Научная статья на тему 'Методы диагностики психического состояния обучающихся в условиях реального дидактического процесса'

Методы диагностики психического состояния обучающихся в условиях реального дидактического процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ГОЛОСОВОЙ КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПОЛИГРАФ / MENTAL STATE / DIDACTIC PROCESS / VOICE POLYGRAPH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутепова Л. М., Садыкова В. А., Тимербулатова И. Р., Яшина Н. Г.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением психического состояния обучающихся в условиях реального дидактического процесса. Показано, что для оценки психического состояния студентов целесообразно применять голосовой компьютерный полиграф, который не требует установки специальных датчиков и позволяет использовать его непосредственно во время учебных занятий. Приведена методика и результаты исследования уровня стресса, степени неуверенности и степени волнения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутепова Л. М., Садыкова В. А., Тимербулатова И. Р., Яшина Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF DIAGNOSIS OF MENTAL STATE STUDENTS IN A REAL PEDAGOGICAL PROCESS

The problems related to the study of the mental state of students are considered in the article. It is shown that to assess the mental state of students appropriate to apply the voice polygraph, which does not require the installation of special sensors, and you can use it directly during training sessions. The methodology and results of the study the stress, the subject non sure and the excitement of student.

Текст научной работы на тему «Методы диагностики психического состояния обучающихся в условиях реального дидактического процесса»

Эту мысль подтверждает профессор Калифорнийского университета К.Боргман, считая, что «электронные информационные ресурсы никогда не заменят, а лишь будут дополнять накопленные за столетия знания в традиционной форме» [6].

Таким образом, интенсивное развитие информационных технологий привело к ряду вызовов, на которые современное общество и человек должны ответить. В связи с этим актуализируется и становится все более значимой необходимость существования и развития традиционной культуры, которая рассматривается как насущная потребность. В этих условиях традиционная культура выступает как конкретизация общечеловеческих ценностей, аккумулирует в себе взаимодействие духовной жизни и нравственного воспитания личности. Ведущими ценностями современного российского общества являются духовность, гуманность, семейные ценности, поэтому насущная задача современности - это образование и воспитание, т.е. «окультуривание» человека, так как общество нуждается в высокоразвитой личности, в высокой ее культуре. Безусловно, стоит согласиться с мнением, что от уровня профессионализма, культуры, нравственных ценностей и идеалов во многом зависят судьбы, а иногда и жизни людей.

В новых условиях информационного общества необходимо особое внимание уделять сохранению и популяризации традиционной культуры и постараться найти разумный баланс между информационными технологиями и ценностями гуманизма.

Литература

1.Гайнутдинова Е.В. Проблема классификации человеческих потребностей // Вестник АГТУ.-2007.-№5.-С.25-28.

2.Гвишиани Д. Социальные аспекты информатизации / / Свободная мысль.-2010.-№ 8.-С.143-155.

3.Горохов В.Г., Розов М.А., Степин В.С. Философия науки и техники [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: / /www.gumer.info/bogoslov_Buks / Science/Step / ll.php

4.Емельяненко В.Д. Интернет и ценностно-мировоззренческие основания морали [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gramota.net

5.Литвак Н.В. Современные концепции информационного общества: учебное пособие / Моск. гос. ин-т междунар. отношений; Н.В. Литвак.-М., 2013.-160с.

6.Плотников С.Н. Фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.festi val.1september.ru / articles

УДК 378

Л.М.Кутепова, В.А.Садыкова, И.Р.Тимербулатова, Н.Г.Яшина

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением психического состояния обучающихся в условиях реального дидактического процесса. Показано, что для оценки психического состояния студентов целесообразно применять голосовой компьютерный полиграф, который не требует установки специальных датчиков и позволяет использовать его непосредственно во время учебных занятий. Приведена методика и результаты исследования уровня стресса, степени неуверенности и степени волнения студентов.

Ключевые слова: психическое состояние, дидактический процесс, голосовой компьютерный полиграф.

Kutepova L.M., Sadykova V.A., Timerbulatova I.R., Yashina N.G. METHODS OF DIAGNOSIS OF MENTAL STATE STUDENTS IN A REAL PEDAGOGICAL PROCESS

The problems related to the study of the mental state of students are considered in the article. It is shown that to assess the mental state of students appropriate to apply the voice polygraph, which does not require the installation of special sensors, and you can use it directly during training sessions. The methodology and results of the study the stress, the subject non sure and the excitement of student.

Keywords: mental state, didactic process, voice polygraph.

1. Введение

Формирование составляющих профессиональной готовности студентов осуществляется в процессе теоретической и практической подготовки, но в традиционной системе обучения современных вузов в соответствии с требованиями Болонского процесса происходит уменьшение аудиторной учебной нагрузки и сокращение часов учебных и производственных практик. Это приводит к тому, что отведенного времени для подготовки будущих специалистов на необходимом уровне не хватает. В связи с этим одним из направлений повышения эффективности профессиональной подготовки является использование в системе образования, наряду с методами педагогики и психологии, методов кибернетики, которые способствовали созданию информационных технологий обуче-

ния (автоматизированные системы обучения, системы дистанционного обучения и т.д.).

