Научная статья на тему 'Методология системного подхода к проблеме обучения будущих менеджеров образования'

Методология системного подхода к проблеме обучения будущих менеджеров образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / METHODOLOGY / THE SYSTEM APPROACH / SYSTEM / MANAGEMENT / MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булаева Марина Николаевна

В статье раскрыто понятие «система», определены связи между элементами системы, представлена существенная особенность системного подхода. В статье рассмотрено моделирование как общенаучный метод, а также три вида моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of systemic approach to the problem of future educational managers' training

In the article the concept of "system" is described, the interrelation between elements of the system the are defined, essential feature of the system approach is presented. In the article modeling is considered as a general scientific method, and also three kinds of models are studied.

Текст научной работы на тему «Методология системного подхода к проблеме обучения будущих менеджеров образования»

УДК 378:338.24

М. Н. Булаева

МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

К ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрыто понятие «система», определены связи между элементами системы, представлена существенная особенность системного подхода. В статье рассмотрено моделирование как общенаучный метод, а также три вида моделей.

In the article the concept of "system" is described, the interrelation between elements of the system the are defined, essential feature of the system approach is presented. In the article modeling is considered as a general scientific method, and also three kinds of models are studied.

Ключевые слова: методология, системный подход, система, управление, моделирование.

Keywords: methodology, the system approach, system, man agement, modeling.

Методология в науке, как известно, выступает как всеобщий способ познания. Методология, с одной стороны, область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практико-преобразующей деятельности, с другой - представляет совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке [1]. В научном исследовании она выполняет две важные функции: способ познания и способ организации процесса познания.

Проводя исследование, мы, в первую очередь, опирались на положения методологии педагогики, которые нашли широкое отражение в работах В. И. Загвязинского, В. В. Краевского, A. M. Новикова и других ученых-педагогов. «Методология педагогики есть система знаний об основаниях структуры педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы» [2].

С целью всестороннего и эффективного исследования формирования административно-управленческой деятельности в подготовке менеджеров образования нами был выбран системный подход. Системный подход к отражению всякой реальной действительности базируется на понятии системы. В рассматриваемом материале мно-

БУЛАЕВА Марина Николаевна - аспирант кафедры педагогики Волжского государственного инженерно-педагогического университета © Булаева М. Н., 2009

гократно используется данное понятие: система профессиональной подготовки менеджера образования, система формирования административно-управленческой деятельности у студентов для работы с людьми, система научно-методического обеспечения и т. д., поэтому мы решили раскрыть наше представление об основных понятиях системы и системности.

Термин «система» употребляется в научной литературе в разных значениях. Чаще под системой понимают «совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые качества, не присущие ее образующим» [3].

Один из основоположников общей теории системы Л. Берталанфи определяет систему как комплекс элементов, находящихся во взаимодействии. А. Д. Холл и Р. Е. Фейджин в качестве исходного определения берут следующее: «Система - это множество объектов вместе с отношениями между объектами и между их атрибутами (свойствами)».

Обобщая сходные по своей сути определения понятия «система», представленные в работах В. Г. Афанасьева, И. В. Блауберга, А. И. Уемова и других, за рабочее определение нами принято следующее: система есть упорядоченное определенным образом множество элементов (компонентов), взаимосвязанных и образующих некоторое целостное единство [4].

В соответствии с принятым нами определением каждая система имеет две составляющие: компонентный состав и структуру как систему связей между этими элементами. Состав - это множество, набор элементов, подсистем, блоков, образующих целое. Присущей ему чертой является наличие перечня частей системы. Структура же - это способ связи всех элементов, входящих в систему [5].

Одним из важных аспектов любой структуры является упорядоченность, т. е. определенный закономерный строй элементов в пространстве и времени, определенное их соотношение по величине, интенсивности и согласованности всех функций. Анализ работ В. Г. Афанасьева, В. В. Краев-ского и других позволяет утверждать, что структура является жестко упорядоченной, если ее элементы связаны четкой зависимостью [6].

