УДК 377: 7.07 (09) + 7.09] (470.5)
А. С. Максяшин
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРАЛА В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ XVIII-XX вв.
В статье рассматривается художественное образование в области изобразительного искусства Урала в качестве методологической основы исследования стадий генезиса - предпосылок появления, возникновения, развития, становления и последующей трансформации. Актуализация конкретных региональных ценностей связана с выявлением способов их воспроизводства и внедрением в профессиональное художественное образование. Новизна исследования заключается в степени осмысления ценностей историко-педагогического и художественно-культурного наследия на Урале. Специфику исследования составляют гуманистические ценности постижения и преобразования действительности на основе взаимодействия с региональной историей и художественной культурой.
The article deals with art education in the arts of the Urals as a methodological basis for the study of the genesis of the stages - the prerequisites of appearance, origin, development, formation and subsequent transformation. Updating specific regional values ??associated with the identification of methods for their reproduction and introduction into the professional art education. The novelty of the study is the degree of comprehension of values, historical and pedagogical, artistic and cultural heritage in the Urals. Specificity studies constitute human values ??of understanding and transforming reality by working with region al history and artistic culture.
Ключевые слова: художественное образование Урала, изобразительное искусство, историко-педа-гогическое и художественно-культурное наследие, стадии генезиса, инновация.
Keywords: artistic education of the Urals, art, historical and pedagogical, artistic and cultural heritage, the genesis of the stage, an innovation.
В процессе профессиональной подготовки специалистов различных квалификаций довольно часто обращается внимание на особенности ведущих зарубежных и отечественных школ художественного мастерства. Однако в стороне остаются региональные школы со своими не менее интересными историко-педагогическими и художественно-культурными традициями. В связи с этим нам представляется перспективным рассмотреть художественное образование в области изобразительного искусства Урала. Постановка такого вопроса, возможно, покажется не заслуживающей столь пристального внимания. В пользу такого мнения мо-
© Максяшин А. С., 2012
жет выступать определенная зависимость региональных школ от ведущих школ художественного мастерства как главной движущей силы. Действительно, художественное образование Урала проходит через те же стадии развития, что и отечественное художественное образование в целом. Однако наряду с этим имеются и определенные расхождения, которые для педагогики и истории искусства представляют особый научный интерес. В этих расхождениях просматриваются признаки самобытности, благодаря которой сложились свои подходы в профессиональной подготовке специалистов для нужд горнозаводской промышленности, художественных промыслов и ремесел. Искусство горнозаводского Урала, основа которого базировалась на художественном образовании, во многом обогатило региональную и отечественную культуру. Отдавая дань справедливости этому факту, важно понять и осмыслить значимость, общественный смысл и ценность художественного образования Урала (а вместе с ним и школы художественного мастерства), которое следует рассматривать с позиций генезиса. Распространенное в современной науке понимание «генезиса» как синонима происхождения и развития является недостаточно полным. В связи с этим возникает необходимость обогатить его новым смыслом - включением стадий предпосылок появления, возникновения, развития, становления и последующей трансформации.
Важно отметить для уральского региона и энде-мичность - проявление миссионерской роли зарождения новых направлений в искусстве на ограниченной территориальной целостности и их инверсионно-медиативной связи с горнозаводской промышленностью, промыслами и ремеслами в синтезе с нравственно-эстетическим мировоззрением, ранее не встречающимися на остальной территории страны.
Стадии предпосылок появления художественного образования в области изобразительного искусства Урала предшествовали следующие факторы:
- активное заселение региона выходцами из центральной России и русского Севера в период ХУП-ХУШ вв.;
- распространение грамотности среди местного населения после раскола православной церкви, вызвавшего стремление к фиксации художественными средствами антагонистических противоречий в религиозных убеждениях;
- появление самобытных направлений в искусстве, передача преемственности и родового опыта старшего поколения к младшему на основе обучения технологическим приемам исполнительского мастерства. Все это способствовало появлению самобытных направлений в искусстве: керамического, золотошвейного, иконописного, серебряного, эмальерного, гранильного, расписного...