Информационные технологии обучения дают возможность активизировать самостоятельную учебно-познавательную деятельность студентов, повысить интерес к обучению, приобрести практические умения и навыков будущей профессии, перейти от обучения, ориентированного на "среднего" студента, к обучению, учитывающему его индивидуальные особенности. Это требует разработки методов непрерывной оценки психического состояния обучающихся как объектов управления, разработки на их основе способов и средств, позволяющих учитывать индивидуальные различия студентов, а также не допускать их нервно-эмоциональных перегрузок в дидактическом процессе.

Однако на сегодняшний день проблема оценки психического состояния обучающихся как объектов управления, как в традиционных, так и в информационных технологиях обучения, основательно не исследована ни в научно-теоретическом, ни в методическом аспектах. Подтверждением этого являются данные, приведенные в работе [3]: более 10 российских студентов в месяц совершают суицид. Из них 25% составляют студенты, для которых несправедливая оценка знаний преподавателем, одна негативная оценка на экзамене, угрозы отчисления могут стать причиной трагедии.

Недостаточная исследованность указанной проблемы не позволяет научно обоснованно разрабатывать как традиционные (педагогические) подходы к управлению дидактическим процессом, так и создавать на их основе информационные технологии обучения, позволяющие не допускать психических перегрузок обучающихся и учитывать их индивидуальные особенности как объектов управления. Это позволяет констатировать наличие проблемы и делает актуальным проведение исследований в этом направлении.

2. Цель исследования

Целью работы является исследование психического состояния обучающихся как объектов управления методами многоуровневого голосового компьютерного полиграфного обследования в условиях реального дидактического процесса.

3. Материалы и методы исследования

Организму человека свойственно большое количество условных и безусловных рефлексов, поэтому реакция организма обучающегося на разных этапах дидактического процесса имеет комплексный характер и связана с эмоциями, которые формировались в течение длительного эволюционного развития. Математически это можно записать в виде следующего выражения [1] :

ПН = УМ + ФСО, (1)

где ПН - психическое напряжение; УМ - уровень мотивации; ФСО - функциональное состояние организма обучающегося.

Формула (1) согласуется практически со всеми существующими теориями физиологических реакций человека [1].

В зависимости от величины психического напряжения ПН меняется ряд физиологических показателей обследуемого: электрическая активность участков коры головного мозга, частота пульса, кровяное давление, кожное сопротивление, характер дыхательных движений, пульсация голоса, изменения основного тона голоса, вибрации микро мышц голосового аппарата и тому подобное. В работе [2] авторами впервые проведена оценка функционального состояния учащихся методами компьютерной электроэнцефалографии и методами компьютерного полиграфного обследования (изменения дыхания, кожно-гальванические реакции, изменения кровяного давления), однако эти методы требуют специальных лабораторных условий и оборудования, что не всегда допустимо в условиях реального дидактического процесса. Исходя из этого, для оценки психического состояния студентов целесообразно применять голосовой компьютерный полиграф, который не требует установки специальных датчиков.

Из имеющихся голосовых полиграфов наиболее эффективным является многоуровневый голосовой (Poly-Layere Voice Analysis) компьютерный полиграф eX-Sense-Pro-R компании Nemesysco (США), использующий алгоритмы технологии третьего поколения Sense. Sense-технология многоуровневого анализа голоса использует 129 параметров в речевом сегменте и осуществляет обработку информации на основе международных стандартов [4]. Как информационные показатели в Sense-технологии выделялись три параметра, характеризующие психическое состояние тестируемого: уровень стресса Str (Stress), степень неуверенности SNS (Subject Non Sure) и степень волнения Exc (Excitement). Эти параметры изменяются в диапазоне от 0 до 300%. Достоверность (вероятность) полученных результатов составляет 0,89, что выше, чем у обычных компьютерных полиграфов.

Согласно поставленной цели и выбранного метода разработана методика исследования психического состояния студентов, включающая следующие этапы:

1) устранение (по возможности) внешних шумов и установления тишины в учебной аудитории;

2) создание и поддержание постоянных педагогических условий в процессе исследования;

3) калибровка (настройка, Calibration) голосового полиграфа на голос студента в течение 10-30 секунд до начала процесса оценивания;

4) регистрация параметров голосового полиграфа, характеризующие психическое состояние: уровень стресса Str (Stress), степень неуверенности SNS (Subject Not Sure) и степень волнения Exc (возбуждение, Excitement));

5) статистическая обработка и построение графиков регистрируемых параметров.

Рабочее окно полиграфа eX-Sense показано на рис. 1. Схема экспериментальной установки показана на рис. 2.

