УДК 37.01
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
© В. А. Мельников
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел./факс: +7 (347) 228 23 11.
В статье рассматривается одна из важных проблем истории образования: становление и развитие художественного образования в России, которая обусловлена противоречивыми тенденциями. Система художественного образования имеет две ведущие составляющие: художественное образование как часть общего образования и профессиональное художественное образование.
Ключевые слова: искусство, культура, образование, художественное образование.
Вопросы о роли художественного образования нашли отражение в многочисленных трудах философов, социологов, психологов, искусствоведов, педагогов-ученых и практиков, творческих работников, художников разных исторических эпох (Платон, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, А. В. Луначарский, Б. М. Неменский и др.).
Художественная культура играет специфическую роль в духовной жизни человека и общества. Произведения искусства способствуют художественно-образному освоению человеком мира - содержат сведения об окружающем мире, выраженные в образной форме и преломленные через творческое «Я» художника. Произведения искусства воздействуют на чувственную сферу человека, расширяют его жизненный кругозор, активизируют духовный потенциал личности. Согласно выражению Л. С. Выготского, «... искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа». Уникальным качеством искусства является отсутствие в нем каких-либо готовых рецептов правильного поведения человека. Но нравственный потенциал, заключенный в произведениях искусства, открывает человеку путь к размышлению о смысле жизни и поиску самостоятельной дороги свободного развития [1, с. 96].
Способность искусства выразить дух своего времени, его ритм, его возможность передать мироощущение различных социальных групп или общества в целом расширяет его функции в жизни людей [2].
Многие поколения педагогов, исследователей, художников, отмечая социально-нравственные, воспитательные, образовательные, эстетические функции искусства, возвращались к мысли о необходимости художественного просвещения всего народа. Одним из условий успешной человеческой деятельности является художественное развитие личности, которое, с одной стороны, влияет на духовную культуру человека, с другой - на реализацию его творческих задатков. Художественное развитие личности является способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых происходит нравственное и творческое саморазвитие
субъекта. Художественное образование направлено на формирование культуры восприятия окружающего мира, развитие способностей личности к преобразованию себя и действительности.
Образование и культура находятся в прямой зависимости друг от друга. Если образование - это культура индивида, то художественное образование -это художественная культура индивида. Художественное образование процесс длительный и незавершенный. Он имеет всегда промежуточный результат, но с уверенностью можно сказать, что рост художественной культуры личности определяет рост культурного потенциала общества.
Современные представления об эстетической культуре детерминированы новой образовательной парадигмой, которая нашла отражение в национальной доктрине образования, базирующейся на приоритетах накопленного в обществе социального и духовного опыта, на высших гуманистических ценностях человеческого бытия и ориентированной на выявление и развитие творческих способностей каждого гражданина России. Национальная доктрина образования призвана обеспечить систему условий и средств для реализации конкретных задач в области художественного образования, обозначенных в другом государственном документе -Концепции художественного образования в Российской Федерации. С решением задач, обозначенных в Концепции, связывается духовное возрождение России, укрепление ее статуса в мировом пространстве как великой державы в сфере образования, культуры, искусства. Концепция должна стать основой повышения роли искусства в развитии индивидуальности личности. Основные положения данного документа опираются на исторически сложившуюся систему художественного образования, которая включает эстетическое воспитание, общее художественное образование, профессиональное художественное образование, реализуемые в непрерывном процессе во всех видах и звеньях отечественного образования.
Художественное образование в области изобразительного искусства имеет следующую структуру: знание искусствоведения, основ изобразительной грамоты, развитую творческую инициативу в практической деятельности. Данный подход позволяет разработать педагогическую систему
научно обоснованного художественного образования в области изобразительного искусства. Определение сущности и структуры художественного образования в области изобразительного искусства позволило охарактеризовать его содержание, к которому относится историко-педагогический и художественно-культурный опыт, отраженный в интересах, потребностях, мотивациях, социальных установках и ценностных ориентациях, регламентируемый теоретическими знаниями, получающий дальнейшее развитие в практических умениях и навыках изобразительной грамоты, а также в постижении законов классического искусства.