В это время индивидуальная форма обучения с личностной мотивационной основой стала важнейшей для ремесленно-промысловой организации труда. Мировоззренческая функция полностью была нацелена на применение эстетико-культурных и религиозных ценностей к жизненной практике. Поэтому принципы обучения отражали непосредственную связь с ремесленно-промысловым производством и преемственность в сочетании с принципами освоения новых материалов и технологий. Содержание образования полностью ориентировано на постижение практических основ профессионального художественного мастерства, методов и приемов работы с природными и доступными материалами. Но это была лишь первооснова художественного образования с его бессистемностью и устойчивым стремлением к достижению определенного жизненного успеха. Такой подход характеризовал совокупность требований, правил и норм, регламентировавших искомый порядок организации обучения; способов педагогического воздействия и взаимодействия педагога в процессе обучения; усвоения знаний и познавательной деятельности ученика; средств обучения и характера взаимоотношений участников учебного процесса.
Методическими направлениями в обучении стали:
- непосредственная преемственная связь с передачей положительного родового, общинного и племенного опыта старших к младшим;
- опытно-пробное постижение новых материалов и технологических приемов исполнительского мастерства технологий, формирование ранее неизвестных практических умений и навыков;
- полное восприятие художественного замысла, не столько осмысленного, сколько ритуального;
- многократное копирование образца (оригинала) и его повторение со стремлением к полному воспроизводству (идентичности);
- имитация (точное повторение образца) и стремление к сохранению в новых изделиях основных признаков оригинала на основе творческой интерпретации (повторение в духе и стиле, но без обязательной идентичности);
- появление внешнего контроля за результативностью обучения в процессе производства и товарообмена продукта.
Характеризуя состояние художественного образования допетровской эпохи, можно отметить, что его «нельзя рассматривать как некий - достаточный с точки зрения социального заказа - образовательный стандарт. Это был определенный оптиум знаний, умений и навыков, благодаря которым можно сформировать устойчивое стремление достичь определенного жизненного успеха» [1]. Осуществлялся постепенный отход от художественных принципов церковной схоластики под влияни-
ем радикальных изменений в социально-экономических и культурных отношениях общества.
Второй стадии возникновения в начале XVIII в. были предопределены важные миссии:
- активное участие художественного образования в промышленной модернизации по западноевропейскому образцу;
- возросшие потребности горнозаводского хозяйства в специалистах художественного профиля для градостроительства и прикладных искусств;
- удовлетворение насущных потребностей внутреннего и зарубежного рынков сбыта в промышленной и художественной продукции;
- возникновение общей научно обоснованной методологии и методики обучения в художественном образовании;
- заимствование западноевропейских методик преподавания основ изобразительной грамоты.
Эти факторы можно связывать с появлением на Урале первых и наиболее значимых учебных заведений художественного типа - школы «знаме-нования» в Екатеринбурге, школ художественного мастерства в Троицком заводе А. Ф. Турчанинова, Строгановых в Соликамске, Усолье и с. Ильин-ское, Демидовых в Нижнем Тагиле. Более совершенная организация обучения, изменение мировоззренческих позиций в искусстве и качественная профессиональная подготовка отразились на промышленной модернизации, чему способствовало включение в учебный процесс постижения рисунка и черчения. Такой подход, по мысли В. Н. Татищева, связан с торжеством идей гуманизма -нравственным воспитанием образованного и развитого средствами изобразительного искусства человека [2]. Примером служит изобретатель И. И. Ползунов (1729-1766), прошедший полный курс обучения в Екатеринбургской школе знаменования в 1736-1742 гг., владение навыками рисования и инженерной графики которому во многом помогло изобретению первой паровой машины [3].
Педагогический процесс стадии возникновения можно понимать как целенаправленное усвоение и традиционных, и новых приемов художественного мастерства под непосредственным влиянием педагога во взаимосвязи с умственным, нравственным, трудовым воспитанием. Можно выделить такие функции, как методологическая (способствующая изменению художественной деятельности в соответствии с духом петровских преобразований в России), мотивационная (ориентированная на необходимость обучения), нравственная (связанная с обогащением личности посредством освоения способов и приемов изобразительной грамоты, благодаря которой стало возможным формирование профессиональных качеств и реализация гуманистических ценностей при сохранении важных эсте-тико-культурных и религиозных аспектов искусства).
