Научная статья на тему 'МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА'

МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ПРИБЫЛЬ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эльгайтарова Н.Т., Бексултанова А.И.

Целью деятельности любого предприятия является получение прибыли. В управленческом учете существуют несколько видов прибыли, каждая из которых несет разную смысловую нагрузку, следовательно и рассчитывается и используется по - разному в зависимости от различных экономических показателей. Достоверные сведения о доходности дадут возможность руководству контролировать бизнес-процессы и своевременно реагировать на их изменение. Для того чтобы понять насколько эффективно работает хозяйствующий субъект , прибыльно ли осуществляет свою деятельность необходимо оценить финансовые результаты, которые затрагивают практически все направления функционирования предприятия. Одним из обобщающих показателей эффективности работы организации является рентабельность, которая позволяет оценить, насколько эффективно производство и какая часть затрат окупается при реализации. Рентабельность продаж рассчитанная с по чистой прибыли является косвенным показателем позволяющим понять , стоит ли организации наращивать объемы реализации продукции, или стоит обратить внимание на другие показатели эффективности своей работы, такие как расходы на выплату процентов, прочие расходы, себестоимость продукции и др. О том, как рассчитать и проанализировать необходимые показатели, какие бывают виды прибыли и почему прибыль не следует приравнивать к количеству денег, которые находятся на банковских счетах, рассмотрены в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ANALYSIS AND DIAGNOSIS OF FINANCIAL RESULTS OF AN ECONOMIC SUBJECT

The purpose of any enterprise is to make a profit. In management accounting, there are several types of profit, each of which carries a different semantic load, and therefore is calculated and used differently depending on various economic indicators. Reliable information on profitability will enable management to control business processes and respond to their changes in a timely manner. In order to understand how efficiently an economic entity works, whether it is profitable to carry out its activities, it is necessary to evaluate financial results that affect almost all areas of the enterprise's functioning. One of the generalizing indicators of the organization's performance is profitability, which allows you to assess how efficient production is and what part of the costs pays off during implementation. The return on sales calculated from net profit is an indirect indicator that allows you to understand whether the organization should increase the volume of sales of products, or whether it is worth paying attention to other indicators of the effectiveness of its work, such as interest expenses, other expenses, production costs, etc. how to calculate and analyze the necessary indicators, what types of profit are and why profit should not be equated with the amount of money that is in bank accounts, are discussed in the article.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА»

EDN: PWYEVT

Н.Т. Эльгайтарова - к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерскийучет», Северо-Кавказская государственная академия, г. Черкесск, Россия, elgaytarova.nargiz@mail.ru,

N.T. Elgaitarova - candidate of economic sciences, associate professor, department of accounting, North Caucasian state academy, Cherkessk, Russia;

А.И. Бексултанова - ассистент кафедры «Управление региональной экономикой и экономическая безопасность», Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, г. Грозный, Россия, adamovaaybi-ka@mail.ru,

A.I. Beksultanova - assistant of the department "Regional economic management and economic security", Chechen state university named after I.I. A.A. Kadyrov, Grozny, Russia.

МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА METHODS OF ANALYSIS AND DIAGNOSIS OF FINANCIAL RESULTS OF AN ECONOMIC SUBJECT

Аннотация. Целью деятельности любого предприятия является получение прибыли. В управленческом учете существуют несколько видов прибыли, каждая из которых несет разную смысловую нагрузку, следовательно и рассчитывается и используется по - разному в зависимости от различных экономических показателей. Достоверные сведения о доходности дадут возможность руководству контролировать бизнес-процессы и своевременно реагировать на их изменение. Для того чтобы понять насколько эффективно работает хозяйствующий субъект , прибыльно ли осуществляет свою деятельность необходимо оценить финансовые результаты, которые затрагивают практически все направления функционирования предприятия. Одним из обобщающих показателей эффективности работы организации является рентабельность, которая позволяет оценить, насколько эффективно производство и какая часть затрат окупается при реализации. Рентабельность продаж рассчитанная с по чистой прибыли является косвенным показателем позволяющим понять , стоит ли организации наращивать объемы реализации продукции, или стоит обратить внимание на другие показатели эффективности своей работы, такие как расходы на выплату процентов, прочие расходы, себестоимость продукции и др. О том, как рассчитать и проанализировать необходимые показатели, какие бывают виды прибыли и почему прибыль не следует приравнивать к количеству денег, которые находятся на банковских счетах, рассмотрены в статье.

