Также исследования показали, что имеются существенные индивидуальные различия в параметрах, характеризующих психическое состояние тестируемых. Следовательно, индивидуальные различия в психическом состоянии студентов необходимо учитывать при организации дидактического процесса.
Чтобы предотвратить психические перегрузки обучающихся, необходимо учитывать ограничения на их функциональное состояние, которые можно записать в виде:
ПН < ПН*, (2)
где ПН - психическое напряжение; ПН* - предельно допустимая величина психических перегрузок.
Разработана методика и проведено исследование психического состояния студентов в условиях реального дидактического процесса.
Установлено, что студенты в ходе реального дидактического процесса испытывают существенные психические перегрузки.
Выявлено, что существуют существенные индивидуальные различия в психическом состоянии студентов от отсутствия нервно-эмоциональных нагрузок до их экстремальных значений, а это требует введения ограничений на величину, характеризующую функциональное состояние обучаемых.
Перспективами дальнейших исследований является разработка способов и средств функциональной диагностики студентов как в условиях традиционного дидактического процесса, так и с использованием информационных технологий. Также необходимо определить предельно допустимую величину психических перегрузок студента ПН*, что позволит избежать ряда негативных последствий, а также будет способствовать выполнению задач гуманизации образования и значимости личности обучающегося.
Литература
1. Балабанова Л.М. Категория нормы и психологии студенческого возраста (теоретико-методологический аспект). Харьков: Консум, 1999. 240 с.
2. Меняйленко О.С., Монастирна Г.В., Кутепова Л.М., Дависюба О.В. Методи функцюнально! дiагностики в умовах шформацшних технологш навчання // 1нформацшно-телекомунжацшш технологи в сучаснш освт: досв^ проблеми, перспективи. Зб. наук. праць. Львiв: ЛДУ БЖД, 2006. С. 363-368.
3. URL: http://rusnovosti.ru/posts/200198 (дата обращения: 06.03.2016).
4. URL: http://nemesysco.com/ (дата обращения: 28.02.2016).
УДК 378.1
С.И.Сахаева
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИТОВ ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЫ
В работе исследовано использование ЭОР в образовательном пространстве КазГИК, оценено их влияние на формирование ИТ-компетенций при встраивании учебных курсов фирмы «1С» в рабочие программы дисциплин: «Информационные системы и технологии», «Интеллектуальные информационные системы», «Информационный менеджмент» по направлению подготовки «Прикладная информатика» в КГИК. Приведены методические рекомендации по применению системы Moodle и сервисов Гугл в создании ЭОР (Диск Гугл, Гугл Документы, Гугл Сайты, Календарь Гугл, Гугл Формы, Гугл Презентации) и ресурсов фирмы «1С» образовательном процессе КГИК.
Ключевые слова: «Прикладная информатика», учебные курсы фирмы «1С», продукты фирмы «1С», «1С: Предприятие 8.3», «1С: Предприятие 8. Работа с файлами», «1С: Предприятие 8. Управление торговлей», «1С: Управление небольшой фирмой 8», «1С: Гарант Правовая поддержка», ИТ- компетенции, электронные образовательные ресурсы.
Sakhaeva S.I. ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES AS A TOOL FOR TRAINING HUMANITARIAN
The basis of the modern e-learning is electronic learning resources. Thanks to the approval of the updated standards of higher education an opportunity to FSES 3+ incorporation of the company products "1C" in the educational programs of the specialty "Applied Informatics" and refining the language of IT competencies in KGIK. The most in demand in the labor market components of IT competencies are: OK 5 (use of information and communication technologies in professional activity), PC 2.2 (build information-logical models of objects), PC 2.3 (develop and publish the software and information industry focus resources to a static ., dynamic and interactive content on the basis of ready-made specifications and standards in the estimated effectiveness of the formation of these IT competencies by inserting "1C" company training courses: "Foundations of programming in the system" 1C: Enterprise 8.3 "," 1C: Enterprise 8.3 " . Working with data ";" "1C: Enterprise 8" Implementation and adaptation of application solutions ";." "1C: Enterprise 8" trade Management " in the curriculum areas of training" applied informatics " in KGIK study the level of formation of IT competencies. : OK 5, PC 2.2, PC 2.3 in the study subjects: "Information systems and technologies", "Intelligent Infor-mation systems",
"Information management" using the company's products "1C" on the network survey showed improvement in PC 2.2 is 29%, PC 2.3 to 34%; OK Level 5 to 38%. The paper presents the guidelines for the use of e-learning system Moodle using Google services and in the establishment of the ESM (Google Drive, Google Docs, Google Sites, Google Calendar, Google Forms, Google Presentations) and "1C" company resource education process KGIK.
