Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ БАЗИСНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ'

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ БАЗИСНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРНАЯ ДИХОТОМИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЗАЦИЯ / СИСТЕМНОСТЬ / БАЗИСНОСТЬ / ИЗМЕРИМОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ БЛИЗОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малышев Константин Борисович, Чирков Алексей Модестович

Базисная психология и философия личности - это новое психолого-философское направление, в основе которой лежит базисное проектирование информации о личности. Проектирование - это моделирование, конструирование и трансформация информации. Базис - это множество элементов, обладающих «полнотой», «порядком» и «мерой». Элементами могут быть факторы, типы, функции и т.д. Факторный базис - это дихотомическое (Д) симметрическое (С) единство (Е) факторов. Базис - это функция (Д, С, Е), т.е. функция от трех переменных (от трех аргументов - факторов). Базисное проектирование - это моделирование, конструирование и трансформация информации в соответствии с полной, упорядоченной и измеримой информацией. Построим трехмерное базисное проектирование в сфере функций науки (познавательная, мировоззренческая, систематизирующая, производственная, социальная, культурная, информационная). Все эти функции реализуются в научной деятельности личности. Мы имеем три трехмерных базиса (1), (2), (3). (1) Образ, слово, число (здесь «субстратом» будут «операнды мышления» - «отражение отношений»). (2) Факторы, диагностика, оценка (здесь «субстратом» будут «психодиагностические понятия» - «регуляция отображений»). (3) Полнота, порядок, мера (здесь «субстратом» будут «критерии-характерис-тики» из определения базиса - «реализация преобразования»). Кстати, здесь появляется факторно-дихотомическая трехмерная «полнота»: F(1) (+,-), F(2) (+,-), F(3(+,-). На основе определения основных функций науки можно составить триады диагностических суждений на каждый из шести типов функций (3х6=18) и тем самым построить базисный трехмерный тест, состоящий из 18 диагностических суждений и измеряющий профиль-гексаграмму индивидуального предпочтения конкретных функций в научной деятельности личности. Создание такого базисного трехмерного теста связано с третьим критерием «меры», входящим в определение «базиса». Можно использовать для будущего нового теста «конструктивную» и «критериальную» валидность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малышев Константин Борисович, Чирков Алексей Модестович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF PENITENTIARY PSYCHOLOGY OF PERSONALITY BASED ON BASIC DESIGN

Basic psychology and philosophy of personality is a new psychological and philosophical direction, which is based on the basic design of information about personality. Design is the modeling, construction and transformation of information. A basis is a set of elements having "completeness", "order" and "measure". The elements can be factors, types, functions, etc. The factor basis is a dichotomous (E) symmetric (C) unity (E) of factors. The basis is a function (D, C, E), i.e. a function of three variables (from three arguments - factors). Basic design is the modeling, construction and transformation of information in accordance with complete, ordered and measurable information. Let's build a three-dimensional basic design in the field of science functions (cognitive, ideological, systematizing, industrial, social, cultural, informational). All these functions are realized in the scientific activity of the individual. We have three three-dimensional bases (1), (2), (3). (1) Image, word, number (here the "substrate" will be "operands of thinking" - "reflection of relationships"), (2) Factors, diagnostics, evaluation (here the "substrate" will be "psychodiagnostic concepts" - "regulation of mappings"), (3) Completeness, order, measure (here the "substrate" will be "criteria-characteristics" from the definition of the basis - "transformation implementation"). By the way, a factor - dichotomous three-dimensional "completeness" appears here: F(1) (+,-), F(2) (+,-), F(3(+,-). Based on the definition of the main functions of science, it is possible to make triads of diagnostic judgments for each of the six types of functions (3x6 = 18) and thereby construct a basic three-dimensional test, consisting of 18 diagnostic judgments and measuring the profile - hexagram of individual preference for specific functions in the scientific activity of the individual. The creation of such a basic three-dimensional test is connected with the third criterion of "measure", which is included in the definition of "basis". It is possible to use "constructive" and "criterion" validity for the future new test.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ БАЗИСНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ»

Студенты на завершающем этапе обучения более самостоятельны и независимы в суждениях, принятии решений; адекватны в оценке и принятии себя. Данные качества развиты не только благодаря приобретению определенного социального опыта по возрасту, но и, прежде всего, активному участию в учебно-воспитательном процессе университета. Такая активная жизненная позиция формируют самодостаточность личности.

