Научная статья на тему 'Методология проектного управления информационным обеспечением инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона'

Методология проектного управления информационным обеспечением инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
инновационная деятельность / инновационное развитие / информационное обеспечение / методология проектного управления / молочное животноводство / сельскохозяйственное производство / хозяйствующие субъекты региона / innovative activity / innovative development / information support / projects management methodology / dairy farming / agricultural production / economic entities of the region

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романенко Игорь Владимирович

Введение. Статья посвящена информационному обеспечению инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона, осуществляемому в формате проектного управления, являющегося одним из наиболее актуальных и востребованных видов деятельности исполнительных органов государственной власти регионов. Материалы и методы. В качестве материалов исследования использованы труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам методологии проектного управления, а также опыт ряда регионов Российской Федерации по информационному обеспечению производственной деятельности хозяйствующих субъектов. Методология проектного управления информационным обеспечением инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона представляет собой совокупность методов осуществления процессов проектного управления, связанных с обеспечением акторов инновационной деятельности в регионе востребованной ими информацией; наиболее важными отличительными признаками проектного управления являются стабильная структура управления и процессный подход к управлению; структура управления рассмотрена на примере Санкт-Петербурга, а осуществляемые процессы – согласно действующему государственному стандарту, согласно которому разработана матрица участия в процессах проектного управления; исследуется информационный обмен между наукой и практикой, властью и бизнесом; приводится анализ лучших практик методологии проектного управления; обосновывается положение о необходимости первоочередного развития информационного обеспечения отраслей сельскохозяйственного производства. Результаты. В статье рассмотрен процессный подход к организации проектного управления информационным обеспечением хозяйствующих субъектов региона, и с этой позиции: дано авторское определение методологии проектного управления информационным обеспечением инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона; выполнен анализ лучших практик отдельных процессов методологии проектного управления; сформулированы предложения, направленные на улучшение информационного обеспечения сельскохозяйственных производств. Обсуждение. Сформулированы предложения, связанные с регламентацией процессов проектного управления; дальнейшим развитием показателей Национального рейтинга состояния инвестиционного климата регионов РФ, в том числе – выделения в его составе факторов информационного обеспечения сельскохозяйственных производств. Заключение. Дано определение методологии проектного управления информационным обеспечением инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона; разработана матрица участия в процессах проектного управления; выполнен анализ лучших практик; обоснованы практические рекомендации о приоритетах и конкретных направлениях выполнения разработок в области сельскохозяйственного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of projects management of information support innovation activity of economic entities of the region

Introduction. The article is devoted to information support of innovative activity of economic entities of the region, carried out in the format of project management, which is one of the most relevant and popular types of activities of executive bodies of state power of the regions. Materials and Methods. The research materials used are the works of domestic and foreign authors on the methodology of project management, as well as the experience of a number of regions of the Russian Federation on information support of production activities of economic entities. The methodology of project management of information support for innovation activities of economic entities of the region is a set of methods for implementing project management processes related to providing actors of innovation activity in the region with the information they demand. The most important distinguishing features of project management are a stable management structure and a process approach to management. The management structure is considered on the example of St. Petersburg, and the processes carried out are in accordance with the current state standard, according to which a matrix of participation in project management processes has been developed. The paper examines the information exchange between science and practice, government and business; provides an analysis of the best practices of projects management methodology; substantiates the position on the need for priority development of information support for agricultural industries. Results. The article considers the process approach to the organization of project management of information support of economic entities of the region, and from this position: the author's definition of the methodology of project management of information support of innovative activity of economic entities of the region is given; the analysis of the best practices of individual processes of the project management methodology is carried out; formulated proposals aimed at improving the information support of agricultural production. Discussion. Proposals are formulated related to the regulation of projects management processes; further development of indicators of the National Rating of the investment climate of the regions of the Russian Federation, including the allocation of information support factors for agricultural production in its composition. Conclusion. In the work: the definition of the methodology of projects management of information support of innovative activities of economic entities of the region is given; a matrix of participation in projects management processes is developed; an analysis of best practices is carried out; practical recommendations on priorities and specific directions of implementation of developments in the field of agricultural production are substantiated.

Текст научной работы на тему «Методология проектного управления информационным обеспечением инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона»

"ЖЖЖЖЖЖЖЖЖэкономика и управление народным хозяйством^ХХХЖХЖХХ

Научная статья УДК 338

Б01: 10.24412/2227-9407-2022-2-75-85

Методология проектного управления информационным обеспечением инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона

Игорь Владимирович Романенко

Санкт-Петербургский институт экономики и управления, Санкт-Петербург, Россия, готапепко^@уа^ех. ги, https://orcid. org/0000-0002-6216-1171

Введение. Статья посвящена информационному обеспечению инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона, осуществляемому в формате проектного управления, являющегося одним из наиболее актуальных и востребованных видов деятельности исполнительных органов государственной власти регионов. Материалы и методы. В качестве материалов исследования использованы труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам методологии проектного управления, а также опыт ряда регионов Российской Федерации по информационному обеспечению производственной деятельности хозяйствующих субъектов. Методология проектного управления информационным обеспечением инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона представляет собой совокупность методов осуществления процессов проектного управления, связанных с обеспечением акторов инновационной деятельности в регионе востребованной ими информацией; наиболее важными отличительными признаками проектного управления являются стабильная структура управления и процессный подход к управлению; структура управления рассмотрена на примере Санкт-Петербурга, а осуществляемые процессы - согласно действующему государственному стандарту, согласно которому разработана матрица участия в процессах проектного управления; исследуется информационный обмен между наукой и практикой, властью и бизнесом; приводится анализ лучших практик методологии проектного управления; обосновывается положение о необходимости первоочередного развития информационного обеспечения отраслей сельскохозяйственного производства.

