Научная статья на тему 'Теоретико-методологические и концептуальные основы современного многоуровневого профессионального образования'

Теоретико-методологические и концептуальные основы современного многоуровневого профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
828
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ПАРАДИГМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ "Я-КОНЦЕПЦИЯ" / МЕНТАЛИТЕТ / СИСТЕМА / СУБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходусов А. Н.

В статье обоснованы и системно структурированы теоретико-методологические и концептуальные основы современного многоуровневого профессионального образования, даны их содержательные характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические и концептуальные основы современного многоуровневого профессионального образования»

УДК 373.1.02

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО МНОГОУРОВНЕВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2017 А. Н. Ходусов

докт. пед. наук, профессор кафедры педагогики e-mail: Hodusov.alexandr@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье обоснованы и системно структурированы теоретико-методологические и концептуальные основы современного многоуровневого профессионального образования, даны их содержательные характеристики.

Ключевые слова: методология, концепция, парадигма, профессиональная «Я-концепция», менталитет, система, субъект.

Отечественные и зарубежные историки, философы, социологи, психологи, педагоги (Н.А. Нарочницкая, С.Г. Кара-Мурза, О.В. Долженко, В.В. Налимов, А.С. Запесоцкий, Н.Н. Моисеев, Э. Нойманн, А. Хунинг, Э. Фромм и др.) характеризуют современного человека как «человека в состоянии неопределенности». Философы утверждают, что, во-первых, современный человек стал проблематичным, а следовательно, реалии его образования (в том числе профессионального), воспитания и развития не могут быть объяснены с помощью какой-либо одной стратегии, опирающейся, как правило, на моноцентрический методологический подход.

Во-вторых, сложилась ситуация экономико-социального, психологического, бытийного, профессионального многообразия для личностно-творческой и профессиональной самореализации.

В-третьих, обострилась проблема личностного и профессионального выбора в связи с ценностно-смысловым кризисом, в том числе в профессиональном образовании и профессиональной деятельности.

Это определило современную направленность развития профессионального образования, его антропологизацию. Данный контекст развития профессионального образования позволяет утверждать, что новой актуальной гуманистической парадигмой современного профессионального образования становится субъектно-ментальная (мировоззренческая) парадигма (А.Н. Ходусов), которая определяет выбор субъектом профессионального образования, выбор с «многомерным оцениванием» (Е.В. Кузьмина). В контексте гуманистической субъектно-ментальной (мировоззренческой) парадигмы этот выбор субъекта профессионального образования связан с будущим профессиональным служением как гражданской ответственности за результат (продукт) своей профессиональной деятельности, который зависит от профессионализма личности и профессионализма деятельности. В этой связи, по мнению Л.Б. Шнейдер, в основе обновленной системы высшего образования лежит новый взгляд на личность студента как на субъективно свободную, выбирающую и развивающую свои способности [Шнейдер 2004: 351]. В данном контексте профессиональное образование представлено двумя составляющими: образование для личности и образование для профессии (И.Е. Куров, Т.В. Тальникова). Такой подход к развитию профессионального образования актуализирует проблему формирования профессиональной идентичности в процессе профессиональной подготовки будущего

специалиста. По утверждению Л.Б. Шнейдер, «идентичность стягивает в один узел функциональное бытие и экзистенциональную свободу» [Там же]. Выбор субъектом профессионального образования определяет возможность многообразия личностно-творческой самореализации в профессиональной деятельности. При этом, как считает Б. Шефер, «идентичность субъекта зависит от того, как он сам себя интерпретирует, что для него является ценностью» [Шеффер, Шледер 1993].

Раскрывая сущность идентичности, Дж. О'Коннор и Дж. Сеймор утверждают: «идентичность - это ваш Я-образ или Я-концепция, кем вы себя считаете, целостность вашего существа» [О'Коннор, Сеймор 1997: 275]. По мнению Л.Б. Шнейдер, «утрата идентичности ведет к потере смысла (смыслов), т.е. это становится экзистенциальной проблемой» [Шнейдер 2004: 27]. Кроме того, утрата идентичности ведет к разрушению ценностей личности и, как результат, к ментальным расстройствам.

