Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ «ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ «ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность личности / психологоорганизационная технология / инновационная деятельность / инновационность / экспертиза / тренинг / коучинг. / individual competitiveness / psychological and organizational technology / innovative activity / innovativeness / expertise / training / coaching.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. П. Чудакова

В статье представлены особенности реализации и составляющие авторской «технологии формирования компетентностей конкурентоспособности личности в условиях инновационной деятельности». (В. П. Чудакова). Описана структура «технологии» и модели ее реализации: 1). Диагностическая модель экспертизы компетентностей конкурентоспособности личности; 2). Коррекционно-развивающая модель рефлексивноинновационного тренинга, коучинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the features of the implementation and the components of the author's "technology for the formation of competencies of the competitiveness of an individual in the context of innovative activity." (V.P. Chudakova). The structure of the "technology" and the models of its implementation are described: 1). Diagnostic model for the examination of the competencies of a person's competitiveness; 2). Correctional and developmental model of reflexive and innovative training, coaching.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ «ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»»

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ «ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В. П. Чудакова

доктор PhD психологии, старший научный сотрудник: Институт педагогики Национальной академии педагогических наук Украины; Института психологии имени Г. С. Костюка Национальной академии педагогических наук Украины,

тренер, коуч. г. Киев, Украина

АННОТАЦИЯ

В статье представлены особенности реализации и составляющие авторской «технологии формирования компетентностей

конкурентоспособности личности в условиях инновационной деятельности». (В. П. Чудакова). Описана структура «технологии» и модели ее реализации: 1). Диагностическая модель экспертизы компетентностей конкурентоспособности личности; 2). Коррекционно-развивающая модель рефлексивно-инновационного тренинга, коучинга.

Ключевые слова: конкурентоспособность личности, психолого-организационная технология, инновационная деятельность, инновационность, экспертиза, тренинг, коучинг.

ABSTRACT

The article presents the features of the implementation and the components of the author's "technology for the formation of competencies of the competitiveness of an individual in the context of innovative activity." (V.P. Chudakova). The structure of the "technology" and the models of its implementation are described: 1). Diagnostic model for the examination of the competencies of a person's competitiveness; 2). Correctional and developmental model of reflexive and innovative training, coaching.

Keywords: individual competitiveness, psychological and organizational technology, innovative activity, innovativeness, expertise, training, coaching.

В современных условиях в процессе устойчивого социально-экономического развития общества, что существенно влияет на инновационные

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

преобразования в образования, актуальной и перспективной становится проблема формирования компетентностей конкурентоспособности личности в условиях инновационной деятельности.

Для решения этой проблемы нами разработана авторская «Психолого-организационная технология формирования компетентностей

конкурентоспособности личности в условиях инновационной деятельности организации» (далее «Технология») [4-8]. Она состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих интегративных моделей: 1). Диагностическая модель экспертизы компетентностей

конкурентоспособности личности; 2). Коррекционно-развивающая модель рефлексивно-инновационного тренинга, коучинга. Она внедряется в практику образовательных заведений и учреждений Украины и Республики Узбекистан.

Рассмотрим общий дизайн, содержание и структуру каждой из моделей (составляющих) авторского «Технологии»:

«1. Диагностическая ^модель экспертизы компетенций конкурентоспособности личности» (В.Чудакова). По результатам реализации модели «технологии» нами определено состояние сформированности компетентностей конкурентоспособности личности, в частности: компетентность инновационности; личностные качества; праксиологического компетентности (психолого-профессиональный), когнитивные (познавательные) компетентности; коммуникативные компетентности; рефлективности и самосознания себя как профессионала; мотивационной компетентности; самоактуализации; компетенций психологической устойчивости, стрессоустойчивости и способности к быстрой адаптации; эмоционально-волевой саморегуляции; разрешения конфликтов; целеполагания, диагностической и информационно-коммуникативной компетентности, и др. [4-8].

