Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Исмагилова Ф, Асанова Г

The formation of personal identity is the central psychological neoplasm of adolescence; it is in adolescence that this process proceeds most intensively. The experience of identity is actualized both in the personal and professional spheres of human life. The problem of identity arises in terms of the implementation of the life and professional ideology of a person, in terms of the implementation of professional training of a specialist, in terms of becoming a professional. Youth is a sensitive period for self-determination, both in the personal sphere and in the professional one.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ЮНОШЕСКОМ

ВОЗРАСТЕ

Ф. С. Исмагилова

Доктор пс. н, профессор Уральского государственного Университета имени Б.Ельцина

Г. М. Асанова

ТГПУ, магистрант факультета «Педагогика и психология», направление «Психология»

ABSTRACT

The formation of personal identity is the central psychological neoplasm of adolescence; it is in adolescence that this process proceeds most intensively. The experience of identity is actualized both in the personal and professional spheres of human life. The problem of identity arises in terms of the implementation of the life and professional ideology of a person, in terms of the implementation of professional training of a specialist, in terms of becoming a professional. Youth is a sensitive period for self-determination, both in the personal sphere and in the professional one.

Исследования профессионализации в отечественной психологии заложены в трудах Б.Г. Ананьева, С.Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, Б.Ф. Ломова, которые показали роль и место труда в жизнедеятельности человека, его влияние на развитие личности, определили специфику личностного и системного подходов к изучению данной проблемы. В настоящее время линия изучения и анализа профессионализации активно развивается в трудах К.А. Абульхановой-Славской, В.А. Бодрова, О.Н. Завалишиной, В.Д. Шадрикова, Е.А. Климова, В.А. Пономаренко, А.К. Марковой.

Главная жизненная роль, которую должен освоить человек -"реализовавшаяся личность", т.е. человек, отличающийся хорошо развитым осознанием своих способностей и потребностей, последовательно использующий это знание для выбора альтернатив, с наибольшей вероятностью дающих возможность вести здоровую, продуктивную и наполненную самоосуществлением жизнь. Человек должен самореализоваться. Данная роль

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

охватывает физические, умственные и эмоциональные аспекты жизнедеятельности, обеспечивающие основу для личной самореализации. С этой точки зрения ценность человека состоит в его умении постоянно работать над собой, открывая неисчерпаемый личностный и творческий потенциал и выявляя те сферы жизни, где этот потенциал может быть использован в полной мере.

Основной задачей педагогов и психологов в связи с этим является создание соответствующих для самореализации личности условий на основе личностно ориентированных технологий.

Э.Эриксон рассматривает идентичность как первейшую и

фундаментальную потребность личности, альтернативой которой является

дезорганизация. [1, с 493] Поэтому сегодня на одно из первых мест по

значимости выходит потребность личности в идентичности, обеспечивающая

гармоничное развитие и уверенность в будущем. Самым широким понятием в рассматриваемой области является понятие «Я-концепция», которая традиционно трактуется как система представлений человека (разной степени осознанности) о самом себе, о своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и прочих свойствах.

Перед многими выпускниками школ заведений стоит проблема выбора пути подготовки к будущей профессии. Часто профессиональное учебное заведение выбирается случайно. Часть выпускников школ сразу устраиваются на работу, не имея специальной подготовки и значительных профессиональных перспектив. Поиск своего места в мире профессий в ранней юности приобретает особый смысл. Проблема «кем быть?» по своему значению уступает лишь вопросу «с кем быть?» - поиску любимого, любимой.

Для молодых людей, поступивших в профессиональное учебное заведение, проблема выбора профессии окончательно не решена. Часть из них разочаровываются в правильности своего выбора уже на первом году обучения, другие - в начале самостоятельной профессиональной деятельности, третьи -после 3 - 5 лет работы по профессии.

Некоторая часть молодежи после окончания профессиональной школы (начальной, средней, высшей) не сможет найти работу по полученной профессии и пополнит ряды безработных. Значит, вопрос выбора профессии снова станет для нее актуальным. Психическая напряженность, тревожность, беспокойство, неуверенность в будущем станут стимулировать поиск себя в мире труда.

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

Чтобы определить соответствие индивидуально-психологических особенностей человека и уровня его профессиональной подготовленности требованиям профессии, по ряду специальностей проводится профессиональный отбор ещё в стадии обучения. Тут важную роль играют педагоги и психологи, которые направляют и консультируют будущих специалистов.

После окончания учебного заведения жизнь юношей кардинально меняется. Вместо прежней системы «школа - семья - общество» или же «институт - семья - общество» возникает новая ситуация, определяемая координатами «профессия - семья - социально-экономические условия». Отныне профессиональная картина мира станет мощным фактором развития личности. Возникновение этих событий может иметь случайный или социально обусловленный характер, а в отдельных случаях инициируется самим специалистом.

Проблемы становления личности мы основываемся на методологическом положении Б.Г. Ананьева, согласно которому развитие личности, с одной стороны, «есть возрастающая по масштабам и уровням интеграция -образование крупных «блоков», систем или структур, синтез которых в определенный момент жизни человека выступает как наиболее общая структура личности. С другой стороны, развитие личности есть и все возрастающая дифференциация ее психофизиологических функций, процессов, состояний и личностных свойств, соразмерная прогрессирующей интеграции.

Потребность человека - "реализовавшейся личности", фундаментальным основанием которой является стремление к личностному росту и самосовершенствованию. Принципиально важным для решения этой задачи является юношеский возраст, когда кризис идентичности разрешается становлением "взрослой идентичности" или инфантильностью и дальнейшей жизненной несостоятельностью.

Реальным путем решения данной проблемы является создание в образовательном учреждении эффективных педагогических условий становления профессиональной и личностной идентичности студентов на основе прогрессивных философских, психологических и педагогических идей, принципов и технологических подходов. Это идеи гуманизации современного образования, системного подхода к организации и анализу профессиональной подготовки, целостности личности и педагогического пространства.

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

REFERENCES

1. Эриксон Э. Идентичность / Э.Эриксон // Психология самосознания: Хрестоматия. Самара, 2000. - С. 534.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000

3. Богданов С.Н., Годлиник, О.Б. Соотношение самооценки и ожидаемых оценок как индикатор личностного общения - В кн.: Проблемы общения и воспитания, 1974. - 180с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.