Научная статья на тему 'Методология педагогического исследования генезиса художественного образования в области изобразительного искусства Урала'

Методология педагогического исследования генезиса художественного образования в области изобразительного искусства Урала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Днепров Сергей Антонович, Максяшин Александр Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология педагогического исследования генезиса художественного образования в области изобразительного искусства Урала»

УДК 370

С. А. Днепров, А. С. Максяшин

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНЕЗИСА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРАЛА

К числу основных современных тенденций образования относится исследование идей и закономерностей, позволяющих прогнозировать, проектировать и на их основе организовывать процесс обучения и воспитания. При этом важнейшим приоритетом в изучении фундаментальных основ образования является изучение конкретно-исторических реалий, что оправдано актуальностью восстановления утраченной преемственности и формированием новых ориентиров в образовании.

Предлагаемая авторами методология педагогического исследования базируется на выявлении основных этапов генезиса, анализ которых дает многомерное голографическое представление о процессах, происходящих в региональном художественном образовании.

Генезис составляет сердцевину генетического метода как способа исследования различных явлений, основанного на анализе их происхождения, развития, позволяющего обнаружить и представить генетически исходное, историкопедагогическое обоснование.

Однако распространенная в науке интерпретация понятия «генезис» лишь как происхождения и последующего процесса развития является недостаточно полной и конкретизирующей.

Преодолевая этот недостаток, мы предложили более полную и содержательную трактовку генезиса художественного образования в области изобразительного искусства Урала, который характеризуется предпосылками появления, возникновением, развитием, становлением и последующей трансформацией.

Рассмотрение генезиса как первоосновы исследования может выступать и в качестве необходимого условия: изучение педагогических фактов для воспроизводства лучших традиций в сфере образования, явлений и процессов непосредственно связано с постижением социально-культурного и исторического опыта предшествующих поколений и преобразованием в ходе освоения этого опыта. Обращение к исследованию генезиса важно в идеологическом плане, так как придает обоснованность, достоверность, основательность всем остальным исследованиям. Их осмысление является фундаментом прогностической направленности мышления и может способствовать расширению представлений, знаний, установок для использования в современной жизненной практике.

В связи с этим считаем необходимым рассмотрение методологии педагогического исследования генезиса художественного образования в области изобразительного искусства Урала.

В качестве научного подхода использован историко-генетический подход, позволяющий более полно и достоверно определить логическую сущность генезиса художественного образования в области изобразительного искусства Урала. Другой, не менее распространенный, феноменологический подход был отклонен по причине ориентации лишь на выявление исключительного в своем роде явления и невозможности дать голографическое представление о происходящих в художественном образовании процессах. Историко-генетический подход способствует объяснению фактов,

событий и явлений, воссозданию целостной картины историко-педагогического процесса и содействию разработке актуальных педагогических процессов современности. При этом создается основа для формирования художественноэстетического мировоззрения и в том числе научного представления о генезисе художественного образования в области изобразительного искусства Урала, для накопления знаний о традиционных формах его проявления в качестве регионального компонента.

Необходимость в изучении вопросов проблемно-деятельностного характера позволяет выявить блок региональных ценностей в художественном образовании, способы их исторического и художественного воспроизводства и освоения в деятельности. В этом смысле восстановлено и само исходное значение понятия «художественное образование», определяемого множеством элементов в их целостности и единстве.

В данном случае художественное образование выступает как социальнопрофессиональная подготовка специалистов в области изобразительной деятельности в соответствии с потребностями общества, существенно отличающейся своей спецификой мастерства от других видов образования в области искусства: музыкального, театрального, хореографического, киноискусства и др. Составными элементами художественного образования являются образовательные учреждения, реализующие учебные программы, независимо от их организационных форм и ведомственного подчинения, органы управления и государственные образовательные стандарты.

Современная наука рассматривает художественное образование в трех аспектах. Во-первых, в качестве подготовки специалистов различных квалификаций в области искусства или связанных с областью искусства для различных сфер экономики, образования, культуры. Во-вторы/х, как педагогическую технологию

образовательного процесса, способствующую решению различных актуальных задач. В-третьих, как важнейший социальный институт культурного воспроизводства новых поколений, призванный нести воспитательную ценность, развивать и облагораживать личность.