Методической направленностью в обучении стали:
- побуждение к художественной деятельности, с использованием преимущественно положительных мотивов и стимулов, поддержки склонности к постоянному проявлению трудолюбия и старательности;
- проявление метода секурялизации (изменения мировоззренческих позиций в искусстве в переходе с библейских сюжетов на светские);
- знание и воспроизведение искусства реализма на основе научно обоснованных теоретико-методических разработок;
- ориентация на поиск принципиально новых, ранее не свойственных искусству Урала форм и элементов декора художественных изделий;
- применение методики «взаимного обучения» (методика Белл-Ланкастера) старшими младших;
- усовершенствование текущего контроля за результативностью и эффективностью обучения.
Кроме основных средств обучения (наглядность, натуральные образцы и речевое изложение учебного материала) стали применяться макеты, изображения рисунков и чертежей, учебные пособия. Признан целесообразным переход к совокупному обучению, в процессе чего использовалась как индивидуально-групповая, так и классно-урочная формы, с установкой на осмысление и понимание сущности художественной деятельности, включения принципов приро-досообразности и наглядности. Таким образом, происходило обогащение инновационно-творческого потенциала личности, полноценное формирование профессиональных качеств и реализация гуманистических ценностей. Профессиональный подход в обучении способствовал:
- ориентации на принципы традиционализма в использовании материала, рационализма (логической обоснованности и целесообразности профессиональной подготовки специалистов в области изобразительного искусства для горнозаводской промышленности), гуманизации (обеспечение становления гуманистического отношения к художественно-творческой деятельности «для себя»;
- анализу, синтезу и сравнению учебной информации, самоанализу, творческой рефлексии как системному способу обнаружения причин верного и неверного выбора направления учебного поиска и логики его развертывания;
- систематическому побуждению к творческой художественной деятельности с использованием положительных стимулов;
- проявлению заинтересованности педагогов к учебной деятельности и знаниям обучающихся;
- постижению и воспроизведению искусства реализма на основе первых теоретико-методических разработок;
- ориентации на поиск и освоение в обучении принципиально новых, ранее не свойственных ис-
кусству Урала форм и элементов декора в художественных изделиях.
Художественное образование Урала XIX в. тесно связано с изменением экономической, образовательной и культурной ситуацией под влиянием капитализма как новой социально-экономической формации. Этот период стал третей стадией генезиса - развитием, во многом зависящей от научно-технической модернизации. Многоформность горнозаводского хозяйства Урала и осуществление комплекса административно-управленческих реформ отразились на учебных заведениях нового типа: школы «рисования, лепления и резьбы» при Екатеринбургской гранильной фабрике (1800), живописной школы в Нижнем Тагиле (1806), школы художественного мастерства при Верх-Исетс-ком (1800) и Каслинском (1860) заводах, клинковых рисовальщиков в Златоусте (1828).
Качественное преобразование новых технологий и материалов существенным образом повлияло на возможности проявления новых выразительных возможностей в художественном образовании. Ярким примером создания из металла и камня уникальных по своей значимости изделий являются талантливые уральские мастера: семья нижнетагильских живописцев Худояровых, П. Баженов и Я. Арефьев; художники златоустовской гравюры на стали И. Бушуев, В. и И. Бояршиновы, М., П. и Ф. Тележниковы; екатеринбуржские камнерезы Я. Коковин и И. Штейнфельд...
Новые теоретико-методологические разработки в области изобразительного искусства Урала формировались под влиянием ведущих художественных учебных заведений России: Императорской Академии художеств, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Строгановского училища технического рисования. Включение в учебный процесс рисунка наиболее полно отвечало потребностям образования и общества. Это позволило осуществить более качественную подготовку специалистов с широким эстетическим кругозором, сочетавших в себе теоретиков и практиков изобразительного искусства, что соответствовало новому типу демократического мышления; повысить уровень их общей и профессиональной культуры, ответственность за результаты обучения.
