Научная статья на тему 'Метод проектов в формирования методической культуры студентов педагогических специальностей'

Метод проектов в формирования методической культуры студентов педагогических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PROJECT METHOD / LEARNING PROCESS / PROFESSIONAL TRAINING / METHODICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахметова Юлия Николаевна

В данном исследовании рассмотрен метод проектов как одна из педагогических технологий, необходимых для профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования. Выявлено, что применение данного метода в процессе обучения формирует методическую культуру бакалавров педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахметова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF PROJECTS IN FORMATION OF METHODICAL CULTURE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES

In this research the method of projects as one of the pedagogical technologies necessary for professional training of bachelors of pedagogical education is considered. It is revealed that the use of this method in the learning process forms a methodical culture of bachelors of pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Метод проектов в формирования методической культуры студентов педагогических специальностей»

повышению навыков, умений и знаний. Для этого необходимо привлечь внимание студента через творческие задания, соответсвующие их интерсам и предпочтениям, новые техники исполнения, используя различные методы и приемы такие как мастер-класс, личный показ, демонстрация, творческое исследование, анализ и др.

При формировании индивидуальной творческой манеры, педагогу не следует навязывать свою манеру исполнения, необходимо учитывать индивидуальные особенности обучаемых, темп и скорость выполнения заданий, создавая ситуацию успеха. Потому что в современном мире только при овладении различных технологий исполнения возможен успех в любой деятельности.

Одним из важнейших аспектов данного процесса является умение анализировать. Поэтому один из ведущих методов формирования творческой манеры в изображении мы рассматриваем метод — анализа произведений художников-иллюстраторов.

Почему мы взяли иллюстрацию? Потому что иллюстрация - это передача содержание литературного произведения различными средствами. Учитывая определение индивидуальной манеры художника нами был разработан следующий алгоритм анализа, который содержит следующие пункты: сведения о характерных особенностях творчества художника (излюбленные приемы, способы изображения, композиция, колорит); принадлежность к определенному направлению, художественным традициям, национальной школе; что послужило «толчком» для выполнения данного произведения.

Отвечая на эти вопросы, мы можем исследовать всевозможные факторы, оказывающие влияние на индивидуальную творческую манеру автора.

Для того чтобы достичь высоких результатов в творческой деятельности необходимо использовать многократные систематические упражнения [4].

Известно, что основой любого творческого продукта является композиция и эффективное использование её законов будет залогом успешной реализации замысла произведения. Поэтому нами были разработаны упражнения использования способов и приемов композиции.

Чтобы освоить основные композиционные приемы для выполнения иллюстрации необходимо знать законы композиции. В соотвествии с этими установками нами были разработаны упражнения на отработку этих законов. Такие упражнения как передача статики или динамики, ритма и метра, контраста и равновесия и т.д. Потому что композиция способствует передачи основного замысла, идеи и оказывает влияние на создание художественного образа в произведении.

Практическим методом в процессе формирования индивидуальной манеры студентов является творческое исследование произведений художников, которое заключается в том, что студенты исследуют техническую сторону произведения (техники, приемы выполнения, знакомятся с материалами, их свойствами, особенностями и т.п.). Студенты, изучая работу, выполняют точную копию, тем самым «проживают» творческий опыт художника.

Выводы. Таким образом, нами было установлено, что для развития творческой манеры студентов педвуза, будущих учителей изобразительного искусства необходимо использовать эффективные методы: анализ произведений художников, упражнения, направленные на использование различных способов и приемов композиции; творческое исследование индивидуальной манеры художника, проживая и перенимая опыт художника.

Литература:

1. Арнхейм Р. Искусство рассматривали и визуальное отличительной восприятие. - М. 1974. 244 с.

2. Бухвалов В. А. Основы творческой деятельности. -Рига: ПЦ "Эксперимент". 1998 - 151 с. http://www.zapchel.lv/ru/archive/2007/17757-/(дата обращения: 4.08.2018).

