Научная статья на тему 'Исследовательские умения и навыки как базовые компоненты профессионального становления личности'

Исследовательские умения и навыки как базовые компоненты профессионального становления личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6663
495
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH SKILL / PERSON FORMATION / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лубинская Татьяна Николаевна

Современное образование переживает период переосмысления философских оснований, стратегических направлений систем образования, общих целевых установок, а также методов и средств их достижения. Необходимость его вызвана социальным развитием и стремительным изменением экономического положения современного общества, в результате которого информация стала главным продуктом цивилизации. Специалист в любой области должен уметь работать с информацией, быстро находить ее в меняющемся потоке, а также владеть современными технологиями исследовательской деятельности. Главное назначение исследовательской деятельности состоит не столько в получении научных результатов, имеющих объективную новизну, сколько в умении применять простейшие исследовательские умения и навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research skills and abilities as base components of the process of professional person formation

The modern education goes through the period of review of philosophic grounds, strategic trends of education system, aims, and also methods and means towards the ends The necessity of such review was caused by social development and swift changes of economic position of modern society, in the issue of which the information has become the main growth of civilization. The specialist of any field is to be able to work with information, to find it quickly in the changing flow, and also be well informed of modern technologies of research work. The main aim of research work is not only to get scientific results, but also to put into practise simple research abilities and skills.

Текст научной работы на тему «Исследовательские умения и навыки как базовые компоненты профессионального становления личности»

Т. Н. Лубинская. Исследовательские умения и навыки как базовые компоненты.

государственного образовательного стандарта. На смену традиционному «обязательному минимуму» (характеристики образовательной системы «на входе») приходят планируемые цели (характеристики результата «на выходе»). Все это в полной мере относится и к системе высшего образования.

Примечания

1. Аверьянов А. Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. С. 148.

2. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994. С. 25.

3. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление. М., 1981. С. 132.

4. Там же; Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1993; Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978.

5. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Указ. соч. С. 53.

6. Аверьянов А. Н. Указ. соч.; Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Указ. соч.; Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.

7. Юдин Э. Г. Указ. соч. С. 21.

8. Там же. С. 23.

9. Аверьянов А. Н. Указ. соч. С. 45.

10. Афанасьев В. Г. Указ. соч. С. 28.

11. Аверьянов А. Н. Указ. соч. С. 154.

12. Краевский В. В. Указ. соч. С. 46.

13. Там же. С. 35.

14. Юдин Э. Г. Указ. соч. С. 18.

15. Аверьянов А. Н. Указ. соч.; Афанасьев В. Г. Указ. соч.; Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Указ. соч.; Юдин Э. Г. Указ. соч.; Уемов А. И. Указ. соч.

16. Уемов А. И. Указ. соч. С. 289.

17. Краевский В. В. Указ. соч. С. 16.

18. Юдин Э. Г. Указ. соч.; Уемов А. И. Указ. соч.

19. Аверьянов А. Н. Указ. соч.; Краевский В. В. Указ. соч.; Афанасьев В. Г. Указ. соч.

УДК 378.147.5

Т. Н. Лубинская

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ КАК БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Современное образование переживает период переосмысления философских оснований, стратегических направлений систем образования, общих целевых установок, а также методов и средств их достижения. Необходимость его вызвана социальным развитием и стремительным изменением экономического положения современного общества, в результате которого информация стала главным продуктом цивилизации. Специалист в любой области должен уметь работать с информацией, быстро находить её в меняющемся потоке, а также владеть современными технологиями исследовательской деятельности. Главное назначение исследовательской деятельности состоит не столько в получении научных результатов, имеющих объективную новизну, сколько в умении применять простейшие исследовательские умения и навыки.

The modern education goes through the period of review of philosophic grounds, strategic trends of education system, aims, and also methods and means towards the ends. The necessity of such review was caused by social development and swift changes of economic position of modern society, in the issue of which the information has become the main growth of civilization. The specialist of any field is to be able to work with information, to find it quickly in the changing flow, and also be well informed of modern technologies of research work. The main aim of research work is not only to get scientific results, but also to put into practise simple research abilities and skills.

Ключевые слова: исследовательские умения, становление личности, исследовательская деятельность.

