Научная статья на тему 'Методы активизации мышления менеджера в современных организациях'

Методы активизации мышления менеджера в современных организациях Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2443
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / СИНЕКТИКА / ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ / МЕТОД РАСПУСКАЮЩЕГОСЯ ЛОТОСА / THINKING ACTIVATION METHODS / CLASSIFICATION METHODS / BRAINSTORMING / SYNECTICS / THE SIX THINKING HATS / METHOD BLOSSOMING LOTUS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Перова В. О.

В статье рассматриваются классические и современные методы активизации мышления, творческий подход к решению управленческих задач. Предлагается способ классификации, позволяющий объединить все известные методы активизации мышления в единую систему. Анализируются основные методики и принципы современных методов управления творческим мышлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with classical and modern methods of thinking activation, creative approach to solving management problems. Provides a method of classification which allows to combine all known methods of thinking activation in a single system. Analyzes the basic principles and methods of modern management techniques creative thinking

Текст научной работы на тему «Методы активизации мышления менеджера в современных организациях»

УДК 338.2:159.922

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ МЕНЕДЖЕРА В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

METHODS THINKING ACTIVATION MANAGER IN THE MODERN

ORGANIZATION

Перова В. О. ЮРИУ РАНХиГС

Perova V.O. student,

South Russia Institute of management «Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration»

В статье рассматриваются классические и современные методы активизации мышления, творческий подход к решению управленческих задач. Предлагается способ классификации, позволяющий объединить все известные методы активизации мышления в единую систему. Анализируются основные методики и принципы современных методов управления творческим мышлением.

Ключевые слова: методы активизации мышления; классификация методов; мозговой штурм; синектика; шесть шляп мышления; метод распускающегося лотоса.

The article deals with classical and modern methods of thinking activation, creative approach to solving management problems. Provides a method of classification which allows to combine all known methods of thinking activation in a single system. Analyzes the basic principles and methods of modern management techniques creative thinking.

Key words: thinking activation methods; classification methods; brainstorming; synectics; the six thinking hats; method blossoming lotus.

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

В современных условиях глобализации рынка и конкуренции важнейшим ресурсом организаций являются управленцы, способные быстро реагировать на изменения внешней среды, предлагать новые, нестандартные решения, генерировать оригинальные идеи и предложения, разрабатывать уникальные стратегии. Управленцы должны обладать навыкам разработки и реализации нестандартных, инновационных идей и решений на практике, а также к творческому потенциалу организаций.

Поведение менеджера в процессе принятия решения приобретает устойчивость, психологическую основу которой составляет мышление. Мышление менеджера - основа видения ситуации и нахождение ее новой интерпретации, оно приводит к творческому переосмыслению традиционных методов решения профессиональных задач.

В сегодняшнем информационном обществе на современного менеджера обрушивается огромный поток информации и в этих условиях менеджеру необходимо вовремя принимать эффективное управленческое решение, в этом случае ему помогают многочисленные методы активизации мышления.

Активизация мышления - это событие или действие, которое влечёт за собой активизацию мыслительной деятельности и ускоряет мыслительный процесс.[1]

Методы активизации мышления могут быть разделены на три группы:

1. Базовые методы.

2. Классические методы активизации творчества.

3. Специальные и современные методы активизации творчества.

Три базовых метода или «три столпа» активизации мышления включают:

• Классический мозговой штурм (Алекс Осборн).

• Синектика (Уильям Гордон)

• Морфологический анализ (Фриц Цвикки)

Классические методы активизации мышления включают:

• Метод каталогов (Э.Кунце)

• Метод фокальных объектов (Ч.Вайтинг)

• Метод эвристических вопросов

• Метод гирлянд случайностей и ассоциаций (Г.Буш)

• Метод свободных ассоциаций: "Поток сознания"

• Метод аналогий и метафор

• Метод 6-ти мыслящих шляп (Э.Де Боно).

Специальные и современные методы активизации творчества

включают такие методики:

• Метод распускающегося лотоса

• Оператор РВС (размер, время, стоимость)

• Метод маленьких человечков

В современной практике менеджмента все более весомое значение приобретают подходы, основанные на вовлечении сотрудников в процесс разработки и принятия управленческих решений. [2, 276] Классический мозговой штурм - это наиболее известный коллективный метод психологической активизации мышления, предложенный А.Осборном (США) в 40-х годах. Основная особенность данного заключается в разделении участников на критиков и «генераторов», а также разделение процесса генерации и критики идей во времени. Главная цель - получить как можно больше идей.

В мозговом штурме нельзя критиковать предлагаемые идеи, поощряется развитие и комбинирование чужих идей, идеи необходимо излагать кратко и не прерывать эстафету идей. Для этого необходимо создать благоприятные условия для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за боязни их критики, нужно привлекать в группу специалистов различного профиля, склонных к творческой работе. Многое зависит от руководителя группы, именно он и обеспечивает такую обстановку. [3;9]

В настоящее время существует большое количество вариантов классического мозгового штурма, построенных на его основных принципах.

