4. Зарайченко В.Е. Воспитание культуры межнационального общения студентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ukrdeti.com/firstforum/b32.html
5. Омарова О.Н. Воспитание культуры межнационального общения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rae.m/fs/?artidejd
УДК 378.1
С.И.Сахаева
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАЗГИК
В статье рассмотрены вопросы использования электронных образовательных ресурсов и их роль в повышения качества образовательного процесса в КГИК. Рассмотрено использование Moddle как инструмента создания единого образовательного пространства для преподавателей и студентов в рамках курса «Информационные технологии» для профиля подготовки «Руководство любительским театром».
Ключевые слова: образовательный процесс, электронное образование, дистанционное обучение, ИТ-компетенции, образовательная среда, интерактивные методы обучения, система электронного обучения Moodle.
Sakhaeva S.I. FEATURES OF THE USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN KSIC
The article discusses the use of electronic educational resources and their role in improving the quality of educational process in KSIC. In accordance with the demand on the labor market of IT professionals who own the humanitarian sphere of ICT, the author has developed the course "Information Technology" for the preparation of bachelors Profile of "Guide amateur theater" in the Moodle e-learning system in KSIC. The discipline of "Information Technology", play an important role in shaping the IT competencies for undergraduate training profile "Guide amateur theater" in KSIC, such as: the ability to self-searching, processing, analysis and evaluation of professional information, acquire new knowledge, using modern educational and information technology; possession of skills from the theoretical and empirical information, the ability to find, study and analyze scientific information on the subject of study; the ability to prepare and conduct research projects using the knowledge of fundamental and applied sciences in the field of folk art culture. To improve the efficiency of formation of competences listed authors used a single educational space for students and teachers as part of the course "Information Technology" in Moodle e-learning system in KSIC. The author was also carried out assessment of the effectiveness of the educational process in KSIC by inserting the EER into the course "Information Technology" for the preparation of the profile "Guide amateur theater." In the study, criteria and indicators for evaluating the effectiveness of education students were evaluated for profile training "Guide amateur theater" based on the EER: organizational, informative, productive. Analysis of the results of the study showed the positive dynamics of performance indicators in the control and experimental groups. Analyzing the above, you can see the basic guidelines for the organization of educational process in KSIC using Moodle. They are, first and foremost, should be aimed at the development of the EER and the integration of single electronic educational space KSIC for full-time, distance learning, as well as refresher courses for the training sessions.
Keywords: educational process, e-learning, distance learning, IT competency, educational environment, interactive teaching methods, e-learning system Moodle.
Развитие информационных технологий обусловило появление новой формы образования -электронное образование (e-learning), то есть обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий. Основой электронного образования являются электронные образовательные ресурсы [1]. Под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме (ГОСТ 52653-2006), для использования которого необходимы средства вычислительной техники [2]. В общем случае образовательный ресурс включает в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [3]. В соответствии с востребованностью на рынке труда ИТ-специалистов гуманитарной сферы, владеющих ИКТ, автором была подготовлен курс «Информационные технологии» для направления подготовки НХК, профиль «Руководство любительским театром» в системе электронного обучения Moodle в КГИК. В 2015 г. Ми-нобрнауки утвердила методические рекомендации «По актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов» и «По разработке основных профессиональных образовательных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов» (22.01.2015 №ДЛ-2/05вн, № ДЛ-1/05вн) [6]. Появилась возможность модернизации традиционного учебного процесса с использованием ИКТ, облачных технологий, ЭОР благодаря встраиванию в единое учебное пространство программу направления подготовки НХК, профиля «Руководство любительским театром» в КазГИК. Дисциплина «Информационные технологии», играют важную роль в формировании ИТ-компетенций бакалавров для профиля подготовки «Руководство любительским театром» в КазГИК. Наиболее
востребованными для этого профиля подготовки на рынке труда компетенциями являются: способностью к самостоятельному поиску, обработке, анализу и оценке профессиональной информации, приобретению новых знаний, используя современные образовательные и информационные технологии (ОПК-2); владением навыками работы с теоретической и эмпирической информацией, способностью находить, изучать и анализировать научную информацию по тематике исследования (ПК-1); способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин в области народной художественной культуры (ПК-2) [9]. Для повышения эффективности формирования перечисленных компетенций автором использовалось единое учебное пространство для студентов и преподавателей в рамках учебного курса «Информационные технологии» в системе электронного обучения Moodle в КазГИК [4]. В системе электронного обучения Moodle имеется возможность обучать студентов дистанционно, что является актуальным для заочной формы обучения, а так же в случае если студент по тем или иным причинам не может присутствовать на занятии. Следует отметить, что основным критерием оценки усвоения курса является не способность студента просто воспроизвести или выучить лекционный текст, а выявления уровня возможностей применения полученных в результате обучения знаний на практике [1]. Это достигается сочетанием в Moodle таких структурных элементов как лекция, тест, задание, чат, форум, интерактивный элемент HotPot, страница, гиперссылка и др. Основным элементом курса является лекция, содержащая теоретический блок информации для освоения. В элементе лекция чередуются страницы с теоретическим материалом с тематическими заданиями и вопросами. Благодаря удобной структуре можно оценить не только уровень усвоения материала, но и принять решение о готовности студента к дальнейшим частям обучения и следующим лекциям. Автором ниже приведен структурный элемент лекция для курса «Информационные технологии» для профиля подготовки «Руководство любительским театром» в системе МоосИе в КазГИК (Рис.1).
