Научная статья на тему 'Педагогическое проектирование как инновационный метод системы методической подготовки бакалавров педагогического образования'

Педагогическое проектирование как инновационный метод системы методической подготовки бакалавров педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
855
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PEDAGOGICAL DESIGN / TRAINING PROCESS / METHODICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахметова Юлия Николаевна

В данном исследовании педагогическое проектирование рассмотрено как инновационный метод, необходимый для профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования. Выявлено, что педагогическое проектирование в процессе обучения формирует в целом методическую культуру бакалавров педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахметова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DESIGN AS INNOVATIVE METHOD OF SYSTEM OF METHODICAL TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

In this research, pedagogical design is considered as the innovative method necessary for vocational training of bachelors of pedagogical education. We have revealed that pedagogical design in the course of training forms in general the methodical culture of bachelors of pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Педагогическое проектирование как инновационный метод системы методической подготовки бакалавров педагогического образования»

УДК 378.1

ББК 74.484.4

Б 30

Ю.Н. Бахметова

Соискатель кафедры педагогики и методики профессионального образования Белгородского государственного института искусств и культуры;

E-mail: un87@inbox.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

( Рецензирована )

Аннотация. В данном исследовании педагогическое проектирование рассмотрено как инновационный метод, необходимый для профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования. Выявлено, что педагогическое проектирование в процессе обучения формирует в целом методическую культуру бакалавров педагогического образования.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, процесс обучения, методическая подготовка.

Yu.N. Bakhmetova

Applicant of Department of Pedagogy and Technique of Professional Education,

Belgorod State Institute of Arts and Culture; E-mail: un87@inbox.ru

PEDAGOGICAL DESIGN AS INNOVATIVE METHOD OF SYSTEM OF METHODICAL TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Abstract. In this research, pedagogical design is considered as the innovative method necessary for vocational training of bachelors of pedagogical education. We have revealed that pedagogical design in the course of training forms in general the methodical culture of bachelors of pedagogical education.

Keywords: pedagogical design, training process, methodical preparation.

Введение в образовательное пространство вуза стандартов ФГОС ВО 3+ поставило перед вузами ряд проблем по выполнению определенных правил и требований, среди которых выделяется проблема выбора методов, форм и технологий обучения, дающая возможность сформировать у обучающихся как общие, так и профессиональные компетенции, и применение их в процессе прохождения учебных практик. Современное высшее образование основано на практико-ориентиро-ванной уровневой модели обучения.

В соответствии с намеченными результатами, связанными с методической подготовкой будущих бакалавров педагогического образования, особую роль играет педагогическое проектирование. Методическая подготовка выступает неотъемлемой частью профессионального образования. На сегодняшний день будущему специалисту недостаточно одних теоретических знаний, так как активно развивающаяся наука приводит к их быстрому устареванию. В наше время приобретение теоретических знаний и их практическое

применение для решения конкретных задач становятся актуальным аспектом обучения бакалавров педагогического образования в вузе. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям является основой социальной успешности и профессионализма -сегодня этому и должно учить высшее образовательное учреждение.

Педагогическая деятельность в соответствии с новыми требованиями современного основного высшего образования, в условиях его стандартизации и гуманизации, включает различные виды деятельности: коммуникативную, исследовательскую, проектную и др. Существенным видом деятельности выступает как раз проектная деятельность. Необходимо подчеркнуть, что в федеральных стандартах впервые проектная деятельность выделена в качестве самостоятельного вида профессиональной деятельности педагога. В нормативных документах, определяющих основные аспекты развития педагогического образования, регламентирующих профессиональную деятельность педагога, подчеркивается особая роль проектной деятельности в общей структуре педагогической деятельности.