С целью максимального охвата всех существующих вариаций метода можно условно объединить их в три большие группы:

а) вариации созданные на основе изменения структуры или процедуры классического мозгового штурма;

б) вариации, подчеркивающие групповой характер генерации идей;

в). вариации построены на основе интеграции мозгового штурма с другими известными методами активизации творчества. [4]

Вторым «китом» процесса активизации творческого мышления и решения творческих проблем является «Синектика». Этот метод был предложен в 50-х годах XX века У. Гордоном, США. Это своего рода усовершенствованный мозговой штурм.

Главная отличительная особенность - это специальная подготовка участников и постоянство группы. Эти требования необходимо соблюдать для того, чтобы участники обсуждения были хорошо знакомы и не боялись высказывать самые смелые мысли вслух. Помимо этого, темперамент, возраст, багаж знаний должны разниться.

При синектическом штурме предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).^, 127]

Метод фокальных объектов, который входит в группу классических методов активизации мышления, впервые применил Чарльз Вайтинг в Америке еще в 50-х годах прошлого века. Фокальный - значит «находящийся вне зоны нашего внимания». Такой метод особенно хорош для модернизации че-

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

го-либо, создания рекламы или слоганов. Он основан на переносе свойств с одного объекта на другой и дальнейшем ассоциативном развитии новых свойств уже имеющегося объекта.

Пример. У нас есть утюг, который мы хотим как-то модернизировать. Берем первое попавшееся слово «телефон», которое никаким образом не ассоциируется с утюгом, и начинаем перечислять его свойства и технические особенности, при этом нужно записывать все, что приходит в голову:

- звонит

- с кнопками

- светящийся экран

- тр3 проигрыватель

- зарядное устройство и т.п.

После перечисления всех технических характеристик, появляются новые идеи относительно утюга, который можно подзаряжать, и не быть привязанным какое-то время к источнику питания, на котором вместо реле для выбора режима глажения установлены кнопки и, наконец, в него можно встроить тр3 проигрыватель.

Метод каталога

Этот метод был предложен профессором Берлинского университета Э. Кунце еще в 20-х годах ХХв. Суть его заключается в том, что варианты идей получаются путем выбора сочетаний случайных слов с исходным словом. Случайные слова берутся из каталога, книги или журнала. Полученные сочетания развивают, используя ассоциации.

Пример. Так, если случайное слово "тигр", а исходное "карандаш", то получаются сочетания типа "полосатый карандаш", "клыкастый карандаш" и т.д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.

Метод эвристических вопросов

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

Этот метод известен также как метод "ключевых вопросов". Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи. В практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный на идею решения, правильного ответа.

Следует заметить, что эвристические вопросы широко использовал в своей научной и практической деятельности еще древнеримский философ Квинтилиан. Он рекомендовал всем крупным политическим деятелям для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии поставить перед собой следующие семь ключевых (эвристических) вопросов и ответить на них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?

Метод эвристических вопросов базируется на следующих закономерностях и соответствующих им принципах:

1. Проблемности и оптимальности. Путем искусно поставленных вопросов проблемность задачи снижается до оптимального уровня.

2. Дробления информации (эвристические вопросы позволяют осуществить разбивку задачи на подзадачи).

3. Целеполагания (каждый новый эвристический вопрос формирует новую стратегию - цель деятельности).

Метод шести шляп-это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный британским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления», де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной. В основе метода находится концепция параллельного мышления.

По аналогии с цветной печатью, где основные цвета наносятся на бумагу по отдельности, но затем смешиваются и получается цветное изображе-

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

нии, так и метод шести шляп мышления - попытка научиться уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз. В результате сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном объеме.

Суть метода заключается в разделении мышления на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа».

Красная Шляпа- это эмоции, чувства и предчувствия, интуиция. «Надев» эту шляпу не требуется давать обоснование чувствам.

Желтая Шляпа. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

Черная Шляпа - это осторожность. Здесь превалирует суждение, оценка. Задаются следующие вопросы: «Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?».

Зеленая Шляпа ассоциируется с творчеством. В этом случае предлагаются различные новые идеи и предложения, варианты из возможных решений и действий.

Белая Шляпа - это режим аналитики, фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.

Синяя Шляпа - организация мышления. Эта шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать,

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

т.е.формулирование целей, а в конце - подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.

Правила использования шляп:

1. Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.

2. Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.

3. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

4. Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать.

Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность, однако, если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает.[6, 115]

Также в этой статье хотелось бы рассмотреть еще один интересный метод, разработанный Ясуо Мацамура, президентом японской компании «Clover Management». Метод «распускающегося лотоса» - именно так назван этот прием, так как построен на аналогии процесса раскрытия цветка лотоса, при котором каждый лепесток раскрывает находящийся под ним новый лепесток. Этот метод направлен на переориентацию и расширение системы подходов и взглядов, касающихся одной проблемы, в пользу новых, неожиданных решений. Такой метод используется при создании творческих идей, их развитии и наличии проблемы концентрации на одной идее.

