Научная статья на тему 'Методология развития профессионального образования'

Методология развития профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
796
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СМЫСЛЫ / ЦЕННОСТИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / VOCATIONAL EDUCATION DEVELOPMENT / MEANINGS / VALUES / METHODOLOGICAL DETERMINANTS OF THE STRATEGY OF VOCATIONAL EDUCATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходусов Александр Николаевич, Кононова Светлана Александровна

В статье анализируются методологические основы развития современного профессионального образования, его идеология как ментальность. Охарактеризованы генезис развития профессионального образования, включающий четыре этапа, компоненты модели развития профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of Vocational Education Development

In the article methodological bases of modern vocational education development, its ideology as mentality are analyzed. The genesis of vocational education development is characterized including four stages, components of the model of vocational education development.

Текст научной работы на тему «Методология развития профессионального образования»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37

А. Н. Ходусов, С. А. Кононова

Методология развития профессионального образования

В статье анализируются методологические основы развития современного профессионального образования, его идеология как ментальность. Охарактеризованы генезис развития профессионального образования, включающий четыре этапа, компоненты модели развития профессионального образования.

Ключевые слова: развитие профессионального образования, смыслы, ценности, методологические детерминанты стратегии развития профессионального образования.

THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION

A. N. Khodusov, S. A. Kononova

Methodology of Vocational Education Development

In the article methodological bases of modern vocational education development, its ideology as mentality are analyzed. The genesis of vocational education development is characterized including four stages, components of the model of vocational education development.

Keywords: vocational education development, meanings, values, methodological determinants of the strategy of vocational education development.

Исследования отечественных методологов профессионального образования (А. Г. Асмолова, Т. П. Анишиной, Е. П. Белозерцева,

В. Н. Болотова, Ю. В. Громыко, О. В. Долженко, В. В. Краевского, А. М. Новикова,

Н. Н. Пахомова, И. И. Ремезова, В. М. Розина, В. К. Розова, И. В. Савицкого, В. Н. Сагатовского, В. А. Сластенина, Ю. Б. Тупталова,

В. Д. Шадрикова и др.) позволяют утверждать, что образование создает необходимые предпосылки для того, чтобы изменение человека шло в направлении, помогающем ему освоить современную картину мира, сформировать и адаптировать к ней образ своего профессионального бытия. В связи с этим необходимо обратиться к анализу и синтезу глубинных изменений, происходящих в профессиональном образовании в период его вступления в «постиндустриальное» развитие. Анализ и синтез становятся источниками рациональных оснований для построения теории и практики, а также педагогической системы профессионального образования в целом.

Наличие разноплановых теоретических подходов к пониманию сущности профессионального образования в современной российской педагогике показывает, что категория «профессиональное образование» претерпевает изменения сущностных основ и переходит от понятия формы к оценке его как важнейшего средства формирования профессионального бытия (образование «деятельно» «участвует» в «построении» внешнего и внутреннего планов профессионального бытия человека). Очевидно, утверждается антропологический подход к пониманию целей, смыслов и ценностей профессионального образования.

Современная антропология рассматривает человека как активное, творческое существо, способное строить свой внутренний мир на основе сознательного усвоения знаний, ориентируясь на гуманистические смыслы и ценности и присвоение человеком культуры как формы жизни.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что во внутреннем и внешнем планах профессионального бытия человека заложены его смысло-

© Ходусов А. Н., Кононова С. А., 2017

вые и ценностные ориентации. Современная антропология утверждает, что в человеке изначально заложены такие ценностные ориентации, как стремление к построению на основе сознания своего собственного профессионального бытия, к нравственному совершенству, самореализации духовных интересов и идеалов, самоутверждению и свободе личности, активности, саморазвитию. Они составляют основу внутреннего самопостроения профессионального бытия. Во внутреннем мире личности, утверждает Б. Г. Ананьев, складываются «комплексы ценностей» (жизненных планов и перспектив, глубоко личностных переживаний и т. д.) [1]. Если эти категории становятся действительно педагогическими (воспитательными и образовательными), то творят в человеке целостный гуманитарный смысл - образ профессионального бытия. Это говорит о том, что смыслы и ценности именно через посредство профессионального образования могут войти в сознание человека, тем более сущностные (аксиологические) основы профессионального образования включают такие понятия, как формирование и развитие смысловых и ценностных ориентаций, освоение культуры, самообразование, саморазвитие, самореализация и др.

