Научная статья на тему 'Особенности формирования IT-компетенций у студентов музыкальных специальностей'

Особенности формирования IT-компетенций у студентов музыкальных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IT-КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКАЯ / ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ / IT-COMPETENCE / COMPETENCE GRAPHICS / GRAPHIC SKILLS / ASSESSMENT OF FORMATION OF COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахаева С.И.

В работе исследованы вопросы формирования IT-компетенций у студентов музыкальных специальностей: баян, джаз, народное пение, эстрадный оркестр. Раскрыты составляющие IT-компетенции, такие как информационно-коммуникационная, пользовательская, графическая. Исследованы методики формирования информационно-коммуникационной, графической, пользовательской компетенции на основе практических примеров, оценена их эффективность на основе эксперимента. Проведен статистический анализ уровня сформированности IT-компетенций студентов по направлениям подготовки: «Музыкальное искусство эстрады», «Музыкальноинструментальное искусство». Результаты визуализированы в виде таблиц и диаграмм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сахаева С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION IT- COMPETENCiES of students of music specialities

This article analyzes the experience of formation of IT-competencies for students specialties "Musical variety art", "Musical Instrument art." The paper presents the most popular types of labor market ITcompetences: graphical, user, and information and communication competence; Revealed indicators to measure each type of IT-competencies of students of musical specialties, disciplines studied here ("music", "Modern information technology: computer science", "Modern Information Technologies: Music and Information Technologies") aimed at their formation. Studied the formation of the components of ITcompetences on a discipline example "music", widely read in the second year for the bachelor specialty "Musical variety art" in the KSU. It is shown how to improve the level of formation of components of the graphics, custom, information and communication competence in reading block "Development of musical and intellectual tools", "Musical Acoustics", "Processing of musical sound. Notation ", the authors used interdisciplinary communication with the natural sciences: mathematics and physics (section: binary system, mathematical logic, theory of oscillations and spectral analysis of sound, musical acoustics, etc.), And professional disciplines:" Piano " "Occupation", "Solfeggio", "Fundamentals of the musical art therapy", "History of Music (foreign and Letter of)." The influence of inter-subject relationship to the level of assimilation of the main sections of discipline "Musical Informatics" on the basis of hope, a landmark and final control predstavlennayaa in a chart. The level of formation of ITskills obtained in the study subjects, "music", "Modern information technology: computer science", "Modern Information Technologies: musical in-formation technology" based on statistical processing of the experimental results vyyavshy improving IT-skills at 16% and the level of skill on the IT25%. The assessment of the level of development of IT competencies, based on the theory and competencies S.Torp D.Klifford students and music majors in 2015. The main research methods: observation; testing; Profiles; Analysis of creative works of students; Analysis of educational materials for professional disciplines. To assess the level of unconscious and conscious incompetence survey methods used for the last two tests have been developed and creative tasks. Analysis of the results obtained above reveals further ways of improving IT-competences of students of musical specialties and identify areas for optimization and individualization of the learning process and improve the quality of education.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования IT-компетенций у студентов музыкальных специальностей»

УДК 378.1

С.И.Сахаева

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ IT-КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В работе исследованы вопросы формирования IT-компетенций у студентов музыкальных специальностей: баян, джаз, народное пение, эстрадный оркестр. Раскрыты составляющие IT-компетенции, такие как информационно-коммуникационная, пользовательская, графическая. Исследованы методики формирования информационно-коммуникационной, графической, пользовательской компетенции на основе практических примеров, оценена их эффективность на основе эксперимента. Проведен статистический анализ уровня сформированности IT-компетенций студентов по направлениям подготовки: «Музыкальное искусство эстрады», «Музыкально- инструментальное искусство». Результаты визуализированы в виде таблиц и диаграмм.

Ключевые слова: IT-компетенции, информационно-коммуникационная компетенция, пользовательская, оценка уровня сформированности компетенций.