3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковы словарь русского языка: 80 000 слов и фразелогических выражений / Российская академия наук. Инсмтитут русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.; ООО «ИТИ Технологии», 2006. - 944 с.

4. Останина С. А. Творческий стиль художественно-эстетической деятельности: сущность и структура // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 283-286. — URL https://moluch.ru/archive/37/4261/ (дата обращения: 4.08.2018).

5. Педагогика: учебник [Текст] / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др. / под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. -432 с.

6. Средства, методы и формы художественной деятельности https://studfües.net/preview/5580690/page:22/(дата обращения: 4.08.2018).

7. Шабанов Н.К., Шабанова О.П., Тарасова М.С., Пронина Т.Д. «Художественно-педагогический словарь» 2005 г. 480 с.

8. Черты символизма в творчестве Пикассо и его "голубого периода"_http://www.aПbestш//(дата обращения: 4.08.2018).

Педагогика

УДК: 378.016

соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Бахметова Юлия Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» ( г. Краснодар)

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В данном исследовании рассмотрен метод проектов как одна из педагогических технологий, необходимых для профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования. Выявлено, что применение данного метода в процессе обучения формирует методическую культуру бакалавров педагогического образования.

Ключевые слова: метод проектов, процесс обучения, профессиональная подготовка, методическая культура.

Annotation. In this research the method of projects as one of the pedagogical technologies necessary for professional training of bachelors of pedagogical education is considered. It is revealed that the use of this method in the learning process forms a methodical culture of bachelors of pedagogical education.

Keywords: project method, learning process, professional training, methodical culture.

Введение. В настоящее время будущему специалисту недостаточно одних теоретических знаний, так как активно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. На сегодняшний день приобретение теоретических знаний и их практическое использование для решения конкретных проблем становится актуальным аспектом обучения бакалавров педагогического образования в вузе. Введение в образовательное пространство вуза стандартов ФГОС ВО 3+ поставило перед вузами ряд проблем по выполнению определенных правил и требований, среди которых можно выделить проблему выбора методов, форм и технологий обучения, дающие возможность сформировать у обучающихся как общие, так и профессиональные компетенции и применить их на практике. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям является основой социальной успешности и профессионализма - сегодня этому и должно учить любое образовательное учреждение.

Перед педагогом ставиться выбор множества разнообразных педагогических технологий, применяемых для формирования профессиональных компетенций, способностей обучающихся в том числе такого качества как методическая культура. В данной работе мы проанализируем метод проектов, который по нашему мнению позволит решить ряд проблем по формированию методической культуры у студентов как одно из важных требований современных образовательных стандартов и профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. На данный момент традиционные методы и технологии, применяемые в обучении, не в полной мере формируют профессиональные качества и компетенции, учащиеся не способны в полной мере сформировать их самостоятельно, что и приводит к проблемам и затруднениям в их будущей профессиональной деятельности. Практика показывает о необходимости повышения качества овладения студентами высших учебных заведений предметов цикла профессиональных дисциплин. Решение проблемы профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования требует разработки и применения инновационных методов, технологий и форм в процессе обучения, которые будут направлены на формирование познавательного интереса студентов, на формирование мотивации к учебной и самостоятельной деятельности, умения применять полученные знания в процессе изучения профильных дисциплин, формирования методической культуры, компетенций и т.п. Одним из таких методов нами и выделен метод проектов.

Процесс формирования методической культуры педагога представляет собой сложный и диалектический процесс становления и совершенствования профессионального педагогического мастерства. Целью высшего профессионального образования, сегодня становится подготовка компетентных специалистов. Это требует серьезного обоснования принципов построения образования, ориентированного на компетентностную парадигму. Происходящие изменения в системе образования, требуют ориентации на усиление культурологической, компетентностной, личностно-ориентированной и др. направленности. Перечисленные нами направления в практической деятельности педагогов обеспечивается методической культурой. Совершенствование методической культуры преподавателей - процесс, в большей степени затрагивающий индивидуальное саморазвитие. Владение методической культурой важно, т.к. она обеспечивает высокий уровень образованности, создает прочный фундамент для педагогической деятельности. Именно методическая культура в усложнившихся условиях помогает достичь профессионального мастерства. Проблема формирования методической культуры является актуальной потому что, отсутствует целостная концепция методической культуры, а педагоги зачастую не имеют четких условий ее выражения.

