УДК 371.385:372.881.161.1
Кондрашова Ольга Васильевна
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова https://orcid.org/0000-0001-9272-9971
Савостьянова Юлия Ивановна
кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова https://orcid.org/0000-0002-9081-7107
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
НАУЧНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ НА КАФЕДРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Kondrashova Olga Vasilyevna
D.Phil. in Philology, Professor,
Russian Language Department, Krasnodar Air Force Institute for Pilots https://orcid.org/0000-0001-9272-9971
Savostyanova Yulia Ivanovna
PhD in Philology, Associate Professor, Head, Russian Language Department, Krasnodar Air Force Institute for Pilots https://orcid.org/0000-0002-9081-7107
FEATURES OF THE SCIENTIFIC WORK ORGANIZATION OF CADETS AT THE RUSSIAN LANGUAGE DEPARTMENT OF THE MILITARY-TECHNICAL UNIVERSITY
Аннотация:
В статье рассматриваются основные направления и формы военно-научной работы с курсантами на кафедре русского языка Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков. Рассмотрены особенности организации указанной работы на непрофильных (языковых) кафедрах, представлена система совместной исследовательской деятельности преподавателей и курсантов в рамках образованной на кафедре военно-научной секции, предложены актуальные темы научных работ обучающихся по профилю кафедры. Приводится пример краткой разработки одной из тем в виде плана-проспекта, соответствующего требованиям, предъявляемым к научным исследованиям. Доказано, что правильная организация военно-научной работы на языковой кафедре способствует формированию навыков научно-исследовательской деятельности и значительно повышает интерес обучающихся к родному или изучаемому языку как средству профессионального общения и сокровищнице русской национальной культуры.
Ключевые слова:
военно-научная работа, кафедра русского языка, военно-технический авиационный вуз, исследовательская деятельность, тематика научных работ курсантов по языковым дисциплинам, иностранные обучающиеся
Summary:
The study presents the main directions and forms of military-scientific work with cadets at the Russian Language Department of the Krasnodar Air Force Institute for Pilots. The authors draw attention to the peculiarities of the organization of this work in non-core (language) departments, present a system of joint research activities of teachers and cadets within the framework of the military-scientific section formed at the department, and offer current topics of scientific works of students in the profile of the department. An example of a brief development of one of the topics in the form of a plan-prospectus that meets the requirements for scientific research is given. It is proved that the correct organization of military-scientific work at the language department contributes to the formation of research skills and significantly increases the interest of students in their native or studied language as a means of professional communication and a treasure trove of Russian national culture.
Keywords:
military-scientific work, the Russian Language Department, military-technical aviation university, research activities, subjects of scientific works of cadets in language disciplines, foreign students
Одним из магистральных направлений педагогики современной высшей школы считается расширение общенаучного кругозора обучающихся, привитие им творческого подхода к избранной профессии и формирование у них исследовательских навыков и инновационного стиля мышления в области изучаемых дисциплин [1, с. 49]. Это подтверждается требованиями, определяемыми новым федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования - специалитет по специальности 25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов (ФГОС ВО 3++), а также установленными в нем универсальными компетенциями по
результатам освоения программы специалитета: системное и критическое мышление (УК-1), разработка и реализация проектов (УК-2), самоорганизация и саморазвитие (УК-6) [2, с. 9-10].
Упомянутые образовательные задачи решаются как в аудиторное время, согласно учебным планам многопрофильных и специализированных вузов (например, на семинарах по подготовке квалификационных учебно-научных исследований), так и во внеучебные часы самостоятельной работы обучающихся (в форме выполнения самостоятельных научных проектов и участия в студенческих конференциях под руководством преподавателя). И в том, и в другом случае центром организации и ведения научной работы в вузе выступает кафедра как подразделение, укомплектованное научно-педагогическими кадрами и ориентированное на совместную образовательно-исследовательскую деятельность с обучающимися в целях их подготовки к решению научно-исследовательских профессиональных задач [3].
Приоритет в такой деятельности принадлежит, безусловно, специальным и выпускающим кафедрам, руководящим курсовыми работами и дипломными проектами [4]. Что же касается общенаучных и гуманитарных кафедр, в частности лингвистических, то в техническом вузе они нередко рассматриваются как вспомогательные, не претендующие на сколько-нибудь серьезную включенность в научно-исследовательскую работу с обучающимися, что, на наш взгляд, является устойчивым заблуждением, актуальность обсуждения которого педагогическим сообществом давно назрела. Цель данной статьи - показать, опираясь на многолетний опыт практической разработки данной проблемы, возможности кафедры русского языка в области научной подготовки курсантов военного авиационного вуза.
