ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.013(09)(470)
С. А. Днепров, А. С. Максяшин Екатеринбург
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРАЛА КАК ЗЕРКАЛО МОДЕРНИЗАЦИЙ XVIII-XX ВЕКОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: генезис художественного образования Урала; историко-педагогические и художественно-культурные традиции; изобразительное искусство; модернизация; инновационно-творческий потенциал личности.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются стадии генезиса художественного образования в области изобразительного искусства Урала XVIII—XX вв.
S. A. Dneprov, A. S. Maksyashin Yekaterinburg
EDUCATION IN THE FINE ARTS OF THE URALS AS THE REFLEXION OF THE MODERNIZATION IN THE 18—20th CENTURIES
^Y WORDS: genesis of arts education in the Urals; historical, pedagogical and cultural and artistic traditions; fine arts; modernization; innovative and creative potential of personality.
ABSTRACT. The author discusses the stages of the genesis of the arts education in the Urals of the 18—20th centuries.
В современный период наметилось осуществление коренной модернизации науки, техники, экономики и социальной сферы на основе существенного повышения роли образования в жизни общества и государства. В этой связи решается одна из сложных задач — полноценная реализация инновационнотворческого потенциала личности, являющаяся наиболее ценным эвристиче-
ским и логико-аналитическим результатом художественного образования. Однако реальный вклад образования в обновление страны еще незначителен. Для реализации этого проекта возможно использование богатейшего историко-педагогического и художественно-культурного наследия, которое формировалось многими поколениями в процессе политических, социально-экономических, про-
мышленных и культурных модернизаций. Наглядным примером преемственности модернизации отечественного художественного образования в области изобразительного искусства является Уральский регион, где истоки и самобытные ориентиры являются характерной ориентацией на взаимосвязь современности с прошлым. Именно здесь модернизаци-онные направления особенно сильно проявили себя в период XVШ—XX вв. Таким образом, историко-педагогический и художественно-культурный опыт может способствовать расширению и углублению знаний, сохранить и более активно использовать традиционные формы регионального искусства в жизненной практике. Исследователи отмечают, что главное предназначение исследования региональных особенностей в художественном образовании — поиск и обнаружение уникальных или подтверждение общих закономерностей развития исторических процессов и явлений, помощь в решении проблем современности; демонстрация того, как они разрешаются в условиях разных частей страны [5. С 157—158] . На Урале более четко прослеживаются генетические линии в виде традиций, направлений, стилей, технологий и школ художественного мастерства. Характерна для региона и эндемичность — особое пространственно-временное, территориально-культурное своеобразие изобразительного искусства, обусловленное интенсивными инверсионно-медиативными связями с горнозаводской промышленностью, художественными промыслами и ремеслами. Эндемичность проявила себя в виде многогранности и комплексности изобразительного искусства, получившего свое развитие на основе художественного образования: в нем гармонично сочетались, с одной стороны, самобытность и оригинальность, а с другой — общие для всех законы жанров, которые в современный пе-
риод могут активно находить свое воплощение в принципиально новых направлениях и формах деятельности. В этой связи выделены и осмыслены стадии генезиса художественного образования в области изобразительного искусства Урала: а) формирования предпосылок появления, б) возникновения, в) развития, г) становления, д) трансформации [1. С. 85—96] .
Первая стадия генезиса — формирование предпосылок появления — связана с XVII в. и активным заселением региона выходцами из центральной части России, распространением грамотности среди населения края и зарождением самобытных художественных ремесел и промыслов. Ремесленно-промысловая основа с ориентацией на прямой продуктообмен и нарождающийся товарообмен послужили основой для социальнопрофессиональной подготовки специалистов в области изобразительного искусства. Именно в этот период была совершена адаптационная модернизация, предопределившая готовность ко всем последующим модернизациям: произошла не только экспансия новой территории, но освоение новых материалов и технологий, а вместе с ними — и зарождение профессионального и художественного образования. Ремесленно-промысловая основа с ориентацией на прямой продуктообмен и нарождающийся товарообмен послужила базой для социально-профессиональной подготовки специалистов в области изобразительного искусства.
