Научная статья на тему 'Методы изучения творческого мышления как феномена культуры'

Методы изучения творческого мышления как феномена культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1327
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕШТАЛЬТ-ТЕОРИЯ / ИНСАЙТ / ИНТУЦИЯ / СИНЕКТИКА / "БРЕЙН-ШТОРМИНГ" / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бондаренко Александр Викторович

Все возрастающий интерес к проблеме природы научной и творческой мысли заставил ученых обратить свои взоры к специфике творческого мышления и выработать новые методы ее изучения. В статье показывается специфика творческого мышления как феномена культуры. Анализируются современные методы изучения творческого мышления: эвристика, гештальт-теория, синектика, «Брейн-шторминг».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы изучения творческого мышления как феномена культуры»

УДК 130.2

Бондаренко Александр Викторович

кандидат философских наук, доцент Alexander-81 @yandex.ru

Методы изучения творческого мышления как феномена культуры

Aleksandr V. Bondarenko

сandidate of philosophy Sciences, docent Alexander-81 @yandex.ru

Methods of studying of

CREATIVE THINKING AS A CULTURE PHENOMENON

Аннотация. Все возрастающий интерес к проблеме природы научной и творческой мысли заставил ученых обратить свои взоры к специфике творческого мышления и выработать новые методы ее изучения.

В статье показывается специфика творческого мышления как феномена культуры. Анализируются современные методы изучения творческого мышления: эвристика, гештальт-теория, синектика, «Брейн-шторминг».

Ключевые слова: гештальт-теория, инсайт, интуция, синектика, «Брейн-шторминг», творческое мышление.

Annotation. Escalating interest to the problem of the nature of scientific and creative thought has forced scientists to turn the looks to the specificity of creative thinking and develop the new methods of its studying.

In the article the specifics of creative thinking as culture phenomenon is shown. Modern methods of studying of creative thinking are analyzed: heuristics, gestalt theory, synectics, "Brain-storming".

Keywords: gestalt theory, insight, intuition, synectics, "Brain-storming", creative thinking.

50-е гг. XX века ознаменованы появлением эвристики - целой методологической дисциплины, занятой исследованием творческого мышления -ключевого двигателя культурных процессов. Главной функцией эвристики являлось изучение и выяснение механизмов, благодаря которым происходит рождение новых оригинальных идей, движение «к нетривиальным решениям задач произвольного содержания». Время показало, что с поставленной задачей данное направление не смогло справиться, хотя, конечно, эвристические изыскания и привели к созданию ряда значимых методов «изобретения» («problem solving»), но данные методы, как указывают ученые, больше подходят как материал для будущей значительной теории, чем быть предназначенными практически пригодными инструментами. Т.е., здесь можно говорить о таких методах, как: «доведения противоречия до крайности», а также о методе «гирлянд ассоциаций». Существенной, как нам кажется, чертой эвристики является тот факт, что она сконцентрировала наше внимание на коренную черту подлинно творческого мышления: на том, что оно всегда базируется на отказе от традиционного описания ситуации. В эвристике новая значимая идея всегда предполагает «новую модель предмета или явления, а потом из этого нового представления возникает и решение проблемы». В жизни это можно показать на следующих примерах: благодаря тому, что носители инфекционных заболеваний были описаны как физические агенты, а не как нематериальные сущности, стали допустимы эпидемиологические методы борьбы с инфекционными заболеваниями. Проводя анализ известных современных эвристических методов, можно

сделать вывод, что они в той или степени нацелены на изменение стандартного способа описания ситуации в пользу нового, т.е. в пользу того метода, в котором может быть сокрыто решение задачи. Данные методы, правда, условно, можно подразделить на следующие категории:

1. К первой категории относятся такие методы, которые готовы описать проблемную ситуацию в понятиях какого-то определенного условного языка. В качестве одного из подобных примеров можно привести такой известный метод решения инновационных задач, который предлагает описывать техническую проблему в форме взаимодействия нескольких групп человечков, при этом электрический ток представляется в виде коридора, по которому бегут маленькие человечки и т.д. [1]. В теории решения изобретательских задач Альтшуллера, в которой техническая система получает описание в понятиях условного языка физических явлений, данный эвристический язык может быть сравнительно формальным. Ярким примером подобного рода эвристического руководства является кибернетика, в связи с тем, что ее универсальный язык управления и связи также послужил чрезвычайно продуктивным средством воссоздания явлений. Большим плюсом данных альтернативных языков является то, что они намного гибче, чем первоначальные модели проблемной ситуации, в связи с этим использование их нередко открывает новые пути решения задач.

