УДК 796.011
МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
С.С. Русакова, Н.Н. Мугаллимова
Рассмотрена методология модернизации системы физического воспитания в вузе, которая должна строиться по типу общепедагогических технологий, предполагающих синергетику компонентов технологий инновационной направленности (по ориентации на личностные структуры, типу организации познавательно-моторной деятельности, содержанию модернизации и модификации) и традиционно сложившихся, ограничивающих образовательное пространство преимущественно развитием двигательной сферы.
Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, личностно ориентированный подход, высшие учебные заведения.
Развитие современного общества характеризуется вниманием к миру личности, персоналистическими тенденциями в культуре и в образовании. В конце XX века, в связи с тенденциями гуманизации общества, появилось новое педагогическое мышление, сущность которого заключается в пересмотре системы ценностей и приоритетов в образовательной сфере. Ведущей идеей нового педагогического мышления является идея развития, которая предполагает создание необходимых условий для развития личности, обеспечение развития и саморазвития самой системы образования, превращение последней в действенный фактор развития общества.
Личностно ориентированный подход предполагает такую систему отношений в образовании, когда детерминированная социальными условиями личность сама выступает определяющей стороной этих отношений, придавая им черты избирательности, системности, целостности, саморазвития, нарушая линейность процесса образования, чего нельзя добиться в старых авторитарных педагогических системах. Образование при таком подходе направлено на создание условий для полноценного развития и саморазвития личности. Основным результатом личностно ориентированного образования выступает новый уровень овладения культурой, изменение отношения человека к миру и к самому себе, повышение ответственности за последствия своих действий [1, 3, 4].
В основе, формирующейся при этом культуры жизненного самоопределения, лежит осознание субъектом идеалов, целей, планов («хочу»), личных и физических свойств, возможностей, склонностей, дарований («могу») и требований, предъявляемых к нему нормами, принятыми в группе, коллективе, обществе («требуют»), а также готовность вести относительно автономную жизнедеятельность в системе
общественных отношений. Соотнесение личностью «хочу», «могу» и «требуют» определяет содержание, интенсивность, целенаправленность ее поведения и деятельности.
Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности человека, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При этом индивидуальность рассматривается как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся на основе наследственных природных задатков в процессе воспитания и одновременно - и это главное для человека - в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого субъекта обучения, создание социокультурной ситуации развития, исходя из признания уникальности и неповторимости его психологических особенностей. Личностное начало в студенте нарушает программированность учебного процесса, создавая возможность выбирать нужное саморазвитию [2, 5].
Ученые разных стран, в том числе и России, ставят вопрос о необходимости существенной перестройки системы физического воспитания учащейся молодежи на основе принципов гуманистической педагогики и психологии. Гуманизация выступает как объективная необходимость и закономерная тенденция развития неспециального физкультурного образования. Она обусловлена как потребностью общества, его демократизацией и возрастанием в этой связи требований к духовной, нравственной и физической культуре личности будущего специалиста, так и внутренним развитием самой системы физкультурного образования, его переходом от экстенсивного к интенсивному, качественно новому принципу развития личностного начала. В связи с этим говорится о необходимости перехода от физического к физкультурному воспитанию.
Физкультурное воспитание преследует более широкие цели -воспитание личности через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. В этой связи философским основанием физкультурного воспитания становится утверждение целостного подхода к сущности человека как единству интеллектуального, мировоззренческого и двигательного компонентов, а также осознание человеком и обществом культурной ценности физкультурно-спортивной деятельности. Физкультурное воспитание предполагает усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности. Оно нацелено на превращение учащегося из объекта социально-педагогического воздействия в активного субъекта творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию и самоопределению.
Методологическим основанием физкультурного воспитания выступают деятельностный подход к организации образовательного процесса. Целесообразность его использования в процессе формирования физической культуры молодого человека состоит в том, что данный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала личности. Он определяет специфические условия, которые вызывают активность субъекта, что, в свою очередь, способствуют его развитию.
Реализация деятельностного подхода предусматривает решение задач активного обучения, проявления инициативы занимающихся, их творческого мышления и соответствующего уровня интеллектуальных способностей в организации собственной физкультурно-игровой деятельности. В его основе заложена идея непрерывного физкультурного образования студенческой молодежи, суть которого состоит в том, чтобы научить молодого человека осознанно заботиться о своем здоровье, используя современные методы самовоспитания, самообразования и самосовершенствования в течение всей жизнедеятельности, а также осознание приоритета эмоционального аспекта физкультурно-игровой деятельности, эффект удовольствия и личного успеха.
