Научная статья на тему 'Методология обучения информатике иностранных слушателей на подготовительном отделении'

Методология обучения информатике иностранных слушателей на подготовительном отделении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / КОМПЬЮТЕР / СЛУШАТЕЛИ / УЧЕБНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОМПОНЕНТЫ КАЧЕСТВА / МОТИВАЦИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белисова Юлия Николаевна

В статье представлен опыт работы преподавания дисциплины «Информатика» с иностранными слушателями в Северном (Арктическом) федеральном университете в центре международной академической мобильности. Определены основные компоненты качества и мотивации процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология обучения информатике иностранных слушателей на подготовительном отделении»

5. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. / сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. Т. 5. 528 с.

Методология обучения информатике иностранных слушателей на подготовительном отделении Белисова Ю. Н.

Белисова Юлия Николаевна / Векята УиНа МкЫаеупа - старший преподаватель, кафедра информационных систем и технологий, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск

Аннотация: в статье представлен опыт работы преподавания дисциплины «Информатика» с иностранными слушателями в Северном (Арктическом) федеральном университете в центре международной академической мобильности. Определены основные компоненты качества и мотивации процесса обучения.

Ключевые слова: информатика, компьютер, слушатели, учебная коммуникация, компоненты качества, мотивация, процесс обучения.

Целью данной статьи является обобщение опыта работы в преподавании дисциплины «Информатика» для иностранных слушателей в «Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова в центре международной академической мобильности, который организует мероприятия по вхождению университета в мировое образовательное пространство. Дисциплина «Информатика» является общеобразовательной для таких направлений как:

- естественнонаучному;

- инженерно-техническому и технологическому;

- гуманитарному;

- экономическому;

- медико-биологическому.

Предвузовская подготовка это период времени, в течение которого реализуются:

- возможность обучения иностранного слушателя на неродном языке;

- условия проживания в новой климатической зоне.

Помимо русского языка, слушателям подготовительного отделения необходимо освоить и общеобразовательные дисциплины. Одной из таких дисциплин и является информатика. Свою работу мы организуем так, чтобы развить у иностранных слушателей следующие компоненты:

- интерес к обучению;

- лингвистический аппарат для дальнейшей профессиональной деятельности;

- умение решать учебно-профессиональные задачи;

- навыки организации самостоятельной работы.

Цели обучения в современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие обучаемых, их интеллектуальных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей, «...изучая русскую культуру, иностранный учащийся не может обойтись без знакомства с национально-психологическими особенностями народа, выраженными в культуре» [1, с. 12]. Гуманистическая идея совместной развивающей деятельности слушателей и педагогов заключается во взаимопонимании и проникновении в духовный мир друг друга. По мнению польского учёного-педагога Винценты Оконь, который разработал теорию функционального материализма, «содержание образования по любой учебной дисциплине должно формироваться на основе определённой ведущей идеи, отражающей специфику данной дисциплины, особенности её функций в целостной системе формирования у обучаемого научного мировоззрения» [2, с. 126]. Из этого следует, что каждый учебный предмет приобретает единый стержень, позволяющий объединить требования общества и индивидуальные образовательные потребности обучаемого. В информатике таким стержнем является идея внедрения информационных технологий во все сферы профессиональной деятельности человека, умения, которыми он будет пользоваться на протяжении всей жизни.

В настоящее время в Северном Арктическом федеральном университете обучается более 500 иностранных студентов, представляющих страны как ближнего, так и дальнего зарубежья,

различные этнические, национальные и культурные группы. В университете идет интенсивный процесс формирования мультикультурной образовательной среды.

Шестилетний опыт работы показал, что слушатели комфортно себя чувствуют, когда преподаватель каждому уделяет внимание индивидуально. Более готовыми к обучению приходят слушатели из Турции, Сирии, Индии, США, Индии, Таджикистана, Латвии. Менее подготовленными - из Судана, Нигерии, Того, Ирана, Перу, Китая, Вьетнама, Туркмении, Узбекистана. Обучение проходит в группах до 10 человек по учебному плану, соответствующему будущей программе обучения на уровне

бакалавриата/магистратуры/аспирантуры.

Хорошее сочетание в одной группе дают слушатели из Вьетнама, Таджикистана, Китая, Нигерии и Индии. В другой группе слушатели из Сирии, Турции, США, Швеции, Конго. У многих проблема с разговорным русским языком (Вьетнам, Китай, Судан, Индия, Перу).

Навыки работы с компьютером у всех разные, поэтому наша задача, за период, отведенный на освоение программы по информатике, помочь каждому слушателю получить знания, умения и навыки, которые позволят им взаимодействовать с компьютером на уровне, необходимом для решения простейших задач обработки информации в период обучения в вузе, в дальнейшей профессиональной деятельности.

Учебная коммуникация, начинается со знакомства слушателей с электронными ресурсами, сайтом университета и города Архангельска. Это необходимо для адаптации слушателей в нашем городе и университете. Мы предлагаем своим слушателям, вести диалог на занятиях только на русском языке. Закрепляем диалог на каждом занятии и делаем это следующим образом: в начале каждого занятия проговариваем тему и основные термины, которые будем употреблять при выполнении задания. Затем приступаем к выполнению одного общего задания по теме, все шаги дублируем на интерактивной доске, после этого каждый выполняет индивидуальное задание по своему варианту. В конце занятия, обязательно, оцениваем работу каждого слушателя. Слушатель получает одобрение или замечание, которое можно исправить до окончания занятия. Допускается помощь сильных слушателей более слабым, у которых не все получается. Каждый из слушателей уходит с положительным результатом. Задание по созданию презентации самое значимое для каждого слушателя и поэтому оно выполняется на завершающем этапе обучения. У слушателей, к этому времени, формируется большой словарный запас, они становятся более раскованными и более свободно говорящими на русском языке. Слушатели показывают не только навыки работы с программой Power Point, но и другими программными продуктами (текстовым и графическим редакторами, электронными таблицам, базами данных). Они готовят информацию к слайдам на русском языке: о своей стране, её географическом положении, природных ресурсах, полезных ископаемых, традициях и обычаях, системе образования, своей семье. Каждый слушатель, имеет возможность, представить свою презентацию в группе через интерактивную доску.