В свою очередь, изобразительное искусство является важнейшим средством приобщения личности к общечеловеческим ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание, через контекст гражданской нравственности и культуры человеческих отношений [3, с. 2]. Изобразительное искусство определяется как творчество, создаваемое по законам красоты, продуктом которого являются духовные эстетические ценности.

Генезис художественного образования в области изобразительного искусства Урала характеризуется рядом последовательных этапов: 1) предпосылками появления, 2) возникновением, 3) развитием, 4) становлением, 5) последующей трансформацией. Их системное рассмотрение на основе историко-педагогического и художественно-культурного исследования дает голографическое представление о происходящих в художественном образовании процессах и способствует теоретизации понимания основы (потребности) и причин их формирования.

Первый этап — предпосы/лки появления художественного образования — связан не со своеобразием изобразительного искусства, а с тем феноменом, который еще в древности определил историко-географическое положение Урала в центре евразийского пространства. Именно здесь, как нигде более, произошло смешение многих этносов в период активного заселения края в XVII— XVIII вв. Новый этнос создал на Урале материальную, духовную и культурную основу для появления художественного образования. Обучение грамоте проис-

ходило посредством создания рукописных книг [11. С. 6—9]. Распространение христианства и идеализация исконно древней культуры иконописи повлияли на внедрение некоторых видов изобразительного искусства в процесс жизнедеятельности населения края.

В свою очередь искусство носило пропагандистско-просветительский характер и формировалось на основе промышленного производства через художественные ремесла и промыслы: иконописный, серебряный, эмальерный, золотошвейный, керамический, гранильный, роспись металла и дерева [1. С. 33—34]. Именно они оказали огромное воздействие на освоение и совершенствование различной продукции для рынков сбыта Европы и Азии.

Процесс передачи опыта от одного поколения к другому на первом этапе был поступательным и более значимым за счет творческого подхода в обучении, который в основе своей обобщал индивидуально-групповой опыт обучения. Есть основания утверждать, что процесс освоения навыков художественного мастерства базировался на следующих методах обучения:

• методе овладения навыками работы с инструментами и материалами;

• методе восприятия образца (оригинала) и многократного его копирования;

• методе использования предыдущего опыта и традиций изготовления изделий;

• методе стимулирования в освоении основ мастерства.

• методе контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Второму этапу — возникновению художественного образования в области изобразительного искусства Урала XVШ в. — предшествовали возросшие потребности горнозаводского хозяйства в специалистах художественного профиля, расширение жизненно важных интересов и потребностей общества в создании различных из-

делий (в том числе и художественных), расширение торговых и культурных связей Урала. Мысль о необходимости использования художественного образования в области изобразительного искусства применительно к горнозаводской промышленности высказал и В. Н. Татищев (1686—1750) — видный государственный деятель и просветитель России, автор трудов по истории и педагогике. Особое внимание уделялось:

• централизации дела просвещения посредством создания специальной коллегии — Правления горных заводов;

• гуманизму нравственного воспитания «новой породы людей» — идеально образованных и всесторонне развитых [См.: 5. С. 37—41];

• благородству прославления великих людей средствами искусства («истинная и благороднейшая цель искусства состоит в том, чтобы сделать добродетель ощутительною, и предать бессмертию основу великих людей, заслуживших благодарность Отечества, и воспламенить сердца и разум к последованию») [7. С. 163];

• системности подхода в образовании посредством включения рисунка как предмета в учебные заведения России в качестве постижения основ изобразительной грамоты; идее разработки и утверждения принципов академической системы и законов классического искусства [10. С. 14—18];

• организации школ «для пользы мануфактур и ремесел» с целью подготовки специалистов широкого профиля [4. С. 26];

• удовлетворению конкретных насущных потребностей общества [6. С. 10];

• утверждению региональной школы художественного мастерства на Урале по обеспечению специалистами развивающейся промышленности, градостроительства и прикладных искусств,

пользы «художеств» для широких слоев населения [9. С. 18—20].