В результате художественное образование на Урале стало отличаться самобытностью: с особой значимостью проявилась миссионерская роль культовой деревянной резной скульптуры, старообрядческая иконопись, художественная обработка металла и камня на основе синхронности освоения новых художественных технологий и обучения деятельности в них, что способствовало увели-
чению инновационно-творческого потенциала личности. Произошло и нечто важное — формирование особой характеристики изобразительного искусства и художественного образования, значительно отличавшихся от других регионов России и тесно связанных с социальноэкономическими и культурными особенностями региона.
Основными методами обучения стали: непосредственная преемственная
связь с передачей положительного родового, общинного и племенного опыта старших к младшим; опытно-пробное постижение новых материалов и технологических приемов исполнительского мастерства, формирование ранее неизвестных практических умений и навыков; полное восприятие художественного замысла; многократное копирование образца (оригинала).
Ремесленно-промысловая основа положила начало индивидуальной форме обучения с личностной мотивационной основой, базирующейся на семейном ремесленно-промысловом характере обучения с ориентацией на постижение профессионального уровня мастерства с неограниченными возможностями.
Принципы обучения отражали непосредственную связь с художественными ремеслами и промыслами, духовной и культурной жизнедеятельностью; преемственность в сочетании с принципами освоения новых материалов и технологий в новых природно-климатических условиях.
Условиями обучения являлись методологическое и технологическое освоение учебного материала и создание единичных художественно значимых изделий. Основой содержания образования стало постижение практических основ профессионального художественного мастерства, методов и приемов работы с природными материалами. Считалось, что постижение учебного материала должно опираться на предшествующий
опыт, на факты, умозаключения и выводы [2. С. 21] .
Вторая стадия генезиса — возникновение художественного образования в области изобразительного искусства на Урале — началась в первой половине
XVIII в. и была детерминирована новыми потребностями заводских производств, художественных промыслов и ремесел в специалистах художественного профиля. Художественно-производственная основа и региональная специализация обучения с ориентацией на создание художественно значимых изделий предопределила не только их тесное взаимодействие, но и актуализацию инновационно-творческого потенциала личности. Наметились некоторые важные аспекты в художественном образовании: переход от адаптационной модернизации к педагогическому обеспечению промышленной модернизации по западноевропейскому образцу. Все это было продиктовано обеспечением возросших потребностей горнозаводского хозяйства в специалистах художественного профиля для градостроительства и прикладных искусств; удовлетворением насущных потребностей внутреннего и зарубежного рынков сбыта в промышленной и художественной продукции; возникновением общей научно обоснованной методологии и методики обучения в художественном образовании; побуждением к учебной и художественно-творческой деятельности; заимствованием западноевропейских методик преподавания основ изобразительной грамоты; преемственностью в использовании важнейших приемов постижения и обработки специфических для Урала материалов.
Известный горный деятель и просветитель В. Н. Татищев в основу педагогической деятельности заложил два принципа — исторической преемственности и пользы государству [4. С. 61] . Осуществлен и важный шаг по созданию на Урале школы «знаменования» (рисования)
в Екатеринбурге, ремесленной школы при Троицком заводе А. Ф. Турчанинова, школ художественного мастерства Строгановых в Соликамске, Усолье и с. Иль-инское, в которых создана атмосфера состязательности и поощрения, стимулировавшая познавательную активность обучающихся, посильности и развивающего обучение.
Рисование и живопись как учебные дисциплины стали занимать достойное место в содержательной базе, а ведущими функциями стали методологическая (способствовала изменению деятельности в соответствии с духом петровских преобразований в России), мотивационная (ориентировала на необходимость обучения) и нравственная (связана с обогащением личности посредством освоения способов и приемов изобразительной грамоты). Основными методами и средствами обучения явилось:
— побуждение к художественной деятельности, основанной на использовании преимущественно положительных мотивов и стимулов и поддержка склонности к постоянному проявлению трудолюбия и старательности, не обусловленная профессиональной подготовкой специалистов в области изобразительного искусства;
— использование метода секурялиза-ции (изменение мировоззренческих позиций в искусстве при переходе с библейских сюжетов на светские);
— знание методов обучения, их применение и воспроизведение в искусстве реализма на основе научно обоснованных теоретико-методических разработок;
— ориентация на поиск принципиально новых, ранее не свойственных искусству Урала форм и элементов декора художественных изделий;
— применение методики «взаимного обучения» (методика Белл-Ланкастера) старшими младших;
— усовершенствование текущего контроля за результативностью и эффективностью обучения.
