Научная статья на тему 'Информационные технологии управления в контексте формирования компетенций по ФГОС 3+ для студентов специальности «Продюсерство» («Продюсер кино и телевидения») в КазГИК'

Информационные технологии управления в контексте формирования компетенций по ФГОС 3+ для студентов специальности «Продюсерство» («Продюсер кино и телевидения») в КазГИК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПК-2 / ОПК-7 / ОПК-8 / IT-КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕН-ЦИЯ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКАЯ / ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПРОДУКТЫ ФИРМЫ "1С" / "ИНФОРМАЦИ-ОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ" / GPC-2 / GPC-7 / GPC-8 / IT-COMPETENCE / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / CUSTOM / ASSESSMENT OF THE LEVEL OF FORMATION OF COMPETENCES OF THE COMPANY "1C" PRODUCTS / "INFORMATION TECHNOLOGY MANAGEMENT"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахаева С. И.

В работе исследованы вопросы формирования компетенций в соответствии с ФГОС 3+ у студентов специальностей продюсерство (продюсер кино и телевидения). Раскрыты составляющие компетенций ОПК-2, ОПК-7, ОПК-8 формируемые дисциплиной «Информационные технологии управления» на основе продуктов фирмы «1С», информационных и информационно-коммуникационных технологий. Исследованы методики формирования этих компетенций на основе практических примеров с использованием продуктов фирмы «1С»: «1С: Предприятие 8», «1С: Предприятие 8. Работа с файлами», «1С: Управление небольшой фирмой 8», оценена их эффективность на основе эксперимента. Проведен количественный анализ уровня сформированности этих компетенций студентов по направлению подготовки продюсерство (продюсер кино и телевидения). Результаты визуализированы в виде таблиц и диаграмм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сахаева С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Technology Management in the context of the formation of competencies for FSES 3+ students specialties producer (film producer and television) in KazSIK

The paper analyzes the issues of formation of competence in accordance with the FSES 3+ students specialties producer (film producer and television). Disclosed components competencies GPC-2, GPC-7, GPC-8-generated discipline ";Information Technology Management" based on the company's products "1C", information and communication technologies and cloud services. Thanks to the "1C" embedding certified training courses: "Foundations of programming in the system" 1C: Enterprise 8.3 "", "1C: Managing a small firm 8", "1C: Workflow» in the working program of discipline ";Information Technology Management" 55.05.04 prodyuserstva KGIK to improve the level of formation of general professional competence above. The author used the products of the company "1C" at all stages of formation of the list of competencies for the course ";Information Technology Management". For example, "1C: Document" was used in the formation of competencies for learning outcomes: knowledge, skills, possessions through the development of project documentation for the film chosen subjects, "1C: Managing a small firm 8" in the development of a small studio, «Mobile 1C!» In the development of mobile application platform "1C: enterprise 8.3." The paper disclosed the stages of formation of competences on the example of GPC-8, and provides indicators and criteria of evaluation results. We studied a technique of formation of competences on the basis of practical examples of using the products of the company "1C", "1C: Enterprise 8", "1C: Enterprise 8. Working with Files," "1C: Manage a small firm 8", assessed their effectiveness on the basis of the experiment. The article revealed associated with DIC-8 demand in the labor market competence: graphic, custom, information and communication. The effect of inter-subject relationship to the level of formation of competences of students in the field of prodyuser (film producer and television). The results are visualized in the form of tables and diagrams.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии управления в контексте формирования компетенций по ФГОС 3+ для студентов специальности «Продюсерство» («Продюсер кино и телевидения») в КазГИК»

УДК 378.1

С.И.Сахаева

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФГОС 3+ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРОДЮСЕРСТВО» («ПРОДЮСЕР КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ») В КАЗГИК

В работе исследованы вопросы формирования компетенций в соответствии с ФГОС 3+ у студентов специальностей продюсерство (продюсер кино и телевидения). Раскрыты составляющие компетенций ОПК-2, ОПК-7, ОПК-8 формируемые дисциплиной «Информационные технологии управления» на основе продуктов фирмы «1С», информационных и информационно-коммуникационных технологий. Исследованы методики формирования этих компетенций на основе практических примеров с использованием продуктов фирмы «1С»: «1С: Предприятие 8», «1С: Предприятие 8. Работа с файлами», «1С: Управление небольшой фирмой 8», оценена их эффективность на основе эксперимента. Проведен количественный анализ уровня сформированное™ этих компетенций студентов по направлению подготовки продюсерство (продюсер кино и телевидения). Результаты визуализированы в виде таблиц и диаграмм.