На художественную подготовку повлияли:
- заинтересованность, «возбуждение охоты к учению», поощрение;
- освоение машинного производства, свойств промышленных материалов и принципиально новых форм художественно значимых изделий;
- стимулирование и поощрение творческой деятельности обучающихся;
- отказ от монистической (однообразной) методики, использование различных подходов в художественном образовании в области изобрази-
тельного искусства, способствующих повышению качества обучения;
- копирование иллюстративного материала в качестве познавательной основы;
- творческая работа по образцу, воплощавшая в себе классические нравственно-эстетические идеалы;
- творческое постижение и практическая реализация теоретических и учебно-методических разработок;
- выявление особо одаренных учеников и их профессиональное совершенствование в области изобразительного искусства в отечественных и зарубежных учебных заведениях.
Отмечены непрерывность, поступательность, системность и комплексный подход в образовании, их прогрессивный и самобытный характер с признаками эндемичности, которые прослеживались на всем протяжении XIX в. Созданные на основе постижения рисунка бронзовые и чугунные художественные отливки, холодное клинковое оружие, расписные изделия, камнерезные и гранильные творения уральских мастеров вошли в сокровищницу мировой культуры и украсили собрания многих музеев мира.
Свое отражение в художественном образовании получили следующие принципы:
- связь учебных занятий с практикой;
- художественное освоение различных свойств и технологических особенностей материалов;
- инверсионно-медиативная связь художественного образования в области изобразительного искусства Урала с производственным процессом и региональным искусством;
- формирование смысловых конструкций на основе синтезирования различных свойств материалов.
Четвертая стадия - становление - связана с переходом от научно-технической к культурной модернизации, что обусловлено аккумулированием лучших достижений в художественном образовании и осознанием на рубеже Х1Х-ХХ вв. исключительной важности сохранения ценностных национально-региональных приоритетов. Открытию учебных заведений художественного типа способствовала деятельность Уральского общества любителей естествознания (1870), Екатеринбургского общества любителей изящных искусств (1896), Пермского общества любителей живописи, ваяния и зодчества (1909). В их числе - Екатеринбургская художественно-промышленная школа (1902) -филиал Училища технического рисования барона А. Л. Штиглица, ремесленные школы и мастерские в городах и горнозаводских поселках Урала: Кун-гуре, Лысьве, Мраморском, Нижнем Тагиле, Уфа-лее, Чердыне. Учебные заведения ставили перед собой важную задачу - дать художественную подготовку рабочему классу применительно к его жизненным потребностям и различным видам ремесел.
Рисование являлось одним из главных условий преподавания. Более совершенные методологические установки повлияли в свою очередь и на повышение активизации творческого процесса обучения. Примером такого подхода и взаимодействия художественного образования с промышленным производством может служить Каслинский чугунный павильон, получивший Гран-при и Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже (1900). Грандиозный успех этого шедевра складывался из высокой степени мастерства, который годами оттачивался посредством художественного образования.
Искусство, благодаря своей специфике, служило эффективным средством умственного, нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания, средством формирования мировоззрения и идейных убеждений [4]. Использование принципов традиционализма, многожанровости в изобразительном искусстве и культуросообразности повлияло на методические направления обучения:
- активное внедрение рисунка в учебные заведения всех форм обучения;
- доступное и правильное изображение объектов на основе их анализа;
- геометральный метод обучения рисунку на основе упрощения сложных форм благодаря определенной последовательности построения изображений;
- познание и отражение реальной действительности на основе реализации принципа научности художественного образования в области изобразительного искусства;
- общественные суждения и оценки о художественной ценности выполняемых учебных работ;
- постижение и отражение в создаваемых изделиях историко-педагогического и художественно-культурного опыта;
- обучение в процессе натурных постановок и пленэрных работ;
- выявление субъективных, дидактических, коммуникативных, научно-познавательных, перцептивных способностей личности, обучающихся основам изобразительной грамоты;
- выявление особо одаренных учеников, их профессионального совершенствования и направления их в другие учебные заведения России и за рубежом;
- контроль за результативностью, эффективностью и качеством обучения.
