Научная статья на тему 'Художественное образование как основное средство, влияющее на формирование личности ребенка'

Художественное образование как основное средство, влияющее на формирование личности ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6942
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ягупова Т. А.

В статье рассматривается роль художественного образования в процессе обучения, его влияние на развитие личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic education as the principle means influencing the formation of childs personality

The article touches upon the role of artistic education in the process of teaching, its influence on the development of childs personality.

Текст научной работы на тему «Художественное образование как основное средство, влияющее на формирование личности ребенка»

Т.А. ЯГУПОВА, ассистент кафедры ДПИ и технической графики Орловского государственного университета

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО, ВЛИЯЮЩЕЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В статье рассматривается роль художественного образования в процессе обучения, его влияние на развитие личности ребенка.

Ключевые слова: художественное образование, искусство, художественно-творческая деятельность, формирование, воспитание.

Художественное образование — процесс освоения школьниками совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества. Практическое обучение изобразительному искусству, являющееся одним из эффективных методов воспитания, всегда решает комплексную задачу: формирование навыков художественной грамоты, развитие эмоционального восприятия произведений искусства, формирование интеллектуальных способностей, совершенствование художественного вкуса. Искусство — особая форма общественного сознания, концентрированного выражения человеком в разнообразных жанрах художественного творчества, в обобщенных художественных образах своего эстетического и идейно-нравственного отношения к действительности. По свидетельству ученого, педагога и искусствоведа Лихачева, «искусство было и остается главным предметом эстетики, а художественное воспитание — основным средством формирования эстетического отношения к миру».

Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает.

Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изоб-

_________ разительной деятельности, освоение навыков практического изображения,

© Т.А. Ягупова

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

Важнейшая воспитательная функция произведений изобразительного искусства, рассматриваемых на уроках, заключается в необходимости и осуществлении художественно-эстетического образования школьников. Познание выдающихся образцов художественного творчества требует от учащихся сопереживания героям, определенного идейного кругозора, культуры чувств, остроты восприятия. Любое произведение вызывает наше ответное чувство. Б.М. Не-менский так описал это явление: «И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником-творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, «художником», переживая жизнь как бы «душой автора» того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение».

Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узкотехнологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Изобразительная деятельность школьников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рисование, лепка, аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности.

Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей школьного возраста.

Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности.

Как всякая познавательная деятельность, имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Художественное образование направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоциональноценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.

Цели художественного образования:

— развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительнообразной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

— воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративноприкладного искусства, архитектуры и дизайна;

— освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоциональнопрактического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

— овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

— формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Художественное образование предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков.

Занятия изобразительным искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, чувству сопереживания другому человеку.

Основными целями художественного образования в учебном процессе являются формирование духовной культуры личности ребенка, приобщение его к культурным ценностям, к художественно-культурным национальным традициям, развитие творческого, образного мышления, памяти, художественных способностей, формирование эстетического понимания сути происходящего. В этом процессе многое зависит от духовной и художественной культуры учителя изобразительно искусства, хорошо сформированного у него образного мышления. Осуществляющий художественно-эстетическое обучение и развитие учеников, он должен формировать и развивать их художественное восприятие через практическую, творческую деятельность, совершенствовать изобразительные умения и навыки.

Искусство как форма общественного сознания представляет собой художественно-образное отражение жизни. Родившись из потребностей жизни, оно призвано давать верное отражение действительности и отвечать эстетическим запросам человечества. Современная действительность предъявляет высокие требования к уровню интеллектуальной и творческой развитости человека, к технической и культурной образованности и, соответственно, к уровню подготовленности молодёжи к профессиональной деятельности.

Теоретические вопросы активизации творческой деятельности освещаются в психологопедагогических научных работах В.С. Кузина,

H.H. Ростовцева, Е.В. Шорохова, Н.С. Боголюбова и др. Эти ученые отмечают, что изобразительная деятельность и художественный труд являются благоприятными для развития основных компонентов творческих способностей — интеллектуальной инициативы,поисковой активности и направленности на самосовершенствование

и совершенствование окружающего мира. Одной из важнейших задач, стоящих перед общеобразовательной школой, является улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся — формирование у них чувства прекрасного, высокого эстетического вкуса, умения понимать, ценить красоту не только искусства, но и окружающей действительности. Учителя школ призваны эффективно использовать воспитательные и образовательные возможности всех учебных предметов, факультативов и кружков по искусству.

Искусство на современном этапе идёт в ногу со временем и приобретает особые черты, которые раньше были менее ярко выражены: большую символичность, многозначность образов и очень часто глубокий философский подтекст произведения. Однако большинство даже образованных людей ориентированы до сих пор на поверхностнонатуралистическое восприятие произведения изобразительного искусства. В современном мире с его бешеным темпом жизни это становится ненужным. Эстетическое развитие и художественная культура являются неотъемлемой частью общей культуры личности в процессе ее развития.

Окружающий мир, разнообразные изобразительные формы, художественное наследие не только информируют, но и являются одновременно мощнейшим средством формирования определенных социально-эстетических предпочтений, вкусов, нравственных ориентиров. Современное изобразительное искусство значительно расширило свои границы: кино, телевидение, фотография, компьютерный дизайн и анимация, видео и многое другое активно вошли в нашу жизнь. Понятие синтеза культуры означает сегодня такую работу воображения, которая объединяет в себе творческое мышление и знания на качественно новом уровне.

Библиографический список

1. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение,1979.

2. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1978.

3. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1989.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1967.

5. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. Омск: ОГПИ, 1991.

6. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985.

7. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1990.

Yagupova T. A.

Artistic education as the principle means influencing the formation of child’s personality.

The article touches upon the role of artistic education in the process of teaching, its influence on the development of child’s personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.