Научная статья на тему 'Текстуально-диалогический подход к формированию готовности школьников к аксиологическому общению в школе'

Текстуально-диалогический подход к формированию готовности школьников к аксиологическому общению в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ТЕКСТУАЛЬНО-ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ТЕКСТ / ДИАЛОГ / ГУМАНИЗМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭМПАТИЯ / ЭМПАТИЙНОЕ СЛУШАНИЕ / AXIOLOGICAL COMMUNICATION / TEXTAND DIALOGUE-BASED APPROACH / TEXT / DIALOGUE / HUMANITY / TOLERANCE / EMPATHY / EMPATHIC LISTENING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева М. А.

Вопрос общения людей является одним из важнейших социально-педагогических вопросов, стоящих перед обществом и образованием. От того, каким образом школьники общаются между собой, на каких основах строится это общение, во многом зависит путь развития нашего общества. Основой правильного общения являются ценности, которыми обмениваются его участники. Общение, в котором происходит обмен нравственными ценностями, мы называем аксиологическим. Школа является одним из основных мест, в котором дети под руководством преподавателей учатся правильно строить свое общение. Сложность состоит в том, как правильно научить детей общаться так, чтобы общение из простого обмена информации превратилось в аксиологическое. В данной статье рассматривается текстуально-диалогический подход, который, по нашему мнению, способствует готовности школьников к аксиологическому общению. Через раскрытие таких понятий, как «текст» и «диалог» нами обоснована эффективность использования текстуально-диалогического подхода к формированию когнитивного компонента готовности школьников к аксиологическому общению в процессе обучения в школе. Акцент делается не только на произнесении речи, но и на внимательном слушании собеседника. Особое внимание уделено таким ценностям, как толерантность, гуманность и эмпатия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEXT- AND DIALOGUE-BASED APPROACH TO TRAINING STUDENTS FOR AXIOLOGICAL INTERACTION AT SCHOOL

The problem of communication between people is one of the most important social and pedagogical problems that society and education face. The ways students communicate, the grounds this communication is built on in many ways affect the way our society develops. The bases of proper communication are values exchanged between the participants. Communication in which people exchange their moral values is called axiological communication. The school is one of the main places where children with teacher’s help can learn how to build their fellowship. The problem is how to teach children to interact so that common communication exchange of information could become axiological communication. This article describes textand dialogue-based approach which, in our opinion, contributes to students' maturity in axiological communication. Through analysis of such notions as «text» and «dialogue», we proved the effectiveness of the textand dialogue-based approach in developing the cognitive component of students’ readiness for axiological communication when learning at school. We foreground not only saying but also attentive listening. Such values as tolerance, humanity and empathy are highlighted as well.

Текст научной работы на тему «Текстуально-диалогический подход к формированию готовности школьников к аксиологическому общению в школе»

Средняя школа: вопросы образования и методики обучения и воспитания

УДК 37

ТЕКСТУАЛЬНО-ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К АКСИОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ В ШКОЛЕ

TEXT- AND DIALOGUE-BASED APPROACH TO TRAINING STUDENTS FOR AXIOLOGICAL INTERACTION AT SCHOOL

© 2016

М.А. Авдеева МБОУ СОШ №168 (Россия, Самара)

M A. Avdeyeva Samara State School №168 (Russia, Samara)

Вопрос общения людей является одним из важнейших социально-педагогических вопросов, стоящих перед обществом и образованием. От того, каким образом школьники общаются между собой, на каких основах строится это общение, во многом зависит путь развития нашего общества. Основой правильного общения являются ценности, которыми обмениваются его участники. Общение, в котором происходит обмен нравственными ценностями, мы называем аксиологическим. Школа является одним из основных мест, в котором дети под руководством преподавателей учатся правильно строить свое общение. Сложность состоит в том, как правильно научить детей общаться так, чтобы общение из простого обмена информации превратилось в аксиологическое. В данной статье рассматривается текстуально-диалогический подход, который, по нашему мнению, способствует готовности школьников к аксиологическому общению. Через раскрытие таких понятий, как «текст» и «диалог» нами обоснована эффективность использования текстуально-диалогического подхода к формированию когнитивного компонента готовности школьников к аксиологическому общению в процессе обучения в школе. Акцент делается не только на произнесении речи, но и на внимательном слушании собеседника. Особое внимание уделено таким ценностям, как толерантность, гуманность и эмпатия.

