Научная статья на тему 'Методы филологического исследования коммуникации'

Методы филологического исследования коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1300
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы филологического исследования коммуникации»

Т.В. Чернышова МЕТОДЫ

ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАЦИИ

Рабочая программа учебной дисциплины для студентов магистратуры

филологических факультетов

1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Методы филологического исследования коммуникации» имеет своей целью дать обучаемым (студентам магистратуры) целостное представление о совокупности методов и приемов анализа языка и созданных посредством языка текстов, разработанных в отечественной и зарубежной филологии.

В задачи дисциплины входит:

1) представление системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования;

2) ознакомление студентов с основными методами и приемами анализа продуктов речевой коммуникации;

3) характеристика особенностей различных методов и приемов, применяемых в современной отечественной и зарубежной филологической науке.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

- Иметь представление о системе методов и приемов филологического анализа, используемых в науке о языке;

- Знать основные методы и приемы самостоятельного исследования продуктов речевой деятельности человека в синхроническом и диахроническом аспектах;

- Уметь квалифицированно анализировать, комментировать, реферировать и обобщать результаты научных исследований, проведенных иными специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта; производить анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний;

- Демонстрировать способность и готовность квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытие их смысла и связей с породившей их эпохой.

- Создавать и анализировать тексты разной стилистической направленности с учетом современных методик и методологий.

3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Раздел дисциплины Лекции (кол-во часов) С ПЗ, ЛР

1. Введение в дисциплину. Филологический анализ как инструмент русской словесности. 2

2. Основные направления современной филологии, участвующие в разработке методов анализа речевой коммуникации и продуктов речемыслительной деятельности человека 4

3. Методы анализа речевых актов (ТРА). 4 - 2

4. Смысловой анализ 2 - 2

5. Интерпретационный анализ 2 2

6. Дискурсивный анализ: истоки и становление. Современные методики дискурсивного анализа 4 2

7. Экспериментальные методики исследования речевой коммуникации 4

Итого: 18 - 12

4. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Цели и задачи дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Филологический анализ как инструмент русской словесности. О двух путях исследования содержания текстов (И.П. Сусов). «Текстоцентризм» и антропоцентризм как пути анализа речевой коммуникации.

Тема 2. Разнообразие коммуникативных подходов к изучению социокультурного пространства коммуникативных взаимодействий

Риторическое направление. Структурно-лингвистическое направление изучения текстов литературного творчества писателей (русские формалисты). Семиотический подход к анализу коммуникаций в культуре и социуме (труды тартуско-московской семиотической школы и Ю.М. Лотмана). Герменевтическая традиция. Семиосоциопсихология (Т.М. Дридзе) внутрисоциологических проблем анализа общества. Информационное направление. Философско-методологическое направление. Актуальные направления современной лингвистики (неориторические, прагматические, когнитивные, личностные подходы).

Тема3. Методы изучения информационных процессов в обществе

«Теория речевых актов»: общая характеристика (И.М. Кобозева, Дж. Серль, Д. Вандервекен и др.). Классификация речевых актов (А. Вежбицка, В.В. Богданов, Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев, М.Я. Гловинская). Использование семантических примитивов А. Вежбицкой в ходе анализа коммуникативной речевой ситуации.

Тема 4. Смысловой анализ продуктов речевой деятельности человека

Общая схема коммуникации. Понятие коммуникативной ситуации. Анализ и синтез текста (Е.В. Падучева). Понимание и порождение. Прагматическая и эстетическая установки. Проблема понимания. Восприятие текста. Лингвистические «сигналы». Виды сигналов. Прогнозирование. Установка. Эффект обманутого ожидания. «Вычерпывание смысла». Анализ скрытой информации. Понятие подтекста. Пресуппозиции и «скважины». Отслеживание информации и ее удержание. «Сцепления» в разных видах текстов. Монтаж. Контент-анализ как простейший вид смыслового анализа. Методики смыслового анализа в аспекте коммуникации (Л.М. Мурзин, А.С. Штерн, О.А. Андреев, Л.Н. Хромов, Т.М. Дридзе, М.Я. Дымарский, Л.А. Черняховская (и др.). Стилистический анализ текста (В.В. Одинцов). Комплексный анализ текстов речевой коммуникации.

