По мнению современных исследователей (США, ЕС), Япония к 2010-м годам пришла с худшими результатами, чем другие экономически развитые страны. Среди прочего имеют место ссылки на доклад Совета по науке Японии, по которому, реальная эффективность совокупных государственных затрат на ИиР в приоритетных областях была почти в 2 раза ниже, чем в США и лидерах инновационного развития ЕС. Однако, согласно господину М. Озуру, одному из авторов данного доклада: «... данный показатель скорее демонстрирует высокий уровень развития института частного финансирования ИиР, а также высокую степень координации органов государственной власти и частного сектора, при которой государственные инвестиции в приоритетные отрасли приобретают характер лишь дополнительного стимулирования, и корректировки направления инновационного развития. Таким образом, теряют роль «ветра в парусах», но приобретают роль «рулевого», направляющего корабль.» [4].
Стабильность, которую демонстрирует сегодня НИС Японии, заставляет задуматься о её причинах и поиске её источника. Быть может именно в самобытности, альтернативном понимании инновационного процесса - нацеленном на непрерывное совершенствование, а не на одномоментный акт создания новой технологии, и получения от неё первичного коммерческого результата - того, что делает её отличной от общемировой теории и практики инновационного развития, и кроется ключ к успеху инновационной политики Японии.
Литература
1. Industrial Development Report 2005: Capability building for catching-up. Historical, empirical and policy dimensions. UN, UNIDO, 2011.
2. Заварухин В.П. Основные элементы инновационной стратегии.
3. Гретченко А.А. Зарубежный опыт формирования инновационной политики // Инновации и инвестиции. 2009. №2.
4. Matsuo T. Japanese R&D Policy for Techno-Industrial Innovation / Policy and Techno-Industrial Innova-tion. L., Routledge, 2011.
5. More Research and Innovation: Investing for Growth and Employment: A Common Approach/COM (2005)
6. World Factbook 2010. - US, WASH: CIA, 2011.
7. World Investment Prospects Survey 2010 - 2012 / UNCTAD/DIAE/IA/2010/4 - , 01/09/10
Т.К. Бекжанова МЕТОДЫ ДОСЧЕТА ВВП В СНС КАЗАХСТАНА
Ключевые слова: ненаблюдаемая экономика, метод досчета.
Как известно, система национальных счетов (СНС) представляет собой систему статистических показателей, отражающих движение созданной за период воспроизводственного цикла добавленной стоимости через все стадии воспроизводства -от производства до конечного использования. В рамках СНС основной макропоказатель -
© Бекжанова Т.К., 2013
валовой внутренний продукт (ВВП), рассчитывается тремя методами (производственный метод, метод доходов и метод использования).
Оценка ненаблюдаемой экономики производится с целью обеспечения полноты, достоверности и внутренней согласованности расчетов показателей СНС и, прежде всего, ВВП. Это предполагает присутствие досчетов на ненаблюдаемую экономику как со стороны производства товаров, услуг и доходов, так и со стороны использования. Например, произведенные в результате теневой деятельности и добавленные к объему производства товары и услуги должны быть учтены и в ресурсах, и в использовании, а полученные в связи с этим доходы должны также найти отражение в их использовании. В то же время, следует иметь в виду, что скрытые от учета на стадии производства товары, услуги и доходы могут быть охвачены регулярным статистическим наблюдением на стадии использования, поэтому досчеты на стадии производства и использования могут не совпадать.
При оценке ненаблюдаемой экономики и включения ее в расчеты ВВП предпочтение отдается производственному методу, позволяющему определить объемы неучтенного выпуска в отраслях экономики [1]. Данные досчеты проводятся специалистами отраслевых статистик. Схема проведения для всех типична:
- распространение до полного круга предприятий по данным обследованных предприятий;
- оценка неформального сектора;
- корректировка на сокрытие.