По шкале «Управление окружением» студенты завершающего этапа обучения показали менее развитыми такие качества, как мастерство управления повседневными делами, выполнение нескольких видов деятельности, чем студенты первокурсники (с достоверностью 0,05 по критерию ф* - угловое преобразование Фишера).

Показатели шкалы «Личностный рост» незначительно выше у студентов завершающего этапа обучения, чем у первокурсников, что подтверждает готовность и стремление студентов завершающего этапа обучения добывать новые знания и опыт, реализовывать свой потенциал. Результаты по шкале «Самопринятие» у студентов завершающего этапа обучения более низкие результаты, чем у студентов первокурсников (с достоверностью 0,01 по критерию ф* - угловое преобразование Фишера). Данные показатели говорят о том, что, невзирая на позитивное отношение к себе, некоторые студенты на завершающем этапе обучения ощущают не совсем полное принятие себя (именно как профессионалов), тем самым критически относятся к своей личности. Такое критическое отношение к себе сформировалось в результате аналитической деятельности профессионального обучения.

Резюмируя, следует констатировать, что структурные компоненты психологического благополучия у студентов первого курса и у студентов на завершающем этапе обучения имеют разный уровень сформированности. Учитывая выявленные структурно-содержательные особенности психологического благополучия со студентами необходимо проводить коррекционно-развивающую работу. Содержание коррекционно-развивающих занятий для первокурсников должно быть направлено на формирование таких компонентов психологического благополучия, как автономность (уровень развития самостоятельности, способности следовать собственным убеждениям); положительное отношение к людям (развитие доброжелательного отношения к людям); управление окружением (развитие умений и навыков выполнения требований повседневной жизни). Психологические занятия со студентами завершающего этапа обучения должны быть нацелены на формирование самопринятия, конструктивного отношения к себе; на развитие умений и навыков самостоятельного выполнения требований при выполнении различных видов деятельности.

Литература:

1. Ардельянова, Я.А. Факторы и условия инфантилизации современной молодежи / Я.А. Ардельянова, Б.Ш. Саидов // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 4. - URL: https://cyberienmka.m/artide/n/faktory-i-usloviya-infantilizatsii-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 20.01.2023).

2. Апуневич, О.А. Особенности психологического благополучия личности в юношеском возрасте в зависимости от уровня осознанности жизни / О.А. Апуневич, С.Н. Гагарина // Сборник статей XV Международного научно-исследовательского конкурса / отв. ред. Г.Ю. Гуляев. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. - С. 318-323

3. Батурин, Н.А. Теоретическая модель личностного благополучия / Н.А. Батурин // ЮУрГУ. Серия «Психология». -2013. - № 4. - Т. 6. - С. 4-14

4. Брэдберн, Н. Структура психологического благополучия / Н. Брэдберн. - Ярославль: Инфра, 2005. - 13 с.

5. Водяха, С.А. Предикторы психологического благополучия студентов / С.А. Водяха // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 1. - С. 70-74

6. Воронина, А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / Воронина Анна Владимировна. -Томск, 2002. - 26 с.

7. Динер, Э. Кросс-культурные корреляты удовлетворенности жизнью и самооценки / Э. Динер // Журнал личности и социальной психологии. - 1995. - № 68. - С. 653-663

8. Ефимова, Г.З. Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества / Г.З. Ефимова // Вестник евразийской науки. - 2014. - № 6 (25). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-infantilizm-studencheskoy-molodezhi-kak-faktor-protivodeystviya-modernizatsii-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 20.01.2023).

9. Миллер, Л.В. Психологическое благополучие студентов в отдаленный период времени после психотравмирующего события / Л.В. Миллер // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - URL: http://psyedu. ru/journal/2014/1/Miller.phtml (дата обращения: 20.01.2023).