Рис. 1. Рабочее окно полиграфа eX-Sense 1 2

Рис. 2. Схема экспериментальной установки многоуровневого голосового полиграфического обследования: 1 - компьютерный полиграф еХ^е^е; 2 - динамический микрофон Согласно разработанной методике проводились исследования со студентами Казанского кооперативного института. Как следует из проведенных исследований, студенты в ходе реального дидактического процесса испытывают существенные психические перегрузки (рис. 3).

а)

200

о 1 2 з min

Рис. 3. Пример изменения психического состояния студента S17: а) изменения амплитуды звукового сигнала; б) уровень стресса Str; в) степень неуверенности SNS; г) степень волнения Exc; min - время в минутах

Также исследования показали, что имеются существенные индивидуальные различия в параметрах, характеризующих психическое состояние тестируемых. Следовательно, индивидуальные различия в психическом состоянии студентов необходимо учитывать при организации дидактического процесса.

Чтобы предотвратить психические перегрузки обучающихся, необходимо учитывать ограничения на их функциональное состояние, которые можно записать в виде:

ПН < ПН*, (2)

где ПН - психическое напряжение; ПН* - предельно допустимая величина психических перегрузок.

Разработана методика и проведено исследование психического состояния студентов в условиях реального дидактического процесса.

Установлено, что студенты в ходе реального дидактического процесса испытывают существенные психические перегрузки.

Выявлено, что существуют существенные индивидуальные различия в психическом состоянии студентов от отсутствия нервно-эмоциональных нагрузок до их экстремальных значений, а это требует введения ограничений на величину, характеризующую функциональное состояние обучаемых.

Перспективами дальнейших исследований является разработка способов и средств функциональной диагностики студентов как в условиях традиционного дидактического процесса, так и с использованием информационных технологий. Также необходимо определить предельно допустимую величину психических перегрузок студента ПН*, что позволит избежать ряда негативных последствий, а также будет способствовать выполнению задач гуманизации образования и значимости личности обучающегося.

Литература

1. Балабанова Л.М. Категория нормы и психологии студенческого возраста (теоретико-методологический аспект). Харьков: Консум, 1999. 240 с.

2. Меняйленко О.С., Монастирна Г.В., Кутепова Л.М., Дависюба О.В. Методи функцюнально!' дiагностики в умовах шформацшних технологш навчання // 1нформацшно-телекомушкацшш технологи в сучаснш освт: досв^ проблеми, перспективи. Зб. наук. праць. Львiв: ЛДУ БЖД, 2006. С. 363-368.

3. URL: http://rusnovosti.ru/posts/200198 (дата обращения: 06.03.2016).

4. URL: http://nemesysco.com/ (дата обращения: 28.02.2016).

УДК 378.1

С.И.Сахаева

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИТОВ ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЫ

В работе исследовано использование ЭОР в образовательном пространстве КазГИК, оценено их влияние на формирование ИТ-компетенций при встраивании учебных курсов фирмы «1С» в рабочие программы дисциплин: «Информационные системы и технологии», «Интеллектуальные информационные системы», «Информационный менеджмент» по направлению подготовки «Прикладная информатика» в КГИК. Приведены методические рекомендации по применению системы Moodle и сервисов Гугл в создании ЭОР (Диск Гугл, Гугл Документы, Гугл Сайты, Календарь Гугл, Гугл Формы, Гугл Презентации) и ресурсов фирмы «1С» образовательном процессе КГИК.

Ключевые слова: «Прикладная информатика», учебные курсы фирмы «1С», продукты фирмы «1С», «1С: Предприятие 8.3», «1С: Предприятие 8. Работа с файлами», «1С: Предприятие 8. Управление торговлей», «1С: Управление небольшой фирмой 8», «1С: Гарант Правовая поддержка», ИТ- компетенции, электронные образовательные ресурсы.

Sakhaeva S.I. ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES AS A TOOL FOR TRAINING HUMANITARIAN

The basis of the modern e-learning is electronic learning resources. Thanks to the approval of the updated standards of higher education an opportunity to FSES 3+ incorporation of the company products "1C" in the educational programs of the specialty "Applied Informatics" and refining the language of IT competencies in KGIK. The most in demand in the labor market components of IT competencies are: OK 5 (use of information and communication technologies in professional activity), PC 2.2 (build information-logical models of objects), PC 2.3 (develop and publish the software and information industry focus resources to a static ., dynamic and interactive content on the basis of ready-made specifications and standards in the estimated effectiveness of the formation of these IT competencies by inserting "1C" company training courses: "Foundations of programming in the system" 1C: Enterprise 8.3 "," 1C: Enterprise 8.3 " . Working with data ";" "1C: Enterprise 8" Implementation and adaptation of application solutions ";." "1C: Enterprise 8" trade Management " in the curriculum areas of training" applied informatics " in KGIK study the level of formation of IT competencies. : OK 5, PC 2.2, PC 2.3 in the study subjects: "Information systems and technologies", "Intelligent Infor-mation systems",

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.