Научная статья на тему 'Методы формирования индивидуальной творческой манеры у студентов педвуза'

Методы формирования индивидуальной творческой манеры у студентов педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ / МАНЕРА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ МАНЕРА / ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / АНАЛИЗ / УПРАЖНЕНИЯ / ИССЛЕДОВАНИЯ / STYLE / MANNER / INDIVIDUAL CREATIVE MANNER / EFFECTIVE METHODS / ANALYSIS / EXERCISES / RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакиева Ольга Афанасьевна, Щетинин И.Д

В данной статье рассмотрены проблемы творческого становления будущего профессионала, формирования творческой манеры у студентов педвуза, которая способствует личностному росту, возможности проявлять в профессиональной деятельности творческую индивидуальность, все это будет способствовать профессиональному становлению. Для решения педагогических задач автором были выделены эффективные методы: анализ произведений художников, упражнения, направленные на использование различных способов и приемов композиции; творческое исследование студентами индивидуального творческого стиля художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакиева Ольга Афанасьевна, Щетинин И.Д

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF FORMATION OF INDIVIDUAL CREATIVE MANNER OF THE STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOL

This article deals with the problems of creative formation of the future professional, the formation of creative poems of students of pedagogical University, which apparatus contributes to personal growth, the ability to show creative individuality, the ability to Express themselves in society. For the solution of pedagogical tasks, the author has identified the effective methods: analysis of works by the identified artists, illustrators, exercises Ilumina soglasovannaya modern ways of flexibility and techniques of composition; the individual features of this creative style of the artist Illustrator are considered in full by the students.

Текст научной работы на тему «Методы формирования индивидуальной творческой манеры у студентов педвуза»

etnopedagogicheskogo-obrazovaniya-v-sisteme-podgotovki-studentov-k-pedagogicheskoy-deyatelnosti (дата

обращения: 27.05.2018).

7. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия) [Текст] / Е. П. Жирков. - М.: Просвещение, 1992. - 239 с.

8. Корощенко Н.А., Кушнир Т.И., Шебанова Л.П., Яркова Г.А., Демисенова С.В. Математические задачи с региональным содержанием как средство формирования универсальных учебных действий у учащихся 5-6 классов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21391 (дата обращения: 27.05.2018).

9. Лопушнян Г. А. Структурно-динамическая модель толерантного решения педагогических ситуаций // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2010. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-dinamicheskaya-model-tolerantnogo-resheniya-pedagogicheskih-situatsiy (дата обращения: 25.05.2018).

10. Руднева Е.Л., Ткачева О.Н., Шмырева Н.А. Педагогические задачи и ситуации как средство профессиональной подготовки будущих педагогов // Сибирский педагогический журнал. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-zadachi-i-situatsii-kak-sredstvo-professionalnoy-podgotovki-buduschih-pedagogov (дата обращения: 25.05.2018).

11. Харитонова Ф.П. Задачная технология в формировании этнопедагогической компетентности педагога // Вестник ЧГПУ. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zadachnaya-tehnologiya-v-formirovanii-etnopedagogicheskoy-kompetentnosti-pedagoga (дата обращения: 27.05.2018).

12. Хрисанова Е.Г., Тенюкова Г.Г. Этнопедагогический подход в подготовке бакалавров педагогического образования к поликультурному воспитанию школьников // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2017. №2 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnopedagogicheskiy-podhod-v-podgotovke-bakalavrov-pedagogicheskogo-obrazovaniya-k-polikulturnomu-vospitaniyu-shkolnikov (дата обращения: 27.05.2018).

Педагогика

УДК [76+004](075)

кандидат педагогических наук, доцент Бакиева Ольга Афанасьевна

Институт психологии и педагогики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменского государственного университета» (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент Щетинин Игорь Дмитриевич

Институт психологии и педагогики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменского государственного университета» (г. Тюмень)

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ У СТУДЕНТОВ

ПЕДВУЗА

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы творческого становления будущего профессионала, формирования творческой манеры у студентов педвуза, которая способствует личностному росту, возможности проявлять в профессиональной деятельности творческую индивидуальность, все это будет способствовать профессиональному становлению. Для решения педагогических задач автором были выделены эффективные методы: анализ произведений художников, упражнения, направленные на использование различных способов и приемов композиции; творческое исследование студентами индивидуального творческого стиля художника.