Процесс формирования методической культуры неразрывно связан с процессами педагогического творчества, активизации и стимуляции осмысленного обучения и воспитания [3]. При формировании методической культуры важным является и система отношений, складывающаяся между преподавателем и студентом. Отсутствие заинтересованности со стороны педагогов в успехах студентов, субъективизм в оценке их знаний негативно ими воспринимается. Действия по формированию методической культуры у студентов вуза - будущих педагогов направлены на профессиональную идентификацию, на ориентацию его профессиональных и личностных качеств в контексте требований к подготовке будущего педагога.

В процессе формирования методической культуры будущих педагогов-психологов необходимо учитывать внешние и внутренние закономерности. Внешние закономерности характеризуют зависимость процесса формирования методической культуры от общественных процессов и условий: потребностей общества в компетентностном педагоге, способным реализовать практико-ориентированное образование на высоком профессиональном уровне. К внутренним закономерностям процесса формирования методической культуры могут быть отнесены: связи теории с практикой; преемственности, последовательности и систематичности; индивидуализации; связи между целями, содержанием и методами формирования методической культуры [1].

Таким образом, важнейшим направлением формирования методической культуры будущих педагогов является самосовершенствование. Овладеть высоким уровнем методической культуры педагогу можно лишь в том случае, когда в его сознании присутствует установка на самосовершенствование. Достигнуть высокой методической культуры будущему педагогу невозможно без овладения им коммуникативной культуры.

Метод проектов - один из методов, который направлен на формирование самостоятельных исследовательских знаний и умений, помогающий формированию креативных способностей, мышления, компетенций, применять знания, приобретенные в процессе всего учебного времени и присоединяющий к конкретным профессионально важным вопросам. Одной из основополагающих характеристик современного специалиста, действующего в пространстве образования, является его способность к проектной деятельности. В основе метода проектов в высших учебных заведениях лежит формирование познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать собственные знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие логического и творческого мышления [2].

Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Для студента проект - это возможность максимально показать свой творческий потенциал, средство самореализации. Метод проектов в высших учебных заведениях непременного связан с самостоятельной деятельностью - масштабной, индивидуальной, групповой, которую выполняют на протяжении определенного промежутка времени. Это

деятельность, которая позволяет проявить себя как индивидуально, так и в группе, проявить свои силы, использовать знания и в итоге продемонстрировать полученный результат.

Проектирование в вузе - это непременно практико-ориентированная деятельность. Согласно его теории, предоставление обучающимся возможности для самостоятельного получения знаний в процессе решения поставленных практических целей и задач, побудивших к поиску нужной информации в различных научных источниках, было главной целью этого метода, а задачей педагога является корректировка деятельности учащихся и их консультирование. Проект можно обусловить как комплекс определенных заданий и упражнений, предполагающих организованную, длительно значимую для студентов самостоятельную исследовательскую деятельность, которая выполняется как в аудитории, так и во время прохождения различных видов практик [6]. Основной целью метода проектов является постоянное побуждение интереса и мотивации студентов к отдельным проблемам, предусматривающее овладение ими определенной системой знаний, в том числе и через проектную деятельность, которая включает практическое применение самостоятельно приобретенных знаний в процессе решения практических задач. Данный метод является системной частью обучения, в процессе которого студенты приобретают знания, выполняя практические проекты, которые со временем должны усложняться. Главной целью данного метода является наличие существенной проблемы, подразумевающей интегрирование знаний, исследовательского поиска путей ее решения, необходимости самостоятельной деятельности.

Исследуя опыт работы педагогов с высоким уровнем методической культуры, обладающим педагогическим мастерством, необходимо обращать внимание на то, как осуществляется организация взаимодействия с учащимися, какие методы, средства, приемы, способы организации используются преподавателем для достижения поставленных целей и т. п., наибольшее внимание уделять практической деятельности, постоянно развивать и формировать личностные качества - это и есть один из элементов требований по совершенствованию методической культуры педагога-психолога.