Региональную специфику художественного образования в области изобразительного искусства составляют исторически сложившиеся в определенной местности конкретные гуманистические ценности историко-педагогического и художественно-культурного опыта постижения и преобразования действительности. Современная наука рассматривает художественное образование в области изобразительного искусства в трех аспектах:
- подготовка специалистов разных квалификаций в области искусства или в области, связанной с искусством, для работы в различных сферах экономики, образования, культуры;
- педагогическая технология, способствующая развитию актуальных образовательных задач;
- важный социальный институт культурного воспроизводства подрастающего поколения.
Таким образом, изобразительное искусство -важнейшее средство приобщения личности к общечеловеческим ценностям через развитие, укрепление и обогащение собственного внутреннего опыта, эмоциональное переживание, контекст гражданской нравственности и культуры человеческих отношений. Изобразительное искусство определяется, прежде всего, как творчество, создаваемое по законам красоты, продуктом которого являются духовные эстетические ценности [3].
История России свидетельствует о том, что, несмотря на кризисы и потрясения, проблемы образования всегда оставались в центре внимания российской интеллигенции. Как показывает анализ историко-философской и педагогической литературы, среди образовательных проблем важное место занимало художественное образование. В процессе своего развития художественное образование поменяло несколько названий: искусство, художество, эстетическое воспитание и художественное образование, художественное образование.
Явлению художественной профессиональной подготовки предшествовали древнерусская каноническая живопись и скульптура, основанные на концепции церковно-христианских верований.
Дальнейшее развитие, как отмечает Штеллин, происходило в период правления Ивана Грозного (им были приглашены художники Западной Европы во второй половине XVI - начале XVII в.). Штеллин располагал сведениями о приглашении нескольких живописцев из Германии и Польши в период правления Лжедмитрия.
Процесс освоения навыков художественного ремесла базировался на следующих методах и средствах обучения:
- постепенное овладение умениями и навыками работы с инструментами и материалами;
- полное восприятие художественного замысла, запечатленного в образе, путем его многократного копирования и творческого воспроизведения;
- использование предыдущего опыта и традиций изготовления изделий;
- стимулирование освоения основ мастерства при помощи системы поощрений и наказаний;
- контроль за эффективностью учебно-познавательной деятельности, который заключался в постоянном сопоставлении образца и изготовляемого изделия.
Промышленная основа изобразительного искусства во многом способствовала созданию учебных заведений нового типа, ставших новым явлением для России в целом. Она повлияла на формирование светского мировоззрения учеников и нашла свое отражение в их изобразительной деятельности: например, в заводской графике это изображение карт, чертежей, производственных процессов. Передача педагогического опыта художественного образования стала непрерывным, поступательным, прогрессивным процессом. Это способствовало использованию новых материалов, форм и техник для создания произведений искусства: предметов культа, расписной лакированной утвари и мебели, камнерезных архитектурных и декоративных украшений.
На данном этапе не только осваивался опыт предыдущих поколений в приемах художественного мастерства, но и благодаря системному подходу в обучении осуществлялась целенаправленная специализация по различным видам профессиональной деятельности. Процесс обучения был систематизирован в виде следующих блоков:
- мотивационный - обусловлен необходимостью осознать ценность процесса обучения, полноценной отдачей и всесторонней вовлеченностью в учебно-творческий процесс;
- ориентационный - направлен на осмысление и понимание сущности и особенностей будущей профессиональной деятельности;
- операциональный - связан с овладением умениями и навыками для успешного выполнения практически значимых художественных работ.
Принципиально новый мировоззренческий социально-педагогический аспект художественное образование получает в XVIII в. В этот период философско-мировоззренческая концепция художественного образования основывается не на исповедовании религиозных верований, а на культурообразующих принципах формирования нового нравственно-эстетического идеала и использовании художественного ремесла в подготовке широкого спектра профессий, составляющей формирование начальной стадии образовательной системы.
Впервые рисование как учебный предмет появляется в начале XVIII в. В этот период оно рассматривается как средство, способствующее разви-
тию образного представления и навыков, которые можно применить в любой профессии. Одновременно повысились и требования к уровню образованности: рисование первых правил с хорошим понятием было обязательным, а главным методом обучения стала работа по образцу. Особое внимание уделялось точности глаза, верности руки, чувству пропорции, умению снять копию в большем или меньшем размере, сделать модель.