2. Ко второй категории напрямую относятся такие методы, которые ориентированы на замену текущего описания ситуации каким-нибудь качественно новым, т.е. это такие методы, как:

41

ассоциативные методы, метод мозгового штурма. Указанная категория эвристических правил значительно ориентирована на интуитивные способности ученого, т.к. в них никоим образом не предоставляется линия (стратегия) поисков необходимой ассоциации, а попросту предлагается его «придумать».

3. К третьей категории относятся весьма специфические методы, сущность которых сводится к разрушению прежнего описания ситуации, без замены ее новой. Ведь обычно принято считать, что если прежнее описание ситуации кажется бесспорным и понятным до конца, то намного сложнее заменить его новым, значительно более качественным, что на самом деле и есть в действительности [1]. Основной функцией методов данной группы является анализ каждой конкретной составляющей старого описания ситуации, т.е. всех ее звеньев, а также их критический анализ. Порой подобное «расшатывание» способствует зарождению новой, более ценной ситуации, тогда как старое исчерпывает себя. Данный метод хорошо зарекомендовал себя в психологии, т.к. в психологической среде существует представление, что многие психологические проблемы связаны с «ограниченностью модели мира», а расширение ее становится методом, способствующим решению проблем. Так, все чаще и чаще в связи с этим прибегают к измененным состояниям сознания, т.е. наркотическим состояниям и трансам, так как старые мыслительные модели в них не способны работать, и это, как считают некоторые, облегчает психологические трансформации личности и способствует творческим находкам. Но опыты по изменению состояния сознания, как в психотерапии, так и в решении прикладных эвристических задач, показали свою бесплодность и вредность для человеческого здоровья. Связано это в первую очередь с тем, что сам процесс изменения описания ситуации требует целенаправленного контроля, т.к. одно дело придумать новое описание, а другое, чтобы оно оказалось применимо с практической стороны вопроса. Однако сознание при измененных состояниях не может выполнять функцию контроля, вследствие чего разрушение текущих моделей мира становится самоцелью. Т.н. духовные практики, в свою очередь, как и употребление наркотических средств, приводят к тяжелым и необратимым последствиям. Происходит не только разрушение обычных описаний мира, но и самое страшное -разрушение личности, т.е. к ее асоциальности.

Существенное изучение проблема творческого мышления получила в психологии, и особенно в одном из ее авторитетных направлений-гештальт-психологии, основателем которой считается Макс Вертгеймер [1]. В своей главной работе «Продуктивное мышление» М. Вертгеймер как раз и проводит анализ творческого мышления с позиции гештальт-теории. Ключевым положением в гештальт-психологии является то, что решение задачи, новая идея появляется в момент «схватывания» ситуации во всей ее полноте и целостности, получивший название «инсайт». Чрезвычайно интересны эксперименты представителей школы гештальт-психологии по проблеме интуиции, в хо-

де одного из них, проведенным В. Келлером над подопытными обезьянами в 1914 году, было обнаружено, что, оказывается, переживать инсайт могут не только люди, но и шимпанзе. Например, поведение обезьяны решительно изменяется с хаотического на целеустремленное, когда обезьяна понимает, что для того, чтобы снять плод банана с дерева, необходимо воспользоваться палкой. Т.е. можно сделать вывод, что процесс принятия решения обезьяной являлся стремительным, как внезапное озарение, и не выглядел как результат продолжительного логического размышления.

Таким образом, существенным, на наш взгляд, дополнением гештальт-теории к эвристическим методам является то, что при поиске альтернативных описаний необходимо, в первую очередь, ориентироваться на целостные описания ситуаций, т.е. необходимо учитывать не только сам предмет или явление, но и всю суть ситуации.

Весьма интересны и другие методы стимуляции творческого процесса - такие, как «метод мозгового штурма» («Брейн-шторминг») и «Синектика».