В начало Курсы для обучения ИТ(Театр 3 сен) Введение в информационные системы и технологии. Основные понятия, классификация информационны» сис...
Редактировать страницу
Основные понятия, классификация информационных систем и технологий©
Просмотр Редактировать Отпеты Оценить эссе
Свойства информационных систем
Информационная система определяется следующими свойствами:
• ■ любая ИС может Выть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;
• ■ ИС является динамичной и развивающейся;
• ■ при построении ИС необходимо использовать системный подход;
• ■ выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения;
• ■ ИС следует воспринимать какчеловеко-компьютерную систему обработки информации.
Переход на следующую страницу
Рис.1. Страница структурного элемента лекция в Moodle в КазГИК.
Основные понятия, классификация информационных систем и технологий©
Просмотр Редактировать Отчеты Оценить эссе
Поздравления - лекция завершена
Показать оценки (только для студентов) Вериться к Информационные технологии Посмотреть оценки
Рис.2. Страница оценивания результата освоения материала в Moodle в КазГИК.
Надо отметить, что апробация теоретического материала ресурса лекция была осуществлена ранее на основе ЭОР - электронного учебника «Информационные технологии» написанного автором
НАВИГАЦИЯ 00
В начало
■ Моя домашняя страница ► Страницы сайта ▼ Текущий курс т ИЦТеатр 3 сем)
► Участники
► Значки
► Информация о курсе Учебно-методическое и
► информационное обеспечение к... Введение в информационные системы и технологии.
^ Основные понятия, классификация информационных сис...
для студентов гуманитарных специальностей в КазГИК.
Структурный элемент тест позволяет проводить тестирование студентов в процессе обучения, оценить уровень усвоения материала, допустить студента к следующей теме (промежуточный контроль), или для итогового контроля завершить процесс обучения (Рис.3).
НАВИГАЦИЯ ПО ТЕСТУ Вопрос 1 Опишите этапы развития ИТ
000000000 1—| Осталось попыток: 1 Ответ:
10 Балл: 1,00
Закончить попытку... Отметить Проверить
¡опрос
Начать новый просмотр # Редактировать
¡опрос
Рис.3. Пример теста итогового контроля для курса «Информационные технологии» в Moodle в КазГИК.
В Moddle можно реализовывать следующие типы тестовых заданий: в закрытой форме (множественный выбор); с выбором Да/Нет, верно/не верно; предполагающие короткий текстовый ответ; на соответствие; развернутый. Все вопросы хранятся в банке данных и могут использованы либо полностью в итоговом тестировании, или частично для определенной темы, для рубежного контроля [1]. Также вопросы из банка данных могут быть использованы и для другого курса. На прохождение теста можно установить несколько попыток, можно также сделать ограничение количества попыток, а также установить лимит времени на работу с тестом.
Ресурс задание позволяет преподавателю ставить самые разнообразные задачи для практической работы. Они могут требовать от студентов ответа в электронной форме, результатом выполнения задания может вложенный файл или письменный отчет в виде реферата или эссе.
Основные принципы работы с файловыми менеджерами
Прошу выполнить задание к зачету. Для этого перейдите по ссылке и откройте и откройте задание для выполнения.
Задание 1
Резюме оценивания
Участники 28
Ответы 0
ТреВуют оценки 0
Последний срок сдачи Понедельник, 30 Май 2016, 00:00
Оставшееся время Задание сдано
Просмотр/оценка всех ответов
Рис. 4. Внешний вид ресурса «Задание» в Moodle в КазГИК.
В Moodle у преподавателя имеется возможность проверить сданные студентами файлы или тексты, прокомментировать их, а при необходимости отправить на доработку соответствующих недочетов. Также можно сделать эти материалы доступными для обсуждения другими студентами, вследствие открытия общего доступа к ним [1]. В соответствии с выставленными настройками ресурса у студента имеется возможность неоднократного сдачи материалов по результатам проверки, что позволяет выстроить наиболее оптимальную траекторию обучаемого в соответствии с уровнем усвоения материала и добиться полного решения учебной задачи.
Чат позволяет добиться интерактивного обмена мнениями в виде дискуссий или консультаций со студентами в режиме реального времени.
