А. С. максяшин
Историко-педагогическое исследование художественного
образования урала хуп-хх вв.
УДК 37:7(470.5)(091) ББК 85.10р(235.550в63
В статье представлен анализ становления художественного образования Урала в процессе его эволюции в период конца XVII—XX веков, повлиявшего на профессиональную подготовку специалистов в области изобразительного искусства для горнозаводской промышленности, художественных промыслов и ремесел.
Ключевые слова: уральская школа художественного мастерства; энде-мичность; стадии художественного образования; методы, принципы и факторы обучения; система ценностей в художественном образовании.
A. S. Maksyashin
Historical-pedagogical research
OF ARTS EDUCATION OF URAL in XVII-XX centuries
The article presents the analysis of art education in the Urals in the process of its evolution during the end of the XVII-XX centuries, which influenced the training of specialists in the field of fine arts for the mining industry, arts and crafts.
Key words: Ural school of artistic craftsmanship; endemicity; the stage of art education; methods, principles and factors of learning; the value system of art education.
Исследование истории художественного образования Урала определяется его универсальной ролью и значимостью в российской художественной культуре. Именно на Урале, наиболее динамично развивавшемся в промышленном отношении регионе
страны, на протяжении XVIII—XX веков прослеживались генетические линии художественной культуры в виде традиций, направлений, стилей и технологий. Для уральской школы художественного мастерства была характерна эндемичность — особое
пространственно-временное и территориально-культурное своеобразие, обусловленное интенсивными инверсионно-медиативными связями с горнозаводской промышленностью, художественными промыслами и ремеслами. В отличие от уникальности, для которой свойственна единичность и полная неповторяемость, эндемич-ность подразумевает глубокое своеобразие, вызванное социально-культурными и природно-климатическими факторами.
До недавнего времени региональное художественное образование Урала оставалось в стороне от внимания исследователей, что позволяет рассмотреть его с историко-педагоги-ческих позиций на основе определенных стадий: предпосылок появления, возникновения, развития, становления и последующей трансформации. Хотя художественное образование Урала и проходило через те же стадии, что и отечественное художественное образование в целом, однако имеются и определенные расхождения, которые представляют особый научный интерес: это и признаки самобытности, благодаря которым сложились отличительные подходы в профессиональной подготовке специалистов для нужд горнозаводской промышленности, художественных промыслов и ремесел; и особенности регионального искусства, базировавшегося на связи с художественным образованием и горнозаводской промышленностью, что способствовало обогащению отечественной художественной культуры уникальными по своей значимости изделиями декоративно-прикладного
назначения.
Первой стадии — предпосылок появления художественного образования Урала на рубеже XVII— XVШстолетий — предшествовали следующие факторы:
— активное заселение региона выходцами из центральной России и русского Севера;
— распространение грамотности среди местного населения после раскола православной церкви, вызвавшего стремление к фиксации художественными средствами антагонистических противоречий в религиозных убеждениях;
— создание первых учебных заведений художественного типа (школ художественного мастерства в Троицком заводе А. Ф. Турчанинова, Строгановых в Соликамске, Усолье и с. Ильинское);
— зарождение самобытных направлений в искусстве (керамического, золотошвейного, иконописного, серебряного, эмальерного, гранильного, расписного), передача преемственности и родового опыта старшего поколения к младшему на основе обучения технологическим приемам исполнительского мастерства.
Сама форма обучения на первой стадии отражала непосредственную связь с промыслами и ремеслами, а содержание художественного образования было полностью ориентировано на постижение практических основ профессионального мастерства. Такой подход характеризовал совокупность требований, правил и норм, регламентировавших искомый порядок организации обучения; способы педагогичес-
кого воздействия и взаимодействия педагога на ученика в процессе обучения; усвоением знаний и познавательной деятельности. За основу процесса обучения были взяты следующие методические направления:
— опытно-пробное постижение новых материалов и технологических приемов исполнительского мастерства, технологий, формирование ранее неизвестных практических умений и навыков;
— полное восприятие художественного замысла;
— многократное копирование образца (оригинала) и его повторение (имитация) со стремлением к полному воспроизводству (идентичности);
— контроль результативности обучения.