Мозговая атака (брейн-шторминг (методика Осборна)) (от англ. brain storming-штурм мозга) -методика, основной целью которой является стимуляция творческой активности и продуктивности. Главным положением данного метода является то, что при стандартных приемах обсуждения и решения проблем рождение плодотворных идей ограничивает деятельность контрольных механизмов сознания, «которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений» [1]. Негативными моментами в процессе поиска решения являются боязнь неудачи, а также страх выглядеть смешным и др., поэтому, чтобы противодействовать данным отмеченным отрицательным явлениям при групповом обсуждении поставленной проблемы, рекомендуется высказывать всякие произвольные мысли и суждения, причем «поощряется самое необузданное ассоциирование: чем более дикой кажется идея, тем лучше» [2].

Вслед за тем, как все участники обсуждения высказывают все свои мысли и соображения, происходит их анализ, с расчетом на то, что хоть некоторые из них окажутся результативными и плодотворными [3].

Указанный метод весьма продуктивен, особенно в целостности с «синектическим». Под синектикой понимается «психическое свойство делать незнакомое знакомым, а привычное - чуждым». Для того, чтобы сделать привычное чуждым, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

а) отождествление себя с каким-либо элементом проблемной ситуации, к примеру, с деталью машины, летающим электроном;

б) поиски аналогичных процессов в других сферах;

в) применение поэтических метафор и образов для формулирования задачи;

г) фантастические аналогии, с помощью которых

42

задача мысленно решается как в волшебной сказке;

д) дискуссии с учеными из других областей знания также способствуют нахождению истины в решении своих специфических задач;

е) мысль всегда должна вращаться вокруг идей, имеющих прямое отношение к поставленной проблеме [1].

Существуют следующие способы переноса идей из различных сфер:

а) представить изучаемый объект в новой -неожиданной обстановке, соответственно получить свежее видение проблемы. Так, в это время возможно обнаружить какие-нибудь новые для себя, ранее не обнаруженные свойства исследуемого объекта, т.е. победить инерционный эф-

Литература:

1. SUPERIDEA.RU: Научно-познавательный портал «Развитие творческого мышления и интеллекта» URL: http://www.superidea.ru/tm/ps/myslit.htm

2. Сорокин Б.Ф. Философия и психология творчества URL: http://www.superidea.ru/tm/book/fpt1.htm

3. PSYCHOLOGY.NET.RU: Научно-популярный

информационный психологический портал «Мир Психологии» URL: http://www.psychology.net.ru/

dictionaries/psy.html?word=521

4. Бондаренко А.В. Место интуиции в научном и художественном творчестве // Вестник Башкирского университета. 2006. Т. 11. № 4. С. 183-185.

5. Бондаренко А.В. Интуиция и творчество. Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. Т. 6. № 6.-2. С. 50-54.

6. Шафикова Г.Р. История психологии нравственности : монография / Г.Р. Шафикова, Г.В. Бондаренко. Уфа, 20о7.

фект мышления;

б) попробовать найти смысловую связь между изучаемым объектом и другим - произвольно взятым, т.е., это момент установления принудительных отношений;

в) если поставленная задача не решается, необходимо переключиться на любую другую, либо просто отдохнуть от нее какое-то время, а затем вновь пытаться решить ее. Необходимо записывать все свои мысли по поставленной проблеме - а «интуиция подскажет, что с ними делать» [1].

Главной своей целью синектика определяет повышение вероятности результативности при помощи включении в работу интуитивных и эмоциональных компонентов умственной деятельности в условиях группового творчества.

Literature:

1. SUPERIDEA.RU: Scientific and informative portal «Development of Creative Thinking and Intelligence» URL: http://www.superidea.ru/tm/ps/myslit.htm

2. Sorokin B.F. Philosophy and psychology of creativity URL: http://www.superidea.ru/tm/book/fpt1.htm

3. PSYCHOLOGY.NET.RU: Popular scientific in-

formation psychological portal «World of Psychology» URL: http://www.psychology.net.ru/-

dictionaries/psy.html? word=521

4. Bondarenko A.V. Place of intuition in scientific and art creativity // Bulletin of Bashkir University. 2006. V. 11. № 4. P. 183-185.

5. Bondarenko A.V. Intuition and creativity // Historical and social and educational thought. 2014. V. 6. № 6.-2. P. 50-54.

6. Shafikova G.R. History of moral psychology : monograph / G.R. Shafikova, G.V. Bondarenko. Ufa, 2007.

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.