Abstract. The purpose of any enterprise is to make a profit. In management accounting, there are several types of profit, each of which carries a different semantic load, and therefore is calculated and used differently depending on various economic indicators. Reliable information on profitability will enable management to control business processes and respond to their changes in a timely manner. In order to understand how efficiently an economic entity works, whether it is profitable to carry out its activities, it is necessary to evaluate financial results that affect almost all areas of the enterprise's functioning. One of the generalizing indicators of the organization's performance is profitability, which allows you to assess how efficient production is and what part of the costs pays off during implementation. The return on sales calculated from net profit is an indirect indicator that allows you to understand whether the organization should increase the volume of sales of products, or whether it is worth paying attention to other indicators of the effectiveness of its work, such as interest expenses, other expenses, production costs, etc. how to calculate and analyze the necessary indicators, what types of profit are and why profit should not be equated with the amount of money that is in bank accounts, are discussed in the article.

Ключевые слова: финансовый результат, рентабельность, прибыль, себестоимость, доходы, расходы, выручка от реализации.

Keywords: financial result, profitability, profit, cost, income, expenses, sales proceeds.

Финансовый результат - является основным показателем, характеризующим эффективность хозяйственной деятельности предприятия и следственно успешность управления. Если говорить простыми словами, финансовый результат - это наличие прибыли или убытка по итогам минувшего отчетного периода. А прибыль или убыток - это разница между полученными доходами и расходами. Нестабильность экономической обстановке в стране требует детального учета доходов и расходов организации, характеризующих финансовый результат, поэтому, в последнее время, методологии управления финансами организации уделяют большое внимание. Итак, финансовый результат представляет собой комплексный показатель хозяйственной деятельности [1].

Своего рода, финансовый результат это увеличение, либо снижение прибыли (убытка) за определенный промежуток времени.

Как и любой результативный показатель на финансовый результат оказывают влияние совокупность факторов. Факторами первого уровня являются объем реализации товаров (или услуг), объем и процесс формирования имущества и средств компании, а также доходов от внереализационных сделок и пр. Финансовый результат может быть положительным и отрицательным, соответственно различают два его вида - прибыльный (данный результат возникает в случае превышения прибыли компании над расходами) и убыточный, когда расходы и затраты компании превалируют над прибылью. Следовательно деятельность компании нерентабельна и убыточна [4].

Основной задачей каждого хозяйствующего субъекта является определение формы финансового результата, используя методологию анализа результатов деятельности предприятия, позволяющая выявить промежуточные результаты и оценить стратегию развития бизнеса. Современная методология не представлен единым инструментарием оценки, позволившим бы провести комплексную оценку финансовых результатов, следовательно каждое предприятие формирует для себя персональный алгоритм оценки с помощью ряда ключевых показателей. Оценку финансовых результатов провели по данным бухгалтерского баланса общества с ограниченной ответственностью «Селена» , которое в течении 26 лет осуществляет свою стабильную деятельность по производству домашнего текстиля и готовых швейных изделий [2].

Анализируя основные показатели деятельности предприятия, за 2018-2021 гг., мы можем сказать, что в рассматриваемый период заметно менялись показатели прибыльности предприятия.

Таблица 1 - Показатели прибыли, тыс. руб.

Наименование показателя 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. Темп роста, % Отклонение (+;-)