Несомненно, состояние художественного образования на первой стадии нельзя рассматривать как некий устоявшийся образовательный стандарт, а лишь как «определенный оптимум знаний, умений и навыков, благодаря которым можно сформировать устойчивое стремление достичь определен-1
ного жизненного успеха» .
Урал первой половины XVIII века формировался уже как крупный промышленный центр России. Именно этот период можно считать второй стадией — стадией возникновения художественного образования Урала, чему предшествовала социально-профессиональная подготовка специалистов в сфере изобразительной деятель-
ности, связанная с необходимостью обеспечения потребностей горнозаводской промышленности. Этому способствовали важные миссии:
— непосредственное участие художественного образования в промышленной модернизации по западноевропейскому образцу;
— возросшие потребности горнозаводского хозяйства в специалистах художественного профиля для градостроительства и прикладных искусств;
— удовлетворение насущных потребностей внутреннего и зарубежного рынков сбыта в промышленной и художественной продукции;
— возникновение общей научно обоснованной методологии и методики обучения в художественном образовании;
— заимствование западноевропейских методик преподавания основ изобразительной грамоты.
Первым мысль о взаимосвязи художественного образования с промышленным производством высказал В. Н. Татищев (1686—1750) -начальник горных казенных заводов, один из просветителей России, автор трудов по истории и педагогике, крупный государственный деятель. Благодаря его напряженной работе было много сделано в развитии просвещения, заложены прочные основы подготовки профессиональных художественно-технических кадров. В. Н. Татищев выдвинул важные для начала
1 Сутырина Т. А. К проблеме определения генезиса гуманистических идей в педагогической публицистике: сб. науч. тр. // Региональные историко-педагогические исследования в развитии истории образования и педагогической мысли. Нижний Тагил: Нижнетагильская гос. соц.-пед. академия, 2006. С. 40-42.
XVIII века инновационные идеи, в которых особое внимание уделялось:
— централизации дела просвещения посредством создания специальной коллегии — Правления горных заводов;
— гуманизации нравственного воспитания: «выведением новой породы людей» — идеально образованных
1
и всесторонне развитых ;
— «благородству прославления великих людей средствами искусства (истинная и благороднейшая цель искусства состоит в том, чтобы сделать добродетель ощутительною и передать бессмертию основу великих людей, заслуживших благодарность Отечества, и воспламенить сердца и разум к последованию)»2;
— системности подхода в образовании посредством обязательного включения рисунка в программы практически всех учебных заведений России в качестве постижения основ изобразительной грамоты, идее разработки и утверждения принципов академической системы и законов
3
классического искусства;
— организации школ «для пользы мануфактур и ремесел» для подготов-
ки специалистов в области изобразительного искусства широкого профи-ля4;
— удовлетворению конкретных насущных потребностей общества5;
— утверждению школы художественного мастерства на Урале по обеспечению специалистами развивающейся промышленности, градостроительства и прикладных искусств, пользы «художеств» для широких слоев населения6.
Благодаря В. Н. Татищеву рисованию стало отводиться особое внимание в процессе обучения будущих специалистов горнозаводской промышленности. Созданная в Екатеринбурге школа «знаменования» (рисования) с 1737 года стала основополагающим учебным заведением нового типа с ориентацией на постижение основ черчения и рисования. Здесь проходили курс обучения многие выдающиеся личности, одна из которых — изобретатель первой паровой машины И. И. Ползунов (1729-1766), прошедший полный курс обучения в Екатеринбургской школе «знаменова-ния» в 1736-1742 гг. и овладевший навыками рисования и инженерной
1 МолеваН. М., Белютин Э. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. М. : Искусство, 1956. С. 37-41.
2Новиков А. М. Профессиональное образование в России. Перспективы развития. Российская академия образования. М. : Профобразование, 1997. С. 163.
3 Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школа рисунка. М. : Просвещение, 1982. С. 14-18.