Кафедра русского языка Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ), работающая с иностранными и российскими курсантами, реализует одновременно две принципиально разные образовательные концепции:
• во-первых, обеспечивает языковую подготовку иностранных военнослужащих (ИВС) к получению авиационных специальностей на русском языке (сначала - на этапе довузовского подготовительного обучения, а затем - путем реализации сопроводительной языковой программы на четырех основных курсах);
• во-вторых, расширяет лингвистические знания и повышает речевую компетенцию будущих офицеров-летчиков РФ в процессе преподавания им дисциплины «Русский язык и культура речи» (в первом семестре обучения).
При этом единый объект изучения - русский язык - рассматривается на занятиях с разных сторон: в первом случае извне, как иностранный, с акцентированием специальной лексики, практической грамматики и научного стиля речи, а во втором - изнутри, с позиции его носителей, в аспекте нормативности, стилистической уместности и риторической убедительности военно-профессиональной речи.
Казалось бы, специфика контингентов обучающихся и разнородность решаемых педагогических задач, как и непрофильность кафедры, накладывает ограничения на возможности ведения с курсантами научной работы: ИВС недостает для этого знания русского языка, активность же российских первокурсников в этой области образовательной деятельности пока еще недостаточно мотивирована, кроме того, их интерес к родному языку в значительной степени подорван не всегда удачным школьным преподаванием предмета. Тем не менее научно-исследовательская работа с курсантами, как российскими, так и иностранными, на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации № 670 от 15 сентября 2014 г. [5] и в соответствии с Положением о военно-научном обществе Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков [6] под руководством заместителя начальника КВВАУЛ по учебно-научной работе проводится преподавателями кафедры русского языка системно и планомерно [7].
С целью успешного осуществления этой деятельности уже в 2007 г., когда кафедра русского языка стала самостоятельным подразделением КВВАУЛ, на ее базе и в рамках военно-научного общества курсантов (ВНОК) была создана военно-научная секция (ВНС) «Русский язык в системе военного образования». В задачи секции, кроме определяемых руководящими документами, входит раннее привлечение обучающихся к самостоятельной исследовательской работе, ознакомление их с методикой, порядком ведения и текстового оформления научных работ, привитие им навыков устного представления перед аудиторией результатов своего исследования и, главное, - пробуждение у курсантов творческого интереса к богатству и разнообразию родного или изучаемого языка как универсального средства человеческого общения и уникального культурного феномена.
Известно, что рождение интереса к познаваемому предмету возможно только тогда, когда предмет этот преподается проблемно, с регулярным выполнением обучаемыми посильных для них учебно-творческих заданий, требующих, с одной стороны, знания изученного материала, а с
другой - сообразительности, смекалки в практическом применении полученных знаний. В линг-вометодической литературе такая смекалка именуется языковым чутьем, и развитие этого чутья признается важнейшим достижением лингводидактики, в силу чего успешное обучение языку просто не может быть нетворческим.
Курсанты-иностранцы уже на подготовительном курсе с интересом находят различия в родном и изучаемом языках, отмечая труднопроизносимые для них русские звуки (например, согласные [з, ж, ц, ч, щ], гласный [ы]), особенности письма (визуальное совпадение некоторых графем латиницы и кириллицы при разном их чтении; иную, чем в арабском языке, направленность письма), грамматические различия (наличие рода у неодушевленных существительных, разветв-ленность системы склонения имен, сложность видовременных связей глагольных форм и др.). Особое внимание обучающиеся уделяют фразеологизмам, сравнивая русские устойчивые речения с фразеологическими образами родного языка (например, русскому выражению Семь раз отмерь -один раз отрежь соответствует китайский фразеологизм с другим числительным: сань сы эр син, означающий буквально «три раза думать, потом действовать» или, другими словами, - «долго рассуждай, да скоро делай»). Преподаватели, работающие с группами подготовительного курса по шесть аудиторных часов ежедневно, поощряют этот интерес к явлениям изучаемого языка и помогают курсантам отобрать языковые факты для дальнейшего (возможно, уже на основных курсах) их сопоставления и характеристики. Такие творческие работы иностранных военнослужащих, хотя и не претендуют на значительную теоретическую основательность и научную глубину, интересны оригинальным эмпирическим материалом и ценны тем, что являются первым опытом описания собственных наблюдений инофонов на языке обучения. Кроме того, они расширяют лингвокуль-турный кругозор учащихся, оптимизируют их внимание к русскому языку.
На втором и третьем курсах исследовательский интерес иностранных курсантов направляется преподавателями кафедры уже в сферу профессионального общения, например, проводится сопоставление военных команд в русском и вьетнамском языках; исследуются французские заимствования в терминологии российской авиации, содержательно и структурно систематизируется авиационная терминология по темам «Наименования самолетов», «Конструкция летательного аппарата», «Авиационное оборудование», «Фигуры пилотажа» и др. Такие работы способствуют более полному освоению обучаемыми языка специальности и, следовательно, повышению уровня их профессиональной подготовки.
