Педагогика
УДК 81.243
DOI 10.21661/r-117837
И.А. Нечаюк
Активные методы как оптимизация модели обучения английскому языку профессионального направления
Аннотация
В статье проанализированы современные активные методы обучения, которые активизируют развитие иноязычной коммуникативной компетенции, адаптацию к иноязычной среде. Такие активные методы как коммуникативный и компетентностный, включающие в себя метод «мозговой атаки», построение «карты памяти», метод синектики, выступают составляющими развития критического мышления. Определены методы использования языкового потенциала и развития коммуникативных навыков путем активизации мышления высшего порядка как наиболее эффективные при обучении взрослой аудитори.
| Ключевые слова: активные методы, оптимизация, иноязычная коммуникация, критическое мышление.
I.A. Nechayuk
Active methods as optimization model for teaching english for special purposes
Abstract
The article provides the analyses of modern active learning methods that activate and accelerate the acquisition of foreign language communicative competence, adaptation to foreign language environment. Namely, active methods - communicative and competence, whose components are «brainstorming», «mind maps», «needs analysis», synectic method, role-plays are the elements of critical thinking. These methods are the most effective and meet the requirements of a modern business man. The methods defined are aimed solely at attracting language capacity and the development of communication skills by enhancing higher order thinking.
| Keywords: active methods, optimization, foreign language communication, critical thinking.
Современное общество требует высококвалифицированных работников в области дипломатии, внешних сношений, экономики, бизнеса, банковского дела и многих других, которые свободно владеют по крайней мере двумя иностранными языками, ведь иностранная речь стала сегодня основным инструментом в функционировании международных компаний, ТНК, международных организаций, проектов, которые вышли за пределы одного государства. Однако, взрослая аудитория ограничена во времени, которое она могла бы потратить на изучение иностранного языка, заучивание нового материала, его отработку.
Деловая аудитория требует более прогрессивных, эффективных, функциональных подходов к учебному
процессу, который в основном зависит от преподавателя, который должен на высоком квалификационном уровне оценить имеющиеся современные методики и техники и предложить аудитории именно ту модель обучения, которая бы лучше всего соответствовала требованиям аудитории, способствовала установлению климата взаимопонимания всех участников учебного процесса с целью достижения лучшего результата в короткий, ограниченный срок, использовать специальные учебные техники и приемы, подобрать комплекс методов преподавания в соответствии с уровнем знаний, потребностей, интересов.
Целью статьи является обзор и критический анализ современных подходов по совершенствованию процесса преподавания и изучения языка, которые акти-
Pedagogy
визируют и ускоряют усвоение материала, адаптацию к иноязычной среде, однако направленных исключительно на привлечение языкового потенциала и развитие коммуникативных навыков путем активизации критического мышления, мышления высшего порядка.
Следовательно в данной статье рассмотрим такие методы обучения, которые активизируют мозговую деятельность, память, облегчают восприятие и усвоение новой информации на иностранном языке, ускоряют адаптацию к иноязычной среде, новой аудитории. А именно, активных методов - коммуникативного и ком-петентностного, компонентами которых является метод «мозговой атаки», построение «карт памяти», синектич-ний метод, ролевые игры. Данные методы выступают составляющими развития критического мышления.
Исследуя и анализируя современные модели преподавания иностранных языков, к наиболее популярным относят активные методы в основе которых коммуникативный подход: суггестивные технологии, молчаливый метод (Silent Way), естественный подход (Natural Approach), метод полной физической реакции (Total Physical Response - TPR), метод социализированного обучения (Community Language Learning - CLL), TANDEM-метод, драма-педагогика, ситуативный подход (Situational Language Learning), метод обучения когнитивного кода (Cognitive Code Learning), метод проектов и др. Соответственно, наблюдаем тенденцию к применение суггестопедической модели преподавания разработанной и предложенной болгарским психологом Г. Лозановым в 1960-1970-х гг. как способа активизации резервных психологических возможностей в изучении иностранного языка через раскрытие резервов памяти, повышение интеллектуальной активности, развитию положительных эмоций, которые уменьшают утомляемость и способствуют мотивации. Указанные факторы способствуют усвоению значительного объема материала за определенный промежуток времени, формированию речевых навыков и умений, способность участвовать в любых коммуникативных ситуаций [ 5, с. 228-229].