Keywords: "Applied Informatics" training company "1C" products "1C", "1C: Enterprise 8.3", "1C: Enterprise 8. Working with Files," "1C: Enterprise 8. Trade Management", "1C: Managing a small firm 8"," 1C: guarantees of legal support ", IT competence and electronic educational resources, educational process KGIK.
Развитие информационных технологий обусловило появление новой формы образования -электронное образование (e-learning), то есть обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий. Основой электронного образования являются электронные образовательные ресурсы [1]. Под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме (ГОСТ 52653-2006), для использования которого необходимы средства вычислительной техники. В общем случае образовательный ресурс (ЭОР) включает в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. В соответствии с востребованностью на рынке труда ИТ-специалистов владеющих продуктами фирмы «1С», в подготовке по направлению «Прикладная информатика» в КГИК, автором в учебном процессе использовались система Moodle и сервисы Гугл в создании ЭОР (Диск Гугл, Гугл Документы, Гугл Сайты, Календарь Гугл, Гугл Формы, Гугл Презентации) и электронные ресурсы фирмы «1С». В 2015 г. Минобрнауки утвердила методические рекомендации «По актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов» и «По разработке основных профессиональных образовательных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов» (22.01.2015 №ДЛ-2/05вн, № ДЛ-1/05вн). Появилась возможность встраивания сертифицированных учебных курсов фирмы «1С»: «Азы программирования в системе «1С: Предприятие 8.3»»; ««1С: Предприятие 8.3». Работа с данными»; ««1С: Предприятие 8». Внедрение и адаптация прикладного решения»; ««1С: Предприятие 8» Управление торговлей», в образовательную программу направления подготовки «Прикладная информатика» в КГИК. Дисциплины: «Информационные системы и технологии», «Интеллектуальные информационные системы», «Информационный менеджмент» играют важную роль в формировании ИТ-компетенций бакалавров для направления подготовки «Прикладная информатика» в КГИК. При встраивании следует ориентироваться на базовый список общекультурных и других компетенций, с дополненными копметенциями с учетом актуальных потребностей рынка. Наиболее востребованными на рынке труда компетенциями являются: ОК 5 (использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности), ПК 2.2 (создавать информационно-логические модели объектов), ПК 2.3 (разрабатывать и публиковать программное обеспечение и информационные ресурсы отраслевой направленности со статическим, динамическим и интерактивным контентом) [7]. Для формирования перечисленных ИТ- компетенций в перечисленных выше дисциплинах автором использовались система Moodle и сервисы Гугл в создании ЭОР (Диск Гугл, Гугл Документы, Гугл Сайты, Календарь Гугл, Гугл Формы, Гугл Презентации), а также электронные ресурсы и продукты фирмы «1С»: «1С: Предприятие 8.3», «1С: Предприятие 8. Работа с файлами», «1С: Управление небольшой фирмой 8», «1С: Гарант Правовая поддержка» [2]. Например, при изучении дисциплины «Информационный менеджмент» благодаря созданию в системе Moodle электронных ресурсов «Электронный курс» с использованием электронных ресурсов фирмы «1С»: «1С: Управление небольшой фирмой 8», «Тест», студенты могли наглядно учиться основам оперативного учета, контроля, анализа и планирования на примере некой созданной ими небольшой дизайн - студии. С помощью электронного ресурса фирмы «1С»: «1С: Гарант Правовая поддержка» студенты специальности «Прикладная информатика» могли визуально познакомиться с различными видами правовой и экономической информации по тематике бухгалтерский учет, налоги и предпринимательство. Изучение основ создания экспертных систем при освоении дисциплины «Интеллектуальные информационные системы» с помощью практического пособия разработчика, включающего практические примеры и типовые приемы, учебной платформы в «1С: Предприятие 8.3», с использованием версии «1С: Предприятие 8.3» для обучения программированию позволяло студентам более глубоко понять сущность баз знаний, которыми приходиться оперировать менеджеру, а так же выявить направление выработки решения. Исследование уровня сформированности ИТ-компетенций: ОК 5, ПК 2.2, ПК 2.3 при изучении дисциплин: «Информационные системы и технологии (модуль «Информационные технологии»)», «Интеллектуальные информационные системы», «Информационный менеджмент» при использовании электронных ресурсов и продуктов фирмы «1С» на основе сетевого анкетирования выявило улучшение ПК 2.2 на 29%, ПК 2.3 на 34%; уровня ОК 5 на 38%.
