Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ'

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ ВУЗОВ МВД РФ / СОТРУДНИКИ СИСТЕМЫ МВД РФ / ЛИЧНОСТЬ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ДИАГНОСТИКА / ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ / ВИДЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андрианов Владимир Александрович, Рыбалкин Дмитрий Александрович, Романюк Оксана Николаевна

Практически в любой сфере профессиональной деятельности изучение и диагностика безопасного типа сотрудников играет важную роль. Это обусловлено необходимостью выработки алгоритма эффективной проработки психической устойчивости лиц с недостаточным уровнем безопасности поведения. Также актуальность поиска диагностических методов можно определить необходимостью создания психологических инструкций по работе с людьми определенной профессии по преодолению неконструктивных коммуникативных взаимодействий и опасного поведения. Для сотрудников МВД РФ, курсантов и слушателей данной системы, данная тема, несомненно является актуальной в силу ее своевременности. Это можно объяснить усугубленной опасной обстановкой в мире и положением Российской Федерации. Можно сказать, что сотрудники МВД РФ очень часто пребывают в ситуациях, обусловленных влиянием стрессогенными факторами, оказывающими накопительный эффект на психико-психологические аспекты характера. Исходя из этого, можно резюмировать, что диагностические методы исследования личности безопасного типа поведения сотрудников системы МВД РФ позволит предугадать необходимую психологическую и профилактическую работу по формированию их положительной психологической устойчивости. Данная работа должна проводиться с момента обучения курсантов и слушателей, т.е. и на протяжении всей трудовой деятельности в сфере МВД РФ. Это является много этапностью психологической и профилактической деятельности. Исходя из вышеприведенных рассуждений, актуальность темы обусловлена тем, что необходим сценарный и поэтапный процесс в профилактике психологического типа курсанта и действующего сотрудника данной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андрианов Владимир Александрович, Рыбалкин Дмитрий Александрович, Романюк Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF DIAGNOSTICS OF THE PERSONALITY OF THE SAFE TYPE OF CADETS AND STUDENTS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In almost any field of professional activity, the study and diagnosis of the safe type of employees plays an important role. This is due to the need to develop an algorithm for the effective study of the mental stability of persons with an insufficient level of behavior security. Also, the relevance of the search for diagnostic methods can be determined by the need to create psychological instructions for working with people of a certain profession to overcome non-constructive communicative interactions and dangerous behavior. For employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, cadets and students of this system, this topic is undoubtedly relevant due to its timeliness. This can be explained by the aggravated dangerous situation in the world and the situation of the Russian Federation. It can be said that employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation very often find themselves in situations caused by the influence of stressful factors that have a cumulative effect on the psycho-psychological aspects of the character. Based on this, it can be summarized that diagnostic methods of investigating the personality of a safe type of behavior of employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation will allow predicting the necessary psychological and preventive work to form their positive psychological stability. This work should be carried out from the moment of training of cadets and trainees, i.e. throughout the entire work activity in the field of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. This is a multi-stage psychological and preventive activity. Based on the above reasoning, the relevance of the topic is due to the fact that a scenario and step-by-step process is needed in the prevention of the psychological type of the cadet and the current employee of this system.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ»

The results of diagnostics shows that 40% of the students have a high level the dialogic speech skills, 52% - an average level, and 8% - a low level. Thus, the positive dynamics of changes in the level of formation of the skills and abilities of dialogic speech was revealed. The results received during the approbation of the developed complex of role-playing games correspond to the planned results of the development of the educational program in the discipline "Practical course of the first foreign language". The use of role-playing games in the foreign language classes is an effective means of developing the skills and abilities of dialogic speech among the 1st year language students. Foreign language speech activity of the students was characterized by motivation, activity and independence, purposefulness, connection with thinking, situational conditionality and heuristics.

Conclusion. The method of teaching with the use of story-role games in teaching a foreign language is an effective and innovative pedagogical technology that activates all the knowledge, skills and abilities acquired before by the learners in accordance with the set learning task. It follows from Penny Ur's definition that role-playing is used to develop all kinds of speech activities when students imagine themselves in a situation outside the classroom, using language tools appropriate to the new context [12, P. 131]. Skills, including speaking, have in their basis automated fixed operations developed under the control of consciousness with the help of a set of exercises: training (at the preparatory stage) and speech (in the process of role-playing).