10. Рифф, К.Д. Счастье - это все, или так оно и есть? Исследования значения психологического благополучия / К.Д. Рифф // Проблемы личности и социальной Психологии. - 1989. - Том 57. - С. 1069-1081

11. Фомина, О.О. Факторы и возможные типы психологического благополучия личности / О.О. Фомина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2016. - Т. 5. - № 2 (18). -С. 168-174

12. Шевеленкова, Т.Д. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) / Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С. 95-129

Психология

УДК 159

доктор психологических наук, доцент Малышев Константин Борисович

Вологодский институт права и экономики ВИПЭ ФСИН России (г. Вологда); доктор медицинских наук Чирков Алексей Модестович

Вологодский институт права и экономики ВИПЭ ФСИН России (г. Вологда)

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ БАЗИСНОГО

ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Аннотация. Базисная психология и философия личности - это новое психолого-философское направление, в основе которой лежит базисное проектирование информации о личности. Проектирование - это моделирование, конструирование и трансформация информации. Базис - это множество элементов, обладающих «полнотой», «порядком» и «мерой». Элементами могут быть факторы, типы, функции и т.д. Факторный базис - это дихотомическое (Д) симметрическое (С) единство (Е) факторов. Базис - это функция (Д, С, Е), т.е. функция от трех переменных (от трех аргументов - факторов). Базисное проектирование - это моделирование, конструирование и трансформация информации в соответствии с полной, упорядоченной и измеримой информацией. Построим трехмерное базисное проектирование в сфере функций науки

(познавательная, мировоззренческая, систематизирующая, производственная, социальная, культурная, информационная). Все эти функции реализуются в научной деятельности личности. Мы имеем три трехмерных базиса (1), (2), (3). (1) Образ, слово, число (здесь «субстратом» будут «операнды мышления» - «отражение отношений»). (2) Факторы, диагностика, оценка (здесь «субстратом» будут «психодиагностические понятия» - «регуляция отображений»). (3) Полнота, порядок, мера (здесь «субстратом» будут «критерии-характерис-тики» из определения базиса - «реализация преобразования»). Кстати, здесь появляется факторно-дихотомическая трехмерная «полнота»: F(1) (+,-), F(2) (+,-), F(3(+,-). На основе определения основных функций науки можно составить триады диагностических суждений на каждый из шести типов функций (3х6=18) и тем самым построить базисный трехмерный тест, состоящий из 18 диагностических суждений и измеряющий профиль-гексаграмму индивидуального предпочтения конкретных функций в научной деятельности личности. Создание такого базисного трехмерного теста связано с третьим критерием «меры», входящим в определение «базиса». Можно использовать для будущего нового теста «конструктивную» и «критериальную» валидность.

Ключевые слова: факторная дихотомическая типологизация, системность, базисность, измеримость, профессиональные типы, семантическая близость.

Annotation. Basic psychology and philosophy of personality is a new psychological and philosophical direction, which is based on the basic design of information about personality. Design is the modeling, construction and transformation of information. A basis is a set of elements having "completeness", "order" and "measure". The elements can be factors, types, functions, etc. The factor basis is a dichotomous (E) symmetric (C) unity (E) of factors. The basis is a function (D, C, E), i.e. a function of three variables (from three arguments - factors). Basic design is the modeling, construction and transformation of information in accordance with complete, ordered and measurable information. Let's build a three-dimensional basic design in the field of science functions (cognitive, ideological, systematizing, industrial, social, cultural, informational). All these functions are realized in the scientific activity of the individual. We have three three-dimensional bases (1), (2), (3). (1) Image, word, number (here the "substrate" will be "operands of thinking" - "reflection of relationships"), (2) Factors, diagnostics, evaluation (here the "substrate" will be "psychodiagnostic concepts" - "regulation of mappings"), (3) Completeness, order, measure (here the "substrate" will be "criteria-characteristics" from the definition of the basis - "transformation implementation"). By the way, a factor - dichotomous three-dimensional "completeness" appears here: F(1) (+,-), F(2) (+,-), F(3(+,-). Based on the definition of the main functions of science, it is possible to make triads of diagnostic judgments for each of the six types of functions (3x6 = 18) and thereby construct a basic three-dimensional test, consisting of 18 diagnostic judgments and measuring the profile - hexagram of individual preference for specific functions in the scientific activity of the individual. The creation of such a basic three-dimensional test is connected with the third criterion of "measure", which is included in the definition of "basis". It is possible to use "constructive" and "criterion" validity for the future new test.

Key words: factorial dichotomous typologization, consistency, basicity, measurability, professional types, semantic proximity.