Результаты. В статье рассмотрен процессный подход к организации проектного управления информационным обеспечением хозяйствующих субъектов региона, и с этой позиции: дано авторское определение методологии проектного управления информационным обеспечением инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона; выполнен анализ лучших практик отдельных процессов методологии проектного управления; сформулированы предложения, направленные на улучшение информационного обеспечения сельскохозяйственных производств.

Обсуждение. Сформулированы предложения, связанные с регламентацией процессов проектного управления; дальнейшим развитием показателей Национального рейтинга состояния инвестиционного климата регионов РФ, в том числе - выделения в его составе факторов информационного обеспечения сельскохозяйственных производств.

Заключение. Дано определение методологии проектного управления информационным обеспечением инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона; разработана матрица участия в процессах проектного управления; выполнен анализ лучших практик; обоснованы практические рекомендации о приоритетах и конкретных направлениях выполнения разработок в области сельскохозяйственного производства.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационное развитие, информационное обеспечение, методология проектного управления, молочное животноводство, сельскохозяйственное производство, хозяйствующие субъекты региона

Аннотация

© Романенко И. В., 2022

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

xxxxxxxxxxeconomics and national economymanagement-хжхжхжхжжж.

Для цитирования: Романенко И. В. Методология проектного управления информационным обеспечением инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона // Вестник НГИЭИ. 2022. № 2 (129). С. 75-85. DOI: 10.24412/2227-9407-2022-2-75-85

Methodology of projects management of information support innovation activity of economic entities of the region

Igor V. Romanenko

St. Petersburg Institute of Economics and Management, St. Petersburg, Russia, romanenkoiv@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6216-1171

Abstract

Introduction. The article is devoted to information support of innovative activity of economic entities of the region, carried out in the format of project management, which is one of the most relevant and popular types of activities of executive bodies of state power of the regions.

Materials and Methods. The research materials used are the works of domestic and foreign authors on the methodology of project management, as well as the experience of a number of regions of the Russian Federation on information support of production activities of economic entities. The methodology of project management of information support for innovation activities of economic entities of the region is a set of methods for implementing project management processes related to providing actors of innovation activity in the region with the information they demand. The most important distinguishing features of project management are a stable management structure and a process approach to management. The management structure is considered on the example of St. Petersburg, and the processes carried out are in accordance with the current state standard, according to which a matrix of participation in project management processes has been developed. The paper examines the information exchange between science and practice, government and business; provides an analysis of the best practices of projects management methodology; substantiates the position on the need for priority development of information support for agricultural industries. Results. The article considers the process approach to the organization of project management of information support of economic entities of the region, and from this position: the author's definition of the methodology of project management of information support of innovative activity of economic entities of the region is given; the analysis of the best practices of individual processes of the project management methodology is carried out; formulated proposals aimed at improving the information support of agricultural production.

Discussion. Proposals are formulated related to the regulation of projects management processes; further development of indicators of the National Rating of the investment climate of the regions of the Russian Federation, including the allocation of information support factors for agricultural production in its composition.

Conclusion. In the work: the definition of the methodology of projects management of information support of innovative activities of economic entities of the region is given; a matrix of participation in projects management processes is developed; an analysis of best practices is carried out; practical recommendations on priorities and specific directions of implementation of developments in the field of agricultural production are substantiated.

Keywords: innovative activity, innovative development, information support, projects management methodology, dairy farming, agricultural production, economic entities of the region

For citation: Romanenko I. V. Methodology of projects management of information support innovation activity of economic entities of the region // Bulletin NGIEI. 2022. № 2 (129). P. 75-85. (In Russ.). DOI: 10.24412/2227-94072022-2-75-85

Введение

Информационное обеспечение инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона, осуществляемое в формате проектного управле-

ния, относится к числу наиболее актуальных и востребованных видов деятельности исполнительных органов государственной власти регионов, так как должно не только учитывать виды экономической

ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

деятельности, осуществляемой в регионе, и их специфику, но и модерировать ресурсы коллективного пользования, востребованные хозяйствующими субъектами региона.

Современное состояние информационного обеспечения характеризуется наличием множества разрозненных источников данных, не связанных единой концепцией развития, к тому же функционирующих преимущественно на коммерческой основе.

Проектное управление информационным обеспечением инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона наиболее востребовано в отраслях сельскохозяйственного производства, степень детерминированности показателей развития которого является крайне низкой.

Материалы и методы

В качестве материалов исследования были использованы труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам методологии проектного управления, а также опыт ряда регионов Российской Федерации по информационному обеспечению производственной деятельности хозяйствующих субъектов.

1. Источники информации в сфере сельскохозяйственной науки и практики

Проектное управление информационным обеспечением инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона предполагает тесное взаимодействие всех акторов инновационной деятельности и, прежде всего, в жизненно важных социально-экономических сферах, к числу которых относится сельскохозяйственное производство. Так, по мнению академика Романенко Г. А., «совершенствование взаимодействия науки, практики, власти и бизнеса призвано существенно улучшить инновационное развитие агропромышленного комплекса, повысить конкурентоспособность отечественного сельскохозяйственного производства» [1, ^ 3]. Такое взаимодействие осуществляется посредством информационного обмена между наукой и практикой, властью и бизнесом.