2019 к 2018 2021 к 2020 2019 от 2018 2021 от 2020

Выручка 950823 1808407 1720655 1946707 190,2 113,1 857584 226052

Себестоимость продаж 917008 1770476 1693743 1925782 193,2 113,7 -853468 -232039

Валовая прибыль 33815 37931 26912 20925 112,2 77,8 4116 -5987

Прибыль (убыток) от продаж 33815 37931 26912 20925 112,2 77,8 4116 -5987

Проценты к уплате 29838 29516 18659 15416 98,9 82,6 322 3243

Прочие расходы 2360 6405 5672 2826 271,4 49,8 -4045 8498

Прибыль(убыток) до налогообложения 1617 2010 2581 2683 124,3 103,9 393 102

Налог на прибыль 323 402 516 536 124,5 103,9 -79 -20

Чистая прибыль(убыток) 1294 1608 2065 2147 124,3 103,9 314 82

Прибыль от продаж повысилась в 2019 году на 12,2 %, или на 4116 тыс. руб., в 2020 году уменьшилась - на 41,3 или на 11019 тыс.руб и в 2021году она также уменьшилась на 22,25 % или на 5987 тыс. руб. Рост прибыли, как правило, является результатом роста практически всех составляющих показателей прибыли, в частности, увеличение прочих доходов на 4045тыс.руб. или на 171,4 % в 2019 году, что, в свою очередь, увеличило в этом же году прибыль до налогообложения. Наблюдается также в предыдущем году рост чистой прибыли на 24,3 %, или на 314 тыс. руб., в 2019 году, а также на 28,4 %, или на 457 тыс.руб., и на 3,9 % в 2021году, что положительным образом сказывается финансовой независимости предприятия.

Также следует обратить внимание на характер движения выручки за анализируемые периоды. Увеличение наблюдается и суммы выручки. Так в 2019 году по сравнению с 2018 годом объем выручки превысил на 90,2 %. Данная ситуация на предприятии объясняется правильным изучением конъюнктуры рынка сбыта и маркетинговым прогнозом, что способствовало увеличение количества реализованной продукции, несмотря на высококонкурентоспособный рынок.

Однако в 2020 году организация получила выручку в сумме 1,7 млрд руб., что на 87,8 млн руб., или на 4,9 %, меньше, чем годом ранее. Несмотря на это, положительные результаты данного показателя мы можем наблюдать и в отчетном 2021 году, где объем выручки достиг рекордных за весь анализируемый период 1 946 707 тыс. руб., и если же мы будем здесь говорить о правильном изучений рынка, то можно заметить, что по своим видам деятельности организация в анализируемые годы занималась не только выпуском нетканых текстильных изделии, что и подразумевается выбранным им ОКВЭДом, но в связи с пандемийным периодом в стране - выпуском медицинских масок. В добавок, организация является системообразующей, вертикально интегрированной компанией, производственная деятельность которой охватывает не только производство готовой продукции такой , как постельное белье, подушки, одеяла, матрасы и т.д., а также производство и продажа сырья: полиэфирного волокна , чья выручка за 2021г.сосотавила 200 618тыс. руб, ПЭТ-флэксов -441 168тыс. руб., синтепона - 35 684тыс. руб. и др. Рассматривая структуру управления деятельностью организации и, одновременно проводя сравнительные линии с конкурирующими с данной организацией компаниями, можно сказать, что в данной организации действительно наблюдается эффективное использование имеющихся в наличии активов: начиная с безотходного производства и заканчивая рациональным и равномерным распределением обязанностей и функции между цехами внутри организации.

Данные, приведенные в таблице 1 свидетельствуют о том, что себестоимость продаж исследуемой организации имела нестабильную тенденцию изменений. Так, себестоимость валовой продукции предприятия варьируется в уменьшении в 2020 году на 76 733 тыс. рублей по сравнению с 2019 годом, а в сравнении с 2018 годом показатель увеличился на 776 735 тысячи рублей. В отчетном году себестоимость продаж также увеличилась, что объясняется ростом цен на новые более усовершенствованные виды оборудования, которые были приобретены организацией в 2021 году.

Такое увеличение себестоимости 2021года в отношении с 2018 годом определяется также и за счёт увеличения объёма производства отдельных видов продукции, и с увеличением цен на сырье, материалы, энергоносители и услуги.

Одним из главных причин такого финансового результата на конец 2020 г. является всемирная пандемия коронави-руса «COV[D-19», которая оказала негативное влияние на многие сегменты рынка и неэластичные экономические отрасли.

Таблица 2 - Расчет темповых показателей выручки от реализации продукции, чистой прибыли, общей стоимости имущества

№ п/п Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. Темпы изменения, %

2019/2018 2020/2019 2021/2020

1 Выручка от реализации продукции/тыс. руб. 950823 1808407 1720655 1946707 190,2 95,2 113,1

2 Чистая прибыль/тыс. руб. 1 294 1608 2065 2 147 124,3 128,4 103,9

3 Общая стоимость имущества/тыс. руб. 376 704 628 589 563 756 635215 166,9 89,7 112,7

Таблица 3 - Соотношение темповых показателей выручки от реализации продукции, чистой прибыли и общей стоимости имущества

№ п/п Период Фактическое темповое соотношение Вывод

1 2020г./ 2019г. 89,7% < 97,9% < 128,4% Выполняется

2 2021г./ 2020г 112.7% <113.1% > 95.1% Не выполняется

Основной целью работы любой фирмы является получение максимально высокой прибыли от вкладываемых в производство ресурсов. И, хотя возможности ее извлечения остаются в рамках общей рыночной конъюнктуры и имеющейся конкуренцией, необходимо периодически оценивать, как вложенные ресурсы воздействуют на полученные финансовые результаты и эффективность бизнеса. Это позволяет увидеть анализ прибыли (доли показателей прибыли в прибыли до налогообложения).