Табл. 1.
Критерии и показатели эффективности образования студентов в КГИК на основе продуктов фирмы «1С»
Критер ии Показатели
Организационный - наличие методик обучения, направленных на повышение эффективности образования студентов на основе продуктов фирмы «1С» -соответствие имеющихся возможностей в вузе для достижения цели повышения эффективности образования студентов на основе продуктов ф1фМЫ «1С» - системность и комплексность применения средств продуктов фирмы «1С»
Содержательный - полнота отражения учебного материала в УМ К Л (УМК); - степень новизны учебного материала и его корреляция с севр зленными информационными технологиями и продуктами фирмы «1С»: - отражение в УМКД (УМК) вариантов использования мультимедийных средств и продуктов ф1фмы «1С» в учебном процессе; - соответствие содержания учебных дисциплин потребностям предстоящей профессиональной деятельности;
Результативный - темп усвоения знаний и прироста результатов; - уровень совершенствования информационных знаний и умений; - качество и прочность усвоенных знаний.
Автором была также осуществлена оценка эффективности образовательного процесса в КГИК при встраивании продуктов фирмы «1С» в образовательную программу направления подготовки «Прикладная информатика». В качестве основных методов исследования использовались анкетирование; беседа; интервью; педагогическое наблюдение; анализ результатов деятельности; обобщение педагогического опыта. В опытно-экспериментальном исследовании участвовало 24 респондента: из них 12 - в экспериментальной, 12 - в контрольной группах [3]. В ходе исследования были оценены критерии и показатели оценки эффективности образования студентов специальности «Прикладная информатика» в КГИК на основе продуктов фирмы «1С»: организационный, содержательный, результативный (Табл.1). Критерии характеризовались тремя основными показателями; каждый из показателей измерялся и оценивался по собственной шкале, при этом общим для этих шкал являлась возможность интерпретации данных в виде единой уровневой системы - низкий уровень (3,03,5 балла), средний уровень (3,6-4,5 балла), высокий уровень (4,6-5,0 балла). Предполагалось, что теоретической моделью распределения полученных в результате эксперимента данных является нормальный закон распределения, так как полученные в результате анализа случайные величины представляют собой суммы большого числа слабо зависимых слагаемых. Математическая обработка средних баллов осуществлялась с помощью инструмента анализа данных - описательная статистика из пакета программного обеспечения Microsoft Excel 2007 [31.
4,5 п
2 '3 \ Б 2,5 ■ л 15 . - 0,5 -f тыы . О Экспериментальная группа J п Контрольная группа
А* К > Ъ w & é # W ^ , т ^ шг ir Ш Sfi А? А® / -ж 0 Ш Ж Ш Ш и* Замерь;
Рис.1. Динамика результатов исследования в контрольной и экспериментальной группах.
Статистический анализ критериев и показателей дал возможность оценить уровень эффективности образования студентов КГИК при встраивании учебных курсов фирмы «1С» с использованием электронных образовательных ресурсов и продуктов фирмы «1С» благодаря интерпретации уровня полученного среднего оценочного балла по совокупности критериев [5].