В сфере АПК экономическая наука сегодня представлена такими направлениями деятельности, как:

- программно-целевое планирование и проектное управление [2];

- исследование спроса на сельскохозяйственную продукцию [3];

- инвестиции и оценка инвестиционной привлекательности региона [4; 5; 6; 7];

- механизмы регулирования межхозяйственных отношений [8];

- исследование тенденций производства сельскохозяйственной продукции [9];

- оценка устойчивости производства сельскохозяйственной продукции [10; 11];

- пространственно-территориальное планирование и прогнозирование [12; 13];

- цифровизация в экономике [14] и сельскохозяйственном производстве [15];

- различные аспекты оценки экономической эффективности [16; 17; 18].

Как следует из приведённого перечня, научные разработки ориентированы на исследование проблем практики, в силу чего экономическая наука реализует функцию поставщика нового научного знания. При этом информационный обмен между наукой и практикой функционирует не непосредственно, а опосредованно:

- источником информации для исследователей являются открытые данные федерального и регионального статистического наблюдения;

- доступ к результатам новых исследований открыт практикам преимущественно благодаря таким сайтам, как eLibrary.ru (Научная электронная библиотека), rsl.ru (Российская государственная библиотека), nlr.ru (Российская национальная библиотека) и другие аналогичные ресурсы, представляющие возможность ознакомления с оригиналами материалов и/или получения их копий на бумажном носителе либо в электронном виде.

Таким образом, в сфере сельскохозяйственного производства статистическая и научная информация, классифицируемая по признаку «порядок предоставления и распространения», в обоих случаях является свободно распространяемой.

Наряду со свободно распространяемой информацией публичные акционерные общества обязаны раскрывать информацию, перечень и сроки представления которой установлены нормативными правовыми актами. Такая информация, являющаяся дополнительным источником данных о деятельности хозяйствующих субъектов, относится к информации, которая «в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению». Так, например, в [19], на основе анализа данных об аффилированных лицах ОАО «ОСК», предложено рассматривать механизм аффилиации как инструмент повышения управляемости хозяйствующего субъекта за счет «расширения круга аффилированных лиц, преимущественно по направле-

xxxxxxxxxxeconomics and national economymanagement-хжхжхжхжжх

ниям, совпадающим со входами в перерабатывающие системы предприятий корпорации (поставку ресурсов)» [19, с. 59]. В той же работе, на основе информации о закупках, была разработана экономико-математическая модель входа в перерабатывающую систему одного из предприятий корпорации - ОАО «Адмиралтейские верфи» [19, с. 63-64].

Федеральные и региональные исполнительные органы государственной власти также являются поставщиками информации, но только той, которая, согласно действующим нормативным правовым актам, подлежит обязательному распространению и/или предоставлению. В связи с тем, что перечень информации, подлежащей обязательному распространению и/или предоставлению, является

закрытым, федеральные и региональные исполнительные органы государственной власти, наряду с официальными сайтами, создают дополнительные возможности информационного обеспечения хозяйствующих субъектов (см. п. 3 «Анализ лучших практик методологии проектного управления»).

2. Организация проектного управления информационным обеспечением хозяйствующих субъектов региона

Исследуя дефиниции понятий «управление проектами» и «проектное управление», Кравец Е. О. и Вертиль Н. Н. [20] на основе обобщения научной литературы по тематике исследования [21; 22; 23; 24; 25], установили отличительные характеристики исследуемых понятий (таблица 1).

Таблица 1. Отличительные характеристики понятий «управление проектом» и «проектное управление» Table 1. Distinctive characteristics of the concepts of «project management» and «projects management»

Управление проектами / Project management Проектное управление / Projects management

Сосредоточивается на результатах проекта / Focuses Сосредоточивается на организации управления проек-on the results of the project тами / Focuses on the organization of projects manage-

ment

Создание команды под каждый проект / Creating a Создание структуры, которая принимает участие во team for each project всех проектах / Creating a structure that participates in all

projects

Есть бюджет проекта, ресурсы проекта, время испол- Есть бюджет проекта, создание и внедрение системы нения проекта, риски проекта / There is a project budg- управления проектами / There is a projects budget, crea-et, project resources, project execution time, project risks tion and implementation of a projects management system Основной подход - проектный подход / The main ap- Основной подход - процессный подход / The main proach is the project approach approach is a process approach

Источник: составлено автором на основании русскоязычной версии [20, c. 106].

Как следует из таблицы 1, стабильная структура управления в сочетании с процессным подходом являются наиболее важными отличительными признаками проектного управления.

На уровне субъекта РФ в состав структуры, принимающей участие во всех проектах, входят [26]:

- губернатор, вице-губернаторы (по направлениям), профильные комитеты; районные администрации;

- управляющие структуры кластерных образований, региональных проектов и целевых программ;

- ассоциации, союзы, общественные советы и другие общественные организации;

- структурированные по подчиненности кураторам профильных комитетов крупные, средние и

малые предприятия (учреждения, организации), в том числе обеспечивающие (лизинговые компании, /Г-компании и т. д.), а также учреждения и организации федеральной подчинённости.

В рамках процессного подхода участники проектного управления осуществляют процессы, которые, согласно п. 4.1.2 ГОСТ Р 56715.2-2015, относятся к одной из четырёх групп процессов проектного менеджмента: «процессам руководства проектами, процессам проектного менеджмента, обеспечивающим процессам и процессам создания продукта проекта (производственным процессам)»1.