Был признан целесообразным переход к совокупному обучению, в процессе чего использовалась как индивидуальногрупповая, так и классно-урочная формы с ориентационной основой на осмысление и понимание сущности профессиональной художественной деятельности, включением принципов природосо-образности и наглядности.
Организация и содержание образования отражало прогрессивные явления культурной жизни России, заложенные на принципах исторической преемственности и пользы государству.
Вместе с освоением новых материалов, технологий и художественных образов художественное образование впервые получило свое синхронное развитие, что способствовало проявлению:
• принципов традиционализма в использовании материала, рационализма (логической обоснованности и целесообразности профессиональной подготовки специалистов в области изобразительного искусства для горнозаводской промышленности), гуманизации (обеспечение становления гуманистического отношения к художественно-творческой деятельности «для себя»);
• анализа, синтеза и сравнения учебной информации, самоанализа, творческой рефлексии как системного способа обнаружения причин верного и неверного выбора направления учебного поиска и логики его развертывания;
• систематического побуждения к творческой художественной деятельности с использованием положительных стимулов;
• заинтересованности педагогов к учебной деятельности и знаниям обучающихся;
• постижения и воспроизведения искусства реализма на основе первых теоретико-методических разработок;
• ориентации на поиск и освоение в обучении принципиально новых, ранее не свойственных искусству Урала форм и элементов декора в художественных изделиях.
Условиями обучения стали более усложненные и совершенные учебнотехнологические приемы постижения материала на основе использования простейших механизмов; появление новых художественных производств и их влияние на образовательные технологии, что обусловило дальнейшую дезинтеграцию процесса создания предметного мира в искусстве. Основу содержания образования составила эстетизация личности, постижение знаковой системы, распространение технических знаний и повышение образовательного художественного уровня. А содержательная база художественного образования стала фундаментом технического прогресса уральской горнозаводской промышленности: увеличение масштабов подготовки специалистов обусловило подъем развивающейся горнозаводской промышленности и способствовало появлению нового направления в искусстве — заводской графики: изображению карт, чертежей, технических рисунков заводских и гражданских строений, производственных процессов, художественных изделий [3. С. 10—11] .
Третьей стадии генезиса — развитию художественного образования в области изобразительного искусства Урала — предшествовал переход в XIX в. от промышленной к научнопромышленной модернизации и непосредственное участие художественного образования в этом процессе. Мно-гоформность горнозаводского хозяйства Урала и осуществление комплекса административно-управленческих реформ способствовали созданию учебных заве-
дений нового типа: школы «рисования, лепления и резьбы» при Екатеринбургской гранильной фабрике (1800), живописной школы в Нижнем Тагиле (1806), школы художественного мастерства при Верх-Исетском (1800) и Каслинском (1860) заводах, клинковых рисовальщиков в Златоусте (1828). Методика обучения непосредственно стала определяющей в художественно-промышленной подготовке специалистов на основе профессионального постижения изобразительной грамоты. В основу обучения были положены новые отечественные теоретико-методологические наработки Императорской Академии художеств. Включенный в учебный процесс многопрофильных учебных заведений рисунок наиболее полно отвечал потребностям образования, что позволило усовершенствовать методику обучения, повысить уровень общей и профессиональной культуры.
Основными методами и средствами обучения стали заинтересованность, стимулирование и поощрение творческой деятельности обучающихся; отказ от монистической (однообразной) методики; копирование иллюстративного материала в качестве начальной познавательной основы; творческая работа по образцу; применение интерактивного метода; выявление особо одаренных учеников и их профессиональное совершенствование в области изобразительного искусства в отечественных и зарубежных учебных заведениях. Отмечены непрерывность, поступательность, системность, прогрессивный и самобытный характер художественного образования с признаками эндемичности, которые прослеживались на всем протяжении XIX в. и отразились в новых направлениях и образах в искусстве, свойственных только для Урала: клинковом оружии, росписи металла, художественном бронзовом и чугунном литье, камнерезном и гранильном искусстве.
На третьей стадии свое отражение получили следующие принципы: художественное освоение различных свойств и технологических особенностей материалов; инверсионно-медиативная связь художественного образования в области изобразительного искусства Урала с производственным процессом и региональным искусством; формирование смысловых конструкций на основе синтезирования различных свойств материалов; взаимодействие обучающихся как с педагогом, так и между собой.
