Научная статья на тему 'Методика развития творческого мышления студентов в процессе профессионального становления в системе педагогического колледжа'

Методика развития творческого мышления студентов в процессе профессионального становления в системе педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1669
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОСНОВЫ ДИЗАЙНА / ОБРАЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ИСКУССТВО / CREATIVE THINKING / BASICS OF DESIGN / IMAGE / PROFESSIONAL FORMATION / PERCEPTION / ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучерова Алина Васильевна

Статья посвящена проблеме профессионального становления студентов педагогического колледжа и развития их творческого мышления на занятиях по основам дизайна. В ней рассматриваются особенности мышления художника и дизайнера. Автором статьи разработаны и предложены упражнения и задания, характеризующие этапы профессионального становления и способствующие развитию творческого мышления студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучерова Алина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of students'' creative thinking development in the course of professional formation in the Teachers Training College system

The article deals with the problem of professional formation of teachers training college students and their creative thinking development during their studies of the basics of design. It covers designer's thinking peculiarities. The author of the article developed and proposed exercises and activities characterizing stages of professional formation and promoting development of students' creative thinking.

Текст научной работы на тему «Методика развития творческого мышления студентов в процессе профессионального становления в системе педагогического колледжа»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ КС1НИК №4 («> М1П

%

УДК173Л2.К95* А. В. КУЧЕРОВА

Омский государственный педагогический университет

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА_________________________________

Статья посвящена проблеме профессионального становления студентов педагогического колледжа и развития их творческого мышления на занятиях по основам дизайна. В ней рассматриваются особенности мышления художника и дизайнера. Автором статьи разработаны и предложены упражнения и задания, характеризующие этапы профессионального становления и способствующие развитию творческого мышления студентов.

Ключевые слова: творческое мышление, основы дизайна, образ, профессиональное становление, восприятие, искусство.

Профессиональное становление студентов п процессе обучения «основам дизайна» и системе педагогического колледжа предполагает изменение деятельности и мышления. Для студентов педагогического колледжа, обучающихся по специальности «изобразительное искусство и черчение», будущих учителей включен в программу обучения интегрированный курс «Основы дизайна». Освоение данного курса предполагает формирование у студентов основ творческой деятельности художника и проектной деятельности ди зайне ра.

Виды профессиональной деятельности составляют системы взаимодействия, в которые включается человек. Оми разделяются на 5 групп: в одних группах главным объектом оказывается взаимодействие «человек - человек», в других — «человек — техника», в третьих «человек —природа», в четвертых - «человек- знаковая система» (цифры, символы, формулы и пр.), в пятых образы искусства —«человек — художественный образ».

В профессиональном становлении будущих специалистов учеными определены уровни: 1)про-фессиопалыюго намерения, мотивации, адаптации; 2) профессиональная подготовка, овладение знаниями, умениями, навыками, формирование профессиональных качеств; 3) приобретение профессионального опыта, развитие творческих способностей, готовность к решению профессиональных задач: 4) практической реализации, качественное творческое выполнение профессиональной деятельности.

Характер учебно-творческой деятельности студентов в рамках курса «Основы дизайна», вызывает необходимость выявить особенности профессионального мышления дизайнера и художника.

Художественная деятельность по-своему уникальна, она выражается в особом отношении к действительности, в этой деятельности происходи т разви тие и становление творческой личности. Художественная деятельность предполагает создание художественного образа как особой формы мышления —

художественно-образного. Для профессионального становления студентов на занятиях по основам дизайна необходимо развивать творческое, продуктивное мышление, ток как профессиональное становление включает в себя развитие творческих способностей.

В рассмотрении проблемы развития творческих способностей большое значение придается креативности, которая понимается как общая способность к творчеству.

