Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА КУРСАНТОВ)'

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА КУРСАНТОВ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СТРУКТУРА / ПРИНЦИП / СИСТЕМА / СТРАТЕГИЯ / ФУНКЦИЯ / КОНЦЕПТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ / ЦЕННОСТИ / НАУЧНАЯ РАБОТА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПАТРИОТИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпальченко Элина Петровна

В статье представлен процесс разработки и практической имплементации методологии при организации научно исследовательской работы Всероссийского научного общества курсантов (ВНОК) в военном вузе. Выявлены наиболее актуальные уровни в многомерной структуре методологического знания, установлен функционал каждого из уровней исследуемого феномена. Формирование навыка работы в научном коллективе сопряжено с воспитанием нравственно ориентированной личности, что показано на примере осмысления понятия «патриотизм» в условиях поликультурной информационной среды. Цель: разработка методологии научных исследований с учетом специфических подходов к решению проблемы патриотического воспитания в условиях поликультурной информационной среды на примере деятельности «Военно научного общества курсантов» (ВНОК). Материалы и методы. Использованы материалы научно практических конференций военных вузов, научные публикации, содержащие исследование вклада того или иного народа в дело общей Победы над фашизмом в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Применялись общенаучные методы описательного, сравнительного и статистического анализов, конкретно научных методов лингвистической интерпретации языковых образований и др. В качестве рабочих стратегий избраны системный, компетентностный, аксиологический, гуманистический, интегративный, культурологический, социокультурный, когнитивный подходы. Результаты. Полученные выводы и результаты способны внести свой вклад в дисциплину «Методология научных исследований». Описанная в настоящей статье методология способствует эффективной организации научной деятельности ВНОК в военном вузе, упорядочении её в целостную систему с четкими характеристиками, логической структурой, определяющими процесс её осуществления. Проведен анализ научных статей, опубликованных по итогам работы на основе разработанной методологии, определяющей выбор позиции участников, повышающей качество результатов исследований. Заключение. Авторы подчеркивают важность единства общенаучных и философских принципов, которые выступают гносеологической основой деятельности начинающего ученого. Актуальной составляющей образовательной, педагогической и научно исследовательской деятельности в преподавании социально гуманитарных дисциплин является внедрение методологии с учетом реализации положений Указа Президента РФ «Защита традиционных российских духовно нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Таким образом, бытие курсанта в поликультурной среде предполагает осмысление традиционных ценностей одного народа через призму нравственных ориентиров других этносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шпальченко Элина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF THE RESEARCH PROCESS IN A MILITARY INSTITUTE DEALING WITH THE MULTICULTURAL INFORMATION ENVIRONMENT (ON THE EXAMPLE OF THE ORGANIZATION OF THE WORK OF THE ALL-RUSSIAN SCIENTIFIC SOCIETY OF CADETS)

The article deals with the process of development and practical implementation of methodology in the organization of research work of the All-Russian Scientific Society of Cadets (VNOK) in a military university. The most relevant levels in the multidimensional structure of methodological knowledge are identified, the functional of each of the levels for the phenomenon under study is established. Operating in a scientific team is closely connected with the upbringing of a morally oriented personality, which is shown by the example of understanding the concept of “patriotism” in a multicultural information environment. Objective. To develop a methodology of scientific research taking into account specific approaches to solving the problem of patriotic education in a multicultural information environment on the example of the activities of the All-Russian Scientific Society of Cadets (VNOK) Materials and methods. The materials of scientific and practical conferences of military universities, scientific publications containing a study of the contribution to the common Victory over fascism during the Great Patriotic War of 1941-1945 were used. General scientific methods of descriptive, comparative and statistical analyses, specific scientific methods of linguistic interpretation of language formations, etc. were used. Systemic, competence based, axiological, humanistic, integrative, culturological, socio cultural, cognitive approaches were chosen as working strategies. Results. The obtained conclusions and results are able to contribute to the discipline "Methodology of scientific research". The described methodology contributes to the effective organization of the scientific activity of the military higher education institution, its ordering into an integral system with clear characteristics, logical structure that determine the process of its implementation. The analysis of the published scientific articles results is based on the developed methodology, which determines the choice of the position of participants, improving the quality of researching. Conclusion. The author emphasizes the importance of the unity of general scientific and philosophical principles, which act as the epistemological basis for the activities of a novice scientist. An actual component of educational, pedagogical and research activities in the teaching of social and humanitarian disciplines is the introduction of methodology, taking into account the implementation of the provisions of the Decree of the President of the Russian Federation "Protection of traditional Russian spiritual and moral values, culture and historical memory". Thus, being a cadet in a multicultural environment involves understanding the traditional values of one nation through the prism of moral guidelines of other ethnic groups.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА КУРСАНТОВ)»

УДК 37.035.7; 37.035.6

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ (на примере организации работы Всероссийского научного общества курсантов)

Шпальченко Э.П.