Результатом учебной деятельности становится возможность более глубоко познакомиться с особенностями культуры и традициями конкретной этнической группы слушателей, доверительное отношение друг к другу и преподавателю, отсутствие конфликтных ситуаций в период обучения и практически 95 % посещаемость занятий. Обучение завершается зачетом по дисциплине. Слушатели получают зачет, если умеют:

- характеризовать информатику как науку;

- использовать терминологию и символику информатики;

- формулировать определения (описания) изученных базисных понятий информатики;

- пояснять функциональное назначение основных устройств и периферии компьютера;

- сохранять информацию;

- оперировать на элементарном уровне с файлами и каталогами операционной среды;

- ориентироваться в основных видах программного обеспечения (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, презентации и т. п.).

По результатам опыта работы с иностранными слушателями, мы сделали следующие выводы:

- для повышения качества обучения, хороший результат даёт фактор учебной коммуникации, где каждый слушатель может выступать в роли посредника между родной и русской культурами;

- стимулятором для решения образовательных задач для преподавателя и обучаемого является языковая среда.

Включение России в Болонский процесс, позволит нашим слушателям чувствовать себя абсолютно спокойно и уверенно в любой из европейских стран с дипломом, полученным в России, позволит увеличить академическую мобильность студентов и преподавателей.

Литература

1. Верещагин Е. М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М., 1990. 31 с.

2. Оконь В. Введение в общую дидактику. Пер. с польского. М.: Высшая школа, 1990. 383 с.

Вершина человечности Даулетмуратова Э.

Даулетмуратова Элиза /Dauletmuratova Eliza — ассистент-преподаватель, кафедра общей педагогики, Нукусский государственный педагогический институт, г. Нукус, Республика Каракалпакстан

Аннотация: в статье описывается жизнедеятельность Героя Узбекистана, Заслуженного учителя Узбекистана Алланияза Утениязова, потратившего всего себя на благо своего народа. Даются интересные сведения о Герое, его предках и его великих делах. В письмах известных людей мира видим восхищение добротой и милосердием нашего земляка Алланияза Утениязова. Ключевые слова: благотворительность, бескорыстие, милосердие, сироты, вдовы, доброта, генеалогическое древо, добрая душа, скромность, воспитание, сирота, вдова, малообеспеченные семьи, родительские заветы, школы, детские сады, жилые дома.

Всем нам известно, что дорога к сердцу человека, в первую очередь, начинается с воспитания и образования.

Поэтому, когда бы ни шла речь об этом, мы вместе с почитанием бесценного наследия наших предков с большим уважением вспоминаем о добрых делах великих личностей - учителей и наставников...

И. Каримов

Алланияз Утениязов родился в 1936 году в ауле Казаяклы Кегейлийского района. Отец его Ерниязов Утенияз погиб в 1943 году на Курской дуге во время ожесточенных боев. Мать Ерниязова Жумагуль осталась вдовой с тремя детьми.

Его матери было тяжело одной поднимать детей и прокормить семью, и они в 1949 году переезжают в аул Узынкуль Нукусского района, ближе к её родственникам. Алланияз учится в школе имени Пушкина г. Нукуса. Чтобы помочь маме он 2 года пасет скот. Их семья выращивала фрукты и овощи. Он их на спине в мешках относил на рынок, а мать продавала. Так они добывали деньги на пропитание.

В 1958 году он поступает в Нукусский государственный педагогический институт на факультет иностранных языков. В 1964 году оканчивает институт и начинает работать учителем в сельской школе № 4 им. Куйбышева. И в студенческие годы, и когда работал учителем, он активно участвовал в хлопкоуборочной кампании. Под его руководством молодежь начала сеять и выращивать кукурузу. Его активное участие в общественной жизни заметило даже руководство республики.

Во время трудовых отпусков он помогал бедным, вдовам и сиротам, ветеранам войны и построил нуждающимся жилые дома.

Из воспоминаний Алланияза ага: «В 1995 году в нашей школе проходило собрание с участием хакима района У. Хожаназарова, руководителей районного отдела народного образования.

На собрании выступили аксакалы с Хожан аула Айтмурат ага, Торебай ага: «Детям нашего аула трудно ходить в Узункульскую школу в Хожан аул». Хаким ответил: «Сейчас в районном бюджете нет средств на строительство школы. Когда будут финансовые возможности, включим в государственный план». Тогда аксакалы сделали следующее предложение: «Им не обязательно построить типовую школу, их устроит школа, которую может построить Алланияз». Все посмотрели на него. Он не знал что ответить. Потом сказал, что построит, если ему помогут. Нам очень помогли управляющий тогда водным хозяйством Республики Каракалпакстан, заведующий районным отделом народного образования У. Хожаназаров. Особую благодарность выражаем в то время Председателю Жокаргы Кенеса У. Аширбекову.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.