Такую переориентацию на понимание сущности профессионального образования можно рассматривать как становление новой культуры мышления человека, предполагающее смещение его с позиций пассивного потребителя образовательных смыслов и ценностей на позиции деятельного, творческого их освоения и «воспроизводства» в собственной личности. Поэтому в настоящее время происходит сложный синтез категорий «образование», «смыслы», «ценности», «культура», «менталитет», «субъект», который оказывает влияние на современные теоретические построения профессионального образования.

Такой подход предполагает выделение методологических детерминант стратегии его развития:

— Менталитет выступает как структурообразующее активности субъекта профессионального образования, преобразовывая ее (активность) в ментальную деятельность. Менталитет профессионального образования всегда многоуровнев по признаку смыслообразования в различные возрастные периоды его субъекта. Соответственно, профессиональное образование, представленное в смыслах и образах, приобретает устойчивые характеристики после того, как субъект

утверждается в своей ментальной позиции, которая не только не колеблется в меняющихся ситуациях, но даже не зависит, как утверждают психологи, от собственной воли, с одной стороны. С другой - деформация менталитета субъектом профессионального образования на уровне политических, социально-экономических, социально-культурных, организационно-педагогических и других детерминант приводит, по утверждению специалистов современной психиатрии, к ментальным расстройствам. Происходит искажение концептуальных суждений на фоне личностных смыслов, что формирует предметное поле для манипулирования образами и поведением человека в профессиональном образовании. Ментальная деятельность в прогнозировании стратегии развития профессионального образования есть контекст взаимодействия его субъектов. В связи с этим должен быть реализован субъект-ментальный подход (А. Н. Ходусов) в развитии профессионального образования, суть которого состоит в формировании субъектного менталитета в процессе интериоризации будущими специалистами современных смыслов и ценностей профессионального образования, профессиональной деятельности и профессионального бытия.

— Профессиональное образование является функцией субъекта: соотносится с моделью его будущего индивидуального профессионального бытия, особенностями прохождения им кризисных точек профессионального развития, детерминировано социокультурным опытом, историей того профессионального сообщества, к которому он принадлежит.

— Профессиональное образование - это аксиологический профессиональный прообраз, воплощающийся в образовывающейся личности. Профессиональное образование должно быть рассмотрено и как социальная система, функционирующая и развивающаяся по собственным законам, обладающая рядом признаков, среди которых целенаправленность, целостность, структурность, взаимодействие со средой и другими системами. В то же время оно и педагогическая система, поскольку в центре ее человек, множество людей; способ функционирования -педагогическая деятельность. Эта система способна развиваться, выступает как многомерная, многозначная, открытая, существующая во времени и пространстве. Профессиональное образование может быть также рассмотрено как процесс.

- Профессиональное образование должно функционировать как непрерывное, онтологически ориентированное, личностно-ориентированное, инновационное и эволюцион-но-системно-синергетическое.

- Непрерывное профессиональное образование решает задачи трех уровней. Первый уровень задач - это «опережающее профессиональное образование». Второй уровень задач - это диверсификация, вариативность, дифференциация, индивидуализация профессионального образования. Третий уровень задач - гуманизация, гуманитаризация и демократизация профессионального образования.

Генезис идеи непрерывного профессионального образования показал, что в отечественной педагогике профессионального образования она (идея) прошла четыре этапа. Три этапа обоснованы Л. М. Новиковой [4], четвертый -Т. В. Навазовой [3].

Первый этап (феноменологический, конец 70-х - начало 80-х гг.). характеризовался пониманием непрерывности образования как образования взрослых, которое входило в дополнительного образования. На этом этапе приоритетом пользовались запросы государства и общества, личность находилась на втором плане.

Второй этап (концептуальный, середина 80-х - начало 90-х гг.) отличался углублением идей непрерывного образования, что способствовало разработке и принятию в 1989 г. «Концепции непрерывного образования». В теоретическом плане непрерывное образование стало рассматриваться как фактор целостного развития личности, как социально-педагогический, фундаментальный принцип построения модели образования. Были разработаны содержательные характеристики непрерывного образования как процесса и как института (В. Г. Онушкин и др.).

Третий этап (теоретический, 90-е гг.) характеризовался разработкой аспектов систем непрерывного образования, формированием на практике реальных систем непрерывного образования, включающих многофункциональные, многопрофильные и многоуровневые учебные заведения. Теоретико-методологическим обобщением данного этапа можно считать разработку А. М. Новиковым целостной системы принципов непрерывного профессионального образования.