«2. Коррекционно-развивающая модель рефлексивно-инновационного тренинга, коучинга. Для ее реализации нами разработаны две образовательные авторские программы (общая и индивидуальная) специальной психологической подготовки: 1) общая программа, разработана с целью внедрения моделей «Технологии» в практику работы организаций учебной программы спецкурса многоуровневого рефлексивно-инновационного тренинга, коучинга: «Реализация компетентностного ориентированного обучения: научно-методическое обеспечение формирования компетентностей конкурентоспособности личности в условиях инновационной деятельности»

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

(В. Чудакова); 2) индивидуальная программа разработана с целью формирования компетентностей конкурентоспособности личности -рефлексивно-инновационный тренинг «Современные психологические технологии формирования компетентностей конкурентоспособной личности в быстро изменяющихся условиях инновационной деятельности» (В. Чудакова). Рассмотрим общий дизайн и структуру «общей программы» и «индивидуальной программы»:

2.1) Общая программа спецкурса многоуровневого рефлексивно-инновационного тренинга, коучинга: «Реализация компетентностного ориентированного обучения: научно-методическое обеспечение формирования компетентностей конкурентоспособности личности в условиях инновационной деятельности». Ее реализация нацелена на овладение психолого-педагогическими знаниями, умениями, навыками проведения экспертизы (диагностики, оценки, прогнозирования) и использование коррекционно-развивающих интерактивных методов для формирования компетентностей конкурентоспособности личности в условиях инновационной деятельности. Спецкурс состоит из 7 разделов. Форма обучения «общей программы»: очная и дистанционная.

2.2). Индивидуальная программа «Современные психологические технологии формирования компетентностей конкурентоспособной личности в быстро изменяющихся условиях инновационной деятельности» [4-8]. Она представляет собой раздел 5 общей программы РИТ (1-12 модуль), которая нами представлена выше, но, в тоже время, может выступать как самостоятельная программа. Индивидуальная программа РИТ состоит из 12-ти модулей, каждый из которых, является последующим модулем и логическим продолжением, и завершения предыдущего). Рассмотрим перечень образовательных модулей индивидуальной программы РИТ: 1-й модуль: Ваш успех в открытии Ваших способностей. Теоретические и методические средства проведения рефлексивно-инновационного тренинга, коучинга (РИТ). II-й модуль: Развитие коммуникативной и интерактивной компетентности. III-й модуль: Компетентность преодоления психологических проблем: страхов, фобий и других травмирующих воспоминаний. IV-й модуль: Компетентность преодоления жизненных кризисов, развитие психологической устойчивости, стрессоустойчивости и способности к быстрой адаптации. V-й модуль: компетентности рефлексии, осознание себя, навыки использования эффективных стратегий создания адекватной самооценки и уверенности в себе.

Материалы международной конференции. ^ду Халкаро анжуман туплами.

Ташкент. 24 ноября 2021г Тошкент 24 ноябрь 2021й.

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

VI-й модуль: Компетентность предупреждения и урегулирования межличностных противоречий и конфликтных ситуаций. VII-й модуль: Развитие компетентности целеполагания: стратегии и тактики постановки и достижения целей. VIII-й модуль: компетентности преодоления профессионального стресса и синдрома профессионального выгорания личности и организации. IX-й модуль: Компетентность создание положительной мотивации. Х-й модуль: Компетентности овладения искусством публичных выступлений. Х1-й модуль: Компетентности «технологии эффективного проведения дискуссий - разновидности споров». XII-й модуль: Истоки современных психотехнолий формирования компетентностей конкурентоспособности личности, особенности их использования.

В процессе разработки этого спецкурса нами учитывались основные факторы, влияющие на формирование компетентностей конкурентоспособной личности в быстро изменяющихся условиях инновационной деятельности, которые выявлено нами в ходе исследования на этапе реализации «диагностической модели экспертизы».