G.V. Rogova believes that for emergence and motivation of speech it is necessary to have a motive of statement, personal orientation, correspondence to a context and situationality [8, P. 123]. A person expresses in the act of communication if he or she has such need defined by the circumstances of reality. In the conditions of study such component, as a natural motive, is absent, therefore it is necessary to prepare a ground, that application of plot-role games can promote.

References:

1. Asimov, E.G. A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching) / E.G. Asimov, A.N. Shchukin. - M.: Publishing House IKAR, 2009. - 448 p.

2. Harmer, J. How to teach English / Jeremy Harmer. - Pearson Education Limited, 2007. - 288 p.

3. Ipsen, G. Gesprach und Sprachform Bd. 6. / G. Ipsen // Blatter fur deutsche Philosophie, 1932.

4. Kalinina, S.S. Teaching oral speech to junior students (English) / S.S. Kalinin. - URL: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/m/2010/m1/Index/r/Report/Kal.html

5. Methods of teaching a foreign language: textbook. allowance / T.P. Leontiev [and others]; under total ed. T.P. Leontieva. -Minsk: Higher School, 2015. - 239 p.

6. Methods of teaching foreign languages: traditions and modernity / Ed. A.A. Mirolyubova. - Obninsk: Titul, 2010. - 464 p.

7. Milrud, R.P. Methods of teaching English. English Teaching Methodology: textbook for universities / R.P. Milrud. - M.: Drofa, 2005. - 253 p.

8. Rogova, G.V. Methods of teaching foreign languages in secondary school / G.V. Rogova, F.M. Rabinovich, T.E. Sakharov. - M.: Prosveshcheniye, 1991. - 287 p.

9. Schukin, A.N. Methods of teaching foreign languages: textbook for students of institutions of higher education / A.N. Schukin, G.M. Frolova. - M.: Publishing Center "Academy", 2015. - 288 p.

10. The work program of the academic discipline "Practical course of the first foreign language" for the direction of preparation 44.03.01 Pedagogical education of the profile Methods of teaching English and German at the full-time undergraduate level, approved at a meeting of the Academic Council of the Faculty of Philology dated 06.06.2018 № 9/1. - URL: https://sfmgpu.ru/files/wp//bak/440301/mpa8nya/043.pdf

11. Ur, P. Discussions that work: Task-centred fluency practice (Cambridge handbooks for language teachers. New series) / Penny Ur. - Cambridge University Press, 2007. - 122 p.

12. Ur, P. A Course in language teaching: practice and theory / Penny Ur. - Cambridge University Press, 1991. - 375 p.

Педагогика

УДК 377.1

преподаватель кафедры физической подготовки Андрианов Владимир Александрович

Казанский юридический институт МВД РФ (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры Рыбалкин Дмитрий Александрович Казанский юридический институт МВД РФ (г. Казань);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Романюк Оксана Николаевна Казанский филиал ФГБОУ ВО

«Российский государственный университет правосудия» (г. Казань)

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ

ВУЗОВ МВД РОССИИ

Аннотация. Практически в любой сфере профессиональной деятельности изучение и диагностика безопасного типа сотрудников играет важную роль. Это обусловлено необходимостью выработки алгоритма эффективной проработки психической устойчивости лиц с недостаточным уровнем безопасности поведения. Также актуальность поиска диагностических методов можно определить необходимостью создания психологических инструкций по работе с людьми определенной профессии по преодолению неконструктивных коммуникативных взаимодействий и опасного поведения. Для сотрудников МВД РФ, курсантов и слушателей данной системы, данная тема, несомненно является актуальной в силу ее своевременности. Это можно объяснить усугубленной опасной обстановкой в мире и положением Российской Федерации. Можно сказать, что сотрудники МВД РФ очень часто пребывают в ситуациях, обусловленных влиянием стрессогенными факторами, оказывающими накопительный эффект на психико-психологические аспекты характера. Исходя из этого, можно резюмировать, что диагностические методы исследования личности безопасного типа поведения сотрудников системы МВД РФ позволит предугадать необходимую психологическую и профилактическую работу по формированию их положительной психологической устойчивости. Данная работа должна проводиться с момента обучения курсантов и слушателей, т.е. и на протяжении всей трудовой деятельности в сфере МВД РФ. Это является много этапностью психологической и профилактической деятельности. Исходя из вышеприведенных рассуждений, актуальность темы обусловлена тем, что необходим сценарный и поэтапный процесс в профилактике психологического типа курсанта и действующего сотрудника данной системы.