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова Краснодар, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье представлен процесс разработки и практической имплементации методологии при организации научно-исследовательской работы Всероссийского научного общества курсантов (ВНОК) в военном вузе. Выявлены наиболее актуальные уровни в многомерной структуре методологического знания, установлен функционал каждого из уровней исследуемого феномена. Формирование навыка работы в научном коллективе сопряжено с воспитанием нравственно-ориентированной личности, что показано на примере осмысления понятия «патриотизм» в условиях поликультурной информационной среды. Цель: разработка методологии научных исследований с учетом специфических подходов к решению проблемы патриотического воспитания в условиях поликультурной информационной среды на примере деятельности «Военно-научного общества курсантов» (ВНОК). Материалы и методы. Использованы материалы научно-практических конференций военных вузов, научные публикации, содержащие исследование вклада того или иного народа в дело общей Победы над фашизмом в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Применялись общенаучные методы описательного, сравнительного и статистического анализов, конкретно-научных методов лингвистической интерпретации языковых образований и др. В качестве рабочих стратегий избраны системный, компетентностный, аксиологический, гуманистический, интегративный, культурологический, социокультурный, когнитивный подходы.

Результаты. Полученные выводы и результаты способны внести свой вклад в дисциплину «Методология научных исследований». Описанная в настоящей статье методология способствует эффективной организации научной деятельности ВНОК в военном вузе, упорядочении её в целостную систему с четкими характеристиками, логической структурой, определяющими процесс её осуществления. Проведен анализ научных статей, опубликованных по итогам работы на основе разработанной методологии, определяющей выбор позиции участников, повышающей качество результатов исследований.

Заключение. Авторы подчеркивают важность единства общенаучных и философских принципов, которые выступают гносеологической основой деятельности начинающего ученого. Актуальной составляющей образовательной, педагогической и научно-исследовательской деятельности в преподавании социально-гуманитарных дисциплин является внедрение методологии с учетом реализации положений Указа Президента РФ «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Таким образом, бытие курсанта в поликультурной среде предполагает осмысление традиционных ценностей одного народа через призму нравственных ориентиров других этносов.

Ключевые слова: методологический подход, структура, принцип, система, стратегия, функция, концепт, национальный, ценности, научная работа, воспитательная работа, патриотизм

Целью статьи является разработка методологии научных исследований с учетом специфических подходов к решению проблемы патриотического воспитания в условиях поликультурной информационной среды на примере деятельности «Военно-научного общества курсантов» (ВНОК).

Задача воспитания нравственно-ориентированной личности, которой присущи патриотизм, обязанности в отношении к социуму, труду и к самому себе, ответственность и другие качества - одна из ключевых в области образования на современном этапе развития общества - может и должна быть решена при обучении иностранному языку в военном вузе наряду с другими социальными и гуманитарными дисциплинами учебной программы.

Задачами настоящего исследования определены следующие:

- получить полную информацию о конкретной проблеме и возможных путях ее решения;

- разработать методологию и методику организации научно-исследовательского поиска данных о подвиге военнослужащих и целых народов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов с учетом поликультурной информационной среды;

- выявить наиболее актуальные уровни в многомерной структуре методологического знания для наиболее полного осмысления понятия «патриотизм» в условиях поликультурной информационной среды начинающими учеными;

- установить функционал каждого из методологических уровней для изучения исследуемого феномена;

- показать значимость механизма рефлексии с целью повышения качественной стороны дальнейших исследований.

Новизна исследования состоит в том, что впервые вносится практическое предложение доработать методологическую базу для эффективной реализации воспитательно-образовательного процесса в военном вузе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных рос-

сийских духовно-нравственных ценностей» [11]. Так как настоящие основы определяют систему целей, задач и инструментов реализации стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти», авторы настаивают на признании их важнейшей составляющей педагогической и научно-исследовательской деятельности в преподавании социально-гуманитарных дисциплин в военном вузе в современных условиях. Данные основы полностью совпадают с целями национального проекта РФ «Образование», дополняют и способствуют его реализации.

Новым и значимым полагаем разработку методологии научного исследования на основе интеграции социально-гуманитарных наук в поликультурной информационной среде в военном вузе. Определение методов, приемов, функций научной работы для каждого из методологических уровней с целью формирования духовно-личностного роста курсантов на примере осмысления такого понятия как «патриотизм» в условиях поликультурной информационной среды при организации научно-исследовательской работы ВНОК выполняется впервые.

Практическая значимость исследования состоит в выработке у обучаемых сознательных механизмов противодействия агрессивной социокультурной интервенции, в формировании духовно-личностного роста и зрелой мировоззренческой позиции, применяя на практике предлагаемую стратегию с использованием актуальных приемов и методик. Результаты научной работы ВНОК представлены на научно-практических конференциях военных вузов в виде научных публикаций, содержащих исследование вклада того или иного народа в дело общей Победы над фашизмом в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Алгоритм деятельности педагогического состава, наставников ВНОК на основании разработанного методологического подхода к организации научной работы среди слушателей могут быть применены в практической

деятельности любого вуза и его научных сообществ (ВНС). Полагаем, наше исследование способно внести свой вклад в дисциплину «Методология научных исследований».

Основная часть

Методологический подход понимается нами как теоретический принцип или комплекс теоретических принципов, составляющих стратегию исследования, а также научных методов и методик реализации избранной стратегии. Нам также близко осмысление методологического подхода, понимаемого И.В. Блауберг, Э.Г. Юдиным [1] и др. как определенная мировоззренческая позиция.

Как известно, в педагогической науке существует множество методологических стратегий, отличающихся подходом к процессу развития личности и социума, соотношением значимости факторов, определяющих этот процесс. В научных источниках чаще других упоминаются целостный, личностный, деятельностный, культурологический, этнопедагогический, антропологический и другие подходы.

