Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И К. Зубиашвили

The article considers the essence of psychological support of economic socialization of schoolchildren in the conditions of education system modernization, which provides for the creation of a special program for the effectiveness of this process. It is substantiated that the creation of conditions in the social and pedagogical environment for maximum personal and intellectual development of the pupil is the key issue of psychological support. The object of support is the educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

И. К. Зубиашвили

Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Института психологии имени Г.С.Костюка НАПН Украины

ABSTRACT

The article considers the essence of psychological support of economic socialization of schoolchildren in the conditions of education system modernization, which provides for the creation of a special program for the effectiveness of this process. It is substantiated that the creation of conditions in the social and pedagogical environment for maximum personal and intellectual development of the pupil is the key issue of psychological support. The object of support is the educational process.

Постановка проблемы. Модернизация украинской системы образования, реализация Концепции Новой украинской школы требуют разработки программ психологического сопровождения экономической социализации школьников, что предусматривает создание такой образовательной среды, которая дает возможность функционировать школе как особенному социокультурному центру, где непосредственно в межличностном контакте учителей, психолога и учеников, кроме экономических знаний и умений, передаются мировоззрение, ценности, установки. Образовательная среда включает в себя систему воздействий и условий формирования личности по определенному образцу, а также возможности для ее развития в социальном пространственно-предметном окружении. Таким образом, образовательная среда школы представляет систему общественных, материальных факторов, обеспечивающих экономическую социализацию, самореализацию, саморазвитие субъекта образовательного процесса и выполняет такие функции, как экономическая социализация и экономическое воспитание, направленные на формирование у школьников ценностного отношения к миру экономики, культуры, окружающей среды, позиционирование себя в этом мире, на самореализацию в профессии и науке. Это важно учитывать при выявлении социализирующего потенциала образовательной среды школы.

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

Анализ последних исследований. Теоретико-методологические исследования проблем экономического образования и воспитания анализируются в научных трудах А. Аменда, О. Булатова, Ю. Васильева, М. Клепач, Я. Кузьминова, Б. Райзберга, Н. Побирченко, О. Саламатова, И. Сасовой, Т. Терюковой и др.). Влияние образования как социального института на процесс социализации молодежи изучали такие исследователи как Г. Гайсина, А. Мудрик, В. Мухина, А. Петровский и др. В исследованиях отечественных и зарубежных авторов (Д. Гандер, М. Дмитриева, М. Дорошенко, Л. Карамушка, Н. Кривоконь, Ю. Машбиц, Г. Никифоров, В. Новиков, В. Панок, В. Стасюк и др.) выделены определенные этапы, функции и уровни психологичекого сопровождения, разработаны его концепции, программы и модели для разных видов деятельности.

Цель статьи заключается в определении особенностей психологического сопровождения экономической социализации школьников.

Изложение основного материала и результатов исследования. Образовательная среда организует процесс направленной и стихийной социализации одновременно, становясь ведущим источником информационного обеспечения для ученика, поскольку в нем сконцентрировано общение со взрослыми - педагогами и ровесниками. Соответственно происходит двухканальный обмен социальным опытом, передачей знаний, умений, навыков, культуры, формирование определенного стереотипа или модели поведения школьника.

Поскольку образовательная среда базируется на межличностных отношениях и педагогических взаимодействиях, то это должно приводить к изменениям социально-психологических характеристик среды - к ее гуманизации, повышению безопасности, адаптивности, валеологичности.

По своему содержанию образовательная среда складывается из пространственно-предметного, организационно-технологического и социального компонентов. Эффективность процесса экономической социализации, осуществляемого в образовательной среде школы, будет зависеть от организации компонентов этой среды [ 4, с. 56 ].

Предметная среда школы предусматривает наличие соответственного оборудования, мультимедийных средств, позволяющих ученикам, учителям и психологу творчески осваивать мир экономики и финансов, использовать информационные ресурсы, обеспечить межпредметные связи. Кроме того, предметная среда должна наглядно (стенды, сайты) демонстрировать ученикам

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

значимость информации, которую они получают, состояние научных исследований для того, чтобы обеспечить функцию финансово-экономического воспитания в школе.

В организационно-технологический компонент входит содержание образовательного процесса, формы и способы организации обучения учеников, психолого-педагогическая деятельность педагогического коллектива и школьного психолога.

Социальный компонент образовательной среды предусматривает активное участие субъектов образовательной деятельности (директора школы, учительского коллектива, психолога школы) в организации и управлении образовательным процессом с целью подготовки конкурентоспособности личности, которая владеет высокими адаптивными качествами и мобильностью.