Обращаясь к данному вопросу, подчеркнем, что вклад в область изучения творческого мышления внесли Джон Гилфорд и Эллис Торренс. Психологами была разработана концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности. /\ж. Гилфор разделил конвергентное и дивергентное мышление. По его предположению дивергентное мышление является основой творчества, такой тип мышления допускает возможность множества путей решения проблемы. Конвергентное мышление предполагает единственно верное решение. Дж. Гилфорд выделяет такие параметры креативности, как:« 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большою числа идей; 3) гибкость — способность продуци-ровать разнообразные идеи; -1) оригинальность способность отвечать на раздражители нестандартно; 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; С) способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу» 11, с. 186].

П. Торренс вслед за Дж. Гилфордом определяет творческое мышление как процесс, состоящий из определенных этапов: осознание трудностей, проблем, недостающей информации; построения догадок и формулировки гипотез, оценки этих догадок и гипотез; возможности их пересмотра и проверки; обо-бщения результатов» |2, с. 36|. Выполнение заданий по методу проектов предполагает наличие этих этапов, следовательно, способствует развитию творческого мышления.

В своих исследованиях психолог Л. Б. Ермолаева-Томина говорит о том, что «каждый посвятивший себя изоискуссгву должен уметь: а) воспринима ть мир глазами художника, мыслителя, исследователя и тпо-рца необходимого нового; б) в каждом конкретном объекте изображения видеть и передавать одновре-менноединичное и всеобщее, сущное; в) уметь невидимое психическое делать видимым; г) неожиданно и точно передавать собс твенные мысли и отношения языком изобразительного искусства; д) включать творчество и избегать шаблоны в любом виде деятельности» [3, с. 216]. Сказанное предполагает овладение перечисленными умениями учителя изобразительного искусства в процессе профессионального становления.

Для формирования данных умений, но мнению Л.Б. Прмолаевой-Томиной, студентам необходимо: овладеть языком изобрази тельного искусства, развивать художественно-творческое восприятие, овладевать навыками и инструментами познания, формировать творческое мышление, достичь единства «головы и рук».

Следовательно, для профессионального становления необходимо изучить средства создания художественного образа, составляющие изобразительный язык: линия, форма, цвет, композиция и др. Благодаря языку изобразительного искусства художник способен доносить свои мысли до зрителя.

В рамках обучения студентов «основам дизайна» необходимо рассмотреть особенности мышления художника и дизайнера. Анализ литературы позволяет говорить о том, что мышление дизайнера интегративно, оно включает в себя инженерное мышление и художественное мышление. Для мышления дизайнера харак терны образность, системності» и инновационность. У художника процесс мышления сопровождается появлением зрительных и звуковых образов. Для обогащения своего опыта и пробуждения художественного мышления студентам необходимо пополнять личный профессиональный опыт новыми знаниями и впечатлениями. Конечным продуктом творческой деятельности и дизайнера, и художника является образ.

«Основы дизайна» является дисциплиной дополнительной профессиональной подготовки студентов по специальности учитель изобразительного искусства, поэтому в процессе ее изучения будущие учителя овладевают способами создания художественного и проектного образа.

Художественный образ-«один из важных терминов эстетики и искусствознания, который служит для обозначения связи между действительностью и искусством и наиболее концентрированно выражает специфику искусства в целом. Художественный образ обычно определяют как форму или средс тво отражения действительности в искусстве, особенностью которого является выражение абстрактной идеи в конкретной чувственной форме, такое отражение позволяет выделить специфику художественно-образного мышления в сравнении с другим и формами мыслительной деятельности» (4, с. 106|.

Отсюда следует вывод, что художественный образ - особая форма отражения действительности, его формирование и восприятие возможны только внутри определенной эстетической системы, художественный образ всегда целостен и эмоционально окрашен, поскольку о'гражаст действительность в своеобразной условной форме. Художественный образ является предметом взаимодействия между художником и зрителем.

Проектный образ имееттакие свойства, как идо-альность, целостность, осмысленность. В проектном образе выделяются: объективный и субъективный факторы. Это отражение состояния культуры, социальных процессов, социально-психологических особеннос тей, экономических и прочих фак торов, а также отношение к сформированному проектному образу со стороны потенциальных адресатов [51.