В таблице 2 указанные группы процессов, в перечисленной последовательности, обозначены соответственно буквами М, В, 5 и Р, а подстрочными индексами - указанные в таблице 2 номера по порядку участников проектного управления.

экономика и управление народным хозяйством]

Таблица 2. Матрица участия в процессах проектного управления Table 2. Matrix of participation in projects management processes

Участники проектного управления / Projects management participants Процессы согласно ГОСТ Р 56715.2-2015 / Processes according to DIN 69901-2:2009 «Project management - Project management systems - Part 2: Processes, process model», IDT

№ Наименование / Name M D S P

Исполнительный орган государственной власти / Executive State power

2 Управляющая организация / Managing organization

3 Банк / Bank

4 Лизинговая компания / Leasing company

5 /Г-компания / IT-company

Предприятия (учреждения, организации) с указанием их основных видов экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической

6 деятельности (ОКВЭД) / Enterprises (institutions, organizations), indicating their main types of economic activity according to Russian Classification of Economic Activities (RCEA):

7 Предприятие 1, ОКВЭД_/ Enterprise 1, RCEA_

8 Предприятие 2, ОКВЭД_/ Enterprise 2, RCEA_

N Предприятие N, ОКВЭД_/ Enterprise N, RCEA

Источник: составлено автором

M1

M2 M3 M4

M5

M

Di

D2 D3 D4 Ds

Df¡

51

52

53

54

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

55

S

Pi

P2 P3 P4 P5

P

M7 D7 S7 P7

M8 Ds Ss Ps

Mi Dr S, Pi

MN Dn SN PN

3. Анализ лучших практик методологии проектного управления

Методология проектного управления информационным обеспечением инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона - это совокупность методов осуществления процессов проектного управления, связанных с обеспечением акторов инновационной деятельности в регионе востребованной ими информацией.

В наиболее общем виде к востребованной информации могут быть отнесены релевантные поступающим запросам данные:

- о реализуемых проектах (национальных, региональных), государственных закупках;

- о региональных ценах и динамике их изменения;

- о наличии и доступности материально-технических ресурсов;

- о реализуемых инвестиционных проектах;

- об инвестициях, товарах и рынках;

- о правовой поддержке бизнеса и др.

Запрашиваемые данные могут быть как первичными, так и полученными в результате обработки первичных данных. Для тех и других разрабатыва-

ются перечни востребованных показателей, методики их получения и/или расчета, а также практические рекомендации по интерпретации полученных результатов, в том числе представляемых в формате рейтингов. Осуществляются формирование баз данных и обеспечивается их актуализация.

Важнейшим элементом формирования методологии проектного управления информационным обеспечением является анализ лучших практик и их последующее применение.

Цены

Одной из лучших практик проектного управления информационным обеспечением инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона являются мониторинг и экспертиза цен, применяемые Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением «Центр мониторинга и экспертизы цен», на сайте которого представлены такие востребованные бизнесом разделы, как: «Сметно-нормативные базы», «Реестр товаров для обеспечения нужд Санкт-Петербурга», «Перечень поставщиков», «Нормирование в сфере закупок», «Справочник конечных каталожных наименований», различные онлайн-сервисы2.

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement-ХЖХЖХЖХЖЖХ

Инвестиции

Переливы капиталов в сферы наиболее выгодного их использования осуществляются с учетом целого ряда факторов, одним из которых является инвестиционная привлекательность ведения бизнеса в том или ином регионе РФ.

Общее представление о сферах наиболее выгодного приложения капитала дают не только финансово-экономические показатели инвестиционных проектов, но и мнение профессиональных экспертов относительно состояния инвестиционного климата. С этой целью, начиная с 2015 г., Агентство стратегических инициатив ежегодно определяет Национальные рейтинги состояния инвестиционного климата в регионах РФ. В частности, в 2020 г. рейтинг регионов возглавили: 1) Москва; 2) Республика Татарстан; 3) Тюменская область; 4) Тульская область; 5) Республика Башкортостан. Для определения рейтингов Агентство использует 64 показателя, методика расчета которых приводится на сайте Агентства3.

Рынки

Центр изучения молочного рынка (Dairy Intelligence Agency, DIA) предоставляет аналитику о производстве молока в субъектах РФ (в том числе в формате Молочной карты субъектов РФ), различные рейтинги крупнейших молочных компаний, обзоры молочных рынков ряда зарубежных стран.

Так, например, по Ленинградской области могут быть получены такие данные, как:

- количество молочных ферм в регионе (117), объём производства молока каждой из ферм и всего в регионе, т/год;

- количество молокозаводов в регионе (67), объём переработки молока каждым из молокозаводов и всего в регионе, т/год;

- средневзвешенная цена на сырое молоко в Ленинградской области и в других регионах Российской Федерации4;

- данные статистики5 по таким показателям, как: поголовье крупного рогатого скота (2020 г. -169800 голов) и поголовье коров (2020 г. - 73600); данные приводятся, начиная с 1970 г., с 2013 г. -без учёта личных подсобных хозяйств; продуктивность, в тоннах молока на 1 корову в год (2020 г. - 8,456 т); динамика потребления молока (2020 г. - 178,89 кг) и производство молока (2020 г. - 85,546 кг) на душу населения, кг/год; производство молочных продуктов в пересчёте на молоко и т. д.