Проблема формирования проектной деятельности у бакалавров педагогического образования представляет собой одну из наиболее важных и вместе с тем сложных проблем современной педагогики и предметной методики. Методическая подготовка представляет профессионально-образовательную систему, функционирующую и развивающуюся внутри более общей образовательной системы высшего учебного заведения. Содержание методической подготовки улучшается вместе с развитием образовательной системы вуза как сферы профессиональной деятельности. Происходящая сегодня модернизация педагогического образования актуализирует новейшие теоретические направления и практические способы разработки

содержания предметной методики. Главное направление совершенствования системы методической подготовки мы связываем с разработкой и внедрением в ее содержание педагогического проектирования. При этом мы учитываем, что проектная деятельность, регулируемая проектным мышлением, составляет основной, базовый элемент проектной компетентности. Как интегрированное личностное качество специалиста, проектная деятельность, в свою очередь, выступает начальным звеном проектной культуры педагога.

Изучение научной литературы по вопросам педагогического проектирования показывает, что многими исследователями разработаны теоретические и методологические основы педагогического проектирования. Исследованием вопросов педагогического проектирования занимались следующие авторы: М. Азимов, Дж. Джонс, Я. Дитрих, В. М. Розин. Благодаря весьма широкому спектру научных работ, посвященных исследованию проектной деятельности педагога как субъекта педагогического проектирования, недостаточным, по нашему мнению, является анализ проблемы структуры проектной деятельности, особенностей ее становления у студентов - будущих педагогов, взаимосвязи этапов формирования методических и проектных умений, влияния ее на процесс методической подготовки будущего специалиста в области педагогики. Опыт проектной деятельности у студента в образовательном процессе вуза и у педагога в процессе профессиональной деятельности формируется путем постепенного освоения системы проектных умений различного уровня сложности и обобщенности. Они обеспечивают проектную компетентность, составляют основу профессиональной деятельности педагога в условиях реформирования высшего образования. Проектные умения являются основой становления, формирования и развития проектной

деятельности. Под педагогическим проектированием мы будем понимать специально организованную, сложную деятельность педагога, направленную на разработку образовательных проектов педагогического содержания на основе четко определенных ценностно-целевых оснований. Проектная деятельность педагога - это форма его профессиональной активности, обеспечивающая разработку образовательных проектов.

Совершенствования в области образования, направленные на повышение его качества, в последнее время все больше связывают с обеспечением технологичности педагогического процесса, которая выражается в возможности получить гарантированные результаты. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем сегодня приобретает массовый характер, что вызывает, прежде всего, необходимость разработки единого понятийно-терминологического аппарата, согласования ключевых понятий с классическими представлениями о проектировании [1].

В данной работе мы проанализируем педагогическое проектирование, которое, по нашему мнению, позволит решить ряд проблем по методической подготовке студентов как одно из важных требований современных образовательных стандартов и профессиональной деятельности. На сегодняшний день традиционные технологии, применяемые в системе образования, не в полной мере формируют профессиональные качества и компетенции. Студенты не способны на высшем уровне сформировать их самостоятельно, что и приводит к проблемам и затруднениям в их будущей педагогической деятельности [2]. Решение проблемы профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования требует разработки и применения инновационных технологий и форм в процессе обучения, которые будут направлены

на формирование познавательного интереса, на формирование мотивации к учебной и самостоятельной деятельности, формирования методической культуры в целом. Одной из таких технологий нами и выделено педагогическое проектирование. Процесс методической подготовки будущего педагога представляет собой не простой и диалектический процесс становления и совершенствования профессионального педагогического мастерства. Протекающие изменения в системе высшего образования требуют ориентации на усиление культурологической, компетентностной и практико-ори-ентированной направленности. Перечисленные нами направления в практической деятельности педагога обеспечиваются методической культурой. Совершенствование методической подготовки будущих педагогов - процесс, в большей степени затрагивающий индивидуальное саморазвитие. Методическая подготовка очень важна, т.к. она обеспечивает высокий уровень образованности, создает прочный фундамент для будущей педагогической деятельности. Именно методическая подготовка в непростых условиях помогает добиться профессионального мастерства. Проблема методической подготовки является на сегодняшний день актуальной, так как отсутствует целостная концепция методической направленности, а педагоги зачастую не имеют ясных условий ее выражения.