Введение. Пенитенциарная психология служит исправлению (ресоциализации) осужденных, как главной цели деятельности исправительных учреждений (ИУ) и всей уголовно-исполнительной системы (УИС) ФСИН России. Однако высокие значения показателей рецидивности (в среднем 44% по данным Минюста на 2022 год) свидетельствуют о явном несоответствии психолого-педагогической работы в ИУ целям и задачам УИС. Важнейшей причиной этого, как указывают эксперты, является недостаточность теоретико-методологического потенциала пенитенциарной психологии, поскольку именно методология юридической и пенитенциарной психологии определяет уровень достижений взаимообусловленного процесса развития науки и практики УИС [1, 4, 6]. Традиционно методология пенитенциарной психологии, как и общая методология науки, включает философский, общенаучный и конкретно-научный (предметный) уровни. Философии, занимающей высший уровень в иерархии и структуре методологии пенитенциарной психологии, отводится определяющая роль в научном обосновании выбора и развития теоретической базы соответствующих сфер и форм психологической деятельности (практики) в работе с осужденными [4].

Изложение основного материала статьи. Несмотря на утрату доминирующей роли методологии в связи со сменой научных парадигм, в последнее время значительно возрос интерес к методологическим аспектам исследований как научным методам познания. Вслед за кризисом естественнонаучного знания, философии и гуманитарных наук методология пенитенциарной психологии и всех областей психологии вошла в «зону» (стадию) постнеклассичности [2, 5].

В связи с актуальностью выбора путей для создания новой методологической платформы пенитенциарной психологии особое место принадлежит раскрытию сущности современных философских парадигм и направлений на основе базисного подхода. Это обусловлено не только чрезвычайной сложностью субъективного мира, но и массивом инвариантов научных систем, разнородных положений и принципов, соответствующих определенным теоретическим направлениям во многом взаимоисключающих друг друга.

На современном этапе пересмотра научной картины мира постнеклассическая методология самой философии отвечает принципами и положениям полипарадигмальности и междисциплинарности, «онтологической относительности», нелинейности и вариативности знания, непознаваемости общей научной картины Мира и феноменов, таких как «психическое», «сознание» и других категорий, а понятие реальности, рассматривается лишь как поле («пространство») сосуществующих возможностей и т.д. [3, 4]. Особый интерес в контексте философского обоснования теоретической базы методологии всего блока пенитенциарных психологических наук (юридической и пенитенциарной психологии, психотерапии, аддиктологии, девиантологии, стрессологии и других) имеет синкрезис естественнонаучного гуманитарного познания мира и человека.

Сегодня он осуществляется благодаря общефилософской методологии (метатеоретического мышления как неотъемлемого свойства «сверхрефлексии») М.К. Мамардашвили и А.М. Пятигорского [1, 2]. Функцией этой методологии является создание теории (метатеории), обладающей способностью выработки мировоззренческих смыслов и создания новых, не совпадающих со стереотипами сознания, нестандартных категориальных моделей. Примером таких метатеорий, постулирующих единство Вселенной, ноосферы, социума, человека и культуры, являются концепция о смысловом строении сознания Л.С. Выготского, идеи В.М. Бехтерева и А.А. Ухтомского, системогенез П.К. Анохина, синергетика И.Р. Пригожина и т.д.

Целью статьи является базисная типологизация функций науки и на этой основе построение методики измерения соответствующих профилей личности ученого-исследователя, который занимается решением задач в сфере пенитенциарной психологии личности.

Для реализации этой цели необходимо было:

1. Сначала построить модель трехмерно-факторной «базисно-философской психологии личности» с единой обобщенной дихотомией «внешнее - внутреннее».

2. Потом на основе вышеуказанной модели показать возможность построения базисного трехмерного теста для измерения индивидуального профиля предпочтения конкретных научных функций личностью ученого-исследователя в сфере пенитенциарной психологии.

Объект - это трехмерная базисно-философская психология личности.

Предмет - это методология пенитенциарной психологии личности на основе базисного проектирования.

Гипотезой исследования является то, что методология пенитенциарной психологии личности связана с трехмерным базисным философско-психологическим проектированием в сфере типологии личности и что появляется возможность измерения информации в этом направлении.

Были поставлены следующие задачи:

1. Дать определение основных функций науки и предложить трехмерно-факторное базисное проектирование типологии этих функций.

2. Показать возможность измерения информации в вышеуказанном направлении и возможности валидизации этих измерительных средств.