На современном этапе развития науки и общества полагаем актуальными использование следующих стратегий (методологий) научной деятельности: системный, компетентностный, аксиологический, гуманистический, интегративный, культурологический, социокультурный, когнитивный. Очевидно, что выбор методологии должен быть целесообразными, а их число должно быть оптимальным для каждого конкретного исследования в рамках ВНОК. Каждый из них представляет собой качественно новый способ исследования явления.

Вслед за Н.В. Ипполитовой [5] считаем важным подчеркнуть, что методологический подход в научном знании реализуется в единстве философско-нормативной (определение исходных мировоззренческих, научных принципов), когнитивно-прогностической (организация изучения объекта педагогического исследования), а также конструктивно-праксиологической (выявление способов, приемов организации и осуществления исследовательской деятельности) и их функций. Обычно рас-

сматривают три уровня методологии науки: фундаментальный, общенаучный, технический. Мы придерживаемся мнения А.А. Глебова о том, что стратегия исследования в структуре методологического знания «принадлежит одному из четырех уровней, отличающихся друг от друга разнородностью функций, - философскому, общенаучному, конкретно-научному и технологическому» [3, с.20] (курсив наш. -Э. Шпальченко).

Методологический каркас обретает прочность на технологическом уровне вследствие того, что все дальнейшее исследование опирается на достоверные исходные, эмпирические данные, позволяющие получить высокий уровень обобщения.

В широком смысле методология трактуется как исходная философская позиция научного познания, общая для всех научных дисциплин, а в узком смысле - как теория научного познания в конкретной научной дисциплине. В нашем случае следует делать акцент на формирование у исполнителей ВНОК научного мышления в процессе получения нового научного знания. В связи с этим, в данной работе философский и общенаучный подходы применяются как основные. На определенном этапе актуален конкретно-научный уровень методологии, причем все ярусы обнаруживают теснейшую взаимосвязь, что помогает курсантам развить навыки работы в научном сообществе.

Конкретно-научный уровень предусматривает интеграцию различных методов и подходов научной работы ВНОК. Преподавательский состав уделяет ключевое внимание нравственно-патриотическому воспитанию на основе изучения родного и иностранного языков, других гуманитарных дисциплин (истории, культурологии и др.). Например, в статье «О воспитательной роли английского языка в научно-исследовательской работе» авторы отмечают высокую воспитательную и мотивационную роль языка при отборе, обработке информации и подготовке доклада среди курсантов ближнего и дальнего зарубежья. Авторы утверждают, что «воспитательные гуманистические и пат-

риотические цели реализуются посредством организации научной работы курсантов в ходе поиска научных, военно-исторических материалов на английском языке, их обработки, осмысления и им-плементации в виде научных работ, докладов в рамках ВНОК» [15. С. 76].

Определив методологическую и фактологическую базу, необходимо приступить к организации работы ВНОК.

Деятельность ВНОК организована и ведется в соответствии с Положением о военно-научном обществе курсантов на основании Приказа Министра Обороны Российской Федерации № 670 от 15 сентября 2014 года (с изменениями на 18 января 2016 года)

[https://normativ.kontur.ru/document?module Id=1&documentId=413697]. Работа способствует формированию у курсантов интереса к военно-научному творчеству, обучает методике и способам самостоятельного решения научных задач и навыкам работы в научных коллективах. Полагаем необходимым при организации научной работы использовать базовые определения Указа Президента РФ [11], согласно которым первоочередными задачами воспитания и образования должны стать сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей. В тексте документа определено, что к традиционным ценностям относятся «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [11]. Авторы убеждены, что в военном вузе с многокультурным контингентом общение и обучение в поликультурной среде предполагает осмысление традиционных ценностей одного народа через призму нравственных ориентиров других этносов.

Далее следует определить методы и принципы научной работы ВНОК. К наиболее эффективным формам методиче-

14

ской работы относятся семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации; защита проектов, творческие отчеты, научно-практические конференции и др. В нашей предыдущей статье подробно описаны педагогические и дидактические методы и принципы, используемые при организации работы ВНОК: «поисковый, частично-поисковый, исследовательский, практический, наглядный, коммуникативный. В процессе деятельности реализуются принципы научности, системности, самостоятельности, активности и сознательности обучения, а также принцип воспитывающего обучения [15. С. 76]. Следует отметить, что цели и задачи ВНОК определяются заданной тематикой той или иной формы методической работы, стимулируют курсантов к выполнению работы на высоком уровне. К стимулирующим и мотивационным мы относим методы: «а) самостоятельной деятельности в малых группах по два человека под руководством преподавателя; б) стимулирования и мотивации интереса к учению: используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологического настроя, побуждения к научно-исследовательской работе» [там же, с. 76].

Уровневая методология организации научной работы ВНОК

Рассмотрим методологию организации научно-исследовательского поиска данных о подвиге и патриотизме военнослужащих и целых народов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов с учетом поликультурной информационной среды и уровней методологии.