Ключевые слова: ОПК-2, ОПК-7, ОПК-8, IT-компетенции, информационно-коммуникационная компетен-ция, пользовательская, оценка уровня сформированности компетенций, продукты фирмы «1С», «Информаци-онные технологии управления».

Sofija Sakhaeva INFORMATION TECHNOLOGY MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF COMPETENCIES FOR FSES 3+ STUDENTS SPECIALTIES PRODUCER (FILM PRODUCER AND TELEVISION) IN KAZSIK

The paper analyzes the issues of formation of competence in accordance with the FSES 3+ students specialties producer (film producer and television). Disclosed components competencies GPC-2, GPC-7, GPC-8-generated discipline "Information Technology Management" based on the company's products "1C", information and communication technologies and cloud services. Thanks to the "1C" embedding certified training courses: "Foundations of programming in the system" 1C: Enterprise 8.3 "", "1C: Managing a small firm 8", "1C: Workflow» in the working program of discipline "Information Technology Management" 55.05.04 prodyuserstva KGIK to improve the level of formation of general professional competence above. The author used the products of the company "1C" at all stages of formation of the list of competencies for the course "Information Technology Management". For example, "1C: Document" was used in the formation of competencies for learning outcomes: knowledge, skills, possessions through the development of project documentation for the film chosen subjects, "1C: Managing a small firm 8" in the development of a small studio, «Mobile 1C!» In the development of mobile application platform "1C: enterprise 8.3." The paper disclosed the stages of formation of competences on the example of GPC-8, and provides indicators and criteria of evaluation results. We studied a technique of formation of competences on the basis of practical examples of using the products of the company "1C", "1C: Enterprise 8", "1C: Enterprise 8. Working with Files," "1C: Manage a small firm 8", assessed their effectiveness on the basis of the experiment. The article revealed associated with DIC-8 demand in the labor market competence: graphic, custom, information and communication. The effect of inter-subject relationship to the level of formation of competences of students in the field of prodyuser (film producer and television). The results are visualized in the form of tables and diagrams.

Keywords: GPC-2, GPC-7, GPC-8, IT-competence, information and communication competence, custom, assessment of the level of formation of competences of the company "1C" products, "Information Technology Management".

В соответствии с ФГОС 3+ по направлению подготовки 55.05.04 продюсерство (продюсер кино и телевидения) учебный план этой специальности включают дисциплину «Информационные технологии управления» которая тесно связаны с другими областями знаний [9]. Результаты, которые должны быть получены при освоении этой дисциплины, определяются следующими основными общепрофессиональными компетенциями:

• способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОПК-2);

• способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества (ОПК-7);

• владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОПК-8).

Благодаря встраиванию сертифицированных учебных курсов фирмы «1С»: «Азы программирования в системе «1С: Предприятие 8.3»», «1С: Управление небольшой фирмой 8», «1С: Документооборот» в рабочую программу дисциплины «Информационные технологии управления» 55.05.04 продюсерство в КГИК улучшился уровень формирования общепрофессиональных компетенций, приведенных выше. Автором использовались продукты фирмы «1С» на всех этапах формирования перечня компетенций для дисциплины «Информационные технологии управления».

Например, «1С: Документооборот» использовался при формировании компетенций для получения результатов обучений: знаний, умений, владений на основе разработки проектной документации для фильма выбранной тематики, «1С: Управление небольшой фирмой 8» при разработке небольшой киностудии, «Mobile 1С!» при разработке мобильного приложения на платформе «1С: предприятие 8.3». В Таблице 1 раскрыты этапы формирования компетенций на примере ОПК-8, а также приведены показатели и критерии оценивания результата.

Табл. 1

Формы оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

Перечень Этапы Резу- Показатели и критерии оценивания результата Форма

компетен ций формиров ания компетен ций льтат ы обуче ния Недостато чный Базовый Средний Высокий контроля /тип задания

ОПК-8 Владение основны ми методами способам и и средства ми 1 этап теоретиче ский знани я Знает методы и средства получения информац ии Знает базовые програм мы перерабо тки информа ции Знает мето-ды и средс-тва получения, хранения, переработкиинфо рмации Знает программн ые продукты, позволяющ ие принимать управленче ские решения Тест, контроль ная работа

получени я, хранения, перерабо тки информа ции, навыкам и работы с компьют 2 этап умени я Умеет пользоваться методами и средствам и получения информац ии Умеет пользова ться базовым и програм мами обработк и информа ции Умеет пользоваться методами и средствами получения, хранения, переработки информации Умеет получать, хранить, перерабат ывать информаци ю с помощью компьютер а Семинар, кейсы, доклады