Форум применяется для дискуссий, группирующимся по темам дисциплины в течение некоторого периода времени. С помощью форума можно усилить мотивацию к предмету, оживить процесс интересными темами, связанными с профессиональной деятельностью [1]. Целью дискуссии является оценка понимания материала, способности оценки корреляции теоретического материла с практическими задачами из профессиональной деятельности. Например, для привлечения интереса к преподаваемой дисциплине, во вводной части курса автором предлагается обсудить современные тенденции применения информационных технологий в театральной работе
Новостной форум
Главный новости и объявления
ДоЭавить новую тему
Обсуждение Начато Ответы
Информационные технологии в театральной работе Софья Исхаковна Сахаева 1
Рис.5. Внешний вид форума по дисциплине «Информационные технологии» в Moodle в КазГИК.
Современный дистанционный курс должен иметь продуманную структуру изложения материала, в нем нельзя перегружать по объему и сложности учебные блоки и задания для того, чтобы обеспечить максимальное усвоение материала.
Автором была также осуществлена оценка эффективности образовательного процесса в Каз-ГИК при встраивании ЭОР в курс «Информационные технологии» для профиля подготовки «Руководство любительским театром»
В качестве основных методов исследования использовались анкетирование; беседа; интервью; педагогическое наблюдение; анализ результатов деятельности; обобщение педагогического опыта. В опытно-экспериментальном исследовании участвовало 30 респондентов: из них 15 - в экспериментальной, 15 - в контрольной группах [3]. В ходе исследования были оценены критерии и показатели оценки эффективности образования студентов для профиля подготовки «Руководство любительским театром» на основе ЭОР: организационный, содержательный, результативный (Табл.1).
Табл. 1. Критерии и показатели эффективности образования студентов в КазГИК на основе ЭОР.
Критерии Показатели
Организационный -наличие методик обучения, направленных на повышение эффективности образования студентов на основе ЭОР; -соответствие имеющихся возможностей в вузе для достижения цели повышения эффективности образования студентов на основе ЭОР; -системность и комплексность применения средств ЭОР;
Содержательный - полнота отражения учебного материала в УМКД и его корреляция с ЭОР; -степень новизны учебного материала и его корреляция с ЭОР; - отражение в ЭОР интерактивных средств в учебном процессе; - соответствие содержания учебных дисциплин потребностям предстоящей профессиональной деятельности;
Результативный - темп усвоения знаний и прироста результатов; -уровень совершенствования информационных знаний и умений; - качество и прочность усвоенных знаний.
Критерии характеризовались тремя основными показателями; каждый из показателей измерялся и оценивался по собственной шкале, при этом общим для этих шкал являлась возможность интерпретации данных в виде единой уровневой системы - низкий уровень (3,0-3,5 балла), средний уровень (3,6-4,5 балла), высокий уровень (4,6-5,0 балла). Предполагалось, что теоретической моделью распределения полученных в результате эксперимента данных является нормальный закон распределения, так как полученные в результате анализа случайные величины представляют собой суммы большого числа слабо зависимых слагаемых. Математическая обработка средних баллов осуществлялась с помощью инструмента анализа данных - описательная статистика из пакета про-грамммного обеспечения Microsoft Excel 2007 [4]. Статистический анализ критериев и показателей дал
возможность оценить уровень эффективности образования студентов КГИК на основе ЭОР благодаря интерпретации уровня полученного среднего оценочного балла по совокупности критериев [5].
1С
□ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа
Рис.1. Динамика результатов исследования в контрольной и экспериментальной группах.
Анализ результатов исследования показал положительную динамику оценочных показателей в контрольной и экспериментальной группах. Причем из приведенных данных видно, что показатели, полученные студентами, в экспериментальной группе на 19% выше, чем в контрольной, что позволяет подтвердить повышение эффективности образования студентов КазГИК на основе ЭОР в рабочую программу дисциплины «Информационные технологии» [6].
Таким образом, виртуальное образовательное пространство Moodle предоставляет значительные возможности того, как можно совершенствовать преподавание дисциплины «Информационные технологии» для направления подготовки НХК, особенно в плане групповой совместной работы и интеграции разных форм деятельности для всестороннего улучшения ИКТ навыков и владения информационными технологиями в целом. Анализируя вышесказанное можно рассмотреть основные рекомендации по организации учебного процесса в КазГИК с использованием Moodle. Они, прежде всего, должны быть направлены на разработку ЭОР и их интеграцию единое электронное образовательное пространство КазГИК для очной, заочной формы обучения, а также для курсов повышения квалификации для проведения учебных занятий; индивидуализацию и дифференциацию обучения; обеспечение планирования электронного обучения на основе взаимодействия с различными информационными ресурсами; выработку умения понимания и интерпретации информации, а также на создание обратной связи между студентом и преподавателем, позволяющей контролировать промежуточные и конечные результаты обучения.
