Педагогические науки
УДК 37
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К АКСИОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ
DEVELOPMENT OF STUDENTS' READINESS TO AXIOLOGICAL COMMUNICATION
© 2017
М.А. Авдеева МБОУ СОШ №168 (Россия, Самара)
MA. Avdeeva MBEI SCS № 168 (Russia, Samara)
В статье поднимается проблема формирования готовности школьников к аксиологическому общению в процессе обучения в школе. Рассмотрен современный национальный воспитательный идеал. Делается акцент на важности духовно-нравственного развития личности школьника, одним из факторов которого является готовность школьников к аксиологическому общению. Рассматривается эффективность эмпатийного слушания как одного из основных принципов осуществления беседы со школьниками и метода формирования готовности школьников к аксиологическому общению. В контексте проблемы определения методов формирования готовности школьников к аксиологическому общению обосновывается значение таких ценностей, как гуманизм и толерантность. Рассматриваются методы, способствующие формированию готовности школьников к аксиологическому общению. Обоснована эффективность применения в процессе обучения в школе следующих методов: диалогический метод (дискуссия, этическая беседа); работа с учебником (книгой); личностно-ориентированные задачи (задача-оценка, задача-упражнение); дидактические игры (ситуационная игра, ролевая игра). Особый акцент сделан на реализации данных методов в контексте формирования готовности школьников к аксиологическому общению.
This article raises the problem of developing students' readiness to axiological communication at school. It displays the modern national ideal in education. It emphasizes the importance of a student's moral development and one of its components is their readiness to axiological communication. Efficiency of empathic listening as a part of the talk with the students and a tool in the process of developing their readiness to axiological communication. The methodology of the problem predetermined justification of such values as humanism and tolerance. The paper also highlights the methods contributing to students' readiness to axiological communication. It proves the efficiency of the following methods: dialogue-based (discussion, ethics-based discussion) method; coarse-book (book)-based work; student-centred tasks (task-evaluation, task-exercise); didactic games (situational game, role-play game). Particular emphasis is given to the implementation of these methods in terms of developing students' readiness to the axiological communication.
Ключевые слова: аксиологическое общение; общение; ценность; гуманизм; толерантность; эмпа-тийное слушание; диалогический метод; работа с учебником (книгой); личностно-ориентированные задачи; задача-оценка; задача-упражнение; дидактические игры; ситуационная игра; ролевая игра.
Keywords: axiological communication; communication; value; humanism; tolerance; empathic listening; dialogue-based method; coursebook (book)-based work; student-centred tasks; task-evaluation; task-exercise; didactic games; situational game; role-play game.
Сложно представить современное общество без общения. Овладев наукой и искусством общения, человек добивается взаимопонимания с другими людьми и помощи в любой деятельности. Именно поэтому одна из важных целей современного образования - обучение общению на основе морально-этических норм уваже-
ния и равноправия, поддержки и ответственности. Соблюдение данных норм и правил в общении способствует воспитанию школьника достойным членом общества, разделяющим систему ценностей, норм и правил поведения этого общества. Вот почему проблема формирования готовности школьников к аксиологическому
общению как к форме взаимодействия, в котором происходит включение школьников в систему нравственных ценностей, является актуальной.
Анализ научной литературы показывает, что проблема общения является предметом интенсивных теоретических и экспериментальных исследований ученых М.М. Бахтина [1], Л.П. Буевой [2], М.С. Кагана [3], БД. Парыгина [4], В.И. Сафьянова [5], Г.М. Андреевой [6], Я.Ю. Щепаньского [7], А.А. Леонтьева [8], М.И. Лисиной [9], С.В. Кондратьевой [10], В.П. Бездухова [11] и др.
Однако следует отметить, что понятие «аксиологическое общение» почти не используется в педагогических исследованиях, ему отводится лишь фрагментарная роль в трудах В.П. Бездухова [11] и Г.А. Мелекесова [12].
Так, Г.А. Мелекесов отмечает, что «аксиологическое общение является формой обмена нравственными представлениями, чувствами, идеями, ценностями между субъектами общения, ведущей к само- и взаимопониманию, взаимовлиянию друг на друга, а, безусловно, ценными результатами такого взаимодействия выступают взаимопонимание, доверие, уважение, любовь, внешняя и внутренняя свобода, адекватное понимание себя и окружающего мира» [12, с. 38].
Такое понимание аксиологического общения соответствует требованиям современного образовательного стандарта к воспитанию школьников, в котором «современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [13, с. 11].
Так, адекватное понимание себя и окружающего мира способствует пониманию духовных и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации и отражается в толерантном и гуманном отношении к другим людям. Обмен нравственными представлениями, чувствами, идеями и ценностями между субъектами общения способствует фор-
мированию высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России.
Таким образом, формирование готовности школьников к аксиологическому общению способствует формированию духовно-нравственной личности, способной к саморегуляции, толерантности и гуманности.
Возникает вопрос: как правильно формировать готовность школьников к аксиологическому общению?
К методам обучения, способствующим формированию готовности школьников к аксиологическому общению, можно отнести диалогический метод (дискуссия, этическая беседа); работу с учебником (книгой); личностно-ориентированные задачи (задача-оценка, задача-упражнение); дидактические игры (ситуационная игра, ролевая игра).