Keywords: research skill, person formation, educational activity.

В проекте Государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годах» основное внимание направлено на формирование российского образования, принципы построения которой, наряду с традиционной фундаментальностью, системностью, комплексностью, гуманистической направленностью и демократичностью, должны включить в себя адаптивность выпускника к изменяющимся обстоятельствам, мотивацию на обучение, внедрение новых методов организации учебного прогресса, усиление научной и исследовательской составляющей обучения [1].

ЛУБИНСКАЯ Татьяна Николаевна - ведущий специалист-эксперт Управления научных исследований и инновационных программ ФОА Министерства образования и науки РФ © Лубинская Т. Н., 2009

Педагогика

Важными целями образования в этих условиях становится подготовка учеников к решению проблем в неопределенных ситуациях, к овладению исследовательской деятельностью как особым типом мыследеятельности.

Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности, составляющие исследовательскую деятельность, для большинства людей - ненужная роскошь. Если кому-то они и нужны, то лишь узкой группе специалистов - научным работникам, разведчикам, следователям и, может быть, еще журналистам. Но жизнь не стоит на месте. Окружающий нас мир меняется с такой стремительной быстротой, что для выживания в нем человек все реже может опираться на отработанные его предками и им самим стереотипы. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения [2].

Исследовательская деятельность является наиболее интересной и результативной формой индивидуальной работы с учащимися, в ходе которой происходит:

1) формирование у учащихся исследовательских умений и навыков (получение и обработка информации; обращение к различным источникам; представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях; использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности и др.);

2) расширение коммуникативных умений и навыков (выслушивать и принимать мнение других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения; выступать на публике и др.);

3) развитие личностно-адаптивных умений и навыков (использовать новую информацию и коммуникативные технологии; быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации, проявлять гибкость, быть упорным и стойким в преодолении трудностей и др.).

Базовыми моделями формирования учебно-исследовательской деятельности явились исследования современной дидактики, получившие развитие в трудах В. И. Андреева, Ю. К. Бабанско-го, Б. П. Есипова, В. И. Загвязинского, И. Я. Лер-нера, П. И. Пидкасистого, М. Н. Скаткина, П. М. Эрдниева и др.

Концептуальные философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов действительности, о природе и функциях исследовательских умений и навыков как социального феномена отражены в работах К. А. Абульхановой-Слав-ской, А. И. Арнольдова, Э. А. Орлова и других, об обусловленности развития личности содержанием деятельности и способами ее осуществле-

ния у В. Е. Давидовича, Ю. А. Жданова, Л. Н. Маркаряна и др.

Исследовательские умения и навыки как базовые компоненты личности выражают ведущие характеристики процесса профессионального ее становления, отражают универсальность ее связей с окружающим миром, инициируют способности к творческой самореализации, определяют эффективность познавательной деятельности, способствуют перенесению знаний, умений и навыков исследовательской деятельности в любую область познавательной и практической деятельности. Поэтому уровень сформированнос-ти исследовательских умений и навыков является одним из критериев эффективности познавательно-творческой школы, в которой учебный процесс, ориентированный на профессиональное совершенствование личности, построен по типу исследовательско-творческого [3].

Исследовательские умения и навыки

• Интеллектуальные: умения осмыслить задачу, поставить вопрос, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям.

• Познавательные: умения самостоятельно генерировать идеи, найти недостающую информацию, находить несколько вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям, классифицировать, проводить эксперименты.

• Коммуникативные: умение вести дискуссию, инициировать учебное взаимодействие со взрослыми (вступать в диалог, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс), навыки интервьюирования и устного опроса.

• Корпоративные: умения коллективного планирования, взаимодействовия с любым партнером, умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы, навыки делового партнёрства.

• Менеджерские: умение проектировать процесс, планировать деятельность, время, принимать решение и прогнозировать их последствия, навыки анализа собственной деятельности.

• Презентационный навык: навык монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении и умение отвечать на вопросы, благодарить за вопросы.

В исследовательской деятельности, таким образом, проявляются все мыслительные процессы, что позволяет определить сущность формирования исследовательских умений, в котором наличествуют следующие элементы:

1. Целеполагание (В. В. Горшкова).