Процесс методической подготовки неразрывно связан с процессами педагогического творчества, активизации и стимуляции осмысленного обучения. При формировании методической культуры в целом важным является и система отношений, складывающаяся между преподавателем и студентом. Отсутствие заинтересованности со стороны педагогов в успехах студентов, субъективизм в оценке их знаний негативно воспринимается учащимися. Действия по организации методической

подготовки у студентов - будущих педагогов направлены на профессиональную идентификацию, на ориентацию его профессиональных и личностных качеств в контексте требований к профессиональной подготовке [3]. В процессе методической подготовки будущих педагогов необходимо учитывать внешние и внутренние закономерности: внешние закономерности характеризуют зависимость процесса от общественных процессов и условий: потребностей общества в компетентностном педагоге, способном реализовать практико-ориентированное образование на высоком профессиональном уровне; к внутренним закономерностям процесса методической подготовки отнесены: связь теории с практикой; преемственность, последовательность и систематичность; индивидуализация; связь между целями, содержанием и методами формирования.

Метод проектов является таким методом, который направлен на формирование самостоятельных исследовательских знаний и умений, помогающий формированию креативных способностей, компетенций, творческого мышления; применяющий знания, приобретенные в процессе всего учебного времени и присоединяющий к конкретным профессионально важным вопросам. Одной из основополагающих характеристик современного специалиста, действующего в пространстве образования, является его способность к проектной деятельности. В основе метода проектов в высших учебных заведениях лежит формирование познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать собственные знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие логического и творческого мышления. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Для студента проект - это возможность максимально показать свой творческий потенциал и креативные

способности. Данный метод в высших учебных заведениях непременного связан с самостоятельной деятельностью - масштабной, индивидуальной, групповой, которую выполняют на протяжении определенного промежутка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить себя как индивидуально, так и в группе, проявить свои силы, использовать знания и в итоге продемонстрировать полученный результат [4].

Проектирование в вузе - это обязательно практико-ориентированная деятельность. Согласно этой теории, предоставление обучающимся возможности для самостоятельного получения знаний в процессе решения поставленных практических целей и задач, побудивших к поиску нужной информации в различных научных источниках, есть главная цель данного метода, а задачей педагога является корректировка деятельности учащихся и их постоянное консультирование. Проект можно обусловить как комплекс определенных упражнений и заданий, предполагающих организованную, длительно значимую для студентов самостоятельную исследовательскую деятельность, которая выполняется как в аудитории, так и во время прохождения учебных и педагогических практик. Основной целью метода проектов является постоянное побуждение интереса и мотивации студентов к поставленным пред ними проблемам, предусматривающее овладение ими определенной системой знаний, в том числе и через проектную деятельность, которая включает практическое применение самостоятельно приобретенных знаний в процессе решения практических задач. Данный метод является системной частью всего обучения, в процессе которого студенты приобретают знания, выполняя практические проекты, которые с каждым новым этапом должны усложняться. Главной целью метода проектов является наличие

существенной проблемы, подразумевающей интегрирование знаний, исследовательского поиска путей ее решения, необходимости самостоятельной деятельности.

Исследуя опыт работы педагогов с высоким уровнем методической подготовки, обладающим педагогическим мастерством, необходимо обращать внимание на то, как осуществляется организация взаимодействия с учащимися, какие методы, средства, приемы, способы организации используются преподавателем для достижения поставленных целей, наибольшее внимание уделять практической деятельности, постоянно развивать и формировать личностно-профессиональные качества - это и есть один из элементов требований по совершенствованию методической подготовки.

При совершенствовании методической подготовки формируется профессиональное самоопределение в будущей педагогической деятельности, при этом и закладываются основы творчества. Как показывают исследования, высокий уровень методической подготовки существенно влияет на становление таких личностных качеств, как наблюдательность, профессиональная мобильность, коммуникативность, готовность к саморазвитию, педагогический такт, эрудиция, артистичность. Педагог должен обладать совершенной теоретической подготовкой, высоким уровнем педагогической компетентности, владеть различными методами, применять и внедрять новые совершенствования в учебный процесс, обладать организаторскими способностями. Проектный метод позволяет целесообразно совмещать теоретические знания и их практическое применение, это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности обучающихся, развитие их интеллектуальных качеств и творческих способностей [5]. Любой проект, реализуемый в учебном процессе

вуза, есть результат скоординированных совместных действий педагога и студента,студента и студента. Их совместная исследовательская деятельность является наиболее подходящей формой творческого сотрудничества.