Суть «золотого правила экономики предприятия» заключается в том, что темпы роста прибыли должны превышать темпы роста выручки от продажи товаров и оказания торговых услуг, а темпы роста выручки от продаж должны превышать темпы роста активов. Более высокие темпы роста прибыли по сравнению с темпами роста выручки от продажи свидетельствуют об относительном снижении издержек обращения, что отражает повышение экономической эффективности пред-

приятия. Более высокие темпы роста выручки от реализации товаров по сравнению с темпами роста активов организации свидетельствуют о повышении эффективности использования ресурсов предприятия. В целом экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом [3].

Выполненная оценка данных состояния торгового предприятия (2019-2020гг.) по данному правилу показала, что финансовое состояние стабилизировано и близко к нормативному, что обусловлено выполнением планов фирмы и свидетельствует об эффективном управлении организацией, однако не вписывающийся в рамки золотого правила результат за 20202021г, на первый взгляд может ложно внушить, что на самом деле предприятие имеет проблемы с эффективностью и финансовой устойчивость.

Однако, если капнуть поглубже, учесть непосредственно сам вид деятельности компании и вникнуть в суть не выполняющегося условия, где темпы роста выручки от продаж должны превышать темпы роста активов, мы можем сказать, что такое последствие мы имеем из-за резкого увеличения активов предприятия в 2021 г. аж на целых 66.8 % согласно данным таблицы 4, что свидетельствует о приобретений основных средств, нематериальных активов, что не есть плохо, однако данное явление не должно становиться причиной уменьшения оборачиваемости средств и платежеспособности организации, а также фактором снижения деловой активности.

Таблица 4 - Динамика показателей рентабельности предприятия за 2018-2021 годы, тыс.руб.

№ п/п Показатели период Отклонение, (+, -) Темп роста, %

2018 г 2019 г 2020 г 2021 г 2019 от 2018 2021 от 2020 2019 к 2018 2021 к 2020

1 Выручка 950823 1808407 1720655 1946707 857584 226052 190,2 113,1

2 Среднегодовая стоимость основных фондов 67696 60875 61221 102129 -6821 40908 89,9 166,8

3 Активы 376704 628589 563756 635215 251885 71459 166,9 112,7

4 Средняя величина собственного капитала 20110 21718 23783 25930 1608 2147 108 109,0

5 Прибыль до налогообложения 1617 2010 2581 2683 393 102 124,3 103,9

6 Чистая прибыль 1294 1608 2065 2174 314 109 124,3 105,3

7 Рентабельность продаж, % (стр6/стр1) 0,1 0,1 0,1 0,1 - - 100 100

8 Рентабельность фондов, % (стр5/стр2) 2,4 3,3 4,2 2,6 0,9 -1,6 137,5 61,09

9 Рентабельность собственного капитала, % (стр6/стр4) 6,4 7,4 8,7 8,4 1 1,1 115,6 96,6

10 Рентабельность активов, % (стр5/стр3) 0,4 0,3 0,5 0,4 -0,1 -0,1 75 80,0

По данным представленной таблицы можно отметить, что самые высокие показатели рентабельности приходятся на 2020 год. Показатели рентабельности используются для финансовой оценки работы предприятия, определения недоработок, планирования и проведения мероприятий, направленных на стимуляцию эффективности производственных процессов. Рентабельность продаж представляет собой отношение прибыли к выручке и показывает, сколько прибыли получает компания с каждого рубля выручки. Коэффициент рентабельности от продаж, как правило, помогает контролировать развитие бизнеса и вовремя принимать меры, если эффективность снижается. В нашем случае, за весь отчетный период рентабельность продаж остается на одном и том же уровне, что не очень хорошо отражается на эффективном управлений процессов и инвестиционной привлекательности организации. Однако, отсутствие отрицательной рентабельности свидетельствует о безубыточности компании, а одинаковый показатель за рассматриваемый период, учитывая состояние рынка и финансовую ситуацию в мире, может говорить о стабильности работы компании.