Правовая поддержка

Цифровая платформа для работы с обращениями предпринимателей «За бизнес»6 предусматривает оказание помощи предпринимателям по таким вопросам нарушения прав в рамках доследственной проверки или проведения следствия, как: «незаконное изъятие документации или носителей информации», «создание препятствий к обжалованию процессуальных действий и решений», «необоснованный отказ в удовлетворении ходатайств и жалоб», «необоснованное задержание или заключение под стражу», «нарушение при возбуждении уголовного дела», «фальсификация доказательств по делу», «незаконное прослушивание мобильных устройств, автомобиля, помещений» и другие.

4. Организация информационного обеспечения производственной деятельности

Проектное управление информационным обеспечением инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона наиболее востребовано в отраслях сельскохозяйственного производства, степень детерминированности показателей развития которого является крайне низкой.

Так, например, при разработке плана оборота стада, согласно данным одного из хозяйств Алтайского края, используется не менее 10 показателей, каждый из которых является среднестатистическим именно для этого хозяйства. К ним, в частности, относятся:

1) коэффициент выхода деловых телят на 100 коров и нетелей - 0,82;

2) из них выход телок - 46 %;

3) норма выбраковки коров - 26 %;

4) сохранность взрослого скота (в том числе коров после выбраковки - в пределах срока полезного использования 5-7 лет) - 98 %;

5) сохранность молодняка рождения прошлых лет, включая нетелей, - 98 %;

6) продолжительность откорма бычков - от 18 месяцев;

7) возраст осеменения телок - от 18 месяцев;

8) удой на одну корову - от 6200 литров молока в год;

9) масса одного бычка при реализации - от 400 кг;

10) масса одной приобретаемой нетели - от 525 кг.

Соответственно и потребность в кормах, структура которой (концентрированные; грубые; сочные; молочные) зависит в том числе от вышеперечисленных показателей, является также сугубо

ХХЖЖХЖЖХЖэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

индивидуальной и в ещё большей степени вероятностной.

Если к этому добавить, что подавляющая часть сельскохозяйственных производств не располагает возможностями разработки и внедрения программ, учитывающих и оборот стада, и динамику изменения структуры потребности в кормах, и тесно связанных с этим плана севооборота и обеспечения работы сельскохозяйственной техники (от ремонтного обслуживания до потребности в ГСМ), то становится очевидной острота проблемы информационного обеспечения сельскохозяйственных производств.

В идеале, для всех сельскохозяйственных производств, имеющих ИНН и государственный регистрационный номер, должен открываться личный кабинет, работающий по принципу официального сайта и, кроме того, предоставляющий такие возможности, как:

- работу с ИОГВ в режиме «одного окна»;

- ведение бухгалтерского учёта, формирование на его основе сводной бухгалтерской и статистической отчетности и её представление в налоговую инспекцию, органы статистики и фонды;

- выбор формируемой по модульному принципу комплексной автоматизированной системы управления, с возможностью подключения к ней оконечных мобильных устройств (ферм, складов, машинно-тракторных мастерских, полевых станов и т. д.).

Результаты

В статье рассмотрен процессный подход к организации проектного управления информационным обеспечением хозяйствующих субъектов региона, и с этой позиции:

- дано авторское определение методологии проектного управления информационным обеспечением инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона;

- выполнен анализ лучших практик отдельных процессов методологии проектного управления;

- сформулированы предложения, направленные на улучшение информационного обеспечения сельскохозяйственных производств.

Обсуждение

1. Процессы проектного управления, указанные в таблице 2, подлежат регламентации и закреплению в региональных административных регламентах.

В частности, по нашему мнению, целесообразно, чтобы управляющая организация, лизинговая и

/Г-компании были подведомственны ИОГВ, а банковская структура - аффилирована с ИОГВ, так как централизация управления будет способствовать росту управляемости системы и качества её работы.

2. Форма представления показателей Национального рейтинга состояния инвестиционного климата регионов РФ позволяет формировать на её основе различные выборки. В частности, для расчета показателей, характеризующих состояние информационного обеспечения инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона могут быть использованы:

1) показатель Г2.2 - «Наличие и качество информационного интернет-портала по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации»;

2) показатель Б4.1 - «Качество специализированного интернет-портала об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации», отдельными критериями которого являются:

- наличие регламента взаимодействия инвесторов с должностными лицами органов исполнительной власти субъекта РФ, местного самоуправления, институтов развития и других организаций в режиме «одного окна» ...;

- описание мер поддержки инвестиций и инвестиционных проектов с указанием размера финансирования (для финансовых мер);

- наличие линии прямых обращений и линии обращений для получения мер поддержки инвесторов и инвестиционных проектов.;

- наличие инвестиционной карты с актуальной информацией о доступной инфраструктуре для размещения производственных и иных объектов инвесторов (государственные и частные: промышленные площадки, промышленные парки, технологические парки, бизнес-инкубаторы, центры кластерного развития), объектов необходимой транспортной, энергетической, социальной инфраструктуры региона;

- удобство пользования интернет-порталом, в том числе с использованием смартфонов, мобильных телефонов, планшетов;

- возможность электронного формата взаимодействия с инвесторами (в т. ч. наличие личного кабинета инвестора, электронных сервисов для инвесторов и т. д.)»;

3) показатель Б5.1 - «Оценка эффективности институтов поддержки экспорта» (1 из 9 критериев - «информационная и консультационная поддержка по вопросам экспортной деятельности»);

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement-ХЖХЖХЖХЖЖХ

4) показатель Б6.Х1 - «Соблюдение субъектом Российской Федерации положений региональной инвестиционной декларации» (1 из 2 критериев

- «Соблюдение принципа «достоверности» - обеспечение соответствия информации, размещаемой в инвестиционной декларации, с информацией, содержащейся в иных нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, а также государственных информационных ресурсах, являющихся первоисточником данных»)7.