Ключевые слова: стиль, манера, индивидуальная творческая манера, эффективные методы, анализ, упражнения, исследования.

Annotation. This article deals with the problems of creative formation of the future professional, the formation of creative poems of students of pedagogical University, which apparatus contributes to personal growth, the ability to show creative individuality, the ability to Express themselves in society. For the solution of pedagogical tasks, the author has identified the effective methods: analysis of works by the identified artists, illustrators, exercises Ilumina soglasovannaya modern ways of flexibility and techniques of composition; the individual features of this creative style of the artist - Illustrator are considered in full by the students.

Keywords: style, manner, individual creative manner, effective methods, analysis, exercises, research.

Введение. В свете реформирования высшего образования на современном этапе развития общества, особую остроту приобретают проблемы качественной подготовки студентов педагогических вузов. Постоянные изменения, происходящие в политической, социально-экономической и духовной жизни нашего общества требуют серьезного переосмысления целей и задач профессионального педагогического образования. Важной составляющей такого обучения является творческая деятельность, которая может выступать движущей силой в становлении будущего профессионала.

Особое значение в этой связи стоит уделять педагогам-художникам, так как учитель изобразительного искусства должен научить детей не столько рассматривать изображаемые предметы, но видеть их в сравнении с другими объектами, анализируя по форме, фактуре, цвету. Другими словами, научить видеть внутреннюю суть вещи, умению выражать свое отношение к окружающему миру через индивидуальную творческую манеру. Поэтому формирование творческой манеры у студентов педвуза является одной из проблем творческого становления будущего профессионала, что способствует личностному росту, возможности проявить творческую индивидуальность, позволяет самовыразиться в обществе.

Изложение основного материала статьи. Бытует мнение, что манера в изобразительном искусстве это нечто неизменное. Однако, как манера и стиль, и навыки, меняются становятся лучше и лучше, либо наоборот приобретают дисгармоничные качества. Точнее всего эту мысль сформулировал Рудольф Арнхейм, эстетик и психолог искусств. В своей книге «Искусство и визуальное восприятие» он писал: «Оригинальность - это непроизвольный продукт удачной попытки одаренного художника быть и честным и правдивым. Сознательный поиск личного неизбежно вредит ценности художественного произведения, так как этот поиск вводит элемент в процесс, который может управляться только закономерностью». Арнхейм

пишет о том, что поиск визуального языка должен происходить естественным образом, путем эксперимента и постоянной работы [1].

Рассмотрим, что же такое стиль и художественная манера?

Эти вопросы волновали многих исследоватьелй различных специальностей. Так, например, исследователь Останина С.А. изучая творческий стиль художественно-эстетической деятельности рассматривает различные аспекты стиля, от Аристотеля до совремныых ученых. Слово «стиль» берёт своё начало от латинского слова stylus и греческого stylos, что означает «палочка для письма». Возникнув первоначально в античной риторике для характеристики выразительных средств языка, впоследствии термин «стиль» получил чрезвычайно широкое употребление [4].

В педагогической науке используется понятие «стиль деятельности», которое означает «совокупность индивидуальных особенностей определённой деятельности личности, влияющую на способ достижения цели этой деятельности, обусловливающую своеобразие её выполнения» [10, с. 357].

В заключении своего исследования автор приходит к выводу, что творческий стиль - интегративное качество личности, содержащее в себе соответствующую направленность, целеобразующие особенности, а также умение организовать творческую деятельность. Все компоненты творческого стиля деятельности не существуют изолированно; они находятся во взаимосвязи и взаимодействии, взаимообуславливая качественные проявления друг друга [4].

Возможно ли в ходе обучения студента бакалавра сформировать у него за четыре года обучения творческий индивидуальный стиль? Иногда художник может работать годами, чтобы обрести свою творческую индивидуальность. Пракктика показывает, что можно, но необходимо начать формировать индивидуальную творческую манеру.