Важную роль в любой структуре играют системообразующие связи, при помощи которых и происходит объединение элементов в систему. К ним относятся целевые связи, ибо цель подключает к себе функционирование всех частей системы, объединяет их в единое целое [7].

Целостность как основное свойство системы требует органического единства методов анализа и синтеза в исследовании объекта. Логика такого целостного подхода состоит в том, чтобы вначале рассматривали сложный объект в виде

некоего целостного образования, познание которого возможно лишь на основе анализа составляющих его частей, а затем в исследовательский процесс включаются интегрированные локальные знания об объекте для получения нового интегрированного знания о нем. Целостность достигается через согласование функций элементов системы, их некоторой «привязанности» друг к другу, от влияния каждого на деятельность других зависит качество конечного результата функционирование системы [8].

Показателем целостности также является наличие единой цели у всех элементов системы в том смысле, что частные цели элементов в определенной степени согласовываются с общей целью функционирования системы. Высокий уровень системы характеризуется относительным единством реагирования всех составных частей системы на внешние и внутренние воздействия, наличием развитых обратных и системообразующих связей, ограниченностью системы от окружающей среды [9].

Целостная система характеризуется наличием целеустремленности в ее поведении. Цель выступает как фактор, обусловливающий способ и характер деятельности, она определяет соответствующие средства ее достижения, является не только спроектированным конечным результатом, но и побудителем деятельности [10].

В исследовании нами выбран системный подход. Системный подход - направление методологии научного познания, в том числе педагогического, в основе которого лежит изучение объектов как систем. Системный подход означает, что явление объективной действительности рассматривается «с позиции закономерностей системного целого и взаимодействия его частей; это и образует особую гносеологическую призму анализа или особое измерение реальности» [11].

Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Использование системного подхода в целях научного познания подразумевает рассмотрение целостности объекта исследования через его конкретные проявления, установление многообразных связей и сведение их в единое теоретическое целое.

В. В. Краевский отмечает, что «для исследования системы необходимо выявить компоненты и системообразующие связи педагогического процесса или явления, определить основные факторы, влияющие на функционирование этой системы, определить роль и место данной системы в системе других явлений, выявить отдельные эле-

менты или группы, на которые будет осуществлено преобразующее влияние, изучить процессы управления, обеспечивающие достижение поставленных целей, внедрить полученные результаты в практику» [12].

Общим признаком системы, как известно, является наличие некоторого множества элементов. Для любого реального объекта, рассматриваемого в качестве системы, характерно наличие ярко выраженных дифференцированных его частей, сторон. Существенный признак любых системных объектов - определенные связи элементов или внутренне специфические отношения между ними, которые в совокупности с элементами образуют целостность системы. Целостность системы означает единство, согласованность всех функционирующих элементов.

Поэтому, прежде всего, необходимо определить оптимальное количество элементов, которые могут входить в систему административно-управленческой деятельности будущих менеджеров образования.

Следующий этап исследования заключается в определении связей между элементами системы. Наличие связи между элементами означает такую зависимость между ними, когда изменение свойств одного приводит к изменению свойств другого. Каждый элемент системы обладает своими особенными свойствами, к ним могут быть отнесены функции, поэтому, выделяя и анализируя элементы системы, необходимо определить их функции.

Для любой системы характерным является определение ее структуры. Изучить структуру системы - значит объединить вычлененные элементы некоторой закономерной связью, вскрыть совокупность отношений, существующих между элементами этой системы. Структура как бы пронизывает все элементы системы единой нитью, представляя собой целостную характеристику. Поэтому выявление структуры связано с установлением, с одной стороны, целостного, с другой - дифференцированного характера объекта.