Групповая форма обучения сочеталась с индивидуальной, они были связаны с углубленным освоением рисунка, живописи, скульптурной и декоративной пластики. Такой комплексный подход позволил усовершенствовать организацию учебного процесса в целях получения обучающимися систематизированных знаний, умений, навыков. В процессе обучения особенно выделялись два аспекта:
- индивидуально-творческий - связан с появлением и развитием индивидуальных и потенциальных личностных качеств обучаемых с целью повышения их профессионального художественного мастерства;
- информационно-аналитический - ориентирован на постижение историко-культурного опыта, соблюдение традиций, овладение передовыми технологиями художественной деятельности и целенаправленное внедрение их в жизненную практику.
Высокий уровень художественного образования в России наблюдался на протяжении многих веков. Его ценность составляет не только уровень отечественной культуры, но и имеет огромный мировой вклад. В аналогах мировой культуры большое количество художественных произведений созданы благодаря русской художественно-образовательной системе. Профессиональный уровень художника, заканчивающего Академию художеств, Художественный институт им. Сурикова, Художественный институт им. И. Е. Репина, несомненно, высок, но специализация ограничивается рамками искусства. Направление работы составляет изучение теории и практики искусства, техники и технологии, истории искусства; обучение и воспитание направлены на соз -дание художественного произведения, которое является результатом субъективной творческой работы. В рамках художественно-педагогической деятельности было множество других направлений, являющихся необходимыми для воспитательного и образовательного процесса в средней школе. Эти направления включают в себя не только педагогические приемы обучения детей, изучение психологии художественной деятельности, теории и методики обучения изобразительному искусству, возрастной анатомии и физиологии определенных возрастных групп, но и решение задач средствами искусства на каждом возрастном уровне, имеющем определенные психофизиологические особенности.
Новое понимание целей образования, рассматриваемых в контексте духовной культуры, требует обновления содержания образования и поиска таких форм обучения, которые смогут обеспечить полноценное усвоение этого содержания. Различные образовательные концепции по-разному толкуют само понятие «содержание образования», не
обошлось без этих разночтений и в педагогике искусства. В одних случаях под содержанием художественного образования может пониматься совокупность знаний, изобразительных умений и навыков работы с различным художественными материалами. В других - содержание образования трактуется более широко и отражает весь спектр отношений человека к миру через его изобразительную деятельность.
Как известно, содержание образования в наиболее общем смысле - это тот объем социального опыта, которым должны овладеть учащиеся и студенты. Принципы организации учебно-воспитательного процесса, конкретные методы и приемы обучения в значительной степени зависят от содержания образования, от его качественных характеристик. Традиционно содержание художественного образования понималось как система знаний об искусстве и способах создания реалистического изображения, как определенная сумма технических умений и навыков.
Современная педагогика искусства ставит во главу угла те особые мысли, чувства, отношения к жизни и искусству, которые возникают у учащихся в процессе решения творческих задач, связанных с созданием и восприятием художественных образов. Делая акцент на формирование эстетического отношения к действительности через изобразительное искусство, мы должны понимать, что специфика предметов художественного цикла не должна вести к противоречию с общепедагогическими требованиями к построению учебновоспитательного процесса, к отбору содержания образования [4].
Изобразительное искусство, как и любой другой учебный предмет, должно включать в свое содержание все тесно связанные друг с другом и взаимообусловленные виды опыта. Содержание художественного образования должно отбираться на основе системного подхода. Попытки выдвинуть в качестве содержания художественного образования лишь одну какую-нибудь сторону ведут к обедненности художественно-творческого развития учащихся и студентов, умаляя воспитательные возможности занятий искусством. Содержание художественного образования в его современном понимании - это педагогически адаптированный опыт художественно-творческой деятельности и восприятия явлений искусства. При этом в художественной деятельности обязательно «преломляются» общие черты деятельности: целенаправленность, предметность, творческий характер. Художественная деятельность разворачивается не как процесс развития специфических художественно-изобразительных способностей (специальных способностей к изобразительному искусству), а как развитие общих способностей, которые проявляются в способности осмысливать окружающие предметы и явления, видеть и замечать особенное и неповторимое вокруг, чувствовать и переживать увиденное [5, с. 42-45].