Ведущая функция обучения — личностно-развивающая — всецело способствовала повышению уровня общей и профессиональной культуры личности. Анализ деятельности учебных заведений художественного типа на Урале позволяет утверждать о применении художниками-педагогами (В. А. Албычев, Е. А. Бояршинов, И. А. Штейнфельд и др.) как индивидуально-групповой, так и классноурочной форм обучения с углубленным постижением систематизированных знаний, умений и навыков профессионального художественного мастерства. Условия обучения стали более совершенными на основе технологических и методологических особенностей освоения материалов и расширения ассортимента художественно-значимых изделий.
Основу содержания образования составляла ориентация на постижение более свершенных методологических и практических основ профессионального художественного мастерства. Благодаря такому подходу художественное образование в области изобразительного искусства Урала, которое на всем протяжении
XIX в. было непрерывным, поступательным, системным, комплексным, носило прогрессивный и самобытный характер, наполнялось «благородным пафосом, верой в человеческий разум, в чистоту морали, построенной на законах разума» [4. С. 61—62] .
Четвертая стадия генезиса — становление художественного образования в области изобразительного искусства Урала — отмечена переходом от менталитета научно-технической к культурной модернизации, что обусловлено аккумулированием лучших достижений в художественном образовании в области изобразительного искусства, осознанием на рубеже XIX—XX вв. исключительной важности значения и сохранения ценностных национально-региональных приоритетов. Показателем становления стало открытие Екатеринбургской художественно-промышленной школы (1902), ремесленных школ и мастерских в Кунгуре, Лысьве, Мраморском, Нижнем Тагиле, Уфалее, Чердыне. Будущие специалисты постигали секреты художественного мастерства по программам и методикам ведущих отечественных школ прикладного искусства, за счет чего Урал в области художественного образования перестал отставать от центральных регионов России. Высокая степень мастерства на основе постижения законов классического искусства в учебных заведениях Урала позволила улучшить качество художественной продукции, укрепить и преумножить экономику, активизировать идею сохранения национальных и региональных приоритетов. Ярким примером является Каслинский чугунный павильон, удостоенный на Всемирной выставке в Париже (1900) Гран-при и Большой золотой медали.
Специфика обучения позволяла свободно ориентироваться в сфере изобразительных технологий, что понимается как профессиональная художественная компетентность. Все это в комплексе отразилось на проявлении педагогических параметров: исполнительского (неукоснительное выполнение требований и установок педагога); активизирующего (повышение уровня активности учеников, удовлетворение их потребностей, познавательной мотивации, использова-
ние проблемной ситуации); формирующего (познавательная деятельность учеников и контроль за процессом обучения); развивающего (использование традиционных и инновационных форм и методов обучения); обогащающего (приобретение и использование историкокультурного опыта интеллектуального художественного мастерства).
Блочно-модульная система образования дополнилась индивидуально-творческим и информационно-аналитическим элементами, обусловленными необходимостью проявления потенциальных и индивидуальных качеств обучаемых с целью повышения уровня их профессионального художественного мастерства на основе постижения историко-культурного опыта и традиций. Ведущей функцией обучения стало отображение объективной реальности, которая, в свою очередь, способствовала накоплению и обобщению историко-педагогического и художественно-культурного опыта, использованию принципов традиционализма, многожанровости и многоплановости в изобразительном искусстве. Обучение осуществлялось на основе передовых теоретических и методических разработок отечественных художников-педа-гогов, которые содержали в себе следующие методические направления и средства обучения: доступное и правильное изображение объектов на основе их анализа; геометральный метод обучения рисунку на основе упрощения сложных форм благодаря определенной последовательности построения изображений; познание и отражение реальной действительности на основе реализации принципа научности художественного образования в области изобразительного искусства; общественные суждения и оценки о художественной ценности выполняемых учебных работ; постижение и отражение в создаваемых изделиях историко-педагогического и художественно-культурного опыта; выявление субъ-
ективных, дидактических, коммуникативных, научно-познавательных, перцептивных способностей личности, обучающейся основам изобразительной грамоты; выявление особо одаренных учеников, их профессиональное совершенствование и направление в другие учебные заведения России и за рубеж.