Изучая педагогические системы, В. В. Краев-ский, как и другие педагоги, отмечает, что система «обладает определенной структурой, допускающей вычленение иерархии элементов; взаимодействуя со средой, она может рассматриваться как элемент высшей, по отношению к ней, более широкой системы; структура данной системы такова, что ее элементы обладают по отношению к ней свойствами подсистем. Системность организации науки обусловлена принципиальной и непременной системностью научного знания, для генерирования, хранения и передачи которого она предназначена» [13].

Следующая существенная особенность системного подхода - управление. Как отмечает Э. Юдин,

«специфичной чертой сложноорганизуемых систем является наличие в них процессов управления» [14]. В связи с этим системное изучение проблемы формирования административно-управленческой деятельности при обучении будущих менеджеров образования не только позволяет вскрыть параметры концептуальной модели, но и дает возможность описать их педагогический инструментарий, то есть управление формированием знаний и умений студентов в области образования. Сущность управления заключается в поиске методов, форм работы студентов с целью формирования основных знаний и умений, личностных качеств специалиста, необходимых для работы.

Управленческий цикл, как известно, состоит из нескольких этапов: формулировка цели, программно-целевое планирование, организация деятельности, корректировка деятельности, анализ обратной связи, определение эффективности учебной деятельности студентов. Совпадение результатов с намеченной целью - оптимальный вариант учебного процесса, смысл управления.

Проверка эффективности выбранных методов, приемов, форм, содействующих формированию профессиональной компетентности студентов, осуществляется с помощью педагогического эксперимента, который на каждом этапе исследования позволяет подтвердить, опровергнуть или уточнить наши теоретические гипотетические построения.

Опираясь на работы А. Н. Аверьянова, В. Г. Афанасьева, И. В. Блауберга, Э. Г. Юдина, А. И. Уемова [15] и других, в которых представлены основные положения общей теории систем, выделим положения, наиболее значимые для нашего исследования.

Применительно к построению системы профессиональной компетентности будущих менеджеров образования системный подход, с нашей точки зрения, представляет собой построение конкретных научно-теоретических знаний о различных аспектах этой системы, для получения которых необходимо:

- выявить основные элементы системы профессиональной компетентности будущего менеджера образования;

- определить структуру системы как единство устойчивых системообразующих иерархических взаимосвязей между этими элементами и различными ее уровнями;

- выделить функции отдельных уровней и элементов системы, в совокупности обеспечивающих ее целостное функционирование.

Для наглядного описания системы профессиональной подготовки менеджеров образования воспользуемся методом моделирования.

Потребность в модели возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта

невозможно, затруднительно, требует слишком длительного времени и т. п. [16]. В то же время моделирование - это способ познания действительности, который состоит в отображении и воспроизведении изучаемого предмета, явления, процесса. Свойство любой модели заключается в способности отразить или воспроизводить предметы, явления окружающей действительности, их структуру, закономерности развития.

Моделирование как общенаучный метод находит широкое применение в научных педагогических исследованиях. «Построение педагогической теории и переход от нее к учебно-воспитательной практике связаны с формированием идеализированных объектов моделей педагогической действительности, то есть действительности, взятой в аспекте педагогической деятельности и отображаемой в двух планах - как сущее и как должное. В системе научного обоснования педагогической практики такой переход предстает как движение познающей мысли от теоретической модели к нормативной области...» [17]. Метод моделирования используется при изучении множества проблем, в нашем случае это формирование административно-управленческой деятельности при обучении будущих менеджеров образования, которую мы будем рассматривать как систему.

Н. П. Пишулин, В. М. Ананишев и другие ученые представляют модель как знаковую систему, отображающую какой-либо объект. В этом случае модель может приобретать форму схемы, макета, графика, матрицы показателей и существовать в виде реальною объекта, который становится подобием другого моделируемого объекта. Моделью может быть описан эмпирический факт или какой-либо процесс, например формирование профессиональной компетентности будущих менеджеров образования.

С помощью моделирования можно воспроизвести изучаемый объект в целостности, его структуру, функционирование и сохранить эту целостность на всех этапах исследования. Это явление будет условием измерения характеристик объекта. Каждая переменная содержит смысл лишь тогда, когда она отображена в системе показателей, представленных в виде некой модели объекта, его структуры.