Остановимся на рассмотрении работы педагога с помощью вышеперечисленных методов.
Согласно А.В. Соколову, диалоговая коммуникация (диалоговое общение. -М.А.) в наибольшей степени соответствует социально-психологической природе людей и поэтому приносит наибольшее удовлетворение ее участникам. Именно диалог, образуя общность «мы», создает почву для совместной творческой деятельности, дружеского общения, раскрытия и развития личностного потенциала партнеров [14, с. 61].
Такое понимание диалогического общения соответствует пониманию нами аксиологического общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимовлиянию его участников в процессе обмена нравственными ценностями. Поэтому использование метода диалогического общения является приоритетным в формировании готовности школьников к аксиологическому обучению.
Одной из разновидностей диалогического общения является беседа. Основным отличием беседы от других разновидностей диалогического общения является то, что учитель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества.
Для построения беседы мы придерживались идеи Цицерона: «Не следует завладевать разговором как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого; напротив, следует стараться, чтобы каждый имел свой черед в разговоре, как и во всем остальном» [Цит. по: 15, с. 119].
Данная идея созвучна с идеей Н.И. Леонова: «Общепринятые нормы поведения неразрывно связаны с признанием неповторимости, ценности каждой личности. Это признание реализуется в процессе общения с ним, в ходе равноправной и взаимоуважительной беседы» [16, с. 52].
Осмысление идей ученых показывает, что основным принципом беседы является умение слушать. В нашем исследовании данный принцип отражается в эм-патийном слушании, которое «фактически несет на себе функцию обратной связи для собеседника. Это своего рода помощь говорящему для осознания того, как мы воспринимаем его состояние и поведение» [15, с. 68].
Для нашего исследования важна воспитательная роль беседы, которая способствует нравственному становлению личности, помогая школьникам строить свое общение с учетом нравственных ценностей гуманизма и толерантности. Беседу, в которой находят свою реализацию нравственные ценности, принято называть этической.
Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон, воспитателя и воспитанников. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы - углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа - метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам [17, с. 279].
В контексте нашего исследования в процессе проведения этических бесед основной уклон был сделан на использование пословиц и поговорок, которые отражают знания о ценностях, реализуемых в аксиологическом общении. Мы считаем, что пословицы и поговорки подходят для
построения этических бесед по следующим причинам: 1) пословица несет в себе некое закодированное знание, которое школьникам необходимо понять в ходе разговора (проблемность); 2) пословицы не отличаются сложностью для понимания, так как близки к эмоциональному опыту школьников, что обеспечивает активность школьников при их обсуждении (интерес и актуальность).
Среди методов, которые постепенно входят в практику МБОУ СОШ №168 г. Самары, следует выделить учебную дискуссию.
Основным отличием дискуссии, по мнению И.М. Юсупова, является то, что дискуссия предполагает участие в обсуждении группы лиц с реальной полифонич-ностью разговора. Такой тип беседы позволяет выявить позиции каждого, многогранно увидеть возникшую проблему и в результате скрещивания мнений отыскать наиболее приемлемое решение. В педагогическом аспекте метод стимулирует стойкий интерес к знаниям и повышает активность обучаемых [15, с. 169].
Таким образом, дискуссия стимулирует познавательный интерес и способствует приобретению новых знаний. Особое внимание в понимании дискуссии следует уделить полифоничности взглядов, которая, по нашему мнению, может привести к конфликту, поэтому в процессе дискуссии учитель должен внимательно следить за репликами школьников, стараясь подавлять возникновение конфликта.
Одно из важнейших условий эффективности учебной дискуссии - предварительная и основательная подготовка к ней учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении. Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, формальная - в выборе формы изложения этих знаний. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысли, убедить оппонентов -лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой. Поэтому учитель дол-
жен позаботиться о развитии у учащихся умений ясно и точно излагать свои мысли, четко и однозначно формулировать вопросы, приводить конкретные доказательства и т.д. [17, с. 212].
Для организации дискуссии школьникам были предложены высказывания о языке и общении. При выборе высказываний мы руководствовались такими критериями, как проблемность и актуальность, которые обеспечивают неподдельный интерес и активное участие школьников в беседе.
Использование методов обучения, предполагающих диалоговое общение, способствует формированию у школьников гуманизма как способности вчувствоваться в другого человека, принимать его таким, какой он есть; эмпатийного слушания; толерантности как терпимости к чужому мнению; взаимоуважения и сотрудничества как умения осуществлять совместную деятельность. Все это проявляется в конкретных умениях школьников (умение быть толерантным и гуманным в общении с другими людьми и т.д.).
Еще одним методом формирования готовности школьников к аксиологическому общению являются личностно-ориентированные задачи. В нашей экспериментальной работе мы использовали такие модификации личностно-ориенти-рованных задач, как задача-оценка и задача-упражнение.
В процессе работы с задачей-оценкой школьникам предлагаются диалоги. Ученики оценивают правильность использованных способов общения именно в данной ситуации.