Однако, чем отличается стиль от манеры?

В Толковом словаре автора Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю можно прочитать, что манера - это способ что-нибудь делать, особенность поведения, образ действия [3, с. 341].

Относительно художественной деятельности можно сказать, что манера художественная — способ художественно-эстетического творчества, концентрированное выражение характерных особенностей художника.

Что же мы можем отнести к особенностям индивидуальной вторческой манеры, которые отражают творчесвто художника? Скореевсего здесь имеется в виду какие-то проявления внешних черт его деятельности, в умении применять различные приемы работы, котрые делают его работу неповторимой, оригинальной. Значит во многом манера будет зависить от умений использовать различные приемы живописи, графики и конечно композиции. Манера изображения может меняться с развитием умений и навыков. Следовательно, это качество необходимо формировать у студентов, начиная с первых занятий по художественным дисциплинам.

Изучая творчесвто художников разных стилевых направлений студент, не только знакомится с особенностями стиял той или иной эпохи, но и имеет возможность проследить изменения в индивидуальной творческой манере художника на примере одной личности.

Так, например, известный художник Пикассо за свою творческую жизнь удивительным образом измегнил свою художественную манеру исполнения творческих работ, начиная с «голубого» и «розового» периода и заканчивая созданием нового направления в искусстве- кубизмом.

Как правило, художник не имеющей своей собственной манеры, не может создать новые оригинальные произведения, которые обладают ценностью. Однако, получив через эти проиведения популярность многие художники скатываются к самокопированию, к манерности.

Как утверждают исследователи этого явления, художественная манера отражает процессы становления творческой индивидуальности, оригинальности мастера [8].

Так в манере разных художников всегда можно проследить как индивидуальные, так и неиндивидуальные моменты. Первые характеризуют личность данного художника. Последние представляют собой проекцию элементов исторического, национального стиля, стилевого направления.

Например, исследуя творческое наследие художника - иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова можно увтверждать, что индивидуальное в его манере прослеживается в умении передавать содержание произведения живописными средствами, при этом соединяя утончённую живопись с традициями народного искусства лубка. Это характеризует художника как художника, тонко чувствующего мир детского восприятия действительности, с развитым воображением, креативным мышлением. «Неиндивидуальные моменты» в его иллюстрациях - это передача исторического, национального, стиливого направления, потому как художник стремился возродить традиции русского примитивизма в своих «формалистических» работах 1920-х годов.

В совокупности мы можем утверждать, что индивидуальные и неиндивидуальные моменты в творческой манере художника составляют его индивидуальную манеру мастера. Следовательно, индивидуальная манера художника итог сложного процесса, в котором пересекаются множество фактором «рождения» неповторимого, оригинального стиля мастера, которые содержат в себе как эстетические (приемы, способы и т.д.), так и не эстетические (моральные, географические, биографические, исторические, психологические и т.п.). Потому что художник вкладывает в произведение свою идею, мастерство, свое умение различными средствами выразить свою мысль.

Следовательно, можно подтвердить определение, что индивидуальная манера - это часть системы выражения характерных для мастера творческих особенностей, что зависит от специфичности индивидуального художественного видения и осмысления мира, от свойст личности и таланта мастера, от неповторимости его жизненного и творческого опыта, от характера самой исторической реальности [6].

Таким образом, актуальность формирования формирование творческой манеры у студентов педвуза будет способствовать личностному росту, возможности проявлять в профессиональной деятельности творческую индивидуальность, все это будет способствовать профессиональному становлению.

Для решения педагогических задач были выделены эффективные методы: анализ произведений художников, упражнения, направленные на использование различных способов и приемов композиции; творческое исследование студентами индивидуального творческого стиля художника.

Любая деятельность должна начинатся с мотивации, той движущей силы, которая будет способствоавать пробуждению желаний к творчеству. Творческие действия приведут к формированию личности, к

повышению навыков, умений и знаний. Для этого необходимо привлечь внимание студента через творческие задания, соответсвующие их интерсам и предпочтениям, новые техники исполнения, используя различные методы и приемы такие как мастер-класс, личный показ, демонстрация, творческое исследование, анализ и др.