3. Показать возможность применения трехфакторного обобщенного «физико-информационного базиса» при анализе понятий в области психологии и философии.

4. Показать связь методологии пенитенциарной психологии с трехмерно-факторным базисным проектированием информации.

Новизна исследования заключается в том, что показаны возможности применения трехмерно-факторного базисного проектирования и измерения в философской сфере психологии личности.

Базисная психология и философия личности - это новое психолого-философское направление, в основе которой лежит базисное проектирование информации о личности. Проектирование - это моделирование, конструирование и трансформация информации.

Базис - это множество элементов, обладающих «полнотой», «порядком» и «мерой». Элементами могут быть факторы, типы, функции и т.д. Факторный базис - это дихотомическое (Д) симметрическое (С) единство (Е) факторов. Базис - это функция (Д, С, Е), т.е. функция от трех переменных (от трех аргументов-факторов). Базисное проектирование - это моделирование, конструирование и измерение информации в соответствии с полной, упорядоченной и измеримой информацией. Построим трехмерное базисное проектирование в сфере функций науки [5, 6].

Необходимо дать определение основных функций науки (см. табл.1). На основе таблицы 2 можно построить разные «разъясняющие определения» понятия трехмерного базиса: 1-2-3, 4-5-6, 7-8-9, 1-4-7, 2-5-8, 3-6-9, 1-5-9, 3-5-7.

Таблица 1

Определение основных функций науки

Познавательная Познание различных типов объектов и систем, их свойств, отношений и законов изменения. Выявление существенных свойств и отношений действительности. Прогнозирует последствия изменения окружающего мира.

Мировоззренческая Наполняет мировоззрение человека представлением об окружающей действительности на основе формирования научной картины мира. Помогает выстраивать целостную систему знаний, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления.

Систематизирующая Систематическое изложение сущности изучаемого объекта, причин его возникновения и развития. Отнесение описанной информации по классам и разделам.

Производственная Наука - это производительная сила общества, основа совершенствования и модернизации производства. Развитие материальной сферы, создание новых орудий труда и средств материальной деятельности, новых видов техники и технологий.

Социальная Наука включена в процессы социального развития и управления им при взаимодействии гуманитарных и технических наук.

Культурная Наука - феномен человеческой культуры, общественное достояние, содержательно наполняет образовательный процесс. Совершенствование уровня образования и культуры, средств и способов усвоения ее достижений. Научные знания становятся частью духовной культуры.

Информационная Обеспечение новой информацией, воспроизводство и хранение накопленной информации, развитие способов эффективного усвоения и использования научной информации.

Таблица 2

1. Образ 2. Факторы 3. Полнота

4. Слово 5. Диагностика 6. Порядок

7. Число 8. Оценка 9. Мера

На основе определения основных функций науки можно составить триады диагностических суждений на каждый из шести типов функций (3х6=18) и тем самым построить базисный трехмерный тест, состоящий из 18 диагностических суждений и измеряющий профиль-гексаграмму индивидуального предпочтения конкретных функций в научной деятельности личности. Создание такого базисного трехмерного теста связано с третьим критерием «меры», входящим в определение «базиса». Можно использовать для будущего нового теста «конструктивную» и «критериальную» валидность. Это мы не будем делать в этой статье.

Третий трехмерный базис (число, оценка, мера) дает возможность выхода на измерения философских понятий и категорий и, соответственно, на построение трехмерно-базисных тестов в сфере «базисно-философской психологии личности», которая является «полной», «упорядоченной» и «измеримой». «Базисно-философские психологические» тесты в дальнейшем необходимо валидизировать [1, 2]. Эта закономерность следует из существования «типологического трехмерного базисного изоморфизма» профессиональной трехмерной базисной типологии личности по Д. Голланду и нашей трехмерной базисной типологии предпочтения функций науки в деятельности личности (см. табл. 3).

Изо всех многомерных факторных базисных проектирований информации трехмерное проектирование будет самым оптимальным.