Современные подходы к формированию художественного образования отличает стремление к большей
дифференциации, разнообразию и вариативности. Та картина мира, на формирование которой в сознании учащихся и студентов ориентируются современные концепции художественного образования, отмечена стремлением ко все более возрастающей сложности и неоднозначности. Разнообразие, пластичность и множественность образных представлений об окружающем мире достигается включением нового содержания в знаниях и представлениях об искусстве, а также проявляющимся в последние десятилетия стремлением к регионализации в обучении искусству.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, то есть формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
В области общего образования федеральный компонент стандарта художественного образования предусматривает следующие требования к подготовке школьников:
- владение терминами и понятиями в области изобразительного искусства;
- знание определений наиболее значимых, существенных понятий (композиция, колорит, жанры изобразительного искусства и др.);
- знание основных эпох в развитии изобразительного искусства, представление о ведущих стилях и направлениях;
- умение применять полученные теоретические знания в практической работе, умение формулировать и обосновывать свое отношение к различным художественным явлениям;
- владение разнообразными способами и приемами художественного выражения и умение использовать их в практической художественнотворческой деятельности.
Национально-региональный компонент включает следующие содержательные линии художественного образования и воспитания:
- этнические, исторические и искусствоведческие сведения о башкирском народе и народах, компактно проживающих в месте расположения школы;
- основные исторические сведения о башкирском и других народах, населяющих Республику Башкортостан, отраженные в произведениях литературы и искусства;
- обычаи, духовная и материальная культура, народное декоративно-прикладное искусство башкир и других народов;
- тематически организованное восприятие синтеза различных искусств при систематизирующей роли изобразительного искусства;
- сведения об исторически сложившихся этапах развития профессионального изобразительного искусства республики, его наиболее ярких представителях;
- отражение в искусстве природы Башкортостана и трудовой деятельности его людей;
- сведения о развитии изобразительного искусства родного края, искусствоведческое краеведение, организация посильной охраны памятников истории и культуры, красоты ближайшего окружения - экология красоты.
Школьный компонент художественного образования отражает специфику конкретного образовательного учреждения, может быть связан с углубленным изучением предметов художественноэстетического цикла, различных видов искусства, для чего требуется специальная разработка нормативных документов, программ и методических пособий. Благодаря этому у учебного заведения появляется возможность адаптировать содержание обучения к запросам конкретного контингента детей и родителей, исходить из того творческого потенциала, которым располагает конкретный педагогический коллектив.
Разрабатывая содержание образования, отечественные исследователи настаивают на необходимости учитывать особенности различных национальных образовательных традиций, сосуществующих в регионе. Теоретики и практики художественного образования сегодня вновь обращаются к тому, что мы относим к непреходящим ценностям, к нестареющему, никогда не утрачивающему привлекательности художественному мышлению своего народа, народной эстетике.
Художественная педагогика, имеющая объективные предпосылки в трудах известных художников, писателей, деятелей культуры, не случайно стала выделяться как самостоятельное направление педагогической науки. Начался процесс одухотворения искусством дидактических принципов и методов, процесс создания теории художественного образования. Поиски в области художественного образования опирались на предшествующий опыт, поэтому появились следующие тенденции:
- преподавание изобразительного искусства опирается на общие принципы: художественность и целостность;
- необходимость вытеснения монотеоретиче-ского мышления политеоретическим, то есть достижения в разных областях научного познания.
Педагог получил свободу действий, что позволило ему выработать стратегию и тактику своей деятельности в соответствии с региональными особенностями развития и в опоре на опыт.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. С. 96.
2. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 кн. М.: Искусство,1994. -247 с.
3. Бранский В. П. Искусство и философия. Калининград: Янтарный сказ, 1999. -704 с.
4. Бондаревская Е. М. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Ростов-н/Д.: РГПУ. 1991 -136 с.
5. Алиев Ю. В. // Педагогика. 1991. №10. С. 42^5.
Поступила в редакцию 24.12.2008 г. После доработки — 09.02.2009 г.