ером как средство м управлен ия информа цией 3 этап практичес кий владе ния Владеет методами и средствам и получения информац ии Владеет базовым и програм мами перерабо тки информа ции Владеет методами и средствами получения, хранения, переработки информации Владеет программн ыми продуктам и, позволяющ ими принимать управленческие решения, навыками работы с компьютер ом как средством управлени я информаци ей Зачет

Шкала оценивания

ВСЕГО: 0-60 61-74 75-89 90-100

Автором была осуществлена оценка эффективности формирования компетенций ОПК-2, ОПК-7, ОПК-8 для специальности продюсерство в КазГИК на основе использования продуктов фирмы «1С». В качестве основных методов исследования использовались анкетирование; беседа; интервью; педагогическое наблюдение; анализ результатов деятельности; обобщение

педагогического опыта. В опытно-экспериментальном исследовании участвовало 30 респондентов: из них 15- в экспериментальной, 15 - в контрольной группах [1]. В ходе исследования были оценены критерии и показатели оценки эффективности образования студентов специальности 55.05.04 продюсерство в КГИК на основе продуктов фирмы «1С»: недостаточный, базовый, средний, высокий (Табл. 1). Критерии характеризовались четыремя основными показателями в виде единой уровневой системы - недостаточный уровень (0-60 баллов), базовый уровень (61-74 балла), средний уровень (75-89 баллов), высокий уровень (90-100 баллов). Математическая обработка средних баллов осуществлялась с помощью инструмента анализа данных - описательная статистика из пакета программного обеспечения Microsoft Excel 2007 [2]. Статистический анализ критериев и показателей дал возможность оценить уровень эффективности образования студентов КГИК при использовании продуктов фирмы «1С» благодаря интерпретации уровня полученного среднего оценочного балла по совокупности критериев показал улучшение показателей на 14% в экспериментальной группе.

Рис. 1. Результаты оценки уровня сформированное™ компетенций: ОПК-7, ОПК-8,

ОПК-2 студентов специальности продюсерство с использованием продуктов фирмы «1С»

(результаты зачетной сессии 2016 г.)

Анализ результатов исследования показал положительную динамику уровня формирования компетенций ОПК-2, ОПК-7, ОПК-8 при использовании продуктов фирмы «1С» [5].

Общепрофессиональная компетенция ОПК-8 тесно связана с востребованными на рынке труда видами IT- компетенций: графической, пользовательскщй и информационно-коммуникационной компетенциями [6]. Объектами профессиональной деятельности выпускников специальности продюсерство (продюсер кино и телевидения) в КазГИК в современном информационном обществе являются:

• данные, информация, знания;

• прикладные и информационные процессы;

• прикладные информационные ресурсы;

Использование разнообразных тем из различных областей знаний при выполнении индивидуальных практических заданий, связанных с применением изученных компьютерных программ прекрасно формируют широкий спектр мыслительных операций студентов, необходимых для творческой работы [7]. Так, для формирования информационно-коммуникационной компетенции при освоении облачного офиса, совместной работы с документами Google, можно предложить создать проект в виде презентации Google по областям профессиональной деятельности, например, инновационный проект по съемке, монтажу, выпуску в прокат коммерческого фильма, фестиваль по киноискусству, конференция по киноискусству, мастер-класс по киноискусству и др. [4]. Сама дисциплина перестает быть изолированной и приобретает более широкий смысл и интегрируется с другими областями знаний современного информационного общества, а использование разнообразных тем проектов помогает формировать информационную культуру будущего специалиста сферы кино и телевидения. Для формирования пользовательской компетенции предлагалось далее закрепить практические навыки использования программного обеспечения, предназначенного для управления проектами при разработке созданного инновационного проекта в программном продукте Serena OpenProj 1.4 Анализ влияния межпредметных связей на уровень усвоения разделов дисциплины «Информационные технологии управления» проводилась на основе рубежного и итогового контроля [8]. Надо отметить, что при работе над проектами необходимо использовать и активные методы обучения, которые способствуют лучшему усвоению материала и заставляют максимально концентрироваться над поставленной задачей и настроиться на творческую волну [3]. На основе статистической обработки результатов эксперимента было выявлено, что благодаря изложенным выше методикам наблюдается повышение уровня IT - навыков на 19%, а уровня IT- умений на 29%,

что позволяет выявить дальнейшие пути повышения уровня 1Т- компетенций с помощью использования межпредметных связей, деловых игр, творческих заданий и огромного спектра интерактивных методов обучения. Таким образом, анализ результатов выше представленных экспериментов показывает, что использование продуктов фирмы «1С», информационных и информационно-коммуникационных технологий в подготовке студентов специальности 55.05.04 продюсерство дает возможность обеспечить высокий уровень компетентности выпускаемых специалистов кино и телевидения, востребованных на рынке труда.