На технологическом уровне участники научного общества под руководством преподавателя отбирают релевантные источники, из которых следует получить эмпирический и фактологический материал для конкретного исследования. Источники должны быть аутентичными, научно верифицированными, достоверными, при этом реализуется нормативная методологическая функция. Исследование боевого пути и вклада той или иной персоналии (либо народа) в дело общей победы над фашизмом следует извлекать, опираясь на архив-

ные данные, личные письма и мемуары, сайты Министерства Обороны РФ. При выборе энциклопедических и литературных источников следует учесть, что не только ближнее и дальнее зарубежье, но и сама территория Российской Федерации представляет собой симбиоз поликультурных сред, в которой формируется новое поколение россиян. Многонациональный состав обучаемых первого факультета (РФ) представлен различными национальностями Российской Федерации: русские, армяне, украинцы, белорусы, корейцы, татары, сербы, башкиры и другие. Факультет иностранных военных специалистов (ИВС) развивается в условиях поликультурной информационной среды восточных, африканских и среднеазиатских стран. Данную особенность необходимо учитывать при организации воспитательной и научной работы. Анализ, систематизация и интерпретирование данных рекомендовано выполнять с точки зрения той или иной традиционной ценности с учетом актуальных подходов к научному изложению материала.

На общенаучном уровне исполнителям под руководством наставника следует изучить структуру, представляющую данный уровень методологии. Структура эта многомерна, включает в себя общенаучные понятия и категории, общенаучные проблемы; общенаучные методы и подходы к познанию; общенаучные познавательные процедуры; теории, гипотезы и дисциплины; общенаучную картину мира. Вооружившись новыми знаниями, надлежит приступить к исследованию в рамках вышеуказанной тематики - провести поиск, сравнение и анализ различных определений понятия «патриотизм». Полученные данные рекомендовано интерпретировать с учетом когнитивного (связь с изучением сознания и мышления, в том числе и языка), историко-философского (изучение процесса возникновения, формирования и развития рациональных картин мира и бытия), антропоцентрического (на примере языковой личности-носителя того или иного языка (культуры, народа и т.п.) возможно выявить особенности ее языкового и

психологического портрета, базовых ценностей) методологических подходов.

Так как научная работа организована кафедрой иностранных языков, то актуальным и важным является конкретно-научный уровень методологии работы, опирающийся на научные концепции специальных научных дисциплин об обществе - гуманитарных и социальных. Полагаем в данном случае наиболее релевантными применение следующих стратегий: системный, исторический, когнитивный, антропологический и другие подходы к использованию современных лингвокульту-рологических теорий актуализации концепта в языке и речи и когнитивного лингвистического вектора познавательной деятельности (когнитивная лингвистика исследует взаимоотношения языка и мышления). Следовательно, в качестве методологической основы на данном уровне используется «системный метод интерпретации языкового материала (языка науки) с учетом лингвофилософских концепций «о взаимокорреляции и неразрывной связи мышления, сознания, языка и речи в процессе познавательной деятельности человека» [16. С. 80]. Особо следует отметить роль такой деятельности, как интерпретирование полученных знаний. Интерпретация речевого сообщения - это вид когни-ции, непосредственным объектом которой выступает продукт речемыслительной деятельности (речь) и человек - активный субъект познания. Весьма важно учесть, что «при интерпретации языковых и вне-языковых явлений предметной области лингвистики предполагается включение полученных результатов в систему существующих знаний (универсум рассуждений), что способствует либо уточнению ранее полученных знаний, расширению границ научного познания, либо созданию новой теории» [17. С. 220].

Философский уровень составляет содержательное основание всякого методологического знания и определяет мировоззренческие подходы к процессу познания и интерпретации полученных данных. При исследовании любой области научного знания акт научной интерпретации имеет большое гносеологическое значение. Важ-

на роль интерпретации при сопоставлении научных теорий с описываемыми ими областями, при реализации разных способов построения теории и при характеристике изменения соотношения между ними в ходе развития познания на философском уровне. Начинающий ученый - исследователь убеждается в том, что изучаемые феномены «располагаются на разных уровнях представления о действительности, законах и закономерностях бытия, одновременно обнаруживая теснейшую взаимосвязанность» [16. С. 82]. Таким образом, интерпретация как вид деятельности рассматривается не как цель, а как инструмент, направленный на получение знания применительно к уровневой структуре научной методологии.

Практическое применение методологии организации научной работы в военном вузе

Приведем пример практической импле-ментации разработанной методологической основы для формирования духовно-личностного роста курсантов в отношении представленной выше проблематики ВНОК.

Энциклопедические и литературные источники на разных языках, в том числе английском, предоставляют курсантам обширный, иногда противоречивый и неприемлемый фактологический материал в отношении общечеловеческих ценностей («Нет патриотов там, где речь идёт о налогах» Джордж Оруэлл. «Время от времени дерево свободы нужно поливать кровью тиранов и патриотов» Томас Джеф-ферсон. «Мы прежде всего джентльмены, а уж потом - патриоты» Эдмунд Берк и др.). Руководитель ВНОК должен указать молодому ученому на необходимость проведения научно-исторического поиска в отношении как самого источника, так и автора того или иного высказывания, интерпретировать речевое сообщение в исто-рико-культурологическом разрезе, оценить масштаб личности, его идеологическую и мировоззренческую позицию, особенности эпохи, языка, мышления.