4 Голынец С. В. Пути развития искусствознания на Урале: сб. науч. тр. // Из истории художественной культуры Урала: под ред. Б. В. Павловского. Свердловск: Изд-во Урал.ун-та, 1988. С. 26.
5 Молева Н. М., Белютин Э. М. Русская художественная школа первой половины XIX века. М. : Искусство, 1963. С. 10.
6 Павловский Б. В. Искусство промышленного Урала (1700-1861) : автореф. дис. ... доктора искусствоведения. М. : МГУ, 1965. С. 18-20.
графики1. Важно отметить, что школа «знаменования» находилась на особом положении. Исследователь искусства горнозаводского Урала Б. В. Павловский, давая характеристику горнозаводским школам Урала XVIII века, отмечает следующие важные факторы:
1. Создание школы «знаменова-ния» стало фактом необычайной важности для развития светской культуры на Урале, так как организация стройной системы художественного образования на Урале была проявлением нового мировоззрения.
2. В школу «знаменования» присылались ученики из других учебных заведений Екатеринбурга и горнозаводских поселков Урала, которые, постигнув секреты художественного мастерства, в дальнейшем применяли их в жизненной практике .
Педагогический процесс стадии возникновения включал в себя более целенаправленное усвоение учеником как традиционных, так и новых приемов художественного мастерства под непосредственным влиянием педагога. В основу обучения было положено:
1. Побуждение к художественной деятельности с использованием преимущественно положительных мотивов и стимулов, поддержки склонности к постоянному проявлению трудолюбия и старательности.
2. Проявление метода секуряли-зации (изменения мировоззренческих позиций в искусстве в переходе с библейских сюжетов на светские).
3. Знание и воспроизведение искусства реализма на основе научно-обоснованных теоретико-методических разработок.
4. Ориентация на поиск принципиально новых, ранее не свойственных искусству Урала форм и элементов декора художественных изделий.
5. Применение методики «взаимного обучения» (методика Белл-Ланкастера) старшими младших.
6. Усовершенствование текущего контроля результативности и эффективности обучения.
Кроме основных средств обучения (наглядности, изучение натуральных образцов и речевого изложения учебного материала), стали применяться макеты, изображения рисунков и чертежей, учебные пособия. Был признан целесообразным переход к совокупному обучению, в процессе чего использовались как индивидуально-групповая, так и классно-урочная формы, с установкой на осмысление и понимание сущности художественной деятельности, включение принципов природосообразности и наглядности. Происходило обогащение инновационно-творческого потенциала личности, формирование профессиональных качеств и реализация гуманистических ценностей. Такой подход в художественном обучении способствовал:
— ориентации на принципы традиционализма в использовании материала, рационализма (логической обоснованности и целесообразности профессиональной подготовки специ-
1 Козлов А. Г. Творцы науки и техники на Урале ХVШ-начала ХХ веков. Свердловск: Сред-не-Урал. кн. изд-во, 1981. С. 104.
2 Павловский Б. В. Искусство промышленного Урала... С. 8-12.
алистов в области изобразительного искусства для горнозаводской промышленности ), гуманизации (обеспечение становления гуманистического отношения к художественно-творческой деятельности «для себя»;
— анализу, синтезу и сравнению учебной информации, самоанализу, творческой рефлексии как системному способу обнаружения причин верного и неверного выбора направления учебного поиска и логики его развертывания;
— систематическому побуждению к творческой художественной деятельности с использованием положительных стимулов;
— проявлению заинтересованности педагогов к учебной деятельности и знаниям обучающихся;
— постижению и воспроизведению искусства реализма на основе первых теоретико-методических разработок;
— ориентации на поиск и освоение в обучении принципиально новых, ранее не свойственных искусству Урала форм и элементов декора в художественных изделиях.