Социализирующий потенциал образовательной среды школы в рамках решения задач экономической социализации реализуется через:

- использование традиций и положительного опыта, накопленного педагогическим коллективом школы по формированию у школьников знаний, умений, компетенций, качеств личности, ориентированных на условия функционирования рыночной системы;

- образовательные технологии, формы, методы обучения в школе (кейс-технологии, метод проектирования, тренинги, игровые технологии), направленные на развитие у школьников экономического мышления и освоение новых социальных и экономических ролей (специалиста, исследователя, производителя, инвестора и др).

Социализирующий потенциал образовательного процесса может быть реализован через деятельность учителей по формированию мотивации у школьников к глубокому изучению экономических дисциплин (участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, новые технологии обучения) [ 5, с.145].

Психологическое сопровождение экономической социализации школьников предусматривает достижение такой цели, как привлечение учеников к экономическим знаниям, значимых для них не только с точки зрения познавательной деятельности, но и практической. Тренинги, кейс-технологии, бизнес-игры наглядно доказывают необходимость получения экономических навыков еще в школе, независимо от будущей профессии.

Экономическая социализация учеников, как способ продвижения к жизненному и профессиональному успеху в современных экономических и

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

социальных условиях, не может быть автономным, стихийным процессом. Разрешить проблему, касающуюся контролируемой экономической социализации, мы предусматриваем через способ организации психологического сопровождения этого процесса в образовательной среде школы, которая должна быть насыщенна идеями формирования монетарной культуры в ходе целостного психолого-педагогического процесса [ 1, с.21 ].

Психологическое сопровождение рассматривается учеными и практиками с двух позиций: как принцип социально-психологической деятельности и как ее технология. Кроме того, психологическое сопровождение социализации ребенка - это процесс, который содержит в себе комплекс целенаправленных психолого-педагогических действий, обеспечивающих включенность ребенка в разнообразные события и стимулирующие его развитие на основе рефлексии того, что происходит.

Цель психологического сопровождения - создать условия в социально-педагогической среде для максимального личностного и интеллектуального развития ученика. Объектом сопровождения является образовательный процесс, предметом деятельности становится развитие ученика как система его отношений с миром, с теми, кто его окружает, с самим с собой.

Психологическое сопровождение школьника опирается на те личностные достижения, которые реально есть у него. Оно находится в логике его развития, а не искусственно задает ему цели и задачи из вне. Таким образом, в качестве важнейшего аксиологического принципа в нашу модель школьной психологической практики мы закладываем безусловную ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития [ 2, с. 68 ].

Психологическое сопровождение предусматривает систему практического использования психологии для разрешения комплексных задач экспертизы, консультации и диагностики.

Таким образом, психологическое сопровождение экономической социализации в измерении монетарных ценностей мы понимаем как целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного формирования монетарной культуры, что предусматривает усвоение монетарных ценностей, норм, навыков, ролей и способов монетарного поведения.

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

Сущность психологического сопровождения экономической социализации школьников осуществляется в образовательно-воспитательном процессе школы и представляет собой механизм упорядочення социальных связей и отношений, в которые вовлечены ученики.

Выводы. Таким образом, психологическое сопровождение экономической социализации школьников предусматривает создание образовательной среды, дающей возможность функционировать школе как особенному социокультурному центру, где в процессе психолого-педагогического взаимодействия учителей, психолога, учеников, кроме экономических знаний и умений, передаются мировоззрение, ценности и установки.

Психологическое сопровождение экономической социализации в измерении монетарных ценностей является целостной, системно организованной деятельностью, в процессе которой создаются психолого-педагогические условия для успешного формирования монетарной культуры, что предусматривает усвоение монетарных ценностей, норм, навыков, ролей и способов монетарного поведения.

Перспективой дальнейшего исследования является влияние психологического сопровождения на формирование механизмов экономической социализации школьников.

REFERENCES

1. Вяткин А. П. Психология экономической социализации личности : субъективно-ролевой подход : монограф. Иркутстк : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. 83с.

2. Ермакова И. В. Социально-психологические факторы экономической социализации старших подростков :дис.... канд. псих. наук. Чебоксары, 2008. 160с.

3. Козлова Е. В. Психологические особенности экономической социализации на разных этапах детства :дисс... канд. психол. наук. Москва, 1985. 160с

4. Москаленко В. В., Шайгородський Ю. Ж., Мщенко О. О. Економiчна культура особистостг сощально-психолопчний аспект [монографiя]. К.: Вид-во «Центр сощальнихкомушкацш», 2012. 348с.

5. Мудрик А. В. Социализациячеловека . М. : Изд. центр «Академия», 2004. 342с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.