Литература
1. Марсенич И.А. Роль оценивания при организации дистанционного обучения.//Ученые записки ИСГЗ. -2016. -№1(14). -С.387-394.
2. Сахаева С.И. Об опыте формирования 1Т-компетенций у студентов специальности «Прикладная информатика (в дизайне)/С.И. Сахаева//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2015.-№3.-С111-И5.
3. Сахаева С.И. Информационные технологии как один из инструментов подготовки бакалаврова специальности «Прикладная информатика (в дизайне) в КазГУКИ/С.И. Сахаева//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2015. -№ 1. -С. 91-94.
4. Сахаева С.И. Сетевые технологии как составляющие современного вуза.//Ученые записки ИСГЗ. -2014. -№1(2). -С.337-342
5. Сахаева С.И. Социогуманитарная сфера в призме информационных технологий.//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. -2013. -№4. -С.113-115.
6. Сахаева С.И.Электронные образовательные ресурсы как инструмент формирования ИТ- компетенций специалистов гуманитарной сферы.//Ученые записки ИСГЗ. -2016. -№1(14). -С.510-516.
УДК 378
П.П.Терехов
РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА
В статье рассматривается роль Казанского государственного института культуры в становлении и развитии социокультурного пространства региона Среднего Поволжья. Ставится проблема интеграции содержания профессионального образования с национальной культурой региона. Делается акцент на развитие механизмов сотрудничества с работодателями региона.
Ключевые слова: социокультурное пространство, регион, интеграция, национальная культура, содержание образования.
Р.Р-Terekhov THE ROLE OF THE MODERN UNIVERSITY IN THE FORMATION OF SOCIOCULTURAL SPACE OF THE REGION
The article discusses the role of the Kazan state Institute of culture in the formation and development of social space of the Middle Volga region. We raise the problem of integration of the content of professional education with the national culture of the regoin. The emphasis is on the development of cooperation mechanisms with employers in the region.
Keywords: socio-cultural space, region, integration, national culture, the content of education.
На протяжении многих столетий регион современного Татарстана является местом диалога цивилизаций и культур. С давних времен между нашими народами налажены тесные связи в экономике, культуре, образовании. Как считают ученые, в регионе прослеживается родственная связь татарской, русской, чувашской, марийской, удмуртской культур [2, с.3]. Это связано с географическим положением Татарстана, которое определило предрасположенность культур, проживающих здесь различных народов, к интерграции.
Республика Татарстан - родина для многих народов, ценности национальных культур находят реализацию в общей жизни. Сегодня Татарстан является уникальной лабораторией поиска и обретения не только способа согласия его народов, но и их дружеского развития. Взаимодействие в области культуры, порой не бесконфликтное и неравномерное в различные периоды истории, становится отличительной чертой богатой и сложной истории нашей республики [2, с.3].
Республика Татарстан занимает ведущее место по показателям своего развития среди регионов России, в том числе и по показателям социально-культурного развития. Ведущим принципом в государственной культурной политике Татарстана является принцип признания равного достоинства культур всех народов, проживающих в республике, а также укрепление целостности российской культуры посредством создания равных условий для их сохранения и развития.
В шестой статье «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» сформулирован этот узловой принцип государственной культурной политики, цель которой двуедина. С одной стороны - это полноправное социальное и национальное культурное развитие каждого российского народа, а с другой стороны - упрочение гражданской и духовно-нравственной общности людей, которая должна иметь общероссийский характер и может именоваться российской нацией [3].
Последняя четверть века в России отмечена многочисленными реформами в социально-политической и экономической жизни общества. Как считают исследователи, значительно хуже обстоит дело с социокультурными аспектами экономических и политических реформ. Культуролог Кирилл Разлогов отмечает, что специфика этих аспектов не осознается на государственном уровне, они вообще не принимаются во внимание. А ведь именно решение социокультурных проблем должно стать основой для развития страны в ближайшие годы. Именно в сфере культуры, на уровне массового сознания нужно стимулировать мотивации членов общества и наращивать потенциал модернизации России [4, с.6].
В этом процессе велика роль формируемого социокультурного пространства региона. В научной теории еще не сложилось однозначного понимания феномена социокультурного пространства, что объясняется, прежде всего, многомерностью и многосторонностью исследуемого явления и подходов к нему (Б.С.Гершунский, Г.М.Бирженюк, Н.Б.Крылова и др.) [1,6,5].
Общей основой различных подходов является выделение интеграционных процессов, взаимосвязи и взаимодействия структурных компонентов разного уровня организации социума, в результате чего создается специфический комплекс социальных, культурных, социально-педагогических условий становления и развития личности каждого гражданина.
В зависимости от уровня организации выделяются следующие компоненты социокультурного