XIX век стал третьей стадией — стадией развития художественного образования Урала, тесно связанной с изменением экономической, образовательной и культурной ситуацией под влиянием капитализма как новой социально-экономической формации. Многоформность горнозаводского хозяйства Урала и осуществление комплекса административно-управленческих реформ способствовали созданию учебных заведений нового типа: школы «рисования, лепления и резьбы» при Екатеринбургской гранильной
фабрике (1800), школ художественного мастерства при Верх-Исетском (1800) и Каслинском (1860) заводах, живописной школы в Нижнем Тагиле (1806), школы «клинковых рисовальщиков» в Златоусте (1828). Включение в учебный процесс рисунка позволило осуществить более качественную подготовку специалистов-практиков с широким эстетическим кругозором, что соответствовало новому типу демократического мышления. На качество художественной подготовки учеников влияли следующие факторы:
— заинтересованность, стимулирование и поощрение творческой деятельности на основе выявления одаренных детей и их дальнейшего совершенствования в отечественных и зарубежных учебных заведениях;
— отказ от монистической (однообразной) методики и использование различных подходов, способствующих повышению качества обучения;
— копирование иллюстративных материалов в качестве познавательной основы;
— творческая работа по образцу с ориентацией на воплощение классических нравственно-эстетических идеалов;
— творческое постижение и практическая реализация теоретических и учебно-методических разработок.
Для стадии развития в художественном образовании стали характерными непрерывность, поступательность и системность обучения. Созданные на основе постижения рисунка произведения искусства — бронзовые и чугунные художественные отливки,
клинковое оружие, расписные металлические, камнерезные и гранильные изделия уральских мастеров — вошли в сокровищницу отечественной и мировой художественной культуры.
Четвертая стадия — становление художественного образования — связана с переходом от научно-технической к культурной модернизации, что обусловлено аккумулированием лучших достижений в художественном образовании и осознанием на рубеже ХК—ХХ столетий исключительной важности сохранения ценностных национально-региональных приоритетов (в частности, художественных промыслов и ремесел). Открытию новых учебных заведений художественного типа способствовали деятельность Уральского общества любителей естествознания (1870), Екатеринбургского общества любителей изящных искусств (1896), Пермского общества любителей живописи, ваяния и зодчества (1909). В числе учебных заведений — Екатеринбургская художественно-промышленная школа (1902) — филиал Училища технического рисования барона А. Л. Штиглица (Санкт-Петербург), ремесленные школы в Кунгуре, Лысьве, Мраморском, Нижнем Тагиле, Уфалее, Чердыне. Перед учебными заведениями ставилась важная задача — осуществить художественную подготовку рабочих специальностей применительно к жизненным потребностям. При этом рисование являлось одним из главных условий преподавания. Более совершенные методологические установки повлияли на повышение активизации творчества личности, примером чего может слу-
жить Каслинский чугунный павильон, получивший Гран-при и Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже (1900). Грандиозный успех этого шедевра складывался из высокой степени мастерства рабочих, получивших базовую художественную подготовку в школе. Именно изобразительное искусство, благодаря своей специфике, стало служить эффективным средством умственного, нравственного, эстетического и трудового развития личности, средством формирования мировоззрения и идейных убеждений. Принципы традиционализма, многожанровости в искусстве и культуросообразности во многом влияли на процесс обучения, благодаря следующим положительным факторам:
— активному внедрению рисунка в процесс обучения;
— доступному и правильному изображению объектов на основе их анализа;
— геометральному методу обучения на основе упрощения сложных форм, благодаря определенной последовательности построения изображений;
— познанию и отражению реальной действительности;
— общественным суждениям и оценкам художественной ценности выполняемых учебных работ;
— постижению и отражению в создаваемых изделиях историко-педаго-гического и художественно-культурного опыта;
— выявлению особо одаренных учеников, их дальнейшему профессиональному совершенствованию;
— контролю результативности, эффективности и качества обучения.
Формы обучения — индивидуально-групповая и классно-урочная — базировались на принципах последовательности постижения учебного материала и педагогики мастерства (исполнительской, активизирующей, ориентирующей, развивающей, обогащающей параметры); технологии концентрированного обучения (создание условий для погружения в процесс обучения); мотивации творчества (использование знаний регионального историко-педагоги-ческого и художественно-культурного опыта). Таким образом, методика обучения заключала в себе постижение художественного мастерства (исполнительского, активизирующего, ориентирующего, развивающего, обогащающего), мотивацию к художественному творчеству на основе использования знаний регионального историко-педагогического и художественно-культурного опыта.