Sakhaeva S.I.. FEATURES OF FORMATION IT- COMPETENCIES OF STUDENTS OF MUSIC SPECIALITIES

This article analyzes the experience of formation of IT-competencies for students specialties "Musical variety art", "Musical Instrument art." The paper presents the most popular types of labor market IT- competences: graphical, user, and information and communication competence; Revealed indicators to measure each type of IT-competencies of students of musical specialties, disciplines studied here ("music", "Modern information technology: computer science", "Modern Information Technologies: Music and Information Technologies") aimed at their formation. Studied the formation of the components of IT- competences on a discipline example "music", widely read in the second year for the bachelor specialty "Musical variety art" in the KSU. It is shown how to improve the level of formation of components of the graphics, custom, information and communication competence in reading block "Development of musical and intellectual tools", "Musical Acoustics", "Processing of musical sound. Notation ", the authors used interdisciplinary communication with the natural sciences: mathematics and physics (section: binary system, mathematical logic, theory of oscillations and spectral analysis of sound, musical acoustics, etc.), And professional disciplines:" Piano " "Occupation", "Solfeggio", "Fundamentals of the musical art therapy", "History of Music (foreign and Letter of)." The influence of inter-subject relationship to the level of assimilation of the main sections of discipline "Musical Informatics" on the basis of hope, a landmark and final control predstavlennayaa in a chart. The level of formation of IT- skills obtained in the study subjects, "music", "Modern information technology: computer science", "Modern Information Technologies: musical in-formation technology" based on statistical processing of the experimental results vyyavshy improving IT-skills at 16% and the level of skill on the IT- 25%.

The assessment of the level of development of IT competencies, based on the theory and competencies S.Torp D.Klifford students and music majors in 2015. The main research methods: observation; testing; Profiles; Analysis of creative works of students; Analysis of educational materials for professional disciplines. To assess the level of unconscious and conscious incompetence survey methods used for the last two tests have been developed and creative tasks. Analysis of the results obtained above reveals further ways of improving IT-competences of students of musical specialties and identify areas for optimization and individualization of the learning process and improve the quality of education.

Keywords: IT-competence, competence graphics, graphic skills, graphic skills, assessment of formation of competence.

Современные тенденции развития информационного общества требуют от выпускников музыкальных специальностей наличие профессиональных компетенций соответствующих современному уровню развития информационных технологий. В соответствии с ФГОС по направлениям подготовки: 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады» (профиль «Эстрадно-джазовое пение»), 53.03.02 «Музыкально- инструментальное искусство» (профиль «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты») учебный план этих специальностей включают такие дисциплины, как «Музыкальная информатика», «Современные информационные технологии: информатика», «Современные информационные технологии: музыкально-информационные технологии», которые тесно связаны с другими областями знаний. Результаты, которые должны быть получены при освоении этих дисциплин, тесно связаны с IT-компетенцией и определяются следующими основными профессиональными и общекультурными компетенциями:

• способностью и готовностью собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-1);

• способностью и готовностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества; использованием для решения коммуникативных задач современные

технические средства и информационные технологии; знанием основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией; способностью и готовностью работать с традиционными носителями информации (ОК-6);

• способностью и готовностью приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-11);

• способностью и готовностью к овладению музыкально-текстологической культурой, к углубленному прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста (ПК-6);

• способностью и готовностью к постижению закономерностей и методов исполнительской работы над музыкальным произведением, норм и способов подготовки произведения, программы к публичному выступлению, студийной записи, задач репетиционного процесса, способов и методов его оптимальной организации в различных условиях (ПК-8);

• способностью и готовностью к музыкальному исполнительству в концертных, театральных и студийных условиях, работе с режиссером, звукорежиссером и звукооператором, к использованию в своей исполнительской деятельности современных технических средств: звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры (ПК-15); и др. [6].