Как указано выше, этап отбора эмпирического материала реализуется на технологическом методологическом уровне, при

этом наставник рекомендует наиболее весомые в науке источники - энциклопедии и толковые словари, а интернет-источники на родном или английском языке исполнитель выбирает самостоятельно. Вслед за этим энциклопедические определения, а также высказывания, цитаты выдающихся деятелей прошлого и современности о понятии «патриотизм», извлеченных начинающими исследователями на разных языках, верифицированы и переведены на русский язык. Приведем примеры первичной обработки эмпирического материала.

«Unmüg hmjphü^p^, mnmüg hmjphü^ hnq^ hmüqh^ u^pn йшрцр ^ ^шрпц qmüh]_ ^ptü, qmüh]_ ^p ¿nq^ü» «Без Родины, без любви к Родной Земле, человек не сможет найти себя, найти свою Душу!». Мартирос Сергеевич Сарьян (1880-1972), армянский, советский художник-живописец, мастер пейзажа, график, сценограф, Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премии второй степени.

«Ob sie Recht hat oder nicht, das ist mein Land: Wenn es Recht hat, muss ich ihr helfen, richtig zu bleiben, wenn es nicht recht hat -ihr zu helfen, richtig zu warden». «Права она или нет, это моя страна: если она права, я должен помочь ей остаться правой, если не права - помочь ей стать правой». Карл Кристиан Шурц (1829-1906), германский и американский политический деятель, участник Гражданской войны в США, 13-й министр внутренних дел США.

«Le patriotisme est l'exact opposé du nationalisme. Le nationalisme est une trahison du patriotisme». «Патриотизм - это полная противоположность национализма. Национализм - предательство патриотизма». Эммануэль Макрон, французский государственный и политический деятель. Действующий президент Франции, верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Франции и князь Андорры с 14 мая 2017 года.

«Патриотизм дегенiмiз - эке-шешевдi к^рметтей бшущ, ауыл-аймагыцды ар-дактай бшущ, ез ултыцды сYЮЩ, ана ^^i ардактауыц, ез халкыцныц еткен жолы мен тарихын к^рметтеп, оган тш

типзбеущ мен ез Отаныцды жаудан коргауыц». «Патриотизм - это умение уважать своих родителей, уважать свой аул, любить свою нацию, уважать свой родной язык, уважать прошлый путь и историю своего народа, не оскорблять его и защищать свою Родину от врага». Ба-уыржан Момышулы (1910-1982), советский офицер, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, Народный Герой Казахстана (1995, посмертно), панфиловец, писатель.

«Patriotism is not an explosion of emotions, but a calm and strong devotion that lasts throughout the life of a person». «Патриотизм - это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека». Эдлай Стивенсон (1835-1914), американский политик и 23-й вице-президент США.

«Танх,о ватандустон кодиранд ба номи Ватан корнамой кунанд. Ватандустй, но-вобаста аз нажод ва миллат, яке аз анъанах,ои мух,имтарини х,ар як халк аст». «Только патриоты способны на подвиги во имя Родины. Патриотизм - одна из важнейших традиций каждого народа, независимо от расы и нации». Эмомали Рахмон (род. в 1958 г.), таджикский государственный и политический деятель, третий президент Республики Таджикистан с 16 ноября 1994 года. 30 сентября 1999 года сроком на один год был избран заместителем председателя Генеральной Ассамблеи ООН. С 2015 г. носит пожизненный титул «Пешвои миллат», что означает «Основатель мира и национального единства - Лидер нации».

«Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней». Алексей Николаевич Толстой (1883-1945), русский и советский писатель и общественный деятель из рода Толстых. Лауреат трёх Сталинских премий первой степени.

«Философский энциклопедический словарь» предоставляет дефиницию, согласно которой главным содержанием этого понятия становятся «всенародный патриотизм,

гармонически сочетающий любовь к лучшим национальным традициям своего народа с беззаветной преданностью социализму и коммунизму и с уважением к другим народам», «интернационализм», ... «общенациональная гордость сов. человека преданность и верность своей Родине, всему содружеству социалистических стран» [12. С. 484].

Анализ материала на философском и общенаучном уровнях показывает, что данное понятие многогранно, существует одновременно в духовном, социальном, философском и религиозном измерениях, часто содержит противопоставления (противоположения), обращено непосредственно к памяти и самосознанию народа, его традициям, языку и культуре, восходит к пониманию того, что человечество именует Родиной и истинными ценностями.

На конкретно-научном уровне методологии изучения лингвистики, культурологии и истории становится возможным апеллировать к концептуальным понятиям, концептам, а на философском - к категориям как многомерным ментальным образованиям. Ознакомление начинающих ученых с данными научными терминами и понятиями весьма актуально для качества любого, в том числе нашего исследования. Категории образовались в результате обобщения исторического развития познания и общественной практики. Концептуальные понятия представляют собой абстрактные, вневременные и универсальные идеи, соотнесенные как с ментальным миром человека, так и с культурой и историей, социумом. В лингвистическом отношении предложено рассматривать их как совокупность формальной и смысловой структуры языка, логически организованной и обладающей специфическим характером. Возможно ввести понятие концеп-тосферы, представив ее как модель определенного аспекта реальности, существующей в сознании людей разных этносов. Это ментальное образование структурирует когнитивное пространство языка и мышления, значительно шире семантического пространства языка, т.е. просто значения слова, предложения, текста.