Формы обучения - индивидуальная, индивидуально-групповая и классно-урочная - базировались на принципах последовательности постижения учебного материала и педагогики мастерства (исполнительской, активизирующей, ориентирующей, развивающей, обогащающей параметры); технологии концентрированного обучения (создание условий для погружения в процесс обучения); мо-
тивации творчества (использование знаний регионального историко-педагогического и художественно-культурного опыта). Таким образом, методика обучения заключала в себе постижение художественного мастерства (исполнительского, активизирующего, ориентирующего, развивающего, обогащающего), мотивации к художественному творчеству на основе использования знаний регионального историко-педагогического и художественно-культурного опыта.
Опираясь на мнение Т. А. Шумихина, выделившего образование в качестве теоретических и ценностных основ эстетической культуры личности (художественное воспитание формирует художественную культуру в единстве знаний, умений и навыков, ценностных ориентиров, вкусов, привычек; саморазвитие и самовоспитание творческих потребностей и способностей), можно сделать вывод о том, что в рассматриваемый период их основополагающие компоненты в полной мере использовались в процессе социально-профессиональной подготовки специалистов в сфере изобразительной деятельности [5].
Изменения в содержательной характеристике художественного образования под воздействием новой социально-политической и социально-экономической модернизации 1920-2000-е гг. повлияли на появление новой стадии генезиса - трансформации, благодаря чему расширился перечень учебных заведений художественного типа, новых специальностей и квалификаций. Все это оказало активное влияние на преобразование градостроительной среды, раскрытие новых тем и жанров в искусстве, укрепление научно-теоретической и учебно-методической базы. На этой стадии были разработаны и внедрены в учебный процесс методы обучения:
- «свободного творчества», «комплексного обучения», «свободного воспитания» на основе синтеза труда и науки художественного образования в области изобразительного искусства;
- проектный, коллективного преподавания, лабо-раторно-бригадный, «социалистического реализма»;
- основа жизнестроения государства для утверждения тоталитарного субъекта всестороннего преобразования мира;
- трансформации отечественного и регионального художественного опыта;
- «обруба» - упрощения сложной формы предметов до простых геометрических форм;
- активизирующего обучения на основе выполнения творческих упражнений, копий, оригиналов, самостоятельных авторских разработок;
- достижения креативного уровня развития личности и ее профессиональных художественных способностей;
- сравнительного изучения связей, сходств или отличий в разнообразных художественных явле-
ниях (метод компаративизма).
Историографический анализ сущности проводимой политики государства позволил выявить основные направления и идеи:
- создание многопрофильной полихудожественной базы по подготовке специалистов для нужд народного хозяйства страны и регионов, а также отражения производственного содержания в искусстве;
- «свободного воспитания» на основе синтеза труда и науки.
Смена исторических парадигм, по мнению Е. Г. Оссовского, поставила перед художественным образованием проблему пересмотра многих сложившихся и устоявшихся взглядов как на образовательный процесс, так и на историко-педагоги-ческий [6]. Сама деятельность ряда учебных заведений Урала дает представление о принципах обучения:
- гуманизации по обеспечению становления нравственно-эстетического отношения личности к искусству, к художественной деятельности, ее субъектам и художественным интересам в рамках перехода художественных ценностей «для себя» в художественные ценности «для всех»;
- отражению социокультурных и философ-ско-мировоззренческих позиций;
- реставрации историко-педагогических и художественно-культурных ценностей в качестве фундаментальной основы художественного образования;
- разработка новых образовательных и художественных технологий, государственных образовательных стандартов;
- интегративности по обеспечению реализации содержания базового и профессионального художественного образования;
- дифференциации по обеспечению реализации художественного образования с учетом возрастных факторов восприятия действительности, познавательной и творческой художественной деятельности;
- самореализации в направлении продолжения художественного образования в целом и осуществления художественной деятельности в частности;
- толерантности эффективного формирования уважения к историко-педагогическому и художественно-культурному опыту прошлого;
- научности творческих способностей, расширения возможностей наслаждаться красотой и создавать ее;
- артизации отражения жизненных реалий в различные формы искусства, стирания границ между искусством и жизнью.