При совершенствовании своей методической культуры формируется свое профессиональное самоопределение в будущей педагогической деятельности, при этом закладываются основы творчества. Как показывают исследования, уровень сформированности методической культуры существенно влияет на становление таких личностных качеств, как наблюдательность, профессиональная мобильность, коммуникативность, готовность к саморазвитию, педагогический такт, эрудиция, интеллект, артистичность. Педагог должен обладать глубокой теоретической подготовкой, высоким уровнем педагогической компетентности, владеющим различными методами, использовать и внедрять новые совершенствования в учебный процесс, обладать организаторскими способностями.

Приступая к работе с проектом, студент должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной сфере метода проекта. Для того чтобы создать конкретные условия для самостоятельной творческой проектной деятельности, с обучающимися необходимо проводить подготовительную работу. Должна быть тщательно предусмотрена и организована образовательная среда учебного заведения. Каждому студенту потребуются в определенной степени, сформированные специальные умения и навыки для самостоятельной работы.

Метод проекта должен быть обеспечен определенными требованиями: материально-техническое и учебно-методическое оснащение в учебном заведении, доступ к фонду и каталогам вузовской библиотеки, интернету, аудио и видео материалам, дополнительно включающиеся участники или специалисты. Различные проекты потребуют и разного обеспечения. Проектная деятельность обучающихся побуждает к организации и информационного пространства учебного заведения.

Проектирование, предполагающее создание технического, научного или социального проекта, идеи, замысла, с реализацией которых будет связана профессиональная деятельность обучающегося, является существенным элементом всей образовательной среды вуза. В этом случае, образование служит непосредственно созданию новых понятий, концепций и знаний, становится продуктивным видом социальной деятельности [2].

Применение метода проектов в совместной деятельности студентов может привнести в учебный процесс принципиально иную по сравнению с традиционным обучением систему взаимоотношений, принципиально другой подход к познавательной деятельности обучающихся, основанный на использовании их интеллектуальных и творческих возможностей, взаимной работы, самостоятельности и творческом мышлении. Метод проектов отвечает требованиям, предъявляемым к современной системе образования. Основой метода проектов является формирование познавательных навыков, развитие логического и креативного мышления обучающихся, умения самостоятельно конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве, сформировать профессиональные компетенции, что и включает в себя методическая культура. Проектный метод позволяет целесообразно совмещать теоретические знания и их практическое применение, это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности обучающихся, развитие их интеллектуальных качеств и творческих способностей. Каждый проект, реализуемый в учебном процессе вуза, есть результат скоординированных совместных действий педагога и студента, студента и студента. Их совместная исследовательская деятельность является наиболее подходящей формой творческого сотрудничества. Процессуальная сущность формирования методической культуры будущего педагога, представляет собой систему формирования структурных компонентов методической культуры и раскрывает специфику поэтапного формирования.

В качестве теоретико-методологической базы для разработки педагогической технологии формирования методической культуры нами были определены системный, компетентностный, практико-ориентированный и личностно-деятельностный подходы, специфичность использования которых заключается в их согласованном сочетании. Системный подход нами был рассмотрен как общенаучная основа исследования проблемы формирования методической культуры и позволил: 1) определить основные структурные единицы процесса формирования методической культуры; 2) установить взаимосвязь этапов формирования методической культуры; 3) выявить определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм и принципов для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на формирование методической культуры будущих педагогов-психологов. Личностно-деятельностный подход выступил теоретико-методологической стратегией процесса формирования методической культуры. С помощью

практико-ориентированного подхода мы: 1) произвели отбор содержания обучения; 2) определили роль, позицию студента в процессе формирования методической культуры.