Последователями метода стали Г.А. Китайгородская [8], А.А. Леонтьев [11], И.Ю. Шехтер [18], Е.И. Пассов [13] и другие ученые, которые использовали элементы суггестопедии в своих собственных разработках. В основе их преподавательских практик преимущественно был коммуникативный метод, снятие психологического барьера, создание благоприятной для обучения среды [6]. Ученые (Е.М. Дианова [7], Г.А. Китайгородская [8], В.Л. Скалкин [14; 15]) отдавали предпочтение ролевой игре, как эффективному методу обучения языку. В частности метод Г.А. Китайгородской, который еще называют методом «активизации резервных возможностей личности и коллектива», а именно активизации психологических резервов личности - процессов познания, ресурсов памяти, воображения и внимания [12]. В основу коллективного коммуникативного взаимодействия было положено полилог - коммуникацию всех участников учебного процес-
са, при этом каждый получал свою роль и будто в нее погружался, перевоплощался. В противовес В.Л. Ска-лин настаивал на развитии диалогической речи, учебной дискуссии. Именно он первым в методической литературе выделил восемь сфер устного общения присущих любому современному языковому коллективу: социально-бытовую, семейную, профессионально-трудовую, социально-культурную, сферу общественной деятельности, административно-правовую, зрелищно-массовую, сферу игр и развлечений [15, с. 61].
Проведя анализ научных исследований делаем вывод о том, что основным фактором в выборе современных методов обучения является определение рациональных способов достижения учебной цели, где учебный процесс должен быть комплексной системой, а комплексное использование современных методов обучения, технических средств обучения и носителей учебной информации является одной из главных особенностей современной технологии обучения [17, с. 57].
По нашему мнению, данные методы являются наиболее эффективными и отвечают требованиям современного делового человека. Прежде всего определим характерные особенности и принципы обучения иностранному языку взрослой аудитории: четко поставлена цель, а следовательно высокая мотивация; знание иностранного языка связывают с социальными процессами и взаимодействием с различными участниками коммуникативного процесса; изучение языка является многомерным и предполагает различные виды взаимодействия, что требует основательного изучения языка с целью профессионального взаимодействия посредством знания темы, контекста, профессиональных вопросов [3]. Ведь основой современного преподавания должно быть содействие активизации мышления, приобретение, развитие и использование комплекса навыков для понимания и усвоения изучаемого материала.
Выделим ключевые элементы в изучении иностранного языка, которые, по нашему мнению, являются значимыми независимо от возраста и задач целевой аудитории. Прежде всего, это мотивация, которая предполагает осознание учеником основного задания или цели изучения языка и каким именно образом эта цель может быть достигнута. То есть, должны быть четко определены и прописаны цели и способы их достижения. Для этого мы предлагаем проанализировать потребности ученика, определив приоритетные задачи и способы их выполнения в виде таблицы «Анализ потребностей» («Needs Analysis»), где студенты в мини-группах, а затем вместе с преподавателем анализируют и комментируют результаты анализа. Данный вид работы помогает не только выполнить основное задание - определить потребности, но и провоцирует студентов к обсуждению, дискуссии, выражения собственного мнения. При этом, что важно, преподаватель выполняет функцию модератора, а не руководителя, соответственно уменьшается психологическая нагрузка, «страх» высказываться на иностранном языке, а
Педагогика
следовательно, разрушается психологический барьер. Такой вид работы побуждает к вопросам. Ведь готовность студента задавати вопросы и отвечать на них является признаком того, что он готов к творчеству [1].
Четко поставленные задачи могут быть достигнуты при использовании определенных методов. В частности, метод «мозговой атаки» или «мозгового штурма» является удачным ходом для введения нового лексического материала, новой темы с последующими письменными заданиями. Это «оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастических» [16, с. 74-75].