Изменение в содержании художественного образования, расширением сети учебных заведений художественного типа, новых специальностей и квалификаций в процессе новой социально-политической и социально-экономической модернизации 1920 — конец XX века было связано с новой стадией — стадией трансформации. Продолжала укрепляться научно-теоретическая и учебно-методическая база художественного образования Урала, возникли новые
виды и жанры в искусстве. Однако смена исторических парадигм, по мнению Е. Г. Осовского, поставила перед художественным образованием проблему пересмотра многих сложившихся и устоявшихся взглядов как на образовательный, так и на историко-педагогический процесс1. На стадии трансформации были разработаны и внедрены в практику обучения следующие методы обучения:
— «свободного творчества», «комплексного обучения», «свободного воспитания» на основе синтеза труда и науки художественного образования в области изобразительного искусства;
— проектный, коллективного преподавания, лабораторно-бригадный, «социалистического реализма»;
— познания и анализа формы, построения формы в изображении;
— трансформации отечественного и регионального художественного опыта;
— «обруба» — упрощения сложной формы предметов до простых геометрических форм;
— активизирующего обучения на основе выполнения творческих упражнений, копий, оригиналов, самостоятельных авторских разработок;
— достижения креативного уровня развития личности и ее профессиональных художественных способностей;
— сравнительного изучения связей, сходств или отличий в разнообразных художественных явлениях (метод компаративизма)2.
1 Осовский Е. Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917-1940). М. : Высшая школа, 1980. С. 81.
2 Там же. С. 154-176
Исследование деятельности учебных заведений Урала дает представление о принципах обучения, среди которых можно выделить:
— гуманизацию по обеспечению становления нравственно-эстетического отношения личности к искусству, к художественной деятельности, ее субъектам и художественным интересам в рамках перехода художественных ценностей «для себя» в художественные ценности «для всех»;
— отражение социокультурных и философско-мировоззренческих позиций;
— реставрацию историко-педа-гогических и художественно-культурных ценностей в качестве фундаментальной основы художественного образования;
— разработку новых образовательных и художественных технологий, государственных образовательных стандартов;
— интегративность реализации содержания базового и профессионального художественного образования;
— дифференциацию в реализации художественного образования с учетом возрастных факторов восприятия действительности, познавательной и творческой художественной деятельности;
— самореализацию в художественно-творческом развитии личности в целом и осуществления художественной деятельности в частности;
— толерантность эффективного формирования уважения к историко-педагогическому и художественно-культурному опыту прошлого;
— научность творческих способ-
ностей, расширение возможностей наслаждаться красотой и создавать ее;
— арт-отражение жизненных реалий в различных формах искусства, стирание границ между искусством и жизнью.
Можно отметить и проявление в художественном образовании следующих эстетических категорий: образности (наличия развитых художественных способностей личности), системности (способности к научно-аналитическому мышлению), инно-вационности (поиска оригинальных решений образовательных задач). Современное художественное образование стало более полифункциональным с ориентацией на объективное и субъективное художественное преобразование действительности, поэтому ведущими функциями стали:
— социальная, непосредственно связанная с художественно-профес-сио-нальной деятельностью;
— культуросообразующая, ориентированная на трансляцию истори-ко-педагогических и художественно-культурных ценностей;
— педагогическая, обеспечивающая содержание базового инварианта;
— диагностическая, реализующая на основе социально-педагогических целевых установок развитие обучаемой личности;
— проектировочная, обеспечивающая достижение конкретных целей посредством отбора методов, форм и средств освоения содержания художественного образования.
Содержание художественного образования определило ориентацию на постижение традиционных и ин-
новационных теоретических, методологических и практических основ профессионального художественного мастерства, множественность профессий и специальностей, непосредственно связанных с творчеством. Одним из положительных результатов стадии трансформации стала диверсификация — мера разнообразия в совокупности и одновременном развитии не связанных друг с другом многих видов изобразительной деятельности. Это вызвано конкурентоспособностью художественного образования в новых социально-политических и социально-экономических условиях. Блочно-модульное содержание образовательного процесса подразумевало уже наличие квалификационной характеристики специалиста на основе новых Положений о лицензировании образовательной деятельности и Государственных образовательных стандартов специальностей и профессий, учебных планов реализации образовательных программ, соответствующих технологиям обучения.