Профессиональная идентичность - это приобретаемая (приобретенная) идентичность (выражение Э. Эриксона). Профессиональное образование является «фактором становления профессиональной идентичности и формирования образа «Я личности» [Там же: 36-37]. Формирование профессиональной идентичности в процессе профессионального образования актуализирует и активизирует системно-методологическое, креативное мышление субъекта профессионального образования для решения проблемы - задачи индивидуального профессионального образования. В этом случае начинают «работать» процессы систематизации, методологического анализа и синтеза, индукции и дедукции др. Кроме того, идентичность задает размерность «смыслового будущего» (М. Бахтин), в том числе «смыслового будущего» профессиональной деятельности (А.Н. Ходусов), развертывая внутренние резервы развития личности.

Это позволяет решить проблему о переводе студента из субъекта обучения в субъект творческого самообучения, что возможно при достижении профессиональной идентичности, сформированном образе «Я» [Шнейдер 2004: 349]. В этом смысле в профессиональном образовании личностное начало, в контексте профессиональной Я-концепии, становится его детерминантой, что позволяет сформировать у студентов умения и навыки профессиональной самоидентификации, а также осуществить «формирование внутреннего образа профессиональной деятельности» (Л.Б. Шнейдер).

В этой связи парадигмальное самоопределение студентов в профессиональной деятельности как детерминанте профессиональной «Я-концепции» становится одной из важнейших задач профессиональной подготовки специалистов. Представленная здесь совокупность методологических положений позволяет выделить актуальные идеи развития современного многоуровневого профессионального образования.

Современная субъектно-ментальная (мировоззренческая), гуманистическая парадигма профессионального образования указывает на научный факт его антропологизации. Этот процесс есть следствие изменения нацио-этно-социокультурного и смысло-ценностного контекста профессионального образования, требующего применения в его развитии экзистенционального подхода:

• современная методология профессионального образования утверждает возможность синергетического, стохастического и стихийного в его развитии, при признании актуальности его системности;

• профессиональное образование должно развиваться как «опережающее» для образования населения и опережающей подготовки кадров в регионах (А.М. Новиков);

• развитие профессионального образования должно осуществляться в соответствии с положениями всемирной концепции «продолженного открытого образования» (образования на протяжении всей профессиональной карьеры);

• динамика развития профессионального образования обеспечивается переходом к сетевому субъектно-интегративному принципу его организации, где студент, вуз, производство (работодатель), научно-исследовательские центры являются субъектами образования;

• в профессиональном образовании обеспечивается единство фундаментальной, профессиональной и гуманистической подготовки при его диверсификации, вариативности, дифференциации, индивидуализации, что предполагает системное изменение его структуры (многоуровневое образование), методологии (в соответствии с субъектно-ментальной (мировоззренческой), гуманистической парадигмой), содержания (инновационное), технологии (применение нанотехнологий), методов организации (сетевые образовательные кластеры);

• структурно-содержательной составляющей профессионального образования должно стать профессионально-личностное воспитание специалиста;

• профессиональное образование является ментальной детерминантой в системе смыслов и ценностей личности;

• профессиональное образование следует рассматривать как средство самореализации личности;

• эффективность профессионального образования связана со сформированностью мотивационной готовности личности к его реализации в профессиональной деятельности;

• в профессиональном образовании интегрируются принципы непрерывности, диверсификации, вариативности, дифференциации, индивидуализации, адаптивности в его сетевой организации;

• современными тенденциями развития профессионального образования являются его антропологизация, фундаментализация, методологизация, интеграция, информатизация, культурологизация.

Реализация данных идей возможна в случае применения в профессиональном образовании совокупности современных методологических подходов.

Антропологический подход. Он позволяет воплотить идею о создании антропотипа профессионального образования на основе профессиональной «Я-концепции». В этом случае современная гуманистическая, субъектно-ментальная (мировоззренческая) парадигма профессионального образования может быть реализована на технологическом уровне.

Онтологический подход предполагает субъектный выбор в ситуации качественной трансформации профессионального образования: образования для профессионального служения, для профессиональной успешности, для профессионально-личностного развития, для материального обогащения. Онтологический уровень профессионального образования есть его смысло-ценностный интегратор.