Для совершенствования организации физического воспитания молодежи необходимо учитывать индивидуальные морфофункциональные и психологические особенности человека, соответствие содержания физической активности ритмам возрастного развития личности, а также предусматривать свободу выбора форм и интенсивности занятий, содействующих физическому совершенствованию и укреплению здоровья.
Решение задач, поставленных перед физическим воспитанием, должно осуществляться через реализацию интереса занимающихся к тому или иному виду физической культуры. Физическое воспитание оказывает благотворное, развивающее влияние только в том случае, когда со стороны субъекта проявляется творческая активность, которая обуславливается повышенным интересом молодежи к занятиям. Поэтому при организации физического воспитания одним из главных первоначальных моментов должно быть выявление потребности, мотива к определенному виду физической активности, а также развитие мотивации в силу ее динамичности и гибкости.
В настоящее время усиливается тенденция при выборе содержания занятий физической культуры учитывать возможности и потребности отдельной личности. Имеет место разделение занятий для «слабых» учащихся и для тех, кто имеет склонности к спортивным занятиям и спортивным достижениям. В последние годы выполнен ряд работ, посвященных разным аспектам проектирования личностно ориентированного образовательного процесса по предмету «Физическая культура».
Ключевыми позициями обновления системы физического воспитания, по убеждению ряда ученых, должны стать демократизация и
гуманизация его основных положений, развитие социокультурных, региональных и национальных аспектов, усиление образовательной направленности и творческое освоение ценностей физической культуры. В частности, в исследовании В.С. Якимович [7] говорится, что совершенствование системы физического воспитания должно осуществляться на основе принципов гуманистической педагогики, где личность человека есть высшая социальная ценность. Реализация указанных принципов наиболее эффективна на основе личностно ориентированного подхода в образовании, который предполагает построение особого рода педагогического процесса, направленного на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида.
В исследовании В.С. Якимович сформулирована новая концепция проектирования системы физического воспитания детей и молодежи в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях. Её принципиальными особенностями являются: согласование целей системы физического воспитания с целями личности; приоритетность воспитательных задач (духовно-нравственных и эстетических) по отношению к задачам обучения (формирования знаний, умений и навыков) и развития способностей человека (физических, психических); направленность педагогического процесса на создание условий (личностно развивающей ситуации) для полноценного проявления и развития личностных функций учеников, а не на формирование личности с заданными свойствами; правильная топологическая конфигурация, архитектура педагогических воздействий на ученика, а не их сила, так как малые, но правильно организованные (резонансные) воздействия на человека гораздо эффективнее сильных, но бессистемных влияний.
В процессе разработки методики составления учебных программ по «Физической культуре» для образовательных учреждений, соответствующих авторской концепции и выявленным практическим требованиям, определены проблемные области, от корректного решения ряда вопросов в которых зависит конечный успех прикладных разработок. К таким областям относятся: определение перспективных целей личности в процессе ее физического воспитания (далекой, средней и близкой); постановка конкретных воспитательных, образовательных и развивающих задач с учетом ведущей деятельности личности, свойственной различным возрастным этапам; выбор фактических путей создания личностно развивающей ситуации на учебных занятиях по физической культуре; классификация средств и методов физического воспитания в соответствии с сенситивными периодами развития двигательных качеств; объективизация подхода к содержанию тестов для определения уровня усвоения знаний, умений и навыков физической культуры; стандартизация педагогических тестов и контрольных показателей физического развития в зависимости от возрастных и половых различий занимающихся.
Автором на основе разработанной педагогической технологии подготовлены альтернативные учебные программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ и высших учебных заведений. Основная их особенность заключается в том, что все они в целом, а равно и их компоненты, подчинены всеобщим законам структуры систем (субординации, координации, совместимости, специализации, строго определенной пространственно-временной расположенности компонентов).
В.Г. Шилько [6] на основе результатов 10-летнего эксперимента был сделан вывод, что наиболее перспективным направлением модернизации существующей системы физического воспитания является внедрение личностно-ориентированных инновационных технологий. В ходе исследования им разработана трехкомпонентная модель проведения занятий по физической культуре студентов, которая включает: спортивно-видовые технологии учебно-тренировочных программ по наиболее популярным видам спорта у студентов (баскетбол, бодибилдинг, волейбол, ритмическая гимнастика, плавание, шахматы); общеразвивающие технологии, предполагающие использование элементов спортивно-видовых технологий и учебно-тренировочных программ на занятиях ОФП, легкой атлетикой и лыжами; оздоровительные технологии, разработанные с учетом распространенных в студенческой среде заболеваний.