Четвертый этап (технологический, с конца 90-х гг. по настоящее время) - этап, на котором должны быть разработаны конкретные механизмы и средства «стыковки» различных подсистем

непрерывного образования. На этом этапе должен быть рассмотрен региональный аспект проблемы становления и развития идеи непрерывности профессионального образования:

- Онтологически ориентированное профессиональное образование как проектирование, конструирование, моделирование, технологиза-ция профессионального бытия, ядро которого составляет национально-культурная, социально-культурная, социально-экономическая отечественная традиция (менталитет).

- Личностно-ориентированное профессиональное образование, доминанту которого составляет когнитивная трансформация профессионального мышления его субъектов. Оно затрагивает глубинные структуры сознания (самосознания) для формирования концептуальной и ментальной системы личности как ее профессиональной «Я-концепции». В личностно-ориентированном профессиональном образовании актуализируется роль его субъекта (студента, будущего специалиста) в проектировании, координации индивидуального маршрута (программы, траектории) профессионального образования.

- Инновационное профессиональное образование - это нацио-этно-экномико-культурно-социально-личностно детерминированная образовательная деятельность, в которую включен субъект этой деятельности, по актуализации современной миссии, смыслов, ценностей, целей, содержания, технологий, форм, методов, средств, системы управления (самоуправления) и т. д. профессионального образования.

- Эволюционно-системно-синергетическое профессиональное образование как модель его системной институционально-субъектной организации, включающей целевой, содержательный (ФГОС ВО), операционально-деятельностный и аналитико-результативный компоненты. Профессиональное образование предстает как сложная педагогическая система, в которой управление и самоорганизация находятся в диалектической связи. Особая синергетическая характеристика профессионального образования - открытость -позволяет реализовать несколько моделей профессионально-личностного развития будущего специалиста.

Это позволяет сформулировать идеологию и методологическую традицию стратегии развития профессионального образования

Идеология как ментальность развития профессионального образования - смысло-

ценностная «осевая линия» развития профессионального образования. Ее детерминантой является профессиональное служение субъекта, технологическую основу которого составляют «профессиональная деятельность» и профессионализм личности.

Методологическая традиция стратегии развития профессионального образования - концентрация методологии стратегии развития профессионального образования на аксиологическом, антропологическом, деятельностном, синергети-ческом анализе актуальных нацио-этно-экномико-культурно-социально-личностных детерминант его современной структуры, логической организации, методах и средствах управления.

В результате формируется идеальный ценностно-смысловой интегратор инновационного развития профессионального образования и создается его антропотип, антропологическая модель, основанные на профессионально-личностном развитии субъекта, на развитии смысло- и мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, концептуальных (способности к содержательному обобщению и изложению теоретических конструктов), категориальных (выявление внутренних противоречий в понятиях, достраивание понятий до полной формы), мыслекоммуникатив-ных (способности к работе в группе), системо-мыследеятельностных (моделирование деятельности) и рефлексивных способностей.

Происходящие в профессиональном образовании изменения также влияют на деятельность субъектов образовательного процесса (социальный субъект, коллектив и индивидуальность). Рассмотрим особенности деятельности каждого из субъектов профессионального образования, приобретающего новые сущностные характеристики.

Социальный субъект. В социуме сформировалась совокупность идей, представляющих пред-посылочные знания, определяющие выбор стратегии и определенной тактики развития сущности профессионального образования и «сущностных сил» субъектов образовательного процесса. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что начинают меняться философские, социологические, психологические и педагогические идеи, составляющие методологическую основу стратегии развития профессионального образования. Но важнейшая проблема системы профессионального образования в России - это

выбор парадигмы ее развития. Выход видится в том, чтобы найти оптимальное сочетание фунда-ментализации, методологизации и технологиза-ции профессионального образования. Это положение является принципиальным, так как обеспечивает решение задачи построения инновационной структуры логической организации выбора методов и средств управления «опережающего профессионального образования» как системы.

Коллектив как субъект образовтельного процесса. Известно, что образованность есть состояние человека. Истинная образованность предполагает индивидуальные и коллективные рациональные поиски обновления своего профессионального антропотипа всеми субъектами образовательного процесса.

Индивид как субъект образовательного процесса. В современных концепциях профессионального образования прослеживается стратегическая тенденция рассматривать динамику развития образования с позиций индивидуального. Авторы концепций едины в том, что новое видение мира, понимание личной ответственности за его судьбу постепенно становится непременным условием выживания человечества и каждого индивидуума. Дя этого необходима устремленность к новым смыслам и ценностям, способным придать осмысленность человеческому и профессиональному бытию.