Приступая к работе с проектом, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной сфере метода проекта. Для того чтобы создать организационно-педагогические условия для самостоятельной творческой проектной деятельности, с обучающимися необходимо проводить подготовительную работу. Должна быть тщательно предусмотрена и организована образовательная среда учебного заведения. Каждому студенту необходимы будут в определенной степени сформированные специальные умения и навыки для самостоятельной работы. Педагогическое проектирование должно быть обеспечено обусловленными требованиями: материально-техническое и учебно-методическое оснащение в учебном заведении, доступ к фонду и каталогам вузовской библиотеки, Интернету. Разнообразные проекты требуют и разного обеспечения. Проектная деятельность обучающихся побуждает к организации и информационного пространства учебного заведения. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность в работе над проектом, т.е. в определенной степени сформировать мотивацию. Для этого необходимо профессионально осуществить погружение студента в проект, заинтересовать поставленной проблемой, перспективой практической пользы в дальнейшей работе и конечным результатом.

Таким образом, использование метода проектов в совместной деятельности студентов может привнести в учебный процесс принципиально иную по сравнению с традиционным обучением систему взаимоотношений, принципиально другой подход к познавательной деятельности

обучающихся, основанный на использовании их интеллектуальных и творческих возможностей, взаимной работы, самостоятельности и творческом мышлении. Проведенное изучение данной проблемы и анализ литературы по вопросам педагогического проектирования позволили

нам сформулировать определения ключевых понятий проектной деятельности в общей структуре практической педагогической деятельности в целом и в системе методической подготовки в частности, что определило траекторию нашего дальнейшего исследования.

Примечания:

1. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем. Челябинск: Изд-во ЧГИ, 2008. 279 с.

2. Демкина Е.В. Предпосылки исследоваия проблемы «ментальное™» и «менталитета» в трудах зарубежных и отечественных мыслителей // Социосфера. 2011. № 4. С. 18-23.

3. Мендыбаева М.М., Дюсембаева Т.К. Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. Казань: Бук, 2016. С. 89-911.

4. Кленикова С.А. Методическая подготовка бакалавров педагогического образования // Вестник МГОУ. 2016. № 1. С. 111-116.

5. Новикова Н.Н., Некрасова Г.Н., Смирнова Н.П. Инновационные педагогические технологии: проектирование электронного сетевого образовательного курса // Концепт: науч.-метод. электронный журнал. 2016. Т. 18. С. 68-71.

6. ЗаирБек Е.С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие для студ. педагогич. бакалавриата, педагогов-практиков. СПб.: Изд-во РГПУ, 1995.

References:

1. Yakovleva N.O. Pedagogical project of innovative educational systems. Chelyabinsk: Publishing house of the ChSI, 2008. 279 pp.

2. Demkina E.V. Preconditions of research of problematic aspects of "mind" and "mentality" in the works of foreign and domestic thinkers // Sociosphere. 2011. No. 4. P. 18-23.

3. Mendybaeva M.M., Dyusembaeva Т.К. Pedagogical design: essence, stages, forms // Innovative pedagogical technologies: proceedings of the V Intern, scient. conf. Kazan: Buk, 2016. P. 89-911.

4. Klenikova S.A. Methodical preparation of bachelors of pedagogical education // MGOU Bulletin. 2016. No. 1. P. 111-116.

5. Novikova N.N., Nekrasova G.N., Smirnova N.P. Innovative pedagogical technologies: designing an electronic on-line educational course // Concept: scientific and method, electronic journal. 2016. Vol. 18. P. 68-71.

6. ZairBek E.S. Fundamentals of pedagogical design: a manual for students of pedagogical bachelor programme and practicing teachers. SPb.: RPSU Publishing house, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.