Сравнение двух типологий

Эталонная базисная типология личности по Д. Голланду Авторская типология основных базисных функций науки

Конвенциальность. Нормативность в поведении. Стремится к структурной системной информации. В поведении индивидуален и направлен на подчинение. Хороший технолог, методист. Работает по готовой схеме. Это осторожный тип поведения. Любит контролировать свою и чужую работу. Дисциплинирован, упорядочен. Любит системность в работе. Адаптация и приспособление - это главные черты в поведении. Систематическое изложение сущности изучаемого объекта, причин его возникновения и развития. Отображает информацию, разделяя ее на классы и разделы. Систематизирующая. Систематическое изложение сущности изучаемого объекта, причин его возникновения и развития. Отнесение описанной информации по классам и разделам.

Артистичность. Главное - это стремление к культуре, свободе и независимости. Социален, креативен, хороший импровизатор, эмоционален, импульсивен, динамичен, эстетичен. Независимость и свобода от мнения других людей в принятии решений. При этом проявляет самостоятельность и доказательность в своих суждениях. Это художник, музыкант, поэт. Наука - феномен человеческой культуры, общественное достояние, содержательно наполняет образовательный процесс. Совершенствование уровня образования и культуры, средств и способов усвоения ее достижений. Научные знания становятся частью его духовной культуры. Культурная. Наука - феномен человеческой культуры, общественное достояние, содержательно наполняет образовательный процесс. Совершенствование уровня образования и культуры, средств и способов усвоения ее достижений. Научные знания становятся частью духовной культуры.

Социальность. Коммуникабельность, коллегиальность эмоциональность, социальность - это главные черты в поведении. Проявляет дружелюбие, сензитивность, динамичность, активность. Любит, чтобы ему помогали. Дружелюбие и сотрудничество проявляется при общении с другими людьми. Наполняет мировоззрение человека представлением об окружающей действительности на основе формирования научной картины мира. Помогает выстраивать целостную систему знаний, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, вырабатывает свое мировоззрение, научные представления. Мировоззренческая. Наполняет мировоззрение человека представлением об окружающей действительности на основе формирования научной картины мира. Помогает выстраивать целостную систему знаний, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, представления.

Реалистичность. Конкретный, индивидуальный тип поведения. Направлен на предметную деятельность. Хороший производственник. Склонен к точности и нормативности. Любит контролировать свою и чужую работу. Проявляет недружелюбие в людям. В мышлении индуктивен. Экономный и практичный в поведении. «Соперничество» - это главная черта в отношениях с другими людьми. Наука - это производительная сила общества, основа совершенствования и модернизации производства. Развитие материальной сферы, создание новых орудий труда и средств материальной деятельности, новых видов техники и технологий. Производственная. Наука - это производительная сила общества, основа совершенствования и модернизации производства. Развитие материальной сферы, создание новых орудий труда и средств материальной деятельности, новых видов техники и технологий.

Предприимчивость. Руководящий, организующий, агрессивный. Активная, социальная эмоциональность. Часто подавляет волю других людей и проявляет власть над ними. В деятельности стремится получить прибыль. Хороший тактик и стратег. Может быстро находить решение в разных ситуациях. Наука включена у этого типа в процессы социального развития и управления им при взаимодействии гуманитарных и технических наук. Социальная. Наука включена в процессы социального развития и управления им при взаимодействии гуманитарных и технических наук.

Интеллектуальность. Познающий исследователь. Индивидуален. Дружелюбен. Проявляет аналитические способности в мышлении. Творческая личность, стремится к решению мыслительных задач и дедукции. Любит формулы и моделирование в своей работе. Нравится теоретическая, а не практическая работа. Нравятся переговоры с другими людьми. «Умное подчинение» - это главная характеристика в его поведении. Познание различных типов объектов и систем, их свойств, отношений и законов изменения. Выявление существенных свойств и отношений действительности. Прогнозирует последствия изменения окружающего мира. Познавательная. Познание различных типов объектов и систем, их свойств, отношений и законов изменения. Выявление существенных свойств и отношений действительности. Прогнозирует последствия из-менения окружающего мира.

Информационность. Это объединяющий («интегральный») информационно - «субстратный» тип личности, который связан, присутствует и находится во всех остальных шести базисных типах личности. Обеспечение новой информацией, воспроизводство и хранение накопленной информации, развитие способов эффективного усвоения и использования научной информации. Информационная (информационный научный «субстрат»). Наука - это информация в шести разных базисных направлениях-функциях. Обеспечение новой информацией, воспроизводство и хранение накопленной информации, развитие способов эффективного усвоения и использования научной информации.