Методологический подход выступает современным средством проектирования, конструирования, моделирования оптимальной системы многоуровневого профессионального образования.

Личностно ориентированный подход предстает как инструмент обращения к индивидуальной ценностно-смысловой сфере профессионального образования.

Парадигмальный (полипарадигмальный) подход становится формой поиска, определения смыслов, ценностей, содержания, а также актуализации объективно-реальных его моделей. В случае применения полипарадигмального подхода обязательно наличие «постулата выбора» парадигмы субъектом образования как акта

полипарадигмального самоопределения.

Субъектно-ментальный подход (А.Н. Ходусов) позволяет реализовать профессиональное образование в контексте гуманистической (мировоззренческой) парадигмы с учетом менталитета и субъектности обучающихся. Суть субъектно-ментального подхода в профессиональном образовании составляют формирование и развитие субъектного менталитета в процессе интериоризации обучающимися нацио-этно-социокультурных смыслов и ценностей профессионального образования.

Экзистенциальный подход основывается на признании уникальности бытия отдельного человека, провозглашает человека главным творцом своей личности и субъектом своего развития, образования и воспитания. Актуальность применения экзистенциального подхода в профессиональном образовании связана с реализацией «самости» студента: самоактуализации профессионального Я, самообразования, саморазвития, самоорганизации, самореализации и т. д.

Кроме того, к настоящему времени в педагогике и психологии профессионального образования сложилось несколько концепций обучения будущих специалистов: акмеологическая, ассоциативно-рефлекторная, управляемого усвоения, проблемно-деятельностная (П.К. Анохин, Б.Г. Ананьев, А.В. Барабанщиков, А.М. Воробьев, Т.В. Габай, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, А.И. Каменев, В.В. Офицеров, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Саморин, И.М. Сеченов, И.Ф. Талызина, Л.Н. Уваров).

Особо следует выделить современную актуальную концепцию профессионального образования - концепцию профессионально-личностного развития будущего специалиста, содержательный смысл которой сводится к формуле «профессиональное образование: от деятельности к личности» (С. Д. Смирнов).

Возможности методологических подходов и концепций профессионального образования позволяют провести межнаучную рефлексию проблем его организации и развития.

Системная межнаучная рефлексия проблем организации и развития современного профессионального образования приводит к выводу о том, что сегодня может быть реализована только многоуровневая модель профессионального образования в ее структурных компонентах: онтогенетическом, профессионально-генетическом, психологическом, педагогическом.

Онтогенетический компонент модели определяет развитие смыслов и ценностей профессионального образования человека от их возникновения и до получения профессионального образования. Назначение онтогенетического компонента модели - актуализировать смыслы и ценности профессионального образования на уровне смыслогенеза, а затем, за счет их интериоризации субъектом, превратить в профессиональные детерминации.

Профессионально-генетический компонент модели профессионального образования определяет законы, закономерности, принципы организации и развития профессионального образования и методы управления им.

Психологический компонент модели профессионального образования представлен двумя психологическими мини-моделями профессионального образования, устремленного к формированию профессионализма человека. Это «профессионализм деятельности» и «профессионализм личности».

Педагогический компонент модели профессионального образования представлен двумя парадигмами при условии их диалектической связи. Первая парадигма - научно-технократическая, смысл и сила которой в знаниях, умениях, навыках, то есть в знании, теоретически обоснованном и практически доказанном. Категория истины в технократической парадигме существует: она единственна и