Тема 5. Интерпретационный анализ и его разновидности

Интерпретация морфологическая, семантическая, прагматическая. Понимание и интерпретация. Смысл и значение. Смысл высказывания как основная значимая единица речи; параметры смысла (референция, модальность, фоновость, интенция). Контекст и виды контекста. Филологический интерпретационизм (интерпретирующий подход) и его разновидности (В.З. Демьянков). Операциональный аспект интерпретации продуктов речевой коммуникации. Интерпретация как инструмент лингвистики. Виды интерпретации. Интерпретация как когнитивный процесс. Интерпретация и модули понимания.

Тема 6. Исследование информационного потока

Когнитивная функциональная грамматика. Исследования дискурса в русистике (Е.А. Земская, М.В. Китайгородская, Е.Н. Ширяев, Н.Д. Арутюнова). Истоки и становление дискурсивного анализа (Ф. Боас, В. Матезиус, З. Харрис, Т. ван Дейк, В. Дресслер, Я. Петефи, У. Лабов, Дж. Граймс, Р. Лонгейкр, Т. Гивон, У. Чейф, М. Фуко и др.). Структурализм, семиотика, нарартивный анализ и этнография. Анализ речевого общения. Прагматика и социолингвистика. Психолингвистика, когнитивная психология и искусственный интеллект. Лингвистика текста. Истоки и становление дискурсивного анализа. Дискурс-анализ как парадигма в изучении языкового общения. Дискурсивный анализ Т.А. ван Дейка как реализация междисциплинарного подхода. Виды дискурсивного анализа.

Интегративный дискурсивный анализ. Критический дискурсивный анализ. Методы и приемы дискурсивного анализа. Метод интроспекции. Метод статистических тестов. Метод транскрибирования устного дискурса. Дискурс-анализ продуктов речевой коммуникации.

Тема 7. Экспериментальные методики в изучение продуктов речевой коммуникации как предмет эмпирической лингвистики

Эксперимент в гуманитарных науках (Р.М. Фрумкина). Понятие лингвистического эксперимента (Л.В. Щерба, А.М. Пешковский, Ю.Н. Караулов, А. Мустайоки) и «отрицательный» языковой материал. Метод интроспекции (интроспективная лингвистика). Метод эксперимента и его разновидности: полевая лингвистика; инструментальная лингвистика; нейролингвистика. Филологические методы сбора материала. Психолингвистический эксперимент (ассоциативный).

Прагмалингвистический эксперимент.

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины 5.1. Литература по теме (обязательная)

Алпатов В.М. Об антропоцентрическом и системоцентрическом подходах к языку // Вопросы языкознания. - 1993. - № 3.

Арутюнова Н.Д. Введение // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. - М., 1999.

Дейк ван Т.А. Язык, познание, коммуникация. - М., 1989. Герасимов В.И., Петров В.В. На пути к когнитивной модели языка // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. XXIII: Когнитивные аспекты языка.

- М., 1988.

Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. - 1994. - № 4. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. - М., 2003. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью: референциальные аспекты семантики местоимений. - М.: Наука, 1985/ Изд. 4-е, стереот., 2004.

Сергеев В.М. Когнитивные методы в социальных исследованиях // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987.

Сусов И.П. О двух путях исследования содержания текста // Значение и смысл речевых образований: межвуз. тематич. сб. - Калинин, 1979.

Фрумкина Р. М. Самосознание лингвистики - вчера и завтра // Изв. АН.

- Сер. лит. и яз. - Т. 58. - № 4. - 1999.

Чернышова Т.В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России: монография. - М., 2009.

Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974.