Необходимый этап моделирования - построение концептуальной модели, которая представляет объект в системе факторов. Изменение концептуальной модели сопутствует изменению любой другой модели, так как в нее вводятся новые индикаторы, показатели, качественно и количественно раскрывающие содержание. Такая модель задает структуру всех последующих специфических моделей, помогает их интерпретировать, сравнивать и идентифицировать.

Концептуальная модель отражает теоретическое понимание целостности объекта, она поддерживает системные представления о нем на всех этапах исследования, служит структурным основанием всех последующих моделей и эмпирических данных. С каждым последующим этапом в связи с новыми данными необходимо уточнять содержание и смысл перемен модели.

Модель реального состояния отражаемого процесса выступает как результат измерения введенных в концептуальную модель переменных. Это вытекает из того, что, во-первых, модель исходит из реальных связей и возможностей. Во-вторых, она ориентируется на оптимальные пути решения искомой задачи, достижения максимального эффекта при реальных возможностях [18].

Моделирование как способ познания педагогической действительности широко, как отмечалось выше, представлен в педагогических работах. Так, Ю. К. Бабанский и В. В. Давыдов рассматривают дидактическую модель как способ познания изучаемых учебных предметов, как средство реализации в процессе обучения принципа наглядности и способ реализации творческой познавательной деятельности обучающихся.

Другие ученые (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер) рассматривают модель как способ формирования теоретического представления об учебном предмете. В таких моделях отражается содержание изучаемого материала, методы, организационные формы обучения, уровень усвоения знаний обучающихся.

Метод моделирования широко применяется в научных педагогических исследованиях. Однако насколько разнообразна и неповторима социальная действительность, настолько же велико и разнообразие моделей, встречающихся в исследованиях. При этом ни одна модель не может быть абсолютно адекватна реальности и не может полностью воспроизводить изучаемый объект, так как система взаимосвязей в моделируемой социальной действительности чрезвычайно сложна. Поэтому при разработке модели необходимо определить, какие свойства, зависимости могут и должны быть отражены в ее элементах.

С точки зрения характера воспроизводимых связей выделяются различные виды моделей. В плане нашего исследования мы рассмотрим три вида моделей: структурную, функциональную и смешанную [19].

Структурная модель - это такая модель, которая имитирует внутреннюю организацию оригинала, его структуру.

Структура - это строение и внутренняя форма организации любой системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее эле-

ментами, а также имитирующая действие законов данных взаимосвязей. Структура - неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем.

Особенностью структурных моделей является их меньшая «привязанность» к оригиналу. Это создает возможность построения моделей самых различных уровней абстрактности и обобщенности. Меньшая «привязанность» структурной модели к определенному конкретному оригиналу проявляется не только в возможности создания одной структурной модели для самых различных оригиналов, но также и в возможности создания нескольких структурных моделей для одного и того же оригинала.

Под функциональной моделью понимается такая модель, которая имитирует функцию (способ поведения) оригинала. Широкое и все более часто встречающееся распространение функциональных моделей в научных исследованиях объясняется тем, что функция как способ поведения есть одна из существеннейших характеристик системы. Функция, повеление объекта - это не внешнее проявление сущности, а скорее сторона, и притом важнейшая, самой сущности объекта. Функциональные модели могут быть как материальными, так и идеальными и могут относиться как к материальным, так и к идеальным оригиналам.

Однако чаще всего в исследованиях используются смешанные модели. Это обусловлено либо невозможностью выбрать одно основание моделирования, совершенно абстрагируясь от других, либо той закономерной особенностью моделей, что зависимость между их характером и характером основания моделирования не является однозначной, либо тем, что большинство возникающих в исследовании задач имеют комплексный характер.

Смешанная модель - это такая, которая сочетает в себе те или иные признаки других моделей. Объединение двух моделей (структурной и функциональной) принято называть структурно-функциональной моделью.