Перед российскими курсантами-первокурсниками по мере изучения ими разделов дисциплины «Русский язык и культура речи» также ставятся проблемы, требующие осмысления и возможного развития в рамках кафедральной ВНС. Например, при изучении раздела «Языковой аспект культуры речи», ключевым в котором является понятие речевой нормативности, учащимся предлагаются темы: «Русская орфография - хаос или система?»; «Почему мы делаем пунктуационные ошибки?»; «Англицизмы в современном русском языке - беда или благо?»; «Что такое слова-паразиты и как с ними бороться?». Раздел «Социальный аспект культуры речи», в котором освещается стилистическая уместность употребления языковых единиц в тех или иных ситуациях речи, позволяет сформулировать такие пользующиеся популярностью у обучаемых темы исследования: «Интернет-общение - особый стиль речи или смешение стилей?»; «Современный молодежный жаргон как социально-культурное явление»; «"Канцелярит" как болезнь речи». Для заключительного раздела дисциплины «Профессиональный аспект культуры речи», посвященного изучению особенностей военной риторики, актуальными становятся следующие темы исторического плана: «Векторы риторического пафоса в речах русских полководцев Х11-ХХ веков»; «Фельдмаршал А.В. Суворов как выдающаяся риторическая личность»; «Требования к образцовой речи офицера» и подобные. Кроме того, учащиеся с удовольствием откликаются на предлагаемые им социолингвистические и лингвокультурные темы, такие как «Пути сохранения национального языка и культуры в условиях мировой глобализации», «"Мы говорим на разных языках": причины взаимонепонимания поколений»; «Образ Родины в словах-ассоциациях (на материале опроса однокурсников)» и др.
Основным стимулом к разработке названных и других предлагаемых обучающимся тем служит, как уже было сказано, живой интерес курсантов к проблемным явлениям языка или речи. Однако одного интереса к предмету описания недостаточно для выполнения даже простого самостоятельного изыскания в сфере любой науки, в том числе и лингвистики. Помимо умения заинтересовать обучающихся многообразием «загадок» языка, преподавателю следует взять на себя труд составления краткой разработки выбранной курсантом темы в виде плана-проспекта, соответствующего требованиям, предъявляемым к научным исследованиям всех уровней. Такой план-проспект должен содержать точную формулировку темы, обоснование ее актуальности и практической значимости, определение объекта и предмета изучения, четко поставленную цель с вытекающими из нее конкретными задачами, рабочую гипотезу (ведущую идею) исследования,
перечень основных методов, общий план работы и базовую литературу по теме. В качестве примера приведем план-проспект научного исследования, реализуемого российским курсантом-первокурсником в 2020-2021 учебном году.
Военное ораторское искусство как особый вид социально-политической риторики
Объект исследования - военная риторика.
Предмет изучения - речевая деятельность офицера и аспекты военной риторики.
Актуальность работы заключается в необходимости уже на начальном этапе обучения в военном вузе уяснить место и роль речевой деятельности в подготовке военного специалиста.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи», а также в самовоспитании будущих офицеров как военных ораторов.
Цель: на основе научных исследований современной военной риторики показать, что этот вид ораторского искусства совмещает в себе черты педагогической (академической) и военно-политической риторики; определить значимость профессиональной риторики для военных специалистов (по опросам будущих офицеров).
Задачи исследования
1. Изучить научную литературу по теме исследования, составить библиографический список.
2. Охарактеризовать понятие «современная военная риторика» как комплексный вид социально-политической риторики.
3. Провести опрос курсантов военного вуза о значимости риторических умений в будущей профессиональной деятельности и обобщить результаты анкетирования.
4. Оформить текст по проведенному исследованию, подготовить презентацию и выступить с сообщением на конференции ВНОК.
Рабочая гипотеза. Современный офицер в своей военной службе и профессиональной деятельности совмещает несколько функций: военного специалиста; командира, педагога и воспитателя для подчиненных; исполнителя приказов и поручений для старших по званию. Все эти роли связаны с речью и требуют умелого владения словом, поэтому военная риторика сегодня должна формировать офицеров-ораторов с достаточным регистром устных и письменных речевых умений, основанных на прочных знаниях, широком мировоззрении и твёрдых морально-нравственных принципах.
Методы исследования: анализ, сопоставление, обоснование, описание, обобщение, интервьюирование.
План работы
Введение (методологические основы исследования).
1. Из истории военного красноречия.
2. Военная риторика в традиционной системе родов и видов ораторского искусства.
3. Речевая деятельность современного офицера.
4. Значимость военной риторики в подготовке военных специалистов.
Заключение (результаты исследования).
Литература
1. Далецкий Ч.Б. Динамическая дифференциация военной риторики: Теоретико-методологические аспекты: дисс. ... д-ра философских наук: 24.00.01. Москва, 2000. 290 с.