Характеристики понятия «патриотизм», выявленные при помощи разработанной уровневой методологии в условиях поликультурной информационной среды, основаны на универсальных понятиях и смыслах - душа, любовь, счастье и др. В отобранных дефинициях часто содержатся смысловые и понятийные противоположения, которые помогают осмыслить суть изучаемого феномена (родная земля - неродная земля, слово - дело , счастье - несчастье, предложить - сделать, взрыв эмоций - прочная преданность, умереть -жить, любовь - неприязнь, любовь - ненависть, правота - неправота, самопроявление - самопожертвование и самоотречение, обвинять - сделать все зависящее; правители - народ, патриотизм - национализм , патриот - националист; уважать - оскорблять, прошлое - настоящее - будущее, в России - нигде больше и др.). Из этого следует, что патриотизм выступает как противоположность национализму, несмотря на единую социальную почву их происхождения и развития, не исключает критической оценки.

В качестве когнитивного материала для концептуального понимания не только патриотизма, но и исторической, социальной, этнической канвы в рамках нашего трансдисциплинарного раздела исследования выступают следующие ключевые концептуальные понятия: душа, духовность, религия, культура, традиции, язык, ценности, устои, твердыни, церковь, семья, братство, верность. Эти и многие другие традиционные универсальные ценности выходят на первый план при исследовании подвига воина-героя той или иной национальности многонациональной страны СССР.

Определить и систематизировать основные характеристики понятия «патриотизм», структурирующих данный феномен как общечеловеческую ценность стало возможным в свете выявленных концептуальных понятий и противоположений. Общефилософские понятия душа, вечное, безусловное, сущность, свойство, человек, рациональное-иррациональное, субьект-объект как универсальные смыслы и категории в языке проявляются в качестве об-

щих представлений и установок, способствующие адекватному восприятию и интерпретации объективной реальности.

Следует особо подчеркнуть, что категориальное мышление позволяет курсантам самостоятельно отнести извлеченные лексемы к определенным категориям согласно иерархии когнитивных классификационных признаков. Так, исследование показало, что понятие «патриотизм» в когнитивно-лингвистическом плане структурирует, помимо прочих, категория «действие» (созидание, развитие, защита и др.). Социальные категории, которые характеризуют человека и общество, основные, важнейшие обстоятельства общественной жизни людей, их деятельности, их духовного мира: работа, собственность, государство, народ, этнос, свобода, справедливость, добро, зло, совесть, обязанность, эмпа-тия, героизм и другие становятся элементами, формирующими мировоззрение молодого ученого в научном сообществе и вне его. Интерпретируя полученные знания, можно сделать вывод, что базовыми концептуальными понятиями, характеризующими такое ценностное явление как «патриотизм» становятся Человек, Родина, Душа, Религия, История, Память, Самосознание, Самоотречение, Самопожертвование, Любовь, Народ, Этнос, Предки, Развитие, Традиции и др. Эти ментальные образы и абстрактные понятия, в разных языках вербализуемые по-разному, как бы встроены в систему культуры, общечеловеческих гуманистических ценностей. В этой связи следует привести мнение С. Г. Воркачева, который определяет концепт как отдельный предмет коллективного сознания, направляющий к высшим сущностям, помогает воспринять «соотнесение семантических единиц с языковой личностью, которая является представителем национального менталитета» [2. С. 51]. Полагаем, данное определение применимо и к тематике нашего исследования, проводимого в условиях поликультурной информационной среды.

Таким образом, на конкретно-научном уровне исполнители осваивают элементы лингвистического, историко-философского и др. исследований, при этом реализуются

познавательная, образовательная, культурно-мировоззренческая, социальная и другие функции.

Результаты исследования и их обсуждение

На заключительном этапе ожидается практический результат гносеологического процесса. Все научные публикации содержат материалы, глубоко осмысливающие вклад того или иного героя Великой Отечественной войны 1941-1945 гг с учетом интегративного и разноуровневого подхода к интерпретации фактических данных. В выводах начинающих исследователей [4; 6; 7; 8; 9; 10; 13; 14] присутствуют понятия, восходящие к традиционным интернациональным духовно-нравственным ценностям, культуре и исторической памяти того народа, который представляет автор.

Так, нами выявлены основные концептуальные понятия при осмыслении явления «патриотизм»: память, гражданин, защита, интернационализм, героизм, братство, поколения, память, герои, подвиг, увековечить, дружба, страна, многонациональный, многоконфессиональный, герои, освободитель, нация, народность, народ, предки, поколения, история, дружба, гордость, любовь, мужество, нравственность, личность, патриот, долг, идея, ценность, воспитание, честь, священный, традиции, победа, коллективизм, безопасность.

В дальнейшем членами научного сообщества проводятся изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы научного коллектива ВНОК, используя механизм рефлексии. т.е. оценки построенной системы нового научного знания. С помощью этого механизма самооценки коллектив молодых ученых и их наставников определяет необходимость либо коррекции системы нового знания, либо продолжения исследования в виде построения новой гипотезы. Обращение к базовым (традиционным) ценностям языка, культуры и социума при решении научных вопросов гуманитарного склада способствуют взаимообогащению континуума научных достижений. Единство общенаучных и философских принципов и

интегрированный подход к исследованию выступают гносеологической основой деятельности начинающего ученого-исследователя.