однозначна, но в определенном смысле подвижна в связи с динамикой в развитии науки. Философская характеристика отношения преподавателя - носителя знания и студента, не владеющего заведомо этим знанием, - субъект-объектная. Вторая парадигма - гуманистическая, субъектно-ментальная (мировоззренческая). Смысл этой парадигмы качественно иной: она не ориентирована на знание как результат, ее смысл и сила - в процессе познания. Познания через форму диалога, полилога (преподавателя со студентом, студента с другим студентом) и, наконец, через форму внутреннего диалога студента с самим собой. В этом варианте истина не может быть единственной - она у каждого своя, и каждый имеет право на свое видение мира и на познание этого мира своим собственным путем. Соответственно, и ценностью для преподавателя, живущего в пространстве гуманистической, субъектно-ментальной (мировоззренческой) парадигмы, является сам человек (субъект) со своим видением мира. Свобода диалога (полилога) и стремление к взаимопониманию и взаимодействию преподавателя и студента определяют субъект-субъектные отношения. Данная парадигма приобретает возможность ее практического внедрения в профессиональное образование при наличии двух условий. Первое условие - профессиональное образование функционирует как педагогическая система, второе - профессиональное образование является достоянием личности.

Идеологами профессионального образования как педагогической системы и как достояния личности являются А.М. Новиков, Л.Г. Семушина, В.А. Сластенин и др. Согласно этому подходу, структуру педагогического образования как педагогической системы составляют взаимосвязанные подсистемы-процессы:

• профессионально-трудовая социализация,

• профессиональная подготовка,

• профессионально-личностное становление и развитие личности специалиста.

Результатом профессионального образования является приобретенный

индивидом в ходе профессионального образования профессионализм. Для этого необходимо выделить этапы развития профессионализма: функциональная грамотность, профессиональная квалификация, компетентность и культура личности. При этом следует учитывать, что профессиональное образование становится достоянием личности при условии ее активности, где активность является показателем устремления личности к результату образования - профессионализму. В профессиональном образовании начинает работать методологический алгоритм: «нет деятельности вне активности и активности вне деятельности». Рассматривая человека как активного субъекта деятельности, С.Л. Рубинштейн отмечал, что в результате деятельности изменяется не только объект, но и сам субъект. При таком понимании значения активности возможна абсолютная реализация личностного ресурса в профессиональном образовании, понимаемого как готовность личности изменять сложившееся представление о себе, восприимчивость ко всему, что несет информацию о реальном «Я» (И.И. Казимирская). В этом случае создается необходимая совокупность психолого-педагогических предпосылок для диалектической последовательности реализации самоактуализации, самоорганизации, самообразования, самореализации, саморазвития личности в профессиональном образовании. Это путь от отношения человека к смыслам и ценностям через понимание их устойчивости в процессе профессионального образования, то есть стремления к произрастанию смыслов и ценностей профессионального образования. Однако этого недостаточно для формирования и развития профессионально-ценностных ориентаций студентов. Необходимо формирование профессиональной ментальности (менталитета) студентов. Ментальность (менталитет) (от лат. mentalis - умственный, духовный) - устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и

исторические общности; совокупность установок и предрасположенностей людей к определенному типу мышления и действия. Ментальность, с одной стороны, выступает как результат культуры и традиций, с другой - сама является глубинным источником развития культуры [Коджаспирова 2005: 173]. Выделяют три типа менталитета: доструктурный, конвенциональный, автономно-личностный. Доструктурный менталитет базируется на прагматических установках альтернативы «полезно-бесполезно». Конвенциональный менталитет характеризуется ориентацией на заданные извне нормы и требования к профессиональной деятельности, ограничивающие, как правило, реализацию профессиональной «Я-концепции». Автономно-личностный менталитет ориентирован на устойчивую внутреннюю субъектную систему принципов профессионального образования, детерминантами которых выступают ценности и смыслы профессиональной деятельности. Автономно-личностный менталитет обращен к профессиональной «Я-концепции» как модели профессиональной идентичности, что предполагает наличие позитивных образов и перспектив профессионального будущего.

Менталитет выступает как структурообразующая основа активности субъекта профессионального образования, преобразовывая ее (активность) в ментальную деятельность. Менталитет профессионального образования всегда многоуровнев по признаку смыслообразования в различные возрастные периоды личности. Профессиональное образование, представленное в смыслах и образах, приобретает устойчивые характеристики после того, как его субъект утверждается в своей ментальной позиции, которая не только не колеблется в меняющихся ситуациях, но даже не зависит, как утверждают психологи, от собственной воли. Это с одной стороны. С другой - деформация менталитета субъектов профессионального образования на уровне его политических, социально-экономических, социально-культурных, организационно-педагогических и других детерминант приводит, по утверждению специалистов современной психиатрии, к ментальным расстройствам. Происходит искажение концептуальных суждений на фоне личностных смыслов, что формирует предметное поле для манипулирования образами и поведением, деятельностью субъектов профессионального образования.