Задачам нашего исследования в наибольшей степени отвечает структурно-функциональная модель. Для описания системы формирования административно-управленческой деятельности при подготовке студентов для работы в системе образования мы воспользуемся структурно-функциональной моделью, которая и представит концептуальную модель исследуемого предмета. Однако в построении этой модели для нас важно, какой подход нами используется в обучении студентов практическим умениям и навыкам для работы в системе образования.

В стратегии модернизации российского образования получает новую интерпретацию понятие

Т. Н. Лубинская. Исследовательские умения и навыки как базовые компоненты.

государственного образовательного стандарта. На смену традиционному «обязательному минимуму» (характеристики образовательной системы «на входе») приходят планируемые цели (характеристики результата «на выходе»). Все это в полной мере относится и к системе высшего образования.

Примечания

1. Аверьянов А. Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. С. 148.

2. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994. С. 25.

3. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление. М., 1981. С. 132.

4. Там же; Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1993; Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978.

5. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Указ. соч. С. 53.

6. Аверьянов А. Н. Указ. соч.; Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Указ. соч.; Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.

7. Юдин Э. Г. Указ. соч. С. 21.

8. Там же. С. 23.

9. Аверьянов А. Н. Указ. соч. С. 45.

10. Афанасьев В. Г. Указ. соч. С. 28.

11. Аверьянов А. Н. Указ. соч. С. 154.

12. Краевский В. В. Указ. соч. С. 46.

13. Там же. С. 35.

14. Юдин Э. Г. Указ. соч. С. 18.

15. Аверьянов А. Н. Указ. соч.; Афанасьев В. Г. Указ. соч.; Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Указ. соч.; Юдин Э. Г. Указ. соч.; Уемов А. И. Указ. соч.

16. Уемов А. И. Указ. соч. С. 289.

17. Краевский В. В. Указ. соч. С. 16.

18. Юдин Э. Г. Указ. соч.; Уемов А. И. Указ. соч.

19. Аверьянов А. Н. Указ. соч.; Краевский В. В. Указ. соч.; Афанасьев В. Г. Указ. соч.

УДК 378.147.5

Т. Н. Лубинская

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ КАК БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Современное образование переживает период переосмысления философских оснований, стратегических направлений систем образования, общих целевых установок, а также методов и средств их достижения. Необходимость его вызвана социальным развитием и стремительным изменением экономического положения современного общества, в результате которого информация стала главным продуктом цивилизации. Специалист в любой области должен уметь работать с информацией, быстро находить её в меняющемся потоке, а также владеть современными технологиями исследовательской деятельности. Главное назначение исследовательской деятельности состоит не столько в получении научных результатов, имеющих объективную новизну, сколько в умении применять простейшие исследовательские умения и навыки.

The modern education goes through the period of review of philosophic grounds, strategic trends of education system, aims, and also methods and means towards the ends. The necessity of such review was caused by social development and swift changes of economic position of modern society, in the issue of which the information has become the main growth of civilization. The specialist of any field is to be able to work with information, to find it quickly in the changing flow, and also be well informed of modern technologies of research work. The main aim of research work is not only to get scientific results, but also to put into practise simple research abilities and skills.

Ключевые слова: исследовательские умения, становление личности, исследовательская деятельность.

Keywords: research skill, person formation, educational activity.

В проекте Государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годах» основное внимание направлено на формирование российского образования, принципы построения которой, наряду с традиционной фундаментальностью, системностью, комплексностью, гуманистической направленностью и демократичностью, должны включить в себя адаптивность выпускника к изменяющимся обстоятельствам, мотивацию на обучение, внедрение новых методов организации учебного прогресса, усиление научной и исследовательской составляющей обучения [1].

ЛУБИНСКАЯ Татьяна Николаевна - ведущий специалист-эксперт Управления научных исследований и инновационных программ ФОА Министерства образования и науки РФ © Лубинская Т. Н., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.