Выводы

Воспитательная деятельность является неотъемлемым элементом современной образовательной системы. В условиях военного вуза формирование духовных, патриотических и других социально значимых качеств охватывает все стороны жизни и деятельности курсантов, в том числе научную.

Эффективными путями решения проблемы воспитания нравственно-ориентированной личности при обучении гуманитарным дисциплинам в военном вузе следует считать тщательную разработку методологических основ для подготовки и проведения научно-исследовательской работы. Релевантный выбор методологических основ детерминирует качественную сторону исследований, их эффективность и результаты. В ходе настоящего исследования:

- получена полная информация о проблеме организации научной работы в неразрывной связи с воспитанием нравственно-ориентированной личности в условиях поликультурной информационной среды, предложены пути ее решения;

- разработана методология и методика организации научно-исследовательского поиска, изучения, систематизации и интерпретации данных о подвиге военнослужащих и целых народов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов с учетом поликультурной информационной среды.

- выявлены наиболее актуальные уровни в многомерной структуре методологического знания в условиях поликультурной информационной среды: технологический, общенаучный, философский, конкретно-научный;

1) на технологическом уровне определены аутентичные и достоверные источники для отбора эмпирического и фактологического материала исследования;

2) на общенаучном уровне полученные данные рекомендовано интерпретировать с учетом когнитивного, историко-

философского, антропоцентрического и методологических подходов;

3) конкретно-научный уровень методологии работы предполагает использование современных лингвокультурологиче-ских теорий актуализации концепта в языке и речи и когнитивного лингвистического вектора познавательной деятельности;

4) философский уровень определяет мировоззренческие подходы к процессу познания и интерпретации полученных данных, имеющих большое гносеологическое значение; подтверждает, что изучаемые феномены хотя и располагаются на разных уровнях представления о действительности, законах и закономерностях бытия, но обнаруживают теснейшую взаимосвязь;

- каждый методологический уровень изучения исследуемого феномена реализует регулятивную и нормативную, научно-познавательную, описательную и другие функции, позволяющую разработать и реализовать способы методологического обеспечения научного исследования, формирует идеологическую и мировоззренческую позицию;

- показана значимость механизма рефлексии, оказывающего положительное влияние на качественную сторону дальнейших исследований.

Разработанная и описанная выше методология способствует эффективной организации научной деятельности ВНОК в

военном вузе, упорядочении её в целостную систему с четкими характеристиками, логической структурой, определяющими процесс её осуществления. К тому же, роль методологического подхода при выполнении научного исследования заключается в формировании целостной методологической основы деятельности ВНОК, определяющей выбор позиции его участников, влияет на качественную сторону результатов исследований. Данный подход возможно реализовать в единстве общенаучных философских принципов, которые выступают гносеологической основой деятельности начинающего ученого-исследователя. В условиях поликультурной информационной среды это служит опорой для начинающего ученого в постижении научной и языковой картины мира, национального менталитета разных стран и народностей, способствует духовно-личностному росту курсантов. В свою очередь, разработанная нами система действует в русле положений Указа Президента РФ о защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Авторы настаивают на признании традиционных духовных ценностей важнейшей составляющей педагогической и научно-исследовательской деятельности в преподавании социально-гуманитарных дисциплин в военном вузе в современных условиях.

Литература

1. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. Москва, 1973. 272 с.

2. Воркачев, С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт / С.Г. Глебов. М., 2004. 192 с.

3. Глебов, А.А. К проблеме методологического обоснования научно-педагогического исследования / А.А. Глебов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2019. № 8(141). С. 18-22.

4. Данелян, Г.В. Воспитание патриотизма в процессе обучения иностранному языку на примере летчиков-героев Великой Отечественной войны / Г.В. Данелян, Н. Ю. Борисиков // Этих дней не смолкнет Слава. Советская авиация в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. : Всероссийская заочная научно-практическая конференция, Краснодар, 27-28 апреля 2020 года. Краснодар, 2020. С. 50-54.

5. Ипполитова, Н.В. Методологические основания исследования проблем профессиональной педагогики / Н.В. Ипполитова // Научные исследования в образовании. 2012. № 11. С. 19а-25.

6. Косимов, Д. Военные летчики - герои Узбекистана / Д. Косимов, С. Рахмонов, Э.П. Шпальченко // Межвузовский сборник научных трудов. Краснодар, 2021. С. 302-305.

7. Курбонов, О.Б. Сыновья узбекского народа братья Рахимовы / О.Б. Курбонов, Э.П. Шпальченко // Человечество против фашизма: люди, народы, государства : Материалы IV международной научно-практической конференции, посвященной 77-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне, Омск, 29 апреля 2022 года. Омск, 2022. С. 257-260.

8. Потапов, А.Е. Воздушные рабочие войны. Боевые будни узбекского летчика, героя советского союза А.И. Ишанкулова / А.Е. Потапов, У.А. Маматкулов // Этих дней не смолкнет Слава. Советская авиация в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. : Всероссийская заочная научно-практическая конференция, Краснодар, 27-28 апреля 2020 года. Краснодар, 2020. С. 160-164.