The problem of communication between people is one of the most important social and pedagogical problems that society and education face. The ways students communicate, the grounds this communication is built on in many ways affect the way our society develops. The bases of proper communication are values exchanged between the participants. Communication in which people exchange their moral values is called axiological communication. The school is one of the main places where children with teacher's help can learn how to build their fellowship. The problem is how to teach children to interact so that common communication - exchange of information - could become axiological communication. This article describes text- and dialogue-based approach which, in our opinion, contributes to students' maturity in axiological communication. Through analysis of such notions as «text» and «dialogue», we proved the effectiveness of the text- and dialogue-based approach in developing the cognitive component of students' readiness for axiological communication when learning at school. We foreground not only saying but also attentive listening. Such values as tolerance, humanity and empathy are highlighted as well.

Ключевые слова: аксиологическое общение; текстуально-диалогический подход; текст; диалог; гуманизм; толерантность; эмпатия; эмпатийное слушание.

Keywords: axiological communication; text- and dialogue-based approach; text; dialogue; humanity; tolerance; empathy; empathic listening.

Согласно новым стандартам среднего общего образования, современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,

осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [1, с. 11]. Мы полагаем, что основой

воспитания такого человека является правильно организованное общение.

Выделившись в отдельную категорию познания, общение стало объектом специального анализа философов М.М. Бахтина, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, Б.Д. Парыгина, В.И. Сафьянова [2, 3, 4, 5, 6]; социологов Г.М. Андреевой, Я.Ю. Ще-паньского [7, 8], психологов А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной [9, 10], педагогов С.В. Кондратьевой, В.П. Бездухова [11, 12] и др.

Анализ научной литературы показывает, что многие ученые сходятся во мнении, что общение - это не просто процесс передачи информации, но и обмен нравственными и моральными ценностями. Такое общение В.П. Бездухов определяет как аксиологическое. По его мнению, в процессе взаимного аксиологического общения, в ходе обмена нравственными ценностями происходит потребление и усвоение нравственных ценностей [12, с. 17]. Ученый также подчеркивает, что аксиологическое общение - это один из способов осуществления нравственной жизни, поскольку без него не мыслимы ни нравственные искания, ни нравственная позиция, ни поступки личности [12, с. 17].

Мы считаем, что именно аксиологическое общение является способом осуществления полноценного воспитательного процесса. Формирование готовности учащихся к аксиологическому общению является новой и, как показывает практика, актуальной проблемой нынешнего образования, которое стремится к формированию целостной, духовно-нравственной личности, воспитанной на национальных идеалах.

Возникает вопрос: как правильно формировать готовность участников образовательного процесса к аксиологическому общению?

Для ответа на него нами были изучены и выделены подходы к формированию готовности школьников к различным видам деятельности. Одним из таких подходов является текстуально-диалогический, который детально рассмотрен в работе В.В. Серикова «Обучение как вид педагогической деятельности» [13]. Это позволяет нам, не раскрывая в полном объеме

сущность и содержание текстуально-диалогического подхода к обучению, экстраполировать идеи ученого на решение проблемы формирования когнитивного компонента готовности школьников к аксиологическому общению.

Суть текстуально-диалогического подхода, по утверждению В.В. Серикова, заключается в том, что изучаемый материал предъявляется ученику как текст, к которому ученик должен выразить свое субъективное отношение, вступив в своеобразный диалог с его автором [13, с. 190191].

Чтобы раскрыть сущность и определить содержание данного подхода к формированию готовности школьников к аксиологическому общению, необходимо обратиться к анализу понятий «текст» и «диалог».

Текст исследуется разными дисциплинами, которые применяют разные подходы к его изучению. Каждая наука исходит из особенностей тех типов и видов текстов, с которыми она по преимуществу имеет дело. Нас же интересует такой вид текста, как учебный текст.

Вслед за Л.И. Гурье под учебным текстом мы понимаем источник дидактической информации, определяющей содержание и характер самостоятельной учебной деятельности учащегося [14].

У М.М. Бахтина мы находим мысль о том, что «где нет текста, там нет и объекта исследования и мышления» [15, с. 281].

Неотъемлемой характеристикой текста является его информативность, т.е. наличие в нем некоторого сообщения. Каждый текст должен нести некую новую информацию, которая через мыслительные процессы будет превращена учениками в знание. «Знания, которыми владеет человек, представляют собой значимую для него информацию, опосредованную системой его деятельности. Усложнение субъективно значимой деятельности влечет за собой увеличение объема знаний. Характер и степень сложности деятельности, носителем которой является учебный текст, определяется характером и глубиной тех знаний, которые учащийся должен приобрести в процессе его проработки»

[14].