Данный метод активизирует критическое и ассоциативное мышление, работу в группе, что уменьшает психологическое напряжение. В частности, для начала можно предложить высказывание известных общественно-политических деятелей и таким образом побудить аудиторию к обсуждению. Облегчат и активизируют данный вид работы ключевые фразы на задануню тему. Однако, для правильной организации данного вида деятельности необходимо учесть три обязательные этапы данного метода:
1) четкая постановка проблемы и, при необходимости, определение ролей;
2) основной этап - генерация идей без всякой критики;
2) анализ и выделение идей для логического завершения задания.
Как разновидность можно предложить «мозговую атаку» на доске, когда студенты выражают концепции, подходы, термины по теме, а преподаватель или модератор (один из участников группы) записывает их на доске. По возможности информацию можно разделить на категории, классифицировать, в зависимости от уровня группы. Однако преподаватель должен активизировать использование уже изученного материала и совместить его уже с новым. Или же «дерево», как результат мозговой атаки («brainstorming tree») - во время обсуждения и написания терминов на доске, необходимо выделить основные концепции и обсудить их детально. То есть, следует провести дополнительный анализ некоторых концепций, который визуально на доске будет иметь вид дерева. «Мозговая атака в круге» - обсуждение проблемы группой студентов с последующими индивидуальными комментариями. Один из студентов зачитывает свой перечень терминов, затем передает следующему для зачитывания и дополнения и так далее [2].
Данный метод, по нашему мнению, достаточно эффективно сочетается с «картами памяти» или «интеллект-картами» («mind maps»), которые по сути являются визуальным отображением результатов ментальной активности группы во время мозгового штурма. Они помогают графически, в виде диаграммы - дерева структурировать полученную информацию и, таким образом, упрощают ее восприятие и анализ.
Развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма является метод синектики, разработанный
в 1961 году Уильямом Гордоном для формирования креативных групп в бизнес кругах для решения проблем и разработки качественного продукта. «Синек-тика» - совмещение разных, отличных элементов для поиска решения поставленной проблемы. В отличие от мозгового штурма в данном методе применяется критика, сравнения и аналогии, а сам процесс обсуждения состоит из четырех элементов: поиска прямых аналогий - синонимов; субъективных (личных) аналогий; символических аналогий - сравнений, аллегорий, метафор; фантастических аналогий - воображаемых вещей, событий и прочее.
Применяя данный подход в преподавании иностранного языка необходимо:
1. Четко определить тему, проблему. На данном этапе преподаватель может попросить студентов описать или же дать оценку проблемы в устной или письменной форме с указанием ключевых описательных слов на доске.
2. Создать прямые аналогии. На основе анализа уже указанных описательных слов необходимо предложить прямые аналогии. После обсуждения всех предложенных вариантов можно выбрать лучший.
3. Описать личные аналогии используя, например, условные предложения, сравнения.
4. Кратко очертить проблему, проанализировав предложенные ответы и составив группы идей аналогичных и противоположных.
5. Просмотреть тему, сравнив оригинальную идею с последними предложенными прямыми аналогиями.
6. Дать оценку, подвести итоги, сравнив предложенные идеи в начале обсуждения (уже написанными идеями) с теми, что возникали в течение всех этапов анализа [4].
Сегодня данный метод достаточно активно используется не только в бизнес, финансово-экономической и других сферах с целью поиска новых идей и решения проблем, но и в изучении иностранного языка, как эффективный метод развития коммуникативных навыков.
Следующим этапом является обучение аудитории связывать и анализировать факты, события, уже усвоенный материал с тем, что изучается на данном этапе -критически мыслить и делать собственные выводы. То есть, данная модель обучения ориентирована не только на запоминание фактов, а на их анализ, что способствует развитию памяти и навыков устной речи (монолога или диалога). Например, изучая идиомы английского языка можно предложить анализ их использования известными, выдающимися людьми, в популярных фильмах, песнях. Работая с темой 'International Organisations' предложить анализ отчетов, пресс-релизов, заявлений представителей определенных организаций, прокомментировать реакцию мирового сообщества и пути преодоления определенных проблем и тому подобное. Такой вид деятельности способствует закреплению новых лексических единиц на заданную тему и оживляет мышление на иностранном языке.