Ниже автором представлены наиболее востребованные на рынке труда виды IT-компетенций: графическая, пользовательская и информационно-коммуникационная компетенции; раскрыты показатели оценки каждого вида IT-компетенций студентов музыкальных специальностей, исследованы наименования дисциплин направленных на их формирование (Таблица 1,Таблица 2, Таблица 3) [2]. Объектами профессиональной деятельности выпускников «Музыкальное искусство эстрады», «Музыкально-инструментальное искусство» в современном информационном обществе являются:

• данные, информация, знания;

• прикладные и информационные процессы;

• прикладные информационные ресурсы;

Все эти объекты, как правило, связаны с графическим контентом и, в соответствии с ФГОС, студент-музыкант сегодня должен обязательно уметь работать с ним. Графическая компетенция предполагает изучение обработки огромного диапазона графических изображений. Компонентами графической компетенции являются: графическая грамотность, графические знания, графические умения, графические навыки. Цель графической компетенции обусловлена спецификой профессиональной деятельности музыканта. Понятие графической компетенции включает в себя набор полномочий выпускников выполнять графические действия, для осуществления профессиональной деятельности музыканта, способствующих личностному развитию обучающихся в условиях образовательного процесса вуза. Например, графическая обработка музыкальной информации, представление ее в виде нотного текста, сохраняемым в файле нотным редактором c возможностью быть воспроизведенной в «твердой» копии для непосредственного исполнения или в виде звукового файла (например, с расширениями MID, FTM, ETF музыкального редактора Finale), проигрываемого непосредственно компьютером [1].

Таб. 1

Вид IT-компетенции Наименование дисциплин Показатели

Графическая Экономика, Музыкальная педагогика, Музыкальная психология, Музыкальный менеджмент, Основы музыкальной арт-терапии, Музыкальная информатика, Современные информационные технологии: информатика Осознание и осмысление значимости графической подготовки для решения конкретных учебно-профессиональных задач; формирование готовности осуществлять профессиональную деятельность, реализуя в ней приобретенный графический потенциал; формирование особого типа мышления, предполагающего в основе хорошо развитое пространственное мышление, предопределяющее творческий потенциал выпускника; формирование мотивационно-ценностного отношения к необходимости развития профессионально-личностных качеств и способностей средствами графической подготовки; владение необходимым объемом графических знаний, умений и навыков,

взятых в единстве и взаимодействии с профессиональной направленностью

Или граф ическая обработка данных, отражающих теоретические и практические аспекты

методики исполнительства, текстов-схем, характеризующих компоненты музыкальных форм, текстов схемосимволов (например, анализ гармонических последовательностей) и др. С понятием графической, информационно-коммуникационной и пользовательской компетенциями связаны обработка тембровых компонент, обусловленных волновым синтезом звука, программами - Avid Sibelius 7.5.0, Steinberg Cubase 5.1 Portable; обработка программами видеомонтажа видеорядов, несущих визуализацию видимых процессов музыкальной практики: исполнение, дирижирование, импровизация, учебный процесс (репетиции), мастерклассы преподавателей; создание учебных материалов по музыкальной практике в MS Office (Word, Excel, Power Point).

Исследуем формирование компонент IT- компетенций на примере дисциплины «Музыкальная информатика», читаемой на втором курсе для бакалавров специальности «Музыкальное искусство эстрады» в КазГИК. В этой дисциплине изучаются принципы накопления, хранения и обработки информации музыкального характера (музыкальные произведения, литература о музыке, информация в форме музыкальных фонограмм). Курс базируется на изучении информационных технологий обработки музыкальной информации, где в качестве инструментария выступает персональный компьютер. Для улучшения уровня сформированности компонентов графической, пользовательской, информационно-коммуникационной компетенций при чтении блока «Освоение музыкально-интел-лектуального инструментария», «Музыкальная акустика», «Обработка музыкального звука. Нотная запись», автором использовались межпредметные связи с естественно-научными дисциплинами: математика и физика (разделы: двоичная система счисления, математическая логика, теория колебаний и спектральный анализ звука, музыкальная акустика и др.), и с профессиональными дисциплинами: «Фортепиано», «Специальность», «Сольфеджио», «Основы музыкальной арт-терапии», «История музыки (зарубежной и отчественной)». Так как познавательная деятельность музыканта связана с ассоциациями, автором предлагалась корреляция изучаемых вопросов с образными формами, сопровождающимися звуковыми и визуальными иллюстрациями. Использование разнообразных тем из различных областей знаний при выполнении индивидуальных практических заданий, связанных с применением изученных компьютерных программ (компьютерная аранжировка фрагмента музыкальной композиции, нотный набор, редактирование аудиозаписи и т.п.) прекрасно формируют широкий спектр мыслительных операций студентов, необходимых для творческой работы. Так, для формирования пользовательской компетенции при освоении облачного офиса, совместной работы с документами Google, можно предложить создать проект в виде презентации Google на темы «Влияние музыки на здоровье человека», «Музыка и экология», «Влияние современной музыки на поведение животных», «Музыка и здоровый образ жизни». Сама дисциплина перестает быть изолированной и приобретает более широкий смысл и интегрируется с другими областями знаний современного информационного общества, а использование предложенных тем проектов помогает формировать информационную культуру будущего специалиста музыкальной сферы.