Обучение непосредственно из мастерских художественных ремесел и промыслов переместилось в специальные учебные заведения (например, в школу «зна-менования»), что, в свою очередь, повлияло и на качество художественной подготовки специалистов, и на подъем развивающейся горнозаводской промышленности: индустриальная база Урала закладывалась теми, кто сочетал деловитость и дерзкие порывы творческой энергии с приверженностью к патриархальным идеалам. При этом создатели новой промышленности и сопутствовавшего ей искусства были одновременно ревностными хранителями художественных традиций русского Средневековья [1, с. 208]. Промышленная основа изобразительного искусства во многом способствовала формированию такого рода учебных заведений, которые стали новым явлением не только для России, но и для всей Западной Европы, а также нового светского мировоззрения учеников, нашедшего свое отражение в изобразительной деятельности (например, в заводской графике).

В отличие от других регионов России процесс передачи педагогического опыта за счет появления специальных учебных заведений стал на Урале непрерывным, поступательным, прогрессирующим и в основе своей был связан не столько с художественными ремеслами и промыслами, сколько с потребностями развивающейся горнозаводской промышленности. Это способствовало использованию новых материалов (прежде всего металла и камня), форм и техник по созданию из них произведений искусств (предметов культа, расписной лакированной утвари и мебели, камнерезных архитектурных и декоративных украшений и др.).

Вместе с освоением опыта предыдущих поколений и приемов художественного мастерства осуществлялась целенаправленная специализация по различным видам профессиональной деятель-

ности благодаря систематизированному процессу обучения, в процессе которого продолжала использоваться зарекомендовавшая себя положительно индивидуально-групповая форма обучения. Нам представляется, что процесс обучения в рассматриваемый период был систематизирован по следующим блокам:

• мотивационный (связан с необходимостью осознания ценности процесса обучения, с полноценной отдачей учебно-творческому процессу);

• ориентационныш (связан с пониманием сущности и особенностей овладения будущей профессиональной деятельностью);

• операциональный (связан с необходимостью овладения художественными умениями и навыками для успешного выполнения практически значимых для горнозаводской промышленности работ).

Третий этап — развитие художественного образования в области изобразительного искусства Урала — начинается с того момента, когда подготовка специалистов в области изобразительной деятельности в регионе становится на профессиональную основу. Этому во многом способствовало изменение культурной и образовательной ситуации в России в конце XVIII— начале XIX в. под воздействием зарождающихся капиталистических отношений.

Осуществление комплекса административно-управленческих мер повлияло на многоформность горнозаводского хозяйства Урала, в результате чего было увеличено количество заводских школ художественного мастерства. «Рисование первых правил с хорошим понятием» можно считать не только обязательным для этих специальных учебных заведений предметом, но и явлением неординарным для того времени. Появились школы: «рисования, лепления и резьбы» при Екатеринбургской гранильной фабрике (1800), живописная в Нижнем Та-

гиле (1806), «клинковых рисовальщиков» в Златоусте (1820), художественного мастерства в Верх-Исетском заводе (1815) и Каслях (1861) [8. С. 98—104].

Одновременно с открытием такого рода учебных заведений повысились и требования к уровню образованности: основу обучения составил рисунок, а главным методом стала непосредственная связь с производственным процессом посредством выполнения работы «по образцу».

Особое внимание уделялось «точности глаза, верности руки, чувству пропорции, умению снять копию в большем или меньшем размере, сделать модель» [2. С. 132].

Благодаря такому подходу некоторые направления в образовательной и изобразительной деятельности впервые проявили себя только в Уральском регионе: именно здесь совершенствуется изготовление медночеканной посуды, роспись и лакирование металлических изделий, художественное чугунное литье, искусство обработки камня, бронзолитейное, художественное оружие.

Промышленный Урал внес неоценимый вклад в историю русской художественной культуры.

В этот период художественное образование в области изобразительного искусства Урала «было наполнено благородным пафоса, верой в человеческий разум, в чистоту морали, построенной на законах разума» [11. С. 54].