При использовании задачи-упражнения школьники работают коллективно. Они изучают предложенную ситуацию, отражающую материал урока, после чего определяют способы и средства общения и взаимодействия участников ситуации, обосновывают, почему именно эти способы и средства приведут к положительным результатам в данной ситуации.
Организуя решение задач школьниками, мы стремились, чтобы учащиеся соотносили предложенные в задачах спо-
собы общения с людьми с конкретными ценностями, чтобы решение задач осуществлялось по критериям ценностей, необходимых для формирования готовности школьников к аксиологическому общению.
Использование игрового метода в формировании готовности школьников к аксиологическому общению, на наш взгляд, является наиболее интересным для учащихся, ведь, услышав слово «игра», школьники моментально в нее включаются.
По мнению А.В. Конышевой, игра -разновидность общественной практики, действенное воспроизведение жизненных явлений вне реальной практической установки. Она всегда выступает в двух временных измерениях: в настоящем и будущем, даря сиюминутную радость, а также служит удовлетворением назревших актуальных потребностей личности. В ней моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций [18, с. 11].
Особый интерес для нашего исследования представляет положение А.В. Соколова, который отмечает, что игра есть творческое (продуктивное) духовное общение независимых субъектов, осуществляемое в рамках добровольно принятых или условных правил и обладающее этической и эстетической привлекательностью [14, с. 74].
Таким образом, игра предстает перед школьниками не в качестве развлечения, а в качестве некоего этического действия, в котором знания реализуются в умениях школьников продуктивно духовно общаться.
Однако, как показывает практика, не каждая игра включает в себя общение, поэтом особое внимание в практической деятельности мы уделяем дидактическим играм (языковым, или подготовительным, и речевым, или творческим). К языковым
играм относят орфографические, лексические, фонетические и грамматические, а к речевым можно отнести следующие:
- ситуационные, в основе которых лежит ситуация из жизни, для решения которой применяются знания реального учебного предмета;
- ролевые, предполагающие выполнение определенных ролей индивидуально каждым участником игры или в группе;
- деловые, где предлагается конкретная проблема, имеется дело; роли и правила игры вырабатываются участниками в ходе самой игры [18, с. 22].
В контексте нашего исследования наибольшую значимость для формирования готовности школьников к аксиологическому общению представляют речевые игры, а именно ситуационные и ролевые.
В качестве ситуационных игр школьникам предлагались различные ситуации из жизни. В отличие от ролевой игры ситуации вводились спонтанно и не требовали особой подготовки школьников.
Ролевые игры проводились со школьниками поэтапно. В нашем исследовании мы придерживались технологии
проведения ролевой игры, предложенной А.В. Конышевой, которая включает несколько этапов.
1. Этап подготовки: разработка сценария; составление плана; общее описание игры; характерные особенности действующих лиц.
2. Этап объяснения: ориентация участников; определение последовательности действий; формулировка главной цели; постановка проблемы; выбор ситуации; работа с пакетом документов; психологическая подготовка участников.
3. Этап проведения: процесс игры.
4. Этап анализа и обобщения: вывод из игры; анализ, рефлексия; оценка и самооценка работы; выводы и обобщения; рекомендации [18, с. 68].
Таким образом, реализация игрового метода на уроках способствует взаимодействию, в котором происходит согласованное движение участников игры к совместному решению проблемы в процессе духовного общения. Тем самым игра становится площадкой осуществления аксиологического общения между ее участниками.
* * *
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979. 423 с.
2. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М. : Моск. ун-т, 1968. 268 с.
3. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб. : Петрополис, 1997. 205 с.
4. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М. : Мысль, 1971. 348 с.
5. Сафьянов В.И. Этика общения. М. : Знание, 199. 64 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология : учеб. для высш. уч. завед. 5-е изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс, 2002. 364 с.
7. Щепаньский Я.Ю. Элементарные понятия социологии / пер. с польск. ; общ. ред. и по-слесл. акад. А.М. Румянцева. М. : Прогресс, 1969. 240 с.
8. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд. перераб. и доп. М. ; Нальчик : Эль-Фа, 1996. 96 с.
9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской ; вступ. ст.
A.Г. Рузской. 2-е изд. М. : Моск. психол.-социальный ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2001. 384 с.
10. Кондратьева С.В. Учитель - ученик. М. : Педагогика, 1984. 80 с.
11. Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля будущего учителя : учеб. пос. по спецкурсу. Самара : СамГПУ, 1992. 104 с.
12. Мелекесов Г.А. Аксиологический потенциал личности будущего педагога: становление и развитие. М. : МПГУ, 2002. 288 с.
13. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2-е изд. М. : Просвещение, 2011. 24 с.
14. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пос. СПб. : Изд-во
B.А. Михайлова, 2002. 461 с.
15. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань : Татарское кн. изд-во, 1991.
192 с.
16. Леонов Н.И. Психология делового общения : учеб. пос. 2-е изд., стер. М. : Моск. пси-хол.-социальный ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2003. 216 с.
17. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов : учеб. пос. для вузов. М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
18. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. СПб. : КАРО ; Минск : Четыре четверти, 2008. 192 с.