Рис. 1.

Оценка влияния межпредметных связей на уровень усвоения разделов дисциплины «Музыкальная информатика» проводилась на основе рубежного и итогового контроля и представлена на Рисунке 1. Надо отметить, что при работе над проектами необходимо использовать и активные методы обучения, которые способствуют лучшему усвоению материала и заставляют максимально концентрироваться над поставленной задачей и настроиться на творческую волну [3].

Таб. 2

Вид IT- компетенции Наименование дисциплин Показатели

Информаци-онно-комму-никационная Экономика, Педагогика, Психология, Музыкальная педагогика, Музыкальная психо логия, Музыкальный мене джмент, Основы музыкальной арт-терапии, Музыкальная информатика, Современные информационные технологии: информатика Использование основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; готовность работать с компьютером как средством управления информацией; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, создание гипертекстовых документов с использованием Web-редакторов, языка разметки гипертекста HTML, PHP, использование сценариев JavaScript, ориентирование в информационных ресурсах; анализ и оценка информации с позиции ее свойств и значимости; публикация Web-сайта в сети Интернет и индексация в поисковых системах; использование информационных и коммуникационных технологий для построения открытой системы образования; проектирование, разработка и использование в образовательном процессе информационных ресурсов учебного назначения; использование дистанционных технологий в образовании как средства расширения информационного образовательного пространства

Исследование уровня сформированное™ IT-навыков и умений, полученных при изучении дисциплин: «Музыкальная информатика», «Современные информационные технологии: информатика», «Современные информационные технологии: музыкально-информационные технологии» и др. проводилась на основе сетевого анкетирования студентов с помощью Документов Google, тестирования, анализа творческих работ студентов [4].

Таб. 3

Вид IT- компетенции Наименование дисциплин Показатели

Пользовательская Экономика, Педагогика, Психология, Музыкальная педагогика, Музыкальная психология, Музыкальный менеджмент, Основы музыкальной арт-терапии, Музыкальная информатика, Современные информа- Представление материала со сложной структурой с использованием средств ИТ; Знание классификации программного обеспечения и области применения каждого вида программ; умение работать с файлами в популярных операционных системах; владение текстовыми редакторами Microsoft Offi ce и Open Office; владение презентационными пакетами Microsoft Office и Open Office: разработка образцов слайдов, создание сложной анимации, работа с траекторией, настройка гиперссылок и

ционные технологии: информатика

всплывающих подсказок; владение табличными редакторами в Mic rosoft Office и Open Office: работа с листами, вставка формул, форматирование, создание диаграмм; владение СУБД;

использование мультимедиа и коммуникационных технологий для реализации активных методов обучения и самостоятельной деятельности; использование техники аудиовизуальных и интерактивных средств обучения._

На основе статистической обработки результатов эксперимента было выявлено, что благодаря изложенным выше методикам наблюдается повышение уровня 1Т-навыков на 16%, а уровня 1Т- умений на 25%.

Сегодня в соответствии со стандартом Европейского образования ^-компетенции относятся к «ядерным компетенциям», т.е. к «национальным ключевым квалификациям», однако в связи со сложностью подходов формирования компетенций в области информационных технологий вопрос пока еще остается недостаточно изученным. Автором была проведена оценка уровня сформированное™ ^-компетенций на основе теории компетентностей С.Торпа и Дж.Клиффорда, позволяющей оценить ступень научения каждого студента (бессознательная некомпетентность, осознанная некомпетентность, осознанная компетентность, бессознательная компетентность) [5].