Также следует обратить внимание на характер движения выручки за анализируемые периоды. В 2020 году организация получила выручку в сумме 1,7 млрд руб., что на 87,8 млн руб., или на 4,9 %, меньше, чем годом ранее.

Увеличение же наблюдается и в сумме выручки. Так в 2019 году по сравнению с 2018 годом объем выручки превысил на 90,2%., а 2021г. по сравнению с кризисным 2020годом - на 13,1 %. Данная ситуация на предприятии объясняется правильным изучением конъюнктуры рынка сбыта и маркетинговым прогнозом, что способствовало увеличение количества реализованной продукции, несмотря на высококонкурентоспособный рынок.

Показатель рентабельности фондов за 2018-20гг. имеет стабильную тенденцию увеличения в 0,9 %., а в 2021 году значение данного показателя сокращается аж на 1,6 ед., что не есть хорошо для организации в целом. Однако, если учитывать, что организация в 2021году решила обновить парк производственных зданий и оборудований, можно сказать, что данные расходы были запланированными и обдуманными.

Также наибольшее отклонение показателя рентабельности собственного капитала наблюдается за в 2020 году в +1,3 ед., что свидетельствует о повышении эффективности его использования за данный период. Увеличение показателя рентабельности активов в отчетном периоде на 0,2 ед. говорит о получении компанией чуть большего дохода при меньших инвестициях. То есть вложенные в совокупные активы средства принесли большую прибыль, что говорит об эффективности их использования.

Все показатели рентабельности направлены на анализ эффективности управления предприятием, то есть оценку эффективности использования менеджментом имеющихся у компании ресурсов, активов. В результате анализа можно констатировать, что данные, приведенные в данной таблице, положительно характеризуют и свидетельствуют об эффективности работы организации, о повышении ее деловой активности и платежеспособности, что во многом может говорить о должном уровне конкурентоспособности предприятия

В финансово-хозяйственной деятельности предприятия существует ряд факторов, чье эффективной регулирование и значение оказывают существенное влияние не только на эффективное функционирование организации, но и на конечный финансовый результат деятельности этого предприятия. Одним из таких факторов является выручка. Учитывая, главной целью любой коммерческой организации является извлечение прибыли от вкладываемых в производство ресурсов, перед управленческим аппаратом организации встают такие вопросы общей рыночной конъюнктуры и преодоления конкуренции, оценки и прогноза финансово-хозяйственной деятельности предприятия, от реализации которой и зависит его итоговый результат.

Исходя данных, приведенных в таблице, можно сказать, что за весь анализируемый период значение показателя выручки несло неоднородный характер изменений. Так, за отчетный 2021год она увеличилась на 226 052 тыс. руб. или же на

13,3 %, за 2019г. в отношении к 2018г. выручка увеличилась на 857584тыс. руб. в абсолютном значении, что составило 90,2 % прироста в относительном выражении, а в отчетном году по отношению к предыдущему анализируемому году значение данного показателя составляет 1720655тыс. руб., что характеризует -87752тыс.руб. в абсолютном или -4,9 % - относительного отклонения. Данную ситуацию на предприятии, учитывая особенности производства, можно отнести к всемирно-финансовому кризису 2019-2020гг., вызванной из-за пандемии коронавирусной инфекции «Covid-19», которая непосредственно оставила свой негативный след на многих сегментах рынка, в том числе на текстильной, которая не является эластичной экономической отраслью. Себестоимость продаж исследуемой организации имела нестабильную тенденцию изменений: в 2021 году себестоимость выросла на 232039 ед., наблюдается уменьшение в 2020г. на 76733 тыс. руб. в сравнений с 2019 годом, а в сравнений с 2018 годом показатель увеличился на 77735 тыс. руб., что определяется за счет увеличения объема производства отдельных видов продукции и с увеличением цен на сырье, материалы, энергоносители и услуги.

Прибыль от продаж имела такую же тенденцию изменений: в предшествующем году она выросла на 4116 тыс.рубю., что составляет 12,2% прироста, в предыдущем году она резко снизилась на -11019тыс.руб., в 2021 - на 5987 тыс. руб., что вполне аргументированно можно связать с низким спросом в конъюнктуре рынка на текстильную продукцию. В связи экономическим кризисом. Вызванной пандемией, где к основным потребностям населения, в частности, можно отнести- продовольствие и лекарственные препараты.