Ключевые слова: курсанты ВУЗов МВД РФ, сотрудники системы МВД РФ, личность безопасного типа поведения, стрессоустойчивость, экстремальные условия, диагностика, диагностика личности безопасного типа поведения, виды диагностических исследований.

Annotation. In almost any field of professional activity, the study and diagnosis of the safe type of employees plays an important role. This is due to the need to develop an algorithm for the effective study of the mental stability of persons with an insufficient level of behavior security. Also, the relevance of the search for diagnostic methods can be determined by the need to create psychological instructions for working with people of a certain profession to overcome non-constructive communicative interactions and dangerous behavior. For employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, cadets and students of this system, this topic is undoubtedly relevant due to its timeliness. This can be explained by the aggravated dangerous situation in the world and the situation of the Russian Federation. It can be said that employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation very often find themselves in situations caused by the influence of stressful factors that have a cumulative effect on the psycho-psychological aspects of the character. Based on this, it can be summarized that diagnostic methods of investigating the personality of a safe type of behavior of employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation will allow predicting the necessary psychological and preventive work to form their positive psychological stability. This work should be carried out from the moment of training of cadets and trainees, i.e. throughout the entire work activity in the field of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. This is a multi-stage psychological and preventive activity. Based on the above reasoning, the relevance of the topic is due to the fact that a scenario and step-by-step process is needed in the prevention of the psychological type of the cadet and the current employee of this system.

Key words: cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, employees of the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the personality of a safe type of behavior, stress resistance, extreme conditions, diagnostics, diagnostics of the personality of a safe type of behavior, types of diagnostic studies.

Введение. Изучение методических основ диагностики личности безопасного типа поведения является в любой профессиональной деятельности, так или иначе связанной со стрессогенными факторами. В качестве примере в данном исследовании предпримем попытку провести анализ необходимости диагностики личности безопасного типа поведения среди курсантов и сотрудников системы МВД РФ.

Также представим необходимые условия для формирования и развития безопасного типа поведения, как курсантов на этапе обучения в вузах МВД РФ, так и действующих сотрудников.

Изложение основного материала статьи. Исходя из вышеприведенной актуальности данного исследования, дадим определение личности безопасного типа поведения.

Личность безопасного типа - это личность, осознанно обладающая культурой безопасности, владеющая методами прогнозирования, предвидения и выхода из опасных ситуаций.

Таким образом, чтобы предвидеть мероприятия по выходу курсанта, слушателя или сотрудника системы МВД РФ из этого состояния, важно вовремя проводить диагностику личности безопасного типа поведения и психической устойчивости.

Диагностика личности безопасного типа поведения - изучение и оценка психико-психологических возможностей человека при влиянии сложных, экстремальных или стрессогенных ситуаций.

Целью данной диагностики является обеспечение наиболее полного соответствия сотрудника требованиям системы МВД РФ.

Среди методов диагностики личности безопасного типа можно выделить, как анкетные, тестовые, так и аппаратурные методы диагностики.

Анкетирование является методом диагностического исследования, основанного на опросе большого числа респондентов и используемый для того, чтобы получить информацию о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений.

В общем смысле, тестирование представляет собой исследовательский метод, дающий возможность выявить уровень знаний, умений, навыков, способностей и других личностных качеств.

Аппаратурным методом является диагностика психических процессов, функциональных характеристик посредством приборов и оборудования.

Рассмотрим распространенные диагностические методики, применяемые для исследования безопасного типа поведения среди курсантов и слушателей вузов МВД РФ.

1. Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» [7].

Опросник состоит из 84 вопросов. В результате прохождения диагностики, у курсантов могут фиксироваться следующие уровни:

1) низкий уровень устойчивости - вероятность нервно-психических срывов находится на высоком уровне. Требуется дополнительное медицинское обследование психиатра, невропатолога;

2) средний уровень устойчивости - нервно-психические срывы могут проявляться в состоянии повышенной опасности;

3) высокий уровень устойчивости - вероятность нервно-психических срывов низкая.

2. Опросник «Определение нервно-психического напряжения» (автор Т.А. Немчин) [5].

Опросник состоит из 30 признаков. По результатам опроса выделяются следующие диапазоны нервно-психического напряжения.

- слабое напряжение;

- умеренное или «значительное» напряжение;

- чрезмерное или «резко выраженное» напряжение.

3. Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова) [3].

Анкета состоит из 50 утверждений. Для удобства использования каждое утверждение предоставляется на индивидуальной карте.

В результате выделяются следующие виды тревожности: высокая, средняя и низкая.

4. Тест жизнестойкости С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой [2].

Опросник предназначен для оценки способности и готовности отдельных лиц к активной деятельности в стрессовых и сложных ситуациях.

Шкала «Степень участия» определяет степень удовлетворенности индивида своей деятельностью. Если вовлеченность высокоразвита, то личность наслаждается своей деятельностью и чувствует себя уверенно.

Шкала «Контроль» определяет степень контроля за тем, что происходит с человеком. Если у человека высокие показатели в заданном масштабе, то он убежден, что контроль дает возможность влиять на результат происходящего.

Шкала «Принятие риска» описывает уверенность личности в том, что все происходящее способствует его развитию через знания, полученные опытным путем.

Шкала «жизнестойкости» описывает личностное умение препятствовать стрессовым ситуация за счет стойкого самообладания.

Кроме вышеперечисленных методик, существует немало способов и диагностик определения типа личности безопасного типа поведения у будущих сотрудников системы МВД РФ.

С действующими сотрудниками системы МВД РФ, по нашему мнению, для диагностики важно использовать следующие диагностические методики:

1. Тест СМИЛ [8].СМИЛ оценивает психическое состояние и личностные качества человека. Важен для «силовиков»: полицейских, спасателей, летчиков.

2. Тест НПУ. Клинический тест НПУ онлайн был создан в ЛВМА им. С.М. Кирова. Посредством теста можно оценить свою нервно-психическую устойчивость и вероятность нервных срывов в эмоционально сложных ситуациях.

3. Тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона) [6]. Методика предназначена для диагностики стрессоустойчивости личности.

В результате диагностики можно определить уровень личности безопасного типа поведения, в соответствии с которым может быть подобран сценарий ведения психологической работы с курсантом или действующим сотрудником.

То есть, исходя из диагностических результатов можно определить правильный маршрут психологического ведения курсанта на этапе обучения или сотрудника системы МВД РФ на этапе осуществления профессиональной деятельности.

Для курсантов и слушателей вузов МВД РФ необходимы следующие условия формирования личности безопасного типа поведения:

- создание рабочих программ по формированию личности безопасного типа поведения;

- формировать и регулярно развивать знания обучающихся о различных стресс-факторах, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности;

- формировать культуру психологической саморегуляции и внутреннего противодействия негативным воздействующим факторам.

Морально-психологическая подготовка курсантов и слушателей вузов МВД РФ, воспитание физических качеств, выносливости, выдержки считается важным фактором формирования готовности к ведению боевых действий и несению службы. Поэтому вопрос создания программы по физической подготовке с элементами формирования личности безопасного типа поведения является актуальным.

Проблемам повышения стрессоустойчивости и психологической подготовки курсантов на занятиях по физической подготовке, уделяли внимание Р.А. Гуща [1], В.А. Луценко [4] и др.

Рассмотрим особенности рабочей программы по формированию личности безопасного типа поведения на примере программы «Физическая подготовка».