Проектирование («наложение») «информации» на элементы трехфакторно-дихотомического обобщенного

«физико-информационного базиса»

Информация о понятии (субстрат) Элементы трехфакторного обобщенного «физико-информационного базиса»

Энергия (Э) (внешняя-внутренняя) Пространство (П) (внешнее-внутреннее) Время (В) (внешнее-внутреннее)

Базис функций психики отражение регуляция реализация

Операции в математике отношение (принадлежность) отображение(функция) преобразование (связь)

Психические образования психические состояния психические свойства психические процессы

Перцепция (сознания) из психологии) Аффект Воля Мышление

Факторы по В.М. Мельникову и Л.Т. Ямпольскому Психическая неуравновешеность экстраверсия - интроверсия Духовная организация

Личностный базис по Д. Голланду («способности» как субстрат) Ар тистический (социальный) -Конвенциальный (индивидуальный) Социальный (социальный) -Реалистический (индивидуальный) Предприимчивый (социальный) -Интеллектуальный (индивидуальный)

Базис эго-состояний в расширенной типологии Э. Берна Дитя свободное (социальный) -Дитя адаптивное (индивидуальный) Родитель воспитывающий (социальный) -Родитель контролирующий (индивидуальный) Взрослый организующий (социальный) -Взрослый познающий (индивидуальный)

Базис темпераментных свойств личности по опроснику PEN Г. и С. Айзенк Нейротизм эмоциональная неустойчивость (социальная) - эмоциональная устойчивость (индивидуальная) Экстраверсия (социальная) -интроверсия (индивидуальная) Психотизм конфликтность (социальная) не конфликтность (индивидуальная)

Меланхолик (перцептивно- социальный) - Меланхолик (перцептивно- индивидуальный) Холерик (аффективный) (социальный) -Холерик (аффективный) (индивидуальный) Флегматик (волевой) (социальный) -Флегматик (волевой) (индивидуальный) Сангвиник (мыслительный) (социальный) - Сангвиник (мыслительный) (индивидуальный)

Индивид (человеческий) Субъект (активно- реактивный) Индивидуальность (количественно- качественная) Личность (социально- индивидуальная)

Индивид («пол») Нейродинамика конституция тела возраст

Развитие (из педагогики) обучение -самообучение воспитание -самовоспитание образование -самообразование

Законы диалектики (из философии) Закон единства и борьбы противоположностей (закон «энергии») Закон перехода количества в качество и наоборот (закон пространства») Закон двойного Отрицания (закон «времени»)

Выводы. Цель исследования была достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась. Построена оптимальная трехмерно-факторная «базисно-философская психология личности» с единой обобщенной дихотомией «внешнее -внутреннее» и показана возможность построения базисного трехмерного теста для измерения индивидуального профиля предпочтения человеком конкретных научных функций в философско-психологическом исследовании пенитенциарных проблем личности. Создание такого базисного трехмерного теста дает основание не только для синкрезиса базисных философско-психологических научных функций (познавательной, систематизирующей, культурной, социальной, мировоззренческой, производственной и информационной), но и дает выбор нужной стратегической направленности развития теоретико-методологической базы всего блока пенитенциарных философско-психологических наук, включая «базисную измеримость» на основе использования при этом трехмерно-дихотомического базисного подхода, который входит в состав новой «метатеоретической базисно-философской психологии личности».

Литература:

1. Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - Москва: Академия, 2015. - 304 с. - ISBN 978-5-7695-5883-2.

2. Малышев, К.Б. Системно-базисное многомерное проектирование типологической информации / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда: ВоГУ, 2018. - 216 с. ISBN 978-5-87851-808-6.

3. Малышев, К.Б. Методология базисного подхода в современных психологических исследованиях / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск: ВГУ, ВИПЭ, 2020. - 215 с. ISBN 978-5-907311-73-2.

4. Мазилов, В.А. Методология психологической науки: история и современность / В.А. Мазилов. - Ярославль: ЯГПУ 2017. - 419 с. ISBN 931-4-87391-249-1.

5. Малышев, К.Б. Системные описания типологий / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск, 2019. - 226 с. ISBN 834-2-63961-715-6.

6. Малышев, К.Б. Системно-факторный анализ в психологии / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск, 2019. -180 с. ISBN 816-3-83012-618-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.