контролирующих предложений [5, с.91]. В процессе составления историй обязательно должен принимать участие ученик. Он может подобрать необходимые фотографии, картинки; осуществлять их поиск самостоятельно или прибегая к помощи педагога и родителей. Социальную историю сначала читают или слушают многократно и регулярно, затем она используется в качестве напоминания о необходимых формах поведения.

Метод обучения, в котором используется видеозапись и демонстрационное оборудование, создающие визуальную модель желательного поведения или навыка называется - видеомоделирования. Выделяют следующие типы видеомоделирования:

1. Базовое видеомоделирование. Ученик смотрит видео, на котором какой-то другой ребёнок выполняет требуемое действие или цепочку действий.

2. Видеомоделирование самого себя. Происходит съемка ученика, как сам ученик демонстрирует какой-то навык или поведение, и он просматривает это видео позднее.

3. Видеомоделирование с точки зрения смотрящего и подсказки с помощью видео. Создается сценарий (важно представлять чему видео должно обучить ребенка), составляется план просмотра (частота и ситуация просмотра). Например, просмотр может проходить в естественных условиях и в то время, когда можно повторить формируемый навык (если ученик дежурный в школьной столовой и ему нужно убрать со столов или подмести пол, то обучающее видео демонстрируется ему непосредственно после обеда).

Один из эффективных методов формирования навыков социально-бытовой ориентировки - кейс-метод. Специфика метода кейс - технологий

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

состоит в создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни и последующее её разрешение.

По средствам кейса создает практическая, «действующая» модель ситуации. Коррекционное значение такого кейса сводится к тренингу ученика, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни окружающей действительности, социальной адаптации и повышению общего развития.

Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

• соответствовать поставленной цели создания;

• иметь соответствующий уровень трудности;

• иллюстрировать типичные ситуации;

• чётко обозначать временные рамки события;

• сюжетная линия, проблема материалов кейса должна быть интересной;

• изложенная в кейсе ситуация должна быть понятна учащимся;

• развивать аналитические, практические, коммуникативные и социальные умения [3, с.73].

В процессе формирования жизненных компетенций нужно учитывать, что формируемый навык впоследствии ученик должен применять в разных условиях. У детей с РАС обобщение навыков вызывает трудности и требует отдельного обучения. Чтобы ученик смог применить навык в повседневной жизни, педагогам нужно обучить его обобщенному навыку. Для осуществления генерализации и обобщения усвоенных навыков используется комплекс методик.

На начальном этапе обобщения навыков ученикам понадобится помощь педагога. Уровень и объем этой помощи, как и при любом другом обучении, постепенно уменьшается.

При работе педагогом используются виды помощи:

1. Показ;

2. Совместное действие «рука в руке»;

3. Действие по инструкции;

4. Действие с использование схем и сценариев.

Генерализированный навык ребенок может продемонстрировать в различных обстоятельствах, во взаимодействии с разными людьми и при

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

разнообразных условиях. Обобщенные навыки сохраняются продолжительное время и не требуют постоянной отработки.

Владение жизненными компетенциями (навыками) необходимо для самостоятельной повседневной жизни. Для некоторых детей с РАС такими навыками являются гигиенические навыки, навыки приёма пищи. Для других -навыки поведения в общественных местах (магазин, магазин самообслуживания, торговый автомат), в учреждениях сферы услуг, навыки личной безопасности.

Формирование жизненных компетенций у обучающихся с РАС это длительный процесс. Успешное их формирование во многом обеспечивают методы, которые применяет в своей работе педагог. Использование эффективных методов будет способствовать качественному усвоению жизненных компетенций, составляющих основу социальной адаптации обучающегося с РАС. REFERENCES

1. Манелис Н.Г., Аксенова Е.И., Богорад П.Л., Волгина Н.Н., Загуменная О.В., Калабухова А.А., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО

МГППУ, 2016. 57 с.

2. Никольская О.С. Дети с расстройствами аутистического спектра: учебное

пособие для общеобразовательных организаций / О.С. Никольская,

С.А. Розенблюм - М.: Просвещение, 2021. - 43 с.

3. Объективно и субъективно ориентированные CASE-технологии в социальной работе: Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 39.04.02 «Социальная работа» / сост. Т.С. Еремеева. -Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2017. - 180 с.

4. Реестр Примерных основных общеобразовательных программ (Пр.ООП). Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс].ЦКЬ: https://clck.ru/PjxHH

5. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.