Предполагая, что компетенции формируются и проявляются в деятельности, с помощью методов математической статистики была проведена оценка уровня сформированности ^-компетенций студентов музыкальных специальностей в 2015 году (Рис. 2).

80 70 60 50 40 30 20 10 0

□ Информационно-коммуникационная

□ Пользовательская

□ Графическая

Рисунок 2. Результаты оценки уровня сформированности 1Т-компетенций студентов музыкальных специальностей (2015 г.)

В качестве основных методов исследования использовались: наблюдение; тестирование; анкетирование; анализ творческих работ студентов; анализ учебно-методической литературы по профессиональным дисциплинам. Для оценки уровня бессознательной и осознанной некомпетентности использовались методы анкетирования, для двух последних были разработаны специальные тесты и творческие задания.

Таким образом, использование теории компетентностей С.Торпа и Дж. Клиффорда позволяют оценить динамику формирования 1Т-компетенций студентов музыкальных специальностей. Анализ полученных выше результатов позволяет выявить дальнейшие пути повышения уровня 1Т-компе-тенций с помощью использования межпредметных связей, деловых игр, творческих заданий, огромного спектра интерактивных методов обучения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что применение предложенных критериев оценки не только позволяют модернизировать образовательный процесс, но и активизировать мышление студентов специальностей «Музыкальное искусство эстрады», «Музыкально-инструментальное искусство» и сформировать творческий потенциал.

Литература

1.Кобзева В.В. Графическая компетенция как составляющая профессиональной компетентности будущих техников-программистов/ В.В. Кобзева// Вестник ЮУрГУ, 2014.-Том 6, №4- С.112-119.

2. Лейбов А.М., Осокина О.М. Критерии и показатели оценки уровня сформированное™ ГГ-компетенций студентов ФТП и ТЭФ//Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения: Труды Всерос. научн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Гуманитарные и экономические науки. -Новокузнецк: СибГИУ. - 2012. - С.171-175

3. Сахаева С.И. Активные методы обучения как один из аспектов подготовки специалистов социогуманитарной сферы /С.И.Сахаева //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2014.-№1.-С.77-80.

4.Сахаева С.И. Облачные сервисы как инструмент переподготовки специалистов социогуманитарной сферы/С.И. Сахаева//Ученые

записки ИСГЗ, 2015. -№ 1. - С.478-483

5.Торп С., Клиффорд Дж. Коучинг: руководство для тренера и менед-жера. - СПб: Питер, 2004. - С.26-27

6.ФГОС ВПО. [Электронный ресурс] -URL:http://www.gnesin-academy.ru/userphoto/File/UMO/071600GF OSEstrada b.pdf.

1. Kobzeva V.V. Graficheskaja kompetencija kak sostavljajushhaja professional'noj kompetentnosti budushhih tehnikov-programmistov/ V.V. Kobzeva// Vestnik JuUrGU, 2014.-Tom 6, №4- S.112-119.

2. Lejbov A.M., Osokina O.M. Kriterii i pokazateli ocenki urovnja cformirovannosti IT-kompetencij studentov FTP i TJeF//Nauka i molodezh': problemy, poiski, reshenija: Trudy Vseros. nauchn. konf. studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. Gumanitarnye i jekonomicheskie nauki. - Novokuzneck: SibGIU. - 2012. - S. 171-175

3. Sahaeva S.I. Aktivnye metody obuchenija kak odin iz aspektov podgotovki specialistov sociogumanitarnoj sfery /C.I.Sahaeva //Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2014.-№1.-S.77-80.

4. Sahaeva S.I. Oblachnye servisy kak instrument perepodgotovki specialistov sociogumanitarnoj sfery/C.I. Sahaeva//Uchenye zapiski ISGZ, 2015. -№ 1. - S.478-483

5. Torp S., Klifford Dzh. Kouching: rukovodstvo dlja trenera i mened-zhera. - SPb: Piter, 2004. - S.26-27

6. FGOS VPO. [Jelektronnyj resurs] -URL:http://www.gnesin-academy.ru/userphoto/File/UM0/071600GF 0SEstrada_b.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.