После осуществления досчетов выпуска товаров и услуг и формирования ВВП методом производства необходимо обеспечить согласованность данных досчетов с ВВП методами доходов и использования. Так в методе доходов проводятся досчеты на оплату труда. Досчеты проводятся в три этапа.
1-й этап. На средних и крупных предприятиях с численностью свыше 50 человек анализируется численность наемных работников по видам экономической деятельности на предприятиях и организациях, охваченных официальной статистикой по форме «Отчет по труду»(1Т), и сопоставляется с численностью по балансу трудовых ресурсов. На неохваченную численность по средней заработной плате (с учетом отчислений) на одного занятого проводятся досчеты на оплату труда.
Например: численность занятых в транспорте по отчету 1Т 245 тыс.человек,
численность занятых в транспорте по балансу трудовых ресурсов 300 тыс. человек,
оплата труда с отчислениями по транспорту по отчету 1Т 62700 млн.тенге,
следовательно, среднемесячная оплата труда занятого в транспорте равна: 62700 млн.тенге / 245 тыс.человек / 12 месяцев = 21326 тенге,
умножаем ее на численность по балансу трудовых ресурсов и получим оплату труда в транспорте за отчетный период:
21326 тенге * 300 тыс.человек *12 месяцев = 76775 млн.тенге.
Таким образом, досчеты на неохват по транспорту составили: 76775 - 62700 =14075 млн.тенге.
2-й этап. По малым предприятиям (с численностью менее 50 человек) проводятся досчеты двумя методами. Первый - аналогично досчетам для средних и крупных предприятий. Второй - сравнивается величина средней заработной платы в малых предприятиях с соответствующим показателем в средних и крупных; если учесть, что малые предприятия зачастую скрывают свои доходы, то можно провести досчет оплаты
труда в этой категории предприятий. Например: среднемесячная заработная плата в рыболовстве по средним предприятиям согласно отчета 1Т 6 тыс.тенге, а в малом предприятии, также занимающимся рыболовством, 4 тыс.тенге. Можно предположить, что вторые занижают свою зарплату и провести для них досчеты.
На 3-ем этапе, когда произведены досчеты на неохват и в целом рассчитана оплата труда, необходимо провести анализ на правдоподобие результатов. В тех случаях, когда добавленная стоимость меньше суммы ее компонентов по доходам, на данную разницу соответственно увеличивается добавленная стоимость и выпуск. Если же оплата труда занимает очень низкий процент в валовой добавленной стоимости (например, ниже 30 процентов), то можно предположить, что имеет место скрытая оплата труда.
Например: на основе отчетов по производству валовая добавленная стоимость (ВДС) по предприятиям торговли составила 222888 млн.тенге, а оплата труда с досчетами на неохват по данному кругу предприятий 16447 млн.тенге или 7,4% от ВДС. Но, согласно данным по статистической форме 1-ПФ «Отчет производственно-финансовой деятельности предприятий», доля оплаты труда предприятий торговли в ВДС составляет около 45%, следовательно, можно утверждать, что предприятия по отчетам труда 1Т скрыли часть оплаты, и провести соответствующие досчеты.
Конечно же, проводимые по данной методике досчеты на оплату труда требуют тщательного анализа на каждом этапе с учетом особенностей видов экономической деятельности. Поэтому по международной практике учета ненаблюдаемой экономики этот метод можно отнести к методу «анализа чувствительности и расхождений» [2].
Рассмотрим также отражение неформальной и теневой деятельности в составе расходов домашних хозяйств и валового накопления основного капитала, как компонентов конечного использования ВВП. Расходы домашних хозяйств на конечное потребление по целям могут быть получены на основе данных:
- статистики розничной торговли;
- обследований бюджетов домашних хозяйств;
- баланса сельскохозяйственных продуктов.