В процессе обучения на третьем этапе — этапе развития художественного образования в области изобразительного искусства — использовались и групповая, и индивидуальная формы обучения, связанные с углубленным освоением рисунка, живописи, скульптурной и декоративной пластики. Это позволяло усовершенствовать организацию учебного процесса для получения систематизированных знаний, умений и навыков.

Ранее использованные мотивацион-ныш, ориентационныш и операциональный блоки были дополнены:

• индивидуально-творческим (связан с проявлением индивидуальных и потенциальных личностных качеств обучаемых с целью повышения их профессионального художественного мастерства);

• информационно-аналитическим (ориентирован на постижение историко-культурного опыта, соблюдение традиций, овладение современными передовыми технологиями художественной деятельности и целенаправленное их внедрение в жизненную практику).

Четвертый этап — становление художественного образования в области изобразительного искусства Урала — связан с осознанием в конце XIX— начале XX в. значения историко-культурного наследия прошлого, активизацией идеи сохранения национальных и региональных приоритетов в сфере промышленности, культуры и искусства и организацией различных художественно-промышленных выставок. В результате всеобщей заинтересованности общественности в Екатеринбурге создаются Уральское общество любителей естествознания (1870), Екатеринбургское общество любителей изящных искусств (1896), в Перми — Пермское общество любителей живописи, ваяния и зодчества (1909), новые учебные заведения художественного типа, где широкие слои населения края могли приобщаться к вопросам эстетизации и ориентации на сохранение лучших традиций (прежде всего, в художественной обработке металла и камня).

К числу вновь открытых учебных заведений можно отнести Екатеринбургскую художественно-промышленную школу (1902) — филиал Училища технического рисования барона А. Л. Штиглица (С.-Петербург), специальные мастерские: в Елизавете, Кунгуре, Лысьве, Мраморском, Нижнем Тагиле, Ревде, Уфалее, Чердыне.

Становление художественного образования характеризуется новым качеством социально-профессиональной подготовки специалистов в области изобразительного деятельности. Нам кажется безусловным тот факт, что одним из необходимых условий получения знаний, умений и навыков в процессе обучения было расширение образовательных функций — обращение к жизненным потребностям общества посредством заинтересованности в сохранении традиционных художественных ремесел и промыслов Урала. Процесс обучения дополнился научноисследовательским блоком, что связано с необходимостью включения обучаемых не только в производственную, но и опытноэкспериментальную деятельность, результатами которой стали апробация новых художественных технологий и создание уникальных по своей значимости художественных изделий.

Пятый этап — этап трансформации художественного образования в области изобразительного искусства Урала — связан с изменением политических и социально-экономических приоритетов государства, созданием производств и многопрофильной системы учебных заведений в различных регионах страны, повышением кадровой, материальнотехнической и учебно-методической оснащенности, расширением перечня специальностей и квалификаций выпускников, соблюдением государственных и региональных приоритетов.

Необходимость выделения этапа трансформации в качестве отдельного этапа генезиса обоснована сложившейся на протяжении всего ХХ столетия ситуацией вызова в связи с происходящими процессами глобализации в обществе. В результате этого массовая культура стала негативно воздействовать на сознание личности, усилилась зависимость от социально-экономического рынка и одновременно снизилась роль творческой личности в истории и значимость подлинных произведений высокого искусства. Худо-

жественное образование в области изобразительного искусства Урала было вынуждено не только становиться конкурентоспособным, но и сохранять историкопедагогические и художественно-культурные ценности в качестве своей фундаментальной основы, а также усиливать творческое начало в различных видах и сферах деятельности. Это в первую очередь относится к социально-профессиональной подготовке специалистов в области изобразительной деятельности: архитектуры, дизайна, искусствоведения, культурологии, образования, технологии создания изделий массового спроса.

Одним из положительных результатов трансформации художественного образования в области изобразительного искусства Урала можно считать включение начальными профессиональными, средними специальными и высшими учебными заведениями факультативов и спецкурсов по изучению основ художественной культуры и искусства, составляющих основу регионального компонента государственных образовательных стандартов.