Вместе с тем на фоне современного кризиса сознания формирование профессиональной ментальности (менталитета) связано с устойчивой настроенностью субъекта на смыслы профессионального образования, их произрастания, которые составляют профессиональную философию личности. Кроме того, формирование профессиональной ментальности связывается с установлением и предрасположенностью субъекта к типу мышления и действия совершенно конкретного профессионального сообщества (педагоги, врачи, инженеры).

Представленная здесь совокупность положений и идей, в их реализации, позволяет обеспечить современную организацию профессионального образования путем применения компетентностного, синергетического и герменевтического подходов.

Применяя компетентностный подход, необходимо учитывать, что он вносит определенные изменения в современную дидактику высшей школы. В обучении студентов это процесс приобретения опыта решения профессиональных задач (задачный подход в профессиональной подготовке).

Обращаясь к синергетическому подходу в обучении студентов, следует иметь в виду, что синергетика направлена на раскрытие универсальных механизмов самоорганизации сложных систем как природных, так и человекомерных, в том числе и когнитивных. Преподаватель и студент, если они имеют опыт синергетики в науках о человеке, в профессиональном образовании, если у них сформированы умения синергетического видения процесса образования, почти всегда строят целостную

саморазвивающуюся систему профессиональной подготовки.

Преподаватель, студент, претендующие на построение целостной саморазвивающейся системы профессиональной подготовки, должны также владеть искусством понимания. Герменевтика помогает преодолеть бессознательное раздвоение между убеждениями и практической деятельностью личности. Это обогащает возможности профессионального образования. Начинает работать методология, включенная в мыследеятельность (мышление, «вплетенное» в деятельность), обеспечивая высокую вероятность личностно ориентированной модели профессионального образования.

Наличие разноплановых теоретико-методологических и концептуальных подходов к пониманию направленности профессионального образования в современной российской педагогике показывает, что категория «образование» претерпевает изменения сущностных основ и переходит от понятия формы к оценке его как важнейшего компонента человеческого бытия (образование «деятельно» «участвует»в «построении» внешнего и внутреннего планов бытия человека). Очевидно, утверждается антропологическая парадигма понимания сущности, целей, смыслов и ценностей профессионального образования.

Такую переориентацию на понимание сущности профессионального образования можно рассматривать как становление новой культуры мышления человека, предполагающее смещение его с позиций лишь мировоззренческого восприятия образовательных смыслов и ценностей на позиции деятельного, творческого их освоения и «воспроизводства» в собственной личности в процессе профессионального образования. Поэтому в настоящее время происходит сложный синтез категорий «образование», «смыслы», «деятельность», «ценности», «творчество», «культура», который оказывает влияние на современные теоретико-методологические построения системы профессионального образования (О.С. Анисимова, О.В. Анискевич, А.Г. Бермус, Э.К. Гульянц, О.В. Демченко, И.Е. Куров, Г.Ю. Любимова, В.А. Садовничий, С.Д. Смирнов, Т.В. Тальникова, П.Г. Щедровицкий, М.Г. Ярошевский и др.).

Цель системы профессионального образования - развивающаяся личность будущего специалиста. Ее смысл - в создании условий, в которых естественно происходит развитие-саморазвитие, воспитание-самовоспитание, обучение-учение-самообучение всех «Я» и каждого «Я».

Профессиональное образование может быть рассмотрено и как социальная система, функционирующая и развивающаяся по собственным законам, обладающая рядом признаков, среди которых целенаправленность, целостность, структурность, взаимодействие со средой и другими системами.

В то же время оно и педагогическая система, поскольку в центре ее человек, множество людей. Способ функционирования - педагогическая деятельность в педагогическом процессе. Профессиональное образование - живой организм, способный развиваться, - выступает как многомерная, многозначная, открытая, существующая во времени и пространстве система.