Региональный исторический опыт художественного образования Урала накапливался на протяжении трех столетий в тесной взаимосвязи с горнозаводской промышленностью, промыслами и ремеслами, с ориентацией на конкретные жизненные реалии. И в дальнейшем этот опыт также должен быть направлен на применение в современной жизненной практике.
Однако недостаточная осмысленность категории «региональное образование» современной наукой влияет на региональное художественное образование, которое призвано выполнять
свою главную миссию — формировать положительную идентичность (личностную, региональную, российскую) на основе культурологического подхода. Это, в свою очередь, позволяет рассматривать образование как модель жизни, взаимосвязанную с жизнедеятельностью человека, живущего на данной территории. Не учитывать многие положительные наработки региональных школ художественного мастерства (в том числе и уральской) нельзя: именно эти наработки обладают эвристической, исторической, культурологической и педагогической ценностью. Важно активно использовать ценности предшествующего историко-культурного опыта — новому поколению необходима постоянная опора в виде идеальных образцов. В этой связи необходимо создание более совершенных условий для эффективного повышения регионального менталитета, направленного на сохранение историко-педагогических и художественно-культурных ценностей, их экстраполяцию в будущее.
Художественное образование может стать региональным лишь тогда, когда оно станет продуктивным (продуцирование системы традиционных ценностных ориентиров) и начнет влиять на конкретную жизнедеятельность человека. Художественное образование Урала на протяжении длительного времени наследовало ценностно-нормативное ядро, адаптировало приобретенные знания к условиям конкретной территории. В своей основе оно имеет художественно-культурный контекст и носит конкретно-исторический характер, является базой по передаче и
воспроизводству регионального исто-рико-педагогического опыта. Система ценностей многогранного художественного образования Урала формировалась на протяжение XVII—XX веков, на самом пике российской истории во взаимосвязи с горнозаводской промышленностью, промыслами
и ремеслами, социально-культурным менталитетом местного населения. И благодаря своей многогранности в изобразительном искусстве пока еще сохраняются региональные традиции, на которых базируется национальное историко-педагогическое и художественно-культурное наследие.
Список литературы
1. Голынец, С. В. Пути развития искусствознания на Урале: сб. науч. тр. / С. В. Голынец // Из истории художественной культуры Урала: под ред. Б. В. Павловского. — Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988.
2. Козлов, А. Г. Творцы науки и техники на Урале XVIII — начала XX веков / А. Г. Козлов. — Свердловск: Средне-Урал. кн. изд-во, 1981. — 224 с.
3. Молева, Н. М. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века / Н. М. Молева, Э. М. Белютин. — М. : Искусство, 1956. — 286 с.
4. Молева, Н. М. Русская художественная школа первой половины XIX века / Н. М. Молева, Э. М. Белютин. — М. : Искусство, 1963. — 408 с.
5. Новиков, А. М. Профессиональное образование в России. Перспективы развития. Российская академия образования / А. М. Новиков. — М. : Профобразование, 1997. — 254 с.
6. Осовский, Е. Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917—1940) / Е. Г. Осов-ский. — М. : Высшая школа, 1980. — 287 с.
7. Павловский, Б. В. Искусство промышленного Урала (1700—1861) :0020ав-тореф. дис. ... д-ра искусствоведения / Б. В. Павловский. — М. : МГУ, 1965. — 26 с.
8. Ростовцев, Н. Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школа рисунка / Н. П. Ростовцев. — М. : Просвещение, 1982. — 240 с.
9. Сутырина, Т. А. К проблеме определения генезиса гуманистических идей в педагогической публицистике / Т. А. Сытырина // Сб. науч. тр. Региональные историко-педагогические исследования в развитии истории образования и педагогической мысли. — Нижний Тагил: Нижнетагильская гос. соц.-пед. академия, 2006.