Нам представляется, что исследование генезиса художественного образования в области изобразительного искусства Урала имеет важное значение для системы образования Российской Федерации, так как дает возможность представить историю и ее место и роль в отечественном образовании в качестве целостной картины.

Подводя итоги методологии педагогического исследования генезиса художественного образования в области изобразительного искусства Урала, сделаем следующие выводы:

1. Художественное образование в области изобразительного искусства Урала, основу которого составляет синтез теоретической мысли, педагогической практики и творческого подхода, является целостной структурой региональных традиций, развивающейся как особый тип образования. На основе этих традиций социальнопрофессиональная подготовка специалистов в области изобразительной деятель-

ности на протяжении длительного времени успешно функционировала в зависимости от потребностей общества.

2. Самобытность художественного образования в области изобразительного искусства Урала заключается в том, что оно впервые на территории России проявило себя в качестве уникального явления на основе единого взаимодействия с экономикой, искусством, образованием и имело отличающиеся от других регионов России закономерности развития. В результате взаимодействия обучения с промышленной основой складывался иной характер мировоззрения обучаемой творческой личности, что отразилось на изобразительном искусстве Урала. С позиций современности историкопедагогические достижения художественного образования в области изобразительного искусства Урала можно считать наиболее удачными как по своему замыслу, так и по дальнейшему использованию их в социально-экономической, образовательной и культурной сферах.

3. Генезис художественного образо-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОЛЫНЕЦ, Г. В. Невьянская икона : традиции Древней Руси и контекст Нового времени / Г. В. Голынец // Невьянская икона. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. ун-та, 1997.

2. КАГАН, Ю. О. Класс резного художества / Ю. О. Каган. — Екатеринбург : Аква-Пресс : ИГЕММО, 2002.

3. КРАТКИЙ словарь терминов изобразительного искусства. — М. : Искусство, 1959.

4. МАКСЯШИН, А. С. Новые имена в художественной культуре Урала : художники педагоги XVIII — начала XX века : биограф. словарь / А. С. Максяшин, Е. И. Егорова. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997.

5. МОЛЕВА, Н. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века / Н. М. Мо-лева, Э. М. Белютин. — М. : Искусство, 1956.

вания в области изобразительного искусства Урала свидетельствует о его непреходящем значении, без изучения, анализа и подлинного понимания которого немыслимо знание всех важных историко-педагогических и художественнокультурных факторов и обстоятельств.

Отсюда следует, во-первых, что художественное образование в области изобразительного искусства Урала ориентируется на постижение историкопедагогических и культурных традиций; во-вторых, художественное образование в области изобразительного искусства Урала предстает как своеобразный стимулятор творческой деятельности личности в современных социальноэкономических условиях; в-третьих, коммуникация художественного образования в области изобразительного искусства Урала неизбежно приобретает проектный (творческий) характер и способна выступать и как актуальнейшая ценность профессиональной подготовки, и как особый тип культуры мышления личности.

6. МОЛЕВА, Н. М. Русская художественная школа первой половины XIX века / Н. М. Молева, Э. М. Белютин. — М. : Искусство, 1963.

7. НОВИКОВ, А. М. Профессиональное образование в России. Перспективы развития. Российская академия образования / А. М. Новиков. — М. : Профобразование, 1997.

8. ПАВЛОВСКИЙ, Б. В. Декоративноприкладное искусство промышленного Урала / Б. В. Павловский. — М. : Искусство, 1975.

9. ПАВЛОВСКИЙ Б. В. Искусство промышленного Урала (1700—1861) : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения / Б. В. Павловский ; МГУ. — М., 1965.

10. РОСТОВЦЕВ, Н. Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская

школа рисунка / Н. Н. Ростовцев. — М. : Просвещение, 1982.

11. ЧАГИН, Г. Н. Народы и культура Урала в Х!Х—ХХ вв. : учеб. пособие для уч-ся 10—

11 классов образовательных учреждений / Г. Н. Чагин. — Екатеринбург : Сократ, 2002.

Получено 09.10.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.