Вместе с тем профессиональное образование является функцией субъекта. Выделяют несколько субъектов профессионального образования: социальный субъект, коллектив как субъект профессионального образования и индивид как субъект профессионального образования.

Социальный субъект. В современном обществе сформировалась совокупность идей, представляющих научное знание, определяющее выбор стратегии и определенной тактики развития профессионального образования и «сущностных сил» его субъектов. Прежде всего следует обратить внимание на то, что изменились

фундаментальные философские и педагогические идеи, составляющие теоретико-методологическую, концептуальную основу профессионального образования. Но важнейшая проблема для образовательной системы современной России, -подчеркивает В. М. Розин, - это ее действие в условиях разных культур, государственных устройств, экономических условий. Выход видится в том, чтобы найти оптимальное сочетание академического, социально-психологического, культурного содержания профессионального образования. Это положение является принципиальным, так как преобразование человеческой природы путем формирования нового исторического типа личности возможно только в рамках новых культурных форм. Образование создает важнейшие предпосылки для того, чтобы изменение человека шло в направлении, помогающем ему адаптироваться в обществе и культуре. Однако это возможно лишь посредством обновленной педагогической системы.

Коллектив как субъект профессионального образования. Известно, что образованность есть состояние человека. Истинная образованность предполагает индивидуальные и коллективные рациональные поиски обновления своего культурного мира всеми участниками образовательного процесса. Без системы знаний и умений, составляющих содержание базовой культуры, ни одно образовательное учреждение не может существовать.

Индивид как субъект профессионального образования. В современных концепциях образования прослеживается стратегическая тенденция рассматривать динамику развития образования с позиций индивидуального. Авторы концепций едины в том, что новое видение мира, понимание личной ответственности за его судьбу постепенно становится непременным условием выживания человечества и каждого индивидуума. Для этого необходима устремленность к актуальным целям и ценностям, способным придать осмысленность человеческой жизни.

Индивидуальность реализует свободу выбора, своеобразие образовательного пути личности. Начиная с подросткового возраста, складывается личность человека, для которой характерны стремление к самостоятельному поведению, формированию Я-концепции, индивидуального мироощущения, скрипта (сценария, программы жизненного пути), к развитию определенных способностей, в результате чего индивид приобретает свою личностную, культурную, профессиональную идентичность. С этого периода человек воспринимает образование как составляющую собственного образа жизни, вырабатывает к нему собственное отношение.

Подобный шаг, происходящий у кого раньше, у кого позже, знаменует смыкание образования с самообразованием. Не менее существенно, что переход к самообразованию связан с иным типом психического, телесного, духовного, родового изменения: образование через самообразование подчиняется в этом случае целям личностного роста и совершенствования, становится моментом психической активности человека, формой его культурного бытия. Индивидуальность также реализует себя через внутреннее самопостижение, основу которого составляет внутреннее напряжение, а духовное усилие формирует личностный ресурс.

Наконец, индивидуальность - это образованный человек, а не только специалист или личность, подготовленный к полноценной социокультурной жизни, то есть не только к ее рутинным формам, но и к испытаниям, к сменам образа жизни, к изменениям. Вместе с тем в случае профессионального образования результат остается открытым, в значительной степени детерминированным логикой развития личности, степенью осознания ею своих внутренних потребностей, целей, ценностей и смыслов.

Поэтому личностное парадигмально-профессиональное самоопределение студентов (выбор профессиональной «Я-концепции») выступает системной детерминантой современного профессионального образования.

Библиографический список

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М., 2005.

Новиков А.М. Методология образования. 2 изд. М.: Эгвес, 2006.

О'Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства: пер. с англ. Челябинск: Версия, 1997.

Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под. ред. В. А. Сластёнина. М.: Академия, 2004.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. 5 изд. М.: Академия, 2010.

Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы междунар. науч.-практич. конф. / под ред. А.Г. Бермус. М., 2010.

Традиции и инновации в судьбах национальных образовательных систем: материалы междунар. науч.-практич. конф.: в 2 т. Курск, 2014.

Шефер Б., Шледер Б. Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения // Иностранная психология. 1993. Т. 1. № 1.

Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учеб. пособие. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.