Важнейшие формы обучения — индивидуальная, индивидуально-групповая и классно-урочная — базировались на принципах воспитывающего обучения, а методика заключала в себе постижение художественного мастерства (исполнительского, активизирующего, ориентирующего, развивающего, обогащающего), технологию концентрированного обучения (создание условий для погружения в процесс обучения), мотивацию к художественному творчеству на основе использования знаний регионального историко-педагогического и художественно-культурного опыта. Условия обучения были ориентированы на традиционализм в использовании и освоении материала, сохранение национально-региональных приоритетов.
Специфика обучения позволяла свободно ориентироваться в сфере изобразительных технологий, что понимается как профессиональная художественная компетентность. Содержание образования составляла ориентация на постижение теоретических, методологических и практических основ профессионального художественного мастерства во взаимосвязи с региональными особенностями искусства; сочетание элементов различных образовательных систем прошлого с настоящим ради создания новой художественной ценности обусловило единство сохранения множественности традиционных образовательных и художественно-культурных технологий. На стадии становления отмечено не только освоение новых видов и жанров в изобразительном искусстве, сближение с ремесленно-промысловой основой на базе
подготовки «ученых рисовальщиков», но и наращивание инновационно-творческого потенциала личности в культурной модернизации Урала.
Пятая стадия генезиса — трансформация художественного образования в области изобразительного искусства Урала — осуществлялась на всем протяжении 1920—2000-х гг. в связи с многократным изменением социальноэкономических и образовательных приоритетов государства, что отразилось в создании иерархичной и разветвленной сети учебных заведений художественного профиля, совершенствовании их научно-теоретической и учебно-методической базы, расширении перечня специальностей и квалификаций. Однако стадия трансформации сопровождалась и постепенной утратой преемственности лучших традиций, что отразилось на инновационно-творческом потенциале личности в условиях резкого перехода от культурной к социально-политической и социально-экономической модернизации.
Ведущей функцией на стадии трансформации стало объективное и субъективное художественное преобразование действительности, способствующее профессиональной подготовке специалистов различных квалификаций; ориентация на сохранение и реставрацию историкопедагогических и художественнокультурных ценностей в качестве фундаментальной основы художественного образования. Теоретиками отечественного художественного образования (А. В. Бакушинский, И. Э. Грабарь,
A. Е Карев, Д. Н. Кардовский, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, К. С. Петров-Водкин, Н. Н. Ростовцев, К. Ф. Юон,
B. Н. Яковлев) были разработаны и внедрены в учебный процесс методы и средства обучения: «свободного творчества», «комплексного обучения», «свободного воспитания» на основе синтеза труда и науки художественного образо-
вания в области изобразительного искусства; проектный, коллективного преподавания, лабораторно-бригадный, «социалистического реализма»; «обруб» (упрощение сложной формы предметов до простых геометрических форм); сравнительное изучение связей, сходств или отличий в разнообразных художественных явлениях (метод компаративизма); основа жизнестроения государства для утверждения тоталитарного субъекта всестороннего преобразования мира; активизирующее обучение на основе выполнения творческих упражнений, копий, оригиналов, самостоятельных авторских разработок; достижение креативного уровня развития личности и ее профессиональных художественных способностей.