Составляющей критического мышления является умение делать выводы. Данное умение можно развить,
Pedagogy
предложив примеры из повседневной жизни, ежедневной работы, быта. Например, попросить прокомментировать фотографии людей в повседневных ситуациях, прокомментировать сделанные заранее фотографии участников данной группы. Первым этапом является комментарий изображенных деталей, следующим - общий анализ фотографии. То есть, ученик будет фокусировать внимание на самой фотографии, ее деталях, а не на корректном использовании грамматических конструкций. Однако, данный вид работы является оправданным с целью развития коммуникативных навыков. Графические изображения (диаграммы, графики и т. д.) - как результат критического мышления, способствуют организации идей, определению концепции. Говоря о стратегии решения проблем, необходимо предложить поэтапное их решение и обсуждение.
Оптимальным подходом к обучению представителей бизнес кругов является ролевая игра или «управленческая игра» (Ю.Д. Красовский [10], Н.Т. Кравченко [9]) - форма моделирования реальной ситуации в контексте изучения иностранного языка, что предпо-
лагает активное мышление и коммуникативную активность с высоким уровнем мотивации, формирование профессиональной компетенции.
Итак, проанализировав выше указанные методы, по нашему мнению, наиболее эффективными подходами оптимизации учебного процесса со взрослой аудиторией является привлечение обще известных методик. применяемых в деловой практике (анализы), однако в языковой плоскости, адаптированных к потребностям целевой аудитории, уровня, возраста, а именно, активных методов обучения, в основе которых имитационное моделирование реалий жизни, проблем и поисков их решения. Основными преимуществами их использования является максимальное сокращение времени для освоения языка через активизацию мышления высшего порядка и критического мышления, направленного на «погружение» в языковую среду благодаря обсуждению и решению реальных повседневных бытовых, профессиональных ситуаций на иностранном языке без чрезмерной теоретической нагрузки.
Литература
1. ^х Janelle Teaching Strategies that Enhance Higher-Order Thinking Skills [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.teachhub.com/teaching-strategies-enhance-higher-order-thinking
2. Interactive Techniques [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fctl.ucf.edu/Teachingand LearningResources/CourseDesign/Assessment/content/101_Tips.pdf
3. Spruck-Wrigley, Heidi and Jim Powrie. What Does It Take for Adults to Learn? - 2002.
4. The Synectic Model For Teaching English [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eltnotes.wordpress. com/2010/05/13/8-the-synectic-model-for-teaching-english/
5. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Изд-во ИКАР, 2009. - 448 с.
6. Бухбиндер В.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Под ред. В.А. Бухбиндера, Г.А. итайгородской. - Вища школа, 1988. - 344 с.
7. Дианова О.М. Ролевая игра в обучении иностранному языку: Обзор зарубежной методической литературы [Текст] / О.М Дианова, Л.Х. Костина // Иностранные языки в школе. - 1998. - №3. - С. 90-92.
8. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам [Текст] / Г.А. Китайгородская. -М.: Высшая школа, 1986. - 112 с.
9. Кравченко Н.Т. Алгоритм управления ситуативным полем при обучении иностранному языку / Н.Т. Кравченко // Информационные технологии образования. - Новосибирск, 2003. - С. 21-25.
10. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры / Ю.Д. Красовский. - М.: Экономика, 1989, - 175 с.
11. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Смысл. - М.: Академия, 2005 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.litres.ru/pages/biblio_book
12. Метод Китайгородской [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://4brain.ru/
13. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
14. Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка): Пособие для учителей / В.Л. Скалкин. - Радянська школа, 1989. - 158 с.
15. Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи / В.Л. Скалкин. - М.: Рус. яз., 1981. - 248 с.
16. Стариков П.А. Пиковые переживания и технологии творчества: учебное пособие / П.А. Стариков. - Красноярск: Филиал НОУ ВПО, 2011. - 92 с.
17. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 1998. - 288 с.
18. Шехтер И.Ю. Эмоционально-смысловой подход к обучению чужому языку / И.Ю. Шехтер. - М., НГУ Н. Нестеровой, 1993.