Индивидуальность реализует свободу выбора, своеобразие образовательного пути личности. Начиная с подросткового возраста, складывается личность человека, для которой характерны формирование Я-концепции, индивидуального мироощущения, скрипта (сценария, программы жизненного пути), стремление к самостоятельному поведению, к развитию определенных способностей, в результате чего индивид приобретает свою личностную, профессиональную идентичность. С этого момента человек воспринимает образование как составляющую собственного образа жизни, вырабатывает к нему собственное отношение. Более того, он может образовывать себя сам, что знаменует смыкание образования с самообразованием. Не менее существенно, что переход к самообразованию связан с иным типом психического, телесного, духовного, родового изменения: образование через самообразование подчиняется в этом случае целям личностного роста и совершенствования, становится моментом психической активности человека, формой его профессионального бытия. Индивидуальность реализует также себя через внутреннее са-

мопостижение, основу которого составляет внутреннее напряжение, а духовное усилие формирует личностный ресурс.

Наконец, индивидуальность - это образованный человек, а не только специалист или личность, подготовленный к полноценной социокультурной жизни, то есть не только к ее рутинным формам, но и к испытаниям, к смене образа жизни, к изменениям в структуре и содержании профессионального бытия.

Межнаучная рефлексия проблем современного профессионального образования приводит к выводу о том, что сегодня может быть реализована только многоуровневая модель профессионального образования и профессионального развития человека в ее структурных компонентах: онтогенетическом, профессионально-

генетическом, психологическом, педагогическом.

Онтогенетический компонент модели определяет развитие смыслов профессионального образования человека от момента их возникновения и до получения профессионального образования. Назначение онтогенетического компонента модели - актуализировать смыслы профессионального образования на уровне смысло-генеза и затем, за счет их интериоризации субъектом, превратить в профессиональные детерминации. Это путь от отношения человека к смыслам через понимание их к устойчивости в процессе профессионального образования, то есть стремления к произрастанию смыслов профессионального образования. В этом случае представляется бесперспективным формирование и развитие профессиональных ценностных ориента-ций студентов. Необходимо формирование профессиональной ментальности (менталитета) студентов. Ментальность (менталитет) (от лат mentalis - 'умственный, духовный') - устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и исторические общности; совокупность установок и предрасположен-ностей людей к определенному типу мышления и действия. Ментальность, с одной стороны, выступает как результат культуры и традиций, с другой - сама является глубинным источником развития культуры. Разрушение ментальности может привести к психологическим кризисам, отклонениям в поведении [2]. В отдельных случаях предполагается терапия ментальности, или терапия ментальных расстройств. На фоне кризиса сознания формирование профессиональной ментальности (менталитета) связано с устойчивой настроенностью субъекта на смыслы и цен-

ности профессионального образования, их произрастания, которые составляют профессиональную философию личности. Кроме того, формирование профессиональной ментальности связывается с установлением и предрасположенностью субъекта к типу мышления и действия совершенно конкретного профессионального сообщества (учителя, врачи, инженеры).

Профессионально-генетический компонент модели профессионального образования определяет законы, закономерности, принципы организации и развития профессионального образования и методы управления им.

Психологический компонент модели профессионального образования представлен двумя психологическими мини-моделями профессионального образования, устремленного к формированию профессионализма. Это профессионализм деятельности и профессионализм личности.

Педагогический компонент модели профессионального образования представлен двумя парадигмами при условии их диалектической связи. Первая парадигма - научно-технократическая, смысл и сила которой в знаниях, умениях, навыках - как результат, в знании, теоретически обоснованном и практически доказанном. Категория истины в технократической парадигме существует: она единственна и однозначна, но в определенном смысле подвижна в связи с динамикой развития науки. Философская характеристика отношения преподавателя - носителя знания и студента, не владеющего этим знанием, - субъект-субъектная. Вторая парадигма - гуманитарная (иногда в научной литературе фигурирует как гуманистическая). Смысл этой парадигмы качественно иной: она не ориентирована на знание как результат; ее смысл и сила - в процессе познания. Познание через форму диалога, полилога (преподавателя со студентом, студента с другим студентом) и, наконец, через форму внутреннего диалога студента с самим собой. В этом варианте истина не может быть единственной - она у каждого своя, и каждый имеет право на свое видение мира и на познание этого мира своим собственным путем. Соответственно, и ценностью для преподавателя, живущего в пространстве гуманитарной парадигмы, является сам человек со своим видением мира. Свобода диалога (полилога) и стремление к взаимопониманию и взаимодействию преподавателя и студента определяют субъект-субъектные отношения.