Художественный образ является результатом продуктивного мышления. В психологии подчеркивается, что продуктивность мышления зависит от того, насколько человек способен видеть проблемную ситуацию в различных контекстах и, сопоставляя еес ними, видеть проблемную ситуацию в целом с новой точки зрения [2].

Для студентов колледжа проблемная ситуация на занятиях по «Основам дизайна» заключается в решении творческих задач и нахождении неповторимого образа, п определении композиционных схем и поиске цветового решения. В процессе выполнения проекта студенты осув*ествляют разнообразные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, индукция, дедукция, идеализация, аналогия, моделирование, мыслительный эксперимент, воображение, фантазия.

Особенностью образного проек тного и художественного мышления выступает условность, изобразительность и выразительность. Эти образы нетождественны действительности. Работая над созданием образа, студентам необходимо осознать проблему, решить, па какую категорию людей будет ориентирован будущий продукт. Как правило, работа над художественным проектом имеет несколько этапов.

На каждом этапе по созданию художественного проекта студент ст алкивается с новыми проблемами, которые активизируют творческое мышление и различные мыслительные процессы.

Этапы выполнения задания — проекта включают в себя теоретические основы, раскрывающие особенности выполнения задания, предпроектный анализ, проектную деятельность — разработку форэски-за, разработку эскиза, окончательную подачу — проект в материале. Предпроектный анализ, как начальная стадия работы по дизайнерскому проектированию, направлен на изучение условия задач и поиск принципов их решения. Методика предпро-ектного анализа включает ряд этапов. Этап обследования предполагает теоретическое ознакомление и формирование представления об объекте (будущем проекте). Общепринятой в дизайне признается техника этого этапа: изучение аналогов, конструктивно-технический анализ прототипов по литературным источникам, определение задач дальнейшей работы. Следующий этап - осознание задания как проблемы. Для него характерны: сбор материала для решения данной проблемы, опора на существующие пути решения проблемы. Следующий этап - смысловой поиск темы, сюжета и определение средств решения проблемы. Завершается предпроектный анализ сравнением вариантов решения и выбором наиболее эффективного решения в эскизе.

Проходя все стадии проекта, студент активно использует мыслительные операции: анализ аналогов, анализ задания, определение категории будущего потребителя. Смысловой поиск темы включает: идеализацию, как форму представления о будущем проекте, воображение, фантазию; в процессе разработки идеи студен т прибегает к таким операциям, как сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЇСІНИК № 4 (69) 2310 МЕТОДИКА ПРЕПОДАЕАНИа

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ _ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВГСШИИ №4 (89) J010

формализация, аналогия. Студентом проводятся моделирование и мыслительный эксисрнмснт и пред-™ полагаемой ситуации практического использования проекта.

Поскольку способности развиваются только в деятельности. которая требует этих способностей, то в процесс обучении основам дизайна необходимо включить систему заданий и упражнений, которые активизируют данные мыслительные операции, и позволяют развить художественно-образное и проектное мышление. Нами разработаны и предложены задания способствующие формированию готовности к выполнению художественных проектов, задания на освоение творческого метода дизайнера, упражнения, развивающие комбинаторные способности, задания но колористке на декоративность, как прием художественно-образного мышления, задания, направленные на поиск художественного образа шрифта и разработку шрифтовой гарнитуры.

Таким образом, развитие профессионального мышления на занятиях по основам дизайна происходит в процессе усвоения профессиональных знаний, умений и навыков, а также опыта творческой деятельности художника и дизайнера.

Для того чтобы студенты могли войти в мир искусства. им необходимо овладеть особой речью. Язык искусства необходим будущим учителям для особого восприятия мира и произведений глазами творца. К языку искусства относятся такие средства как: линия, форма, цвет, композиция и др. Язык дизайна стоит па трех китах: форма цвет и идея. Изучение данных средств направлено на овладение приемами создании художественного и проектного образа. Для этих целей курс «Основы дизайна» начинается с ознакомления с видами дизайна, при этом акцент делается па графическом дизайне и основах композиции. Студенты в практической художественной деятельности овладевают средствами выражения художественного образа. Для этого они выполняют упражнения на изучение линии, точки, пятна, объемной формы, пропорций, стилизации, трансформации, цвета, фактуры, текстуры. Студенты изучают законы композиции, виды композиции, выполняют задания на средства гармонизации композиции: ритм, метр, создание статической и динамической композиции, контраст, нюанс и др. Студентам даются задания, которые способствуют формированию нового видения.