9. Потапов, А.Е. Подвиг кыргызского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов / А.Е. Потапов, Б.Н. Назаркулов // Идет война народная, Священная война! : Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции, посвященной 80-летию начала Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, Краснодар, 16 июня 17 2021 года. Краснодар, 2021. С. 86-91

10. Рахмонов, С. Патриот своей страны (на примере исследования боевого пути сержанта И.Р. Насырова) / С. Рахмонов, Э.П. Шпальченко // Актуальные вопросы развития авиационной военной науки и практики : Материалы XII Международной Научно-практической конференции ВНО, посвященной 61-й годовщине полета Ю.А. Гагарина в космос, Краснодар, 12-15 апреля 2022 года. Краснодар, 2022. С. 168-174.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502

12. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. : Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С М. Ковалёв, В.Г. Панов. Москва, 1983. 840 с.

13. Розин, А.Е. Воспитание патриотических качеств средствами иностранного языка / А.Е. Розин, Л.А. Хамула // Актуальные вопросы развития авиационной военной науки и практики : Материалы XII Международной научно-практической конференции ВНО, посвященной 61-й годовщине полета Ю.А. Гагарина в космос, Краснодар, 12-15 апреля 2022 года. Краснодар, 2022. С. 180-186.

14. Шпальченко, Э.П. Вклад узбекского народа в дело общей Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг / Э.П. Шпальченко, Д.М. Журакулов, У.А. Маматкулов // Этих дней не смолкнет Слава. Советская авиация в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. : Всероссийская заочная научно-практическая конференция, Краснодар, 27-28 апреля 2020 года. Краснодар, 2020. С. 63-68.

15. Шпальченко, Э.П. О воспитательной роли английского языка в научно-исследовательской работе / Э.П. Шпальченко // Современное военное образование как фактор укрепления международного военного сотрудничества : сборник материалов международной научно-методической конференции (посвященной 60-летию обучения иностранных курсантов и слушателей в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков). Краснодар, 09-10 сентября 2020 г. Краснодар, 2020. С. 75-79.

16. Шпальченко, Э.П. К вопросу о роли технологического и технического контекста в формировании предметной области «военная авиация» / Э.П. Шпальченко // Военно-филологический журнал. 2022. № 4. С. 80-88.

Шпальченко, Э.П. Когнитивная процедура интерпретации предметной области научного знания / Э.П. Шпальченко // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики : Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 23-24 июня 2022 года. Краснодар, 2022. С. 211-222.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Шпальченко Э.П. Методология научно-исследовательского процесса в военном вузе в условиях поликультурной информационной среды (на примере организации работы Всероссийского научного общества курсантов) / Э.П. Шпальченко // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 2. С. 9-12.

Сведения об авторе Шпальченко Элина Петровна

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова Краснодар, Россия E-mail: [email protected]

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 2, pp. 9-12.

METHODOLOGY OF THE RESEARCH PROCESS IN A MILITARY INSTITUTE DEALING WITH THE MULTICULTURAL INFORMATION ENVIRONMENT (on the example of the organization of the work of the All-Russian Scientific Society of cadets)

Shpalchenko E.P.

Krasnodar Air Force Institute for Pilots named after the Hero of the Soviet Union A.K. Serov, Krasnodar, E-mail: [email protected]

Abstract. The article deals with the process of development and practical implementation of methodology in the organization of research work of the All-Russian Scientific Society of Cadets (VNOK) in a military university. The most relevant levels in the multidimensional structure of methodological knowledge are identified, the functional of each of the levels for the phenomenon under study is established. Operating in a scientific team is closely connected with the upbringing of a morally oriented personality, which is shown by the example of understanding the concept of "patriotism" in a multicultural information environment.

Objective. To develop a methodology of scientific research taking into account specific approaches to solving the problem of patriotic education in a multicultural information environment on the example of the activities of the All-Russian Scientific Society of Cadets (VNOK) Materials and methods. The materials of scientific and practical conferences of military universities, scientific publications containing a study of the contribution to the common Victory over fascism during the Great Patriotic War of 1941-1945 were used. General scientific methods of descriptive, comparative and statistical analyses, specific scientific methods of linguistic interpretation of language formations, etc. were used. Systemic, competence-based, axiological, humanistic, integra-tive, culturological, socio-cultural, cognitive approaches were chosen as working strategies. Results. The obtained conclusions and results are able to contribute to the discipline "Methodology of scientific research". The described methodology contributes to the effective organization of the scientific activity of the military higher education institution, its ordering into an integral system with clear characteristics, logical structure that determine the process of its implementation. The analysis of the published scientific articles results is based on the developed methodology, which determines the choice of the position of participants, improving the quality of researching. Conclusion. The author emphasizes the importance of the unity of general scientific and philosophical principles, which act as the epistemological basis for the activities of a novice scientist. An actual component of educational, pedagogical and research activities in the teaching of social and humanitarian disciplines is the introduction of methodology, taking into account the implementation of the provisions of the Decree of the President of the Russian Federation "Protection of traditional

Russian spiritual and moral values, culture and historical memory". Thus, being a cadet in a multicultural environment involves understanding the traditional values of one nation through the prism of moral guidelines of other ethnic groups.

Keywords: methodological approach, structure, principle, system, strategy, function, concept, national, values, scientific work, education, patriotism.

Information about the author Shpalchenko Elina Petrovna

Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov

Krasnodar, Russia E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 10.01.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 18.02.2023.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.