Перед учителем стоит задача отбора текстов, в содержании которых представлены не только ценности, но и знание, закодированное «в императивах требуемого поведения через особый способ оценки» [16, с. 13].

В нашем случае те знания, которые учащиеся должны получить в процессе чтения учебного текста, - это знания о нравственности, ценностях, толерантности и гуманизме, которые будут «расшифрованы» учениками через мыслительные нормативно-оценочные процедуры. Эти знания и будут составлять когнитивный компонент готовности учащихся к аксиологическому общению.

Большинство ученых, несмотря на то, что дают разные определения текста, едины в том, что текст представляет собой некую структуру, которая предназначена для понимания.

Однако возникает вопрос, как выбрать текст, который будет понятен учащимся и будет способствовать формированию их готовности к аксиологическому общению в процессе их обучения в школе.

Обратимся к условиям, которые обеспечивают правильное пониманиея текста.

Наиболее общим условием успешности понимания текста, по мнению Л.П. Доблаева, является высокая степень выраженности субъектно-предикативных отношений, а именно: а) признаков новизны субъекта и отнесенности его к уже известной более общей мысли и б) «разрешающей функции» предиката [Цит. по: 17, с. 99]. Новое знание, которое будет содержаться в учебном тексте, необходимо излагать так, чтобы оно требовало дальнейшего разъяснения. Как отмечает ученый, эта особенность изложения создает у ученика впечатление известной незаконченности мысли, неясности, желание узнать, в чем дело, почему, что это значит и т.п. [Цит. по 17, с. 99]. Напротив, законченность, замкнутость в изложении текста маскирует содержащиеся в нем скрытые вопросы, скрывает его проблемность, вызывает впечатление мнимой понятности, не побуждает к раскрытию, объяснению мысли.

Интересна идея ученого и о проблем-ности текста: понятность научного и учебного текста повышается, если проблемные ситуации излагаются так, что скрытые в них вопросы могут легко обнаруживаться и разрешаться самими читателями.

Для успешного обнаружения и разрешения проблемности текста ученый выделяет следующие правила: а) текст должен иметь ясную, прозрачную логическую структуру; б) новизна текстовых субъектов или противоречий между ними должна не затушевываться, а выражаться четко, с применением стилистических и логических приемов или особых слов, подчеркивающих эти их качества, что способствует возникновению у читателей вопроса и потребности найти на него ответ; в) проблемные ситуации должны получать свое разрешение в данном тексте или находить опору в имеющихся знаниях [Цит. по: 17, с. 99-100].

Резюмируя приведенные выше условия понимания текста, мы приходим к выводу, что тексты, предложенные школьникам, должны

- отличаться новизной;

- содержать «незаконченные» мысли, которые требуют дальнейшего разъяснения, доказательства;

- содержать проблемные ситуации.

Понимание речи, текста происходит

в диалоге с другим. М.М. Бахтин отмечает: «Один человек, остающийся только с самим собою, не может свести концы с концами даже в самых глубинных и интимных сферах своей духовной жизни, не может обойтись без другого сознания. Человек никогда не найдет всей полноты только в себе самом» [18, с. 183].

Диалог, отмечает Ю.Н. Кулюткин, способствует выработке установки не только на то, чтобы учитывать мнение другого, но и на то, чтобы находить точки соприкосновения с ним, открывать в них нечто общее, входить в единое смысловое поле, возникающее в многоголосице дискуссий и обсуждений [19, с. 307].

По мнению И.М. Юсупова, диалог не сводится к простому обмену информацией. Это еще и взаимное восприятие партнеров, и их взаимодействие. Успешность диалога зависит от уровня развития соци-

альной чувствительности к людям, психологической зоркости (социальной наблюдательности), понимания людей (представлений, памяти и мышления) и эмоциональной отзывчивости (эмпатии). При неразвитости одного из этих качеств диалог может оказаться нерезультативным или вовсе не состояться [20, с. 119].

Несомненно, все вышеперечисленные факторы очень важны для успешного протекания диалога, но хотелось бы подробнее остановиться на эмоциональной отзывчивости, или эмпатии, так как мы считаем данный фактор основополагающим в условиях диалога.

И.М. Юсупов определяет эмпатию как «сопереживание - умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание - это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными» [20, с. 57].