Сравнительный анализ данных всех вышеперечисленных источников показал, что для расчета объема расходов домашних хозяйств на уровне национальных счетов данных бюджетного обследования домашних хозяйств недостаточно. Так например, в 2011году расходы на конечное потребление домашних хозяйств в Казахстане по СНС составили 1445,3 млрд. тенге и включают:
- расходы на покупку потребительских товаров за счет личного бюджета (786,5 млрд. тенге);
- расходы на покупку потребительских услуг за счет личного бюджета (658,8 млрд.
тенге).
Аналогичный показатель по обследованиям домашних хозяйств составил 521,3 млрд. тенге (36% от 1445,3 млрд. тенге). В таблице приведены данные, рассчитанные в рамках СНС и данные бюджетного обследования домашних хозяйств. Расходы на продовольственные товары состоят из расходов на продукты питания, сельскохозяйственную продукцию и расходов на товары, произведенные домашними хозяйствами для собственного потребления.
Таблица
Расходы домашних хозяйств по Казахстану (млрд. тенге)
по СНС по обследованию домашних хозяйств
Расходы домашних хозяйств, всего 1445,3 521,3
в том числе:
на продовольственные товары 448,3 270,2
на непродовольственные товары 338,2 120,5
на услуги 658,8 130,6
Источник: СНС Казахстана: статистический ежегодник Казахстана, 2005-2010 гг.
Изтаблицывидно,чтоданныеобследованиядомашниххозяйствявнопреуменьшены и нуждаются в корректировке. В связи с этим для расчета расходов на продовольственные товары в основном использовались данные баланса сельскохозяйственных продуктов (61,8% от суммы расходов на продовольственные товары), а данные обследования домашних хозяйств составили 27,1%. Для расчета потребления непродовольственных товаров в основном использованы данные отчетности по торговле (70,7%), так как данные обследования домашних хозяйств занижены и не отражают реальной картины. Однако надо отметить, что источники данных о розничной торговле также ненадежны. Поэтому расходы на непродовольственные товары, произведенные для собственного потребления, были определены расчетно (с использованием структуры производства для собственного потребления из обследования домашних хозяйств). Помимо описанного метода расчета расходов домашних хозяйств на конечное потребление используется альтернативный метод - метод товарных потоков. И при сравнении результатов, полученных этими методами, был выявлен недоучет по потреблению непродовольственных товаров. Досчет был осуществлен следующим образом: доля непродовольственных товаров в «челночной» торговле составляет 80% (экспертная оценка) - 200,3 млрд.тенге, т.е. 29,8% от объема импорта товаров за 1999 год. Эта доля была взята от 200,3 млрд.тенге. и досчет составил 59,7 млрд тенге (7,6% от расходов домашних хозяйств на продовольственные и непродовольственные товары). Для определения расходов домашних хозяйств на услуги применяется балансовый метод: выпуск, рассчитанный по методу производства - данные первичной статистической отчетности = досчет.
Основным компонентом валового накопления основного капитала являются капитальные вложения (затраты на строительство, расширение и реконструкцию зданий и сооружений, приобретение машин и оборудования) и затраты на капитальный ремонт основных фондов [3]. Они определяются на основе следующих форм регулярного статистического наблюдения:
- отчеты предприятий-заказчиков об использовании капитальных вложений;
- бухгалтерские балансы предприятий (данные о запасах неустановленного оборудования);
- отчеты предприятий о наличии и движении основных фондов;
- отчеты о вводе в действие индивидуальных жилищных домов;
- отчет о расходах государственного бюджета (затраты на приобретение оборудования бюджетными организациями).
Недоучет по данному показателю, как правило, вызван неполным охватом статистическим наблюдением хозяйствующих субъектов, осуществляющих инвестиции в основной капитал. Для проверки полноты учета производятся альтернативные расчеты объемов строительных и монтажных работ, а также затрат на приобретение машин и оборудования, исходя из имеющихся инвестиционных материальных ресурсов.