Численность рабочих не претерпела резких изменений: штат работников в 2019году увеличился на 4 пункта, а в 2020г. сократился на 5 работников, в 2021 - выросло на 40 человек, что в принципе является нормальным явлением для компании с такими объемами и охватами финансово-хозяйственной деятельности.

В свою очередь увеличилось значение показателя фондоотдачи в последние 3 года в сравнении с базисным 2018годом, явные изменения в значений данного показателя приходятся на 2019г- увеличение в 2 с лишним раза, что свидетельствует о повышении эффективности использования основных производственных фондов. Увеличился также ФОТ - в 2018году он составил 27676,8тыс.руб., на 186 работников, что составило 12400руб. среднемесячной з/п на одного работника, в 2020году - 30269,7тыс.руб. на 185 человек, а в 2021 году значение показателя ФОТ достигло 39719,16т.р. , что составляет 14 710,8руб. з/п в среднем на одного работника при МРОТ за 2021год 12792 руб. по КЧР согласно данным открытого сайта- https//gogov.ru. Из этого следует, что организация старается увеличить среднемесячную заработную плату работникам в целях компенсации ежегодного роста цен на товар и услуги в последствии инфляции.

Немаловажным показателям в финансово-хозяйственной деятельности предприятия является также рентабельность, которая отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Коэффициент рентабельности от продаж, как правило, помогает контролировать развитие бизнеса и вовремя принимать меры, если эффективность снижается. В нашем случае за весь анализируемый период рентабельность от продаж остается на одном и том же уровне, что не очень хорошо отражается на инвестиционной привлекательности организации. Однако, отсутствие отрицательной рентабельности позволяет говорить о безубыточности компании, а одинаковый показатель за рассматриваемый период, учитывая конъюнктуру рынка и спрос на производимую продукцию на этот момент, свидетельствует об эффективной работе аппарата управления и о стабильности работы организации [5].

Таким образом финансовый результат хозяйствующего субъекта представляет собой совокупность критериев, формирующих представление о эффективности работы компании. Анализ финансовых результатов - это важный процесс как для управления хозяйственной деятельностью организации, так и для её внешних пользователей. Несмотря на многочисленность инструментов анализа основу финансового анализа неизменно составляют показатели прибыли и рентабельности и для их оценки современные предприятия используют различные методы. Основными среди которых являются чтение отчетности по абсолютным показателям, горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, анализ относительных показателей. Такая концепция позволяет формировать расширенное представление о результатах хозяйственной деятельности с одной стороны, а с другой вести одновременный расчет показателей, которые отражают результат финансовой деятельности для внешних пользователей.

Источники:

1. Абдукаримов И.Т., Тен Н.В. Эффективность и финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия: критерии и показатели их характеризующие, методика оценки и анализа // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. — № 5-6. - С. 11 - 21.

2. Абдурахмонов, Х.А. Инновационный подход к методике анализа финансового состояния предприятия [Текст] / Х.А. Абдурахмо-нов // Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения: сборник научных трудов. - Ч. II / СПбГАУ. - СПб., 2018. — С. 3-7.

3. Бердникова, Л. Ф., Портнова, Е. С. Финансовое состояние организации: понятие и факторы, на него влияющие / Л.Ф. Бердникова, Е.С. Портнова // Молодой ученый. - 2016. - №17. - С. 372-374.

4. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Инфра-М, 2016. 336 с.

5. Вахрушина, М. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст] / М.А. Вахрушина -М.: Вузовский учебник, 2019. - 463 с.

6. Хутова Л.А., Аслаханова С.А. Оценка состояния и эффективности использования активов предприятия / Л.А. Хутова, С.А. Аслаханова // Вестник Академии знаний. 2021. №6 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sostoyaniya-i-effektivnosti-ispolzovaniya-aktivov-predpriyatiya.

7. Шардан С.К., Хагаева А.В. Оценка деятельности компании на основе финансового анализа / С.К. Шардан, А.В. Хагаева // Вестник Академии знаний. 2021. №2 (43). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/otsenka-deyatelnosti-kompanii-na-osnove-finansovogo-analiza.

8. Официальный сайт - URL: https//gogov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.