Перечисленные показатели могут быть приняты как есть, без проведения дополнительной процедуры агрегирования, так как все они представляют собой средние балльные оценки экспертов, данные по единой шкале: 0 - несоблюдение критерия; 1

- очень плохо, 2 - скорее плохо, 3 - нейтрально, 4 -хорошо, 5 - отлично.

3. Целесообразно в структуре Национального рейтинга состояния инвестиционного климата выделять такие факторы информационного обеспечения сельскохозяйственных производств, как:

- работа с ИОГВ в режиме «одного окна»;

- наличие централизованных ресурсов, обеспечивающих ведение бухгалтерского учёта, формирование на его основе сводной бухгалтерской и статистической отчетности и её представление в налоговую инспекцию, органы статистики и фонды;

- наличие портала сельскохозяйственных производств с возможностью открытия на нём личного кабинета и выбора готовых программных модулей

и/или разработку новых модулей, необходимых для функционирования комплексной автоматизированной системы управления сельскохозяйственным предприятием.

Заключение

1. Методология проектного управления информационным обеспечением инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона - это совокупность методов осуществления процессов проектного управления, связанных с обеспечением акторов инновационной деятельности в регионе востребованной ими информацией.

2. Каждый участник проектного управления принимает участие во всех предусмотренных государственным стандартом процессах, согласно утверждаемым региональным административным регламентам.

3. Формируемая регионом методология проектного управления должна учитывать лучшие практики и максимально возможно применять их, с учетом региональной специфики.

4. Проектное управление информационным обеспечением инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона наиболее востребовано в отраслях сельскохозяйственного производства, степень детерминированности показателей развития которого является крайне низкой.

5. Целесообразно дополнить Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата факторами, учитывающими информационное обеспечение сельскохозяйственных производств.

Примечания:

1 ГОСТ Р 56715.2-2015 «Проектный менеджмент. Системы проектного менеджмента. Часть 2. Процессы и процессная модель» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200127266 (дата обращения 31 октября 2021 г.).

2 Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр мониторинга и экспертизы цен». Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cmec.spb.ru/ (дата обращения 31 октября 2021 г.).

3 Агентство стратегических инициатив. Онлайн-сервис [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://asi.ru/government_oificials/rating/ (дата обращения 31 октября 2021 г.).

4 Центр изучения молочного рынка. Онлайн-сервис [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dairynews.ru/company/region/leningradskaya-oblast/index/ (дата обращения 31 октября 2021 г.).

5 Центр изучения молочного рынка. Онлайн-сервис [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dairynews.ru/company/region/leningradskaya-oblast/stat/ (дата обращения 31 октября 2021 г.).

6 За бизнес. Цифровая платформа для работы с обращениями предпринимателей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://забизнес.рф (дата обращения 31 октября 2021 г.).

7 Агентство стратегических инициатив. Онлайн-сервис [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://asi.ru/government_oificials/rating/ (дата обращения 31 октября 2021 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ХХЖЖХЖЖХЖэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Романенко Г. А. Проблемы развития агропромышленного комплекса Сибири // Сельскохозяйственные машины и технологии. 2012. № 5. С. 3-5.

2. Беспахотный Г. В. Программно-целевое планирование и проектное управление в сельском хозяйстве // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2018. № 2 (26). С. 3-15.

3. Яшкова Н. В., Булганина С. В., Мухина М. В., Голованова С. О. Исследование спроса на молочную продукцию // Наука Красноярья. 2019. Т. 8. № 5-3. С. 165-170.

4. Бланк И. А. Управление инвестициями предприятия. Киев : Эльга: Ника-Центр, 2003. 136 с.

5. Солоненко А. А., Аленкина А. А. Оценка инвестиционной привлекательности Южного федерального округа России по методике И. А. Бланка // Научный вектор Балкан. 2020. Т. 4. № 3 (9). С. 91-94. DOI: 10.34671/SCH.SVB.2020.0403.0022

6. Асаул А. Н., Посяда Н. И. Инвестиционная привлекательность региона / Под ред. А. Н. Асаула. СПб. : СПбГАСУ, 2008. 120 с.

7. Бондаренко О. В., Кирьян В. А., Рамазанова М. Ш. Теоретические основы развития рынка инвестиций в условиях глобализации // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2019. № S2-3 (32). С.82-88.

8. Шамин А. Е., Фролова О. А. Экономический механизм регулирования межхозяйственных отношений в агропромышленных объединениях // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 33. С. 20-25.

9. Суслов С. А. Тенденции производства продукции сельского хозяйства. Исторический аспект // Управление инновационным развитием агропродовольственных систем на национальном и региональном уровнях. Воронеж, 2021. С. 47-52.

10. Мумладзе Р. Г., Быковская Н. В., Усольцев И. В. Повышение устойчивости сельскохозяйственного развития на основе диверсификации. 2015. 128 с.

11. Ефимова З. В. Совершенствование организационно-экономических основ функционирования зернового рынка // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2010. № 9 (14). С. 176-179.

12. Плахин А. Е., Огородникова Е. С., Генералов И. Г. Институциональные условия создания и методические аспекты оценки эффективности функционирования кластеров: российский и зарубежный опыт // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 61-65.