Объем инвестиционных ресурсов для строительно-монтажных работ и ремонта зданий и сооружений рассчитывается следующим образом:
1) Определяется стоимость использованных на производственное потребление строительных материалов в ценах производителей (С):
С =П+И-Э-З, (1)
пр 5 4 у
где П - продукция промышленности строительных материалов без внутриотраслевого оборота в ценах производителей; И - импорт строительных материалов; Э - экспорт строительных материалов;
З - изменение запасов строительных материалов у предприятий всех отраслей.
2) Стоимость использованных строительных материалов оценивается в ценах покупателя
(Спо):
Спо = Спр *(1+К1+К2), (2)
где К1 - отношение торгово-транспортной наценки к стоимости произведенных строительных материалов в ценах производителей;
К2 - отношение НДС к стоимости произведенных строительных материалов в ценах производителей.
3) Определяется общий объем материальных ресурсов, используемых в строительстве (Р):
^по^/Д. (3)
где Д1 - удельный вес отрасли «строительство» в общем потреблении
строительных материалов;
Д2 - удельный вес строительных материалов в общем объеме материальных
ресурсов, используемых в строительстве.
4) Определяется расчетный объем строительно-монтажных и ремонтных работ
(Ор):
Ор = Р/Д3 , (4)
где Д3 - удельный вес стоимости материалов в общей стоимости подрядных работ (по отчетам подрядных строительных организаций).
5) Определяется расчетный объем строительно-монтажных и ремонтных работ (без работ по текущему ремонту) (О):
О = Ор * (1-Д) * (1+К3), (5)
где Д4 - удельный вес работ по текущему ремонту в общей стоимости подрядных работ (по отчетам подрядных строительных организаций);
К3 - удельный вес НДС в стоимости строительно-монтажных работ. Показатели К К2, Д1, Д2 определяются по данным межотраслевого баланса (можно по предыдущему году).
Объеминвестиционных ресурсов в части машин и оборудования(М)рассчитывается исходя из данных о производстве и использовании продукции машиностроения по формулам, аналогичным (1) и (2). Полученный результат уменьшается на стоимость бытовой техники и легковых автомобилей, купленных населением [4].
Расчетный объем капитальных вложений (включая капитальный ремонт зданий и сооружений) определяется как сумма:
- расчетного объема строительно-монтажных и ремонтных работ без текущего ремонта (О);
- расчетного объема затрат на приобретение предприятиями и организациями машин и оборудования, который принимается равным объему инвестиционных ресурсов в части машин и оборудования (М);
- расчетного объема прочих капитальных работ и затрат, который рассчитывается путем умножения фактического объема этих работ и затрат на соотношение между расчетным и фактическим объемами строительно-монтажных и ремонтных работ.
Разница между расчетным и фактическим объемами капитальных вложений (включая капитальный ремонт зданий и сооружений) показывает величину досчета по этому показателю.
Литература
1. Методологическое положение по статистике. 2-е. издание доп./Агентство РК по статистике/Алматы, 2009 - 676 с.
2. Кенжегузин А. Актуальные проблемы реформирования и развития экономики//На-ука Казахстана. 16-30 июня (№12). 2010 С.5-7.
3. Аджанова К.И. Методология статистической оценки домашних хозяйств// Поиск. 2011. №3. С. 64-65.
4. Калмурзаева Л.Т. Методы статистической оценки ВВП в СНС// Поиск. 2010. №6. С. 71-73.
Е.С. Бирюков
РОЛЬ ФИНАНСОВ СТРАН-ЧЛЕНОВ ССАГПЗ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ключевые слова: Ближний Восток, ССАГПЗ, Саудовская Аравия, ОАЭ, исламские финансы.
Впервые финансы стран-членов ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, создан в 1981 г., члены: Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Оман, Бахрейн) начали играть значительную роль в мировой экономике в 1970-е гг., когда в результате резкого роста цен на «черное золото» нефтеэкспортеры стали получать огромные доходы. В то же время нефтедоллары тратились аравийскими монархиями
© Бирюков Е.С., 2013