Отмечено проявление в художественном образовании следующих эстетических категорий: образности (наличие развитых художественных спо-
собностей личности), системности (способность к научно-аналитическому мышлению), инноваци-онности (поиск оригинальных решений образовательных задач). Художественное образование стало более полифункциональным с ориентацией на объективное и субъективное преобразование действительности, в связи с чем ведущими функциями стали:
- социальная, непосредственно связанная с художественно-профессиональной деятельностью;
- культуросообразующая, ориентированная на трансляцию историко-педагогических и художественно-культурных ценностей;
- педагогическая, обеспечивающая содержание базового инварианта;
- диагностическая, реализующая на основе социально-педагогических целевых установок развитие обучаемой личности;
- проектировочная, обеспечивающая достижение конкретных целей посредством отбора методов, форм и средств освоения содержания художественного образования.
Содержание образования определило ориентацию на постижение традиционных и инновационных теоретических, методологических и практических основ профессионального художественного мастерства, множественность профессий и специальностей, непосредственно связанных с творчеством. Одним из положительных результатов стадии трансформации стала диверсификация - мера разнообразия в совокупности и одновременном развитии не связанных друг с другом многих видов изобразительной деятельности. Это вызвано конкурентоспособностью художественного образования в новых социально-политических и социально-экономических условиях. Блочно-модульное содержание образовательного процесса подразумевает наличие квалификационной характеристики специалиста на основе новых положений о лицензировании образовательной деятельности и государственных образовательных стандартов специальностей и профессий, учебных планов реализации образовательных программ, соответствующих технологиям обучения.
И все же этого мало: не устранена одна из важных причин - недостаточная осмысленность самой категории «региональное образование», что, в свою очередь, позволит рассматривать его как модель жизни, взаимосвязанную с жизнедеятельностью человека, живущего на данной территории. Тем более не учитывать положительные на-
работки региональных школ художественного мастерства (в том числе и уральской) нельзя: именно они обладают эвристической, исторической, культурологической и педагогической ценностью. Сегодня важно активно использовать ценности предшествующего историко-культурного опыта -новому поколению необходима постоянная опора в виде идеальных образцов. В связи с этим необходимо создание более совершенных условий для эффективного повышения регионального менталитета в художественном образовании, направленного на сохранение историко-педагогических и художественно-культурных ценностей и их экстраполяцию в будущее. Но необходимо учитывать и тот факт, что художественное образование может стать региональным лишь тогда, когда оно станет продуктивным (продуцирование системы ценностных ориентиров) и начнет влиять на конкретную жизнедеятельность человека, с адаптацией приобретенных знаний к условиям конкретной территории. И наглядным примером служит художественное образование в области изобразительного искусства Урала, система ценностей которого формировалась на протяжении ХУШ-ХХ вв. - на самом пике российской истории во взаимосвязи с горнозаводской промышленностью, промыслами и ремеслами, социально-культурным менталитетом местного населения.
Примечания
1. Сутырина Т. А. К проблеме определения генезиса гуманистических идей в педагогической публицистике: сб. науч. тр. // Региональные исто-рико-педагогические исследования в развитии истории образования и педагогической мысли. Нижний Тагил: Изд-во Нижнетагил. гос. соц.-пед. академии, 2006. С. 41.
2. Телков Б. Н., Коряков А. Г. Педагогика по-демидовски. Екатеринбург: Урал. лит. агентство, 2005. С. 46.
3. Козлов А. Г. Творцы науки и техники на Урале XVIII - начала ХХ веков. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1981. С. 104.
4. Собрание законов СССР. М.: Правда, 1930. С. 53-54.
5. Шумихин А. Т. Проблемы теории творчества. М.: Высш. шк., 1989. С. 230.
6. Оссовский Е. Г. Методологические проблемы исследования истории профессионального образования России: сб. науч. тр. // Образование и наука: Изд-во Урал. отд. РАО. 2002. № 1 (13). С. 12.