Применение этих технологий автор предлагает осуществлять с учетом физкультурно-спортивных интересов и потребностей занимающихся, пола, состояния здоровья, уровня общей и специальной физической подготовленности, мотивационной сферы, а также психоэмоциональных особенностей студентов.
Физкультурно-образовательные технологии модернизации системы физического воспитания позволили В.Г. Шилько определить основные принципы реализации личностно ориентированного содержания двигательной активности студентов: свободный выбор физкультурно-спортивной деятельности; организация тренирующих воздействий; формирование учебно-тренировочных групп с учетом личностных характеристик физической подготовленности, мотивов и интересов; оптимальность тренировочных нагрузок и их адекватность индивидуальному морфофункционалъному и психологическому статусу студентов; преемственность регламентированных и самостоятельных форм занятий; целостность и интегративность содержания физического воспитания; диагностика учебно-образовательного процесса и его коррекция по результатам мониторинга; отказ от нормативного подхода; оптимальность объема и интенсивности двигательной активности как основного критерия эффективности физкультурно-образовательного процесса; ситуация успеха как стимул формирования мотивов познавательно-моторной деятельности студентов [6].
Таким образом, методология модернизации системы физического воспитания в вузе должна строиться по типу общепедагогических
технологий, предполагающих синергетику компонентов технологий инновационной направленности (по ориентации на личностные структуры, типу организации познавательно-моторной деятельности, содержанию модернизации и модификации) и традиционно сложившихся, ограничивающих образовательное пространство преимущественно развитием двигательной сферы. Ее предметно-содержательная часть, начиная от постановки социально значимых и личностных целей и задач и заканчивая применением новейших средств и способов обработки информации, подчинены достижению базовой цели - формированию физической и спортивной культуры студентов. Разработанная нами методология ориентирует педагогический процесс на конвергентность и дифференцированность педагогических воздействий с учетом мотивационного, аксиологического, личностно-поведенческого,
физического, информационного, рефлексивного, операционного компонентов, направленных на формирование физической и спортивной культуры студентов [1].
Список литературы
1. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч.25. С. 5655-5659.
2. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Авксентьев Е.Н. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. 2014. № 9. Ч.11. С. 2550- 2555.
3. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Сущность и содержание готовности студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Образование и саморазвитие. 2012. № 3 (31). С.140-146.
4. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Зорин С.Д, Программное обеспечение спортивно-ориентированной направленности физического воспитания учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. №6. С. 16-18.
5. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Характеристика интереса студентов к физической культуре // Фундаментальные исследования. 2014. № 3. Ч.2. С. 383-387.
6. Шилько В.Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности: дис. ...д-ра пед. наук. М., 2004. 488 с.
7. Якимович В.С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи на основе личностно ориентированного образования: дис. ...д-ра пед. наук. Волжский, 2002. 380 с.
Русакова Светлана Сергеевна, канд. биол. наук, доц., [email protected], Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
Мугаллимова Надежда Николаевна, канд. пед. наук, доц., nad [email protected], Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
METHODOLOGY OF MODERNIZATION OF SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION
S.S. Rusakova, N.N. Mugallimov
In article the methodology of modernization of system of physical training in higher education institution which has to be under construction as the all-pedagogical technologies assuming synergetrics of components of technologies of an innovative orientation (on orientation to personal structures, type of the organization of informative and motor activity, the content of modernization and modification) and traditionally developed, limiting educational space mainly with development of the motive sphere is considered by authors.
Key words: physical training, students, personally focused approach, higher educational institutions.
Rusakova Svetlana Sergeyevna, candidate of biological Sciences, associate professor, svetikr [email protected], Russia, Kazan, Volga region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,
Mugallimova Nadezhda Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, nad_75@,mail.ru, Russia, Kazan, Volga region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
УДК 796.8
ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ СИЛОВОЙ АЭРОБИКИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОК
НЕСПОРТИВНОГО ВУЗА
А. А. Симавская, В. А. Александрова
Рассмотрен вопрос включения силовой аэробики в учебный процесс студенток неспортивного вуза для акцентированного воспитания силовых способностей девушек. В результате исследования получен значительный прирост по всем тестовым упражнениям, что позволяет рекомендовать данный вид аэробики как эффективный для воспитания силовых способностей.
Ключевые слова: силовая аэробика, физическая культура в неспортивном вузе, девушки молодого возраста (1-й курс).
Уровень здоровья подрастающего поколения в Российской Федерации неумолимо снижается. Поэтому сегодня сохранение и укрепление здоровья детей и подростков является приоритетной задачей государства. Следуя этой задаче, в вузах включен предмет - Физическая