Важным и существенным коррекционно-развивающим методом в процессе реализации программы выступил рефлексивно-инновационный тренинг и коучинг, в процессе осуществления «2. Коррекционно-развивающей модели РИТ, коучинга». Рассмотрим их понятийно-терминологический аппарат. Рефлексивно-инновационный тренинг (РИТ) представляет собой систему специально организованных развивающих взаимодействий между его участниками. В широком смысле под рефлексивно-инновационным тренингом (РИТ) понимается практика психологического воздействия, которая основанная на интерактивных методах групповой работы. При этом имеется в виду использование своеобразных форм рефлексивно-гуманистического интерактивного обучения знаниями, умениями и технологиями (В. П. Чудакова [4-8]. Нами определено, что рефлексивно-инновационный тренинг (РИТ) - это совокупность способностей, средств и стратегий, которые обеспечивают осознание и освобождение от стереотипов непродуктивного образовательного опыта и деятельности, путем ее переосмысления и выдвижения благодаря этому инноваций, которые ведут к преодолению тех проблемно-конфликтных ситуаций, которые возникают в процессе решения практических задач в сфере общения, деятельности, личностного развития и коррекции (В. П. Чудакова) [48]. РИТ - это психологическая практика, при которой личность переосмысливает ситуацию, в которой она находится, проблемы, которые она

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

хочет решить, цели, которые она стремится достичь через интенсивный поиск новых путей и средств решения задач, которые стоят перед ней (В. П. Чудакова) [2; 4-8].

Коучинг - это сочетание активных методов обучения и консультирования который активизирует потенциал человека. Цель коучинга заключается в повышении показателей работы отдельных людей и команд путем раскрытия скрытого потенциала и преодолении ограничивающих стереотипов мышления. Он повышает эффективность, стимулирует естественную синергию качества действий и внутреннее равновесие. Автор (В. П. Чудакова) обучалась коучингу на тренерских курсах у мастеров: М. Аткинсон (Канада), П. Врица (Англия), Я. Ардуя (Бельгия), Ф. Пьюслика, Р. Дилса (США) и др. [1; 2; 4-8].

РИТ осуществлено по очной и дистанционной форме обучения. Это дало возможность участникам: раскрыть новые возможности для успешного инновационного решения многих задач профессиональной деятельности, эффективного формирования личности с задействованием личных усилий и резервов; обеспечить поиск человеком в себе мобилизующих факторов для выхода из затруднений, экстремальных и проблемных ситуаций.

Внедрение «Технологии» позволит сформировать компетентности конкурентоспособности личности в быстро изменяющихся условиях инновационной деятельности организаций.

REFERENCES

1. Аткинсон Мэрилин, Чоис Т. Ре. Коучинг - новые возможности лидерства: наука и искусство трансформационного коучинга / Marilyn Atkinson, Rae Chois /. Пер. с англ. под редакцией А. Ястреб - К.: Companion Group, - 2009. - 208 с.

2. Величко В. В., Максименко С.Д., Чудакова В. П. Психолопчне та професшне (юридичне) забезпечення - головний ресурс ефективност професшно!' дiяльностi пращвниюв Нащонального центрального бюро 1нтерполу в Украшу стратеги, модел^ технологи: навч.-метод. пошбник. Кшв: ТОВ «1нформацшш системи», 2016. 87 с.

3. Дилтс Р. Коучинг с помощью НЛП. / Роберт Дилс - Санкт-Петербург: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, - 2004. -256 с.

4. Чудакова В. П. (2020) Методы экспертизы и коррекции формирования инновационности, компетентности конкурентоспособности личности в условиях инновационной деятельности // Topical issues of the development of modern science. Abstracts of the 6th International scientific and practical conference.

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

Publishing House "ACCENT". Sofia, Bulgaria. - Pp. 975 - 984. URL: http://sci-

confcom.ua/wp-content/uploads/2020/02/topical-issues-of-the-development-of-

modern-science_12-14.02.2020.pdf

5. Чудакова В. П., Шарипов Ш. С., Чупров Л. Ф., Баратов Ш. Р. Психологическое обеспечение образовательного процесса: психологическая служба в школе - создание, современное состояние и перспективы. // Щоквартальний науково-методичний журнал «Освгта та розвиток обдаровано! особистостЬ) - Ки!в: - 1ОД, - 2019. № 2 (73). - С. 39-46 DOI: https://doi.org/10.32405/2309-3935-2019-2mV39-46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.