Важнейшей формой обучения на стадии трансформации можно считать субъ-ектно-активизирующую, базирующуюся на синтезе мотивационно-ценностного, ориентационного, операционального, ин-формационно-анали-тического, индивидуально-творческого, научно-исследовательского компонентах художественного образования. Эти компоненты были полностью направлены на культурнопознавательный опыт и практическую художественную деятельность, отражение инновационно-творческого характера художественного образования в освоении новых профессий и специальностей в изобразительном искусстве (художников, искусствоведов, культурологов, педагогов, дизайнеров, технологов). Художественное образование в области изобразительного искусства Урала на стадии трансформации опиралось на социокультурные и философско-мировоззренческие принципы:
— гуманизации по обеспечению становления нравственно-эстетического отношения личности к искусству, к художественной деятельности, ее субъектам и художественным интересам в рамках перехода художе-
ственных ценностей «для себя» в художественные ценности «для всех»;
— отражения социокультурных и философско-мировоззренческих принципов нового мира на основе образности, системности и инновационности;
— реставрации историко-педагогических и художественно-культурных ценностей в качестве фундаментальной основы художественного образования;
— разработки новых образовательных и художественных технологий, ориентации на сочетание традиционных видов деятельности и использования новых для изобразительного искусства материалов;
— интегративности по обеспечению реализации содержания базового и профессионального художественного образования, дополняемых неформальным художественным образованием;
— ускоренного развития по обеспечению закономерного, целостного, необратимого структурного изменения системы художественного образования;
— дифференциации по обеспечиванию реализации художественного образования с учетом возрастных факторов восприятия действительности, познавательной и творческой художественной деятельности;
— самореализации в направлении продолжения художественного образования в целом и осуществления художественной деятельности в частности;
— толерантности по эффективному формированию уважения к историко-педагогическому и художественно-культурному опыту прошлого;
— научности по развитию органов чувств и творческих способностей, расширение возможностей наслаждаться красотой и создавать ее;
— артизации, ставшего отражением трансформации жизненных реалий
в различные формы искусства, стиранием границ между искусством и жизнью;
— развития по ориентации обеспечения закономерного и необратимого структурного изменения;
— культурологический по обеспечению культуросообразности художественного образования;
— преемственности по обеспечению перехода от одного этапа художественного образования к другому, последовательность смены требований к объему знаний и способам художественной деятельности, взаимосвязь содержания, методов и форм художественного образования, самореализации;
— регионализации, устраняющего противоречия между объективными и субъективными факторами развития художественного образования в регионе и предполагающего его куль-туросообразность на основе единства содержания и формы.
Можно отметить проявление художественно-эстетических категорий образности (предполагающая наличие развитых художественных способностей личности), системности (предполагающая наличие способности к научно-аналитическому мышлению), инновационности (предполагающая поиск оригинальных решений образовательных задач). Ведущие функции на этапе трансформации:
• социальная, связанная с ориентацией художественно-культурной подготовки обучаемых;
• культуросообразующая, предполагающая трансляцию из поколения в поколение историко-педагогических и художественно-культурных ценностей;
• педагогическая, связанная с регионализацией содержания и развитием подрастающего поколения на основе базового инварианта;
• диагностическая, реализующая на
ти изобразительного искусства Урала, основу которого составляет синтез теоретической мысли, педагогической практики и творческого подхода, является целостной структурой по сохранению и воспроизводству региональных традиций, развивающихся как особый тип образования. В условиях деиндустриализации, которая в последние годы усугубилась в связи с социально-экономическим кризисом, возможно использование положительного опыта художественного образования применительно к новым жизненным реалиям: расширение перечня востребованных новых специальностей и квалификаций, их переподготовка, сохранение художественных промыслов и производств как основной базы по обеспечению занятости населения.
основе социально-педагогических целевых установок развитие обучаемой личности;
• проектировочная, обеспечивающая
достижение конкретных целей посредством отбора методов, форм и средств освоения содержания художественного образования.
Условия обучения стали более совершенными, а содержание образования составила ориентация на педагогическое проектирование с прогнозируемым и очевидным результатом, что способствовало экстраполяции традиционных методов и средств обучения и профессиональной подготовки специалистов на все уровни художественного образования с целью их оптимизации.
Художественное образование в облас-СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Днепров, С. А. Генезис художественного образования в области изобразительного искусства: методология, история, перспективы / С. А. Днепров, А. С. Максяшин // Образование и наука: Известия Урал. отд. РАО. — 2007. — № 6 (48).
2. Егоров, С. Ф. Методика обучения как предмет историко-педагогичес-ких исследований (конец XIX — начало XX в. ) / С. Ф. Егоров // Советская педагогика. — 1985. — № 11.
3. Павловский, Б. В. Искусство промышленного Урала (1700—1861) : автореф. дис. ... д-ра искусствознания / Б. В. Павловский; МГУ. — М. , 1965.
4. Сутырина, Т. А. «О пользе общей, как о своей собственной, прилежать.» / Т. А. Сутырина //
B. Н. Татищев о воспитании гражданственности: тез. докл. и сообщ. : в 2 т. / под ред.
C. П. Постникова. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2006. — Т. 1.
5. Шамахов, Ф. Ф. О системе историко-педагогических исследований и роли в ней региональной тематики / Ф. Ф. Шамахов // Советская педагогика. — 1980. — № 2.
Получено 18.03.10 © Днепров С. А., Максяшин А. С., 2010