Литература по теме (дополнительная)

Апресян Ю.Д. Новый объяснительный словарь синонимов: концепция и типы информации. // Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Проспект. - М., 1995. - С. 7-118.

Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990.

Арутюнова Н.Д. О работе группы «Логический анализ языка» Института языкознания РАН // Логический анализ языка. Избранное. 1988-1995. - М., 2003.

Арутюнова Н.Д., Падучева Е.В. Истоки, проблемы и категории прагматики // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. XVI: Лингвистическая прагматика. - М., 1985.

Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики (модели мира в литературе). - М., 2000.

Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл. - Л., 1978.

Брайт У. Введение: параметры социолингвистики // Новое в лингвистике. - Вып. VII: Социолингвистика. - М., 1975.

Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Идентификация события: онтология, аспектология, лексикография // Логический анализ языка: Модели действия. - М., 1992.

Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Оценочные речевые акты извне и изнутри // Логический анализ языка: Язык речевых действий. - М., 1994.

Гак В.Г. Человек в языке // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. - М., 1999.

Гипотеза в современной лингвистике. - М., 1980.

Демьянков В.З. Интерпретация политического дискурса в СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. - М., 2003.

Демьянков В.З. Понимание как интерпретирующая деятельность // Вопросы языкознания. - М., 1983. - № 6.

Демьянков В.З. Прагматические основы интерпретации высказывания // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - Т. 40. - 1981. - № 4.

Дымарский М.Я. Фрагмент характеристики смысловой структуры текста // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. научн. тр. - Пермь, 2001.

Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь. - М., 1981.

Караулов Ю.Н. Текстовые преобразования в ассоциативных экспериментах // Язык: система и функционирование. - М., 1988.

Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. - М., 1999.

Кибрик А. Е., Методика полевых исследований. - М.. 1972.

Матвеева Г.Г. Диагностирование личностных свойств автора по его речевому поведению. - Ростов-на-Дону: ДЮИ - 1999.

Паршин П.Б. Об использовании лингвистических методов при анализе политической концепции автора текста // Математика в изучении средневековых повествовательных источников. - М., 1986.

Паршин П.Б. Теоретические перевороты и методологический мятеж в лингвистике ХХ века.// Вопросы языкознания. - 1996. - № 2. - С. 19-42.

Прогноз в речевой деятельности. - М., 1974.

Рус. язык по данным массового обследования. - М., 1974.

Фрумкина Р.М. Лингвистическая гипотеза и эксперимент (о специфике гипотез в психолингвистике).// Гипотеза в современной лингвистике. -М.,1980. - С. 183-216.

Фуко М. Археология знания. - Киев, 1996.

Чернышова Т.В. Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учебное пособие. - Барнаул, 2003. - 178с.

Черняховская Л. А. Смысловая структура текста и ее единицы // Вопросы языкознания. - 1983. - № 6.

Шевченко А.Ю. Дискурсивный анализ материалов массовой коммуникации // Вестник Российской коммуникативной ассоциации. - Вып.1 / под общей редакцией И.Н. Розиной. - Ростов н/Д, 2002. - С. 185-192.

Шенк Р. Обработка концептуальной информации. - М., 1980.

5.2. Задания к практическим и семинарским занятиям

5.2.1 Примерная тематика письменных работ по дисциплине

1. На основе изучения главы 4 книги Почепцов Г.Г. «Теория массовой коммуникации» (М., 2006) дайте характеристику контент-анализа как метода коммуникативистики.

2. На основе статьи К.Ф. Седова «Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации» (Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. - М., 2007) дайте сопоставительную характеристику понятий жанр (стиль) - текст - дискурс.

3. Опираясь на работу Стернина И.А. «Общественные процессы и развитие современного русского языка. Очерк изменений в русском языке конца ХХ века» (Воронеж, Пермь, 1998), дайте характеристику различным типам русского дискурса (политический, публицистический, коммерческий, рекламный и др.).

4. Используя разные источники (см. список литературы), сопоставьте различные определения понятия «дискурс». Охарактеризуйте подходы, в рамках которых рассматривается это понятие.