2. Овладение навыками организации научного труда (Г. А. Засобина, Н. С. Каган).

Е. А. Кобелева. Понимание в профессиональной речевой деятельности преподавателя-филолога

3. Реализация всех характеристик мышления сказывается на качестве продуктивности (З. И. Калмыкова).

Грандиозная панорама развивающих и дидактических возможностей детских исследований открывается пришедшему на конкурсы специалисту. Здесь в реальном деле можно увидеть и самых заурядных, и одаренных детей, увлеченных своими исследованиями и проектами.

Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных состязаний, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни, без него наивно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. В ходе соревнования ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, учится рисковать, выигрывать и, что особенно важно, проигрывать, т. е. приобретает «опыт разумного авантюризма». Подчеркнем, что значимой воспитательной ценностью обладают проигрыши, не случайно на Руси всегда «за одного битого двух небитых давали...».

Особый оттенок всем этим рассуждениям придают итоги последних исследований в области психологии детской одаренности. Согласно им то, что именуют теперь непривычными терминами - «эмоциональный» или «социальный» интеллект обеспечивает на 80% возможность высоких достижений в жизни (а не уровень знаний, и даже не абстрактный интеллект - «Щ» и не креативность, как считалось в XX в.).

Для развития таких личностных характеристик, как самомотивация, устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками, умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться, исследовательские соревнования - незаменимое средство. Поэтому-то разнообразные исследовательские конкурсы, олимпиады, конференции, аукционы традиционно рассматриваются как действенные пути выявления и реализации неординарных возможностей юных дарований.

Примечания

1. Бутко Е. Я. Как не остаться на обочине прогресса? // Журнал о развитии России. Национальные проекты. 2008. № 10. С. 4-6.

2. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие. М.: Ось-89, 2006.

3. Развитие исследовательских умений учащихся общеобразовательной школы: метаметодический аспект. Круглый стол // Вестник Северо-западного отделения Российской академии образования. Образование и культура Северо-запада России. Вып. 7. Тенденции в развитии и модернизации современного образования. СПб., 2002. С. 329-342.

УДК 808.5:378

Е. А. Кобелева

ПОНИМАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ФИЛОЛОГА

В статье рассматривается герменевтический аспект профессиональной речи филолога, ориентированной на понимание как важнейшую цель педагогического общения. Автор проанализировал процесс осмысленного речевого поведения педагога в профессиональной деятельности, показал, как формируется умение понимать тексты, и продемонстрировал основные ситуации, создающие условия для взаимопонимания в процессе речевой коммуникации.

The article deals with the philologist's professional speech aspect, directed to understanding as a very important aim of pedagogical communication. This context let the author analyze the process of the teacher's speech behavior, define the way of understanding skills formation and show the basic situations, creating conditions for mutual understanding in the process of speech communication.

Ключевые слова: речевая деятельность, преподаватель-филолог, герменевтика, процесс понимания, уровни понимания, взаимопонимание, коммуникативная компетенция, профессиональные речевые умения.

Keywords: speech activity, a teacher-philologist, understanding process, levels of understanding, mutual understanding, communicative competence, profession al speech skills.

Мы должны стремиться не к тому, чтобы нас всякий понимал, а к тому, чтобы нас нельзя было не понять.

Вергилий

Вне понимания учебный процесс лишен всякого смысла, поэтому профессиональное педагогическое образование требует обращения к проблемам смысла и понимания.

Названная проблема является междисциплинарной и представляет множество трактовок «понимания»: лингвистических, психологических, педагогических, герменевтических и т. д.

«Понимание» - слово с трудноуловимой семантикой. Повседневный язык, с одной стороны, акцентирует в слове «понимание» чувственную составляющую (понимание как сочувствие, сопереживание, настроенность, проницательность). С другой стороны, в не меньшей степени выделяется и рациональный компонент: понимать - значит осмысливать, определять, осознавать, знать).

КОБЕЛЕВА Елена Аркадьевна - кандидат педагогических наук, доцент по кафедре русской литературы ВятГГУ

© Кобелева Е. А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.