При формировании индивидуальной творческой манеры, педагогу не следует навязывать свою манеру исполнения, необходимо учитывать индивидуальные особенности обучаемых, темп и скорость выполнения заданий, создавая ситуацию успеха. Потому что в современном мире только при овладении различных технологий исполнения возможен успех в любой деятельности.

Одним из важнейших аспектов данного процесса является умение анализировать. Поэтому один из ведущих методов формирования творческой манеры в изображении мы рассматриваем метод — анализа произведений художников-иллюстраторов.

Почему мы взяли иллюстрацию? Потому что иллюстрация - это передача содержание литературного произведения различными средствами. Учитывая определение индивидуальной манеры художника нами был разработан следующий алгоритм анализа, который содержит следующие пункты: сведения о характерных особенностях творчества художника (излюбленные приемы, способы изображения, композиция, колорит); принадлежность к определенному направлению, художественным традициям, национальной школе; что послужило «толчком» для выполнения данного произведения.

Отвечая на эти вопросы, мы можем исследовать всевозможные факторы, оказывающие влияние на индивидуальную творческую манеру автора.

Для того чтобы достичь высоких результатов в творческой деятельности необходимо использовать многократные систематические упражнения [4].

Известно, что основой любого творческого продукта является композиция и эффективное использование её законов будет залогом успешной реализации замысла произведения. Поэтому нами были разработаны упражнения использования способов и приемов композиции.

Чтобы освоить основные композиционные приемы для выполнения иллюстрации необходимо знать законы композиции. В соотвествии с этими установками нами были разработаны упражнения на отработку этих законов. Такие упражнения как передача статики или динамики, ритма и метра, контраста и равновесия и т.д. Потому что композиция способствует передачи основного замысла, идеи и оказывает влияние на создание художественного образа в произведении.

Практическим методом в процессе формирования индивидуальной манеры студентов является творческое исследование произведений художников, которое заключается в том, что студенты исследуют техническую сторону произведения (техники, приемы выполнения, знакомятся с материалами, их свойствами, особенностями и т.п.). Студенты, изучая работу, выполняют точную копию, тем самым «проживают» творческий опыт художника.

Выводы. Таким образом, нами было установлено, что для развития творческой манеры студентов педвуза, будущих учителей изобразительного искусства необходимо использовать эффективные методы: анализ произведений художников, упражнения, направленные на использование различных способов и приемов композиции; творческое исследование индивидуальной манеры художника, проживая и перенимая опыт художника.

Литература:

1. Арнхейм Р. Искусство рассматривали и визуальное отличительной восприятие. - М. 1974. 244 с.

2. Бухвалов В. А. Основы творческой деятельности. -Рига: ПЦ "Эксперимент". 1998 - 151 с. http://www.zapchel.lv/ru/archive/2007/17757-/(дата обращения: 4.08.2018).

3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковы словарь русского языка: 80 000 слов и фразелогических выражений / Российская академия наук. Инсмтитут русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.; ООО «ИТИ Технологии», 2006. - 944 с.

4. Останина С. А. Творческий стиль художественно-эстетической деятельности: сущность и структура // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 283-286. — URL https://moluch.ru/archive/37/4261/ (дата обращения: 4.08.2018).

5. Педагогика: учебник [Текст] / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др. / под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. -432 с.

6. Средства, методы и формы художественной деятельности https://studfües.net/preview/5580690/page:22/(дата обращения: 4.08.2018).

7. Шабанов Н.К., Шабанова О.П., Тарасова М.С., Пронина Т.Д. «Художественно-педагогический словарь» 2005 г. 480 с.

8. Черты символизма в творчестве Пикассо и его "голубого периода"_http://www.aПbestш//(дата обращения: 4.08.2018).

Педагогика

УДК: 378.016

соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Бахметова Юлия Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» ( г. Краснодар)

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В данном исследовании рассмотрен метод проектов как одна из педагогических технологий, необходимых для профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования. Выявлено, что применение данного метода в процессе обучения формирует методическую культуру бакалавров педагогического образования.

Ключевые слова: метод проектов, процесс обучения, профессиональная подготовка, методическая культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.