В данную программу необходимо включать следующие элементы:

- имитация условия будущей профессиональной деятельности;

- имитация боевых задач;

- включение заданий на стрессоустойчивость, концентрацию внимания, скорость реакции и т.д.

Осуществление будущих профессиональных задач требует от курсантов навыков находиться в готовности к экстремальным ситуациям, умения быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке.

Формирование вышеперечисленных навыков требует владения хорошо отлаженными двигательными действиями, поэтому курсанты вузов МВД РФ уже в период прохождения подготовки должны развивать свои физиологические данные, иметь высокую спортивную подготовку, чтобы быть устойчивыми в условиях повышенной стрессогенности и экстремальности.

Развитие физических качеств благотворно влияет на психологическое состояние личности, так как улучшение мышечного тонуса повышает устойчивость к отрицательному влиянию нервных и психологических нагрузок.

Во время занятий целесообразно применять, как учебные задачи, так и задачи имитационного характера. Имитация позволяет отработать навыки на бессознательном уровне в результате многократных повторений ситуаций из реальной профессиональной деятельности.

Например, при многократной отработке захвата преступника с оружием, у курсанта снижается страх и состояние парализованности от возможного ранения, действия становятся более точными и правильными, т.е. повышается уровень психической устойчивости и профессиональной подготовки.

Если говорить о формировании личности безопасного типа поведения среди уже действующих сотрудников системы МВД РФ, то, по нашему мнению, возможны следующие направления работы:

1. Нормативно-правовое закрепление методических рекомендаций по работе с личным составом по формированию личности безопасного типа поведения на разных уровнях системы МВД РФ;

2. Совершенствование комплекса мер по подбору, развитию и профессиональной подготовке сотрудников МВД РФ. Развитие профессиональной подготовки необходимо проводить в русле принципа сотрудничества и взаимодействия;

3. Формирование и развитие психологической устойчивости сотрудников посредством моделирования стресс-факторов на учебных тренировках;

4. Регулярная диагностика личности безопасного типа поведения среди сотрудников с целью принятия своевременных мер по профилактике и индивидуальному маршруту психологической помощи;

5. Стимулирование сотрудников, как материальными, так и нематериальными методами. К нематериальным методам стимулирования можно отнести похвальные грамоты, организация условий для проведения релаксации и досуга и др. К материальным методам можно отнести высокие должностные оклады, дотации, предоставление земельных участков, жилья и т.д.

Таким образом, профессиональная деятельность сотрудников системы МВД РФ требует от них высокого уровня безопасного поведения, психологической устойчивости к негативным и экстремальным факторам среды. Поэтому своевременная диагностика личности безопасного типа поведения даст возможность для применения необходимых мер для профилактики и психологической помощи.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, мы можем прийти к следующим выводам.

Для своевременной профилактики и психологической помощи курсантам и действующим сотрудниками системы МВД РФ, важно вовремя проводить диагностику личности безопасного типа поведения и психической устойчивости.

Диагностика личности безопасного типа поведения - изучение и оценка психико-психологических возможностей человека при влиянии сложных, экстремальных или стрессогенных ситуаций.

В исследовании мы дифференцировали диагностические методики, применимые для курсантов и сотрудников системы МВД РФ.

В работе, как с курсантами, так и с действующими сотрудниками диагностика личности безопасного типа поведения играет неоспоримую роль, так как в результате диагностики может быть подобран сценарий ведения профилактической и психологической работы.

Таким образом, исходя из диагностики можно выбрать корректный маршрут психологического ведения курсанта на этапе обучения или сотрудника системы МВД РФ на этапе осуществления профессиональной деятельности.

Литература:

1. Гуща, Р.А. Формирование стрессоустойчивости у курсантов военных институтов войск национальной гвардии средствами физической культуры / Р.А. Гуща // Педагогические науки. - 2020. - № 3 (5). - С. 44-47

2. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2020. - 63 с.

3. Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчина) / Диагностика эмоционально-нравственного развития // ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб: Питер, 2022. - С. 126-128

4. Луценко, В.А. Структура тренинга по физической подготовке военнослужащих с направленностью на повышение стрессоустойчивости / В.А. Луценко // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. - № 12 (92). - С. 291-297

5. Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. - СПб: Питер, 2020. - 166 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В.Куприянов, Ю.М. Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. - Казань: КНИТУ, 2022. - 212 с.