13. Быковская Н. В., Кормилицина А. А. Оценка эффективности государственного регулирования сельскохозяйственного производства // Вопросы региональной экономики. 2015. № 2 (23). С. 14-23.

14. Золотов А. В. Потребительно-стоимостной эффект реализации цифровых технологий в производстве // Цифровой контент социального и экосистемного развития экономики. Симферополь, 2021. С. 159-161.

15. FordM. The Rise of the Robots. Technology and the Treat of Mass Unemployment. Oneworld. 2017. 334 p.

16. Бондаренко О. В., Хаирбеков А. У. Государственно-частное партнерство как институт вовлечения неиспользуемых и выбывших сельскохозяйственных угодий в аграрное производство // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2019. № 31 (36). С. 72-77.

17. Шамин А. Е., Фролова О. А. Оценка экономической эффективности агропроизводства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 8. С. 15-20.

18. Денисова Н. В., Шавандина И. В., Груздев Г. В. Экономическая эффективность функционирования сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций молочно-продуктового подкомплекса : Монография. Княгинино, 2018. 224 с.

19. Романенко И. В. Концепция и модели инновационно активного предприятия // Экономика. Бизнес. Право. 2014. № 3 (3). С. 33-72.

20. Кравец Е. О., Вертиль Н. Н. Дефиниция понятий «управление проектами» и «проектное управление» // Вестник Института экономических исследований. 2021. № 3 (23). С. 105-110.

21. Васильев А. И., Прокофьев С. Е. Организация проектного управления в органах государственной власти // Управленческие науки. 2016. № 4. С. 44-52.

22. Грей К. Ф., Ларсон Э. У. Управление проектами: Практическое руководство / Пер. с англ. М. : Издательство «Дело и Сервис», 2003. 527 с.

23. Дитхелм Г. Управление проектами: в 2-х томах. Т. 1: Основы / Пер. с нем. СПб. : Издательский дом «Бизнесс-пресса»: Корпорация Двадцатый трест, 2004. 389 с.

83

xxxxxxxxxxeconomics and national economymanagementxxxжxжxжжxш

24. Товб А. С., Ципес Г. Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. 239 с.

25. Юрьева Т. В. Проектно-целевой подход и его роль в современной экономике // Современные технологии управления. 2015. № 6 (54). С. 71-76.

26. Романенко И. В. Экономический механизм инновационного развития региона // Проблемы современной экономики. 2010. № 1 (33). С. 296-302.

Статья поступила в редакцию 16.11.2021; одобрена после рецензирования 20.12.2021;

принята к публикации 22.12.2021.

Информация об авторе: И. В. Романенко - к.э.н., Spin-code: 8088-2870.

REFERENCES

1. Romanenko G. A. Problemy razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Sibiri [Problems of development of the agro-industrial complex of Siberia], Sel'skohozyajstvennye mashiny i tekhnologii [Agricultural machinery and technologies], 2012, No. 5, pp. 3-5.

2. Bespahotnyj G. V. Programmno-celevoe planirovanie i proektnoe upravlenie v sel'skom hozyajstve [Program-target planning and project management in agriculture], Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve [Models, systems, networks in economics, engineering, nature and society], 2018, No. 2 (26), pp. 3-15.

3. Yashkova N. V., Bulganina S. V., Muhina M. V., Golovanova S. O. Issledovanie sprosa na molochnuyu produkciyu [Research of demand for dairy products], Nauka Krasnoyar'ya [Krasnoyarsk science], 2019, Vol. 8, No. 5-3, pp. 165-170.

4. Blank I. A. Upravlenie investiciyami predpriyatiya [Investment management of the enterprise], Kiev: El'ga: Nika-Centr, 2003. 136 p.

5. Solonenko A. A., Alenkina A. A. Ocenka investicionnoj privlekatel'nosti Yuzhnogo federal'nogo okruga Rossii po metodike I. A. Blanka [Evaluation of the investment attractiveness of the southern federal district of Russia by the method of I. A. Blank], Nauchnyj vektor Balkan [Scientific Vector of the Balkans], 2020, Vol. 4, No. 3 (9), pp. 91-94. DOI: 10.34671/SCH.SVB.2020.0403.0022

6. Asaul A. N., Posyada N. I. Investicionnaya privlekatel'nost' regiona [Investment attractiveness of the region], In A. N. Asaul (ed.), Saint-Petersburg: SPbGASU, 2008. 120 p.

7. Bondarenko O. V., Kir'yan V. A., Ramazanova M. SH. Teoreticheskie osnovy razvitiya rynka investicij v usloviyah globalizacii [Theoretical foundations for the development of the investment market in the context of globalization], Vestnik Donskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of the Don State Agrarian University], 2019, No. S2-3 (32), pp. 82-88.

8. Shamin A. E., Frolova O. A. Ekonomicheskij mekhanizm regulirovaniya mezhkhozyajstvennyh otnoshenij v agropromyshlennyh ob"edineniyah [The economic mechanism of regulation of inter-economic relations in agro-industrial associations], Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional economics: theory and practice], 2011, No. 33, pp. 20-25.

9. Suslov S. A. Tendencii proizvodstva produkcii sel'skogo hozyajstva. Istoricheskij aspect [Agricultural production trends. Historical aspect], Upravlenie innovacionnym razvitiem agroprodovol'stvennyh sistem na nacion-al'nom i regional'nom urovnyah [Management of innovative development of agro-food systems at the national and regional levels], Voronezh, 2021, pp. 47-52.