Литература

1. Кобзева В.В. Графическая компетенция как 1. Kobzeva V.V. Graficheskaja kompetencija kak составляющая профессиональной компетентности sostavljajushhaja professional'noj kompetentnosti

будущих техников-программистов/ В.В. Кобзева// Вестник ЮУрГУ, 2014. -Том 6, №4- С.112-119.

2. Лейбов А.М., Осокина О.М. Критерии и показатели оценки уровня сформированное™ IT-компетенций студентов ФТП и ТЭФ//Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения: Труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Гуманитарные и экономические науки. - Новокузнецк: СибГИУ. - 2012. -С.171-175

3. Сахаева С.И. Активные методы обучения как один из аспектов подготовки специалистов социогуманитарной сферы /С.И.Сахаева //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2014.-№1.-С.77-80.

4. Сахаева С.И. Облачные сервисы как инструмент переподготовки специалистов социогуманитарной сферы/С.И. Сахаева//Ученые записки ИСГЗ, 2015. -№ 1. - С.478-483

5. Сахаева С.И. Продукты фирмы «1С» как инструмент формирования бакалавров специальности информатика (в дизайне) информационные технологии Сборник научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. «Применение технологий «1С» в условиях модернизации экономики и образования», Москва, 23 февраля 2016 г. -М., 2016. -С.141-144.

6. Сахаева С.И. Об опыте формирования IT-компетенций у студентов специальности «Прикладная информатика (в дизайне)/С.И. Сахаева//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2015. -№3.-С.111-115.

7. Сахаева С.И. Информационные технологии как один из инструментов подготовки бакалаврова специальности «Прикладная информатика (в дизайне) в КазГУКИ/С.И. Сахаева//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2015. -№ 1. -С. 91-94.

8. Сахаева С.И. Сетевые технологии как составляющие современного вуза//Ученые записки ИСГЗ. -2014. -№1(2). -С.337-342

9. ФГОС ВПО. [Электронный ресурс] -URL:http: //www.gnesin-academy.ru/userphoto/File/UMO/O716OOGFOS Estrada_b.pdf.

ИТ-компетенций «Прикладная в КГИК//Новые в образовании:

budushhih tehnikov-programmistov/ V.V. Kobzeva// Vestnik JuUrGU, 2014. -Tom 6, №4- S.112-119.

2. Lejbov A.M., Osokina O.M. Kriterii i pokazateli ocenki urovnja cformirovannosti IT-kompetencij studentov FTP i TJeF//Nauka i molodezh': problemy, poiski, reshenija: Trudy Vserossijskoj nauchnoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. Gumanitarnye i jekonomicheskie nauki. -Novokuzneck: SibGIU. - 2012. - S.171-175

3. Sahaeva S.I. Aktivnye metody obuchenija kak odin iz aspektov podgotovki specialistov sociogumanitarnoj sfery /C.I.Sahaeva //Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2014.-№1.-S.77-80.

4. Sahaeva S.I. Oblachnye servisy kak instrument perepodgotovki specialistov sociogumanitarnoj sfery/C.I. Sahaeva//Uchenye zapiski ISGZ, 2015. -№ 1. - S.478-483

5. Sahaeva S.I. Produkty firmy «1S» kak instrument formirovanija IT-kompetencij bakalavrov special'nosti «Prikladnaja informatika (v dizajne) v KGIK//Novye informacionnye tehnologii v obrazovanii: Sbornik nauchnyh trudov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Primenenie tehnologij «1S» v uslovijah modernizacii jekonomiki i obrazovanija», Moskva, 2-3 fevralja 2016 g. -M., 2016. -S.141-144.

6. Sahaeva S.I. Ob opyte formirovanija IT-kompetencij u studentov special'nosti «Prikladnaja informatika (v dizajne)/C.I. Sahaeva//Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2015. -№3.-S.111-115.

7. Sahaeva S.I. Informacionnye tehnologii kak odin iz instrumentov podgotovki bakalavrova special'nosti «Prikladnaja informatika (v dizajne) v KazGUKI/C.I. Sahaeva//Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2015. -№ 1. -S. 91-94.

8. Sahaeva S.I. Setevye tehnologii kak sostavljajushhie sovremennogo vuza//Uchenye zapiski ISGZ. -2014. -№1(2). -S.337-342

9. FGOS VPO. [Jelektronnyj resurs] -URL:http://www.gnesin-academy.ru/userphoto/File/UMO/071600GFOS Estrada_b.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.