Развитие художественно-творческого восприя тия — важная задача для профессионального становления будущих учителей изобразительного искусства. Восприятие формы на плоскости является отправной точкой в формировании художественного видения. Восприятие произведений на занятиях по основам дизайна происходит в процессе анализа аналогов и прототипов. Внимание студентов обращается на структуру аналога. С туденты в своей учебной деятельности выполняют подбор аналогов, анализ которых служзит основой для упражнений и проектных заданий по композиции, формообразованию, цветоведению, шрифту и др. В обучении основам дизайна студенты выполняют задания на формирование аналитического, синтетического восприятия, образного видения, эти задания помогают увидеть новизну, создать концепцию. Выполняются задания на изучение творческого метода дизайнера |В. Кандинского, К. Малевича. П. Мондриана и др.).

Студенты выполняют элек тронную презентацию по восприятию объектов графического дизайна. В этом задании студенты демонстрируют последовательность восприятия, начиная с анализа формы, цвета и содержания. Данный опыт закрепляется в разработке студентами технологической карты урока по изучению основ дизайна в школе.

Изучениеязыка изобразительного искусства, а также формирование художественного восприятия способствуют развитию творческого мышления. Развитие творческого мышления, осуществляется при выполнении студентами заданий, в основу которых входят различные приемы развития мышления, такие как: комбинаторика, декоративность, придание новой изобразительной формы определенного объекта или темы — символ, абстракцию, аллегорию, метафору и др., использование творческих методов для создания нового: цитация, заимствование, репродукция, парафраза, намек, подражание, эпигонство.

Еще одним важным этапом творческого развитая в процессе профессионального становления является реализация проектного и художественного образа в материале. Для постановки руки студенты выполняют задания в различных техниках с применением разнообразных материалов. Ими выполняются задания на эмоциональную передачу и выразительность линий, фактур и др. Все навыки работы с материалами отрабатываются в эскизировании, которое предшествует подаче проекта. Эскизирование включает в се-бятакие эскизные формы, как фор-эскизы - быстрые предварительные рисунки: творческие эскизы — выполнение изображений с достаточно детальной прорисовкой формы и отдельных ее элементов; рабочие эскизы-рисунки, схемы, точно передающие конструктивную основу формы: графические макеты-оригиналы.

Таким образом, нами разработана методика профессионального становления и предложены задания, способствующие овладению языком изобразительного искусства; развитию художественнотворческого восприятия; формированию творческого мышления; формированию технических приемов реализации художественного образа.

Библиографический список

1. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей |Тексг] / В.Н. Дружинин. - 3-е над. - СПб.: Питер, 2008. - 308 с.

2. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественно-готворчества |Текст): учеб. пособие для вузов/ В.И. Петрушин. — М.: Академический проект, 2006. — 490 с.

3. Ермолаева -Томина. Л.Б. Психология художественного творчества [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.Б. Ермолаева -Томина. — М.: Академический проект, Гаудеамус, 2003. — 304 с. — (Саийеатиз).

4. Краткий словарь по эстетике [Текст]: книга для учителя / Под ред. М.Ф.Овсянникова. - М. Просвещение, 1983. - 223с.

5. Розенсон, И.Д. Основы теории дизайна |Текст|: учебник для вузов / И. А Розенсон. — СПб.: «Питер», 2007. - 219 С.

КУЧЕРОВА Алина Васильевна, аспирантка кафедры декоративно-прикладного искусства.

Адрес для переписки: e-mail: Alinka_ku(o>mail.ru

Статья поступила и редакцию 23.12.2009 г.

© А. В. Кучерова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.