Использование этого метода помогает определить, какие предположения стоит рассмотреть, тем самым уточняя направления, в которых требуется расширить информационную базу.

Практическое применение метода не вызывает затруднений и состоит из нескольких этапов. На первом этапе посредине листа бумаги пишут проблему, которая требует решения, вокруг которой в отдельные ячейки вписывают согласованные командой восемь причин этой проблемы (от А до Н). Каждая из этих восьми причин становится сама по себе проблемой, и на втором этапе от команды специалистов теперь требуется найти восемь причин для каждой из упомянутых ранее восьми проблем (рис. 1).

ООО ООО ООО

©но ©и© ©но

ООО ©о© ©о© ООО ©о© о©©

он© ©□• ©и©

ООО ©о® ©©© ©О© О©0 ©©©

©но ©но ©н©

ООО ©о© о©©

Рис. 1 Схема использования метода раскрывающегося лотоса

Это приводит к появлению девяти листов бумаги, каждый из которых содержит восемь основных тем, которые, в свою очередь, порождают еще восемь подтем. Таким образом, в конечном итоге имеется около 64 вопросов, многие из которых взаимосвязаны и обеспечивают всесторонний взгляд на изначально поставленную проблему. Таким образом, этот метод делает доступным развитие идеи в другие идеи и предложения. Ввиду динамичности компонентов метода, считается, что специалистам будет проще генерировать

поток идей. Такая техника позволяет отслеживать целые системы взаимодействующих элементов.

Поэтому значительным преимуществом метода распускающегося лотоса является то, что он смещает фокус с реакции на статическое состояние проблемы в конкретный момент в сторону рассмотрения ее динамики в разрезе нескольких десятков разных взаимосвязанных элементов, что, несомненно, способствует активизации творчества личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оператор РВС (размер, время, стоимость)

Это метод психологической активации мышления, который можно использовать как при коллективном, так и при индивидуальном поиске новых идей.

Суть метода заключается в мысленном изменении условий и параметров решаемой задачи. Предлагается рассмотреть задачу при мысленном изменении от нуля до бесконечности сначала размера совершенствуемого объекта, а затем временных и стоимостных факторов. В результате существенным образом изменяются представления о решаемой задаче и могут появиться совершенно неожиданные идеи, навеянные новым взглядом на проблему.

Данный метод организует активное мышление, моделирует возможные изменения и дает представление о возможных принципах реализации рассматриваемой проблемы.

Недостатком метода РВС является то, что он не содержит достаточно четких процедур решения задач.

В современных высоко конкурентных условиях рынка одним из значительных преимуществ фирмы являются не только квалифицированные, но и креативные кадры, которые готовы обеспечить компанию всесторонним видением проблем и качественными решениями. Именно творческий подход к бизнес-процессам может стать решающим фактором роста предприятия. [7]

Успешному мыслительному процессу препятствует ряд факторов:

• косность, стереотипность мышления;

• излишняя приверженность к использованию привычных методов решения, что затрудняет возможность взглянуть на задачу по-новому;

• страх ошибки, боязнь критики, страх «оказаться глупым», излишняя критичность к своим решениям;

• психическая и мышечная напряженность и т. д. [8, 68]

В заключении, хотелось бы подчеркнуть, что творческий подход имеет большое значение при разработке управленческого решения. И по определению Альберта Сент-Дьёрдьи, творческое мышление состоит в том, чтобы посмотреть на то, что видят все, и подумать о том, о чем не подумал никто.

Список литературы

1. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы.

2008 - URL http://psyera.ru/aktivizaciya-i-narusheniya-processov-myshleniya-1364.htm

2. Тирацуян В.Х. Организационно-психологические аспекты принятия групповых управленческих решений //Проблемы и перспективы развития менеджмента и предпринимательства в России. Сборник докладов V международной научно-практической конференции (30 ноября 2012 года). С. 275279.

3. Osborn A. F. Applied imagination -New-York, Sckibner's Sons, 1953.

4. The Mind Tools Club - http://www.mindtools.com/brainstm.html

5. Цезерани Д. От мозгового штурма к большим идеям: NLP и си-

нектика в инновационной деятельности. М: Гранд-Фаирю, 2005. - 224 с.

6. Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления. СПб: Питер Паблишинг, 1998.-256 с.

7. Кокин А.В. Периодичность творческой активности: проблема управления творчеством // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2009. № 4. С. 35-56.

8. Васильев П.П. Управление развитием интеллектуального и человеческого капиталов, проблемы и их решение // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 3. С. 64-73

9. Халын В.Г. Социально-Ориентированные Некоммерческие Организации: Опыт Развития И Перспективы // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 2. С. 35-41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.