2. Зверев С.Э. Военная риторика Нового времени. СПб., 2012. 400 с.
3. Зверев С.Э. Военная риторика в системе воспитания военнослужащих // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). № 9 (17). 2012. С. 62.
На заседаниях ВНС, которые регулярно (обычно один раз в месяц) проводятся в часы самостоятельной работы обучающихся на протяжении всего учебного года, руководитель секции объясняет значимость каждого пункта такого плана-проспекта, а курсанты поочередно рассказывают о ходе выполнения планов своей научной работы, которые корректируются и дополняются ими в процессе разработки темы. Такие выступления на секции и участие в обсуждении процесса самостоятельной работы товарищей стимулируют научную деятельность курсантов, позволяют им апробировать собственные наблюдения и выводы, предвидеть возможные ошибки, подготовиться к выступлению на конференции военно-научного общества, проводимой, как правило, в апреле каждого года. По результатам этой конференции лучшие доклады публикуются в журнале КВВАУЛ «Россия. Курсант. Самолет», а авторы этих докладов награждаются грамотами начальника училища.
После подведения итогов конференции и оказания помощи обучающимся в оформлении текстов статей по лучшим исследованиям на заседании кафедры русского языка анализируется
опыт научной работы с курсантами за истекший период и вырабатываются рекомендации по совершенствованию этого направления педагогической деятельности коллектива, что находит отражение в обобщающих научно-методических публикациях ведущих преподавателей.
Таким образом, стратегия научно-учебной работы с курсантами и методика ее проведения, разработанные и апробированные педагогическим коллективом кафедры русского языка КВВАУЛ, дают основания полагать, что языковые кафедры военно-технических вузов могут и должны проявлять активность в осуществлении продуманной и целенаправленной научной работы с обучающимися по тематике преподаваемых дисциплин.
Одной из результативных форм такой работы является совместная исследовательская деятельность преподавателей и курсантов в рамках образованной на кафедре научной секции, которая позволяет сочетать индивидуальные консультации научного руководителя с исполнителем темы и коллективные обсуждения как исследовательского процесса (рабочие заседания), так и достигнутых результатов (научная конференция курсантов). Лингвистические проекты по изучению отдельных проблем или явлений русского языка, выполняемые при такой организации научной работы российскими и иностранными курсантами под руководством преподавательского состава кафедры, с одной стороны, прививают учащимся начальные навыки научно-исследовательской деятельности, а с другой - значительно повышают их интерес к родному или изучаемому языку как средству профессионального общения и сокровищнице русской национальной культуры.
Ссылки:
1. Медведев В.И., Панков В.П. Инновационный потенциал вуза // X Международная научно-практическая конференция молодых ученых, посвященная 59-ой годовщине полета Ю.А. Гагарина в космос (8-9 апреля 2020 года): сб. научных статей. Краснодар, 2020. С. 45-51.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов. Приложение к Приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21.08.2020 г. № 1083 [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/250504.pdf (дата обращения: 16.04.2021).
3. Там же.
4. Тимофеева Е.М., Белик Н.П., Тимофеева А.С. Научно-исследовательская работа студентов технических вузов // Фундаментальные исследования. 2007. № 12-3. С. 462-463.
5. Приказ Министра обороны РФ от 15.09.2014 N 670 (ред. от 24.10.2019) «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Положение о военно-научном обществе Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков. Утверждено 15 декабря 2020 г. Краснодар, 2020.
7. Кондрашова О.В., Шельдешова И.В. Лингвопедагогический потенциал научной работы российских курсантов по тематике дисциплины «Русский язык и культура речи» // Гуманитарные основы инженерного образования: методические аспекты в преподавании речеведческих дисциплин и проблемы речевого воспитания в вузе: сб. мат-лов VI межвуз. всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2020. С. 27-32; Кондрашова О.В., Шельдешова И.В. Методика преподавания русского языка в военном авиационном вузе. Краснодар, 2018. 161 с.; Кондрашова О.В., Шельдешова И.В. Научная работа по гуманитарной тематике с курсантами ИВС военно-технического вуза // Гуманитарные основы инженерного образования: методические аспекты в преподавании речеведческих дисциплин и проблемы речевого воспитания в вузе: сб. мат-лов VI межвуз. всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2020. С. 33-37; Савостьянова Ю.И., Сичинава Ю.Н. Организация военно-научной работы с иностранными курсантами на кафедре русского языка // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики: мат-лы III Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2017. С. 15-23; Савостьянова Ю.И., Сичинава Ю.Н. Рационализаторская работа на кафедре русского языка в военном вузе // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. 16-17 июля 2020 года. Краснодар, 2020. С. 193-197.
Редактор, переводчик: Невзорова Наталья Викторовна