Выводы. Работая над проектом, студент учится самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, улучшает свои коммуникативные навыки и умения, знакомится с различными точками зрения на проблему, овладевает навыками исследовательской работы, формирует методическую культуру. Отсюда следует, метод проектов позволяет дать студентам научные сведения наилучшего характера, дать возможность освоить учебный материал, работать на эффективное применение полученных умений и навыков, реализацию своих способностей, которые позволят эффективно осуществить будущую профессиональную деятельность.

Литература:

1. Зерщикова, Т.А. О способах реализации метода проектов в вузе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. Т. II. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 79-82.

2. Полат, Е.С. Метод проектов // Метод проектов: уч.-метод. сб. / БГУ. Центр проблем развития образования. - Минск: РИВШ БГУ, 2003. - С. 39-47.

3. Попова, Е.Э. Метод проектов в обучении студентов старших курсов / Е. Э. Попова // Организация самостоятельной работы студентов на факультете вуза: Материалы междунар. науч.-прак. конф. - Мн.: БГУ, 2006. - С. 197-199.

4. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие для студентов, педагогов, практиков / Е. С. Заир-Бек. - СПб.: Просвещение, 2005. - 238 с.

5. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование / И.А.Колесникова. - М: Издательский центр «Академия», 2009. - 288 с.

6. Омарова М.О., Салманова Д.А. Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. — Уфа, 2014. - С. 185-188.

Педагогика

УДК:372.882

кандидат филологических наук, доцент Бахор Тамара Андреевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат филологических наук, доцент Зырянова Ольга Николаевна Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

АКТУАЛИЗАЦИЯ УСАДЕБНОГО ТЕКСТА ПРИ ПОСТИЖЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА А. ФЕТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме выявления в лирике А. Фета усадебного текста -прецедентного текста отечественной и мировой художественной культуры, в котором воплощаются мировоззренческие установки авторов художественных произведений. Выявление усадебного текста в лирике А. Фета позволяет старшеклассникам определить ценностные ориентиры поэта как представителя русской лирики середины XIX века и как личности, находящейся в процессе социокультурной самоидентификации.

Ключевые слова: методика обучения литературе, лирика А. Фета, идентификация и самоидентификация личности, усадебный текст, прецедентный текст, анализ лирического стихотворения.

An^tat^. This study is devoted to the problem of revealing in A. Fet's lyrics of the farmstead text - a precedent text of the national and world art culture which embodies the worldview of the authors of art works. The identification of the farmstead text in the lyrics of A. Fet allows high school students to determine the value orientations of the poet as a representative of Russian lyrics of the middle of the XIX century and as a person in the process of socio-cultural self-identification.

Keywords: methods of teaching literature, A. Fet's lyrics, identification and self-identification of the person, farmstead text, precedent text, analysis of lyrical poems.

Введение. Системно-деятельностный подход к образовательному процессу определен ФГОС среднего (полного) общего образования в качестве методологической основы образовательного процесса в современной школе [6]. Основная образовательная программа среднего общего образования конкретизирует центральные положения и установки ФГОС. При этом в «Примерной образовательной программе по литературе» [3, с. 227-252] в качестве приоритетной задачи указано «перенесение фокуса внимания в литературном образовании с произведения литературы как объекта изучения на субъектность читателя» [3, с. 229], под которой «понимается «его активная позиция (в том числе основанная на владении навыками анализа и интерпретации), обеспечивающая его самостоятельность в чтении и способность как выявлять исторически обусловленные смыслы текста, связанные в том числе с авторскими интенциями, историко-литературным и культурным контекстом и пр., так и предлагать собственные, опирающиеся на наличный текст и не противоречащие ему интерпретации прочитанного» [3, с. 229]. Именно такой подход к образовательному процессу позволит обучающимся, особенно старшеклассникам, не только овладеть разрозненными знаниями об окружающей действительности и соответствующими умениями, сколько сформировать представление о предметно-объектном единстве всего окружающего нас, о целостной картине мира.

К сожалению, при изучении литературы, предметом которой является художественная интерпретация окружающей действительности и внутренний мир человека, решить поставленные задачи сложно: внимание учащихся основной школы сосредоточено на изучении отдельных произведений литературы, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.