Анализ результатов исследования показал положительную динамику оценочных показателей в контрольной и экспериментальной группах. Причем из приведенных данных видно, что показатели, полученные студентами, в экспериментальной группе на 18% выше, чем в контрольной, что позволяет подтвердить повышение эффективности образования студентов КГИК благодаря встраиванию учебных курсов фирмы «1С» в рабочие программы дисциплин: «Информационные системы и технологии (модуль «Информационные технологии»)», «Интеллектуальные информационные системы», «Информационный менеджмент» [6].
Анализируя вышесказанное можно рассмотреть основные рекомендации по организации учебного процесса в КГИК с использованием системы Moodle и сервисов Гугл в создании ЭОР (Диск Гугл, Гугл Документы, Гугл Сайты, Календарь Гугл, Гугл Формы, Гугл Презентации) и электронных образовательных ресурсов фирмы «1С». Они, прежде всего, должны быть направлены на разработку учебно-методических комплексов с использованием системы Moodle, электронных ресурсов и продуктов фирмы «1С» для проведения учебных занятий; индивидуализацию и дифференциацию обучения; обеспечение планирования электронного обучения на основе взаимодействия с информационными ресурсами фирмы «1С»; выработку умения понимания и интерпретации информации, а также на создание обратной связи между студентом и преподавателем, позволяющей контролировать промежуточные и конечные результаты обучения [7].
Литература
1. Башмачников, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем/ А.И. Башмачников, И.А.Башмачников - М.: Филинъ, 2003. - 616 с.
2. Сахаева С.И. Об опыте формирования IT-компетенций у студентов специальности «Прикладная информатика (в дизайне)/С.И. Сахаева//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2015.-№3.-С.111-115.
3. Сахаева С.И. Информационные технологии как один из инструментов подготовки бакалаврова специальности «Прикладная информатика (в дизайне) в КазГУКИ/С.И. Сахаева//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2015. -№ 1. -С. 91-94.
4. Сахаева С.И. Сетевые технологии как составляющие современного вуза.//Ученые записки ИСГЗ. -2014. -№1(2). -С.337-342
5. Сахаева С.И. Социогуманитарная сфера в призме информационных технологий.//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. -2013. -№4. -С.113-115.
6. Сахаева С.И. «1С: Физика» как один из инструментов подготовки бакалавров специальности «Прикладная информатика (в дизайне) в КГУКИ//Новые информационные технологии в образовании: Применение технологий «1С» для повышения эффективности деятельности организаций образования: Сборник научных трудов Четырнадцатой Международной научно-практической конференции "Применение технологий "1С" для повышения эффективности деятельности организаций образования". -М., 2014. -С. 315-317
7. Сахаева С.И. Продукты фирмы «1С» как инструмент формирования ИТ-компетенций бакалавров специальности «Прикладная информатика (в дизайне) в КГИК//Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. «Применение технологий «1С» в условиях модернизации экономики и образования», Москва, 2-3 февраля 2016 г. -М., 2016. -С.141-144.
УДК 908
Р.Г.Шамсутдинова, Е.М.Шувалова
«МЕЖ ДВУХ ОГНЕЙ»: ИЗ ИСТОРИИ КОНФЛИКТА В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ СЕРЕДИНЫ 1920-Х ГОДОВ
В статье на основе анализа литературных источников и документальных материалов рассматриваются проблемы содержания, методов, форм, средств в организации воспитания дисциплинированности школьников первой ступени в середине 20-х годов XX века. Особая роль в этот период отводилась работе школы, учителя, являющихся важным звеном в социализации учащихся в коммунистическом духе.
Ключевые слова: дисциплина, воспитательная работа школы, школьное самоуправление, положение учителя
R.G.Shamsutdinova, E.M. Shuvalova «BETWEEN TWO FIRES»: FROM THE HISTORY OF THE CONFLICT IN THE SOVIET SCHOOL MID 1920-IES
In the article on the basis of literature analysis and documentary material discusses the content, methods, forms, aids in the organization of education discipline of students of the first stage in the mid 20-ies of XX century. A special role