5. На основе анализа книги «Язык и моделирование социального взаимодействия» (М., 1987) напишите эссе на тему: «Когнитивные методы исследования в разных сферах».

6. Изучите раздел «Анализ новостей как дискурса» в книге Т.А. ван Дейка «Язык. Познание. Коммуникация» (М., 1989, с. 111-119) и опишите основные этапы становления дискурсивного анализа.

7. Используя материал своей научной работы, опишите основные методы исследования, на которые вы опирались при анализе материала.

5.2.2. Литература для реферирования

1. Арутюнова Н.Д. Язык цели // Логический анализ языка: Модели действия. - М., 1992.

2. Белл Роджер Т. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы. -М., 1980.

3. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики (модели мира в литературе). - М., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Оценочные речевые акты извне и изнутри // Логический анализ языка: Язык речевых действий. - М., 1994.

5. Вежбицка А. Речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. -Вып. XVI: Лингвистическая прагматика. - М., 1985.

6. Дейк ван Т.А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. XXIII: Когнитивные аспекты языка. - М., 1988.

7. Демьянков В.З. «Теория речевых актов» в контексте современной лингвистической литературы: (Обзор направлений) // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып.17: Теория речевых актов. - М.: Прогресс, 1986. С.223-235.

8. Дридзе Т.М. Текст как иерархия коммуникативных программ (информационно-целевой подход) // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). - М., 1976.

9. Кибрик А.А. Когнитивные исследования по дискурсу // Вопросы языкознания. - 1994. - № 5.

10. Кларк Г.Г., Карлсон Т.Б. Слушающие и речевой акт // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. XVII: Теория речевых актов. - М., 1986.

11. Кронгауз М.А. Текст и взаимодействие участников в речевом акте // Логический анализ языка: Язык речевых действий. - М., 1994.

12. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст -семиосфера - история. - М., 1999.

13. Мустайоки А. О лингвистических экспериментах // Язык -система. Язык - текст. Язык - способность: сб. ст. / Институт русского языка РАН. - М., 1995.

14. Основы теории речевой деятельности / под ред. А.А. Леонтьева. -М., 1974.

15. Салимовский В.А. Лингвоидеологический анализ дискурса и его место в теории речевой коммуникации // Политический дискурс в России-5. -М., 2001.

16. Скрэгг Г. Семантические сети как модели памяти // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып.12. - М., Прогресс, 1983. - С. 228-271.

17. Шенк Р., Лейбовиц Л., Бирнбаум Л. Интегральная понимающая система // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. XII. - М., 1983.

5.3. Примерный перечень вопросов для зачета

1. Разнообразие коммуникативных подходов к изучению социокультурного пространства коммуникативного взаимодействия в разных типах дискурса.

2. Методы изучения информационных процессов в обществе. О двух путях исследования содержания текстов (И.П. Сусов).

3. «Теория речевых актов»: общая характеристика. Разновидности речевых актов.

4. Семантические примитивы А. Вежбицкой и их использование в ходе анализа коммуникативной речевой ситуации.

5. Смысловой анализ продуктов речевой деятельности человека: структурный и коммуникативный подходы. Виды смыслового анализа.

6. Стилистический анализ продуктов речевой деятельности человека.

7. Контент-анализ как метод коммуникативистики: сферы применения, единицы и задачи.

8. Филологический интерпретационизм (интерпретирующий подход) и его разновидности.

9. Операциональный аспект интерпретации продуктов речевой коммуникации.

10. Исследования дискурса в русистике. Истоки и становление дискурсивного анализа.

11. Дискурсивный анализ Т.А. ван Дейка как реализация междисциплинарного подхода. Виды дискурсивного анализа.

12. Дискурсивный анализ: методы и приемы исследования.

13. Экспериментальные методики в изучение продуктов речевой коммуникации.

Комплексные методики анализа текстов речевой коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.