10. Mumladze R. G., Bykovskaya N. V., Usol'cev I. V. Povyshenie ustojchivosti sel'skohozyaj-stvennogo razvitiya na osnove diversifikacii [Improving the sustainability of agricultural development through diversification], 2015.128 p.

11. Efimova Z. V. Sovershenstvovanie organizacionno-ekonomicheskih osnov funkcionirovaniya zernovogo rynka [Improving the organizational and economic foundations of the functioning of the grain market], Vestnik Ros-sijskogo gosudarstvennogo agrarnogo zaochnogo universiteta [Bulletin of the Russian State Agrarian Correspondence University], 2010, No. 9 (14), pp. 176-179.

ХХЖЖХЖЖХЖэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

12. Plahin A. E., Ogorodnikova E. S., Generalov I. G. Institucional'nye usloviya sozdaniya i metodicheskie aspekty ocenki effektivnosti funkcionirovaniya klasterov: rossijskij i zarubezhnyj opyt [Institutional conditions for the creation and methodological aspects of evaluating the effectiveness of the functioning of clusters: Russian and foreign experience], Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie [Azimut of scientific research: economics and management], 2017, Vol. 6, No. 2 (19), pp. 61-65.

13. Bykovskaya N. V., Kormilicina A. A. Ocenka effektivnosti gosudarstvennogo regulirovaniya sel'sko-hozyajstvennogo proizvodstva [Evaluation of the effectiveness of state regulation of agricultural production], Voprosy regional'noj ekonomiki [Issues of regional economics], 2015, No. 2 (23), pp. 14-23.

14. Zolotov A. V. Potrebitel'no-stoimostnoj effekt realizacii cifrovyh tekhnologij v proizvodstve [Use value effect of digital technologies realization in production], Cifrovoj kontent social'nogo i ekosistemnogo razvitiya ekonomiki [Digital content of social and ecosystem development of the economy], Simferopol, 2021. pp. 159-161.

15. Ford M. The Rise of the Robots. Technology and the Treat of Mass Unemployment. Oneworld. 2017, 334 p.

16. Bondarenko O. V., Hairbekov A. U. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak institut vovlecheniya neispol'zuemyh i vybyvshih sel'skohozyajstvennyh ugodij v agrarnoe proizvodstvo [Public-private partnership as an institution for involving unused and retired agricultural land in agricultural production], Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo agrarnogo zaochnogo universiteta [Bulletin of the Russian State Agrarian Correspondence University], 2019, No. 31 (36), pp. 72-77.

17. Shamin A. E., Frolova O. A. Ocenka ekonomicheskoj effektivnosti agroproizvodstva [Economic efficiency evaluation of agrarian production], Ekonomika sel'skohozyajstvennyh ipererabatyvayushchih predpriyatij [Economics of agricultural and processing enterprises], 2011, No. 8, pp. 15-20.

18. Denisova N. V., Sahvandina I. V., Gruzdev G. V. Ekonomicheskaya effektivnost' funkcionirovaniya sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih organizacij molochno-produktovogo podkompleksa [Economic efficiency of functioning of agricultural and processing organizations of dairy and food subcomplex], Monograph, Knyaginino, 2018. 224 p.

19. Romanenko I. V. Koncepciya i modeli innovacionno aktivnogo predpriyatiya [Concept and models of an in-novatively active enterprise], Ekonomika. Biznes. Pravo [Economics. Business. Law science], 2014, No. 3 (3), pp. 33-72.

20. Kravec E. O., Vertil' N. N. Definiciya ponyatij «upravlenie proektami» i «proektnoe upravlenie» [Definition of the concepts of «project management» and «project administration»], Vestnik Instituta ekonomicheskih issledovanij [Vestnik of Institute of Economic Research], 2021, No. 3 (23), pp. 105-110.

21. Vasil'ev A. I., Prokofev S. E. Organizaciya proektnogo upravleniya v organah gosudarstvennoj vlasti [Project management organisation in public authorities], Upravlencheskie nauki [Management sciences], 2016, No. 4, pp.44-52.

22. Grej K. F., Larson E. U. Upravlenie proektami: Prakticheskoe rukovodstvo [Project management: A practical guide], Translated from English, Moscow: Publ. «Delo i Servis», 2003, 527 p.

23. Dithelm G. Upravlenie proektami: in 2 vol. Volume 1: Osnovy [Project management: in 2 volumes. Vol. 1: Fundamentals], Translated from Germany, Saint-Petersburg: Publ. «Bizness-pressa»: Korporaciya Dvadcatyj trest, 2004, 389 p.

24. Tovb A. S., Cipes G. L. Upravlenie proektami: standarty, metody, opyt [Project management: standards, methods, experience], Moscow: ZAO «Olimp-Biznes», 2003, 239 p.

25. Yur'eva T. V. Proektno-celevoj podhod i ego rol' v sovremennoj ekonomike [Project-targeted approach and its role in the modern economy], Sovremennye tekhnologii upravleniya [Modern management technology], 2015, No. 6 (54), pp. 71-76.

26. Romanenko I. V. Ekonomicheskij mekhanizm innovacionnogo razvitiya regiona [Economic mechanism of innovative development of the region], Problemy sovremennoj ekonomiki [Problems of modern economics], 2010, No. 1 (33), pp. 296-302.

The article was submitted 16.11.2021; approved after reviewing 20.12.2021; accepted for publication 22.12.2021.

Information about the author: I. V. Romanenko - Ph. D. (Economy), Spin-code: 8088-2870.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.