7. Рыбников, В.Ю. Экспресс-методика "Прогноз-2" для оценки нервно-психической неустойчивости кандидатов на учебу в ВУЗ / В.Ю. Рыбников // Тез. докл. на I всеарм. совещании. - М.: Воениздат, 1990. - С. 132-135

8. Собчик, Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ / Л.Н. Собчик. - СПб: Речь, 2020. - 219 с.

Педагогика

УДК 373.6

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Асхадуллина Наиля Нургаяновна

Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Талышева Ирина Анатольевна

Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ УЧИТЕЛЕЙ В ПОСТРОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема дефицитов профессиональных компетенций учителей в построении образовательных стратегий обучающихся профильных психолого-педагогических классов. Обоснована необходимость определения профессиональных дефицитов педагогов, сопровождающих образовательные процессы в психолого-педагогических классах, на основе получения от них информации о затруднениях осуществления педагогической деятельности в процессе рефлексии этой деятельности. Теоретические методы исследования: анализ нормативных документов и психолого-педагогической литературы, обобщение современных подходов к исследуемой проблеме. Эмпирический метод: анкетирование учителей школ с психолого-педагогическими классами Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Математическим методом была осуществлена обработка результатов анкетирования. По результатам проведенного анкетирования учителей, целью которого было выявление затруднений в деятельности педагогов по организации педагогической профилизации образовательного процесса в психолого-педагогических классах, установлено, что респонденты испытывают устойчивые затруднения в методическом, психолого-педагогическом, коммуникативном, организаторском и других компонентах педагогической деятельности. Полученные в ходе анкетирования учителей данные могут послужить основой для построения индивидуальных маршрутов профессионального развития педагогов и оказания адресной помощи педагогам, испытывающим профессиональные затруднения, преодоления профессиональных дефицитов в организации деятельности профильных классов психолого-педагогической направленности.

Ключевые слова: психолого-педагогический класс, профессиональные дефициты педагога, профессиональный выбор, предметная компетентность учителя, методическая компетентность учителя, психолого-педагогическая компетентность учителя, коммуникативная компетентность учителя, организаторская компетентность учителя.

Annotation. The article deals with the problem of teachers' professional competence deficits in the construction of educational strategies of students of specialized psychological and pedagogical classes. The necessity of identifying professional deficits of teachers, who accompany the educational processes in psychological and pedagogical classes, on the basis of obtaining information from them about the difficulties in the implementation of pedagogical activity in the process of reflection of this activity is substantiated. Theoretical research methods: analysis of normative documents and psychological and pedagogical literature, generalization of modern approaches to the problem under study. Empirical method: questionnaire survey of teachers of schools with psychological and pedagogical classes in Yelabuga municipal district of the Republic of Tatarstan. Mathematical method was used to process the results of the survey. According to the results of the teachers' survey, the purpose of which was to identify difficulties in teachers' activities in the organization of pedagogical profiling of the educational process in psychological and pedagogical classes, it was found that the respondents have persistent difficulties in methodical, psychological and pedagogical, communicative, organizational and other components of pedagogical activities. The data obtained in the course of the teachers' survey can serve as the basis for the construction of individual routes of professional development of teachers, providing targeted assistance to teachers, experiencing professional difficulties, overcoming professional deficits in the organization of profile classes of psychological and pedagogical orientation.

Key words: psycho-pedagogical classroom, teacher professional deficits, professional choice, teacher subject competence, teacher methodological competence, teacher psycho-pedagogical competence, teacher communicative competence, teacher organisational competence.

Введение. В современных условиях значимость той или иной профессии для выпускников школ становится одним из оснований при выборе направления дальнейшего обучения в построении профессиональной траектории. Популяризация же педагогической профессии среди школьников выступает одной из ключевых задач государственной политики РФ.

Процесс сопровождения профессионально-личностного самоопределения школьников целесообразно начинать как можно раньше. В российских школах при выборе старшеклассниками профильных направлений для обучения, как правило,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.