Представленные парадигмы приобретают возможность практического внедрения при наличии двух условий. Первое - профессиональное образование функционирует как педагогическая система. Второе - профессиональное образование является достоянием личности. Идеология профессионального образования как педагогической системы и как достояния личности имеет теоретико-технологическое обоснование

(Л. Г. Семушина) [6]. Согласно этому подходу структуру профессионального образования как педагогической системы составляют взаимосвязанные подсистемы-процессы: профессионально-трудовая социализация; профессиональная подготовка; профессиональное становление личности и, как результат, профессионально-личностное развитие будущего специалиста. Результатом профессионального образования является приобретенный индивидом в ходе образования профессионализм. Для этого необходимо выделить этапы развития профессионализма, такие как функциональная грамотность, профессиональная квалификация, компетентность и культура личности. При этом следует учитывать, что профессиональное образование становится достоянием личности при условии ее активности, где активность является показателем устремления личности к результату образования - профессионализму.

В профессиональном образовании начинает работать методологический алгоритм: «нет деятельности вне активности и активности вне деятельности». Рассматривая человека как активного субъекта деятельности, С. Л. Рубинштейн отмечал, что в результате деятельности изменяется не только объект, но и сам субъект. При таком понимании значения активности возможна абсолютная реализация личностного ресурса в профессиональном образовании, понимаемого как готовность личности изменять сложившееся представление о себе, восприимчивость ко всему, что несет информацию о реальном «Я» (И. И. Казимирская). В этом случае создается необходимая совокупность психолого-педагогических предпосылок для диалектической последовательности реализации самоактуализации, самоорганизации, самообразования,

самореализации, саморазвития личности в профессиональном образовании.

Библиографический список

1. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы челове-кознания : избр. психол. тр. [Текст] / Б. Г. Ананьев ; под ред. А. А. Бодалева. - М. ; Воронеж, 1996. - 382 с.

2. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный) [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М., 2005. -С. 173.

3. Навазова, Т. Г. Методология непрерывного профессионального образования [Текст] / Т. Г. Навазова // Человек и образование. - 2005. - № 3. - С. 17-22.

4. Новиков, А. М. Методология образования [Текст] / А. М. Новиков. - М. : ЭГВЕС, 2006.

5. Педагогика и психология высшей школы [Текст] / под ред. М. В. Булановой-Топорковой. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006.

6. Семушина, Л. Г., Ярошенко, Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях [Текст] : учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. - М. : Мастерство, 2001. - 272 с.

7. Смирнов, С. Д. Педагогика и технология высшего образования: от деятельности к личности [Текст] / С. Д. Смирнов. - М. : Академия, 2005.

Bibliograficheskij spisok

1. Anan'ev, B. G. Psihologija i problemy chelovekoz-nanija : izbr. psihol. tr. [Tekst] / B. G. Anan'ev ; pod red. A. A. Bodaleva. - M. ; Voronezh, 1996. - 382 s.

2. Kodzhaspirova, G. M., Kodzhaspirov, A. Ju. Slovar' po pedagogike (mezhdisciplinarnyj) [Tekst] / G. M. Kodzhaspirova, A. Ju. Kodzhaspirov. - M., 2005. -S. 173.

3. Navazova, T. G. Metodologija nepreryvnogo pro-fessional'nogo obrazovanija [Tekst] / T. G. Navazova // Chelovek i obrazovanie. - 2005. - № 3. - S. 17-22.

4. Novikov, A. M. Metodologija obrazovanija [Tekst] / A. M. Novikov. - M. : JeGVES, 2006.

5. Pedagogika i psihologija vysshej shkoly [Tekst] / pod red. M. V Bulanovoj-Toporkovoj. - Rostov n/D. : Feniks, 2006.

6. Semushina, L. G., Jaroshenko, N. G. Soderzhanie i tehnologii obuchenija v srednih special'nyh uchebnyh zavedenijah [Tekst] : ucheb. posobie dlja prep. uchrezhdenij sred. prof. obrazovanija / L. G. Semushina, N. G. Jaroshenko. - M. : Masterstvo, 2001. - 272 s.

7. Smirnov, S. D. Pedagogika i tehnologija vysshego obrazovanija: ot dejatel'nosti k lichnosti [Tekst] / S. D. Smirnov. - M. : Akademija, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.