Эмпатия, как отмечает С.А. Вдо-вин, - прежде всего вчувствование, т.е. восприятие душевного мира другого человека в максимально возможном объеме, вплоть до «перенесения» себя в другого [21, с. 71].

Особо интересным для нашего исследования является идея И.М. Юсупова об эмпатийном слушании, при котором «слушая друг друга, партнеры как бы отражаются друг в друге» [2-, с. 66-67]. Ученый выделяет следующие правила эмпа-тийного слушания:

- проявляйте полную заинтересованность к собеседнику;

- свое расположение к собеседнику подчеркивайте улыбкой;

- слушая, не отвлекайтесь;

- дайвате собеседнику высказаться;

- не притворяйтесь внимательным, а будьте им;

- ищите истинный смысл слов собеседника [20, с. 69].

Несомненно, данные правила применимы не только в диалоге между школьниками, но в первую очередь направлены на учителя как некого помощника, настав-

ника, от которого школьники ждут поддержки и одобрения. Мы считаем, выполнение правил эмпатийного слушания будут способствовать снятию напряжения, открытости в диалоге, правильному пониманию тех знаний, которые учащиеся должны усвоить.

Итак, осмысление идей ученых показывает, что диалог не сводится к возможности каждого из участников высказать свою точку зрения или только к обмену информацией; важным условиям диалога является внимательное и чуткое отношение к собеседнику, которое выражается в умении выслушать, в способности учащегося принимать мнение другого человека, понимать его проблемы.

Как отмечает Ю.Н. Кулюткин, диалог предназначен для обретения учащимся определенного опыта и определенной культуры совместного поиска решений [19, с. 307], становящейся, с нашей точки зрения, условием развития ценностных отношений между участниками образовательного процесса, в котором реализуется толерантное, гуманистическое отношение к людям. Именно в таких отношениях зарождается истинное аксиологическое общение.

Таким образом, мы приходим к выводу, что реализуя текстуально-диалогический подход к формированию готовности школьников к аксиологическому общению, нам необходимо

- вычленять в учебных текстах по изучаемым школьниками предметам то знание, позволяет школьникам общаться с другими людьми в рамках данных ценностей;

- обеспечивать правильное понимание изучаемого текста;

- создавать на уроках и во внеурочной деятельности такие ситуации диалогического общения, содержание которых позволяет школьникам проявлять толерантность и гуманистическое отношение друг к другу, принимать мнение другого человека, понимать его проблемы;

- учить правилам эмпатийного слушания как основополагающему условию диалогического общения.

•к к к

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2-е изд. М. : Просвещение, 2011. 24 с. (Стандарты второго поколения)

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.

3. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М. : МГУ, 1968. 268 с.

4. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб. : Петрополис, 1997. 205 с.

5. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М. : Мысль, 1971. 348 с.

6. Сафьянов В.И. Этика общения. М. : Знание, 1991. 64 с.

7. Андреева Г.М. Социальная психология : учеб. для высш. учеб. завед. 5-е изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс, 2002. 364 с.

8. Щепаньский Я.Ю. Элементарные понятия социологи / пер. с польск.; общ. ред. и послесл. акад. А.М. Румянцева. М. : Прогресс, 1969. 240 с.

9. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и дополн. М.; Нальчик : Эль-Фа, 1996. 96 с. (Библиотека психолого-педагогической литературы).

10. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. и вступит. статья А.Г. Рузской. 2-е изд. М. : Моск. психолого-социальный ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2001. 384 с.

11. Кондратьева С.В. Учитель - ученик. М. : Педагогика, 1984. 80 с.

12. Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля будущего учителя : учеб. пос. по спецкурсу. Самара : СамГПУ, 1992. 104 с.

13. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. М. : Академия, 2008.

256 с.

14. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем : учеб. пос. Казань : Казан. гос. тех-нол. ун-т, 2004. 212 с. URL: http://www.studfiles.ru/preview/1978585/page:8/ (дата обращения 19.02.2015).

15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979. С. 281.

16. Титаренко А.И. Специфика и структура морали // Мораль и этическая теория. М. : Наука, 1974. С. 7-49.

17. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. 288 с.

18. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. 320 с.

19. Кулюткин Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии // Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СГПУ, 2002. С. 274-330.

20. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарское кн. изд-во, 1991. 192 с.

21. Вдовин С.А. Формирование готовности курсантов юридического вуза ФСИН России к гуманистическому взаимодействию с человеком : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2012. 242 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.